План
Введение
1. Социально-философский анализ ролисемьи
2. Значение семьи в процесседуховно-нравственного воспитания самых маленьких
3. Семейные отношения и ихвоспитательное значение
4. Что и как формирует семья у детейдошкольного и школьного возраста
5. Семья как фактордуховно-нравственного формирования личности подростка
6. Задачи и основы семейноговоспитания
7. Ребенок и природа
Заключение
Список литературы
Введение
Современная семья –клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, каккапелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. Я буду говорить о духовныхценностях и нравственном климате семьи, о методах семейного воспитания и тех,на первый взгляд незначительных деталях повседневного общения, в которыхрождается взаимопонимание, идет трудный и радостный процесс воспитаниячеловека. В настоящее время изменился не только численный состав семьи, но и ееструктура. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, впервую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становленииличности ребенка.
Современный динамичноменяющийся мир нуждается в личности, готовой к постоянной смене имеющихсязнаний, умений на те, которые необходимы для дальнейшего научно-технического исоциального развития общества. В связи с этим особо значимой проблемой научногоисследования становится выработка новых ценностных ориентаций у подрастающегопоколения, которое оказалось в ситуации, когда разрушилась прежняя устойчивостьприобретаемых человеком в процессе социализации знаний и умений. Ими уженевозможно пользоваться в течение достаточно долгого времени. Появляющиесяновые продукты материальной и духовной культуры требуют регулярного обновлениятех ценностей, норм, правил, которые еще недавно обеспечивали успешнуютрудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность человека на протяжениивсей его жизни.
Каждое общество имеетуникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражаетсясамобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваиваетиндивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследованиесистемы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальнойпроблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая“размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываютсяпорушенными, исчезают социальные структуры норм.
Личность, представляясобой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения иразвития. В процессе такого личностного становления постепенно все большеезначение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку всеболее самостоятельно определять задачи и направление собственного развития.Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора имеханизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и приутрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановкуновых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личностипоследовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствованиясистемы ее ценностных ориентаций.
1. Социально-философскийанализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственныхоснов личности составляет одну из главных задач современного общества.Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формированиедуховно-развитой личности в процессе исторического развития общества несовершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляютсяна создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся накаждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственногосовершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развитиячеловека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных идуховных ресурсов общества.
Кто из родителей немечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным,самым добрым и самым мужественным. Кто не надеется, что люди будут уважать сынаили дочь за трудолюбие или знание дела, за воспитанность, за нравственность,иначе говоря, мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей.
Всестороннее гармоничноеразвитие подрастающего поколения – наш идеал. Идеал и семейного и общественноговоспитания. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского иучительского труда, чтобы наши дети вобрали в себя все богатство,интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработаннойчеловечеством. Педагогика утверждает: человек формируется в деятельности, вучении, в труде, в игре, в общении, в творчестве, в спорте, так развиваютсяважнейшие черты человеческой личности. Мы должны понимать и знать чемопределяется и от чего зависит общий ход развития любого ребенка.
2. Значение семьи впроцессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких
Рождение человека – одноиз самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческийзародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила болееполумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуетсяорганизм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцатьмиллиардов нервных клеток! Нервная клетка, из которой в дальнейшем формируетсямозг, – это сложнейший электрохимический агрегат, способный запоминать,анализировать, синтезировать, творить. Процесс внутриутробного развития мозгаобладает одной исключительно важной особенно важной особенностью, не имеющийсебе равных по значению во все последующие периоды. Формирование структурмозга, его тончайших элементов и связей происходит, с одной стороны, понаследственной генетической программе, а с другой – под непременным ипостоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды порецепторным каналам, то есть через органы чувств. Что умеют новорожденный?Первое что он может – пользоваться инстинктами, а затем происходит удивительноесовершенство мозга новорожденного ребенка. Оно состоит в том, что он необычайновосприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира, приобретениюсобственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определятьсодержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, его отношения клюдям, к труду, к самому себе. С первых дней жизни новорожденный ощущаетматеринскую любовь и ласку. Характер взаимоотношений матери и ребенка – одна изважнейших педагогических проблем.
Правильное воспитание… Нерано ли говорить о воспитании? Нет, не рано. Ребенок учится смотреть, слушать,различать цвет и форму, звуки и запахи, осязать. Организовав четкий режим сна,бодрствования, кормления – это и есть воспитание новорожденного. Природа даетребенку, огромную потенциальную жизненную силу, активность, энергию, поэтомуфизическое воспитание, необходимое с раннего детства, в дальнейшем даствозможность формированию всяких навыков, развитию умственных и нравственных способностей.Способности ребенка обнаруживаются только в его деятельности, в процессеспециального обучения.
Увидеть зарождающиеся способностиребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия длятворчества, а порой настойчивость – вот те навыки, которые нужны дляформирования ребенка как личности. Всесторонне развивая способности ребенка,нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитииспособностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способностьпри всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Это позволит маленькомучеловеку стать мастером своего жизненного дела, хозяином своей судьбы ибудущего. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их,а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долготносительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила быпотомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Онможет лишить детей необходимого комфорта, дать им образование, может бытьгоряч, вспыльчив, проявлять тьму недостатков и все же оставить в наследстводетям доброе имя, если умел сохранять мужество в минуту жизненных испытаний,работал над собой, честно и добросовестно исполнял свои обязанности, трудился,проявлял доброжелательность к людям.
Стремление нашепеределать детей по своему образу и подобию часто вызывает борьбу, причиняющуюненужные огорчения и детям, и родителям, потому что она чаще всего не ведет ник чему. Натуры не переломишь. Да, в сущности, ломать ее и не надо. Слишком глуподумать, о том, что дало нам удовольствие или даже счастье, способноосчастливить всякого. Счастье – вещь индивидуальная, и оно возможно только приусловии, что человек остается самим собой. В индивидуальности же и залогталантливости. То, что ребенку по душе, то он и делает хорошо, любовновоспитывая в себе свои природные силы и склонности.
Новая жизнь создает новыеформы, заменяя ими старые, а иногда и просто упраздняя их. Поддерживая у себя всемье старинные обычаи, всегда следует считаться с внутренними побуждениямипротестующей молодежи и решать, стоит ли из-за них воевать и во всяком случаене переносить вопроса на нравственную почву там, где ее, может быть, и нет.
Пусть ребенок испытываетразнообразные впечатления, сталкивается с разными характерами, видит, что людиразно мыслят и спорят, разное любят, лишь бы общий тон отношений был дружественным,чуждым соперничества, вражды, обмана, интриг и всего такого, что не входит вобиход «золотого детства».
3. Семейные отношенияи их воспитательное значение
Мысли и интересы детей неограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир — этодетская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своемунаблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конечно, их запросыи интересы детские, их суждения — детские, но они существуют, и рядом с индивидуальнымичертами.
Наблюдения детей касаютсяне только характеров и отношений, непосредственно затрагивающих их интересы, нозахватывают область гораздо шире. Им есть дело до того, как живут между собойотец с матерью, какое занимает общественное положение отец, любимы ли иуважаемы ли родители. Жизнь взрослых членов семьи кладет свои отпечатки в ихсознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них ужесложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание.
Родители воспитывают, адети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она можетжить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться,злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только кпосторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами,любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. Всемье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, чтовпечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет илиотравляет дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет нашфизический организм. Бывает, что дети вырастают со складом, как раз обратнымтому, какой должен был получиться. Даже у самых горячих «протестантов» мызамечаем, что детство было проведено именно в такой среде, против которой онипротестуют, что служит для них источником противоречий, непоследовательности,недовольства собою. Семейные впечатления служат почти единственным источникомчувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делаетприобретения на всю жизнь. Это самая ранняя и самая влиятельная пища, которойпитается дух растущего организма.
Каждый раз, когда мы,родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, мыисполняем только свою обязанность. Дети заметят работу родителей над собой,оценят ее и привыкнут — сначала из подражания, потом по убеждению — управлятьсобой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.
Дети, начав свою жизнь беспомощнымисуществами, так много получают от родителей, что последние естественнопорождают в них чувства благодарности, любви и гордости своими отцом и матерью.Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка ихиграют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему-либо другому лишившиесяотца или матери, в зрелые годы чувствуют горечь, тоску от отсутствия в ихвоспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях. Наоборот, испытавшиесчастье, которое дается хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми,считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца – умным и умелым, хотя вто время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительностимать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Этаиллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейсяпритом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможныекачества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит,и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупнымидостоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения ких родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всюжизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.
В тех семейных неполадках,которые образуются, когда между мужем и женой является третье лицо, особенноблизкое тому или другому, точно так же обнаруживается потребность детей в любвии ласке и смутно сознаваемые ими права на отца и мать. Пока дети в томвозрасте, когда они не понимают, в чем дело, они все же относятся к этомутретьему лицу враждебно, как к нарушителю их прав, отнимающему у них то, чтопринадлежит им: время, любовь, заботы о них того или иного родителя. Позже ониявляются либо судьями, либо несчастными людьми. В детях сказывается весьмасильная потребность видеть родителей существами нравственно чистыми.
Чтобы семья могла бытьпризнана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы иих взаимные отношения соответствовали идее самого близкого из людских союзов ине заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужныи дороги и отец и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовьи уважение родителей. Если нет этого уважения, нет дружеских отношений, то вчем бы это ни выразилось, дети чутко подметят, что между отцом и матерью что-тонеладно, и легко могут прийти к вопросу, кто из них прав, кто виноват. Конечно,и дети бывают разные, но можно признать скорее правилом, чем исключением, чтодети чувствуют потребность любить своих родителей, видеть в них хороших людей ичто для них отнюдь не легко убеждаться в том, что отец или мать – плохие люди,что отец может обижать мать, или, наоборот, видеть, что один из родителейбранится, другой — плачет.
Семейная жизнь сложиласьс давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, ипритом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми ипервоначальному воспитанию детей ложатся на мать, потому что она в состоянииотдать детям больше времени, чем отец, что по традиции она больше привыкла кэтому, а поэтому может внести в это больше нежности, мягкости, ласки ивнимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрастеопределяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.
С годами значение этогонепосредственного ухода утрачивает первенствующую роль. Дети начинаютстановиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться впомощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальнойподдержки.
Они хотят слышатьсказочки, они любят поговорить, порасспросить, сами рассказать что-нибудь, выступаютна сцену игры и занятия. У одних являются вкусы и потребности, которые лучшеудовлетворяет отец, чем мать, у других — наоборот. Понемногу дети приобретаютчерты, свойственные полу. Намечаются характеры: усидчивые, вдумчивые илинепоседы и живые, спокойные и впечатлительные, забияки и смирненькие. Иопять-таки на одних лучше влияет отец, на других мать, потому что во всехтакого рода услугах детям сказывается натура, склад, характер взрослого,которые не могут быть одинаковы у отца и матери. Если брать во внимание тольковремя, то мать по-прежнему отдает им больше времени; что касается существадела, то влияние отца может быть и одинаково и больше материнского, по крайней мере,на некоторых детей, хотя он и меньше бывает с ними, чем мать. Не зря жеговорят, что «родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома». Вопросне в количестве времени, а в качестве влияния, которое определяется многимипричинами, лежащими в личных свойствах человека.
Разделение влияния отца иматери есть явление естественное. Никто не может дать больше того, чем он можетдать. Ни ревности, ни огорчению тут не должно быть места, потому что этичувства неуместны, когда явление естественно, они неизбежно повлекут за собойнеполадки, которые вызовут вопрос: кто же прав — отец или мать? Главное же,детское сердце вполне способно вместить любовь и к отцу, и к матери.
Поддержка не должнавыражаться в признании за одним из родителей положения своего рода «старшего».В глазах детей родители должны быть равны, оба хороши, каждый по-своему. Пустьдети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их ижелают им добра. Естественно, если ребенок набедокурил без матери, но при отце,мать все равно будет знать об этом, потому что отец ей расскажет. Но это будетне жалоба, не апелляция к старшему, а простое сообщение. И то, что сделал один,того не должен переделывать другой. Если, по мнению одного родителя, другойродитель сделал ошибку, обнаружил слабость, то об этом можно переговорить междусобою.
Дети в семье такие жечлены ее, как и все остальные, но малолетние. Жизнь семьи общая. У взрослыхесть свои права, есть они и у детей; у взрослых есть обязанности, и у детей ониесть, посильные, соответствующие их возрасту, но есть. Когда дети легли спать,в детской не шумят; но когда работает отец, то дети не входят к нему, чтобы непомешать. Взрослые берегут свои вещи, и дети должны стараться беречь их. Деньрасписан, и дети должны обедать вовремя, гулять и спать ложиться вовремя. Ониприучаются в семье к порядку, труду, дружелюбию, правдивости и честности, и этодостигается тем легче и прочнее, чем жизнь взрослых складывается разумнее,любовнее, проще, носит наиболее трудовой характер.
Родители в раннемвозрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже.
Если мы хотим, чтобы детинаши были друзьями нашими и в юности, и в зрелом возрасте, надо с раннегодетства стать с ними на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуетсявзгляд на них сверху вниз. Недостаточно говорить им: не лги, будь откровенен сродителями, не скрывай от них ничего, сделав что-нибудь дурное, имей мужество сознаться.Надо не только самому не лгать и не рядиться в плащ проповедника добродетели, ажить так, чтобы нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что ониосудят (хотя бы и позже), потому что они могут осудить только за дурное, а неза несчастье, потому что они способны оценить многое из того, что мы считаемдостоинством человека, и рады будут найти это хорошее в своих родителях.
Семья только тогда семья,когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей- нет семьи.
Нормальная семьяпредставляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов,царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимостьрадостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, илегче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Нопоявление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полосажизни. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и многорадостей, недоступных бездетным супругам. Дети вызывают необходимость строжеотноситься к самим себе, к взаимным отношениям, в своем отношении к детям, кприслуге, к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем,прежде всего, и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой противраспущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придатьжизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям,материальным и духовным.
Каждому известно, какчасто приходится слышать, матерей, открывающих в своих детях разные удивительныедостоинства, таланты, способности. Но еще в этой родительской любви, гордости имогут встречаться преувеличения, то в основе чувства эти вполне естественны.Дело, в которое вложил свою душу, в которое потрачено много сил, каждомудорого. Тем более если это дело — воспитание живой души.
4. Что и как формируетсемья у детей дошкольного и школьного возраста
Семья́ — социальнаягруппа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаныбрачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральнойответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностьюобщества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье начинаетсявоспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, иплоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, егообщественная деятельность. В.А. Сухомлинский часто задавал себе вопросы «как»?Как воспитывать? Как найти гармонию родительской любви, ласки,требовательности? Как дать детям счастье? Нужно научить родителей мудростивоспитания человека. К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовитьчуть ли не с колыбели – вот в чем проблема. Родителям хочется, чтобы ребенокбыл умным, сообразительным, чтобы духовные богатства и ценности человека сталиего личным достоянием. Осуществление этих желаний зависит от многих причин.Во-первых, корни одной из причин кроются в безответственности, с какой молодыемать и отец подходят к созданию нового человека, новой жизни. Умственныеспособности имеют материальную основу – мозг. Эта основа и начинаетформироваться в утробе матери. Родители должны вести здоровый образ жизни,чтобы иметь здоровое поколение. Нужно всегда помнить, что умственное развитиедетей полностью зависит от родителей. Создание человека – это не простобиологический акт. Человек тем и отличается от животного, что он осознает своюдеятельность, включая и повторения самого себя в детях. Умственное развитиеребенка так же зависит от окружения, от семьи, в которой он делает первые шагипознания. Мы говорим о человеческом окружении, о сложных и многогранныхвзаимоотношениях в семье, а затем в школе, благодаря которым ребенок познаетмир и себя, как частицу природы, как разумное, одаренное, творческое существо.С первых шагов сознательной жизни ребенка родители должны обращать его вниманиена причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира,чтобы маленький человек умел видеть, умел замечать то, что с первого взгляда неотличается чем-то особенным. Первоисточник разума, мысль, мышление – вокружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, понимает, познает,которые вызывают у него интерес. Затем это удивительное непонятное явление емухочется понять, определить сущность этого явления. С давних времен человеческойкультуры и по сей день окружающий мир, и прежде всего природа, являетсябогатейшим и неисчерпаемым источником мысли. Разум это, прежде всеголюбознательность детей, которую надо воспитывать, надо учить ребенка наблюдать.С этого начинается путь ребенка в мир познания. Нужно использовать каждыйсвободный час для того, чтобы помочь ребенку сделать много шагов по этому пути,нужно идти вместе с ним в поле, в лес, на берег пруда, нужно уметь увидетьсамим родителям и раскрыть на них глаза своему ребенку. Незабываемые минутыизумления, удивления, которые переживет ребенок, — это взлеты пытливой мысли. Вдетском мозге в такие мгновения совершаются удивительные вещи: между мыслящимиклетками устанавливаются тончайшие нити взаимосвязи, и чем больше вещей и истиноткрывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного,загадочного, интересного. И чем больше он поставит вопросов, тем больше увидитвокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он пойдет в школу, тем зорчебудет его глаз и острее память. Нужно быть воспитателями ума своего ребенка,нужно учить его мыслить с раннего детства.
Нет родителей, которые быне хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имелихорошую, крепкую семью. Сами дети являются огромной воспитывающей силой длявзрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможностьформировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства,сердечных человеческих отношений.
Очень важным элементомсемейного воспитания является трудовая закалка детей. Идеалом здесь должнаслужить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с тогомомента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот. Вразный период времени ребенок обязательно должен нести посильный вклад трудадля членов семьи и делать это с удовольствием. Важно, чтобы этот труд был всемье совместным. У ребенка должна быть радость от созидания чего-то нужного,удовольствие от того, что он сделал доброе для семьи.
Какими бы прекрасными нибыли наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли,являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости имудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую не можетзаменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, сбабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятнуюобстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личностиребенка, его умственного воспитания в семье.
Мы вступаем сегодня втакой сложный период развития нашего общества, когда общая педагогическаякультура всего населения, и особенно родители, являются одной из предпосылоквыполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долгзаключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Вот поэтому, преждевсего, нужно заботиться о повышении педагогической культуры родителей, особеннов тех ее вопросах, от которых зависит полноценное развитие мышления ребенка.Трудно найти более важное дело для родителей, чем забота о формировании иразвитии мышления ребенка. Нужно воздействовать на чувства детей, ихвоображение, фантазию. Мыслительные процессы должны быть, как можно теснеесвязаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Детскоевидение мира, это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый ив тоже время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Детипереживают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя кним что-нибудь из фантазии. Эмоциональная насыщенность восприятия – этодуховный заряд детского творчества. Без эмоционального подъема невозможнонормальное развитие клеток детского мозга. С эмоциональностью связаны ифизиологические процессы, которые происходят в детском мозгу: в моментынапряженности, подъема, увлеченности происходит усиленное питание клеток корыголовного мозга. Клетки мозга в эти периоды расходуют много энергии, но в тожевремя много получают ее от организма. В период большого эмоционального подъемамысли ребенка становятся особенно ясными, а запоминание происходит наиболееинтенсивно. Замедленное мышление это во многих случаях следствие общегонедомогания, переутомления, плохого питания, длительного пребывания в помещении.Ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Особенновозрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половойзрелости. Единственным радикальным решением в таком случае является изменениережима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон приоткрытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Нужно стремиться,чтобы детей восхищало, одухотворяло не только то, что связано с красотойприроды, но и то, что составляет самую сущность нового человека нашей России, — патриотизм, служение родине, обществу, людям. Любовь ребенка к людям труда,уважение к ним – источник человеческой нравственности. То, что упущено вдетстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душав одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к близким людям, и ккрасоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести досердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствуетмногогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступенькукультуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувствокрасоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту –маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание-это невоспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Современные дети оченьрано узнают буквы и рано начинают читать. Чем раньше ребенок начал читать, чеморганичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительныепроцессы, протекающие во время чтения, тем больше дает чтение для умственногоразвития. Одновременно ребенок читает и думает, осмысливает, соображает.
Детское сердце оченьчутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, чтобы запризывами следовал труд, что своими поступками он приносит им радость, он смалых лет учится соразмерять собственное желание с интересами людей. А этоочень важно для воспитания доброты и человечности. Тот, кто не знает граництолько своим желаниям, никогда не станет хорошим человеком. Умению управлятьжеланием нужно учить маленького человека, так как это источник человечности,чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нетнастоящего человека. И очень важно воспитывать эту человечность с самогораннего возраста. Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это тесносвязано с чувствами, а чувства это живительная почва для высоконравственныхпоступков. Воспитание чуткости тонкости восприятия окружающего мира, формируетсяс раннего детства. Если упущены ранние детские годы для воспитания чуткости ивпечатлительности души, то вырастут из них бездушные, бессердечные люди.
Ввести ребенка в сложныймир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учитьчувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество,братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствоватьтончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо длясчастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенкак матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра,превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердцеподлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание засудьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившемзаботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависитот того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радостибыли бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал что такое горе, обиды,страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы детиузнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой очеловеке.
5. Семья как фактордуховно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, чтокризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложностипроисходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременныестратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явленияв первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно научащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в периодреформирования экономической и социально-политической основ общества.
Формирование в процессесоциализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичнойчасти общества, является одной из главных проблем, целей и направлениймолодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные игосударственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей своюродину и историю, высококультурной, образованной, инновационной,предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государствеценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания ицеленаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования- важным направлением молодёжной политики по осуществлениюдуховно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.
Состояние социальнойнеопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребываетроссийское общество, делает проблему формирования ценностных ориентацийсовременной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящеевремя наблюдается автономизация и деформация большинства институтовсоциализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потере путейвзаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционныхинститутов социализации, таких как институты семьи, системы образования ивоспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественныхобъединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировымиглобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими вроссийском обществе. В этих условиях очевидна неотложность решения острейшихпроблем духовно-нравственного становления молодёжи России. Т. А. Панкова пишет«Молодежь как совокупность развивающихся личностей – самая динамичная,энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромнымсоциальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процессгуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе».
Одним из основныхинститутов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию иопределение приоритетности их интересов и потребностей, является семья. Именносемья – первый и главный социальный институт по формированию ценностныхориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формированиядуховно-нравственных основ личности – одно из условий полноценного развитиячеловека. Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как системувзаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, вкоторой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способамиповедения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаямии традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшегопоколения как нечто само собой разумеющееся.
Мировоззренческиеубеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях ипоступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как «зародышеваяячейка государства», как «элементарная социальная единица». Полученный в семьеопыт закладывает основу формирования личности подростка. Как подчеркивала М.Хонекер, «на развитие личности подрастающего человека, на формирование егохарактера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основыдуховного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжениивсей его жизни».
Одна из ведущих функцийсемьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленноевоспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутрисемьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типыповедения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных ученых, должнавытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, чтоличность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи,культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовомобщении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.
Именно родители – частоне замечая того – вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственныхценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «урокижизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно-ценностныеориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает,перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства кдействию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующеевлияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связанс уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурнымиинтересами, ценностными ориентациями.
Только духовнаядеятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалогес детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов.Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний иполезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовныеспособности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всехситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.
Семейное воздействие надетей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляетсянепрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, ипродолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, ичто очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. Впроцессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровенькультуры, чувств и поведения.
Закладывая первоосновудуховно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизмруководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит издуховно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своейсоциальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами вреальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного«передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужнойили вредной информации, приносимой извне.
Философ И.С. Кон, обращаявнимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что«изменения в обществе – научно-технические, культурные, бытовые – настолькобыстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном оттого, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитанияподрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовитьего самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомоне было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какиедуховно-нравственные ценности и приоритеты были сформированы». В этой связихотелось бы напомнить слова Т. Рузвельта, который писал: «Дать образование и невнушить моральных принципов – значит воспитать ещё одну угрозу обществу».
Отмечая роль семьи какдоминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, чтоздесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своейроли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровеньдуховно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды исубъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как системудуховно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведениядетей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию,обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности,интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокуюнравственную позицию и постоянное стремление к познанию исамосовершенствованию.
6. Задачи и основысемейного воспитания
Одна из главнейшихдобродетелей, к которой испокон века родители приучают детей, есть послушание.Это подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь стороннемуавторитету. Послушание по своему существу есть состояние неприятное, потому чтокаждое живое существо стремится осуществлять в своих действиях свою волю, своижелания. Каждый действует, как хочет. Подчинение чужой воле с хорошимисвойствами, предполагает лишение свободы и удовольствия поступать пособственному желанию. Руководство детьми, родительский авторитет, необходимы,но именно в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающего их мира, апотому не могут поступать разумно. За этими пределами подчинение детейруководству и авторитету взрослых не имеет достаточных оснований; между темвзрослые постоянно переходят указанную границу, требуя от детей того, что едвали детям нужно и что трудно оправдать вполне разумными основаниями. Памятьмаленьких детей бывает очень свежа и восприимчива, без труда усваивает слова;что хорошее произношение дается детям легко, а потому и нужно воспользоватьсяпериодом детства для изучения иностранных языков.
Даже такие совершенноестественные и вполне необходимые проявления детской натуры, как игры, взрослыестараются превратить в воспитание. Многим просто не нравится свободная, ничемне стесняемая детская игра, они находят ее слишком пустой и бессодержательной,а потому стараются ее систематизировать, придать ей глубокий смысл и значение.Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемыхвидят собственно не детей, а будущих взрослых людей, деятелей в различныхсферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, а как подготовкак тому, что будет. Жизнь человеческого организма распадается на возрасты.Каждый возраст имеет свои характерные черты, физические и психические. Дети проникаютсяполным доверием ко всему, что им говорят и обещают, их лицо есть для наблюдателяоткрытая книга; дети пугливы: новые явления, особенно значительных размеров,совершенно не страшные сами по себе, у них легко вызывают чувство страха. Всеэти свойства чисто детские. У юношей замечаются значительная идеалистичностьмышления и действия, полное доверие к своим силам, грандиозность замыслов,уверенность, что можно разом если не совсем перевернуть мир вверх дном, то, покрайней мере, существенно изменить его в короткое время. Это специфическиечерты возраста, и с переживанием юности они отпадают. Детям присущасострадательность, дети способны в некоторой мере к логическому мышлению, имсвойственна полная правдивость. Эти черты не исчезают с детством, они переходятв дальнейшие возрасты, причем некоторые свойства усиливаются, развиваются,например способность логического мышления, а другие с возрастом ослабевают,например правдивость. Юноша обнаруживает значительную энергию и настойчивость впреследовании цели, владеет способностью отвлеченного мышления, критическиотносится к авторитетам. Эти свойства не исчезают с юностью: давным-давноминует юность, но способность отвлеченного мышления, критическое отношение кокружающему и энергия в преследовании цели сохраняются в большей или меньшеймере, причем опять с возрастом одни черты усиливаются, а другие ослабевают.Свойств, переходящих в другие возрасты, гораздо меньше, чем специальныхсвойств, отпадающих с возрастами.
В каждом возрасте человекесть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития напути к настоящему, полному человеку. Мы, взрослые, мало ценим особенности мыслии чувства детей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемсяпривить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию,нашу эстетику. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мычасто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескомужару и увлечению — все это странно, все это нехорошо, потому что мы, взрослые,думаем и действуем иначе. Мы не хотим понять особенности детства и юности,войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, напомнить себе, чтоестественно, что необходимо в эти возрасты. Ведь все специфически детское июношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящиев другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми, они позволяют имоставаться вполне самими собой, жить полной жизнью возрастов только в часыотдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.
Специальные свойствавоспитательных возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведетсяборьба, их пытаются истреблять. Детскую подвижность, резвость, неподдельностьперестали считать детскими недостатками, перестали преследовать детей за этисвойства Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьмимало; взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли вследующий…
Семейное воспитаниедолжно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органическойдеятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов.
7. Ребенок и природа
Человек, будучи членомобщества, есть в то же время дитя внешней природы, песчинка той громаднойсреды, которая называется вселенной и с которой человек волей-неволей живетдуша в душу. Законы мировой жизни вполне тяготеют над человеком и неизменноопределяют все его развитие. Поэтому правильное, чуждое искусственностипервоначальное воспитание человека может совершаться только при непрестанномобщении с природой. Дети должны рано и на долгое время окунуться в природу,впитать в себя ее впечатления, пережить те мысли и чувства, которые онавозбуждает в каждой живой душе. Детям непременно самим нужно мерзнуть зимой,играть в снежки, кататься на санках, попадать руками в снег, ясно понимать, какмороз щиплет щеки и уши; им нужно насладиться прелестями лета, собирать грибы иягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от нее в тени леса, мокнуть поддождем, шлепать по грязи, им нужно пережить все свойства времен года, ихприятные и неприятные стороны, самим видеть все сельские работы на поле, налугу, на току, на мельнице, деревенские праздники, деревенскую жизнь, стольблизкую к природе, так тесно к ней примыкающую; детям самим нужно видеть восходи закат солнца, звезды, луну, словом, нужно сжиться с природой в ееразнообразных явлениях. Только при этом условии правильно разовьются внешниечувства дитяти, ум напитается здоровыми, соответствующими возрасту,впечатлениями, а сердце переживет простейшие человеческие радости и печали.Было бы крайне печально, если бы дитя начало знакомиться с природой в парках изоологических садах.
Заключение
Как же сделать детейсчастливыми? А.С. Макаренко писал: «Лишь у счастливых родителей вырастаютсчастливые дети. Воспитание неизбежно перестает быть воспитывающим, если уничтожаетудовольствие, как у наставников, так и у питомцев». Общение с детьми – занятиерадостное и необходимое. В этом и есть подлинное счастье человеческого общения,счастья каждого ребенка! Эти прекрасные минуты детства – основа формированиягармонической личности. Человека воспитывает вся жизнь, начиная с семьи. Многоезависит от самого человека.
Я вела разговор о том,как сделать детей счастливыми. Ценность личности как раз и состоит в том, чтоличность потому и личность, что утверждает нравственные начала, независимо отусловий, проявляет себя по-граждански в любой среде. Ребенок сам творит себя. Изадача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему в полную меру развить своиспособности. Процесс становления детской души тонок и требует определенной гибкостисо стороны воспитателей. Особенно если дело касается чувств ребенка, его личныхпривязанностей. В воспитании нельзя пренебрегать никакими малостями. «Мелочей ввоспитательной работе не бывает и быть не может, — отметил К.Д. Ушинский. — Ведь здесь речь идет об одном из самых сложных и ответственных дел — оформировании человеческих душ и характеров, о закалке сердец и умов строителейбудущего!»
Сила любви к человекуособым светом освещает подлинно счастливое воспитание, мы имеем в виду и любовьк детям, и непременно ответное их чувство. Их способность сделать нассчастливыми. Их готовность получить наслаждение от принесения радости другим;родным, близким, товарищам, обществу. Труд, нравственно-гражданский поступок воимя Родины, коллектива, семьи, товарищей. Чем ярче жизнь воспитанника, чембольше позитивных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Детствоявляется особым психическим состоянием, в котором чувства и разум слиты:постоянные открытия, неуемная энергия, готовность переносить трудности. Решенияприходят мгновенно, открытия совершаются на каждом шагу. Становление личностинапоминает в чем-то полет птицы в весеннюю пору: вроде знает куда летит, авроде бы и нет — то, набрав высоту, камнем падает вниз, то стремительноуносится под облака. Удивительная концентрация радости, нескованной силы,энергии!
Если мы хотимприблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, нужно сбросить с себя «взрослость»,чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.
Порой мы забываем своедетство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас.Нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умноеруководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказыватьтрудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для своихдетей. И пусть наша помощь детям и советы не будут навязчивы.
Всю жизнь мы воспитываемнаших детей, а они воспитывают нас. Вернее, мы сами себя воспитываем подвлиянием наших детей. Чтобы оставаться им нужными всегда: когда они, ставвзрослыми, будут находить у нас понимание, мудрость, духовную близость.
Список литературы
1. Динамика ценностей населенияреформируемой России. М., 1996 г.
2. Панкова Т.А. «О становлениинравственных и гражданских позиций школьников. Социологические исследования» 2002г.
3. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современнаясемья и её проблемы» М., 1996 г.
4. М. Хонекер «Семья как факторформирования личности подростка». М., 1979 г.
5. И.С. Кон «Ребёнок и общество». М.,1988 г.
6. В.А. Сухомлинский «Избранныепедагогические сочинения. Педагогика». Том 1-3, 1981 г.
7. Ю.П. Азаров «Семейная педагогика».Политиздат 1985 г.
8. В.Ф. Шаталов «Учить всех, учитькаждого».
9. Р.М. Капралова «Восхождение кгармонии».
10. Б.П. и Л.А. Никитины «Мы и нашидети». Молодая гвардия 1980 г.
11. Ш.А. Амонашвили «Созидаячеловека» 1982 г.
12. В.Н. Столетов «О целях и задачахвоспитания».
13. О.Г. Свердлова «Диалоги овоспитании» Педагогика 1978 г.
14. К.Н. Волков «Педагогика семейныхотношений» Педагогика 1979 г.
15. Л.С. Очаковская «Когда наступаетзрелость» Педагогика 1980 г.
16. А.С. и О.А. Лавровы «Микроклиматсемьи» Ж. Начальная школа 1989 г
17. К.Д. Ушинский «О пользепедагогической литературы» Педагогика 1970 г.
18. Н.А. Добролюбов «О значенииавторитета в воспитании» Политлитература 1982 г.
19. А.Г. Шаповалова «Умом и сердцем.Мысли о воспитании» политиздат 1980 г.
20. Г.А. Быкова «Азбука длянесовершеннолетних» изд. «Молодая гвардия» 1985 г.
21. Д.С. Лихачев «Письма о добром ипрекрасном» детская литература 1988 г.