Ресурсное обеспечение образовательного учреждения

–PAGE_BREAK–Следствием ограниченности ресурсов являются конкуренция за их применение. Она представляет собой соперничество между альтернативными (различными) целями использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд. Например, нефть служить сырьем для получения топлива, производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и много другого. Кроме того, валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности и т.д. (Экспорт – продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу.) И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного объема добываемой сырой нефти.
Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи входят в предмет науки экономики. [10, c. 16-18]
Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному – технология, научно-технический прогресс, наука, информация.
Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовать производство товаров и услуг наиболее рационально. [7, c. 54-55]
Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления должности, которые ориентированы и на «внеобразовательное» пространство (раньше – материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т.п., теперь – поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отстаивание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы.
Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией.
Ресурсы образовательной системы – это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.
Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить:
·                   явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);
·                   неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение), (рис. 1). В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:
1. Характер учебного заведения;
2. Стадия его жизненного цикла;
3.                Потенциальные возможности для адаптации;
4.                Явные ресурсы и рыночные активы [9, c. 129].
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис.1. Ресурсы образовательного учреждения.
1.3 Качество как экономическая категория
Экономическая теория не дает однозначного и четкого определения качества продукта или услуги. Мы рассматриваем качество продукции как — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность, удовлетворение потребности в соответствии с ее назначением. Следовательно, говорить о качестве нужно не вообще, а строго применительно к этому назначению. В соответствии с требованием пригодности, исходя из назначения продукции, из намеченной цели, устанавливается качество. Стоит, изменить цель, применительно которой определяется качество, и оценка резко меняется. [32, c. 337].
Измерение качества требует особого подхода. Оно производится с различной степенью подробности, по различным шкалам. Наименее подробное измерение дает шкала наименований. Ее еще называют шкалой классификации. Для этого, чтобы оценить качество с помощью этой шкалы, достаточно разделить оцениваемые предметы по каким-нибудь признакам. Шкала наименований явно недостаточна для полной и всесторонней оценки качества. Поэтому, для упорядочивания объектов по каким-либо признакам, применяется более подробная шкала, так называемая шкала порядка. Эта шкала не обладает способностью давать подробную характеристику качества. Она лишь показывает очередность, порядок данной характеристики в ряду других. Числа шкалы порядка, в отличие от шкалы наименований, помогают оценивать качество, например, успеваемость учащихся. Шкала порядка, мера качества — весьма приближенная. Она применяется тогда, когда не хватает данныхустановления точного численного значения каждого показателя качества (школьные оценки).
В тех случаях, когда появляется возможность приписывать определенное число каждому значению качества, применяют наиболее полную шкалу- шкалу интервалов, на которой устанавливают равные интервалы между числами и между соответствующими им свойствами объектов.
Комплекс общей оценки качества. В оценке учитывается различные, порой противоречивые признаки. Разработаны методы для получения комплексной оценки качества. Один методов основан на том, что качество оценивается по основному показателю данного товара, а именно тому, который связан с его главным назначением, с целью, для которой изделия существует. В тех случаях, когда качество изделия определяется не одним, а несколькими главными показателями, прибегают к средней оценке, получаемой из всех показателей. Причем отдельным показателям приписываются так называемые весовые коэффициенты, позволяющие учесть степень важности каждого показателя. Данный способ получения обобщенного показателя качества дает возможность влиять на процесс разработки. Качество должно формироваться таким образом, чтобы обобщенный показатель был наибольшим из всех возможных.
В тех случаях, когда качество определяется не одним, а несколькими показателями, прибегают к средней оценке, получаемой из всех этих показателей.
Наряду с обобщенными показателями пользуются также относительный показатель.
Экспериментальный метод определяет. Наиболее употребительные методы экспертной оценки — ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка.
Ранжирование производится с помощью шкалы порядка — измеряемые объекты выстраивают в порядке по интересующему наспризнаку.
Парное сравнение – здесь используется шкала порядка, однако предпочтение устанавливается между всеми объектами попарно — каждого с каждым. Наибольшее распространение имеет все же непосредственная оценка. Она оценивается приблизительно. Эта оценка наиболее высокого класса, чем ранжирование и парное сравнение Она выполняется с помощью шкалы интервалов в абсолютных цифрах либо в процентах.
Раньше о достоинствах или недостатках того или иного продукта судили лишь по уровню спроса: высокий уровень — значит, все в порядке, низкий уровень — следовательно, плохо надо, что-то делать. В современных условиях, если предприниматель не выявил недостатки своего товара, еще до того как их заметил клиент, его опережают конкуренты, и предприятию грозит полный крах. Производство развивается настолько интенсивно, что продукт (результаты производства) устаревает ещё на стадии разработки.

Новый стиль мышления, ориентирующий на « потребителя», был, перенесен из производственной сферы в образовательную. На сегодняшнем этапе в образовании тоже важно говорить уже не об обеспечении, а о развитии качества, то есть постоянном совершенствовании получаемого результата (либо продукта). Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает экономия параметров образовательного процесса. [38, c. 100-105]
Все актуальнее становится вопрос о ясном и четком определении понятия «качество образования». Но, говоря об определениях, нужно иметь в виду, что не все понятия можно определить через другие. Есть группа первичных понятий. К ним и относятся понятия «количество» и «качество».
Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидание и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. Однако факторов (свойств) бесконечное множество. Учесть все трудно. Поэтому выделяют наиболее важные, в первую очередь внутренние факторы, поддающиеся изменению со стороны образовательного учреждения. Факторы, которые в образовательных учреждениях города рассматриваются в полном объеме, используют весь внутренний потенциал образовательных учреждений.
Это нормативно-правовое, учебное и научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Каждая школа, работает над качеством, имеет свой профиль. У каждого учреждения самые заманчивые цели, это и личностный подход, и здоровье, и гуманизация учебного процесса, и индивидуальная траектория. Образовательные учреждения не просто декларируют те или иные принципы, а пробуют разработать инструментарий отслеживания результата образования. Из этого ясно, что какого- то единого понятия качества образования для всех и каждого быть не может. Это радикальный поворот к организованному самоопределению школы, к персоналу акцента на самообеспечение качества образования на уровне отдельного образовательного учреждения. [35, c.5]
Необходимо сформировать социальный, либо производственный заказ, на результат образования, для этого уже сегодня нужно сесть за круглый стол переговоров, выслушать всех социальных партнеров, заказчиков (потребителей) нашего результата. Второй очень важный фактор качества образования это содержание образовательного процесса.
Традиционная знаниевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ отдельных наук. Ученик должен овладеть различными умениями, что бы суметь добиться успехов в жизни, стать активным и успешным членом общества. Знания необходимо рассмотреть в контексте человеческой жизни в целом, а не как самоцель. В чем смысл, если ученик выходит в жизнь, нагруженный знаниями, которые скоро забудет, но без воодушевления и широких интересов. Неслучайно, в педагогической политике становится актуальной деятельностью по овладению общеучебными навыками или ключевыми компетенциями. [32, c. 333]
Установка – на учение — это базовая компетенция, о важности которой трудно спорить. Другая ключевая компетенция: способность видеть и решать проблемы. Здесь акцент делается на стабильной мотивации, на наличии определенной ценностной установки, которая срабатывается в разных областях приложения.
Парадигма компетенции принимается сейчас во всех странах как основной вектор развития образования. Не является исключением и программа модернизации российской школы, где компетентностный подход является как, приоритетное направление. Однако встает вопрос, как можно измерить подобный подход.
Целью исследования являются полный анализ параметров качества образования, а только актуализация тех аспектов, которые на данном этапе поддаются изменению.
Образование-это получение систематизированных знаний и навыков, обучения, просвещения.[21, c. 436].
Образование — совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Качественное образование — это серьезный капитал, залог развития нации, ее приумножения.[33, c.6-7].
Качественное (профессиональное) образование – это благополучие страны и области и вытекающие отсюда последствия обеспечиваются наличием компетентных специалистов всех уровней управления и осуществления производства, других областей деятельности, ориентированных на наиболее перспективные направления экономической, хозяйственной деятельности населения.[18, c.7]
Качество образования находится в прямой зависимости от уровня профессионализма педагогов. Поэтому одна из главных направлений программ развития школы — создание оптимальных условий для самореализации педагогов в их творческой профессиональной деятельности.
1.4 Управление качеством образования
Управлять качеством — это значит наметить основное направление работы по повышению качества. Цель этой работы – создать условия, не допускающие возможности появления некачественной продукции. Для этого должен быть налажен контроль качества изделий: прежде чем улучшать, надо знать, что улучшать.
Сегодня основным видом контролястановится не сплошная проверка, а смотр лишь какой-то их части – так называемыйвыборочныйили статистическийприемочныйконтроль.
Контроль, даже самый совершенный, это лишь первый шаг для улучшения качества. Следующие, что нужно сделать – проанализировать, исходя из результатов контроля, причины появления плохой продукции. Оказывается, несмотря на то, что отклонения параметров от нормы носят случайный характер, можно установить некоторые общие закономерности этого явления.
Среднее квадратичное отклонение—это величина отклонений размера от нормы.
Теория вероятностейдает и предельное значение возможных ошибок. Выход за этот предел также свидетельствует о неблагополучии в производственном процессе и является сигналом для принятия необходимых мер. В теории вероятностей доказывается, что наибольшие отклонения, вызванные случайными причинами, не могут превышать трех средних квадратических отклонений.
Соблюдение точных размеров – это лишь одна сторона улучшения качества производства. Опыт показывает, что уменьшение брака ведет к одновременному улучшению и других показателей
Главная идея управления качеством продукции заключается, в том чтобы,во-первых, установить, соответствует ли качество изделия требуемому, во-вторых, найти причины появления отклонений и, в третьих, своевременно принять меры для устранения этих причин.
Выпуск качественно новой продукции — сложнейшая задача. Решение ее требует повышения квалификации управленческого и производственного персонала. Работа по повышению качества – работа благодарная. Она приносит удивительные результаты.
Управлять качеством образования означает правильный выбор и осуществление механизмов эффективного воздействия на все элементы системы образования, то есть на то, что обеспечивает прямо или косвенно результата образования. [25,c.4]
Чтобы управление было качественным, должен быть постоянный контроль. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостность педагогического процесса с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Управление образовательным учреждением – это планомерное, организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью обеспечения его оптимального функционирования. [11, c.36].
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города, или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также района отделяя образования.[41, c. 150]
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформированных в законе РФ « Об образовании».
·                  Единство федерального, культурного и образовательного пространства.
·                  Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
·                  Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;
·                  светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждений; свобода и плюрализм в образовании;
·                  демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Государственные органы управления – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах свое компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений; расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирования системы образования в стране и конкретном регионе, определения перечня профессии и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования. [24, c.332]
Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем. Основные признаки управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностью коллективного органа управления – совета школы. Функции и содержание работы совета определяются « Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».
Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкое полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается « временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях». Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штаты, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
·      Органами выполнения решения конференций;
·      Наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;
·      Рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;
·      Заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;
·      Совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создается условия для педагогического образования родителей.
Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.
Структура управляющей системы школы предоставлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественного полезного труда, старший вожатые, помощник, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень — учащиеся классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект – субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, является объект взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Управление учебным заведением осуществляют директора и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, которая, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимыми организаторскими способностями. Функциональные обязанности директора должны быть направлены на качественное управление, чтобы достичь высоких результатов
В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены во « Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях», на основании которого каждого общеобразовательное учебное заведение разрабатывает свой устав.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
Несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
Предоставляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
Создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
Проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональный обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;
Принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
Организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
По согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
Создание условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов;
Несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием. Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняется в уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системе в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с деятельностью ученического самоуправления, профориентацией, работы с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директора школы от имени учебного заведения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения.
Руководство отдельными направлениями работы в школы возлагает на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углублением изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкость распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы. По мере необходимости директора школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни – совещания при директоре, заседание педагогических советов и др.
Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение постановленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.
В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо, прежде всего, назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методические семинары, заседание комиссий, клубов и др.
Педагогический советшколы создается в соответствии с «Временными положениями о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации». Состав, структура и содержание его деятельности определяется Уставом школы. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Детальность совета школы и педагогического совета не дублируют, но дополняют друг друга. Педагогический совет – это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования. Детальность педагогического совета направлена на решение следующих задач:
Обсуждение, оценку и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;
Обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, качество учебно-воспитательной работы;
Организацию работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
Проведения аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайства перед органами управления образования о присвоении категорий, знаний, разрядов;
Рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, а в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения.[18, c. 35]
Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседании педсоветов выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Для того чтобы в какой-то степени разгрузить заседания педагогического совета, в школах используется такая тактика организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре является обязательными для преподавателей, администрации, но на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса. Это вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организации внеурочной деятельности. На совещаниях при директоре могут рассматриваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандартов образования, система работа учителей по развитию творческой активности учащихся и др. Периодичность проведения таких совещаний устанавливается директором школы.
Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещание только доля педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий и др. Оперативная организаторская работа директора школы и его заместителей осуществляется и в таких формах, как встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.
Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа — ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.[20, c. 221-223]
    продолжение
–PAGE_BREAK–Эффективность использования организационных форм управления, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значительности для всех участников педагогического процесса. .[20, c. 221-223]
При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой больших полномочий в оценке качества обучения и воспитание учащихся. С реорганизацией управленческих структур в образовании инспекторские функции возложены на директора школы и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием. Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметно с функцией педагогического коллектива, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.
Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции – направленности на личность учителя. Если это молодой учитель, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Современный инспектор или директор школы, выполняющий инспекторские функции, должен быть личностью. Их задача не нагнетание страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. К требованиям к внутришкольному контролю относятся: систематичность — данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющие управлять всем ходом педагогического процесса; объективность – это проверка деятельности учителя или педагогического коллектива должна проводиться соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев. Действенность — результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего – она предполагает знание предмета контроля, владения методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.[28, c. 49]
В содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:
Качество и ход выполнения образовательных программ и государственных стандартов;
Качество знаний, умений и навыков учащихся;
уровень воспитанности учащихся;
Состояния преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения;
Состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;
работа с педагогическими кадрами;
Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;
Исполнение нормативных документов и принятых решений.
В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовленных инспектирующими органами или администрацией школы, конкретизируется указанное направление контроля. [26, c. 357]

2. Ресурсное обеспечение образовательного учреждения
2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения
Школа №138 открыта в 1975 году шефствующим предприятием заводом им. М.И. Калинина размещена в типовом трехэтажном здании на 1030 мест, по расчету на 50 классов — комплектов. Учится -1190 учеников.
Состояние материально-технической базы удовлетворительное. Общая площадь всех помещений (кв.м.) -7550 кв.м. Количество классных комнат -54 кабинета, их площадь составляет -1528 кв.м. 9 кабинетов, мастерских технического и обслуживающего труда.
В школе имеется кабинет информатики и вычислительной техники. Кабинет рассчитан на девять человек (учащихся).
Также имеется (физкультурный зал, учебные мастерские, музей, столовая, буфет, библиотека, актовый зал, 4 кабинета – лаборатории, медицинский кабинет, 2 логопедических кабинета, зал ритмики.)
2.2 Анализ качества кадровых условий
Наряду с внешними факторами качества образования особое значение приобрели внутренние качества человека, прежде всего кадровое обеспечение. Создание конкуренции на педагогическом рынке труда есть основное внешнее условие, напрямую влияющее на качество преподавания, а значит и на качество образования. [33, c. 7-8].
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности. Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. [17, c. 112-113].
Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля.
Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива.
К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причинойперегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для их профессионального роста, духовного обогащения. Наблюдения показывают, что в силу ряда причин материального, временного порядка резко сократилось число выписываемых литературных изданий, периодической печати, число посещений учителями кинотеатров, музеев и выставок. [39, c. 125].
Актуальной проблемой образовательного учреждения является кадровое обеспечение. На начало 2004-2005 учебного года школа № 138 полностью укомплектована кадрами и имеет 85 педагогических работников. Штатное расписание представлено таблице (табл.1).

Таблица 1
Штатное расписание МОУ СОШ 138 на 2004 год. Классов-50
Источник: состав
Педагогические кадры соответствуют занимаемым должностям и имеют следующие категории (табл. 2):
Таблица 2
Уровень квалификации педагогов
Нами проведен сравнительный анализ роста уровня квалификации педагогов, (табл. 2).
Таблица 3
Динамика уровня квалификации
Анализ данных (табл. 3) показывает, что 2,35% учителей повысили уровень своей квалификации.
В образовательном учреждении проведен анализ характеристики педагогического коллектива по нескольким основаниям (табл. 4):
Таблица 4
Характеристика педагогического коллектива
Характеристика педагогических кадров по возрасту
·                   До 30 лет                      –        12 чел.(14,1%);
·                   От 30 до 50 лет            –        50 чел.(58,8%);
·                   От 50 до 70 лет            –        23 чел.(27,1%).
Данные анализа показали, что средний возраст педагога -41,5 года. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие профессиональным мастерством. 48 человек работают в данной школе более 10 лет.
27,1 % — преподаватели пенсионного возраста.
Представляет интерес характеристика педагогических кадров по возрасту (рис.2).

Рис.2. Характеристика педагогических кадров по возрасту
В средней и старшей школе работают 44 педагога, что не достаточно для качественного осуществления учебного процесса. Анализ вакансий по предметам представлено (см. рис.3) и (см. табл. 5.)
Таблица 5
Вакансии образовательного учреждения
МОУ СОУ № 138 нахватает особенно учителей информатики, на всю школу работает 1 преподаватель информатики.

Рис. 3. Кадровое обеспечение преподаваемых предметов.
Анализ данных (рис.3 ) показывает, что все предметы учебного плана ведутся, однако преподавание обеспечивается за счет перегрузки основного состава.
Достаточно высок образовательный ценз педагогического состава. Из 85 педагогов имеют высшее образование – 70 человек, незаконченное высшее – 5 человек, среднее специальное – 10 человек.

Рис.4. Образовательный ценз педагогов
Образовательный ценз педагогов школы позволяет качественно реализовать стандарты образования.
Основная масса работников — женщины.(78 человек); из них 32 чел. имеют детей. Педагоги, имеющие детей, чаще уходят на больничный, что непосредственно сказывается на качестве образования, так как учащиеся в этот период не дополучают знаний. В табл. 6 показано сравнение пропущенных дней, педагогов с детьми и педагогов без детей. (Табл. 6)
Таблица 6
Характеристика пропущенных дней по болезни детей педагогов и самих педагогов (данные взяты за один месяц)
В результате анализа качества условий кадрового обеспечения нами выявлены, основные проблемы и противоречия в области кадрового обеспечения:
·                  большое количество вакансий, недостаточно педагогов;
·                  увеличивает учебную нагрузку педагогов(17% учителей работаю на 1,5 ставки, то есть с перегрузкой);
·                  в школе очень мало учителей мужчин 8%;
·                  количество ставок педагогов дополнительного образования компенсируется основными педагогическими работниками;
·                  замещение вакансии происходит за счет основных работников, что существенно увеличивает нагрузку и в конечном итоге влияет на показатель качества;
·                  педагогов, имеющих I на 65,6 % больше, чем имеющих высшую категорию. При этом 14% учителей не имеет квалификационной категории;
·                  около 27,1% педагогических работников города в предпенсионном и пенсионном возрасте;
    продолжение
–PAGE_BREAK–·                  вместе с тем 24% педагогических работников не обеспечены жильем.
Данную проблему необходимо обозначать на всех уровнях социальной лестницы. Проблема качества образования во многом означает движении от фиксации наличного состояния к определению конкретных шагов по реализации и поиску конкретных инструментов для этой работы.[38, c. 136-137]
2.3 Анализ материально технических условий
Материально техническая база играет важную роль в обеспечении качества образования.
Материально-технические и санитарно гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любой школы.
Соответствие этих условий необходимым требованиям, установленным в процессе лицензирования образовательного учреждения. Эти требования включают: наличие помещений для пребывания детей, проведение режимных моментов, организация питания, осуществление медицинских процедур и реализация образовательного процесса. С целью выполнения нормативных требований, учреждение имеет пищеблок, классные кабинеты (учебные кабинеты, лаборатории), зал физкультуры, музей, библиотека и санитарные узлы.
Помещение оснащено мебелью и специальным учебным оборудованием. При этом площади помещений не везде соответствует определенным нормативам — строительным нормам и правилам, которые гарантируют охрану жизни и здоровья ребенка. Так, например, спортивный зал рассчитан на 1 класс.
Нормативы определяют показатели освещенности, выполняются, что указано в актах приемки на 1.09.2004 г. Безопасность воспитанников обеспечивается устойчивой мебелью.
Образовательное учреждение имеет разнообразнейшие материалы и орудия труда учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально сокращается время, достигаются поставленные цели обучения качественного образования.
Выделим две большие группы средств обучения: средство — источник информации и средство – инструмент освоения учебного материала.
Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствами относится учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование. [29, c.75]
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, производственную от учебной программы. Система МОУ «СОШ — № 138»построена на следующих принципах:
1.   Оборудование полностью удовлетворяет педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и ободрительным, иметь эстетический вид т.д.
2.   Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, выпрямители, кабели, электропроводка и т.д.), соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.
Не все кабинеты обеспечены наглядными пособиями, а недостаток наглядности отрицательно сказывается на качестве знания учащихся.
Количество и типы средств обучения полностью не обеспечивают материальные потребности учебной программы,
Средства обучения не всегда соответствуют реальным условием работы школы и потребностям потребителей образовательных услуг.[29, c.74].
При кабинетах в школе имеются подсобные помещения, что позволяет лаборантам готовить опыты и другие демонстрации, хранить наглядные пособия, раздаточные материалы, приборы для лабораторных работ.
Технические средства. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения, в них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управлении познавательной деятельности учащихся и контроля
В школе имеется ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, компьютеры.
В таблице (табл. 7) позволяет произвести расчет выполнения норматива наполняемости классов и использования помещений. В 7, 8 и 9 классов средняя наполняемость превышает норматив.
Таблица 7
Сеть и контингент МОУ СОШ   №138 На 01.09.2004 г.(2004-2005 учебный год)

Средняя наполняемость классов по школе- 25 человек. Выше нормы наполняемости по влечет за собой не выполнения нормативов по количеству классных комнат
В школе не достаточно кабинетов, поэтому она имеет двухсменный режим работы. В табл.8 представлены данные об использовании помещений и в табл.9 о рациональном использовании здания.
Таблица 8
Сведения о сменности занятий
По данные таблице показывают, что помещения не хватает, поэто му обучение организованно в 2 смены.
Таблица 9
Данные об использование и эксплуатации здания.
Проведен анализ (табл. 9)., можно сказать, что в течение 5 лет, даже при уменьшении количество детей, проблема загруженности кабинетов не решилась.
Школа работает в режиме 6-дневной учебной недели с 3 по 11 класс, 1,2 классы — в режиме 5- дневки.
Расписание уроков соответствует санитарно-гигиеническим нормам, перегрузки у учащихся нет.
В 1984 году был открыт кабинет информатики и ОВТс 12 машинами «Роботрон», в 1993 году устаревшие «Роботроны» заменены на IBM- 386 (9 машин), в 1996 году получена IBM- 486 (1 машина) и одна Пентиум- II.
В 2001 году были подключены к сети Интернет.
Не выполняется нормативное требование об изучении информатики так как, учащимся приходится познавать основы информатики с 8 класса (по выбору педагога), а должны преподаваться со 2 класса.
Сложное положение зафиксировано по эксплуатации спортивного зала. Спортивный зал имеет площадь 3471,1 кв.м. по нормативам предназначен для занятия одного класса. В спортивном зале занимается, иногда по 2 класса. На территории школьного двора расположены две спортивные площадки, корт. Анализируя это можно сделать вывод, эти все сооружения не обеспечивают выполнения нормативов для занятий физической культурой.
Для организации питания в школе имеется столовая и буфет. Площадь столовой 124 кв.м. число посадочных мест на 200 человек. Численность обучающихся, пользующихся организованным питанием. 815 учащихся, из них через буфет 300.
Всего обеспечено питанием 69%.
В школе есть библиотека, где работают 2 специалиста, на 2003-2004 год число книг (включая школьные учебники), брошюр и журналов -25555 экземпляров, и школьных учебников составляет.-125252 экземпляров.
На 2004-2005 г. число книг (включая школьные учебники), брошюр и журналов -32282экземпляров и школьных учебников составляет.-19185 экземпляров.
Качественный уровень обеспечения учебниками, художественной литературой предоставлен на (рис. 5).

Рис. 5. Динамика обеспечения литературой
Библиотека на начало учебного 2004 г. была полностью укомплектована.
В 2004 году библиотека приобрела оргтехнику(ксерокс, принтер). В читательском зале установлен телевизор, для просмотра учебного материала.
Проблема материально-технического обеспечения:
·        Не все кабинеты обеспечены наглядными пособиями, а недостаток наглядности отрицательно сказывается на активность качества знания учащихся.
·        Наглядные пособия, такие как картины, карты, таблицы — в школе необходимо обновить, так как они износились и устарели. Учителя вынуждены покупать за свой счет, эти наглядные пособия
·        Одной из важных проблем является занятие информатикой. Ситуация такова нехватка педагогического персонала, помещения, компьютеров.
·        Нехватка работников столовой. (сотрудники увольняются связи с низкой заработной платой)
·        нехватка хозяйственного инвентаря. (стаканов, тарелок, ложек, вилок)
·        в столовом зале требуется ремонт. (нужно сменить пол.) отсутствие холодильника.[38, с.16].
2.4 Анализ финансирования школы
В логической цепочке « финансирование- качество образования» рассмотрим эффективные механизмы прямого и косвенного « финансового» воздействия на образовательный процесс.[36, c.49]
Следует иметь в виду, что за использованием финансовых средств стоят механизмы их распределения, перераспределения, выбор приоритетов первостепенных образовательных нужд и пр.
Средства для финансирования образования поступает от государственных структур (государственных средств), предприятий и частных граждан (негосударственные средства).
С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования.
Бюджет школы – материальное благо для организации педагогического процесса
Бюджет образовательного учреждения подразделяются на плановый и отчетный. Плановый бюджет составляется в начале очередного временного интервала с ориентировкой на нормы расходы ресурсов и предполагаемые поступления доходов по источникам. Фактический бюджет иллюстрирует итого деятельности в конце интервала времени и показывает реально израсходованные ресурсы и реально поступившие доходы. В этом состоит особенность формирования бюджета образовательного учреждения.
Бюджетный процесс в образовательном учреждении организуется в четыре этапа:
— составление проектов бюджета (сметы расходов) (Приложение 1);
— утверждение бюджета;
— исполнение бюджета;
— подготовка отчета об исполнении бюджета.
Таким образом, финансирование образовательного учреждения представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной образовательной деятельности, так и на эффективное использование финансовых ресурсов.
Способы финансирования образовательных учреждений за последний период времени изменились. От традиционного способа финансирования, когда образовательное учреждение являлось прямым получателем бюджетных средств, осуществляются переход на казначейскую систему исполнения бюджета, при которой Казначейство выполняет роль контролера за расходованием бюджетных средств и таким образом сохраняется кассовое планирование.
Основным источником финансирования учреждения и в новых условиях хозяйствования образования остается государственный бюджет.
2. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений, исходя из сложившийся практики за последние годы, многообразна и выходит за рамки перечня специальных средств учреждений, состоящих на федеральном бюджете или бюджетов других уровней (регионального, муниципального) и развивается по следующим направлением: в образовательных учреждениях нашли развитие не только платные формы обучения, оказание широко спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности, издательская деятельность, библиотечные услуги и другие виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законодательством. Полученные средства являются значительным дополнительным источником покрытия расходов, связанных с обеспечением образовательного процесса.
Для учреждений народного образования новый хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием предусматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следующие внебюджетные источники пополнения: поступления за выполненные работы (услуги), проведение мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями поступления по оказанию платных услуг населению; выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских учебно-опытных участков; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также от отдельных граждан прочие поступления. Поступая из различных источников, эти средства вместе с бюджетными ассигнованиями образуют единый фонд финансовых ресурсов учреждения, т. е составляют доход учреждения (Приложение 3). При этом следует отметить, что поступающие в распоряжение учреждения внебюджетные средства не должны учитываться при определении сумм ассигновании из государственного бюджета по стабильным нормативам и не могут являться основанием для уменьшения объемов бюджетных ассигновании.
Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрасчетных работ по договорам и заказам производится учреждениями народного образования по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при их отсутствии по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения местных органов власти [36, c.112].
Распределение средств фондов осуществляется учреждениями самостоятельно в соответствии с финансовыми планами (сметами) (Приложение 1). Смета (Приложение 1 и Приложение 2) на содержания школы составляются директором школы и утверждаются вышестоящими органами образования. Основанием для составления годовой сметы является решение районных органов власти по следующим разделам: а) производственный план — число учащихся и классов; б) штат учителей и сотрудников; в) утвержденные должностные оклады (согласно тарификации) и других работников школы; г) размер ассигнований на капитальный ремонт школы; д.) размер основных расходов по отдельным статьям бюджета, включая хозяйственные. Рассмотрим несколько статей (Приложение 1 и Приложение 2) ст.110100- зарплата; ст.110200- начисление на зарплату; ст.110300 – учебные расходы; ст.110330- расходы на питание; ст.110310- приобретение медицинских и перевязочных средств; ст.100330- приобретение оборудования и инвентаря; ст.110360- приобретение мягкой мебели; ст.240300- капитальный ремонт; ст. 111000- прочие расходы.
Наиболее важными являются ст.110350 – канцелярские и хозяйственные расходы. Статья -240300 капитальный ремонт — обеспечивает примерно раз в пять лет. Средства выделяются согласно специальной смете, составленной специалистами сметного бюро. Такая смета готовится руководителями школ за несколько месяцев до составления бюджета и предоставляется в отдел народного образования.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Статья 110330 – расходы на питание. Здесь следует учитывать, что в группах продленного дня могут быть полностью освобождены от платы за питание 10 процентов учащихся и частично (на 50 процентов) – 15 процентов учащихся от общего количества, зачисленных в группы продленного дня.
Статья 100330 – приобретение оборудования и инвентаря — нуждается в расшифровке. Директор школы указывает, на что предлагается истратить эти средства, на какую сумму приобрести книги в библиотеку, сколько купить телевизор, магнитофонов, кинопроекторов и т.д.
Показаны некоторые статьи. Были сравнены по годам. Расходы возрастают с каждым годом, потребность в бюджетных деньгах у школы возрастает (Приложение 2). Смета является регулирующим документом на расходование средств. Форма №2 составляется ежемесячно.
Не продумывается расшифровка не которых статей, в результате предусматривается приобретение ненужных вещей или таких предметов, которых не бывает в продаже. Имеются нарушения в оформлении журналов по факультативу, в результате обнаруживается недоработка часов.
Встречается и более серьезные нарушения: случаи завышения стоимости выполненных работ по капитальному или текущему ремонту или выплата средств за работу, которая не производилась. Особенно много ошибок с оплатой труда по совместительству. Зарплата техническим работникам может выплачиваться не более чем 1,5 ставки. Не всегда правильно оформляются документы на совместителей. Бывает, что производится оплата так называемым – « мертвым душам» [27, c.105-109].;
Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением.
Руководителю учреждений общего образования, перешедшем на новые условия хозяйствования, предоставляются широкие права в области организации и оплаты труда. По согласованию с профсоюзами организациями они имеют право утверждать штатные расписания и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношения численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработная плата (единого фонда оплаты труда), а также за счет и пределах данного фонда устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе. При этом должностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как гарантированный минимум заработной платы для соответствующих работников. Размер надбавок устанавливаются зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учреждения. Эти надбавки уменьшатся или отменяются полностью при ухудшении качества работы.
Учреждением народного образования предоставлено право пользоваться банковским кредитом. Причем краткосрочные кредиты может быть выдан банком учреждению на цели финансирования его текущей деятельности, а долгосрочные – предоставляются на цели производственного и социально развития с последующим погашением кредита за счет средств фондов производственного и социального развития [37, c. 137].
На основе установленных поступлений бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд материально-технического, производственного и социального развития. Образование указанных (двух) фондов осуществляется на основе определенного, на соответствующий период норматива, устанавливаемого в процентах от общего финансового фонда школы.
Директор школы имеет достаточные хозяйственные и финансовые право:
— приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному или налично-денежному расчету, в розничной торговли сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опыта;
-заключать договор с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися школы на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр;
— заключать договоры на оказание школой различных услуг учениками, их родителям, иным гражданам, а также предприятиями, организациям и учреждениям;
— заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебно-воспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприятиями, кооперативами, сосредотачивая все средства или часть для развертывания работы межшкольных комбинатов, курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.д.
Расширение прав директора одновременно налагает на неё и высокую ответственность. В настоящее время широкое права контроля за хозяйственную деятельность администрации предоставлены Совету школы, в который входят не только представители педагогического коллектива, но и родители и учащиеся старших классов.
Профессиональный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью школ осуществляется финансовые органы и централизованные бухгалтерии.
Специальный счет. В отдельных школах имеются производственные мастерские и подсобные хозяйства. Администрация в отдельные периоды сдает в аренду на временное пользование различным организациям свои помещения. В результате школа получает определенные средства, порой довольно значительные. Они зачисляют на спец. счет. Доходы, получаемы в результате работы школьников, направляются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания учащихся.
В школах, имеющих постоянные доходы от труда школьников (производственные мастерские, пособие хозяйство и т.д.), составляются специальные сметы, где планируются доходы и расходы по статьям бюджета. Средства по спец. счету в конце года не списывается, а переходят на следующий год.
2.5 Анализ качества условий нормативно-правового обеспечения
Становление качественно новых правоотношений в стране затронуло и систему образования. Образовательная деятельность постепенно включается в сферу услуг и образования, как всякая услуга должна быть соответствующего качества, однако, в условиях отсутствия стандартов и несовершенства нормативной базы федерального и областного уровней требуется четко, юридически оформить отношения между участниками образовательного процесса, задав при этом определенные параметры определения качества предоставляемой услуги. Кроме того, школа, приобрела статус юридического лица, оказалась полноправной участницей гражданского — правового отношения, что также требует не только юридически грамотного оформления отношений с гражданами и различными организациями, но и четкого регулирования деятельности всех подразделений, функционирующих внутри школы.
Осознав всю глубину и сложность этой проблемы, администрация образовательного учреждения приступила к ее решению. Прежде всего, выявили несовершенства и неполноту зарегистрированного устава. Для исправления этой ситуации пошли по пути формирования системы локальных актов, в которых детально определены компетенция органов школьного управления и самоуправления, подразделений школы, права и обязанности их работников. Таким образом, появилась четкая база для функционирования школы, что позволило избежать многих конфликтов и успешно реализовать концептуальные задачи, изложенные в программе развития школы. Следующим шагом стало решение проблемы регулирования процесса промежуточной аттестации. В качестве локального опыта школьным руководством было создано положение о промежуточной аттестации учащихся, которое определяет ее формы, сроки и методы проведения, а также порядок экспертизы ее качества в образовательных учреждениях. Тем самым сумели, отрегулировав данный процесс, обеспечить не только максимальную защиту прав его участников, но и определили пути оценки его качества, что позволило оперативно решать возникающие проблемы. Должностные инструкции прав и обязанностей участников образовательного процесса детально закреплены в локальных актах, четко определены. [32, c.332-337]
Следующим шагом стал переход к договорным отношениям с родителями и учителями. С родителями 1-х и 10-х классов школа заключила договор, в котором определены права и обязанности сторон, что позволило определить четкий механизм реализации Федерального и областного законов об образовании и Закона « О защите прав ребенка в Свердловской Области».
В сочетании с большой разъяснительной работой среди учащихся, учителей и родителей, школьное руководство может считать, что на сегодняшний день деятельность школы построена на основе четких норм гражданско-правовых отношений, о чем свидетельствует отсутствие серьезных конфликтов между участниками образовательного процесса.
[12, c.16-17].
Образовательное учреждение «МОУ СОШ №138» придерживается Законодательства Российской Федерации, в области образования которое включает в себя:
— Конституцию Российской Федерации [1],
— Гражданский Кодекс Российской Федерации[2],
-Налоговый кодекс Российской Федерации,[3],
— Семейный Кодекс [4],
— Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.92 г. №3266-1 « Об образовании» в редакции Федерального закона от 15.01.96 №12-ФЗ;[5].
— «Типовое положение об образовательном учреждении», утвержденное Постановление Правительства РФ от 31.08.94 № 1008, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 09.09.96 №1058 и от 15.01.97 №38 [6].
— Устав образовательного учреждения, решения Совета образовательного учреждения,
— Приказы и распоряжения руководителя образовательного учреждения по конкретным вопросам;

3. Пути развития и совершенствования ресурсного обеспечения
Ресурсы образовательной системы это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу–хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования. [23, c. 148]
Рассмотрим некоторые предложения о путях и развитии совершенств образования.
В процессе адаптации деятельности образовательных учреждений к экономическим условиям страны можно выделить следующие основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений:
Во-первых, переход к рыночным отношениям расширил возможности по привлечению образовательными учреждениями внебюджетных источников для обеспечения учебного процесса. Поэтому в отсутствие надлежащего бюджетного финансирования образовательными учреждениями необходимо создать и обеспечить такие условия, чтобы заработанные ими средства в полном объеме оставались в их распоряжении и предоставить большую самостоятельность в определении направлений использования этих средств;
Во-вторых, обеспечить возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различного уровня на основе нормативов. Нормативное финансирование учреждений образования строится на базе «нормативного (подушевого) принципа». Этот норматив должен включать преимущественно текущие расходы: заработную плату, учебные и административно- хозяйственные расходы, расходы на повышение квалификации, на содержание и ремонт оборудования. Таким образом, сохраняется целевое финансирование учреждений образования.
В-третьих, следует снизить расходы образовательного учреждения, достигая экономии ресурсов. План экономической работы в образовательном учреждении включает комплекс организационно-практических мер по рациональному и экономическому использованию государственных средств, мобилизации внутрихозяйственных резервов, сокращению непроизводственных расходов и потерь, улучшению финансовой дисциплины, ужесточению контроля за сохранностью финансовых и материально-технических ресурсов. Это могут быть экономные формы организации учебного процесса, привлечение к учебному процессу ресурсов других организаций, замена дорогостоящих практических учебных занятий;
Таким образом, общий поток финансирования образовательного учреждения должен включать государственный заказ, региональный заказ, заказы предприятий и частных лиц, доходы от научной деятельности, доходы от использования имущества.[37,c. 24].
В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей, а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями. Экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.
В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов, учреждения народного образования, предоставлено право, продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатное во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их балансе транспортные порядки, если они изношены или морально устарели.[22. c. 49]
Учреждения народного образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единый учебно-производственный и комплекс, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.
В новых условиях хозяйствования учреждениями народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиление стимулирующего воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциация и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.
Причем для получения среднего образования должен предоставляться кредит всем желающим, а для получения высшего – на конкурсной основе. Если без конкурса, то оплатить полную стоимость за обучение, о чем делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Интересная идея высказана Ю.В. Крупковым и депутатом Московской Думы И.М. Рукиной, о том, что у школы должны существовать особые инвестиционные счета наряду с бюджетными и коммерческими счетами, которые должны полностью освобождаться от налогообложения.
Для составления реализации целей приоритетности образования необходимо изменить практику составления бюджета.[15] Должны быть разделены бюджет функционирования и бюджет целевого развития. Бюджет функционирования обеспечивает воспроизводство и сохранение имеющихся образовательных институтов, а бюджет развития должен обеспечивать условия, при наличии которых шаг развития может быть осуществлен.
Наряду с устойчивым функционированием должно целенаправленно осуществляться созидание нового и столь же осознанно финансово поддерживаться. Необходимо различать инерционное движение финансового потока ведомственных постатейных трат, своеобразный обезличенный социально-бюджетный пенсион выживания, который бесконечен и допускает трату любых сумм, и логику осознанного целевого решения интегральных проблем, обеспечивающую шаг за шагом повышения уровня жизни, активное формирование здорового социума
В основу бюджета должен закладываться совсем иной принцип, нежели тот, что используется сегодня. Нужно идти не от того, сколько потратить на образование, исходя из достигнутого, но ориентироваться на то, какую конкретно интеллектуальную и экономическую прибыль принесет то или другое образовательное учреждение. В этом будет состоять эффект их общественного воздействия и полезность той переструктурации общества, которая будет порождена на основе действия данных систем образования.
На основе законодательных актов можно лишь создать механизмы, слегка способствующие востребываемости образованных людей, но осуществлять полезные социальные изменения смогут лишь сами люди [38, c. 1997-1998].

Заключение
В современной рыночной экономике высокое качество образования — один из фактов успешного процесса преобразования российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качества образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации мобильность, профессиональную пригодность, функциональную грамотность, что необходимо для совершенствования материальной базы общества, а другой стороны, является основой развития общечеловеческой системы ценностей, способной совершенствовать духовный строй граждан.
    продолжение
–PAGE_BREAK–