Райнер Мария Рильке. Записки Мальте Лауридса Бриге

/>
РайнерМария Рильке (Rainer Maria Rilke) 1875-1926
Записки Мальте Лауридса Бригге (Ausden Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge)
Роман(1910)
Геройповествования, двадцативосьмилетний датчанин Мальте Лауридс Бригге, последнийпредставитель знатного рода, оказывается в Париже в полном одиночестве и награни нищеты. Его наблюдения отныне сосредоточиваются на том, как живут вПариже отверженные: ночлежки, вонь хлороформа в больнице для бедных, грохоттрамваев, нищие, продающие что-то или пытающиеся всучить прохожему какую-нибудьерунду за бесценок, — в унизительной для всех бедности люди теряютиндивидуальность, проживают не свою жизнь и умирают не «своей смертью». Весьопыт духовной культуры человечества, накопленная веками мудрость, решаетМальте, не в состоянии помочь человеку противостоять той стандартизации,которая навязывается ему окружающей действительностью, потому что познание былоизвечно направлено в основном на то, что окружает человека, но не на негосамого. Герой полагает, что в течение долгих веков человечество оперировалоисключительно поверхностными и несущественными знаниями, по-прежнему оставаясьзагадкой для самого себя. Тот, кто нашел в себе силы взглянуть в глаза этойгорькой правде, по его мнению, немедленно должен начать что-то делать, чтобынаверстать упущенное. Вот почему садится он писать свои записки. Его работа —акт духовного подвижничества. Мальте и сам сознает, сколь непосильнапоставленная задача. Тяжкий путь его познания должен привести к обретениюцелостного мировоззрения, единственно способного пролить свет на изначальныйсмысл человеческого бытия. И смерти тоже. Смерть для больного Мальте —логическое и необходимое завершение жизни. У каждого человека должна быть «своясмерть», из этой жизни вытекающая.
Познаваячеловека, Мальте пристально вглядывается в людей, с которыми сталкивает егосудьба, он хочет разглядеть в каждом человеке то неповторимое, особенное, чтоотличает его от других. Внутренний мир любого нищего или калеки неоценим дляМальте и полон сокровенных, одному ему понятных смыслов и значений. Стремлениепостичь человека, исходя только из его индивидуальности, из единичного иособенного, неизбежно приводит Мальте к рискованному замыканию на самом себе.Воспоминания детства, врезавшиеся в память страницы книг, живые впечатления отПарижа — все это нанизывается на единый субъективный стержень, все приобретаетособенную личностную окраску.
Желаясохранить собственную индивидуальность, Мальте обрекает себя на одиночество.Систему объективных связей, в которую неизбежно оказывается включен каждыйчеловек, он воспринимает как «маску», диктующую собственные жесты и слова, астало быть, подчиняющую себе живое «я». Даже любовь, считает Мальте,ограничивает истинную свободу человека. Ибо, как правило, и она не свободна отстрасти обладания, стремления подчинить себе жизнь другого. И тогда любовь какбы заключает существование того, кого любят, в определенные рамки, из ожиданийи надежд любящих складываются условия игры, определенная схема поведениялюбимых. Поэтому так важна для Мальте притча о Блудном сыне, ушедшем из домапотому, что он не хотел быть любимым, не желал соглашаться на один тольковариант судьбы, что складывался бы из ожиданий и надежд близких, лишая егоправа голоса собственного «я». В скитаниях по свету Блудный сын надеетсяобрести такую любовь, которая не ограничивала бы свободы другого, не сводиласьбы к жажде владеть и диктовать. Одно время ему кажется, будто он находит ее влюбви к Богу. Но и это решение проблемы иллюзорно.
Вобщем контексте романа этой притче противостоят рассказы о «великих любящих» —Гаспаре Стампе, Марианне Алькофорадо, родственнице и возлюбленной МальтеАбелоне. Здесь любовь не умозрительная, но живая, способная на самоотречение,не сковывающая бытие человека, но лишь просвечивающая свой предмет кроткимилучами, открывающими любимому самого себя. Однако сам Мальте не находитвнутренних сил для подобного чувства,
Пытаясь,с одной стороны, отгородиться от людей, Мальте в то же время полон страстного,жадного к ним интереса и, что гораздо для него важнее, сострадания. Замкнутьсяв себе он не может, люди вокруг словно взывают к его участию, они приковывают ксебе его «научившийся видеть взгляд». Поэтому Мальте вспоминает флоберовскогоЮлиана Странноприимца как идеал, к которому следовало бы стремиться. Для негоподобное самоотречение естественно, это всего лишь возведенная в высшую степеньлюбовь к ближнему. Но не находит в себе Мальте сил для такой любви. Он полонучастия к тем людям, которые окружают его и которые являются отверженными, ноон чужой среди них, мыслями он в старинном дворянском имении в Дании, гдепрошло детство, в сознание его люди вторгаются непрошено, и это рождает толькоодно — страх. Страх Мальте во многом экзистенциален, это не боязнь чего-токонкретного, но страх перед бытием вообще, проистекающий из неспособностипонять мир и освоить, преобразовать отдельные мгновения в целостную картину.Записки, начатые единственно с такой благой целью, в итоге рассыпаются, замыселтак и не воплощается в «большую книгу», наблюдения остаются фрагментарными,дневниковыми, отрывочными — словом, всего лишь пометами, записками.
Неслучайно возникает в романе тема самозванства. Берущийся за перо ради высшейцели, Мальте не в состоянии выполнить намеченное, он бессилен связать своюжизнь со всем человеческим родом, с собственной семьей, наконец, просто сИсторией; все больше замыкается он в мире грез и воспоминаний, и вот уже былоеполностью подчиняет себе его сознание, память о прошлом водит его торопливымнервным пером, И нет больше никаких закономерностей, нет высших ценностей, мир —лишь вереница непрошено вторгающихся в сознание картин и образов, между собойне связанных, разрозненных, противоречивых. Объединить эти фрагменты в единоеполотно, научиться не просто видеть детали, но выработать свой особый взгляд навещи, придать ему цельность, осознать свое место в нескончаемой чередепоколений — вот задача, важность которой прекрасно понимает Мальте ЛауридсБригге, но которая оказывается для него непосильной. И в этом причинамучительного внутреннего разлада.
Однакообщая тональность записок не исчерпывается пафосом трагического повествования одуховном упадке, о несостоятельности художника, об изначальном ужасе передбытием смерти. Задача тут иная, нежели просто попытаться передать всю горечьотдельной человеческой судьбы. То, что Мальте не сумел явить читателю — аименно сделать из записок целостное художественное произведение, — блестящеудалось в некоторых конкретных зарисовках, в отдельных эпизодах, повествующих олюдях, с которыми сталкивает его скитальческая жизнь. Здесь Мальте обретаетпотрясающий дар слова, истинный талант рассказчика. Подобно Ивану Кузьмичу извставной новеллы, Мальте оказывается владельцем несметных богатств — бесценныхсекунд и минут жизни, которые он с таким наслаждением Вспоминает и описывает,достигая вершин подлиного мастерства.
А.А. Фридрих
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/