Работа над рассказами
Молодой писатель МихаилШолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когдапечатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первыерассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишеныэлементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать)вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазореваястепь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. В этом сборникенашлось всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь».
Первый его рассказ «Родинка»был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своегорода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечномсчёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донскиерассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.
В своих рассказахШолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время и малокто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек,норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, этодраматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданскойвойны. Все рассказы объединяет общая тема – революция, а также и место действияодинаково для всех – происшествия отыгрываются на просторах Дона.
Тематика рассказов и ихгерои
«Главная и почтиединственная тема произведений Шолохова состоит в описаний жизни донскихказаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые всвоих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казакахрусских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь иТолстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русскойлитературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог этосделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины ихсреды, так как вырос между ними и сроднился с ними.»
Страницы „Донскихрассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Братна брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле.Многие герои рассказов — реальные люди, в основном жители хутора Каргина. НоШолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод,пытки представляет исключительно натуралистическим образом.
Очень точно,социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялосьв то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляетбольшинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитомпоколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своейсемьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки,такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнегосына, после, расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“)„старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник.“Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обидуза посягательство на их уклад и ценности.
Если для старшихявляются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодыепротивостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сиротыили младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти вцерковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, накомсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“),мечтающий о всеобщем равенстве. Тут и бедный пастух Григорий, после, убитыйврагами, вдохновлён чтением произведений Ленина („Пастух“).
Получается, с однойстороны борода окладистая, густая изображает коренного казака, противникасоветской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодыхкомсомольцев – наголо остриженная голова и выбритые щёки.
Борьба с младшим инепослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго — „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершалиськровавые преступления над младшим поколением.
Герои «Донскихрассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простойбудничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев,таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белыхтонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.
Можно сказать, чтогерои рассказов Михаила Шолохова не знают за моральный кризис и драму совести.Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности.Суровая и сырая натура противостоят цивилизованным и современным принципам. Врассказах Шолохова природная смерть настоящая редкость. В них доминируетубийство и насилие. Гуманность проявляется больше в отношении к животным, чем клюдям, даже самым близким и родным.
Сюжеты рассказов
Первый сюжет которыйдоминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинствоиз них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюциии революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух»,«Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надосделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодногосозрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым являетсяГригорий из рассказа « Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочиегерои.
Другой мотив, который заступленв рассказах, это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжетмолодого писателя, начиная с первого его рассказа « Родинка» — смертельноестолкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал вкровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становиться слишком дешёвой итеряется очень легко, попрут разменной монеты.
По своему основномухарактеру конфликты внутри одной семьи группируются на три основные темы:
— Конфликт между отцоми сыном, к таким рассказам относятся: « Родинка», «Бахчевник», «Семейныйчеловек», «Червоточина» и другие.
— Конфликт междубратьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».
— Конфликт междулюбовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».
Ещё несколько рассказовтрудно сверстать в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы сосмешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», «Жеребёнок», и «Чужая кровь».
Классово-социальныесюжеты
Молодой Шолохов даётнам целый ряд рассказов, в которых приказана, в чистом виде, суровая классоваяборьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет: С одной стороныпредставители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другойстороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе непробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другуюсторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чёткооткрывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силахприроды: засухе, неурожае, голоде.
Один из наиболеесильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к нимбогатых это рассказ «Алёшкино сердце».
Бедный мальчик Алёшка всвоём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», которыйдушит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот,пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны…» Мучительные страданиясваливаются на всю его семью. Сначала скончалась младшая сестра объевшись мясажеребёнка. Потом злая богатая соседка убивает его старшую сестру из-за того чтота у неё пила щи. Затем и мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка получил тяжёлыеранения од той же соседки за украденное молоко. Спас его заготовитель изДонпродкома, ухаживал за ним и стал поводырем подростка в новую жизнь. Междутем, нанял Алёшку в работники местный богатей и стал беспощадно изнурять егоработой, пока тот услышал разговор хозяина о том, что готовятся они перерезатьдва взвода красных. Успел Алёшка предупредить своего спасителя и тот послал парнишкус гранатой в руке в хату хозяина, но увидев мать с ребёнком перед хатой он самлёг на гранату, чтобы защитить их. Такие христианские реакции Алёши, идущего насамоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и этоможем считать как особую категорию шолоховской тематики.
Рассказ, в которомтакже видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствийэто рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: безхлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степанвсеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. Но тут председательхуторского совета пообещал, что дадут семенную ссуду. Набрал себе Степан своюдолю зерна и, уже в неописуемой радости, доехал почти до родного хутора, вышелна перерез человек с наганом и заставил загрузить себе зерно. Сценадушераздирающая. Забрали то, во что была вложена последняя надежда!Единственное спасение для бедного старика и его большой семьи. Писательподробно описывает мучительные страдания бедного Степана и силу его обиды. Он чувствуетсебя преступником, предателем, а сухая земля — это место его преступления. Нослучается так, что судьба ведёт его в украинские сёла и там он, совсем случайно,узнаёт своего обидчика, своего мучителя и смертного врага. Он такой же бедняк,который совершил преступление из-за безысходности своего положения. Конечныйитог, это месть Степана за обиду, за мёртвую землю. Но не только суровостьпроявляет Степан, а и сострадание к жертве, он, всё же, забирает трёхлетнегосына своей жертвы к себе домой.
В этом рассказе речьидёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия.Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба нажизнь и смерть.
Сюжеты конфликтоввнутри одной семьи
шолоховрассказ конфликт сюжет
Классовое расслоение иненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальнаяреволюция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавыхстолкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия,а в слезах и крови.
Тонко исследует Шолоховто, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивнаяненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило вмаленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитаязлоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит кубийственному концу.
Уже первый его рассказ«Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самымиблизкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнегокомандира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизодописан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всёсвоё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. Итолько вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку,которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое,что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказовШолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показываетглубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличитьэтот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мирстрашной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после,и для человечества.
В рассказе «Семейныйчеловек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большогополусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когдаслучилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали вказачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку. ДалиМикшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот иубил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иванперешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшарарассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы,вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двухсыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасаетсобственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя иостальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он имспас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийствородного сына? И за убийство вообще?
Весь процесс отчуждениямежду самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сынСтепан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин,неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын егостал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нетлюбви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести толькок трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть междуотцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов,которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшегосильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос.Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот ихпродал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая встрашное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя дажераскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, онна полуслове обрывает рассказ.
Рассказы со смешеннымисюжетами
Это рассказы, которыеполностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, вних писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа«Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, гделюди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на этобеззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждаеттоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибелии сам идёт в невиновную смерть.
Опять чувствопримирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названиявидим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастаетпотребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийсяпротив красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него истарухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полныскорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможностьутешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и изжалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. Истановятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родногосына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста состарым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными,странник даже имя получает, как и их сын – Петро.
Заключение
Рассказы МихаилаШолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нетизлишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, внародности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься осмысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь ина сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имясвоих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть.«Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забыватьисторию, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже всамых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.
Источники и литература
1. Драган Недељковић, предисловие„Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.
2. Богдан Косанович, Трагическое икомическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска1978.
3. Светлана Семёнова, Мир прозы МихаилаШолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.