ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Кардинальные перемены,переживаемые нашим обществом во всех сферах политической исоциально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную ипенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегосяповедения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактическойсистемы прежде всего определяется тем, что существовавшая ранее «карательная»профилактика, основанная на мерах социального контроля,общественно-административного и уголовного наказания, должна быть заменена наохранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватнойсоциально-правовой, медико-психологической и социально-педагогическойподдержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.
Практическая реализацияохранно-защитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросоворганизационно-управленческого, социально-педагогического, психологического,нормативно-правового и кадрового обеспечения.
Организационно-управленческоеобеспечение предполагает преодоление межведомственной разобщенности инескоординированности воспитательно-профилактической деятельности различныхсоциальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государственныхорганов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи идетства, включающих в свой штат профессионально подготовленных юристов,социальных работников, психологов, медиков, способных осуществлять веськомплекс мер социальной помощи семье, детям, подросткам.
Социально-педагогическоеобеспечение заключается в создании социально-педагогических центров(материально-техническая база, педагогические кадры, финансирование),предназначенных для организации труда и отдыха детей и подростков, для созданиявоспитывающей среды, позволяющей гармонизировать их отношения со своимближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы.
Социально-психологическоеобеспечение предполагает оказание социально-психологической помощи семье,детям, подросткам:
медико-психологическоеконсультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми иподростками, организация телефона и служб доверия, психологическая диагностикаи психологическая коррекция отклоняющегося поведения. Наряду с психолого-педагогическимиконсультациями и телефонами доверия, психологические службы должны располагатьреабилитационными центрами, социальными приютами, убежищами для подростков,оказавшихся в остро критической ситуации в семье, которая может привести кпобегам из дому, бродяжничеству, суицидам.
Нормативно-правовоеобеспечение включает в себя разработку действенных правовых норм и механизмов,позволяющих на практике реализовать охрану и защиту личности, здоровья и правребенка, пересмотр и упорядочение нормативно-правовой базы социально-правовойохраны семьи и детства, а также создать более совершеннуюсудебно-пенитенциарную систему для несовершеннолетних правонарушителей.
Кадровое обеспечениепредполагает введение и подготовку новых для нашей страны кадров социальныхработников, социальных педагогов, реабилитаторов, практических психологов,способных оказывать профессиональную социальную, психологическую исоциально-педагогическую помощь прежде всего семьям, детям и подросткам группыриска.
Наряду с открытием новыхспециализаций, важно проводить более углубленную профессиональнуюпсихолого-педагогическую и правовую подготовку и переподготовку учителей,воспитателей, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других лиц,занятых превентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегосяповедения.
В свою очередь, решениепроблемы комплексного организационно-управленческого,социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материальногои кадрового обеспечения профилактики отклоняющегося поведениянесовершеннолетних невозможно без глубокого изучения природы отклоняющегосяповедения и путей его предупреждения, а также активной практическойдеятельности и конкретных мер со стороны правительства и муниципальных органоввласти.
Как научная проработка,так и практическое решение проблем перестройки превентивной практикисущественно затруднены тем, что в настоящее время в отечественной превентивнойнауке и практике сложилось парадоксальное положение. С одной стороны, к участиюв воспитательно-профилактической работе привлечено значительное количествосоциальных институтов и общественных организаций. Так, по данным криминологов,в одном административном районе действуют до 40 различных органов, занимающихсяпроблемами предупреждения преступности несовершеннолетних и остронуждающихся внаучном обеспечении своей деятельности. С другой стороны, исследование проблемыотклоняющегося поведения детей и подростков ведется многочисленнымипредставителями смежных отраслей знания: психологии, педагогики, медицины,криминологии и т.д.
Вместе с тем, в настоящеевремя между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметныйразрыв, что прежде всего отрицательно сказывается на действенности,результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органовсоциальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Такоеположение дел сложилось не случайно, поскольку применение ввоспитательно-профилактической практике результатов исследований, ведущихся вразличных узкоспециализированных отраслях научного знания и непосредственно несвязанных с деятельностью реально действующих учреждений и социальныхинститутов, оказывается делом весьма затруднительным для практическогоиспользования. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить исистематизировать результаты разнообразных многочисленных исследований попроблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единогоприкладного психологического знания, оценить информацию, накопленную по этойпроблеме в социальной, юридической, возрастной и педагогической психологии, вдругих смежных отраслях науки, прежде всего применительно квоспитательно-профилактической деятельности реально действующей системы раннейпрофилактики.
Создание психологическогообеспечения является важнейшим условием повышения эффективностивоспитательно-профилактической деятельности. В свою очередь, проблема повышенияэффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальнойдезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода ввыборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогическойкоррекции отклоняющегося поведения; во-вторых, выявление неблагоприятныхфакторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения,которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, исвоевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.
Отсюда возникаетнеобходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных,социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающихсоциальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должнастроиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждениюэтих отклонений.
Таким образом, объектом рассмотрениянастоящей книги являются самые разнообразные неблагоприятные факторыотклоняющегося поведения детей и подростков от психобиологических предпосылок,условий семейного воспитания, неформального уличного общения, до тех причин,которые приводят к ослаблению воспитательного влияния классных коллективов,обусловливают отчуждение подростков от таких ведущих институтов социализации,которыми являются школы, другие учебно-воспитательные коллективы.
Системное рассмотрениенеблагоприятных факторов асоциального поведения несовершеннолетних применительнок воспитательно-профилактической деятельности системы органов раннейпрофилактики, безусловно, имеет ряд объективных трудностей как теоретического,так и организационно-практического характера. Это объясняется прежде всего тем,что теоретическое осмысление этой проблемы должно вестись, как мы уже отмечаливыше, в междисциплинарном плане, сбор эмпирического материала носитмежотраслевой, межведомственный характер и распространяется на деятельностьспециальных и общих органов ранней профилактики, имеющих различнуюведомственную подчиненность, включая учреждения народного образования,здравоохранения, культуры, внутренних дел, общественные и благотворительныеорганизации. Такая межведомственная разобщенность органов ранней профилактики,а также изолированность, несостыкованность научных подходов в изучении этойострой социальной проблемы затрудняют создание психологического обеспечения превентивнойпрактики и вместе с тем делают ее особенно актуальной.
Эта актуальностьобусловливается и тем, что в настоящее время особенно остро стоит задачаширокого внедрения в практику различных новых превентивных служб —психологических консультаций, социально-педагогических центров, телефоновдоверия, социальных приютов, реабилитационных центров, развитие которых такжесдерживается отсутствием системного психологического знания о природе отклоняющегосяповедения и путях его предупреждения.
В связи с этим, наосновании многочисленных разрозненных психологических, педагогических,медицинских, криминологических исследований, проведенных в нашей стране и зарубежом, а также с использованием результатов собственных многолетнихисследований автором сделана попытка в настоящей книге обозначить основноесодержание и область применения превентивной психологии как прикладной науки,призванной профессионализировать и гуманизироватьвоспитательно-профилактическую практику по предупреждению отклоняющегосяповедения детей и подростков.
Современнаяохранно-защитная концепция профилактики предполагает переход отадминистративно-карательных мер к всесторонней медико-психологической,психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьям и детямгруппы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекциидетей и подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии.Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеетопределенные общие тенденции и принципы:
профессионализациявоспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение иподготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов,социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся напрактической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков иоздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
создание сети специальныхпревентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную исоциально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологическиеслужбы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры,социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);
признание семьи какведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальныхмер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологическойпомощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно сзадачами воспитания;
психологизациявоспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая рольмедико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведениядетей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формамисоциальной и психической дезадаптации.
В соответствии с этимипринципами происходит реорганизация деятельности отечественных социальныхинститутов, осуществляющих воспитательно-профилактическую работу, котораяпредполагает, во-первых, существенное сужение сферы деятельности специальныхорганов ранней профилактики (инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних,правоохранительных органов), во-вторых, разработку и внедрение в широкуюпрактику органов народного образования, здравоохранениядиагностико-коррекционных и реабилитационных программ для детей и подростков сразличными формами психической и социальной дезадаптации, а также созданиесистемы служб социальной, социально-психологической и социально-педагогическойпомощи семье, детям, подросткам.
Весь этот широкий и вомногом новый для нас фронт решаемых в превентивной практике задач не может бытьразвернут без должного психологического обеспечения и требует интенсивногоразвития специальной отрасли прикладной психологической науки — превентивнойпсихологии. Задача превентивной психологии — вооружить широкий кругпрактических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций икомиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников и социальныхпедагогов, практических психологов) психологическим знанием для предупреждения,диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а такжеоздоровления условий их семейного и общественного воспитания.
И для превентивнойпрактики, и для превентивной теории важно, прежде всего, определите объект,предмет, область применения и психологический инструментарий, позволяющийрешать свои собственные специфические задачи по предупреждению и коррекцииотклоняющегося поведения детей и подростков.
Если в качестве объектапревентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группысоциального риска, среди которых существует повышенная вероятностьвозникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер насамых разных стадиях социопатогенеза, то в качестве предмета — природаотклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливаютразличные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков.Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечениемкоррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегосяповедения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработкамер по их нейтрализации.
Выявление такого роданегативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступаютизолированно, а представляют, как правило, взаимодействие самых разнообразныхфакторов, действующих в разных возрастных периодах с разным негативным вкладоми «весом» в развитие отклоняющегося поведения. Так, в свое время Б.Г.Ананьев писал: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многихфакторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной),воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формированиеличности), собственной практической деятельности человека» [10, с. 45].
В числе разнообразных,взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения, можновыделить такие, как: индивидный фактор, действующий на уровнепсихобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняютсоциальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся вдефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор,раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего сосвоим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательномколлективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется вактивно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, кнормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи,школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личнойспособности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор”определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существованияобщества.
Учитывая, что генезисотклоняющегося поведения детей и подростков имеет сложную многофакторнуюприроду, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода,выявляющего иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов,во-вторых, применения сравнительного анализа, сопоставляющего условияблагоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, и, в-третьих,реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамкаходной специализации, а, напротив, предполагает использование достижений такихотраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинскаяпсихология.
Как мы уже отмечали,превентивная практика, направленная на предупреждение социальных отклонений,распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослоенаселение страны. Однако сферой применения превентивной психологии является,прежде всего, воспитательно-профилактическая деятельность срединесовершеннолетних. Это объясняется тем, что асоциальное поведениенесовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается какрезультат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных,организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка,подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различныеотклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические ипсихобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективнойвоспитательно-профилактической деятельности.
Таким образом, именно впрофилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значениеприобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природаотклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические мерыпо предупреждению асоциальных проявлений.
Что же касаетсяпредупреждения преступности и правонарушений среди взрослого населения, то вданном случае психологическое обеспечение в большей степени осуществляется врамках правовой и криминальной психологии, которые, с одной стороны, помогаютсовершенствовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных исемейно-бытовых отношений, а с другой — изучают личность взрослого преступника,причины, обусловливающие преступления среди взрослого населения и пути ихпредупреждения с помощью уголовных, административных, дисциплинарных иобщественных мер воздействия.
Меры по предупреждениюпреступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическуюдеятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями,досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями,службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступностинесовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытиюпреступлений, осуществляемые правоохранительными органами в процессе суда,следствия, оперативно-розыскной работы.
Далее — это мерыпенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательнымиучреждениями, включая спецшколы, спецПТУ, ВТК, которые играют решающую роль впредупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних.
И, наконец, это меры попредупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемыеправоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебнымиколлективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления иранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из ВТК, сотсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.).
Всю эту важнуюправоохранительную деятельность по предупреждению преступностинесовершеннолетних вряд ли можно отнести к области компетенции превентивнойпсихологии, так как здесь скорее должны развиваться и рассматриватьсявозрастные аспекты следственной, судебной, пенитенциарной, правовой,криминальной психологии. Что же касается области приложения знаний превентивнойпсихологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактическойработе по нейтрализации негативных влияний, детерминирующих нарушениясоциального развития несовершеннолетних, а также к мерам воспитания,перевоспитания и коррекции на ранних стадиях педагогической и социальнойзапущенности.
Вопрос об объекте раннейпрофилактики, о том, какие несовершеннолетние, с какого возраста, с какимиотклонениями должны стать объектом воспитательно-профилактических усилийорганов ранней профилактики — один из самых сложных и дискуссионных. Об этомсвидетельствуют хотя бы те многочисленные, применяемые без достаточноразличимого содержания к детям и подросткам различного возраста, начиная сдошкольного и включая юношеский, понятия «трудный»,«трудновоспитуемый», «педагогически запущенный»,«социально-запущенный», «дезадаптивный» и т.д.
На какой стадии должны подключатьсяк работе с несовершеннолетним превентивные, правоохранительные органы, органыспециальной и общей профилактики? Этот вопрос имеет также немаловажное значениепри определении предмета и содержания превентивной психологии.
Видимо, сферу примененияпревентивной психологии следует относить к той воспитательно-профилактическойдеятельности, которая распространяется на ранний, так называемый докриминальныйуровень социальной дезадаптации. В этот докриминальный периоднесовершеннолетний еще не приобщен к преступной деятельности, пресечениемкоторой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем не менее, егосоциальное развитие протекает неблагоприятно, характеризуется отчуждением отосновных социализирующих институтов, различными поведенческими проявлениямиасоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью икорыстными правонарушениями, отлыниванием от учебы, работы, склонностью кбродяжничеству.
Очевидно, чтовоспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерамииндивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно кнесовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогическойкоррекции, прежде всего, требует неблагоприятная среда, которая вызываетсоциальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Эти неблагоприятныевоздействия среды могут иметь как прямой, так и косвенный десоциализирующийхарактер. В одном случае они могут быть представлены образцамиантиобщественного поведения или взглядов” в другом — проявляться в наличиинеблагоприятных социально-психологических условий, затрудняющих усвоениесоциальных норм и ценностей позитивно ориентированной среды. Очевидно, чторазличные по своему характеру десоциализирующие влияния требуют и различныхпревентивных мер, дифференцировать, рекомендовать и частично осуществитькоторые и призвана превентивная психология.
В системеохранно-защитных превентивных мер особо важное место занимаютпсихолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, направленные навыявление отклонений в психосоциальном развитии и их коррекцию. Следуетпомнить, что в превентивной практике психолог работает в тесной связи своспитателем, педагогом, социальным работником, то есть своим смежником,который также в пределах своей компетенции должен быть вооружен необходимымпсихологическим знанием и инструментарием. Отсюда важной задачей превентивнойпсихологии является вооружение практики социальнойвоспитательно-профилактической работы диагностико-коррекционными методами ипрограммами, которыми по принципу взаимодополнения могли бы пользоватьсяпревентивные психологические и социально-педагогические службы.
Прежде чем определитьпревентивный психолого-диагностический инструментарий, необходимо ответить напростые, но вместе с тем и крайне важные вопросы; что является объектом ипоследующим адресатом результатов диагностического обследования, то есть, когодолжен обследовать практический психолог превентивной службы, какие параметры ис какой целью следует выявлять и кому затем адресовать для дальнейшей коррекционнойработы результаты своего диагностического обследования? Поскольку превентивнаяпсихологическая служба ориентирована на детей и семьи группы риска, то есть натех, кому трудно и с кем трудно, то важно, прежде всего, выявить истоки ихарактер этих трудностей. При этом требуется не только определить характер ипричины отклонений, но и наметить и реализовать комплекс медико-психологическихи социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию,вызвавшую дезадаптацию детей и подростков, и провестииндивидуально-психологическую коррекцию.
Таким образом,диагностика как самоцель в данном случае, как, впрочем” и в других, теряетсмысл и необходима только для так называемых диагностико-коррекционныхкомплексов, позволяющих как выявить дефект психосоциального развития, так инаметить комплексную программу его коррекции.
Для общей ориентировки вразнообразных методах психологической диагностики необходимо определитьнекоторые общие принципы отбора превентивных психодиагностических методов, которыепозволят выявить характер и причины социальной и психологической дезадаптациидетей и подростков. Решение этой проблемы лежит также на путях системногоанализа генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, позволяющеговыявить комплекс неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических исоциально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом исоциальном развитии детей и подростков.
Отсюда, очевидно,превентивная психодиагностика должна начинаться с выявления наличия либоотсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения,затрудняющих социальную адаптацию ребенка (отставания или задержки в умственномразвитии, наличия или отсутствия нервно-психических заболеваний и патологий — неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии, различныхпограничных состояний). Обнаружение такого рода неблагоприятныхпсихобиологических особенностей требует специальных лечебно-воспитательныхпрограмм, в которые необходимо включать врачей, дефектологов, патопсихологов.
Далее, важно выявитьдефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушенияэмоционально-волевой и мотивационной сфер (повышенная тревожность,агрессивность, сниженные эмпатийные качества), акцентуации характера,неадекватная самооценка и т.д., что требует индивидуального педагогическогоподхода, а также дополнительных психокоррекционных программ.
Следует также, наряду синдивидуально-психологическими особенностями, изучить исоциально-психологические особенности личности подростка, характеризующегосясоциальной дезадаптацией. Эта задача тесно связана с проблемой социальногоразвития, которая, по сути дела, лишь обозначена в нашей литературе (А.В.Петровский) и практически не исследована ни в теоретическом, ни в эмпирическомплане. Поэтому, прежде чем говорить о личностной социально-психологическойдиагностике, необходимо выделить диагностически значимыесоциально-психологические параметры социального развития, подлежащиепревентивному диагностическому исследованию.
Сюда следует отнестиуровень социального развития, основные диагностические признаки которогоопределяются сферами социализации индивида (сфера труда, общения, познания,самоопределения, самопознания). Затем, параметры важнейшейсоциально-психологической характеристики личности — направленности (ценностныеориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления).Отдельно следует выделить референтные ориентации, играющие очень большую роль вподростковом возрасте. Выступая своего рода перцептивными фильтрами,референтные ориентации регулируют социальную перцепцию подростка, восприятие иоценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей. И, наконец,немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптациииграет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится кпрестижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегосяповедения в первую очередь.
Кроме того, важноотметить, что превентивное психодиагностическое исследование не можетограничиться лишь личностной диагностикой, даже если она и носит стольмногомерный характер, о котором было сказано выше. Необходимо такжеисследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию детей иподростков. Эта социальная ситуация представлена, как правило, неблагоприятноскладывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характероммежличностных отношений и социометрическим статусом ребенка, подростка в средесверстников” педагогической позицией учителя, школьной атмосферой,социально-психологическим климатом в классном коллективе. Здесь требуетсябатарея социально-психологических и, прежде всего, социометрических методов:наблюдения, беседы, метод независимых характеристик и т.д.
Таким образом, очевидно,что в психодиагностическом превентивном обследовании также нельзяограничиваться методами, представленными какой-то одной отрасльюпсихологического знания. Так же, как и при изучении природы отклоняющегосяповедения, здесь необходим системный междисциплинарный подход, позволяющийинтегрировать диагностические методы дифференциальной, социальной,педагогической, медицинской психологии. То есть речь, по сути дела, идет оконечном этапе развития психологического знания, когда происходит интеграцияразличных узких дисциплин для решения единой актуальной социальной проблемы.
При этом интегрирующимстержнем выступает природа отклоняющегося поведения, выявление технеблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических исоциально-психологических факторов, которые деформируют процесс социализации,процесс усвоения индивидом социального опыта и вхождения в систему общественныхотношений.