Введение Электрическим приводом называется конструктивное единство электромеханического преобразователя энергии, механических преобразователей энергии, преобразователя электрической энергии и микропроцессорной системы управления. Составляющие элементы данной системы являются весьма дорогостоящими, следовательно, инженеру, разрабатывающему систему электрического привода, необходимо иметь навык производить технико-экономический расчёт элементов системы и уметь грамотно производить оценку рынка данных элементов.
Данное умение необходимо для того, чтобы при меньшей стоимости данной системы можно было получить лучшие её качественные показатели. В данном реферате будет рассмотрен анализ рынка электромеханических преобразователей. Однако необходимо понимать, что сам по себе двигатель в производстве не используется в принципе, он используется только в системе электропривода. Поэтому тенденции развития рынка двигателей будут совпадать с тенденциями развития рынка приводов. Целью исследования является исследование российского рынка электродвигателей
с целью оценки целесообразности выхода на данный рынок. 1. Анализ рынка Под анализом рынка подразумевается – изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке. Иначе говоря, это анализ ситуации на фирмах или предприятиях в русле событий, происходящих на рынке. Анализ рынка является основой для коммерческой политики компании.
При этом анализируются необходимые затраты на закупку, производство и реализацию продукции в соответствии с возможностями получения дохода. В Анализе рынка применяются данные статистики и исследования общественного мнения, эмпирические данные хозяйственной деятельности компании, нормативно-правовые акты государства. Целью современных методик анализа товарных рынков территорий является измерение важнейших параметров и показателей состояния конкурентной среды и уровней их монополизации.
С 1993г. ГКАП РФ и его территориальные управления ведут разработку и апробацию различных вариантов таких методик. В процессе разработок программ для демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках начала постепенно выстраиваться и методика анализа конкурентной среды. В современной экономической науке существует множество способов маркетингового анализа с целью получения самых широких сведениё о данном рынке, Однако все данные методы сводятся к решению следующих задач:
· Определение общей статистики российского рынка электродвигателей в динамике: · Суммарный объем внутреннего производства электродвигателей до 2008 г. · Суммарный объем импорта электродвигателей на территорию РФ до 2008 г. · Суммарный объем экспорта электродвигателей из РФ в до 2008 г. · Соотношение внутреннего производства и импортных поставок на рынок
ЭД РФ. · Определение ключевых импортеров и экспортеров на рынке электродвигателей. · Определение основных производителей электродвигателей и их положения на рынке. · Выявление основных потребляющих отраслей и оценка динамики их развития. · Сегментация рынка электродвигателей по основным типам, представленным на российском рынке. · Классификация электродвигателей по различным критериям.
2. Определение общей статистики Российского рынка электродвигателей Электротехническая промышленность сегодня занимает особое место в машиностроительном комплексе промышленности России в целом. Российское электротехническое производство развивается высокими темпами; Что касается производства непосредственно электродвигателей, то современное состояние отечественного рынка электродвигателей определяется в первую очередь жесткой внутрироссийской конкуренцией заводов-
изготовителей; И связи с возросшим интересом зарубежных производителей электротехнического оборудования к российскому рынку, а также желанием отечественных компаний расширить свой рынок сбыла за счет зарубежных потребителей. Резкое снижение импорта электродвигателей в 2005 возможно было связано с постановлением “О мерах по защите российских производителей трехфазных асинхронных электродвигателей”. Предположительно, в ближайшее время, рост производства электродвигателей будет связан в основном с
освоением выпуска новых энергоэкономичных, конкурентоспособных двигателей, имеющих повышенный спрос. По нашей оценке, наконец-то прекращается многолетний спад производства в машиностроении. В большинстве подотраслей машиностроительного комплекса наблюдается заметное оживление деловой активности (за исключением железнодорожного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения). Увеличивается спрос на комплектующие, в том числе и на электродвигатели переменного тока с высотой
оси вращения 63 – 355 мм, которым и посвящен данный обзор. За четыре месяца 2007 года относительно соответствующего периода прошлого года производство возросло на 9,1% и, учитывая обычный сезонный спад в летние месяцы, годовое производство, по оценке специалистов, возрастет на 6%. Общий объем продаж на рынках России с учетом импорта возрастет на 3,3%, а объем продаж отечественной продукции возрастет более чем на 7%, что будет обусловлено дальнейшим снижением импорта
с 80,63 тыс. шт. в 2005 г. до 72,0 тыс. шт. в 2006 г. за счет расширения ассортимента выпускаемой на отечественных заводах продукции. Постоянно растет средняя единичная мощность электродвигателей (с 8,7 кВт в 1995 г. до 9,8 кВт в 1998 г.), что также способствует сокращению импорта электродвигателей высокой мощности. Средняя стоимость экспортируемой продукции: в страны СНГ- 0,63 тыс.долл./шт. в страны дальнего зарубежья –
0,36 тыс.долл./шт. Региональный спрос зависит от наличия машиностроительных производств и их финансового состояния. В 2007 г. он распределился следующим образом (см. табл. 1). Таблица 1 Росту спроса будет способствовать и стабилизация цен на готовую продукцию, которые возрастут незначительно, в среднем на 4 – 5% за год. Экспорт и импорт электродвигателей (со странами СНГ) можно рассмотреть по данным диаграмм, приведенных на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 – Товарная структура экспорта России в страны СНГ в январе-августе 2007 г. Рисунок 2 – Товарная структура импорта России из стран СНГ в январе-августе 2007 г. Как видно из представленных диаграммы экспорт двигателей в страны СНГ составляет 16,9 %, а импорт 29,1 %. Экспорт и импорт электродвигателей (со странами дальнего зарубежья) можно рассмотреть по данным диаграмм, приведенных на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 – Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе-августе 2007 г. Рисунок 4 – Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья в январе-августе 2007 г. Как видно из представленных рисунков экспорт отечественных двигателей составляет всего 3%, когда импорт зарубежных двигателей в Россию составляет 50,3%. Данная динамика, вызванная сильной монополизацией Российского рынка электродвигателей. Еще пять лет назад около 90% всех электродвигателей переменного
тока выпускали 5 заводов: ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный, «Уралэлектро-СТМ», «Сибэлектромотор», «Псковские электрические моторы». Однако внутри этой группы крупнейших производителей происходили серьезные изменения. Так, например завод ОАО «Сибэлектромотор» является монополистом в выпуске отечественных крановых электродвигателей, Поэтому многие заводы, нуждающиеся в данных двигателях, закупают двигатели зарубежных фирм, например
крановые двигатели фирмы SIMENS, Талинского электромеханического завода и д.р. Поэтому чтобы снизить величину экспорта, правительством РФ установлены временные ввозные таможенные пошлины на асинхронные электродвигатели переменного тока. Многофазные в размере 10 % от их таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 двигатель мощностью не более 750 Вт и не менее 20 евро за 1 двигатель мощностью от 750
Вт до 7,5 кВт. 3. Определение ключевых импортеров и экспортеров на рынке электродвигателей К основным странам импортёрам относятся следующие станы: · из СНГ – Украина (34,5%), Киргизия (23,8%), Молдавия (15,5%), Азербайджан (11,5%); · из дальнего зарубежья – Литва (61%), Германия (14%), Италия (6%). Основные экспортеры отечественной продукции по данным за 2007 год: · в
СНГ- Украина (56,5%), Казахстан 18,6%, Узбекистан (12,6%); · дальнее зарубежье – Австралия (28,7%), Литва (20,7%), Франция (15,3%), Италия (9,3%). 4. Определение основных производителей электродвигателей и их положения на рынке Основными фирмами, выпускающими электрические двигатели в Российской Федерации сейчас, являются 6 заводов. А именно: ·
ХОЛДИНГ РУСЭЛПРОМ · ОАО «ВЛАДИМИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ЗАВОД» · ОАО ПСКОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД · ОАО “ЯРОСЛАВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД” (ОАО “ELDIN”) · ОАО «УРАЛЭЛЕКТРО-СТМ» · ОАО «СИБЭЛЕКТРОМОТОР». Около 85% всех электродвигателей выпускают четыре завода:
ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный завод, «Уралэлектро» и «Сибэлектромотор». Однако владимирский завод ВЭМЗ постепенно теряет лидирующие позиции, что обусловлено конкуренцией более дешевой продукции с Украины, из Молдавии и Киргизии. 5. Выявление основных потребляющих отраслей и оценка динамики их развития Как уже было указанно выше, основными потребителями данной продукции являются фирмы, в которых широко
используются электропривода. К таким отраслям производства относятся: машиностроение, приборостроение, металлургия, транспорт и т.д. В данных отраслях используются привода малой, средней и большой мощности. Сектор электропривода малой и средней мощности является самым емким на рынке электроприводов. Анализ рынка промышленного электропривода показывает, что наибольшим спросом пользуется привод малой (до 3,7 кВт) и средней (до 37 кВт) мощности. Причем на долю электроприводов мощностью до 3,7 кВт приходится
около 75% всего рынка. Этот же диапазон мощностей характерен и для приводов бытовой техники: холодильников, стиральных машин, кондиционеров. Доля регулируемых электроприводов в общем объеме приводов малой мощности для промышленных приложений и бытовой техники увеличивается все более ускоряющимися темпами. На период с 2004 по 2010 год прогнозируется рост рынка электроприводов малой мощности более чем в 2,5 раза. Ожидается, что на рубеже 2010 года будет преодолен рубеж в $3 млрд.
При этом доля регулируемых приводов возрастет с 22 до 55%. Регулируемый электропривод обеспечивает до 50% экономии электроэнергии, до 40% экономии воды, высокую точность стабилизации требуемых параметров (температура, давление, скорость). За счет этого он окупается за гораздо более короткий срок. В настоящее время суммарный годовой объем производства составляет десятки миллионов комплектов, растет
интерес к силовым интегральным системам управления и силовым модулям высокой степени интеграции взамен традиционных схем с применением дискретных полупроводниковых приборов. При этом решающими факторами являются рентабельность производства электропривода, его эффективность и надежность. Как видно из приведённых данных, область применения электропривода значительно расширяется, а следовательно и увеличивается спрос на электромеханические преобразователи.
В настоящий момент, Россия находится в условиях сильного кризиса, который в первую очередь ударил по таким отраслям как строительство и металлургия. В данных отраслях в основном используются привода (а следовательно и электродвигатели) большой мощности, в результате чего спрос на данную продукцию значительно снизился.