Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

Комплексы   психоразвивающих  упражнений   для работы  с
            детьми   логопедических   групп.
    У  детей  логопедических  групп, как  правило, интеллект  нормальный.Они  кри-
тичны к  своей  речи, большинство  из  них  имеют  настойчивое  стремление  к исправ-
лению речевого  недостатка. Но  у  части  детей, по  сравнению  с  возрастной нормой,
наблюдается снижение  познавательной  деятельности  и  входящих  в  ее  структуру процессов: меньший  объем  запоминания  и  воспроизведения  материала,неустойчи-
вость внимания, быстрая  отвлекаемость, истощаемость  психических  процессов, сни-
жение уровня  обобщения  и  осмысления  действительности; у  них  затруднена развернутая  связная  речь. Со  стороны  эмоционально- волевой  сферы  также наблюдается  ряд  особенностей: повышенная  возбудимость, раздражительностьили 
общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная
смена настроения  и  др.
     Психолого- педагогическая  коррекция  речи  у  детей   логопедических  групп должна   включать  комплекс  мероприятий, направленных  на  устранение неблагопри-
ятного воздействия  указанных  выше  социальных  факторов, на  улучшение  общего
психического состояния  ребенка, на  формирование   у  него  интереса  к  речевому
общению и  необходимых  навыков  поведения, на  организацию  правильного  речево-
го воспитания. Эффективность  психолого- педагогической  коррекции  будет  во многом  определяться  специальными  занятиями  с  ребенком .
     Программа   психокоррекционного  занятия  включает  в  себя  несколько  групп
упражнений и  осуществляется  на  основе  данных  обследований.
     На  первом  этапе  отрабатывается  речевое (  фонационное )  дыхание.Тренировка
начинается  с  приведения  ребенка  в  состояние   покоя  и  расслабления  мышц  плеч,
грудной клетки  и  рук, что  возможно  в  любом  из  трех  положений :  стоя, сидя,лежа.
1.Производится быстрый  бесшумный  вдох ,  переходящий  в  длительный  и спокой-
ный выдох. От  наполнения  легких  воздухом  во  время  вдоха  отмечается движение  стенки  живота  и  нижних  ребер  вперед  и в стороны; на  выдохе они  постепенно
занимают свое  исходное  положение.
2.Выдох направляется  к  местам  активной  артикуляции  и  фокусируется  в  одной точке – на  губах. Для  достижения , а  затем  закрепления  этого  навыка губы  слегка  вытягиваются  вперед, не  изменяя  своего  положения. При  этом длительно  и  слитно ( 3-6 раз )  произносятся  специально  подобранные  звуки,слоги ,  слова  и  фразы  типа «у», «о», «ух», « ухо», «уж», « урок», «уснуть», « утюг»,«уют», « кто  от  кого, тот  в того», « чужую  беду  руками разведу», «дружба дружбой, служба  службой», « за  труд  чтут», « очи  ушей верней», «повинную  голову  меч  не  сечет»..
3.Различение неречевых  звуков, заранее  записанных  на  магнитофонную  пленку
  или  создаваемых  психологом. Ребенка  просят  определить , что имитирует                  
     психолог  своим  голосом. Это  может  быть, например  «стук  часов», « крикворо-
     ны», «жужжание  жука», «писк  комара» и др.
  4. Развитие  фонематического  анализа.Ребенка  просят  определить, какой  одина-
      вый  звук  он  слышит  в  словах «сад», «маска», «лес» и.т.п., и поднять  руку  если
      слышит  звук «с». Далее ребенок  определяет  место  звука, например «с», всловах
      «нос», «пояс», «сапог», «песня». После  этого  ребенку  предлагается придумать      
      слова, начинающиеся  с  определенной  буквы  и  содержащие три- четыре  звука.
      Заключительное  упражнение  состоит  в  том, что  психолог  произносит  слова-
      квазиомонимы, содержащие  исправляемый  звук, а  ребенок  рисует соответству-
      ющий  предмет ( или  подбирает  подходящую картинку). Предлагаются  следую-
      щие  слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-рожки», «рак-
      лак», « пилот-пирог» и.т.п.
 5. Развитие  общей  моторной  активности, целенаправленности идинамической       
    скоординированности  движений. Ребенка  просят  несколько  раз (3-5) хлопнуть 
    мячом  об  пол, считая  при  этом. Затем, оттолкнув  мяч  от  одного  края стола,
    попробовать  поймать  его  у  другого  края. Далее  ребенка  просят проскакать    
 поочередно  на  правой  и  левой  ногах, например  от  стола  к  двери.Упражнение
 повторяется, но  уже с  разворотом в  прыжке. После  этого ,  в  зависимости от
 возраста, ребенка  просят  по  словесной  инструкции  психолога или  подражая
 ему, произвольно  напрягать  мышцы  шеи, плеч, рук, а  затем  расслаблять  их ,
 свободно  наклоняя  голову ,  покачивая  руками  и  расслабляя  кисти.
6.Расслабление  артикуляторных  мышщ. Ребенок, подражая  психологу, пробует
   произвольно  напрягать  мышщы  челюстей, губ, языка  с  упором  в  твердое небо,
   мягкого  неба  путем  зевка ,  лица ( нахмуривание  бровей, зажмуривание  глаз ),
   затем  расслаблять  мышцы  рта, нижней  челюсти, губ. Оба  состояния  ребенок
   пытантся  выдерживать  от 3 до 5 сек.
7.Развитие  речевого  дыхания ( нижнереберного  типа  с  длительным  интенсивным      
   выдохом). Психолог  с  целью  контроля  кладет  руку  на  нижние  отделы грудной 
   клетки  ребенка  и  отрабатывает  ритмичное  глубокое  дыхание  с помощью  игры
   «Спасательный   жилет». Во  время  вдоха- «жилет  надувается»- нижние  отделы
   грудной  клетки  и  стенка  живота  выдвигаются  наружу  и  вширь; во  времявыдо-
   ха – «вытащили  пробку»- брюшные  мышцы  и  грудная  клетка  медленно  втяги-
   ваются  до  исходного  положения. Далее  выполняется  это  же  упражнение, но на
   выдохе  ребенок  пытается  произносить  звук «ф» ( в  течение 4-6  с). Для удлине-
   ния  и  интенсивности  выдоха  ребенок  имитирует  игру  на  духовых инструмен-
   тах: « дует  в  свисток  или  рожок », « играет  на  губной  гармошке».Длительность
    выдоха  доводится  до  6-8 с.
                                    
 8. Упражнения  на  развитие внимания.
                      № 1 «Незнайкины  небылицы».
     Незнайка  сочинял  историии, но, как  обычно, все  перепутал  в  них. Когда он           
    стал  рассказывать  свои  историии  друзьям, все  громко  смеялись  и говорили,
    что  этого  не  бывает. Попробуй  отгадать, что  напутал  Незнайка.
        – Летом  девочки  и  мальчики   надевают  теплые  шапки, теплые  сапоги, шу-
        бы  и  отправляются  кататься  на  санках.
–     Весной  все  звери  готовятся  к долгой  спячке.
–     Осенью  на  деревьях распускаются  ярко-зеленые  листочки.
–     Зимой  мы  любим  купаться  и загорать, любоваться  цветами  и  собирать
ягоды.
             № 2 «Цветик- семицветик »
       Взрослый  рисует  цветок  с  семью  лепестками: красным, желтым, голубым,    
    розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина  цветка- зеленая. Ребенку 
    предлагается  запомнить  этот  цветок  и  нарисовать  точно  такой  же.
                     №3 « Невнимательный  садовник »
      Садовник  решил  посадить  новые  плодовые  деревья  в  саду, но  он  был  очень 
    невнимательным  и  купил  на  базаре  2  лишних  пакетика  с  семенами. Помоги
     садовнику  найти  лишние  пакетики, если  на  них  написано: «Яблоня», «Груша»
      «Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
                      №4  « Паровозик  с  клоунами»
       Все  дети  превращаются  в  «поезд», в  котором  едут «клоуны». « Клоуны»   лю-
       бят  баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по  сигналу  взрослого
       ( гудок )  останавливается, « вагончики» разъезжаюются  в  разные  стороны, де-
        ти  падают. Основная  задача –  при  падениии  быть  внимательным  к  окру-
        жающим  детям, стараться  их  не  задеть. После  того  как  «поезд» отремонти-
        руюют, игра  продолжается.
                       №5  « Летает –  не  летает».
           
      Дети  садятся  или  становятся  полукругом. Ведущий  называет   предметы. Если
предмет летает   — дети  поднимают  руки. Если  не  летает – руки  у  детей  опущены.
Ведущий может  сознательно  ошибаться, у  многих  ребят  руки  непроизвольно, в  силу подражания, будут  подниматься. Необходимо  своевременно  удержаться  и  не поднимать  рук, когда  назван  нелетающий  предмет. Кто  не  удержался –платит  фант, который  в  конце  игры  выкупается.
9.Упражнения на  развитие  мышления.
                        №1 «Разрезные  картинки» ( складывание  рисунка  из  его  частей)
        Берется  любая  открытка ( лучше  использовать  изображение  неживого  мира)
      и   разрезается  на  две  равные  части. Ребенка  просят  составить  ее.Другая                                                                
      на  четыре  части  и  так  далее. Выполняя  задание, ребенок ориентируется  на
      рисунок, изображенный  на  открытке. Покупные  мозаики  и  пазлы помогают
      детям  соотносить  форму  и  цвет.
                       №.2 « Придумаем  загадку».
      Логика  придумывания  загадок  сложна  для  дошкольников, поэтому  начинать следует  с  внешних  признаков  окружающих  предметов. Например: « Большой,круглый, полосатый, а  внутри  красный» ( арбуз).Затем  добавляются функциональ-
ные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все  дома  очищает» (пылесос).
      Далее  предлагаются  сравнения  и  литературные  загадки. Например: «Крашено
Коромысло через  реку  повисло»  ( радуга). Непонятные  слова  объясняются.
                       №3 « Что  лишнее?»
       Взрослый  называет  три  ( позже  четыре )  предмета, один  из  которых  не под-
ходит к  данной  классификации. Например: огурец, яблоко, помидор ( овощи- фрукты );стул, стол, шкаф, платье ( мебель- одежда). Ребенок  выделяет  «лишний»
предмет и  объясняет  свой  выбор. Хорошо  использовать  в  этой  игре  наглядную
опору-картинки  и  предметы.
10.Упражнения  на  развитие  памяти.
                        №1 « Телефон»
       В  игре  участвуют  не  менее  трех  игроков.Словесное  сообщение передается   
     друг  другу, пока  оно  не  вернется  к  первому  игроку. Сообщение  можетсосто-
     ять  из  одного  слова, постепенно  превращаясь  в  длинное  предложение.
                         №2 « Рассказы  по  картинкам»
      Ребенку   предлагается  составить  рассказ  по  картинке. Используются смешные  сюжеты, можно  из  комиксов.
                         №3  « Рассказы  по  памяти»
       Ребенка   просят  рассказать  просмотренный  недавно  мультфильм.
                         №4  « Слова»
        Дети  по  очереди  называют  слова, где  последняя  буква   предыдущего  слова
 является  началом  следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус…»
11.Упражнения на  развитие  эмоционально-волевой  сферы.
                         №1 « О  рыбаке  и  рыбке»
        Взрослый  читает  отрывок  из  сказки  А.С.Пушкина  или  кратко перессказы-
    вает  эту  сказку. Дети  выбирают  роли  старика, старухи, золотой  рыбки.
    Остальные  дети  держатся  за  руки, изображая  море ( поднимают  и  опускают
    сцепленные  руки).Можно  использовать  музыкальный  фон- морские  звуки.
     Взрослый  может  предложить  детям  продолжить  сказку  по-своему  или  пере-
     делать  ее.
                           №2 «Воробьиная  семья»
          Взрослый  рассказывает  сказку, дети  изображают  героев  сказки  с  помощью 
      мимики, жестов, интонации.
           «Жила-была  в  лесу  воробьиная  семья: мама, папа, сын.Мама  улетала  мошек
       ловить, семью  кормить. А папа-воробей  укреплял  жилище  веточками, утеплял
       мхом. Сын  тоже  помогал  отцу, и этим  всегда  хвастался  перед  своимидрузья-
       ми. Он  всем  пытался  доказать, что  он  самый  ловкий  и  сильный. А с тем кто
       не  соглашался  с  ним, воробышек  ссорился  и  даже  дрался. Как-то  раз мама
       и  папа  прилетели  в  гнездо, а  сына  нет. Они  ждали  его  к  обеду, но воробы-
       шек  не  прилетал. Родители  стали  волноваться, не  съели  не  крошки. Папа-
       воробей  сердился  и  ворчал, а  мама  даже  всплакнула. Ведь  она  думала, чтос
       ее  любимым  сыночком  что-то  случилось.А  сыночек  поссорился  с  друзьями.
        Взъерошенный  воробушек  наконец-то  прилетел  к  родителям. И  в    воробьи-
        ной  семье  был  серьезный  разговор…( дети  чирикают, интонациями передавая     
        чувства  мамы, папы, сына). Воробышку  пришлось  сознаться  в  том, что  он
         хвастается  и  дерется. Сын  рассказал  родителям, как  ему  хотелось доказать    
         всем, какой  он  взрослый. Воробышек  объяснял, что  очень  хотел  бы, чтобы
         его  родители  гордились  им, как  самым  сильным  сыном. Но  вместо радости
         и  гордости  он  увидел  грусть  в  их  глазах. Воробышек  попросил  прощения,
         и родители  его  простили. Они  накормили  сына  вкусной  едой и, погладив  по
         перышкам, ласково  объяснили, что  очень  любят  его, и для  них  он  самый
         ловкий  и  сильный  воробышек  во  всем  лесу».
                  
                                 №3 « Три  поросенка»
               Взрослый  рассказывает  последнюю  часть  сказки, а  все  дети  выполняют 
         действия  героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно    распреде-
         лить  роли  между  детьми, использовать  маски.
                                  №4 «Брыкающаяся   лошадка»
               Все  дети  превращаются  в «лошадок » и  свободно  размещаются  на  ковре
          ( стоят  на  коленях, опираясь  о  пол  руками).Взрослый  читает  текст  сказки.
               «Жила-была  лошадка, которая  очень  любила  брыкаться  и  капризничать.
            Ей  мама  говорит: «Покушай, доченька, травки  свеженькой». «Не  хочу,не
            буду», — кричит  лошадка  и  брыкается  ножками ( дети  выполняют  дейст-
            вия). Папа  уговаривает  лошадку: « Погуляй, поиграй  на  солнышке». Не
            хочу, не  пойду!»- отвечает  лошадка  и  опять  брыкается. Не  смогли  угово-
            рить  мама  с  папой  свою  упрямую  доченьку, оставили  ее  дома, а  сами
            ушли  по  делам. Лошадка  подумала, подумала и  пошла  гулять  одна. А  на-
            встречу  ей  хитрый  серый  волк. Говорит  волк  лошадке: « Не  уходи, лошад-
            ка, далеко  в  лес, ты  еще  маленькая». Лошадка  опять  упрямится: « Я не ма-
            ленькая, куда  хочу, туда  и  хожу!» А  волку  это  и  надо  было. Подождал
            он, пока  лошадка  в  самую  чащу  леса  зайдет  и  как  набросится  на  нее
            сзади. Лошадка  давай  брыкаться. Сначала  одной  ножкой  сильно  ударила 
             волка, затем  другой  ножкой. А  потом  двумя  ножками  вместе  так стала 
             брыкаться, что  волк  убежал  и  никто  его  там  больше  не  видел ( дети
             выполняют  все  действия ). Лошадка  перестала  упрямиться  и  капризни-
             чать, выросла  и  теперь  работает  в  цирке, брыкается  ножками, подбра-
             сывает  высоко  мячики  на  радость  зрителям».
12.Упражнения  на  снятие  психофизического  напряжения.
                    
                     №1. Игра « Подснежник» ( релаксационный  комплекс)
1.   В  лесу  под  сугробом  спрятался нежный  цветок. Он  крепко  сложил  свои
  лепестки, чтобы  не  погибнуть  от  холода. Уснул  до  весны ( дети  садятся 
  на  корточки, обнимая  руками  плечи, прижимая  голову).
2.   Солнышко  стало  пригревать сильнее. Лучики  солнца  постепенно пробуж-
дают цветок. Он  медленно растет, пробираясь  сквозь снежный  сугроб
(дети  медленно  приподнимаются  и  встают).
3.   Кругом  лежит  снег. Ласковое солнышко  так  далеко, а  цветочку  очень 
хочется почувствовать  тепло ( дети  тянут  руки  вверх, напрягая  пальцы,
поднимаясь на  носки).
4.   Но  вот  подснежник  вырос, окреп(дети  опускаются  на  ступни ). Лепестки
стали раскрываться, наслаждаясь  весенним  теплом. Цветок  радуется, гор-
дится своей  красотой ( дети  медленно  опускают  руки ,  плечи, улыбают-
ся).«Этоя –  первый  весенний  цветок  и  зовут  меня  подснежник »,- кива-
ет он  всем  головой.
5.   Но  весенняя  погода  капризна.Подул  ветерок, и стал подснежник  раска-
чиваться в  разные  стороны( дети  раскачиваются). Цветочек  склонялся  все
ниже и  ниже  и  совсем  лег  на  проталину ( дети  ложатся на  ковер).
6.   Побежали  ручьи, вода подхватила  и  унесла  подснежник  в  длительное 
сказочное путешествие. Он  плывет  и  удивляется  чудесным  весенним
превращениям( звучит  природная  музыка, дети  лежат  на  ковре и «путе-
шествуют»с закрытыми  глазами).
Когда цветок  напутешествуется, он  приплывет  в сказочную  страну ( дети
поднимаются и  рассказывают, что  видели, чему  удивлялись  и  радова-
лись).
                                      №2. Игра «Гусли-самогуды» ( релаксационно- танцевальный 
                                               комплекс).
        
1.   Ведущий  читает  текст. Дети стоят  свободно.
             В  сказочном  дворце,
             На  высоком  крыльце,
             Звучит  грозный  указ,
             Добрым  молодцам  наказ:
             « Кто  сумеет  станцевать
              Так, как гусли  нам  велят,
              Тот  и будет  помогать
              Нашим  царством  управлять.
               Гусли, гусли- самогуды
               Распевают  песни  всюду.
               Раз  готовы  вы  друзья,
               Танцевать  нам  всем  пора.
2.   Звучит  ритмичная  музыка.Ведущий  читает  текст. Дети  стоят, « танцуют»
мышцы плеч  и  рук.
          Вот  и  музыка  звучит.
          А  народ  все  ждет, стоит.
           Ой, пустились  плечи  в  пляс.
           Веселей, еще  хоть  раз!
           Пальцы, локти  скачут  вместе,
            А  народ  стоит  на  месте.
             Пляска  стала  затухать,
             Тише  музыка  играть.
          3. Меняется   ритм  музыки, « танцуют» мышцы  ног.
                              Ноги  стали  просыпаться,
                              Просыпаться, подниматься!
                              Пятки, пальцы  и  колени
                              Заплясали  как  хотели.
                              Как  им  весело  плясать!
                              Только  стали  уставать.
4.   Меняется  ритм  музыки, «танцуют»мышцы  живота.
                     Рад  живот  поупражняться,
                     Научился  напрягаться.
                     Вдох  и  выдох ,  покрутись.
                     Лежебока, эй, проснись!
 5.Меняется ритм  музыки, « танцуют» мышцы плеч.
                      Вот  поднялись  наши  плечи.
                      Выше, выше, резче, резче.
                      Стали  плечи затихать,
                       Затихать  и  засыпать.
6.Звучит спокойная  музыка ,  затем  вновь  меняется  ритм, «танцуют» мышцы  лица.
                       Щеки, носик  в  пляс  пошли.
                       Брови  нежно  подними,
                       Губы  вытянулись  в  трубку,
                        Потанцуй  еще  минутку.
7.   Ведущий  выбирает  ребенка  , который  старался, был  внимательным.
Ребенок заказывает  любые  движения  для  всего  тела.
                  Вновь  народ  стоит  и  ждет.
                   Что  нам  музыка  споет?
                   Ты, помощник, выходи,
                    Общий  танец  закажи.
              Звучит  ритмичная  музыка ,  все  танцуют « заказанный»  танец, выполняют
          движения.  А  затем  ведущий  предлагает  всем  двигаться  по  собственному
          желанию, так, как  хочет  само  тело.
8.   Звучит  спокойная  музыка, дети не  сходя  с  места  плавно  двигаются  под
нее.После  этого  можно  предложить  детям  лечь  на  ковер.
                   А  теперь, все  отдыхаем .
                     Отдыхаем и  мечтаем
                    О  волшебных  берегах,
                    О  невиданных  краях.
Звучит  спокойная  музыка  с  природными  звуками. Дети  мечтают. « Гус-
ли-самогуды»замолкают, и  дети  рассказывают (  по  желанию ) о  своих
образах-мечтах.