Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с
детьми логопедических групп.
У детей логопедических групп, как правило, интеллект нормальный.Они кри-
тичны к своей речи, большинство из них имеют настойчивое стремление к исправ-
лению речевого недостатка. Но у части детей, по сравнению с возрастной нормой,
наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала,неустойчи-
вость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, сни-
жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительностьили
общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная
смена настроения и др.
Психолого- педагогическая коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагопри-
ятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего
психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому
общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речево-
го воспитания. Эффективность психолого- педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .
Программа психокоррекционного занятия включает в себя несколько групп
упражнений и осуществляется на основе данных обследований.
На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное ) дыхание.Тренировка
начинается с приведения ребенка в состояние покоя и расслабления мышц плеч,
грудной клетки и рук, что возможно в любом из трех положений : стоя, сидя,лежа.
1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный и спокой-
ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны; на выдохе они постепенно
занимают свое исходное положение.
2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и фокусируется в одной точке – на губах. Для достижения , а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед, не изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз ) произносятся специально подобранные звуки,слоги , слова и фразы типа «у», «о», «ух», « ухо», «уж», « урок», «уснуть», « утюг»,«уют», « кто от кого, тот в того», « чужую беду руками разведу», «дружба дружбой, служба службой», « за труд чтут», « очи ушей верней», «повинную голову меч не сечет»..
3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную пленку
или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что имитирует
психолог своим голосом. Это может быть, например «стук часов», « крикворо-
ны», «жужжание жука», «писк комара» и др.
4. Развитие фонематического анализа.Ребенка просят определить, какой одина-
вый звук он слышит в словах «сад», «маска», «лес» и.т.п., и поднять руку если
слышит звук «с». Далее ребенок определяет место звука, например «с», всловах
«нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку предлагается придумать
слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три- четыре звука.
Заключительное упражнение состоит в том, что психолог произносит слова-
квазиомонимы, содержащие исправляемый звук, а ребенок рисует соответству-
ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку). Предлагаются следую-
щие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-рожки», «рак-
лак», « пилот-пирог» и.т.п.
5. Развитие общей моторной активности, целенаправленности идинамической
скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-5) хлопнуть
мячом об пол, считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от одного края стола,
попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка просят проскакать
поочередно на правой и левой ногах, например от стола к двери.Упражнение
повторяется, но уже с разворотом в прыжке. После этого , в зависимости от
возраста, ребенка просят по словесной инструкции психолога или подражая
ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем расслаблять их ,
свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя кисти.
6.Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу, пробует
произвольно напрягать мышщы челюстей, губ, языка с упором в твердое небо,
мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей, зажмуривание глаз ),
затем расслаблять мышцы рта, нижней челюсти, губ. Оба состояния ребенок
пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.
7.Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным интенсивным
выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние отделы грудной
клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с помощью игры
«Спасательный жилет». Во время вдоха- «жилет надувается»- нижние отделы
грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь; во времявыдо-
ха – «вытащили пробку»- брюшные мышцы и грудная клетка медленно втяги-
ваются до исходного положения. Далее выполняется это же упражнение, но на
выдохе ребенок пытается произносить звук «ф» ( в течение 4-6 с). Для удлине-
ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на духовых инструмен-
тах: « дует в свисток или рожок », « играет на губной гармошке».Длительность
выдоха доводится до 6-8 с.
8. Упражнения на развитие внимания.
№ 1 «Незнайкины небылицы».
Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он
стал рассказывать свои историии друзьям, все громко смеялись и говорили,
что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка.
– Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шу-
бы и отправляются кататься на санках.
– Весной все звери готовятся к долгой спячке.
– Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
– Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать
ягоды.
№ 2 «Цветик- семицветик »
Взрослый рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым,
розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка- зеленая. Ребенку
предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.
№3 « Невнимательный садовник »
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень
невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги
садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша»
«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
№4 « Паровозик с клоунами»
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». « Клоуны» лю-
бят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого
( гудок ) останавливается, « вагончики» разъезжаюются в разные стороны, де-
ти падают. Основная задача – при падениии быть внимательным к окру-
жающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонти-
руюют, игра продолжается.
№5 « Летает – не летает».
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если
предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены.
Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался –платит фант, который в конце игры выкупается.
9.Упражнения на развитие мышления.
№1 «Разрезные картинки» ( складывание рисунка из его частей)
Берется любая открытка ( лучше использовать изображение неживого мира)
и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее.Другая
на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на
рисунок, изображенный на открытке. Покупные мозаики и пазлы помогают
детям соотносить форму и цвет.
№.2 « Придумаем загадку».
Логика придумывания загадок сложна для дошкольников, поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих предметов. Например: « Большой,круглый, полосатый, а внутри красный» ( арбуз).Затем добавляются функциональ-
ные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос).
Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено
Коромысло через реку повисло» ( радуга). Непонятные слова объясняются.
№3 « Что лишнее?»
Взрослый называет три ( позже четыре ) предмета, один из которых не под-
ходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор ( овощи- фрукты );стул, стол, шкаф, платье ( мебель- одежда). Ребенок выделяет «лишний»
предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную
опору-картинки и предметы.
10.Упражнения на развитие памяти.
№1 « Телефон»
В игре участвуют не менее трех игроков.Словесное сообщение передается
друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение можетсосто-
ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение.
№2 « Рассказы по картинкам»
Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.
№3 « Рассказы по памяти»
Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм.
№4 « Слова»
Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова
является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус…»
11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
№1 « О рыбаке и рыбке»
Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или кратко перессказы-
вает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки.
Остальные дети держатся за руки, изображая море ( поднимают и опускают
сцепленные руки).Можно использовать музыкальный фон- морские звуки.
Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или пере-
делать ее.
№2 «Воробьиная семья»
Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью
мимики, жестов, интонации.
«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын.Мама улетала мошек
ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял
мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался перед своимидрузья-
ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем кто
не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама
и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробы-
шек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели не крошки. Папа-
воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, чтос
ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек поссорился с друзьями.
Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьи-
ной семье был серьезный разговор…( дети чирикают, интонациями передавая
чувства мамы, папы, сына). Воробышку пришлось сознаться в том, что он
хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать
всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы
его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости
и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения,
и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по
перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый
ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
№3 « Три поросенка»
Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют
действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распреде-
лить роли между детьми, использовать маски.
№4 «Брыкающаяся лошадка»
Все дети превращаются в «лошадок » и свободно размещаются на ковре
( стоят на коленях, опираясь о пол руками).Взрослый читает текст сказки.
«Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать.
Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу,не
буду», — кричит лошадка и брыкается ножками ( дети выполняют дейст-
вия). Папа уговаривает лошадку: « Погуляй, поиграй на солнышке». Не
хочу, не пойду!»- отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли угово-
рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами
ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А на-
встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: « Не уходи, лошад-
ка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: « Я не ма-
ленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку это и надо было. Подождал
он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее
сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила
волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала
брыкаться, что волк убежал и никто его там больше не видел ( дети
выполняют все действия ). Лошадка перестала упрямиться и капризни-
чать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбра-
сывает высоко мячики на радость зрителям».
12.Упражнения на снятие психофизического напряжения.
№1. Игра « Подснежник» ( релаксационный комплекс)
1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои
лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны ( дети садятся
на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).
2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуж-
дают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб
(дети медленно приподнимаются и встают).
3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень
хочется почувствовать тепло ( дети тянут руки вверх, напрягая пальцы,
поднимаясь на носки).
4. Но вот подснежник вырос, окреп(дети опускаются на ступни ). Лепестки
стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гор-
дится своей красотой ( дети медленно опускают руки , плечи, улыбают-
ся).«Этоя – первый весенний цветок и зовут меня подснежник »,- кива-
ет он всем головой.
5. Но весенняя погода капризна.Подул ветерок, и стал подснежник раска-
чиваться в разные стороны( дети раскачиваются). Цветочек склонялся все
ниже и ниже и совсем лег на проталину ( дети ложатся на ковер).
6. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное
сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним
превращениям( звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путе-
шествуют»с закрытыми глазами).
Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну ( дети
поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радова-
лись).
№2. Игра «Гусли-самогуды» ( релаксационно- танцевальный
комплекс).
1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
« Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли- самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора.
2. Звучит ритмичная музыка.Ведущий читает текст. Дети стоят, « танцуют»
мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки, « танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки, «танцуют»мышцы живота.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох , покрутись.
Лежебока, эй, проснись!
5.Меняется ритм музыки, « танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.
6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм, «танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
7. Ведущий выбирает ребенка , который старался, был внимательным.
Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка , все танцуют « заказанный» танец, выполняют
движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному
желанию, так, как хочет само тело.
8. Звучит спокойная музыка, дети не сходя с места плавно двигаются под
нее.После этого можно предложить детям лечь на ковер.
А теперь, все отдыхаем .
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. « Гус-
ли-самогуды»замолкают, и дети рассказывают ( по желанию ) о своих
образах-мечтах.