Лов рыбы снюрреводом

Калининградский государственный технический университет
 
 
Кафедра промышленного рыболовства
 
 
 
 
 
 
 
ЛОВ РЫБЫ СНЮРРЕВОДОМ
 
Курсовая работа
 
 
 
Исполнитель:
                                                                    … .                                                                           
студентка
                                                                     гр. ….___________________
 
Научный руководитель:
….
кандидат филол. наук, доцент
         __________________________                         
 
 
 
 
 
 
Калининград
2011
СОДЕРЖАНИЕ     
 
 
 
1 СНЮРРЕВОД  КАК ДОННЫЙ ВИД ЛОВА РЫБЫ………………………………….….…3
 
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СНЮРРЕВОДНОГО ЛОВА…………………….……4
 
3 СХЕМА РАБОТЫ СО СНЮРРЕВОДОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СУДНАХ…………5
 
4 СНЮРРЕВОД НА ФОНЕ ДРУГИХ МЕТОДОВ ПРОМЫСЛА…………………………11
 
5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ПРОМЫСЛА СНЮРРЕВОДОМ………………………………………………………………12
 
6 ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЛОВИСТОСТИ СНЮРРЕВОДА…………….………………………..14
 
7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……………………17
8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………….…18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СНЮРРЕВОД  КАК ДОННЫЙ ВИД ЛОВА РЫБЫ
Снюрревод представляет собой сетное отцежива­ющее, буксируемое орудие лова  неводного типа. Снюрреводы, или дон­ные подвижные невода, по принципу лова занима­ют промежуточное положение между обкидными неводами и тралирующими орудиями лова, так как имеет место как процесс невожения (сбивка уре­зов), так и процесс траления (буксировка) невода. Снюрревод состоит из собственно снюрревода — сетного мешка с крыльями, оснащенного плавом и загрузкой, и урезов — длинных канатов, соеди­няющих снюрревод с судном. Их длина в десятки раз превышает длину снюрревода. Суть лова снюр-реводом состоит в том, что урезами охватывает­ся максимально возможная площадь дна водоема, затем урезы с определенной скоростью (зависящей в первую очередь от скорости реакции и движения облавливаемых гидробионтов) сближаются друг с другом, концентрируя рыбу, и по образовавшейся области с повышенным содержанием объектов лова протягивается сетной мешок.
Снюрреводный лов имеет большое значение в промышленном рыболовстве и является основным для судов малого и среднетоннажного флота в при­брежной зоне Камчатки. В целом, доля вылова рыбы снюрреводами на Камчатке составляет от 12 до 26% всей добываемой рыбы, а без учета вылова минтая и сельди достигает 50% . Количество судов, работаю­щих снюрреводами в водах Камчатки, составляет, в среднем, 29%. При такой распространенности снюрреводно-го лова на Камчатке научно-исследовательские работы, связанные с учетным ловом и прогнозом ОДУ, не могут осуществляться при отсутствии све­дений о коэффициенте уловистости снюрревода, как в целом, так и по отдельным видам гидробионтов. Отсутствует и переводной коэффициент к стандар­тному донному тралу 27,1 м, которым осуществля­ют донные траловые съемки в настоящее время.
В связи с этим, целью нашей работы являлось определение относительной уловистости снюрре-вода 90/23,4 м с урезами длиной по 1500 м к дон­ному тралу 27,1 м, как в целом, так и по отдель­ным видам гидробионтов, а также оценка абсолют­ной уловистости снюрревода.
 
/>
схема замета рыбы снюрреводом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СНЮРРЕВОДНОГО ЛОВА
 
Донные невода издавна применялись для лова рыбы в озерах северо-запада нашей страны под названием «мутник». Затем мутники стали приме­нять на побережье Балтийского моря, особенно в Дании. Датчане относят появление донного нево­да к 1848 г., они и назвали мутники снюрреводами.
Широкое распространение этот вид лова нашел в Японии и Корее, где снюрреводы называли букси­руемыми или тяговыми неводами. Этот тип орудия лова упоминается в классификации орудий лова, при­нятой в 1889 г. Министерством «Землесов» Японии, в группе орудий типа «Хики-ами» или закидных не­водов, под названием «Тегура-ами». Отличительной особенностью этих неводов явля­лось наличие по концам крыльев длинных веревок, с помощью которых невода притягивались к бере­гу или судну, а рыба загонялась в мешочную часть.
Т.М. Борисов утверждает, что в основу конструкции дальневосточных неводов первона­чально был положен корейский придонный невод «Хорчиге», работу которого он наблюдал в Уссу­рийском заливе в 1922 г.
Ряд авторов относят появление снюрреводно-го лова на российском Дальнем Востоке к середи­не 20-х годов прошлого столетия. Вместе с тем, в водах Приморья начало освоения
снюрреводного лова относят к 1930 г., а широкое его распространение — только к началу 40-х годов  когда, с исчезновением сар­дины, на снюрреводный лов были переведены суда, использовавшиеся ранее для лова рыбы кошель­ковыми неводами. Снюрреводный промысел пер­воначально применялся на промысле донных видов рыб в Южном Приморье, а затем получил распро­странение на Сахалине.
Первый опытный лов камбал снюрреводом относят к 1948 г. — в Кроноцком за­ливе с исследовательского судна «Вилюй» Кам­чатского отделения ТИНРО.
В промышленных масштабах снюрреводный лов на Камчатке ведется, начиная с 1952 г., с су­дов типа РБ-80 и МРС-80. Суда этого типа начали поступать на Камчатку в 1950–1951 гг. Первона­чально они были задействованы на удебно-ярус-ном лове трески и кошельковом лове терпуга. В 1951 г. судно типа МРС-80 впервые использовалось для кошелькового лова терпуга в Авачинском за­ливе, вылов составил 500 тонн. Однако снюрревод-ный лов донных видов рыб оказался более эффек­тивным, и уже в 1955 г. годовой вылов рыбы снюр-реводами составил более 30 тыс. тонн, а количе­ство судов типа РБ-80 и МРС-80, задействованных на снюрреводном лове, составило порядка 100 едениц.
В 1956 г. снюрреводами на Камчатке было выловлено уже более 70 тыс. тонн камбалы, трес­ки и наваги. Столь бурному разви­тию снюрреводного лова способствовала просто­та промыслового устройства, необходимого для работы со снюрреводом. Оно состояло из сейнер­ной лебедки с двумя фрикционными барабанами (турачки), грузовой стрелы и бортовых или кормо­вых мальгогеров. С помощью турачек обеспечи­валась выборка урезов, турачек и грузовой стре­лы — выборка снюрревода и выливка улова, маль-гогеры служили для направления урезов на турач-ки в процессе их выборки.
Таким образом, начиная с середины пятидеся­тых годов прошлого столетия, снюрреводный лов донных видов рыб становится ведущим в прибреж­ном рыболовстве Камчатки. Инициаторами его внедрения по праву необходимо считать, наряду с рыбаками Петропавловской моторно-рыболовной станции и Жупановского рыбокомбината, ученых Камчатского отделения ТИНРО.
 
.
 
 
 
 
 
 
 
СХЕМА РАБОТЫ СО СНЮРРЕВОДОМ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СУДНАХ
 
Первоначально на судах типа РБ-80 и МРС-80 использовалась бортовая схема работы со снюр-реводами, при которой все основные операции вы­полнялись вручную. Выборка урезов производи­лась с помощью турачек с укладкой их на кормо­вой площадке. При такой схеме работы приходи­лось на время выборки стопорить ход судна, кото­рое при этом становилось лагом к волне и подвер­галось интенсивной бортовой качке. В условиях «свежей» погоды, а высота бортика площадки, где укладывались урезы, составляла всего 20–30 см, это представляло повышенную опасность для ры­баков. При общей длине урезов до 1000 м, через руки рыбака в течение рабочего дня проходило до 10–15 тыс. метров пенькового или манильского ка­ната окружностью 75–115 мм.
В 1954–1955 гг. на судах типа МРС-80 и РБ-80 внедряется более прогрессивная промысловая схема выборки урезов с кормы и укладки их в трюм. Для этого сей­нерная лебедка была развернута так, чтобы уре­зы проходили через мальгогеры, установленные на транце кормы. Для выборки урезов стали исполь­зовать специальные клиновидные диски, которые крепились к торцам турачек. Урезы после выбор­ки по специальным желобам направлялись в трюм, где укладывались самопроизвольно. Эта схема была предложена И.И. Малякиным. Значение это­го усовершенствования трудно переоценить. Дос­таточно отметить, что эта промысловая схема в общем продолжает использоваться до настояще­го времени на судах малого класса (МРС-150, МРС-225, МРТК-300 и РС-300). Применение кли­новидных дисков позволило увеличить скорость выборки урезов в два раза, а главное, в дальней­шем применить в качестве урезов более прочные и менее подверженные износу комбинированные канаты пенька-сталь типа «Геркулес», так как выбирать их с помощью турачек было невозмож­но. Применение кормовой схемы выборки урезов клиновидными дисками с укладкой их в трюм по­зволило резко снизить долю ручного труда и зна­чительно повысить безопасность снюрреводного промысла. Экономия средств, только за счет ис­пользования комбинированных канатов вместо пеньковых, за один сезон по Петропавловской мо-торно-рыболовной станции составила более мил­лиона рублей .
С поступлением на вооружение рыбной про­мышленности расширяются и масштабы активного рыболов­ства. Наряду с траловым, кошельковым и дрифтерным ловом развивается и снюрреводный лов. Ра­боты по расширению масштабов снюрреводного лова вновь активизируются в середине 60-х годов, когда под воздействием пресса промысла начали сокращаться запасы сельди в Беринговом море. Дополнительно к судам типа РБ-80 и МРС-80 на снюрреводный лов переориентируются суда типа РС-300. Появление на Камчатке судов типа РС-300 относится к 1957 году, и к 1959 их поступило уже более 20 единиц. Первоначально эти суда за-действуются на кошельковом и дрифтерном лове сельди и траловом лове камбалы (Сорокин, 1970).
Инициатором внедрения снюрреводного лова на судах типа РС-300 на Камчатке является так­же И.И. Малякин, который, обладая большим опы­том работы на снюрреводном лове с судов типа МРС-80, успешно справляется с освоением нового вида лова и на судах РС-300. Руководимый им экипаж сейнера «Воросма» в 1966 году за 10 су­ток добыл 140 тонн камбалы снюрреводом. В 1967 году, с учетом этого опыта, Камчатским облры-бакколхозсоюзом организуется первая экспедиция для лова палтуса и трески снюрреводами с судов типа РС-300 в новом, тогда еще мало изученном, Наваринско-Анадырском районе. По данному рай­ону к этому времени была накоплена промысловая информация о работе иностранного флота, свиде­тельствующая о хорошей сырьевой базе, подтвер­жденная результатами работы отечественных су­дов в 1960 и 1961 гг. на ярусном лове и судов пер­спективной разведки. Несмотря на объективные трудности освоения нового вида промысла, экспе­диция из пяти судов подтвердила перспективность данного мероприятия. Всего экспедиция прорабо­тала 34 дня, в ходе промысла были внесены неко­торые усовершенствования в промысловую схему снюрреводного лова с судов РС-300 и в конструк­ции снюрреводов, а также обнаружены большие скопления трески. С этого времени Наваринско-Анадырский район становится постоянным для работы отечественного среднетоннажного флота на промысле трески. Привлечение судов типа РС-300, оборудованных для кошелькового лова, довнесло в промысловое устройство снюрревод-ного лова силовые блоки. В дальнейшем выборка и укладка снюрреводов на всех типах судов мало­го класса стали производиться силовыми блоками, что значительно улучшило технологию лова. Снюр-реводный лов признается наилучшим вариантом ис­пользования судов типа РС-300 в весенний и лет­ний периоды, когда работа тралами становится не­эффективной, а для работы кошельковыми невода­ми еще нет необходимых скоплений сельди.
В 1968 г. на Камчатку в гослов начали посту­пать суда нового типа — МРС-225 пр. 1322. Их назначением был лов рыбы кошельковым неводом, снюрреводом, ярусом, тралом по кормовой схеме, а в первом варианте — и сайры бортовой ловуш­кой на электросвет. Первоначально эти суда ис­пользовались на лове рыбы тралом, снюрреводом, кошельковым неводом, ярусом и дрифтерными се­тями в Охотском море. В последующие годы, ког­да суда этого типа были переданы в рыболовец­кие колхозы, они использовались в основном на снюрреводном лове на западном и восточном по­бережьях Камчатки с базированием в п. Усть-Камчатск и п. Октябрьский. Несмотря на хорошие промысловые качества в целом, судьба судов это­го типа на Камчатке достаточно трагична. Обла­дая большой осадкой, они не могли использовать для укрытия во время штормов малые реки Кам­чатки, как МРС-80 или МРС-150, а большое водо­измещение не позволяло в осенне-зимний период вытаскивать их для отстоя на берег. Поэтому эти суда базировались (отстаивались) в двух основных реках — Большая и Камчатка, где в период эко­номического спада в начале 90-х годов и развала колхозов они были брошены, в результате чего у них были разморожены кингстоны, и они в основ­ной массе затонули в период зимнего отстоя, а оставшиеся были разграблены.
Следующий тип судна для прибрежного рыбо­ловства Камчатки, пришедший на смену РБ-80 и МРС-80, — МРС-150 пр. 1338К. Поступление су­дов этого типа на Камчатку началось в 1976–1977 годах. Основным назначением этого судна явля­ется прежде всего снюрреводный лов, а также об­служивание ставных неводов. Эти суда и в насто­ящее время остаются востребованными в при­брежном рыболовстве на Камчатке, обеспечивая эффективный промысел рыбы снюрреводами в прибрежье. В их промысловом устройстве, отли­чающемся простотой и высокой технологичностью, учтены все достижения в технологии снюрревод-ного лова, накопленные в Камчатском регионе, а высокие мореходные качества судов позволяют успешно эксплуатировать их в достаточно слож­ных условиях Камчатки.
В начале 90-х годов на Камчатку начали посту­пать суда типа МРТК-300 пр. 1328. Основное на­значение судов этого типа — лов рыбы донным, близнецовым и разноглубинным тралами по кормо­вой схеме траления. Данные суда обладают хоро­шими мореходными и промысловыми качествами, что позволяет несколько увеличить период их экс­плуатации в сложных условиях Камчатки, в отли­чие от судов типа МРС-150 и МРС-225, период эк­сплуатации которых, в общем случае, продолжа­ется с 15 апреля по 15 октября по условиям зим­ней навигации. Опробовав на судах этого типа тра­ловый и ярусный лов рыбы, рыбодобывающие ком­пании переоборудовали их под снюрреводный лов. Промысловое устройство судов МРТК-300 дообо­рудуется клиновидными дисками, которые устанав­ливают на ребордах ваерных барабанов траловой лебедки, заделывается кормовой слип, в корме у портала со стороны левого борта устанавливает­ся дополнительная грузовая стрела, на которой подвешивается силовой блок. Урезы укладывают­ся самопроизвольно в специальные выгородки в грузовом трюме. На некоторых судах используют схему выборки урезов ваерными барабанами тра­ловой лебедки, для чего штатная траловая лебедка ЛГТрС1-1 заменяется траловой лебедкой кон­струкции Дальтехрыбпрома, имеющей большую канатоемкость ваерных барабанов.
Япония традиционно издавна вела промысел в северной части Тихого океана с судов среднего класса, в том числе снюрреводами на шельфе Камчатки и Сахалина. Высокая техническая ос­нащенность японских судов позволяла вести снюр-реводный лов на значительно больших глубинах. При этом длина урезов составляет 4000–6000 м. Для ускорения цикла работы сбивка урезов произ­водится ходом судна с одновременной их выбор­кой промысловыми механизмами. Буксировка и выборка в этом случае производятся на среднем и полном ходу. Естественно, что наши рыбаки так­же предпринимали попытки освоения снюрревод-ного лова с судов среднего класса. В 1966 г. на судах СРТ «Нера» промысловой разведки Саха-линрыбпрома, а в 1969 г. на СРТР «Лава» Управ­ления тралового флота Сахалинрыбпрома, при уча­стии М. Кисляка и других специалистов Сахалин­ского филиала Дальневосточного центрального эк­спериментального бюро промрыболовства, пред­принимаются попытки освоения снюрреводного лова в водах Западного Сахалина. Для проведения исследований была специально разработана конст­рукция снюрревода, отличительной особенностью которой являлось увеличенное вертикальное рас­крытие, что делало возможным облов не только камбалы, но и трески, минтая и других придонных видов рыб. По результатам этих работ было сде­лано заключение о нецелесообразности организа­ции снюрреводного лова в водах Западного Саха­лина со среднетоннажных судов, ввиду неудовлет­ворительного состояния сырьевой базы, а также из-за технических возможностей судов типа СРТ(Р)-300 (400). Закрытая корма на судах этого типа усложняла перевод урезов с кормы в район траловой лебедки и обратно.