МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС»
ДОНЕЦК — 2010
Содержание
1. Мобильность студентов, преподавателей, исследователей
2. Характерные особенности Европейской кредитно-трансфертной системы накопления — ECTS
3. Системы студенческого самоуправления в университетах Европы и других стран
Список использованной литературы
1. Мобильность студентов, преподавателей, исследователей
Со времен странствующих ученых позднего средневековья университеты всегда рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в 19 и 20 столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде. Со второй половины двадцатого века вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике.
Хотя студенчество многих стран активно участвовало в движении за независимость своей страны, ее развитие, модернизацию и демократию, большинство вузов находились на дотации государства, что определило и их политическую зависимость. Таким образом, учебные заведения формировались в рамках государственной политики и существующие системы высшего образования, методы и порядок их регулирования приспособлены к национальной экономике и культуре конкретных стран. В мире не существует международной системы высшего образования, даже если определенная модель — американская, британская или немецкая — и используется другими странами для построения собственной образовательной системы.
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели, среди которых: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.
Высшее образование 21 века отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Изменения являются неотъемлемой частью прогресса. Технические нововведения влекут за собой изменения технологических процессов, изменения в управлении этими процессами и изменения в подготовке специалистов. Изменения в экономической среде приводят к необходимости профессиональной переориентации специалистов на разных этапах их карьеры, освоения новых областей деятельности, изменения карьеры и т.п. Изменились и сами обучаемые — помимо вчерашних школьников в вузы приходят зрелые специалисты, обремененные семьей, совмещающие учебу с работой. Наличие у них опыта практической деятельности, особых условий получения образования заставляют вузы изменить график и методы обучения. Уже недостаточно передать студентам определенный объем знаний, намного важнее стало обучение поиску и анализу необходимой информации, обучение самому процессу получения знаний.
Эти изменения, характерные для самого процесса образования, происходят на фоне более широких процессов изменений, охватывающих экономику отдельных стран, регионов и мира в целом. Студенты получают высшее образование в зарубежных странах, а применяют полученные знания, работая в международных компаниях по всему миру. Европейский Союз разработал специальные стипендии и программы, стимулирующие студентов ехать учиться за пределы своей страны. В ведущих вузах Великобритании, США, Канады до 80% студентов составляют иностранные граждане.
Современные информационные технологии, бурное развитие дистанционного обучения сделали национальные границы абсолютно прозрачными для образовательных услуг. Сформировался единый мировой образовательный рынок, где вузы самых разных стран предлагают свои продукты и услуги всем студентам сразу, не ограничивая себя национальными границами. Знаменитые рейтинги Financial Times лучших бизнес школ теперь включают не только вузы США, но и Канады, Испании, Франции, Великобритании. Работодатели во многих странах Европы все больше внимания при приеме на работу выпускников вузов обращают внимание на опыт учебы, жизни и работы за рубежом, поскольку это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, широте кругозора, навыках общения с представителями разных культур.
Наступил тот момент исторического развития мировой системы высшего образования, когда национальная обособленность вузов все более вступает в конфликт с последствиями и перспективами интернационализации и глобализации. Этот фундаментальный конфликт проявляется в различных вопросах и проблемах: признании университетских дипломов, специализаций и оценок, развитии международных форм оценки качества, вопросах международной аккредитации. Чтобы предложить реальные шаги по преодолению этого конфликта, нужно разобрать основные формы и характеристики, проблемы и перспективы интернационализации высшего образования.
Самая известная форма интернационализации высшего образования — это мобильность студентов — выезд определенного числа студентов для обучения за границу. Конечно командирование студентов на обучение в другие страны — явление не новое, и определенные регионы сталкиваются с этим уже давно. Большинство европейских стран уже многие годы имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады. В период холодной войны высшие учебные заведения Советского Союза и Восточной Европы привлекали студентов из государств со схожей идеологией. За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов, пересекающих национальные границы для получения высшего образования, превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов к 2010 году число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8 миллионов, а к 2025 году — 4,9 миллионов.
Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы — «Эразмус», а затем (с 1995г.)«Сократ». Программа «Эразмус» (начатая в 1987 чтобы способствовать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как «Комет», «Лингва» и др. ставили целью создание европейской модели высшего образования. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент или преподаватель должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов, преподавателей и исследователей способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT.
Вопросы интернационализации и качества высшего образования тесно связаны, поскольку с самого начала считалось, что процесс интернационализации и выход вузов на международный рынок способствует повышению качества образования. Во многих документах по вопросам высшего образования национального и европейского уровня 80-х и начала 90-х годов процесс интернационализации рассматривался не как самоцель, а как инструмент повышения качества высшего образования. Повышение качества образования играло важную роль в продвижении таких программ интернационализации, как программа стимулирования международной мобильности студентов ЭРАЗМУС.
Весной 2003 г. Европейский парламент сделал новый шаг в продвижении межкультурного взаимопонимания и сотрудничества европейских вузов с вузами других частей мира, предложив программу «Эразмул-мундус», рассчитанную на период 2004-2008 г. Этот шаг был вызван все возрастающим потоком студентов магистерских программ, уезжающих на обучение в США, и существующим дисбалансом в аналогичных потоках мобильности в самой Европе. Большая часть студентов из неевропейских стран, приезжающих учиться в Европу, выбирают Великобританию. «Эразмус-мундус» направлена на создание партнерских сетей европейских и неевропейских вузов, предлагающих совместные магистерские программы, в которых студенты смогли бы воспользоваться уникальным сочетанием сильных сторон высшего образования в разных странах. Erasmus (European Community Action Scheme for the Mobility of University Students).
Программа Erasmus — это система студенческих обмена между университетами Европы, которая позволяет студентам Европейских университетов свободно мигрировать в ВУЗы участники системы. Студенты получают возможность учась польском ВУЗе, студент может пойти курс в партнерском университете Франции, Германии или любой другой из 30 стран. На сегодня в ней участвуют, кроме 27 стран — членов ЕС, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия и Турция. Участниками программы Erasmus являются около 2000 университетов Европы. С момента старта программы в ней уже приняли участие более 1,5 миллиона человек. По прогнозам Еврокомиссии благодаря Erasmus, до 2012 года 12 миллионов студентов и преподавателей возможность смогут учиться и проводить исследования за рубежом. С 2007 по 2015 год на образовательную интеграцию Еврокомиссия выделит 13,6 миллиарда евро.
Девиз программы: «Привести студентов в Европу, принести Европу всем студентам».
Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне каких-либо программ. Эта спонтанная мобильность является результатом целого ряда факторов, отражающих действующие на рынке образовательных услуг стратегии «проталкивания» и «вытягивания». С одной стороны вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно продвигают их на зарубежных рынках. Они открывают свои филиалы и зарубежные кампусы в других странах, заключают договоры о сотрудничестве с местными учебными заведениями, используют дистанционные технологии обучения и т.п., т.е. проталкивают свои образовательные услуги и продукты по каналу распределения, пока они не достигнут целевого потребителя.
С другой стороны, национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности образования за рубежом. Языковые и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка, обусловило тот факт, что наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Возникший в целом ряде стран спрос на образовательные программы вузов этих стран вытягивает их образовательные услуги по каналу распределения: возникают специализированные агентства и консалтинговые компании, как национальные, так и международные, выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению этого спроса.
Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или APEC сыграли большую роль. Специально созданная программа «Нордплюс» — программа студенческого обмена между северными европейскими странами — основывается на привлекательном принципе финансирования: «деньги следуют за студентом». По этой программе вузы скандинавских стран получают финансирование в зависимости от количества студентов, записавшихся на их программы. Причем, финансирование выделяется как на студентов из данной страны, так и на граждан стран, объединенным данным договором.
Постепенно потоки иностранных студентов, пересекающих национальные границы для получения высшего образования, стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку во многих случаях иностранные студенты полностью оплачивают свое обучение. Во многих образовательных учреждениях, принимающих иностранных студентов, особенно в англоязычных странах, доход, полученный за счет полной оплаты обучения иностранными студентами, является существенным прибавлением к ежегодно сокращающимся вузовским бюджетам. Без такого дополнительного дохода многие вузы просто не могли бы существовать.
Таким образом, причиной роста численности студентов, обучающихся за границей, на современном этапе развития высшего образования все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания помощи. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов. Пример Австралии показывает, что политика активного маркетинга вузовских программ и непосредственного поиска и набора иностранных студентов оказалась продуктивной, по крайней мере, с экономической точки зрения.–PAGE_BREAK–
Мобильность преподавателей, исследователей.
Хотя мобильность преподавательского состава не так хорошо исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и в определенных областях образования, таких как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и преподавателей.
Как и в случае с мобильностью студентов, здесь существуют сильные географические различия в потоках. На одном полюсе в этом процессе стоят страны с высоким уровнем научной иммиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а на другом — страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава. К последним относятся, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками. США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но в то же время кафедры их университетов очень привлекательны для зарубежных специалистов; в этом можно убедиться, если обратить внимание на состав их высококвалифицированных научных кадров, среди которых немало представителей зарубежных стан.
В современном мире межгосударственная трудовая миграция становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, и интеллектуальная трудовая миграция выделяется в качестве отдельного вида миграции. Интеллектуальная миграция — это миграция научных и преподавательских кадров высокой квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием этой отрасли. Как и любая миграция рабочей силы межгосударственная интеллектуальная миграция может быть временной и постоянной. Временная представляет собой одну из форм международного научного сотрудничества, постоянная равнозначна эмиграции и получила название «brain drain» — утечка мозгов. В самом широком смысле это выезд из страны любых специалистов, занимающихся квалифицированным интеллектуальным или творческим трудом, а также потенциальных специалистов — студентов, аспирантов и стажеров.
Существуют две концепции интеллектуальной миграции:
1. концепция обмена знаниями и опытом (brain exchange) обосновывает миграцию людей в поисках нового места приложения труда с учетом квалификации и профессии. И приток умов (brain gain), и утечка умов (brain drain) характерны для всех экономик и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере. Это сведения о рынках труда, финансах, товарных рынках, условиях жизни.
2. концепция растраты умов (brain waste) рассматривает интеллектуальную эмиграцию как чистую потерю для совокупной рабочей силы страны-экспортера. Считается, что отток квалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни.
К специфическим причинам возникновения интеллектуальной миграции можно отнести возможность получить дополнительный опыт, а также возможность заниматься работой, которая не доступна на родине. Интеграция систем высшего образования является при этом стимулирующим фактором.
Часто процессы студенческой и преподавательской мобильности бывают так взаимосвязаны, что разделить их очень трудно. Примером могут служить программы мобильности аспирантов и докторантов. Во-первых, многие аспирантские программы европейских и американских вузов (doctoral programs, ведущие к получению степени Ph.D.) включают период обучения (так называемый taught component), кроме того слушатели этих программ активно привлекаются к преподаванию на бакалаврском уровне. Поэтому программа мобильности аспирантов включает компоненты обучения, исследований и преподавания.
Европейские вузы объединяются для поощрения мобильности аспирантов. Так была создана сеть школ бизнеса, предлагающих докторские программы (European Doctoral Education Network — EDEN). Эта система функционирует в рамках Европейского Института исследований в области менеджмента (European Institute of Advanced Studies in Management), созданного в 1972 г. как содружество ведущих исследователей в области менеджмента (включая также такие области, как учет, финансы, управление персоналом, экономика, информационные системы в бизнесе, международный бизнес, маркетинг, управление операциями, стратегический менеджмент и т.д.). За ежегодный взнос в 4.000 евро вуз, вступающий в эту организацию, получает доступ к сети, объединяющей более 20.000 профессоров и исследователей; возможность участия во всех семинарах и конференциях; помощь в установлении академических и исследовательских контактов в Европе; доступ аспирантам к сети специальных аспирантских программ и семинаров; помощь и консультации в управлении проектами, финансируемыми ЕС.
Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т.е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление интернационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности
Интересным примером такого сотрудничества является система Двойного диплома среди европейских вузов, предлагающих бакалаврские программы по международному бизнесу и деловому администрированию. Основана эта система на двусторонних договорах о сотрудничестве, но поскольку многие из ее участников связаны такими договорами друг с другом, она превратилась в целую партнерскую сеть. Сопоставив свои программы и учебные планы, вузы договорились выдавать свои дипломы студентам из вуза-партнера, если те проучились у них в течение года и выполнили ряд оговоренных требований. При этом плату за обучение студенты вносят только в свой родной вуз, что позволяет им экономить не только время, но и деньги. В результате по окончании своего вуза, студенты дополнительно к его диплому могут получить еще и полновесный диплом вуза-партнера. Эта система включает вузы Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании и России. В программах этого типа вопрос контроля качества совместно решается вузами-партнерами.
Важным подтверждением этой тенденции стали Сорбонская и последующая Болонская декларации. Подписанная министерствами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании на встрече по случаю дня основания Сорбонского университета 25 мая 1998 года, Сорбонская декларация содержала признание приверженности стран делу интернационализации через постепенную унификацию дипломов, степеней и образовательных циклов, и таким образом через создание реального «единого пространства европейского высшего образования». В июле 1999 года Сорбонская декларация стала основной темой на встрече ректоров и министров образования европейских стран в Болонье, благодаря чему появилась Болонская декларация 19 июля 1999 года, одними из целей которой были (1) повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования и (2) увеличение мобильности студентов и рабочей силы в рамках Европы. Для достижения этих целей были сформулированы следующие задачи:
Создание системы понятых всем квалификационных степеней высшего образования
Создание системы высшего образования, основанной на двух уровнях. Первый уровень должен готовить студентов к использованию своих знаний и умений на рынке труда. Второй уровень должен основываться на успешном освоении первого уровня.
Создание системы накопления и перевода зачетных единиц или «кредитов», т.е. свидетельств предшествующего образования, для продолжения образования в другой стране.
Мобильность студентов, преподавателей, исследователей.
Сотрудничество в области управления качеством
Создание европейского стандарта высшего об.
Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент или преподаватель должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов, преподавателей и исследователей способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT. 2. Характерные особенности Европейской кредитно-трансфертной системы накопления — ECTS
Исторически система ECTS первоначально была разработана по программе SOCRATES/ERASMUS (1988-1995) и прошла испытательный срок в течение б лет по пилотной схеме, в которой участвовали 145 вузов во всех странах Совета Европы, охватывая 5 образовательных областей: MBA (Business Administration), химия, история, техническая механика и медицина. Следующим шагом, осенью 1995 г. Европейская комиссия предложила расширить круг дисциплин и вовлечь в систему неуниверситетский сектор высшего образования. На заседании регионального Комитета в Риме в июне 1996 г. рассматривалась Конвенция ЮНЕСКО о признании образовательных программ, дипломов и ученых степеней высшего образования в государствах региона Европы.
В результате этого в 1996-97 гг. 38 новых университетов (включая 348 факультетов) и 36 вузов неуниверситетского типа (включая 206 факультетов) использовали ECTS.
На основе результатов пилотной схемы система ECTS показала себя эффективным инструментом для создания прозрачных учебных планов и способствовала академическому признанию, и, как следствие, система ECTS была включена в виде отдельного компонента высшего образования.
Чем выгодна ECTS для студента? —
гарантирует академическое признание обучения за рубежом;
обеспечивает доступ к полноценным учебным курсам и академической жизни в другом вузе, это отличает систему от многих других программ студенческой мобильности;
дает возможность дальнейшего обучения за рубежом, т.к. студент может предпочесть не возвращаться в родной вуз после обучения за границей, а остаться в принимающем вузе для получения квалификации или уехать в третий вуз. Институты сами решают о приемлемости этого и какие условия должен выполнить студент для получения диплома.
Чем выгодна ECTS для вуза?
создает прозрачность учебных планов, в которых отражена детальная информация о содержании учебного процесса на пути к получению искомой степени;
оказывает помощь при решении вопросов академического признания квалификаций благодаря предварительному согласованию содержания программы обучения между студентом, его родным университетом и принимающим университетом;
более четко отражает структуру курсов учебного плана, учебную нагрузку студента и результаты обучения;
вузы сохраняют свою автономию и ответственность за все решения, касающиеся результатов обучения студентов.
Болонская декларация (Совместная декларация европейских министров образования, 19 июня 1999 г.), подписанная министрами 29 (из 45) европейских стран, призывает к созданию единого европейского пространства образования путём достижения в ближайшие 10 лет целей по принятию системы легко читаемых и сопоставимых степеней, принятию системы двухуровневого обучения, а также по установлению системы кредитов, например такой, как Европейская система зачетного перевода — ECTS (European Credit Transfer System) в качестве достаточной меры поддержки студенческой мобильности.
Система кредита — систематический способ описания образовательной программы путем присвоения кредитов к ее компонентам. Определение кредитов применительно к системам высшего образования может базироваться на различных параметрах, таких как трудоемкость студенческой работы, результаты обучения и время контакта с преподавателями.
Европейская система передачи и накопления кредитов сосредоточена на студенте и основана на трудоемкости студенческой работы, требуемой для достижения целей программы, которые предпочтительно указанны в терминах полученных результатов обучения, знаний и умений (компетенций), которые должны быть приобретены.
ECTS явилась единственной системой кредитов, которая была успешно проверена и использована во всей Европе. Первоначально ECTS была предназначена для передачи кредитов. Система облегчила признание периодов обучения за границей и таким образом увеличила качество и размеры студенческой мобильности в Европе. В последнее время ECTS развивается в систему накопления, которая будет реализована в институтском, региональном, национальном и европейском уровнях. Это — одна из ключевых целей Болонской Декларации июня 1999.
ECTS делает программу обучения легкой для прочтения и сравнения для всех студентов, национальных и иностранных. ECTS облегчает мобильность и академическое признание. ECTS помогает университетам организовывать и пересматривать их программы обучения. ECTS можно использовать в разнообразных программах и способах предоставления образовательных услуг. ECTS делает европейское высшее образование более привлекательным для студентов из других континентов.
Каковы главные особенности ECTS?
ECTS базируется на соглашении, что 60 кредитами измеряют трудоемкость (рабочую нагрузку) студента дневной (очной) формы обучения в течение одного академического года. Студенческая рабочая нагрузка по программе дневного обучения в Европе насчитывает в большинстве случаев 36 — 40 недель в год, в этом случае один кредит составляет 25 — 30 рабочих часов. Рабочая нагрузка относится к отвлеченному времени, за которое средний учащийся может освоить требуемые объемы обучения.
Кредит — также способ определения количественных результатов обучения. Результатами обучения является набор компетенций, означающих что студент будет знать, понимать или способен сделать после завершения процесса обучения, короткого или длительного. Кредиты в ECTS могут быть получены только после завершения требуемой работы и соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.
Распределение кредитов ECTS основано на официальной продолжительности цикла программы обучения. Общая трудоемкость обучения для получения степени бакалавра, которая длится официально три или четыре года, составляет 180 или 240 кредитов соответственно.
Студенческая рабочая нагрузка в терминах ECTS включает время, затраченное на посещение лекций, семинаров, самостоятельную подготовку, подготовку к занятиям, сдачу зачетов и экзаменов, и т.д.
Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (таким как модули, дисциплины и курсы, работа над выпускной диссертацией, и т.д.) и отражают количество работы по каждому компоненту, требуемой по отношению к полному количеству работы, необходимой для завершения полного года обучения по рассматриваемой программе обучения. продолжение
–PAGE_BREAK–
Выполнение студентом программы подтверждается национальными/местными оценками, что является хорошей практикой. Уровень ECTS-оценок студентов основан на статистическом подходе. Следовательно, статистические данные относительно выполнения студентом программы обучения являются предпосылкой для применение системы ECTS — оценок. Оценки, проставляемые студентам отметкой «пройдено», следующие:
А отлично 10 % B следующие 25 % C следующие 30 % D следующие 25 % E следующие 10 % Различие сделано между оценками FX и F, которые используются для студентов — не сдавших курс. FX означает: «неудача» — требуется еще некоторая работа для того, чтобы «пройти» и оценка F: «неудача — требуется значительная дальнейшая работа». Включение оценок «неудачно» в документ «Transcript of Records» является дополнительным элементом
Основные документы ECTS:
Периодически издаваемый Каталог курсов вуза, который должен быть опубликован на двух языках (или только на английском языке для программ, преподаваемых на английском) в сети на веб-сайте и/или в бумажном варианте. Каталог курсов должен содержать пункты контрольного списка, прилагаемого к этому документу, включая информацию для приехавших студентов из-за границы.
Договор на обучение, содержащий список курсов, которые будут прочитаны и согласованы со студентом и ответственным академическим органом вуза. В случае передачи кредита, Договор на обучение должен быть согласован со студентом и двумя заинтересованными вузами еще до отъезда студента и обновлен сразу же после того как произошли некоторые изменения.
Расшифровка оценок документирует выполнение студентом программы, в нем приведен список курсов, полученных кредитов, так же как местные оценки и по — возможности ECTS оценки. В случае передачи кредитов, этот документ должна быть изготовлен вузом, откуда студент отбывает непосредственно перед отъездом, и вузом, куда студент прибывает в конце его периода обучения.
Марка ECTS будет предоставляться вузам, которые применяют ECTS надлежащим способом для образовательных программ всего первого и второго циклов. Марка поднимет уровень вуза как прозрачного и надежного партнера в европейском и международном сотрудничестве.
Критерием для получения является наличие Каталога курсов (интернет или бумажная версии) на двух языках (или только на английском для программ, преподающихся на английском языке), использование кредитов ECTS, образцы Договоров на обучение, Системы оценивания знаний и доказательства академического признания.
Приложение к диплому (академическая справка) — это документ, прилагающийся к диплому о высшем образовании, который стандартизует описание характера, уровня, содержания, контекста и статуса обучения, что привело к успешному завершению программы выпускником. Приложение к диплому обеспечивает прозрачность и облегчает академическое и профессиональное признание квалификаций (дипломы, степени, удостоверения и т.д.). Марка Приложение к диплому будет присваиваться вузам, которые выдают Приложение к Диплому всем выпускникам всех первых и вторых уровней обучения.
Система ECTS не регламентирует режим обучения для студентов. Важной особенностью является то обстоятельство, что в соответствии с положением системы нет никакой прямой связи между контактными часами с преподавателями и кредитами. Например, час лекции может требовать трех часов самостоятельного обучения студентом, в то время как двухчасовой семинар может потребовать полную неделю самостоятельной подготовки. Студенческая рабочая нагрузка, поэтому не может базироваться на контактных часах, даже если университет использует показатель числа контактных часов в других целях, например для расчета времени нагрузки преподавателя.
Кредиты могут быть получены в структурах вне высшего образования, включая непрерывное образование, обеспечивая их признание при приеме соответствующими университетами. Это о упрощает процедуру признания дипломов о высшем образовании в Европе и способствует мобильности студентов.
Общий рейтинг студента определяется как сумма его оценок по каждой дисциплине (по десятибалльной системе), умноженных на количество кредитов ECTS (European Credit Transfer System), отведенных на каждую дисциплину рабочим учебным планом.
Кредитно-рейтинговая система позволяет студенту гибко формировать подготовку в соответствии с профилем будущей деятельности, задействуя наборы дисциплин по выбору и факультативы.
Использование кредитно-рейтинговой системы для поощрения, в том числе и для назначения стипендий, прозрачность рейтинга выпускника для работодателей, позволяют дополнительно стимулировать активную познавательную деятельность студента.
Приказом МОН от 16 октября 2009 № 943 с 2009/2010 учебного года в вузах Украины вводится Европейская кредитно-трансферная система (ECTS) и ее ключевые документы («Аппликационная форма студента», «Соглашение об обучении», «Соглашение о практической подготовке и обязательства о качестве »,” Академическая справка “,” Приложение к диплому европейского образца”. Нововведение внедряется в соответствии с требованиями Справочника пользователя ECTS, утвержденного Европейской комиссией 6 февраля 2009.
ECTS и Приложение к диплому европейского образца — инструменты измерения достижений студентов, которые являются общепринятыми и понятными во всех странах Европейского пространства высшего образования (страны Болонского процесса) и предоставляют возможность адекватного признания периодов обучения и дипломов о высшем образовании как национальное, так и за рубежом.
Приложение к диплому европейского образца является документом, который выдается вместе с дипломом о высшем образовании, в котором описывается полученная квалификация (степень) высшего образования по общепринятым в Европейском пространстве высшего образования образцу, где указывается информация о владельце диплома, полученную квалификацию, перечень изученных дисциплин (модулей) и его успешность, систему оценивания, академические и профессиональные права, информация о системе высшего образования страны и т.д.
Европейская кредитно-трансферная система (ECTS) используется для переноса и накопления кредитов. Вместе с другой информацией, содержащейся в Приложении к диплому (или академической справке), количество полученных кредитов ECTS позволяет точно отражать и оценивать достижения выпускника (или студента), приобретенные им во время обучения в высшем учебном заведении. Кредиты ECTS отражают общее учебная нагрузка студента, необходимое ему для выполнения учебной программы и присваивается только в случае успешного оценки достигнутых результатов обучения. Таким образом учебные программы становятся более легкими для восприятия и сравнения как внутри страны, так и за рубежом, тем самым облегчается мобильность студентов и признания их учебных достижений.
Таким образом, кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д.
В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.
По мнению представителей многих университетов Украины, довольно масштабной будет предусмотренная Болонской декларацией задача ввести систему академических кредитов, аналогичную ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая и программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Отдельные высшие учебные заведения Украины имеют достаточно весомые наработки внедрения элементов ECTS, в частности модульно-рейтинговой, рейтинговой системы оценивания знаний студентов. Улучшение существующей системы подготовки специалистов предусматривает решение нескольких задач, в том числе, повышение объективности оценивания знаний студентов, обоснование целесообразных подходов к системе оценивания знаний студентов в условиях внедрения кредитно-модульной системы.
Как считают специалисты, развитие системы ECTS в Украине должно заключаться:
— теоретически — в выяснении того, каковы экономические основы внедряемой системы, на что может и должно опираться требование радикального пересмотра существующей системы образования, и, наконец, в конкретном содержании этого пересмотра с точки зрения сохранения и развития научно-технического потенциала Украины (участие в европейском образовании на правах страны-партнера, а не страны-«донора»);
— практически — при внедрении системы ECTS в Украине крайне важно учитывать общеевропейский опыт построения образования с применением ECTS.
Таким образом, одной из целей инновационного развития национального образования является участие большинства ВУЗов в системе ECTS, а показателем, отражающим степень инновационных процессов, происходящих в учебном заведении, является количество заключенных Learning Agreement.
Однако, практическая реализация политики, направленной на внедрение системы ECTS связанна с определенными трудностями, возникающими в сфере:
1. Активизации внутренних ресурсов ВУЗов, так как переход на систему ECTS требует пересмотра требований к квалификации преподавательского состава.
2. Согласования учебных планов дисциплин, образовательных курсов для перезачета дисциплин между ВУЗами при условиях партнерских отношений, с использованием кредитов системы ECTS.
Необходимо различать отличие между назначением кредитов для разделения курса и присвоением кредитов студентам. Кредиты ECTS предназначены для разделов курса обучения, но присваиваются только студентам, которые успешно завершили курс и получившие определённую оценку.
2. Перечень направлений и специальностей, по которым происходит подготовка специалистов в высших учебных заведениях Украины намного шире, представленного программой ERASMUS. Это создает дополнительные трудности для перехода на систему кредитов ECTS.
3. Языковой барьер — совершенствование европейских языков студентами (свободное владение).
Необходимо создание научно-методических указаний по изучению дисциплин на языке ВУЗов, с которыми осуществляется сотрудничество по обмену студентами.
4. Отсутствие условий и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих возможность свободного перемещения студентов в границах стран-участниц Болонского процесса.
5. Решения, принимаемые учебными заведениями по внедрению систем, связанных с инновационными технологиями происходят в условиях дефицита финансовых ресурсов, а внедрение системы ECTS связанно с дополнительными финансовыми затратами.
Решение вышеуказанных проблем, позволит практически внедрить инновационное направление развития системы образования Украины, в частности — системы ECTS.
Нельзя не учитывать тот факт, что система ECTS предусматривает определенную гибкость по отношению к разным Европейским системам образования. Поэтому ее удобнее всего использовать в условиях децентрализации образования. То есть, используя методы инновационного менеджмента, дать возможность ВУЗам 3-4 степени аккредитации осуществлять самостоятельный поиск ВУЗов-партнеров за рубежом.
Поэтому, можно сделать вывод — актуально рассмотрение вопросов, связанных с возможностью и необходимостью создания региональных центров по оказанию методологической помощи ВУЗам в сфере внедрения современных технологий (одной из них является система ECTS), с участием специалистов в сфере инновационного менеджмента.
Однако ситуация с реформами не слишком оптимистична и в самой Европе. С одной стороны, регулярно появляются отчеты, в которых говорится об улучшении ситуации в сфере высшего образования и формировании единого европейского образовательного пространства до 2010 года. С другой — в них все чаще звучат нотки пессимизма. На многие проблемные вопросы до сих пор не найдены ответы.
Так, по сей день остается нереализованным один из главных принципов Болонской конвенции — мобильность. Препятствия на пути ее эффективного внедрения — несогласованность учебных программ в европейских вузах, проблемы с визами и разрешениями на работу для студентов и научно-педагогического состава, отсутствие единого приложения к диплому, которое признавали бы все страны — участницы Болонской конвенции. Согласно данным Европейской ассоциации университетов (EUA), озвученным на 13-й Европейской студенческой конвенции в Берлине, только 47% вузов Европы выдают студентам единые общеевропейские приложения к диплому. Внедрением ECTS — кредитно-трансферной системы, которая должна обеспечить полноценное функционирование системы образования, — могут похвастаться только 66% университетов Европы, а такие страны, как Эстония, Латвия, Испания и Греция, дают преимущества национальным системам образования.
3. Системы студенческого самоуправления в университетах Европы и других стран
В современных условиях необходимо осмыслить роль и место студенческого самоуправления в условиях реформирования украинской системы высшего образования, в частности, в связи с участием нашей страны в так называемом Болонском процессе. Основная цель программы действий Болонской декларации — создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования. Болонский процесс затрагивает, прежде всего, сферу обучения. Однако роль студенческого самоуправления подчёркивается в подписанных в его рамках международных документах — в частности, в Берлинском коммюнике, в котором подводятся предварительные итоги работы, осуществлённой после подписания Болонсюй декларации: «Студенты являются полноправными партнёрами в управлении высшим образованием. Министры образования ведущих европейских держав отмечают, что в пределах общеевропейского пространства высшего образования участие студентов в управлении образованием, как правило, имеет правовую основу. Министры призывают вузы и студенческие организации обозначить способы реального увеличения участия студентов в управлении».
Перед высшей школой ставится задача совершенствования управления системой образования, разграничения компетенций на различных уровнях между органами управления образованием и учебным заведением. Изначально при зарождении идеи института высшего образования в его основу были заложены общественно-государственные формы управления. В истории происходила деформация в соотношении между общественной и государственной формами управления в пользу последней.
Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы предложить и внедрить в практику высшей школы приемлемые и наиболее перспективные формы общественного управления, одной из которых является самоуправление, подразделяющееся на самоуправление преподавателей и сотрудников и студенческое самоуправление. продолжение
–PAGE_BREAK–
Особенностью организации образовательного процесса в высшей школе является его ориентация не только на подготовку специалистов высшей квалификации, но и руководителей различных уровней, организаторов производства. Наряду с профессиональной подготовкой студент должен получить знания, необходимые для владения основами «науки управления», сформировать умение общаться, принимать управленческие решения, руководствуясь принципами общечеловеческой морали. С другой стороны, стало очевидно, что школа и вуз (т.е. допроизводственное обучение) не дают достаточную подготовку как раз в области усвоения практических навыков поведения, умения вести себя, руководить людьми.
Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХП в. в Италии: медицинская школа в Солерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. — университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХП в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей-медиевистов, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин «студенческое самоуправление» был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова «университет» не соответствовало современному термину. Понятие означало «все из группы» и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру — коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в средние века. Тогда студенты посредством официальных законопроектов университета и избрания собственного исполнительного лица, ректора, осуществляли строгий контроль над профессиональной деятельностью педагога и над его взаимоотношениями с сообществом. Труд значительного количества преподавателей и в более поздний период становления университетов оплачивался взносами студентов, а не церковью или светской властью. В ходе исследования ученые пришли к гипотетическому заключению о том, что само слово «ректор» первоначально было прозвищем от латинского «rector» — голова, которое давалось избранному университетскому лидеру за интеллектуальные и организаторские способности. Деканом (от латинского «decanus») называли старшего над десятью студентами, а деканат представлял собой собрание старшин «десяток» Ранний период конституирования университетов, как показывают исследования, оставил глубокий след в дальнейшей истории. От него идут традиции студенческой солидарности, автономии и самоуправления.
В высшей школе Америки тенденции демократии и студенческого самоуправления получили наиболее полное развитие в так называемых новых университетах — Корнелевском (в штате Нью-Йорк); университете Джона Гопкинса, в Балтиморе, университете в Антиахе. Развитие студенческого самоуправления в вышеназванных учебных заведениях было обусловлено социальными факторами: университеты являлись частными, самофинансируемыми объединениями (жалованье лекторам выплачивалось из средств студентов); общество нуждалось в кадрах, подготовленных в университетах, и поэтому считалось с автономией и демократическими принципами организации университетов.
Традиции студенческого самоуправления получили дальнейшее развитие в высшей школе дореволюционной России, начиная с образования в 1755 г. Московского университета.
Демократические принципы студенческого самоуправления в высших учебных заведениях различных эпох и стран (управление и контроль со стороны студентов над всеми сферами жизни университетов, включая академическую; принятие решений и статусов вузов общим собранием студентов; наличие выборных органов исполнительной власти; возможность ротации избранных в органы управления; обязательное подчинение всех членов студенческого сообщества решениям, принятым на общем собрании, и т.д.) имеют много общего, что говорит об оптимальности развития студенческого самоуправления как основы формирования личности будущего специалиста в высшей школе.
Идеологическими надстройками на базе органов студенческого самоуправления начали заниматься гораздо позже, чем нежели возникло само студенческое самоуправление. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения «единой семьи». Особо эта потребность проявилась в годы Первой мировой войны.
Именно поэтому студенты (особую роль в этом, безусловно, сыграли «вечные студенты») путем объединения традиций и обычаев ВУЗа составляли правила поведения в студенческой среде, которых и придерживались, в том числе апеллируя к этим правилам на студенческих судах чести. Эти правила назывались кодексами чести. Они никогда не были жестко зафиксированы и закреплялись, в основном, конвенционно. В них включался и перечень так называемых “естественных прав студента”, к которым относились:
1. Право называться студентом и носить студенческую форму (главный признак корпоративного стиля);
2. Право на неприкосновенность и ненаказуемость иначе как по решению студенческого суда чести;
3. Право на сходку;
4. Право на корпоративную помощь;
5. Право на создание студенческих организаций;
Студенты Германии, Франции и Великобритании имели схожие «кодексы поведения» и обслуживающие их институции.
Кодексы регламентировали и преступления в студенческой среде. Органом, имеющим право назначать наказания, являлся студенческий суд чести. Наиболее серьезным преступлением были обман ради материальных выгод и кража: виновного могли приговорить к исправительным работам, оштрафовать или подвергнуть остракизму. Среди тяжких проступков фигурировали предательство и штрейкбрехерство во время студенческих «историй», заслуживавшие бойкота. Могли рассматриваться в суде и более мелкие проступки, вплоть до подробностей сексуальной жизни, хотя и весьма редко.
В идеале, отношения педагогов и учащихся в процессе самоуправления на современном этапе его развития строятся на принципах сотрудничества. На организационно-методологическом уровне педагоги и учащиеся участвуют, в работе совместных органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам студенческого и ученического самоуправления, предоставляет им право обсуждать любые вопросы жизни коллектива, определять основные задачи и принимать решения. Педагоги и учащиеся учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты.
В современной Европе интересы студентов представляют студенческие советы, получая регулярное финансирование на реализацию своих проектов от администрации университета или государства. Продуцируя идеи и владея средствами их реализации, студенческим лидерам даже не приходит в голову играть в политические игры. С органами государственной власти и местного самоуправления в Англии обычно сотрудничают молодежные организации, а вот студенческие напрямую с ними не пересекаются. То же касается и Соединенных Штатов. Студенческие организации сотрудничают с администрацией вуза, а не с властями города или выше.
Одним из принципов Болонского процесса является активное участие студентов в качестве партнеров в управлении качеством образования. В частности, в документах Болонского процесса отмечено, что «студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях..», — говорится в Декларации министров высшего образования «На пути к европейскому пространству высшего образования» от 2001 года.
Все мероприятия, все реформы в рамках Болонского процесса направлены, естественно, на создание оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов. Поскольку студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без обратной связи и активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. В свою очередь студенты должны ясно понимать задачи и цели Болонского процесса, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или иных проблем высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, а также их рекомендаций и пожеланий, содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления. Существует организация “Национальные союзы студентов Европы” (ESIB), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя тем самым 10 млн. студентов. Эта организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса. По принятому соглашению на совещание министров образования стран-участниц Болонского процесса каждая страна направляет делегацию, в которую входят 3 представителя министерства, ответственных за высшее образование, один представитель национального союза ректоров и один представитель национального союза (ассоциации) студентов. В июле 2004 г. Министерство образования и науки РФ совместно с Советом Европы провело в Москве международный семинар по проблемам участия студентов в управлении учреждениями высшего образования.
Что касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета — столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20-25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах.
Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза или министра образования. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги.
AStA — «всеобщий студенческий комитет» — так называется орган студенческого самоуправления, существующий во всех германских вузах. В нем, кроме нескольких штатных администраторов, работают на безвозмездной основе учащиеся, ежегодно избираемые на всеобщих университетских выборах. Финансовую независимость комитета обеспечивают студенческие взносы и дотации государства.
Спектр вопросов, которыми занимается комитет, весьма широк — от оказания помощи с поиском жилья и организации спортивных секций до проведения политических дискуссий. Главный критерий — это наличие интересов у студентов. При этом под «политикой» подразумеваются только вопросы, касающиеся непосредственно высшего образования. Так, в прошедшем учебном году по инициативе «Аст» в Германии проходили демонстрации против введения платы за обучение.
Поскольку существование органов студенческого самоуправления в Германии в большинстве округов предусмотрено законом, им позволено получать финансирование от студентов, которых они представляют. Это финансирование чем-то напоминает налог, который платит каждый студент за то, что студенческий совет отстаивает его права перед администрацией. Кроме того, студенческие союзы зарабатывают деньги, предоставляя студентам социальные услуги, такие как студенческие проездные билеты, гранты для неимущих, различные виды общественной и культурной деятельности.
Студенческие органы не имеют никаких возможностей влиять на решения политиков и принимаемые законы, они имеют лишь некий эфемерный статус в глазах прессы, они как бы являются представителями студенчества. Но, что важно, — у самоуправления есть деньги, выделяемые университетом из фонда, в который обязаны платить все студенты (раньше все платили 50 марок в семестр, 10 из них шли «студенческому правительству». Сейчас платежи выросли.), и теоретически оно может распорядиться этими деньгами правильно. Левые студенческие правительства обычно много денег вкладывают в социальную сферу: на помощь студентам-иностранцам, студентам, имеющим детей, юридическую помощь. Деньги также вкладываются в студенческую культуру — есть театральные группы, проводятся музыкальные мероприятия, но также и — политические
Датские студенты оказывают сильное влияние на функционирование университетов. Трудно указать точное количество студентов в университетских советах, но, например, в Архусском университете (Aarhus University) из 11 членов совета двое — студенты. Студенты также занимают половину (!) мест в институтских советах и комиссиях разного уровня. Согласно закону, регулирующему сферу образования в Дании, университеты обязаны выделять определенную сумму средств на студенческое самоуправление.
Органы студенческого самоуправления норвежских вузов довольно влиятельны, поскольку имеют гарантированное представительство во всех университетских советах и комиссиях, а также получают гарантированное финансирование в зависимости от количества студентов, интересы которых они представляют
Студенческий союз Университета Хельсинки (HYY) имеет давнюю историю — он существует с 1868 года. За столько лет существования он сумел решить многие проблемы. Прежде всего, Союз смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов так называемой бизнес-группы при Союзе, и лишь малая часть — из студенческих взносов. На средства своего бюджета Студсоюз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые приезжают сюда учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в дешевых кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации. Представители Студсоюза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. И надо сказать, такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны. В частности, в настоящее время в финском парламенте идет борьба вокруг нового закона об образовании, который в некоторых отношениях наступает на права студентов. Студенческие союзы страны принимают активное участие в обсуждении закона, стремясь смягчить его. Сеть органов студенческого самоуправления Финляндии связана со студенческим объединением на уровне Европейского союза.
Самоуправление Варшавского университета ежегодно получает два миллиона злотых от администрации университета. Таких денег, а это около пяти миллионов гривен, ни один студенческий орган в Украине не получает. Кроме того, большинство наших самоуправлений не имеют ни помещения, ни оргтехники для работы, тогда как в той же Польше студенты Варшавского университета пользуются двухэтажным зданием в центре столицы. Распоряжение такими материальными ресурсами предполагает контроль. Отчитываются студенческие лидеры за проведение мероприятий и использование средств перед студентами, интересы которых они представляют. Свой контролирует своего.
Организационные принципы студенческого самоуправления в высших учебных заведениях США основываются на Конституции государства, поскольку структурное строение студенческого правительства полностью воспроизводит структуру создания государства и специфику деления власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Именно Конституция США является источником для разработки нормативно-правовых документов студенческого правительства, таких как: Конституция, Устав и Положение о выборах членов студенческого правительства. Исследователи отмечают позитивное стремление Украины к европейскому пути развития высшего образования, однако перенимая форму, не следует забывать о содержании. Студенческое самоуправление еще слабо работает Украине — недостаточная мотивация студентов, их инертность, отсутствие хоть какого-либо финансирования. Менеджмент реализации идеи студенческого самоуправления со стороны государства должен выполнять четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Получается так: план позаимствовали у Европы, так-сяк организовали, контроль вообще не считается нужным, а мотивацию оставили студентам. Вот они себя и мотивируют, подпитывая собственные амбиции о пути в политику, через общественную работу.
Международный опыт указывает нам на то, что украинские студенческие организации в вузах движутся совсем не в направлении развития цивилизованного опытного самоуправления. Вместо того, чтобы брать пример с европейских студентов, они копируют украинский политикум, в то время когда нерешенными остается масса вопросов, которые могли бы быть по силам студенческому самоуправлению. Список использованной литературы
1. Сметанюк Л.В., Кравцов Г.М. К теории и практике использования адаптивных тестов. — dls.kherson.ua/dls.
2. Тарнавский А.А., Бодунов Е.Р. Проблемы внедрения системы ECTS в Украине. — peak.at.ua/blog/2008-11-21-1;
3. Постанова К МУ від 16.02.2008 р. № 14 Про затвердження Програми діяльності КМУ «Український прорив: для людей, а не політиків». — www.dpa.dn.ua/sta/736-STA05.html? branch=1&language=1
4. Наказ МОН N 774 від 30.12.2005р. «Про впровадження кредитно-модульної системи організації навчального процесу». — www.office-metodist.com.ua/data/13705/
5. Проблемы внедрения системы ECTS в Украине. — Юридический сайт будущих адвокатов. — Ресурсы Интернет. — peak.at.ua/blog/2008-11-21-1
6. Жученко А.А., Исоньков Ж.В. Европейская система зачетного перевода (ECTS) // Материалы для участников работ по внедрению ECTS в учебный процесс. — Екатеринбург, 2005.
7. Монастырская, Т.И. Оценка нагрузки студентов в рамках европейской системы зачетных единиц [Текст] /Т.И.Монастырская, В.Шатц // Высшее образование сегодня. — 2009. — №6. — С. 8-13. — [Европейская система перевода кредитов (ECTS)].
8. Печончик Т., Игнатович А. Болонский процесс: к Болонье через хутор Михайловский // Зеркало недели. — 14-20 апреля 2007 года. — Ресурсы Интернет. — www.gotostudy.com.ua/news/292.html
9.Заповедник для карьеристов. Для чего студентам советы, а советам — студенты? // Подготовили Алла Дубровик, Людмила Жукович, Летняя школа журналистики «Дня». — Ресурсы Интернет. — №130, среда, 29 июля 2009 www.day.kiev.ua/277717 День — Ежедневная всеукраинская газета. — №130, среда, 29 июля 2009
10. Сюткина Л.В.: Студенческое самоуправление в контексте Болонского процесса. — Ресурсы Интернет. — WWW.VIPERSON.RU Ссылки (links):
dls.kherson.ua/dlswww.dpa.dn.ua/sta/736-STA05.html?branch=1&language=1www.day.kiev.ua/ru.2009.130www.day.kiev.ua/277717www.viperson.ru/