Права и свободы политических партий. Получение разрешения на хранение, ношение и использование оружия

Смоленский Институт Экономики Филиал НГОУ
Санкт-Петербургской Академии Управления и Экономики

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине:
«Административное право»
Вариант № 19

Выполнила:
Студенткагр. ГМУ 593
КарелинаА. Н.
Преподаватель:
ЮрченковаЕ. А.

Смоленск 2010

Вопросы
 
1.              Политическиепартии как субъекты административного права.
2. Какие документы необходимопредставить гражданину для получения разрешения на хранение, ношение ииспользование газового оружия, а также охотничьего огнестрельного гладкоствольногои нарезного оружия? Ответ дайте с использованием статей действующегозаконодательства.
Список литературы

1. Политические партии как субъектыадминистративного права
 
Субъектправа в любой отрасли права — это обладатель, носитель определенных прав иобязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своихжизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом,участием в жизни общества, коллектива, государства.
Вадминистративном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями,государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектамиадминистративного права, носителями конкретных прав и обязанностей.
Полномочия,которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенностипо своему характеру, объему, формам выражения.
Полномочиясубъектов административного права могут выражать право гражданина на получениевысшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или толькообязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правилаобщественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы поих вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например,право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить тамопределяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия,которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в однихслучаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением вгосударственный орган, в другом случае — вопреки его желанию, например, лицопри привлечении его к административной ответственности, наделяетсяобязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этомопределенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.
Политическиепартии исторически выполняют роль важного элемента политической системы:являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество собществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотреныпонятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политическиедвижения, их сущность, типология.
Политическаяпартия — одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальнойжизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всехобщественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти,осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратнаясвязь помогает партии выполнять уникальную роль — согласования, выведения наполитический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновьзарождающихся в обществе.
Неотъемлемойчастью политической системы современного демократического общества являютсяполитические партии. Не являясь непосредственными носителями государственнойвласти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняютфункции посредников между государством и обществом, реализуют интересы гражданв сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системенегосударственных организаций, политическая партия представляет собойсамостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определеннуюструктуру и цели деятельности. В сложившихся демократических политическихсистемах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсовв рамках существующего конституционного строя и обще признанных правилобщественного поведения.
Политическаяструктура современного общества довольно сложна, ее составляет огромноеколичество взаимодействующих с государством общественных объединений. При этомполитические партии — это лишь один из их видов. Для того чтобы отграничитьпартии как особый субъект права от всех иных видов общественных объединений,необходимо дать такое юридическое определение самого понятия политическойпартии, которое имело бы основополагающее значение для их правовогорегулирования.
Политическаяпартия — это общественное объединение, созданное в целях участия гражданРоссийской Федерации в политической жизни общества посредством формирования ивыражения их политической воли, участия в общественных политических акциях,выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан ворганах государственной власти и органах местного самоуправления.
Существуетмножество определений политической партии, многие из которых содержат весьмаразличные представления об ее предназначении, роли в общественной жизни, но приэтом юридические определения отличаются от определений социологов иполитологов, так как последние изучают партии как элемент социальных и политическихсистем общества, а не как правовой категории. Например, определяя политическуюпартию как социологическую категорию, необходимо указать, что она выражаетинтересы социальной группы, а включение этого признака в юридическоеопределение партии нужно исключить.
Этимологически«партия» означает «часть», «отдельность», элемент политической системы.
Политическиепартии считаются молодым институтом публичного права. Когда говорят осовременных политических партиях, то имеют ввиду «массовые политические партии,которые появились лишь в 19 веке, так как объединения людей в борьбе за властьили за влияние на нее, выраженные прежде всего в завоевании права участвовать вформировании представительных органов власти, приобретает характерную черту совторой половины 19 века». Однако зарождение партий произошло гораздо раньше, с17 века в странах Европы (Англия, Германия), но они не обладали теми чертами,которыми в настоящее время характеризуются современные политические партии,поэтому к ним больше всего подходит термин «пропартии», — это котерии, клубы,кружки, союзы.
Неотъемлемымэлементом жизни России стал политический плюрализм, существование группинтересов и объединений, выражающих различные взгляды, как на текущую политику,так и на экономическую и социальную. Политическое поле перестало бытьединообразным монолитом. И это одна из важнейших предпосылок движения обществак нормальному и цивилизованному состоянию. В условиях политическогомногообразия и постоянного движения интересов расширяются возможности выживаниямалых групп, и увеличивается относительная свобода действий индивидов. В этотпериод появилась необходимость на законодательном уровне урегулироватьразвивающиеся общественные отношения.
 Законодательствооб общественных объединениях начало складываться в Российской Федерации вдевяностых годах, хотя в отдельных правовых актах, регулирующих развитиекультуры, искусства, образования, здравоохранения, социальной защиты,признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах,в противоположность государственным или частным.
С1990 года по 1995 год действовал Закон Союза Советских СоциалистическихРеспублик «Об общественных объединениях», упростивший процедуру регистрации ирасширивший перечень законодательно признаваемых объединений от политическихпартий до благотворительных фондов. Этот закон укрепил правовую основу личныхнеимущественных прав граждан в сфере политической и общественной жизни («правограждан на объединение»)
1995год стал переломным в решении вопросов правового обеспечения статуса идеятельности некоммерческих организаций; в течение этого года ГосударственнаяДума первого созыва принимает пять документов в данной области, один из которых- закон «Об общественных объединениях». Этот закон долгое время оставалсяединственным законодательным актом, регулирующим деятельность политическихпартий.
Согласнозакону «Об общественных объединениях» 1995 года политические партииоказывались в одном ряду с прочими организациями, созданными по инициативеграждан, за исключением религиозных, а также коммерческих организаций исоздаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Такжезакон распространяется на деятельность созданных на территории РФ структурныхподразделений (организаций, отделениях или филиалов и представительств)иностранных неправительственных объединений.
Гражданеимеют право создавать по своему выбору общественные объединения безпредварительного разрешения органов государственной власти и органовсамоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения наусловиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемыегражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке,предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридическоголица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения правюридического лица.
Функция,как и многие другие обществоведческие понятия, не является собственноюридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из естественных наук, гдеозначает зависимость одной переменной величины от другой. В этом и проявляетсясвойство юридического языка – он заимствует чужие понятия и наполняет их своимсмыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, преждевсего юристам. Причем таким смыслом, который подчас почти утрачивает связь спервоначальным.
Политическиепартии принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньевгосударственного аппарата. Выборные органы власти на всех уровнях создаются принепосредственном участии политических партий, так как они подбирают кандидатовна выборные должности и проводят избирательные компании. Таким образом, партииготовят кадры, из числа которых формируется правящая элита.
Важнейшимконституционным правом граждан в демократическом государстве является право наобъединение, то есть право свободно создавать различного рода объединения,присоединятся к ним и выходить из них. Политические партии — это добровольноеобъединение граждан, которые реализуют принадлежащее им право на объединение.Но оно может быть осуществлено только в коллективной форме и, следовательно,одновременно является коллективным правом, правом группы граждан. Именно в этомсмысле можно говорить о свободе образования и деятельности как особом правеполитических партий.
Свободаобразования и деятельности политических партий в России конституционнопризнанна. Возникает, однако, важный в теоретическом и практическом планевопрос, является ли эта свобода абсолютной или она может быть в той или иноймере ограничена. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободеобразования политических партий существуют две противоположные точки зрения.Сторонники радикального либерализма считают, что эта свобода должна бытьабсолютной, ибо любое ограничение означает отрицание демократии. Другие,рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий какнеотъемлемый признак демократического правового государства, вместе с темотстаивают право этого государства защищать демократический конституционныйстрой.
14июля 2001 г. опубликован и вступил в силу Федеральный закон «Ополитических партиях». Таким образом, сделан существенный шаг на путирешения, на мой взгляд, важнейшей общественно-политической задачи, связанной сболее четким определением роли политических партий и их места среди институтовгражданского общества.
Закономустанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличиерегиональных отделений более чем в половине субъектов Федерации; общаячисленность членов политической партии — не менее 10 тысяч граждан РоссийскойФедерации, при этом более чем в половине субъектов Федерации региональныеотделения партии должны иметь численность не менее 100 членов политическойпартии, а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 50 членовпартии; при этом руководящие и иные органы политической партии, все ееструктурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Согласноконцепции закона, в России не предусматриваются создание и деятельностьмежрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иныхполитических общественных объединений. В течение двух лет общероссийскиеполитические общественные объединения, созданные до вступления в силуФедерального Закона «О политических партиях», вправе преобразоватьсяв политические партии в соответствии с названным Законом. В тот же период ранеезарегистрированные межрегиональные, региональные и местные политическиеобщественные объединения либо трансформируются в структурные подразделенияновых политических партий, либо утрачивают статус политического объединения ибудут действовать как общественные объединения на основании их уставов, которыебудут применяться в части, не противоречащей комментируемому Федеральномузакону.
Также Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерацииполитических партий иностранных государств и структурных подразделенийуказанных партий. Членами российских политических партий не вправе бытьиностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон разрешаетполитическим партиям устанавливать и поддерживать международные связи сполитическими партиями и иными общественными объединениями иностранныхгосударств, вступать в международные союзы и ассоциации. Представляется, чтотакие права сводят на нет указанные выше запреты и ограничения.
Аналогичнымобразом право политических партий создавать объединения и союзы с инымиобщественными объединениями, в том числе вступать с ними в избирательные блоки,плохо согласуется с запретом на создание политических партий по признакампрофессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности,поскольку для общественных объединений таких ограничений не установлено.
Всоответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительномсъезде политической партии либо путем преобразования в политическую партиюобщероссийской общественной организации, общероссийского общественногодвижения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматриваетсясоздание организационного комитета. В случае же преобразования действующегообщественного объединения в политическую партию образование организационногокомитета необязательно. Согласно Закону членство в политической партии являетсядобровольным, фиксированным и индивидуальным.
Членамиполитической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшиевозраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранныеграждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными.Ограничение права на вступление в политические партии или обязанностьприостановления членства в политической партии может устанавливаться дляопределенных категорий граждан Российской Федерации федеральнымиконституционными законами и федеральными законами. Член политической партииможет состоять только в одном региональном отделении данной политической партии- по месту постоянного или преимущественного проживания.
Политическиепартии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации инаделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрациярегиональных отделений осуществляется после регистрации политической партии идолжна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чемчерез шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этогополитическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. Впротивном случае свидетельство о государственной регистрации политическойпартии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единыйгосударственный реестр юридических лиц, аннулируется.
Законустанавливает, что государственная регистрация политических партий и ихрегиональных отделений осуществляется соответственно федеральным регистрирующиморганом и территориальными регистрирующими органами. Закон обязывает федеральныйрегистрирующий орган ежегодно публиковать перечень политических партий и ихрегиональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодическихпечатных изданиях и размещать этот перечень на специальном сайте винформационно — телекоммуникационной сети общего пользования с указанием датырегистрации каждой политической партии и каждого регионального отделенияполитической партии.
Вцелях обеспечения демократических принципов в организации и деятельностиполитических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Закон четкорегламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматриваетслучаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.
Важнымположением является то, что со дня официального опубликования решения оназначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, недопускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дняопубликования результатов соответствующих выборов.
Подобныеположения распространяются и на региональные отделения политической партии.
Важнаяроль деятельности политических партий обуславливает объем и характерзакрепляемых законодательно их прав и обязанностей.
Предоставляемыеполитическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельностии выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны–гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийнойсистемы. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях»содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренномзаконодательством России политическая партия вправе:
а)свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать своивзгляды, цели и задачи;
б)участвовать в выработке решений органов государственной власти и органовместного самоуправления в порядке и объеме, установленных законом;
в)участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
г)создавать региональные, местные и первичные отделения, в то числе с правамиюридического лица, принимать решения о реорганизации и ликвидации;
д)организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия,пикетирования и иные публичные мероприятия;
е)учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия,средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительногообразования взрослых;
ж)пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации;
з)создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и инымиобщественными объединениями без образования юридического лица;
и)защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
к)устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями ииными общественными объединениями иностранных государств, вступать вмеждународные союзы и ассоциации;
л)осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
Наэтом закон не ограничивает деятельность политической партии, она правомочнаосуществлять и иного рода действия, установленные российским законодательством.Уставы политических партий содержат и другие положения.
Предоставляяполитическим партиям широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагаетна них и обязанности. Чаше всего в законодательстве зарубежных стран ониформулируются в самом общем виде, в Федеральном законе Российской Федерации «Ополитических партиях» они носят более конкретный характер. В соответствии с 27статьёй политическая партия обязана:
а)соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые актыРоссийской Федерации, а также устав политической партии;
б)ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членовполитической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своейдеятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящегооргана, а также копии представляемых в налоговые органы сводного финансовогоотчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов её региональныхотделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица (тоесть, зарегистрированные структурные подразделения);
в)допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия(съезды, конференции, общие собрания);
г)политическая партия и её региональные отделения ежегодно представляют врегистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, еёрегиональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированныхкандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственнойвласти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированныхизбирательными комиссиями списков кандидатов в депутаты.
Указанныеобязанности носят далеко не декларативный характер, за их несоблюдениепредусматривается юридическая ответственность в виде приостановлениядеятельности политической партии, которая может привести к ликвидации.
Еслисуммировать положения законодательства, то можно выделить два основных видаправ и свобод политических партий: во-первых, это политические:
·          право участвоватьв формировании и деятельности государственных органов;
·          свобода пропагандысвоей идеологии и программы;
·           свободараспространения информации о своей деятельности;
·           свободаорганизации массовых мероприятий;
·          право свободногодоступа к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои;
·           право создаватьс другими политическими партиями различного рода коалиции и блоки(избирательные, парламентские и правительственные);
·          правоустанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями и ихмеждународными объединениями.
Во-вторых,имущественные права:
·         правособственности;
·          право заниматьсяразрешенной законом предпринимательской деятельностью;
·          право получатьот государства материальную и финансовую поддержку в различных формах.
Всеправа политических партий являются коллективными, хотя многие из них совпадаютс индивидуальными конституционными правами граждан, данные права принадлежат неотдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – какспецифическим субъектам права и могут быть реализованы только ими.
2.Какие документы необходимо представить гражданину для получения разрешения нахранение, ношение и использование газового оружия, а также охотничьегоогнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия? Ответ дайте сиспользованием статей действующего законодательства
Дляполучения разрешения на хранение, ношение и использование газового оружия, атакже охотничьего огнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия гражданинуРФ согласно ст.9, ст.13 Федерального Закона «Об оружии» необходимо предоставитьв отделлицензионно-разрешительный работы (ОЛРР) следующие документы:
·          заявление овыдаче лицензии;
·          паспорт иксерокопию страницы с фото и регистрацией;
·          медицинскоезаключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных снарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом и наркоманией (медицинскаясправка формы 046-1);
·          2 фото 3х4 см наматовой бумаге;
·          квитанцию обоплате сбора за выдачу лицензии (платежные реквизиты в ОЛРР);
·          рапортучасткового о наличие металлического шкафа;
·          в ряде ОЛРРтребуют сдачи экзамена по правилам обращения с оружием.

Списоклитературы:
 
1.          Конституция РФ.
2.          Федеральный ЗаконРФ «Об оружии».
3.          Федеральный законРФ «Об общественных объединениях».
4. Конин Н.М.Административное право России. — М.: Юрист. 2003.
5.          ШергинА.П. Комментарий к КоАП. М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф. 2002.