Содержание
Введение
1. Становление и развитие Российской Федерации
2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Многие объективныефакторы обусловливают сегодня возрастание роли и значения взглядов на аспектыфедерализма. Во-первых, в мире насчитывается более двух десятков стран сфедеративным политико-территориальным устройством, среди которых такие крупные,как Россия, США, ФРГ, Канада, Бразилия, Австралия, Малайзия, а также Швейцария,Австрия, ОАЭ и др. В общей сложности федеративные государства, составляющиелишь чуть больше десятой части всех стран мира, насчитывают примерно третьнаселения Земли и охватывают более половины территории земного шара. Ещебольшее число стран мира имеют, условно говоря, те или иные элементы федерализма(автономии, те или иные самоуправляющиеся территории, хотя несомненно, чтоналичие автономий в государстве само по себе не определяет его федеративногохарактера). Накопленный богатый опыт мирового федерализма создает исключительноблагоприятные предпосылки и условия для научного обобщения взглядов на проблемусовременного федерализма. Во-вторых, не только в историческом прошлом, но и в современнуюэпоху в мире происходит как распад старых федераций (например, СССР, Югославиии Чехословакии), так и создание новых (в частности, Бельгии, новой Югославии).В-третьих, в современной России происходит глубокое реформирование старогофедерализма и становление нового, реального федерализма. В ряде других странСНГ остро стоит вопрос о политико-правовом статусе различных территориальных образований(Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и др.), решениекоторого может потребовать использования федерализма или тех или иных егоэлементов. В самой России на первый план выдвинулась проблема статуса Черни, котораятакже вряд ли разрешима вне рамок конфедеративных и отношений. В-четвертых,интеграционные процессы в ряде регионов (объединяющаяся Европа, страны СНГ)делают реальной возможность создания в сравнительно близкой перспективеконфедераций, а в более отдаленной – и федераций. В-пятых, динамика интернационализациии глобализации в масштабах всего мира делает все более актуальными и значимымивопросы общего руководства развитием мировых процессов в целом, прежде всего врешении быстро обостряющихся экологических и иных общих проблем современности,что, вероятнее всего, потребует использования конфедеративных и федеративныхформ.
Все это и многое другоевызывает вполне закономерное и особенно пристальное внимание научных иполитических кругов к вопросам теории и практики федерализма. Данная темапоказалась и мне достаточно интересной, и я не мог обойти ее своим вниманием.
Цель данной работытеоретически изучить федеративное устройство Российской Федерации.
Цель работы будетдостигнута при решении задачи каков механизм федерализма в РФ.
1.Становление и развитие Российской Федерации
Возникшаяв результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республикаявлялась унитарным государством. Она была провозглашена в границахдореволюционной, царской России. Однако многонациональность России ипровозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировалитенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилосьнационально-освободительное движение народов, разбуженных Февральскойреволюцией 1917 г.
Уже вконце 1917 г. использовала предоставленное ей Россией право на самоопределениеФинляндия, ставшая независимым государством. В декабре 1917 г. была провозглашена независимая Украинская Советская Республика. Одновременно шел процессусложнения формы государственного единства самой Российской СоветскойРеспублики, превращения ее в федеративное государство.
Декларацияправ трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских икрестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией.Принципиальные положения о федерации, закрепленные в Декларации, были развиты врезолюции Съезда «О федеральных учреждениях Российской Республики».Декларация провозгласила: «Советская Российская Республика учреждается наоснове свободного союза свободных наций, как федерация советских национальныхреспублик».
Подчеркивалосьстремление «создать действительно свободный и добровольный, аследовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех нацийРоссии». Декларация ограничивалась установлением лишь наиболее общихпринципов.
/>/>/>/>/>/>Она предоставляла возможность рабочими крестьянам каждой нации самостоятельно решить, желают ли они войти в составРоссийской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях. Это жеположение содержалось и в резолюции «О федеральных учреждениях РоссийскойРеспублики», которая также уточняла способ установления отношений междуцентральной властью и органами будущих республик.
Вскорепосле Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственноестроительство ее составных частей.
Первойавтономной частью России стала Советская Латвия. В Декларации о самоопределенииЛатвии от 24 декабря 1917 г. указывалось: «Латвийское советскоеправительство исходит из факта автономии Латвии по отношению к СоветскойРоссии…». 25 декабря 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов объявил Украинскую республику федеративнойчастью Российской республики. Формально Украина не называлась автономной, однакофактически отношения между Украиной и Россией складывались на основе автономииУкраины.
Одной изпервых в составе Российской Федерации оказалась и Туркестанская СоветскаяРеспублика, которая была провозглашена весной 1918 г. В это же время возникли Терская, Кубано-Черноморская, Донская, Таврическая Советскиереспублики, которые объявили себя частями Российской Федерации. Делалисьпопытки создания Татаро-Башкирской республики. Правда, почти все они оказалисьнедолговечными, и впоследствии на их месте были созданы другие автономныеобразования (в частности, Горская, Крымская автономные республики).
Принятаяв июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной СоветскойРеспублики закрепила федеративный принцип организации государственного единстваРСФСР. В ней указывалось (ст. 11), что «Советы областей, отличающихсяособым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областныесоюзы, во главе которых, как и во главе всяких, могущих быть образованнымиобластных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и ихисполнительные органы.
Этиавтономные областные союзы входят на началах федерации в РоссийскуюСоциалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом,Конституция РСФСР твердо определила форму федерации, складывающейся в России.РСФСР должна была стать федеративным государством с автономными образованиями.
В первойполовине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономнаяреспублика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии — трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии — автономная область.
В конце 1918 г. была образована Трудовая коммуна Немцев Поволжья, впоследствии ставшая автономной республикой(в 1924 г.). В 1919 г. в составе РСФСР была образована Башкирская АССР, а в1920—1921 годах — Киргизская (Казахская) АССР, Татарская, Дагестанская, Горскаяавтономные республики, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая,Марийская, Вотская (Удмуртская) автономные области. В 1921—: 1922 годах всоставе РСФСР создаются Якутская АССР, а также Карачаево-Черкесская,Кабардино-Балкарская, Коми, Монголо-Бурятская и ряд других автономных областей.
К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии,образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законовцентральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашенииавтономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которыхакт провозглашения автономии реализовывался.
Высшейформой автономии была автономная республика, которая являлась государством,имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющийее функции). В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны неимели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовойстатус имели и автономные области.
Наряду свнутренним развитием Российской Федерации в 1917—1922 годах возникают иразвиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в этовремя. Гражданская война оторвала от центра наиболее крупные национальныерайоны России, которые стали независимыми республиками. Российская Федерацияпризнала полную государственную самостоятельность Эстонии, Латвии и Литвы(декабрь 1918 г.), Белоруссии (январь 1919 г.), Украины (январь—февраль 1919 г.). В 1920 г. образовались Азербайджанская и Армян/>/>/>/>ская Советские республики, а в начале 1921 г. — Грузинская Советская Республика.
ВступлениеРСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой РоссийскойФедерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственногоединства Республики. Он прежде всего характеризуется изменением форм автономии.В 1923 г. упраздняются автономные трудовые коммуны. Обе существовавшие трудовыекоммуны — Немцев Поволжья и Карельская — преобразуются в автономные республики.Вскоре возникает новая форма автономии — национальный округ. В 1925 г. в составе Пермской области был образован первый в Республике национальный округ —Коми-Пермяцкий. В 1929—1930 годах в составе ряда краев и областей РСФСРсоздаются новые национальные округа — Корякский, Чукотский, Таймырский,Эвенкийский, Ненецкий и др. С созданием национальных округов автономию получилималочисленные народы России, проживающие в северных и северо-восточных районахстраны.
Национальныеокруга как новая форма автономии являлись особенностью лишь РоссийскойФедерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.
В этотже период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формамгосударственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округовГорской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г. Так, Кабардинский округ стал Кабардинской, а год спустя — Кабардино-Балкарской автономнойобластью. В 1922 г. из Горской республики выделился Карачай, который послеобъединения с черкесскими районами Кубано-Черноморской области в январе 1922 г. стал называться Карачаево-Черкесской автономной областью. В 1922 г. из Горской автономной республики выделился Чеченский округ, на базе которого была созданаЧеченская автономная область. В 1924 г. Горская АССР была упразднена и на еебазе созданы две автономные области — Северо-Осетинская и Ингушская.
Экономический,политический и культурный рост российских автономий обусловил переход многих изних к еще более высокой форме национальной государственности народов России.Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и некоторые другие автономные областибыли преобразованы в автономные республики. В 1925 г. в автономную республику преобразовалась Чувашская автономная область, а в 1934 — Удмуртия,также бывшая автономной областью.
КонституцияСССР 1924 г. предусмотрела необходимость приведения союзными республиками своихконституций в соответствие с Конституцией СССР. Выполняя это требование, XII Всероссийский съезд Советов утвердилизмененный текст Конституции РСФСР. В редакции 1925 г. в Конституции ограничивался круг полномочий верховных органов Республики. Союзным органамбыли переданы внешние сношения, оборона, руководство транспортом и связью.Однако Российская Федерация и в рамках Союза ССР оставалась сувереннымгосударством, суверенитет которого был ограничен лишь вопросами, отнесенными ккомпетенции Союза. За РСФСР сохранялось право свободного выхода из Союза.
Многочисленныедополнения в Конституцию РСФСР 1925 г. были внесены в связи с развитиемавтономии. Если Конституция РСФСР 1918 г. лишь в трех статьях в общих чертах регулировала проблему автономии, то в Конституции 1925 г. ей посвящена, как уже отмечалось, специальная глава. Кроме того, вопросы автономииподнимались и в других статьях. Конституция установила формы автономии —автономную республику и автономную область. В ней в общих чертах определяласьконструкция их государственного механизма, границы компетенции.
Надосказать, что в процессе государственного строительства в Российской Федерациипереход народов России к более высоким формам государственности не ограничивалсярамками автономии. Некоторые народы от автономии перешли к созданию своихсоюзных республик. Впервые такое крупное преобразование было проведено врезультате национально-государственного размежевания Средней Азии, когда наместе Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской советских республик былисозданы новые союзные республики — Туркменская и Узбекская, а также некоторыеновые автономии.
Этотпроцесс продолжался и в последующие годы. В 1926 г. в связи с принятием новой Конституции СССР Казахская и Киргизская автономные республики былипреобразованы в союзные.
Важнымэтапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономныхреспублик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, атакже, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органовгосударственной власти о наличии в Республике национальных округов. ВКонституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономнойреспублики и автономной области.
/>/>/>/>/>/>После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.
В годыВеликой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял рядрепрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию,некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскимизахватчиками. В массовом порядке в восточные районы были депортированы калмыки,балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы,немцы, греки, курды, корейцы и другие народы.
Последовалатакже ликвидация национальной государственности некоторых из этих народов. Вавгусте 1941 г. была ликвидирована автономная республика Немцев Поволжья. Воктябре 1943 г. упразднена Карачаевская автономная область, в декабре 1943 г. — Калмыцкая АССР, в марте 1944 г. — Чечено-Ингушская автономная республика, в апреле 1944 г. в связи с переселением балкарцев, живущих в Кабардино-Балкарской АССР, она была переименованав Кабардинскую АССР. В июне 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскуюобласть Российской Федерации.
После XX съезда КПСС репрессированные народыстали восстанавливаться в правах, а государственность многих из них началавозрождаться. В январе 1957 г. была создана Калмыцкая автономная область,которая в июле 1958 г. преобразовалась в Калмыцкую АССР. В январе 1957 г. была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. В связи с ее восстановлением ей была передана частьтерритории Душетского и Казбегского районов из состава Грузинской ССР, а такжевосстановлена граница между РСФСР и Грузинской ССР, существовавшая доликвидации Чечено-Ингушской республики. В январе 1957 г. Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую автономную область. Вянваре 1957 г. Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-БалкарскуюАССР. В 1964 г. определенные правовые меры по реабилитации были приняты также вотношении немцев Поволжья и крымских татар. 26 апреля 1991 г. в Российской Федерации был принят закон «О реабилитации репрессированных народов»,которым все они были реабилитированы, а репрессивные акты против них признанынезаконными и преступными.
Послеокончания Великой Отечественной войны территория Российской Федерациисущественно расширилась. В состав РСФСР на правах автономной области былавключена Тувинская народная республика, преобразованная впоследствии (октябрь 1961 г.) в Тувинскую АССР. В состав РСФСР вошли также область Петсамо (Печенга), принадлежавшаяФинляндии, город Кенигсберг с прилегающими к нему районами (Восточная Пруссия),составившие впоследствии Калининградскую область. В 1945 г. Союзу ССР были возвращены Японией земли, ранее принадлежавшие России, — Южный Сахалин иКурильские острова, которые тоже вошли в состав территории РСФСР. Кроме того, виюне 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, котораяснова вошла в состав Российской Федерации.
Вместе стем в послевоенный период происходили и обратные процессы. 26 апреля 1954 г. из состава РСФСР в состав Украинской ССР была передана Крымская область.
КонституцияРСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободноговыхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерациинаходились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономныхокругов (так стали называться бывшие национальные округа), которые былиперечислены в ней поименно.
НоваяКонституция РСФСР (так же, как и принятая в 1977 г. новая Конституция СССР), не внесла каких-либо существенных изменений в правовой статуссоюзных и автономных республик, автономных областей и автономных округов. Междутем реальная жизнь стала активно отходить от конституционных канонов.Последовательная демократизация всех сторон жизни страны, ослаблениетоталитарного режима усилили стремление союзных республик к обретению подлиннойнезависимости.
Значительнымшагом Российской Федерации на этом пути явилась Декларация «Огосударственном суверенитете Российской Советской Федеративной СоциалистическойРеспублики», принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Она провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей еетерритории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство всоставе обновленного Союза ССР.
Однакожизнь пошла дальше. Стремление всех союзных республик к независимости привело ктрагедии — распаду Союза ССР.
Процессы,охватившие союзные республики, вскоре начали развиваться и внационально-государственных образованиях, на/>/>/>/>/>ходящихся в составе Российской Федерации. Одни из нихпоставили вопрос о предоставлении им статуса суверенных государств, другие — оповышении формы их государственности. В некоторых автономиях усилилисьсепаратистские настроения, породившие даже требование выхода из состава России(Чечня и др.).
Учитываявсе эти процессы, четвертый Съезд народных депутатов России признал необходимымповысить правовой статус всех автономных республик, исключив из их названияслово «автономная». Тем самым было установлено новое официальноенаименование этих республик — «республики в составе РСФСР». Наряду сэтим правовой статус республик в составе Российской Федерации получили всебывшие автономные области, кроме Еврейской автономной области.
10апреля 1992 г. в Конституцию Российской Федерации был включен в качестве еесоставной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г. Договором признается суверенитет республик в составе Российской Федерации. СубъектамиРоссийской Федерации были признаны также края, области, автономная область иавтономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены прававсех субъектов Российской Федерации. Договором Предусмотрено разграничениепредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти республик, краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составеРоссийской Федерации.
Продолжалсяпроцесс совершенствования федеративных отношений в рамках Российской Федерации.4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации своим законом образовалновую республику в составе Российской Федерации — Ингушскую Республику, выделивее из состава Чечено-Ингушской Республики.
21апреля 1992 г. шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации своимзаконом внес изменения в официальное название страны. Вместо РоссийскойСоветской Федеративной Социалистической Республики она стала называться «РоссийскаяФедерация — Россия».
НоваяКонституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаныреспублики в составе Российской Федерации, края, области, города федеральногозначения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено вст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти.
2.Конституционно-правовой статус Российской Федерации
РоссийскаяФедерация — это федеративное государство, созданное по воле еемногонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ,Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Конституционно-правовойстатус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как ужеотмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотойгосударственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своейтерритории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФнаходятся в ведении органов власти ее субъектов.
РоссийскаяФедерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционногостроя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом,государством, форму государственного устройства России и взаимоотношенияФедерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другимисуверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросысвидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носитконституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестведоговорно-конституционной модели федерации.
Неотъемлемымэлементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальноеединство: Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся изтерритории ее субъектов и включающую сушу, внутренние />/>/>/>/>/>/>/>воды и территориальное море, воздушное пространствонад ними, которые образуют материальное содержание государственногосуверенитета. Территория Российской Федерации является пространственнымпределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет РоссийскойФедерации.
РоссийскаяФедерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция,федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. РоссийскаяФедерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию наконтинентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке,определяемом федеральным законом и нормами международного права.
СогласноКонституции (ст. 74), на территории Российской Федерации не допускаетсяустановление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствийдля свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограниченияперемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральнымзаконом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни издоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
РоссийскаяФедерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Онаопределяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы,территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны иконтинентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается ЗакономРоссийской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границеРоссийской Федерации», а также иными федеральными нормативными актами,международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельнымигосударствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты иизменением государственной границы, процедурой разрешения территориальныхспоров.
30ноября 1995 г. принят Федеральный закон «О континентальном шельфеРоссийской Федерации», который определяет статус континентального шельфаРоссии, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ееконтинентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ,общепризнанными принципами и нормами международного права и международнымидоговорами Российской Федерации.
Важнымэлементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единоегражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ееКонституцией, Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» Российская Федерация определяет основания ипроцедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебныйпорядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споровмежду Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.
Защитаправ граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственнымиорганами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскимиучреждениями.
Конституционно-правовойстатус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органовгосударственной власти. Российская Федерация имеет Президента — главугосударства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный органРоссийской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную властьРоссийской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший АрбитражныйСуд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Системуорганов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.
Всистеме, структуре и процедурах деятельности органов законодательной,исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, вСовет Федерации — одну из палат федерального парламента — входят по двапредставителя от каждого субъекта Российской Федерации.
В ст. 5Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерацииосновано на ее государственной целостности, единстве системы государственнойвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов.
/>/>/>Конституционно-правовой статус Российской Федерациихарактеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включаетфедеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые актыгосударственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые актыместных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ксистеме права Российской Федерации относятся также некоторые законодательныеакты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательствуРоссийской Федерации.
Составнойчастью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы инормы международного права и ратифицированные международные договоры РоссийскойФедерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В числофедеральных нормативных правовых актов входят: Конституция РоссийскойФедерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор;федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативныепостановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации,Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и другихведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации еесубъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ ит.д.
Единствофедеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ ифедеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечиваетвзаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актовсубъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.
Отрицаниеверховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации,провозглашение по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерацииведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете чреваторазвалом Российской Федерации.
Ядромсистемы права Российской Федерации служит ее Конституция, имеющая высшуююридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РоссийскойФедерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить ее Конституции, которая не толькоустанавливает правовые пределы нормативной деятельности как Федерации, так и еёсубъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности во всейФедерации.
Конституционно-правовойстатус Российской Федерации характеризуется наличием собственности РоссийскойФедерации.
Всоответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности вРоссийской Федерации на федеральную собственность, государственнуюсобственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга имуниципальную собственность» к объектам исключительно федеральнойсобственности относятся объекты, составляющие основу национального богатствастраны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральныхорганов государственной власти и решения общероссийских задач; объектыоборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельностьнародного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народногохозяйства, и прочие объекты.
Объектами,составляющими основу национального богатства, являются ресурсы континентальногошельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, втом числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники,имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного иприродного наследия и художественные ценности, учреждения культурыобщероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
СуществуетГосударственный свод особо ценных объектов культурного наследия народовРоссийской Федерации, состав которого определяется Президентом России. Например,в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурногонаследия народов Российской Федерации» в этот свод входят: Государственныйакадемический Ма/>/>/>/>/>/>/>/>риинский театр (г. Санкт-Петербург); Государственныйисторико-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»(Спасо-Кижский погост, Республика Карелия); Госфильмофонд Российской Федерации(Московская область); Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьбаЛ.Н. Толстого „Ясная поляна“ (Тульская область); Жостовская ордена „ЗнакПочета“ фабрика декоративной росписи (Жостовский промысел, Московскаяобласть); Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург);Российский государственный архив древних актов (г. Москва).
Кобъектам, необходимым для функционирования федеральных органов государственнойвласти и решения общероссийских задач, относятся государственная казна РоссийскойФедерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионногофонда Российской Федерации, фонда социального страхования и другихгосударственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банкаРоссийской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды); имущество ВооружейныхСил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности,органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансированиекоторых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, атакже расположенных на территории Российской Федерации учреждений,финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В числоэтих объектов включены также высшие учебные заведения, научно-исследовательскиеучреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевыхакадемий наук, ряда министерств Российской Федерации, государственных научныхцентров; предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической,гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающейприродной среды и природных ресурсов; предприятия и учреждениясанитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательныестанции и полигоны; государственные запасы и мобилизационные резервы, а такжепредприятия, обеспечивающие их сохранение, и др.
Кобъектам оборонного производства относятся все предприятия, производящиесистемы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества,расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические илетательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающиеобслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющиенаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях —независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасныхпунктов управления всех органов государственной власти Российской Федерации, атакже объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные дляиспользования в особый период.
Объектамиотраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом иразвитие других отраслей народного хозяйства, являются: предприятия добывающейпромышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого всоответствии с законодательством Российской Федерации); предприятиятопливно-энергетического комплекса; предприятия и объекты электроэнергетики (заисключением объектов инженерной инфраструктуры городов); предприятия и объектыотраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного иморского флота, предприятия газификации (кроме объектов инженернойинфраструктуры городов); федеральные автомобильные дороги общего пользования иобслуживающие их организации; предприятия связи, телевизионные ирадиопередающие центры; государственные племенные и конные заводы и совхозы,селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лабораториипо сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции иучастки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб,серпентарии.
В числообъектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, входят такжепредприятия фармацевтической промышленности, промышленностимедико-биологических препаратов; предприятия и организации по производствуспиртовой и ликеро-водочной продукции.
Постановлениеопределяет круг объектов, относящихся к федеральной собственности, которыемогут передаваться в государственную собственность республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Этопредприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение нареспубликанском />/>/>(Российской Федерации) или местных рынках товаров(работ, услуг); крупнейшие предприятия народного хозяйства; предприятияатомного и энергетического машиностроения; предприятия рыбопромысловой промышленности;зверосовхозы; государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие всостав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся введении центральных органов исполнительной власти Российской Федерации;учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта (кроменаходящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, атакже относящихся к муниципальной собственности); научно-исследовательские,проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а вслучае нахождения их в составе научно-производственных объединений — и этиобъединения; предприятия автомобильного транспорта (кроме объектов городскогопассажирского транспорта); предприятия по строительству и эксплуатацииводохозяйственных систем и сооружений; предприятия телевидения и радиовещания,полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфныеагентства, находящиеся в ведении Министерства печати и информации РФ; средниеспециальные и профессиональные учебные заведения; предприятияобщереспубликанского значения в строительстве, производстве строительныхматериалов и конструкций; оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство,холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение;предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций.
Статусземли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяетсяпо взаимной договоренности федеральных органов государственной властиРоссийской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Вфедеральной собственности находятся земельные участки и иные природные объекты,предназначенные для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации,других федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил,пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации.
Конституционно-правовойстатус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной икредитной системы.
Денежнаясистема Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу,порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежногообращения. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 „О Центральномбанке РФ (Банке России)“, официальной денежной единицей (валютой)Российской Федерации является рубль. Введение на ее территории других денежныхединиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Эмиссияналичных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территорииРоссийской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличныеденьги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) иметаллической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствамиБанка России и обеспечиваются всеми его активами. Подделка и незаконноеизготовление банкнот и монет преследуются по закону.
Организацияденежного обращения возлагается на Центральный банк России, который планируетобъем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервныхфондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег,устанавливает признаки платежности денежных знаков и порядок заменыповрежденных банкнот и монет, а также их уничтожение; определяет порядокведения кассовых операций в Российской Федерации.
Расчетына территории Российской Федерации осуществляются в валюте РоссийскойФедерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актамиРоссийской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте натерритории Российской Федерации определяются Центральным банком России всоответствии с ее законодательством.
ВРоссийской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитныхрасчетов.
К числунаиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерацииотносится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защитусуверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
РоссийскаяФедерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает ипроводит оборонную политику Федерации.
/>/>/>/>/>/>Существенным элементом конституционно-правовогостатуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ст.68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей еетерритории является русский язык.В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон „О языках народов РСФСР“, 1 июня 2005г. Федеральный закон „Огосударственном языке Российской Федерации“, согласно которым русский языкявляется основным средством межнационального общения народов РоссийскойФедерации.
Вместе стем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие игосударственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всемнародам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родногоязыка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания,интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения иразвития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языковнародов Российской Федерации; особую заботу и внимание к языкам малочисленныхнародов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных инационально-территориальных образований; желательность овладения языкоммежнационального общения и другими языками народов Российской Федерации,проживающих на одной территории.
К числуосновных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерацииотносится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуякоторое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации вцелом, так и интересы каждого ее субъекта.
РоссийскаяФедерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью:она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения,участвует в работе международных организаций, системах коллективнойбезопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.
Проводяединую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважаетгосударственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемоеправо на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренниедела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ отприменения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления,принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая праванациональных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другиеобщепризнанные принципы и нормы международного права.
Приоритетнымидля Российской Федерации являются отношения с бывшими союзными республикамиСоюза ССР, и в первую очередь с участниками Содружества Независимых Государств.
РоссийскаяФедерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.
Важнымкомпонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственныесимволы — Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, вкоторых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РоссийскойФедерации, — а также ее столица — город Москва.
СогласноКонституции РФ (ст. 70), государственные флаг, герб и гимн РоссийскойФедерации, их описание и порядок официального использования устанавливаютсяфедеральным конституционным законом.
Всоответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. „О Государственном флаге Российской Федерации“ Государственный флаг РоссийскойФедерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликихгоризонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красногоцвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Государственныйфлаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях:
АдминистрацииПрезидента Российской Федерации;
СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации;
ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации;
ПравительстваРоссийской Федерации;
КонституционногоСуда Российской Федерации;
ВерховногоСуда Российской Федерации;
ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации;
Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации;
/>/>/>/>/>/>/>Центрального банка РоссийскойФедерации;
Счетнойпалаты Российской Федерации;
резиденцииУполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации.
Государственныйфлаг Российской Федерации поднят постоянно (один или вместе с соответствующимифлагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденцияхполномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральныхокругах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Государственный»флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается намачтах, флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений,предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а такжена жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.
Государственныйфлаг Российской Федерации поднимается на:
зданияхдипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций главдипломатических представительств и консульских учреждений, когда это связано сисполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иныхофициальных представительств Российской Федерации за пределами РоссийскойФедерации, в том числе официальных представительств Российской Федерации примеждународных организациях, — в соответствии с нормами международного права,правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;
судах,внесенных в один из реестров судов Российской Федерации, — в качестве кормовогофлага;
буксирныхсудах, ведущих другие суда или плоты, — на носовом флагштоке или гафеле. Судно,плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства,должно при плавании во внутренних водах Российской Федерации либо во времястоянки в порту Российской Федерации в дополнении к своему флагу поднимать инести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственныйфлаг Российской Федерации;
судах,зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных впользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтованиясудна без экипажа (бербоут-чартеру), которыми в соответствии с Кодексомторгового мореплавания Российской Федерации временно предоставлено правоплавания под Государственным флагом Российской Федерации;
военныхкораблях и судах — в соответствии с Корабельным уставом;
вспомогательныхсудах Военно-Морского Флота, используемых как российские суда загранплаваниядля выполнения работ за пределами Российской Федерации, — в качестве кормовогофлага.
Государственныйфлаг Российской Федерации установлен постоянно:
в залахзаседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации, в залах судебных заседаний;
врабочем кабинете Президента РФ, в иных помещениях, предназначенных дляпроведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента РФ, врабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ,Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ПредседателяПравительства РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, полномочныхпредставителей Президента РФ в федеральных округах, ПредседателяКонституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя ВысшегоАрбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центральногобанка РФ, Председателя Счетной палаты РФ,/Уполномоченного по правам человека вРФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей органовгосударственной власти субъектов РФ, глав муниципальных образований, главдипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальныхпредставительств РФ за пределами Российской Федерации, в том числе официальныхпредставительств РФ при международных организациях.
Государственныйфлаг Российской Федерации размещается на транспортных средствах Президента РФ,Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной Думы, ПредседателяПравительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций,глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иныхофициальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, в том числеофициальных представительств РФ при международных организациях.
/>/>/>/>/>/>/>Государственный флаг РФ поднимается (устанавливается)во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимыхфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Государственныйфлаг РФ может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий,проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями иорганизациями независимо от форм собственности, а также во время семейныхторжеств.
Государственныйфлаг РФ ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей иотдельных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск ивоинских формирований. Ритуал подъема Государственного флага РФ в воинскихчастях и отдельных подразделениях устанавливается Президентом РФ.
В днитраура в верхней части древка Государственного флага РФ крепится черная лента,длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг РФ, поднятый намачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).
Во времятраурных церемоний, предусматривающих отдание воинских почестей умершему(погибшему) гражданину Российской Федерации, гроб с телом покойного накрываетсяполотнищем Государственного флага РФ. Перед погребением полотнищеГосударственного флага РФ сворачивается и передается родным (близким)покойного.
Флагисубъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественныхобъединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от формсобственности не могут быть идентичны Государственному флагу РФ.
Государственныйфлаг РФ не может использоваться в качестве геральдической основы флаговсубъектов Российской Федерации. муниципальных образований, общественныхобъединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от формсобственности.
Приодновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и флага субъектаРФ, муниципального образования, общественного объединения, либо предприятия,учреждения или организации Государственный флаг РФ располагается с левойстороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме(размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг РФ располагается вцентре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) — левеецентра.
Приодновременном подъеме (размещении) Государственного флага РФ и других флаговразмер флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединениялибо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственногофлага РФ, а высота подъема Государственного флага РФ не может быть меньшеподъема других флагов.
ИзображениеГосударственного флага РФ наносится на воздушные суда Российской Федерации,зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, навоенно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределыРоссийской Федерации, а также на космические аппараты, запускаемые РоссийскойФедерацией, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
ИзображениеГосударственного флага РФ используется в качестве бортового отличительногознака кораблей, катеров и судов Пограничной службы Российской Федерации, атакже в качестве знака государственной принадлежности скоростных судов,внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации или судовойреестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выданы судовойпатент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет.
ИзображениеГосударственного флага РФ может быть использовано в качестве элемента илигеральдической основы государственных наград Российской Федерации, а такжегеральдических знаков — эмблем и флагов федеральных органов исполнительнойвласти.
ИспользованиеГосударственного флага РФ с нарушением Федерального конституционного закона, атакже надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влечет засобой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Всоответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб РоссийскойФедерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами,заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом,поднявшим вверх распущенные крылья. Орел />/>/>/>/>/>/>/>увенчан двумя малыми коронами и — над ними — однойбольшой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой —держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще насеребряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь ипопранного конем дракона.
ВоспроизведениеГосударственного герба РФ допускается без геральдического щита, а также водноцветном варианте.
Государственныйгерб РФ воспроизводится на бланках органов государственной власти РоссийскойФедерации, дипломатических представительств, консульских учреждений и иныхофициальных представительств РФ за пределами Российской Федерации, надокументах, удостоверяющих личность гражданина РФ, а также на иных документахобщегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственнойвласти.
Государственныйгерб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иныхгосударственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организацийи учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельнымигосударственно-властными полномочиями.
Государственныйгерб РФ помещается:
нафасаде здания официальной резиденции Президента РФ;
нафасадах зданий Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства,Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ,дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальныхпредставительств РФ за пределами Российской Федерации;
врабочем кабинете Президента РФ;
в залахзаседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства,Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и другихфедеральных судов;
врабочих кабинетах Председателя Совета Федерации, Председателя ГосударственнойДумы, Председателя Правительства, Руководителя Администрации Президента,полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, ПредседателяКонституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя ВысшегоАрбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка,Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, ПредседателяЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителейфедеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, атакже руководителей органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств,консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за пределамиРоссийской Федерации, в том числе официальных представительств РФ примеждународных организациях.
Государственныйгерб Российской Федерации помещается на пограничных знаках (основныхпограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
на штандарте(флаге) Президента РФ;
набоевых знаменах воинских частей;
назнаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых ПрезидентомРФ;
навоенных кораблях. 1 и 2 ранга — в порядке, установленном Президентом РФ;
Государственныйгерб Российской Федерации может помещаться на:
—денежных знаках;
—государственныхнаградах Российской Федерации и документах к ним;
—знаках отличия заокончание высших государственных образовательных учреждений профессиональногообразования.
Допускаетсяразмещение Государственного герба РФ на знаках различия и форменной одежде,установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, атакже использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков— эмблем Федеральных органов исполнительной власти.
Гербы(геральдические знаки) субъектов РФ, муниципальных образований, общественныхобъединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от формсобственности не могут быть идентичны Государственному гербу РФ.
Государственныйгерб РФ не может быть использован в качестве геральдической основы гербов(геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.
Приодновременном размещении Государственного герба РФ и герба (геральдическогознака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественногообъединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный гербРФ располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), еслистоять к ним лицом; при одновременном раз/>/>/>мещении нечетного числа гербов(геральдических знаков) Государственный герб РФ располагается в центре, а приразмещении четного числа гербов (но более двух) — левее центра.
Приодновременном размещении Государственного герба РФ и других гербов(геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъектаРоссийской Федерации, муниципального образования, общественного объединениялибо предприятия, учреждения или организации не может превышать размерГосударственного герба РФ, при этом Государственный герб РФ не может бытьразмещен ниже других гербов (геральдических знаков).
ИспользованиеГосударственного герба РФ с нарушением Федерального конституционного закона, атакже надругательство над Государственным гербом РФ влечет за собойответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Всоответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» Государственный гимн РоссийскойФедерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое вслучаях, предусмотренных федеральным конституционным законом.
Государственныйгимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо иномвокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средствазвуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственныйгимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальнойредакцией и текстом. Автором музыки является А.В. Александров. Слова гимнанаписаны СВ. Михалковым.
Государственныйгимн Российской Федерации исполняется:
привступлении в должность Президента РФ — после принесения им присяги;
привступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;
приоткрытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной ДумыФедерального Собрания РФ;
во времяофициальной церемонии подъема Государственного флага РФ и других официальныхцеремоний;
во времяцеремоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальнымивизитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств,официальных представителей иностранных государств, а также главмежгосударственных и межправительственных организаций — в соответствии сдипломатическим протоколом;
во времяпроведения воинских ритуалов — в соответствии с общевоинскими уставамиВооруженных Сил РФ.
Государственныйгимн РФ может исполняться:
приоткрытии памятников и памятных знаков;
приоткрытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственнымпраздникам Российской Федерации;
во времяиных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органамиместного самоуправления, а также государственными и негосударственнымиорганизациями.
Государственныйгимн РФ транслируется государственными телевизионными и радиовещательнымикомпаниями:
ежедневно— перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6часов и в 24 часа по местному времени;
вновогоднюю ночь — после трансляции боя часов на Спасской башне МосковскогоКремля в 24 часа по местному времени.
Припроведении официальных мероприятий на территории иностранных государствисполнение Государственного гимна РФ осуществляется в соответствии с правилами,установленными Министерством иностранных дел РФ, с учетом традиций страныпребывания.
Государственныйгимн РФ исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивныхсоревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами — всоответствии с правилами проведения этих соревнований.
Приофициальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают егостоя, мужчины — без головных уборов.
Вслучае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятиемГосударственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Исполнениеи использование Государственного гимна РФ с нарушением федеральногоконституционного закона, а также надругательство над Государственным гимном РФвлечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
РоссийскаяФедерация имеет свою столицу. Согласно Конституции РФ (ст. 70), столицейРоссийской Федерации является />/>город Москва. Статус столицы установлен ЗакономРоссийской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».
СтолицаРоссийской Федерации — место нахождения федеральных органов государственной властиРоссийской Федерации, представительств республик в составе РФ, автономнойобласти, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а такжедипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Территориейстолицы Российской Федерации является территория города Москвы.
Конституционно-правовойстатус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение такжев закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемыхорганами ее государственной власти.
Конституциязакрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации(ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).
В сферегосударственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации,относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а такжеконтроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РоссийскойФедерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальныхменьшинств.
РоссийскаяФедерация устанавливает систему федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Онаформирует федеральные органы государственной власти.
Висключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство;прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительноезаконодательство; амнистия и помилование; гражданское,гражданско-процессуальное и арбит-ражно-процессуальное законодательство;правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионноеправо.
РоссийскаяФедерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации.В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба,установление основ федеральной политики и федеральных программ в областигосударственного и национального развития РФ.
В сфереэкономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении РоссийскойФедерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею;установление основ федеральной политики и федеральных программ в областиэкономического, экологического, социального, культурного развития РФ.
РоссийскаяФедерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым,валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. РоссийскаяФедерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведениинаходятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
РоссийскаяФедерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральныеэнергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность вкосмосе.
Кпредметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологическая служба,стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия икартография; наименования географических объектов; официальный статистический ибухгалтерский учет.
В сферевнешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведениюподлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договорыРФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.
/>/>К ведению Российской Федерацииотносятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определениепорядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другоговоенного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств ипорядок их использования.
НаРоссийскую Федерацию возложены определение статуса и защита государственнойграницы, территориального моря, воздушного пространства, исключительнойэкономической зоны и континентального шельфа РФ.
Вседругие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно сее субъектами.
Попредметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционныезаконы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Попредметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаютсяфедеральные законы.
СогласноКонституции РФ (ст. 78), федеральные органы исполнительной власти дляосуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы иназначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительнойвласти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это непротиворечит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению сфедеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществлениечасти своих полномочий.
Федеральныеконституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы,законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,договоры, соглашения не могут передавать, исключать, иным образом перераспределятьустановленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметысовместного ведения.
Не могутбыть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иныенормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, еслипринятие (заключение) таких актов ведет к изменению конституционно-правовогостатуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав исвобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РоссийскойФедерации и единства системы государственной власти в РФ.
Повопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы)правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий междуфедеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, атакже федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральныхорганов государственной власти. Проекты федеральных законов по предметамсовместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации.
Допринятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместноговедения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросамсобственное правовое регулирование. После принятия соответствующегофедерального закона законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФприводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Объемполномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями оперераспределении полномочий между ними.
Всоответствии с Федеральным законом «О принципах и порядке разграниченияпредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»(ст. 14) договор может быть заключен: при прямом указании в федеральном законепо предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данномупредмету совместного ведения; при отсутствии федерального закона по предметусовместного ведения — с условием приведения указанного договора в соответствиес федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятиятакого федерального закона. Договор может конкретизировать предметы совместноговедения с учетом политических, экономических, социальных, географических,этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Соглашениеможет быть заключено на основании федерального закона по предметам совместноговедения или договора.
КонституцияРоссийской Федерации устанавливает также (ст. 79), что Российская Федерацияможет участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своихполномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечетограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основамконституционного строя Российской Федерации.
Заключение
Принципфедерализма жизненно важен для интеграции Российского государства,отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов:экономическим, национальным, историческим, социально-политическим,идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованнойэкономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимостьмногих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван статьтвердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России наоснове общероссийского согласия. В многонациональной России федерализмспособствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправияи самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другойстороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следуетподчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных сзакреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализмв его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеямсамоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересамрегионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализмоснован на демократических принципах, на устоях правового государства, если ондействительно гуманистичен, то тогда наибо/>лее полнопроявляются его достоинства: общий крупный рынок, />свободноедвижение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; болееблагоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования,культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализмапроявляются не автоматически.
Судьбыроссийского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Оченьважно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных вКонституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью иподвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобыбыли установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождениюунитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерациидолжны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системеуправления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал впротивостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствуетвесь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и еераспад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямоведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав исвобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытаниявременем, а главное, улучшить жизнь людей.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М.: Юрайт, 19982. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями от 7 марта2005 г.) // СЗРФ. 2000. № 52 (часть I).Ст. 5020.3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52 (часть I). Ст. 5021.4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями от 22 марта 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52 (часть I). Ст. 5022;2001. № 13. Ст. 1139.
5. Федеральный законот 1 июня 2005г.N53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»// Парламентская газета от 7 июня 2005 г. N 100.
6. Федеральный законот 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2871.
7. Федеральный законот 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (сизменениями от 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 2.
8. Федеральный законот 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе РоссийскойФедерации» (с изменениями от 4 ноября 2006 г.) // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4694; 1999. № 7. Ст. 879.
9. Закон РФ от 25октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (сизменениями от декабря 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР иВерховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3804.
10. Закон РФ от 15апреля 1993 г. N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (сизменениями от 26 июня 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатовРоссийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст.683; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863.11. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 26 июня 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. N” 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст.3805, 3831; 1999. N° 23. Ст. 2808..12. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 мая 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1995. №7. Ст. 496.13. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I «О реабилитации репрессированных народов» (с изменениями от 1 июля 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №18. Ст. 572.
14. УказПрезидента РФ от 6 ноября 1993 г. N 1847 «О включении отдельных объектов вГосударственный свод особо ценных объектов культурного наследия народовРоссийской Федерации» // Собрание актов Президента и ПравительстваРоссийской Федерации. 1993. № 45. Ст. 4334.
15. Декларацияот 25 октября 1991 г. N 1808/I-I «О языках народов России» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №50. Ст. 1742.
16. «Декларацияправ трудящегося и эксплуатируемого народа» от 13 января 1918 г // СУ РСФСР. 1918. №15. Ст. 215.
17. ПостановлениеВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственнойсобственности в Российской Федерации на федеральную собственность,государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы иСанкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями от 21 июля 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №3. Ст. 89.
Научная и учебная литература
18. АбдулатиповР.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в историиРоссии. Кн. 1 – 3. М., 2005.
19. Баглай М.В.,Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич.вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2004.
20. КарапетянЛ.М. Федеративноегосударство и правовой статус народов. М., 2007.
21. КонституцияРоссийской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина,Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. — М.: Юрид. лит., 2007.
22. ЛысенкоВ. Развитиефедеративных отношений и современной России. М., 2005.
23. Основыгосударства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 2006.
24. Общая теорияправа и государства: Учебник для юридич. вузов / Под ред. В.В.Лазарева. — М.:Юрист, 2005.
25. Федерализм.Энциклопедический словарь. М., 2000.
26. Федеративныйдоговор: Документы, Комментарий / Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев, Б.С.Крылов идр.;— М.: Республика, 2004.
27. Чистяков ОМ. Становление Российской Федерации(1917— 1922). М., 1966. С. 107—110, 123—126.