Регулирование рынка жилья

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ1. Значение и особенности рынка жилья2. Регулирование рынка жилья: характеристика методов3. Проблемы регулирования Российского рынка жильяЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Наличие возможности улучшения жилищных условий – важный показательповышения благосостояния населения, предпосылка социальной и экономическойстабильности государства. Поэтому решение жилищной проблемы граждан являетсяодним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Жилищная проблема является одной из самых острых социальныхпроблем больших городов. Например, в Москве 24% горожан до сих пор проживает вкоммунальных квартирах, 27% в общежитиях, 20% жилого фонда составляют домадореволюционной постройки, большая часть которой нуждается в капитальномремонте.[1]
Таким образом, значение жилищной сферы трудно недооценить дляэкономики страны. Основной задачей государственной жилищной политики являетсясоздание необходимых условий для эффективной реализации возможностей граждан поулучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечениижильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно.Следовательно, как мы видим, вопросы регулирования рынка жилья, призванныерешать жилищную проблему населения, являются актуальными для нашей страны.
Целью данного исследования является рассмотрение аспектоврегулирования рынка жилья в России. Среди задач работы можно выделить:
· Обозначение ролирынка жилья и его особенностей;
· Обозначениеметодов осуществления регулирования рынка жилья в России и их характеристика;
· Проблемныевопросы регулирования рынка жилья.
1.Значение и особенности рынка жилья
Жилье по своей экономической природе одновременно являетсяпотребительским благом длительного пользования, а также инвестиционным товаром.При этом жилье является специфическим товаром, имеющим ряд особенностей,отличающих его от других товаров:[2]
· жилью свойственны черты, как частного, так и общественноготовара на уровне отдельной квартиры – это частный товар, но уже как жилое строениеоно становится объектом инфраструктуры, то есть общественным товаром;
· жилье является товаром, стимулирующим труд и сбережения,так как получение жилья может быть более действенным стимулом к труду, чем заработнаяплата, к тому же для покупки жилья требуется довольно большая сумма денег,которую можно получить только в результате накопления;
· жилье выступает не просто как потребительское благо, этоодно из условий жизнедеятельности людей, элемент сферы семейных отношений;
· жилье самый долговечный из всех товаров, следовательно,обеспечивает условия существования и развития не одного поколения людей;
· одной из важных характеристик жилья является его иммобильность,то есть оно привязано к определенному местоположению и не может быть перемещено.
· особенностью жилья является то, что потребность в жильепрактически безгранична. Это подразумевает возникновение новой потребности вжилье, то есть потребности в улучшении имеющихся жилищных условий, при ростесемьи, повышении ее благосостояния и т.д.
Согласно исследованиям[3], на сегодняшний деньболее 40% населения России живет в жилье, не отвечающем современным требованиямблагоустройства и комфортности. Около 3,1 млн. семей (6,4% населения страны) принятыорганами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях. По данным социологических опросов, в настоящее время неудовлетворены своими жилищными условиями более 60% семей страны. При этомфактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и ценна жилье могут не более 20% граждан Российской Федерации.
Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить своипотребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному игармоничному развитию личности, снижает демографическую активность населения,обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит кзамедлению экономического развития страны.
Рынок жилья в целом относится к рынку товаров и услуг. Однакоон организован таким образом, что одновременно представляет собой два отдельныхрынка: рынок жилищного фонда и рынок жилищных услуг.[4]Эти рынки взаимодействуют между собой, но зависят от разных переменных,тенденции движения цен на них зачастую имеют разнонаправленный характер, однакооба этих рынка не могут существовать друг без друга.
Рассматривая жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений,находящихся на территории РФ, Жилищный Кодекс РФ ввел следующую его градацию:[5]
1. В зависимости отформы собственности жилищный фонд подразделяется на:
· частный жилищныйфонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и всобственности юридических лиц;
· государственныйжилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на правесобственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на правесобственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);
· муниципальныйжилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на правесобственности муниципальным образованиям;
2. В зависимости отцелей использования жилищный фонд подразделяется на:
· жилищный фондсоциального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорамсоциального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
· специализированныйжилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорийграждан и предоставляемых жилых помещений государственного и муниципального жилищныхфондов;
· индивидуальныйжилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которыеиспользуются гражданами собственниками таких помещений для своего проживания,проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условияхбезвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками такихпомещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
· жилищный фондкоммерческого использования – совокупность жилых помещений, которыеиспользуются собственниками таких помещений для проживания граждан на условияхвозмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставленысобственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. 
2. Регулированиерынка жилья: характеристика методов
Существует подход, согласно которому выделяют два видагосударственного регулирования жилья: прямое и косвенное, каждый из которых содержитопределенный набор инструментов.[6]
Косвенные методы состоят в изменениях в налоговой системе,системе ценообразования и других институтов государственного регулирования.Среди них выделяют:[7]
· Налоговоерегулирование;
· Ценообразование;
· Приоритеты жилья,участков, ресурсов, льгот.
Косвенные методы могут служить эффективной мерой посдерживанию роста цен на жилье.[8] Во-первых, можнозначительно увеличить налог на жилье (до 10-20 % в год) для физических лиц вслучае превышения нормы в размере 60-80 м2 на одного человека. Указанная мерабудет способствовать снижению привлекательности жилой недвижимости как объектаинвестирования. Во-вторых, можно запретить приобретение жилой недвижимостиюридическими лицами, а также свести до минимума перевод помещений из жилогофонда в нежилой. Удаление с рынка жилой недвижимости юридических лицзначительно уменьшит спрос на жилье, следствием чего станет снижение цен.В-третьих, можно ввести экспортные пошлины при приобретении жилья нерезидентамив «проблемных» регионах, в первую очередь в Москве, Московской области иСанкт-Петербурге. Размер таких пошлин должен составлять не менее 50-100 %.
В настоящее время механизм регулирования рынка жильясмещается в большей мере в сторону управления инвестиционными потоками. Насмену инвестициям в перепродажу приобретенных объектов для получения единовременнойи, зачастую, незначительной прибыли приходят крупные, долговременныеинвестиционные проекты, направленные на получение постоянных денежныхпоступлений.
Остальное жилье строится исключительно на деньги заказчиков,то есть конкретных покупателей, по мере строительства вносящих свои взносы.Подобным образом строится и как достаточно ординарное, так и элитное и полуэлитноежилье, которое в большей степени преобладает.
Что касается механизма регулирования инвестиционных потоков вцелях формирования рынка жилья в городах областного подчинения и сельскойместности, то роль его достаточно ограничена, так как строительство в них ведетсялишь выборочно, причем в очень малых объемах.
Основным инструментом прямого регулирования рынка жильяявляется законодательно-нормативная база (правовое регулирование).
Реализация права на жилище закреплена в Конституции РФ 1993г. Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместномведении РФ и субъектов РФ.
Основным источником законодательства, регулирующегореализацию жилищных прав граждан, является Жилищный кодекс РФ. По юридическойсиле он занимает второе место после Конституции РФ и фактически являетсяфундаментом всего жилищного законодательства РФ.
Наряду с положениями Кодекса в регулировании жилищныхотношений особое место занимают федеральные законы, принятые в соответствии с Кодексоми не противоречащие ему.[9] Например, Закон РФ от4.07.1991 № 1541-1-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О приватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации», Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральнойжилищной политики», утративший силу с принятием Жилищного Кодекса РФ.
На современном этапе реформирования жилищной сферы в Россииосновная задача государственной жилищной политики – разработка механизмовповышения доступности жилья для различных категорий населения. В настоящеевремя осуществляется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортноежилье – гражданам России». Основным инструментом его реализации служитфедеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденнаяпостановлением Правительства от 31 декабря 2005 г. № 865. Основной цельюПрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивомуфункционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жильядля граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Законы, ставшие платформой для реализации Программы, в целомнаправлены, с одной стороны, на увеличение объемов жилищного строительства, сдругой – на расширение платежеспособного спроса населения. Среди них, вчастности:
· Федеральный законот 30.12.2004 № 214-ФЗ «О долевом участии в строительстве объектов недвижимости»,направленный на защиту прав граждан, вкладывающих средства в строительствожилья, на основании и в порядке защиты прав потребителей;
· Федеральный законот 30.12..2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;
· Федеральный законот 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организацийкоммунального комплекса»;
· Федеральный законот 30.12.2004 № 207-ФЗ «Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности пооказанию коммунальных услуг».
Новый Жилищный кодекс от 29.12.2004 № 188-ФЗ обеспечивает поддержкучастной собственности и социальные гарантии для тех, кто не способен оплачиватьжилье. Кодекс вводит понятие социального найма, который дает возможность людямпереезжать в те места, где они смогут достойно трудиться и жить,предусматривает создание маневренного фонда для переселения граждан, сохраняетдоговор найма специализированного жилого помещения (служебное жилье, жилоепомещение в общежитии) в случае смены его собственника (владельца), закрепляетисключительное право на создание и предоставление жилищного фонда социальногоиспользования только за государством и муниципалитетами, то есть за публичнойвластью.
Среди законов, ориентированных на увеличение строительства,основным является Градостроительный кодекс от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Он направленна снижение существующих административных барьеров при строительстве, наустановление прозрачных процедур землепользования и застройки.
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционнойдеятельности» требует доработки для обеспечения большей детализацииособенностей осуществления инвестиций в разных отраслях, в частности, в жилищномстроительстве и ипотеке, поскольку законодательными актами определены порядокучастия в ипотеке и права на обеспечение граждан жилищем с учетом категорийльготников, но не известны механизмы финансового обеспечения таких затрат.
Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке»разрешил многие вопросы, связанные с ипотекой жилой недвижимости, но одновременносоздал новые проблемы. Одной из таких проблем является статус закладных ипорядок их обращения на рынке ценных бумаг, другой – отсутствие четкогомеханизма обращения взыскания на заложенное имущество.
Развитию рынка жилья и ипотеки содействовали Федеральный законот 11.06.1998 № 97700253-2-ФЗ (ред. от 24.05.2005) «О риэлтерской деятельностив РФ», Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 05.01.2006) «Обоценочной деятельности» и законы о страховой деятельности, создавшие базу длястраховой защиты ипотеки.
Дальнейшее совершенствование этих аспектов законодательствасвязано с совершенствованием механизмов лицензирования оценочной и страховойдеятельности.[10]
Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним» предусматривают обязательную государственнуюрегистрацию недвижимости. Регистрации подлежат: право собственности, правохозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненногонаследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека сервитуты, атакже иные права.
Новый Земельный кодекс от 25.10.2001 № 136-ФЗ направлен наустранение административных барьеров при оформлении земельного участка подзастройку. Согласно изменениям этого документа, земельные участки под жилищноестроительство предоставляются только на открытых аукционах.
К нормативно-правовым актам, регламентирующих жилищное строительствоотносят Федеральный закон от 19.06.1995 № 89-ФЗ «О стандартизации», определяющийчетыре основные вида нормативных документов: государственные стандарты (ГОСТ),отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), стандартынаучно-технических обществ (СТО). К федеральным нормативным документамотносятся строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, своды правил попроектированию и строительству (СП) и руководящие документы системы (РДС). Длясубъектов РФ введен новый нормативный документ – территориальные строительныенормы (ТСН), а СТП и СТО относят к производственно-отраслевым нормативнымдокументам.
В развитие законов о формировании системы ипотечногокредитования разработана Инструкция Минюста России о порядке государственнойрегистрации ипотеки жилого помещения, возникающей в силу закона или договора, атакже о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом правтребования по ипотечным кредитам. Центральный Банк РФ разработал и утвердилизменения в Инструкцию Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а «О порядкеформирования и использования резерва на возможные потери по ссудам».
Кроме этого, к документам законодательной базы РФ в частиипотеки можно отнести: Письмо Госкомитета РФ по строительству ижилищно-коммунальному комплексу «О развитии системы ипотечного жилищногокредитования» от 9 августа 1999 г. №СК-2725/19, Постановление Правительства РФ «Омерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в РоссийскойФедерации» от 11 января 2000 г. №28, Концепция развития системы ипотечногожилищного кредитования в Российской Федерации (одобрена ПостановлениемПравительства РФ от 11 января 2000г. № 28), Постановление Правительства «Осоздании Агентства по Ипотечному Жилищному Кредитованию».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в РФ» создан орган(жилищная инспекция), осуществляющий контроль за обеспечением прав и законныхинтересов граждан и государства при предоставлении населению ЖКУ, отвечающихтребованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностьюжилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирномдоме независимо от их принадлежности. 3. Проблемырегулирования Российского рынка жилья
В настоящее время 77 % жилищного фонда в стране находится вчастной собственности, и преобладающая доля населения ориентируется именно напокупку жилья (49,3% домохозяйств хотели бы улучшить жилищные условия путемприобретения (строительства) жилья на рынке, в том числе с частичнойгосударственной поддержкой).[11]
Для удовлетворения потребностей страны объемы строительствадолжны существенно превышать предусмотренные федеральной целевой программой «Жилище»– 80 млн. м² в текущем 2010 году. По международным нормам, годовой объемстроительства жилой недвижимости должен держаться на уровне 1 м² начеловека (даже в Китае при численности населения в 1,3 млрд. человек объемстроительства по результатам 2009 года составил 1,3 млрд. м²).Соответственно, Россия должна строить как минимум 145 млн. м² в год – тоесть почти в 2 раза больше, чем сейчас.
Ипотечное кредитование наиболее активно развивается врегионах с высокими доходами населения, которые в сочетании с ограниченнымиобъемами предложения качественного жилья и определяют рыночные цены.
Объем ввода жилья в России в расчете на 1 млн. руб. реальныхдоходов населения (в ценах 2008 г.) составил в 2009 году 3,7 м² против 4,7м² в 1999 г. Уменьшение значения этого показателя свидетельствует о ростенеудовлетворенного платежеспособного спроса на жилье, так как объемыстроительства не соответствуют растущим финансовым возможностям населения. Эгоявляется одним из факторов роста цен на жилье и способствует снижению уровняего доступности.
В 2009 году общий объем жилищного фонда России составил 2,996млрд. м² (это примерно 20 млн. строений), а средняя обеспеченность гражданжильем – 21,3 м² на человека.
Огромной проблемой остается высокий уровень износакоммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60% – из общего количествааварий на водопроводных и канализационных сетях 53% происходят из-за их ветхости.[12]Высокий износ мощностей предприятий ЖКХ определяет растущий трендэксплуатационных затрат. Ныне они практически в полном объеме ложатся насобственников и съемщиков жилья. Таким образом, большинство граждан Россиивынуждены все больше расходовать на оплату коммунальных услуг и содержаниежилья, имея при этом реальную перспективу вывода его из эксплуатации вближайшие 10-20 лет.
В советский период государство финансировало не толькостроительство жилья, но и его эксплуатацию. Из-за кардинального сокращенияфинансирования жилищной сферы в период рыночных реформ сроки ремонта откладывались.В результате масштабы износа сегодня оцениваются на уровне 50-70% жилищногофонда, а объемы ветхого и аварийного жилья достигли 3,1%. По официальнымданным, в ветхом и аварийном фонде проживают около 2 млн. человек. Тенденцияувеличения доли жилья, непригодного для проживания, уже в ближайшее время можетприобрести угрожающие масштабы, когда критическим станет уровень износа зданий,возведенных в первое десятилетие массового строительства.
Важнейшими проблемами, сдерживающими формирование рынка доступногожилья, остаются:[13]
· дефицитплатежеспособного спроса населения;
· высокие кредитныеставки;
· административныебарьеры, неурегулированные законодательством взаимоотношения между органамиисполнительной власти, застройщиками и строителями (например, на оформлениеплощадок в некоторых регионах требуется около двух лет и порядка 200 подписей);
· недостаточныеобъемы строительства жилья, а значит, низкий уровень предложения;
· качество жилищныхи коммунальных услуг остается очень низким, а уровень износа коммунальнойинфраструктуры – высоким;
· неразвитостьинститутов жилищного кредитования и накопительных схем, высокий уровень рискови издержек;
· монополизациястроительных рынков;
· отставаниеинженерной и транспортной инфраструктуры строительных площадок (при этомудельный вес работ по подключению к инженерной инфраструктуре в стоимости 1 м2составляет 35-40%);
· завышенные ценына продукцию строительного комплекса, зачастую при низком качестве материалов,работ и услуг;
· малый объемфинансирования федеральных и региональных программ;
· социальное жильеи жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется слишкомнизкими темпами;
· дефицит заемных ипривлеченных финансовых средств и неиспользованный в полной мере арсеналгосударственных регулирующих средств воздействия на жилищный сектор экономики идр.
Но в то же время в развитии рынка жилья усилились некоторыеположительные тенденции: происходит постоянный рост доходов населения в денежнойформе, вследствие чего высвобождаются ресурсы для создания сбережений,наблюдается постепенное повышение доступности приобретения жилья, увеличениеобъема выдаваемых ипотечных кредитов, усиливается деятельность государственныхорганов по обеспечению жильем социально уязвимых граждан.
Видимым пробелом российского жилищного законодательстваявляются нерешенные проблемы современного жилищного законодательства в сфересоциального жилья – жилья для малообеспеченных групп населения, не способныхсамостоятельно решить проблему обеспечения своих семей жильем.
Решить данную проблему можно путем создания в системеоказания государственной помощи гражданам единых механизмов расчета размера предоставляемойпомощи, четко разделить категории граждан и формы предоставляемой имгосударственной помощи: ссуды, субсидии, компенсации, льготы и т.д.
Необходимо шире использовать зарубежный опыт и частичнопересмотреть федеральную программу «Доступное жилье» с тем, чтобы включить внее систему поддержки предоставления жилья в аренду и субсидирования аренднойплаты, а также исключение возможности использования господдержки дляинвестирования в жилье и покупки его обеспеченными слоями населенияспособствовали бы уменьшению риска возникновения резких колебаний цен нанедвижимость и, следовательно, повышению доступности жилья для всех гражданстраны.
Другой немаловажной проблемой жилищного законодательства всфере социального жилья является отсутствие законодательных документов, регламентирующихмеханизмы создания жилищного фонда социального использования.
Основным выходом из сложившейся ситуации для России можетбыть возврат в федеральное законодательство дифференциации форм и методовсоздания жилищного фонда социального назначения, а также форм управления им иформ собственности – прямой (например, ТСЖ) и непрямой (жилищные ижилищно-строительные кооперативы), которые почему-то бесследно исчезли изстатей Жилищного кодекса.
Сегодня в России необходимо совершенствовать и жилищнуюполитику, и жилищное законодательство – вводить в сферу строительства и ЖКХнекоммерческие формы жилищных объединений, призванных сделать массовым участиесамих нуждающихся в решении собственных жилищных проблем. Это особенноактуально в отношении жилищных объединений. В связи с этим логично рассмотретьпредложения по формированию и развитию в России некоммерческого жилищного фондас использованием различных форм его предоставления.
Первое. Должна быть законодательно сформулированамногоуровневая система создания, предоставления и управления некоммерческимжильем, в том числе социальным. Кроме государства и муниципалитетовобеспечением нуждающихся граждан социальным жильем должны заниматься некоммерческиеорганизации, стандарты деятельности которых надлежит сформулировать изаконодательно закрепить.
Второе. Законодательно должны быть определены преференциинекоммерческих жилищных объединений, для которых должна быть создана системальгот и преимуществ.
Третье. Целесообразно сформировать в России национальнуюсистему по созданию и управлению некоммерческим жильем.
Четвертое. Создание и деятельность специальныхсервисных служб по обслуживанию жилищных некоммерческих организаций должныстимулироваться.
Пятое. На финансово-жилищном рынке необходимозаконодательно создать систему депозитно-кредитных жилищных банков. Такаясистема была внедрена в большинстве европейских стран одновременно с ипотечнойсистемой, не являясь ее конкурентом.
Шестое. Необходимо принять специальный федеральный закон «Окоммерческих жилищных организациях». Это ключевая идея. В таком законе надопрописать все нюансы для жилищных кооперативов, товариществ, ассоциаций,создаваемых в различных типах застройки: одноэтажной, многоэтажной, дачной.
Также выходом из проблемы по сокращению очереди напредоставление жилья социального использования малоимущими семьями должно статьширокое, законодательно подкрепленное, распространение жилищно-строительныхкооперативов, что даст возможность приобретения жилья очередниками посебестоимости.
Необходима также продуманная и реалистичная политика пооказанию государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительствежилья, что позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи. С этой цельюследует изменить условия реализации программы по обеспечению жильем молодыхсемей, предусмотрев: 1) предоставление молодым семьям льготного банковскогокредита (под 4-5 % годовых) на 15-20 лет; 2) расширение круга лиц, имеющихправо участвовать в программе (изменив, например, возрастной критерий отбора,можно увеличить тем самым число семей – участников программы).
Таким образом, нормативно-правовая база в областирегулирования современного российского рынка жилья имеет ряд недостатков,пробелов и несоответствий и нуждается в серьезной доработке. В связи с этимосновными направлениями совершенствования российского жилищного законодательствадолжны стать: доработка законов, направленных на увеличение объемов жилищногостроительства и расширение платежеспособного спроса населения как решениезадачи по формированию рыночных форм развития жилищных отношений, а такжеобеспечение прозрачности, открытости и гласности деятельности органов власти пообеспечению жильем отдельных категорий граждан, перед которыми государствонесет социальные обязательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,мы показали, что рынок жилья обладает колоссальной значимостью для экономикистраны, а также имеет свои уникальные особенности. Так, объекты жилищного фонда– строения, которые являются товаром или предметом потребления на рынке жилья,долговременны по срокам эксплуатации, немобильны, долговечны, однако быстроморально устаревают, но при этом продолжают иметь высокую стоимость и, в то же время,тесно связаны со стремительно развивающимся рынком новых строительных материалови технологий. Кроме того, в силу своей принадлежности к рынку недвижимостижилищный фонд может выступать объектом залога, а товары других рынков выступитьв таком качестве не могут из-за своей природы движимости.
Средиметодов регулирования рынка жилья выделяют косвенные (экономические) и прямые(нормативно-правовые). В ходе данного исследования была дана характеристикаобеих видов.
Такжеособое внимание было уделено проблемам российского рынка жилья и возможнымпутям их решения.
В своем исследовании автор опирался как на литературуэкономического характера, так и на положения жилищного права.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Жилищный кодексРФ» от 29.12.2004 №188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004).
2. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости:Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008.
3. Долгосрочнаястратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан в РоссийскойФедерации (до 2025 года)
4. Иваницкая И.И. Оценка развития рынка жилья в современной России /И.И. Иваницкая // Вестник Научно-исследовательского центракорпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарскогогосударственного университета. – 2008. – №3. – С. 53-64.
5. Иванов А.Эффективные методы решения жилищной проблемы
6. Косарева Н. Обоценке доступности жилья / Н. Косарев, А. Туманов // Вопросы экономики… –2007. – №7. – С. 118-135.
7. Ларионов В.Н.Методические основы эффективного регулирования рынка жилья / В.Н. Ларионов. –М., 2006.
8. Минц В.О.факторах динамики цен на жилую недвижимость / В.О. Минц Вопросы экономики. –2007. – №2. – С.111-121.
9. Родионова Н.В.Механизмы регулирования рынка жилья / Н.В. Родионова Аудит и финансовый анализ.– 2008. – №4. – С. 270-278.
10.  Рынок жилья в переходной экономике /Под. ред. Е. В. Орешкович. – Киров: ГИПП « Вятка», 2009. – 896 с.
11.  Якупова А.И. Характеристика жилищногозаконодательства РФ / А.И. Якупова // Жилищное право. – 2008. – №4. – С.9-13.