СодержаниеВведение
Глава 1. Роль конкуренции в механизмефункционирования рынка
1.1 Конкуренция: сущность, эволюция, виды
1.2 Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
1.3 Отношение государства кмонополии и конкуренции
Глава 2. Монополия: место и роль нарынке
2.1 Сущность и виды рыночной монополии
2.2 Правила поведения фирм-монополистов
Глава 3. Особенности механизмарегулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение натоварных рынках России
3.1 Дифференциация компонентов механизма регулированияповедения участников рынка
3.2 Государственное правовое регулирование конкуренциии доминирующего положения предприятий на рынке в России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
В нашей стране в 30-е годы ХХ века рынок, какговорится, вырубили «до основания»: было запрещено свободноепредпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетияустановилось полное господство государственного монополизма, который опиралсяна прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополиявыражалась в двух направлениях: государство монополизировало производство ипродажу основной массы товаров; оно выполняло также роль всеохватывающеймонопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например,продукцию колхозов).
После второй мировой войны государственныймонополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах.Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что на пути к рынкуприходится преодолевать ряд важных рубежей, ведущих к образованию рыночнойорганизации национальной экономики.
Один из первых рубежей на пути кконкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионныйотряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесьпредварительным условием является разрушение монополизма государственнойсобственности посредством ее разгосударствления, приватизации и земельнойреформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий измелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитиюрынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферыуслуг.
Опыт всех стран с развитой рыночнойэкономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятыхпроизводством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тембыстрее расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателейусиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены иуменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованностьпредпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производствотоваров и услуг. Другим рубежом на пути к рынку является преобразованиецентрализованной системы планово-распределительных органов, которыеподдерживали строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи.Чтобы наладить нормальные горизонтальные экономические связи междупредпринимателями и привести в движение всю систему рынков (по продаже всехвидов производственных факторов и финансовых средств), надо создать рыночнуюинфраструктуру. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховыхкомпаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместогосударственной системы материально-технического снабжения возникают товарныебиржи. Создаются фондовые биржи — свободные рынки ценных бумаг (акций иоблигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которыепомогают незанятым людям устроиться на работу.
При движении к рынку важно преодолеть ещеодно препятствие: раскрепостить цены от жесткого государственногорегулирования. Такое регулирование на практике, как известно, порождаетскрытую, подавленную инфляцию. При либерализации цен на первых порахцелесообразно достичь наилучшего соотношения свободных, регулируемых и фиксированных(твердо установленных) цен.
Как это ни парадоксально, наша странавсе-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 года. Правда,речь скорее идет о возникновении множества примитивных продовольственных ивещевых рынков, где велась индивидуальная перепродажа отечественных ииностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащийсанитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.
Основной проблемой, по мнению многихотечественных экономистов на сегодняшний день, является проблема полного развитиявсей системы рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полногоразрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однаковзамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, атакже рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынканедвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полноймере воссоздать все звенья развитой рыночной системы. Жизнь доказала:необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение кцивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм изаконов, регулирующих рыночную экономику.
Таким образом, цель данной работы –изучить особенностимеханизма государственного правового регулирования конкуренции предприятий,занимающих доминирующее положение на товарных рынках России.
В первой части работы рассматриваютсятеоретические основы конкуренции, как экономического явления, ее развитие,сущность, виды; проводится сравнительный анализ рынков совершенной инесовершенной конкуренции. Кроме того, в этой главе выделяется такойотрицательный фактор рынка, как монополия.
Во второй части работы проводится изучениемонополии, ее места ироли на рынке, а также правила поведения фирм-монополистов на рынке.
В третьей главе на основании статистических данных запоследние пять лет анализируется положение и роль доминирующих предприятий вразличных отраслях народного хозяйства России, их влияние на состояние отраслии ценовая политика, а также способы государственного регулирования деятельноститаких предприятий.
При написании данной курсовой работы использоваласьлитература отечественных и зарубежных экономистов-теоретиков, статьи впериодических изданиях, нормативно-правовые акты и федеральные законы. Работасодержит материал теоретического и практического исследования, изложенный в 3-хглавах, иллюстрированных таблицами и рисунками; библиографический переченьвключает 26 литературных источников.
Глава 1. Рольконкуренции в механизме функционирования
рынка
1.1Конкуренция: сущность, эволюция, виды
Одним изэлементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Конкуренция- соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодныесферы приложения капитала, за лучшие условия производства, купли-продажитоваров.
Онаобусловливается суверенным правом каждого из субъектов рынка на реализациюсвоего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению ихинтересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересовдругих участников рыночных отношений. Конкуренция порождается объективнымиусловиями: экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью отхозяйственной конъюнктуры [26 с.92-96].
Целькаждого предпринимателя — максимизация прибыли, а следовательно, и расширениемасштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимнойборьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытатоваров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другукак соперники или конкуренты.
Еслипредложение какого-либо товара превышает спрос, то усиливается конкурентнаяборьба между продавцами. Каждый из них, чтобы реализовать свой товар, вынужденснижать цену, что, как правило, ведет к сокращению производства данного товара.Если спрос превышает предложение, то конкурировать друг с другом вынужденыпокупатели. Чтобы приобрести дефицитный товар, они предлагают более высокуюцену. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара[26с.92-96].
Вмарксистской экономической теории конкуренция трактуется как:
— свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частнымитоваропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров;
— как механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.Конкуренция при капитализме — это конкурентный механизм анархичногофункционирования и развития производства.
Зарождениеи возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству.В эпоху капитализма свободной конкуренции существует два основных видаконкурентной борьбы — внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Внутриотраслеваяконкуренция — это конкуренция между производителями, действующими в однойотрасли производства. Функциями внутриотраслевой конкуренции являются:
— превращение индивидуальных стоимостей в общественную, рыночную стоимость;
— она выступает как экономический механизм образования рыночной стоимости имеханизм образования избыточной прибавочной стоимости (сверхприбыль);
— стимулирование научно-технического прогресса.
Межотраслеваяконкуренция — конкуренция между производителями, действующими в различныхотраслях экономики. Функции межотраслевой конкуренции:
— обеспечение таких пропорций распределения капиталов между отраслями, прикоторых равновеликие капиталы, независимо от органического строения и скоростиоборота, приносили бы одинаковую прибыль;
— преобразование норм прибыли в отдельных отраслях в общую, среднюю нормуприбыли, а стоимости товаров — в цену производства;
— деление прибавочной стоимости между различными отраслями, образование общейсредней прибыли для капиталов, применяемых в различных отраслях [16 с.112-126].
Свободнаяконкуренция ведет к развитию процессов концентрации и централизации капиталов иконцентрации производства, а тем самым к образованию монополистическихпредприятий. В современной экономической теории различают понятия «конкурентнаяборьба» и «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельныхфирм на рынке, второе — к рыночным структурам и охватывает все аспекты(параметры) рынка любого товара (количество фирм, свобода вхождения на рынок ивыхода из него, тип продукта, участие фирм в контроле за рыночной ценой ит.п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.
Взависимости от состояния рынка выделяются: свободная («совершенная»)конкуренция и несовершенная конкуренция. По методам осуществления различаютценовую и неценовую конкуренции.
Ценоваяконкуренция — соперничество предпринимателей за извлечение дополнительнойприбыли на основе снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента икачества. Снижение цены теоретически возможно: за счет снижения издержекпроизводства; за счет снижения прибыли. Неценовая конкуренция основана напредложении товаров более высокого качества, дифференциации продуктов, рекламе,стимулировании сбыта, послепродажном обслуживании.
Историческиконкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания методов ценовогосоперничества над неценовыми методами. В современных условиях наблюдаетсяпреобладание неценовых методов над ценовыми. Основу соперничества между фирмамисоставляет борьба за дифференцированный спрос. Выделяют также добросовестную инедобросовестную конкуренции [19 с.214-225].
Недобросовестнаяконкуренция — конкуренция с применением методов конкурентной борьбы, связанныхс нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции: демпинг; установлениедискриминационных цен или коммерческих условий; тайный сговор на торгах исоздание тайных картелей; ложная информации и реклама, вводящая в заблуждение;недобросовестное копирование (имитация) товаров конкурентов; промышленный шпионаж и т.д. Недобросовестная конкуренция запрещена положениямизаконодательства по борьбе с ограниченной деловой практикой, по охране правпотребителей, по контролю за монополиями, гражданским и уголовным кодексами. [26 с.92-96]
Темне менее конкуренция имеет важное значение в экономической жизни общества,стимулируя деятельность хозяйствующих субъектов.
1.2 Рыноксовершенной и несовершенной конкуренции
Рыноксовершенной конкуренции.
Конкурентностьрынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способнывоздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своейпродукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияниена рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считаетсярынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когдаотдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынкедействует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействуетна цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом ипредложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным [26 с. 97-99].
Фирмы,действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собойконкурентной борьбы. Считается, что рыночная структура характеризуетсясовершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия: первое: имеетсямножество покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из нихпроизводит (покупает) малую долю общего рыночного объема. Второе: товар долженбыть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должныбыть одинаковы с точки зрения продавцов. Третье: отсутствуют входные барьеры(условия, затрудняющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать сфирмами, закрепившимися ранее на этом рынке) для вступления в отрасль новогопроизводителя. Четвертое: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы неоказывают влияния на рыночные цены. Пятое: полная информация всех участниковрынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и любомизменении цен любым продавцом. Шестое: рациональное поведение всех участниковрынка, преследующих собственные интересы.
Очевидно,что совершенная конкуренция весьма редка на практике. С чем связано поистинеуникальное значение этого понятия в теории? Дело в том, что совершеннаяконкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционированияэкономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры,причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка вполнеудовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков,например, сельское хозяйство, биржи [26 с. 97-99]. Если какое-либо из условийрынка совершенной конкуренции не выполняется, то имеет место несовершеннаяконкуренция.
Рынокнесовершенной конкуренции.
Выделяюттри модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическаяконкуренция, олигополия.
Чистаямонополия существует, когда одна фирма является единственным производителемпродукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами данноймодели являются следующие:
1. Единственныйпродавец. Чистый монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы.
2. Типпродукта — уникальный, нет близких заменителей. С точки зрения покупателя, этоозначает, что нет приемлемых альтернатив. Он должен купить этот продукт умонополиста или не покупать вообще.
3. Чистыймонополист диктует цену: фирма осуществляет полный контроль над ценой. Причинаэтого в том, что монополист контролирует общий объем предложения. Принисходящей кривой спроса фирма может повысить цену сокращая количествопредложенного продукта.
4. Вступлениев отрасль блокировано, существуют барьеры для вступления в отрасль в видеэффекта масштаба, естественных монополий, легальных барьеров (патента,лицензии), собственности на важнейшие виды сырья, нечестной конкуренции.
Примерамичистых монополий могут быть предприятия коммунального хозяйства, осуществляющиетепло-, газо-, водоснабжение электрические, телефонные компании и др. [26 с.97-99].
Монополистическаяконкуренция подразумевает такую рыночную структуру, при которой относительнобольшое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичнуюпродукцию. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими:признаками:
1. Относительнобольшое число фирм в отрасли (25-70), нет ощущения взаимной зависимости междуними.
2. Отдельнаяфирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет оченьнезначительный контроль над рыночной ценой.
3. Сильнаядифференциация продукта, которая может принимать различные формы.
4. Большоезначение имеет неценовая конкуренция.
5. Легкиеусловия вступления в отрасль.
Производствоодежды, обуви, предприятия бытового обслуживания населения, магазины розничнойторговли — это отрасли которые соответствуют модели монополистическойконкуренции [16с.112-126].
Когданебольшое число фирм господствует на рынке, возникает олигополия, признакамикоторой являются:
1. Относительномалое число фирм (до десяти), каждая из которых обладает значительной долейрынка;
2. Фирмы,находящиеся в таких условиях являются взаимозависимыми, поведение любой из нихоказывает непосредственное воздействие и сама испытывает на себе влияние состороны конкурентов — это уникальное свойство, присущее только данной рыночнойструктуре;
3. Продуктымогут быть однородными или дифференцированными. Примерами олигополии состандартизированным продуктом являются производство стали, алюминия, меди,цемента и т.д. Дифференцированными олигополиями являются отрасли, производящиеавтомобили, моющие средства, сигареты, бытовую технику.
4. Причинами,лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба и другиебарьеры для вступления в отрасль, преимущества слияния.
5. Олигополистыбоятся прибегать к ценовой конкуренции, отсюда их стремление к более или менеенеформальному типу тайного соглашения о цене.
6. Особаяроль принадлежит неценовой конкуренции, т.к. именно через нее определяется долярынка для каждой фирмы [20с.82-89].
1.3 Отношение государства к монополии и конкуренции
Современнаяконкуренция является регулируемой. Конкуренты совместно противостоятмонополизации рынка фирмами, и реализует эту их общую заинтересованность государство.Регулирование конкуренции «центром» подчинено главной задаче — недопущениюмонополизации рынка фирмами. Оно осуществляется с помощью методов:
1)административного (законодательного) регулирования;
2)нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования.
Административноерегулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции,монополистической практике и монополизации экономики путем изданиязаконодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства [3 с.147-151].
В1890 году конгресс США принимает закон Шермана, направленный на защитупромышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Акт Шерманапредусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые рынки, следуетрасформировать, заменив их децентрализованно управляемыми, конкурирующими междусобой предприятиями. На основании этого закона удалось расформировать лишь дватреста — «Стандарт ойл», контролировавший 90% нефтеперегонных заводов, и«Американ Тобакко», на долю которого приходилось 75% рынка табачных изделий.
Нопредотвратить монополизацию рынков удавалось далеко не всегда. Большой бизнессопротивлялся, прибегая к заключению соглашений в обход закона и другимнегласным мерам.
Поэтомууже в следующих за актом Шермана антитрестовских законах потребовалось усилитьи дополнить ряд его положений. Закон о федеральной торговой компании и законКлейтона, принятые в 1914 году, были ориентированы в значительной мере наохрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний.Акцент на защиту малого бизнеса был больше усилен в законе Робинсона-Лэтмана (1936 г.) и поправка Селлера-Кефовера к статьям закона Клейтона о слияниях и поглощениях (1950 г.) [13].
Сегодняможно говорить о наличии двух типов антимонопольного законодательства — американском и западноевропейском Критерием разграничения выступаетпринципиальное отношение законов к самому факту существования монополистическихотношений.
Американскийтип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора илисоюза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным — внем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них,которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или иномсекторе рынка.
Выделяюттакже антитрестовскую и антикартельную направленности законодательства.Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям,концернам, в рамках которых происходит полная утрата входящими в такой союзфирмами всякой самостоятельности, — такой союз устраняет конкуренцию и поэтомуон не может быть приемлем для рыночной экономики [3 с.147-151].
Антимонопольныезаконы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмамикартельного типа (предметом сговора выступают раздел рынков сбыта попотребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзыи сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самымстимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоениефирмами новых сегментов рынка.
Кметодам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые были названы выше,относятся: самовольное использование чужоготоварного знака,фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способныхнанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректноесравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчикови др.
Кметодам монополистической практики фирм относятся: навязывание партнерамдискриминационных условий договоров; изъятие товаров из обращения, а такжеограничение или прекращение производства товаров для создания искусственногодефицита; предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержаниицен; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условияреализации товара; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двухили более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары.
Противодействиемонополизации экономики выражается в формах запретов на ведениепроизводственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации,разделения вплоть до ликвидации.
Нарядус законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночнойэкономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия:правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.
Используяэти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции вразных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления вних. Главная черта этого метода — стимулирование предпринимательской активностифирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и углубление конкуренции.Особое значение имеет поддержка новых фирм [13].
Основнымзаконодательным актом, направленным в нашей стране на противодействиенедобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистическойпрактике, является закон «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках», также действует специальный орган — Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур.
Глава 2. Монополия: место и роль нарынке
2.1 Сущностьи виды рыночной монополии
Монополия — исключительное право производства,промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу,определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природемонополия – прямая противоположность свободной конкуренции.
В этом легко убедиться, если сопоставитьосновные параметры состояния свободной конкуренции и монополии (табл.1).
Таблица 1.
Свободная конкуренция имонополияПараметры состояния рынка Свободная конкуренция Монополия Число продавцов Много Один Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения) Дифференциация продукта Нет (одинаковые продукты одного вида) Нет (один продукт) Участие фирм в контроле над ценами Нет Полный контроль
Как известно, свободная конкуренцияхарактерна для классического капитализма. Но на стадии индустриальногопроизводства и в период становления финансового капитала она уступила местомонополиям. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большогоскачка в концентрации промышленного производства под воздействиемнаучно-технического прогресса. Профессор П.Самуэльсон особо подчеркивает этообстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно присущи определенныефакторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Этоособенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития.Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной всфере бесчисленного множества производителей»[1].
В экономической литературе даетсяследующая классификация видов монополий [4 с.218-231].
1. С учетом степени охвата экономики выделяютсятакие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли — чистая монополия.В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможныхконкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара,предназначенного для продажи, и его ценой. В масштабе национального хозяйства абсолютнаямонополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов(например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). Монопсония (чистаяи абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера и причинвозникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия. Ею обладают собственникии хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особыеземельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отраслиинфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всегообщества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они даютогромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создаюттовары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бына множестве аналогичных фирм. Легальные монополии, образующиеся на законномосновании (их называют «защищенными» от конкуренции). К ним можно причислитьтакие формы монополистических организаций:
а) патентная система. Под патентомподразумевается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю направо исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом такжеименуется документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей;
б) авторские права, согласно которымавторы получают исключительное право продавать или размножать их произведения втечение всей жизни или в какой-то период;
в) торговые знаки — специальные рисунки,названия, символы, позволяющие идентифицировать (отождествить) товар, услугуили фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговыезнаки).
Искусственные монополии. Под этим условнымназванием имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получениямонополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничиваютаутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение)доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (посравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более крупный капитал(дающий больший эффект от роста масштаба производства); «забивают» новые фирмыхорошо поставленной рекламой [24].
Искусственные монополии образуют рядконкретных форм — синдикат, трест и концерн. Картель — союз несколькихпредприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняютсвою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделиясами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле в общем выпускепродукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат — объединениеряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность наматериальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, аготовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этогофирму. Трест – монополия, в которой создается совместная собственность даннойгруппы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн –союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслейпромышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головнаяфирма организует финансовый контроль за всеми участниками [24].
2.2 Правилаповедения фирм-монополистов
Сущность и особенности всех видовмонополистических объединений ярко проявляются в целях и характере ихповедения. Поведение монополистических объединений отличается от того, что намизвестно о свободной конкуренции, принципиально другим подходом кценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемыхими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов.Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их среднимуровнем, установившимся в национальном хозяйстве.
Как известно, участники свободнойконкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от ихучастия. Но фирмы-монополисты сами и по своему усмотрению устанавливаютрыночную цену на производимую ими продукцию. В условиях свободной конкуренциипри определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса ипредложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однакомонополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективнонеобходимый объем производства блат. Поэтому при определении динамики цен напродукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения [16 с.112-126].
Эти организации манипулируют (управляют)законом спроса: по своему произволу воздействуют на цену и объем спроса в своихинтересах.
Господствующие на рынке фирмы используют вкачестве своего основного инструмента манипулирования монопольную цену.
Монопольная цена — особый вид рыночнойцены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимостиили равновесной цены в целях получения монопольного дохода.
Профессора Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш иРичард Шмалензи (США) в учебнике «Экономикс» так раскрывают механизммонополистического ценообразования: «монополисты не принимают цену как данную.Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночнуюкривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска.Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никакихвзаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения»[2].
Однако надо заметить, что когда на рынкедействует монопсония, скупающая продукцию у производителей, то монопольная ценаимеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, имонопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновеснаяцена.
Правила поведения фирм — монополистовзависят от того, как они ведут свое «ценопроизводство» [12].
Первое правило: фирмы устанавливают монопольновысокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость иливозможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренносоздают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создаваяповышенный покупательский спрос.
При каждом возобновлении процедурыповышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет врезультате уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрытьтакую утрату дохода, она устанавливает новые цены на столь высоком уровне,чтобы выручка от реализации меньшего количества изделий покрывала упущеннуювыгоду и давала возросшую сумму дохода.
Второе правило: монопсония устанавливает монопольнонизкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению собщественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредствомискусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсонияпреднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышаетмонополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаютсяпереработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм.
Характерен такой пример. Монопсониизападных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелкихтоваропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие ценыустанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе,какао-бобы). В целом индекс цен для 16 основных экспортных товаров африканскихстран снизился к концу 1987 г. в 2 раза по сравнению с 1977 годом [12].
Третье правило: фирма, одновременноявляющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством такназываемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низкихценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиямножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицитатоваров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности,которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколькораз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.
Во второй половине XX в. с ростом сферыагробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницыцен» стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснилимелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.
В нашей стране «ножницы цен»использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства.Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительновысокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены насельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сихпор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию [24].
Четвертое правило: фирмы-монополистыпреднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы неподорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишитьсямонополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и, какговорится, «кладут под сукно» — не допускают их применение в производстве. Онипоступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрятьнаучно-технические достижения. Значит, поведение фирм-монополистов наноситущерб использованию производственных возможностей страны. Подсчитано, что в СШАчистые убытки от нерационального использования ресурсов в 80-е гг. составили0,5-2% валового национального продукта. Но в правовом и демократическомгосударстве на негативные действия монополистов не могут не возникать цвозникают противодействия [13 с. 374-385].
Глава 3. Особенности механизмарегулирования конкуренции
предприятий, занимающих доминирующееположение на товарных
рынках России
3.1Дифференциация компонентов механизма регулирования
поведенияучастников рынка
В последнейчетверти XIX в. началась чёткая дифференциациямалых, средних и крупных предприятий. Между ними обозначилось резкоенеравенство по возможностям и масштабам внутреннего регулирования факторовпроизводства. Пользуясь равными условиями внешней компоненты механизма, крупныепредприятия развивались интенсивнее, вытесняя меньшие. Недовольство мелкихконкурентов рынка своей участью при численном превосходстве над крупнымиучастниками нуждалось в некотором подобии теоретического обоснования ихрыночной миссии и защиты интересов. По сути, возникла проблема специфическойвнутриотраслевой структуры рынка [3 с. 149-153].
Точно такойже процесс наблюдается и сейчас на рынке России. Так, с 1998 по 2001 гг. долямалых предприятии в машиностроении и металлообработке уменьшилась с 91,7 до85,2%. Прекратили свою деятельность 8686 малых предприятий из 51497. Напротив,число крупных и средних предприятий увеличилось с 4675 до 7423, т.е. в 1,6раза.
Результатомтаком дифференциации конкурентов рынка по внутренней компоненте сталопричисление малых предприятий к истинным представителям свободной конкуренции,а крупных — к монополии. Это искусственное разделение лишает крупныхмонополистов традиционных теоретических основ управления и стимулирует ихнаучные исследования сразу по двум направлениям: первое — познание содержания изакономерностей организации по внутренней компоненте механизма регулирования,которой прежде не уделялось внимания; второе — объяснение регулирующихвоздействий на них внешней компоненты. Схематическое представлениедифференциации по компонентам иллюстрирует рисунок 1 (см. приложения). Сделанныезамечания позволяют перейти к освещению частностей процесса формированиянаучных представлений и организационных основ механизма регулированиямонополии. При этом следует иметь в виду, что монополия фокусирует преимуществаи недостатки действующего механизма регулирования конкуренции [6].
Крупноепромышленное предприятие представляет собой важнейшую движущую силу развитиясовременной промышленности. Оттого, как оно развивается, от каких факторов зависитэто развитие, каково его организационное устройство, как осуществляет обменпродукцией и связано с общественной системой распределения благ, зависитблагосостояние наций. Крупные предприятия служат стержнем любой современнойразвитой экономики. Составляя не более 1 — 2% от общего числа фирм США,Западной Европы, Японии, России, они создают от 1/3 до 1/2 валовогонационального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции.
Появление впромышленности крупных предприятий вызвало переход от концентрации усилийпредпринимателей на приёмах свободной конкуренции индивидуальных мелкихпредприятий к их ассоциированному согласованному господству в сферепроизводственной деятельности — монополии. В 1894 г. Ф.Энгельс первым отметил усиление зависимости развития экономики от крупного производства инаступающий крах идеи регулирования на принципах свободной конкуренции: «… вкаждой стране крупные промышленники определённой отрасли объединяются в картельдля регулирования производства… в отдельных отраслях, где это позволяладанная ступень развития производства, стали концентрировать все производствоэтой отрасли промышленности в одно крупное акционерное общество под единымруководством»[3]. В действительности,конечно, произошло перераспределение пропорций между внутренней и внешнейформами механизма регулирования по перемещению факторов производства.
Такимобразом, ассоциированно согласованные действия участников рынка как пообразованию холдингов, так и по концентрации производства приводят к расширениюмасштабов внутрихозяйственного регулирования монополий по размещению орудийтруда и средств производства до уровня отраслевой значимости. В результатесовременные «большие тройки», четвёрки, пятёрки… монополистов России,регулируя внутри себя движение ресурсов, производят 9 — 54% объёмов продукцииотраслей промышленности.
Особоевнимание в практике регулирования конкуренции крупных предприятий уделяетсяорганизациям, занимающим на рынке доминирующее положение. В России к их числу,как правило, относят такие предприятия, доля которых на рынке по определённымвидам продукции превышает 35%, а их деятельность ограничивает конкуренцию. Врегулировании этого процесса важное значение имеют методы определения граництоварных рынков. В таблице 1 (см. приложения) представлены данные об ихдоле в общем числе и объёме производства крупных и средних предприятий. Из нихследует, что с 2001 по 2004 гг. доля доминирующих предприятий всейпромышленности в общем объёме производства снизилась с 16,4 до 15,9%. На малыепредприятия в 2004 г. приходилось 3,3%, а на средние — 80,8% произведённойпродукции. Каждое из доминирующих предприятий на порядок и более превосходилосреднее предприятие. Сильнее других на отраслевом рынке выглядели доминирующиепредприятия чёрной металлургии. Вопреки организационным усилиям по снижению ихдоли она возросла с 63,9 до 68,6% [3 с. 149-153].
Произошел ростдоли в объёме производства химической и нефтехимической отраслей, а также влесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Лишь вцветной металлургии регулирующие воздействия по ограничению доминирующегоположения оказались результативными и доля доминирующих предприятий в объёмепроизводства снизилась с 30,5 до 12,1%.
Приемлемаядля крупных предприятий форма организации компании — акционерное общество иликорпорация — была найдена еще в XVIIв. АО представляют особую реакцию по интеграции конкурирующих инвесторов,действующих на рынке. Естественным экономическим инструментом регулирования ихдеятельности служат размер уставного капитала, доля участия в нём акционера,размер прибыли на акции. Движение капитала на этом уровне в открытом идостаточно синхронизированном виде показывает движущие силы и направлениядействия конкуренции. Особое свойство конкуренции — стремление к концентрациисобственности. Именно этот аспект конкуренции находится под контролемМинистерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства(Федеральная антимонопольная служба — ФАС России). Оценка концентрационнойработы конкуренции существенно отличается от оценки состояния конкурентнойсреды на товарных рынках, но тесно с ней связана. Однако в методологическомплане она недостаточно разработана [6].
Влияниеконцентрации собственности на результаты деятельности акционерных организацийпромышленности можно установить по данным таблицы 2 (см. приложения).При исключении значений цветной металлургии с 71%-ной достоверностьюобнаруживается положительная зависимость рентабельности уставного капитала наоднократное увеличение его размера: у=0,0052х3-0,4455х2+10,023х+26,903,где у — величина рентабельности в %; х — кратность увеличения концентрацииакционерного капитала; R2 = 0,7073 — величина достоверности.Наибольший разрыв в концентрации собственности наблюдается между топливной илёгкой промышленностью: 64 раза. В результате этого рентабельность каждогорубля инвестора топливной промышленности в 11,3 раза выше, чем в легкойпромышленности. Соответственно стремление инвесторов в эту отрасль (деловаяактивность) значительно сильнее. На это указывают результаты торгов фондовойсекции Московской межбанковской валютной биржи. Распыление собственности междусредними по величине акционерными обществами представляет одну из причиннедостаточной доходности акций и слабой заинтересованности акционеров вразвитии предприятий [3 с. 149].
Совершенноиная картина на крупных предприятиях и (в особенности) на доминирующих. Срединих распространена холдинговая форма концентрации собственности. В соответствиис приведённой моделью типовая доминирующая организация почти в 30 раз крупнеесредних доминирующих организаций. Например, лесопромышленная холдинговаякомпания ОАО «Кареллеспром» образована 28 средними акционерными обществами собщим акционерным капиталом, превышающим среднеотраслевое значение в 32,5 раза.И так же обстоит дело по другим отраслям. Так, холдинг РАО «ЕЭС России»является крупнейшим монополистом по производству электрической и тепловойэнергии на территории РФ. Он объединяет активы 30 электростанций федеральногозначения, доли в 72 региональных АО-энерго, магистральные электросети, а такжеуправленческие и сервисные подразделения. Его уставный капитал в 143 разапревышает среднеотраслевое значение, а рентабельность — лишь в 1,74 раза.Расчётная цена I кВт-чэлектроэнергии по холдингу составила 6,4 коп., тогда как средняя цена по Россиибыла 53.8 коп. Примечательно, что на долю прибыли в цене продукции приходится33,1%. При всем этом РАО «ЕЭС России» занимает всего 13,8% в совокупномотраслевом уставном капитале. Следовательно, распыление прав собственностиостального капитала снижает его экономическую эффективность и по затратам напроизводство продукции, и по рентабельности. При этом функцию собранияакционеров в нём выполняет Правление [6].
Вмашиностроении и металлообработке размер уставного капитала такого ОАО, как«АвтоВАЗ» в 611 раз превышает среднеотраслевую величину. Вместе с тем егорентабельность в 2004 г. была всего 13,8%, а объём произведенной продукции — 86,34 млрд. руб.
ИсследованияА.Д.Радыгина и РМ.Энтова[4] показывают, чтоконцентрация акционерного капитала осуществляется за счёт как внешних, так ивнутренних инвесторов. В 2003 г. 38% предприятий с доминированием аутсайдеровимели двух-трех акционеров, контролирующих свыше 50% акций (Bevan, Estrin, Kuznetsov et al. 2001), при этом обозначиласьтенденция к увеличению участия в капитале других промышленных предприятий. Врезультате контрольный пакет акций примерно каждого десятого предприятиявыборки принадлежит другим промышленным предприятиям.
Концентрациясобственности в постприватизационный период (у менеджеров или аутсайдеров)создаёт определенные преимущества для эффективного корпоративного управления иреструктурирования. Последнее можно объяснить «самодостаточностью» предприятий,принадлежащих менеджерам, тогда как доминирование аутсайдеров (особенно еслипредприятие входит в вертикально-интегрированную группу) ведёт к переключению«материнской» компанией финансовых потоков на другие структуры и к хроническойформальной убыточности «дочки». Тем самым «дочки» становятсянеконкурентоспособными. Стимулирующий эффект от консолидации собственностиполучают те предприятия, которые захватываются другими промышленнымикомпаниями, в частности фирмами по производству стройматериалов имашиностроительными. В лёгкой и пищевой промышленности зависимость обратная [3с. 149-153].
3.2Государственное правовое регулирование конкуренции и
доминирующегоположения предприятий на рынке в России
Государственноерегулирование злоупотреблений доминирующим положением или ограниченияконкуренции осуществляются территориальными органами ФАС России. ФАСконтролирует создание, реорганизацию и ликвидацию предприятий и их объединений.Нормативно-правовым основанием регулирования рыночного положения доминирующихпредприятий служит Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» (Закон «О конкуренции»)[5].Согласно ст. 17 – 19 [7], регулируются операции как по долям собственников вуставном капитале, так и по балансовой стоимости активов, по виду товарнойгруппы и по стадии производственно-сбытового процесса. Тем самым осуществляетсяглубокое и разнонаправленное регулирование как рыночного положения, так иповедения доминирующих предприятий [3 с. 149-153].
Ограничениедоминирующего положения принудительным разделением организации можетпроизводиться, если объём потребляемой ею продукции не превышает 30% объёмапродукции, производимой структурным подразделением. Экономисты-теоретикисчитают, что данная норма нуждается в уточнении, по меньшей мере для отраслейинфраструктуры. Например, продукция Лучегорского угольного разреза сталавостребованнее, а себестоимость угля ниже, когда он был поглощён организациейэлектроэнергетики. Противоположный результат получен после разделасудоремонтного предприятия «Дальзавод», имевшего в своем составе более 20 технологическине связанных друг с другом цехов. Из 20 тысяч работников к концу реорганизацииосталось немногим более тысячи. Сам же судоремонт эффективен не относительнойтехнологической обособленностью, а циклической связанностью ремонтов. Благодаряконцентрации внешне не связанных ремонтов потребителю удобно приходить наразличные виды ремонта в один, а не в разные заводы. Кроме того, в обоихпримерах положительный эффект возникал за счет экономии, а отрицательный — засчет роста трансакционных издержек. В первом случае конкурентоспособностьпредприятия возросла, а во втором — снизилась. Эффективность управления приконцентрации собственности дает положительный синергический эффект и в областитехнологии. Государство поддерживает замкнутость предприятий, создавая барьердля внедрения внешних конкурентов в уставный капитал акционеров, ограничиваядолю свободного притязания 20% [7, ст.18, п.1]. Для приобретения илипользования основными производственными или нематериальными активамиограничение применяется в случае притязания внешними хозяйствующими субъектамина 10% балансовой стоимости продавца (арендодателя).
Ограниченияна приобретение в собственность могут быть применены и при меньших долях, еслибалансовая стоимость активов свыше 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда(МРОТ), или один из субъектов внесен в Реестр доминирующих предприятии.Ограничивается также участие в сделке физическою лица, участвующего в органахправления двух и более хозяйствующих субъектов или хозяйствующих субъектов(ХС), суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ.Поводом к ограничению приобретения акций либо активов может служить участие всовете директоров ХС, внесённых в Реестр по одной и той же товарной группе либовнесённых в Реестр по группам товаров различных стадий одного и того жепроизводственно-сбытового процесса [7, ст.18, п.5]. В этой норме обнаруживаетсянеравенство физических лиц относительно хозяйствующих субъектов: к последним неприменяются ограничения по товарным группам и стадиям производственно-сбытовогопроцесса. Обобщённое представление о последствиях образования доминирующихпредприятий на товарных рынках даёт рисунок 2 (см. приложения).
Приведённыемеры регулирующих ограничений могут быть применены уполномоченным органом ФАСРоссии, если он при анализе сделки придет в выводу, что её совершение повлечётвозникновение или усиление доминирующего положения участников или ограничениеконкуренции на рынке их деятельности. Регулирование положения доминирующихконкурентов приводит к изменениям состояния конкурентной среды на товарныхрынках. В свою очередь, оценка состояния конкурентной среды служит необходимойинформацией для регулирования положения доминирующих организаций [7, ст.17-19].Она производится уполномоченным органом ФАС России после определения:продуктовых границ товарного рынка; количества и состава продавцов ипокупателей товарного рынка; географических границ; объёма товарного ресурса;доли хозяйствующего субъекта на рынке; количественных показателей структурытоварного рынка (рыночной концентрации); наличия барьеров (экономических,организационных, административных, инфраструктурных, патентных, лицензионных,торговых знаков) и степени открытости рынка: рыночного потенциалахозяйствующего субъекта. По результатам анализа делаются выводы о развитостилибо неразвитости конкуренции на товарном рынке, а также целесообразности иформах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации [6].
Потребность врегулировании деятельности доминирующих организаций в значительной мере обусловленатем, что она неизбежно сопровождается монополистическими действиями. Анализ ихструктуры позволяет определить важнейшие направления, требующие наибольшейконцентрации усилий по регулированию конкурентного поведения. Суммарноеколичество зарегистрированных монополистических актов в экономике России с 2001по 2004 гг. возросло с 13027 до 33626. Изменение характера поведениядоминирующих организаций демонстрирует таблица 3 (см. приложения). Изданных следует, что общее количество монополистических действий, совершенныходной доминирующей организацией, возросло с 50,5 до 138,4 (в 2,7 раза). Приэтом доля монополистической активности, нарушающая правовые нормы, к 2004 г. снизилась с 46,0 до 37,6%.
В 2004 г. монополистические действия были связаны в основном с приобретением акций, паев, долей участия- 55,5%. Вторыми по значимости были действия, связанные с организационнымипреобразованиями хозяйствующих субъектов — 22,3%. Действия по злоупотреблениюдоминирующим положением на товарном рынке составляли всего 9,3%. В отличие оттеоретических дискуссий соглашения, ограничивающие конкуренцию, составлялинемногим более 0,1%.
При этомзначительна доля злоупотреблений доминирующим положением предприятиямиэлектроэнергетики (31%). По данным ФАС России, в 2001 г. отмечался существенный рост заявлений по поводу нарушения антимонопольного законодательствапредприятиями электро- и теплоэнергетики. Количество возбуждённых дел по установленнымфактам нарушений составило 396 (более 111% к уровню предыдущего года).Значительное число нарушений было со стороны РАО «ЕЭС России». В 2001 г. оно произвело 67,2% электроэнергии России при 72,6% располагаемой мощности. Это создалообъективные условия его доминирования на рынке и осуществлениямонополистических действий [24].
В топливнойпромышленности добычу нефти и нестабильного газового конденсата в Россииосуществляют 11 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, ОАО«Газпром» и около 130 небольших предприятий. (Доля всех 130 малых компании вобщем объёме нефтедобычи и газового конденсата составляет 10%). Пользуясьдоминирующим положением, газоперерабатывающие заводы (ГПЗ) предлагали нефтянымкомпаниям покупать у них нефтяной попутный газ (НПГ) по нижнему пределуустановленной цены — 55 руб./тыс. м3, тогда как себестоимость егодобычи, по данным нефтяных компаний, была существенно выше. При этом ГПЗотказывали нефтяным компаниям в переработке НПГ на условиях давальческого сырья[24].
ОАО«ТНК-Нижневартовск», занимающее доминирующее положение на рынке оказания услугпо подготовке нефти, её динамическому отстою и транспортировке, неправомерноотказывалось от заключения договора с ЗАО «Корпорация Югранефть» на оказаниетаких услуг, а также создавало «Югранефти» препятствия в доступе насоответствующий товарный рынок.
Группа лиц всоставе ОАО «Газпром», ООО «Астраханьгазпром» и ООО «Оренбурггазпром» вотношении Межрегиональной ассоциации производителей фосфорных удобрении«Фосагро» необоснованно отказывала последним в заключении договора на поставкужидкой серы при возможности поставки. Тем самым она создавала препятствиядоступу «Фосагро» на рынок. Имея более 65% от общего количестваспециализированных цистерн для перевозки жидкой серы в границах России, группапередала практически весь парк цистерн в аренду ООО «Ортоферт». При этом былаисключена возможность субаренды цистерн или заключения договоровтранспортировки серы. В результате группа вынуждала потребителей заключатьдоговоры купли-продажи жидкой серы с ООО «Ортоферт» и таким образом ущемлялаправа покупателей жидкой серы.
Нефтеперерабатывающаяпромышленность России представлена 26 заводами, входящими в состав 11вертикально интегрированных структур, и 6 нефтемаслозаводами. Кроме того,переработку осуществляют 50 малотоннажных установок ОАО «Газпром». Доля ОАО«Газпром» не превышает 2.% суммарной переработки в стране. Тем не менее,«Газпром» препятствует доступу малых и средних нефтегазодобываюших предприятийк услугам по переработке нефти на предприятиях, входящих в состав вертикальноинтегрированных структур. Для решения этой проблемы необходимо осуществлятьзамену нефти одних грузоотправителей на нефть других либо консолидироватьнефть, добываемую малыми и средними организациями, таким образом, чтобы иметьвозможность поставлять её в одном направлении. Регулирование монополии такжеможет быть осуществлено консолидацией объёмов добываемой нефти на торговыхплощадках бирж. Такие преобразования позволят поддерживать независимыхучастников рынка [24].
Газоваяпромышленность. На долю ОАО «Газпром» приходится 89,6% добычи газа. Основнымнаправлением по преодолению доминирования и развития конкурентных секторовгазовой промышленности может стать оказание государственной поддержки развитиюнезависимых предприятий по добыче газа, особенно по снижению барьеров ихдоступа на рынок газа.
Чёрная ицветная металлургия. За 1999 — 2001 гг. уровень концентрации производства иотраслевых рынков металлургической продукции оставался высоким. Более 70%общероссийского производства алюминия приходится на долю холдинга «Русскийалюминий». РАО «Норильский никель» производит 90% никеля в РоссийскойФедерации. Хотя основная часть продукции этих корпораций экспортируется, уровеньеё рыночной концентрации не снижается. Другой пример рыночной концентрациипредставляет единственный производитель консервной жести в стране — ОАО«Магнитогорский металлургический комбинат». Пользуясь своим исключительнымположением по позиции «жесть чёрная», «ММК» отпускает производителям банкотарыжесть только по полной предоплате [6].
Лесопромышленныйкомплекс. По отдельным видам целлюлозно-бумажной продукции (в основном посортам бумаги) имеется 4 хозяйствующих субъекта, занимающих на федеральномрынке долю более 35%. Например, ОАО «Сыктывкарский ЛПК» по позиции «основа дляламинирования бумаги для упаковки молока и молочных продуктов» имеетстопроцентную рыночную долю. Вследствие межотраслевой несбалансированностипроизводственной структуры значительная часть экспортной продукции реализуетсяпо заниженным ценам.
Химическаяпромышленность. Концентрация производства и рынков продукции химическогокомплекса также остается достаточно высокой. Например, ОАО «Нижнекамскшина» попозиции «шины для легковых автомобилей» занимает на рынке более 65%. Посравнению с 2001 г. уровень концентрации по шинам для грузовых автомобилейвозрос в 1,6 раза, по шинам для легковых автомобилей — на 4,6%. Вместе с тем нарынке отрасли наблюдалось некоторое снижение концентрации производства: поминеральным удобрениям (на 2 — 3%), полиэтилену (на 14 — 15%), полистиролу исополимерам стирола (на 9%).
Машиностроениеи металлообработка. В отрасли продолжается концентрация производстваобъединением группами лиц предприятий различных подотраслей машиностроения подэгидой крупных машиностроительных корпораций. Она идёт по направлениюконгломератной концентрации. Например, с 2001 г. по настоящее время число участников группы лиц ОАО «Уральские машиностроительные заводы» (ныне ОАО «Объединенныемашиностроительные заводы» — «ОМ3») увеличилось с 8 хозяйственных обществ до 27и происходило в основном за счёт учреждения новых хозяйственных обществ. К 2004 г. было учреждено 17 хозяйственных обществ, единственными учредителями которых выступало либосамо ОАО «ОМЗ», либо члены группы лиц — его владельцы. На вновь созданныепредприятия были возложены функции, ранее выполнявшиеся структурнымиподразделениями ОАО «ОМЗ» или подконтрольных ему промышленных предприятий [24].
Вмашиностроении и металлообработке хорошо известен пример предотвращения слиянияОАО «Энергомашиностроительная корпорация» (ОАО «ЭМК») и ряда обществ — изготовителей энергетического оборудования, которое привело бы к усилениюэкономической концентрации. Эти действия приводили к экономически необоснованной реструктуризации или закрытию производств с высвобождением тысячработников, реорганизации сбытовых служб заводов, при которой ОАО «ЭМК» получаловозможность оставлять у себя до 30% стоимости заказов. Не получив должнойподдержки как предприятий-акционеров, так и потребителей энергетическогооборудования, ОАО «ЭМК» было искусственно обанкрочено.
Рынокавтомобилей. Большинство сегментов автомобильного рынка имеютолигополистическую структуру. Шесть крупных производителей выпускают в целомболее 98% автомобилей грузовых и 97% автомобилей легковых. Однако благодаряимпортным поставкам автомобильный рынок имеет и низкоконцентрированные сегменты(легковые автомобили) [6].
Заключение
Анализдинамики монополистической активности доминирующих организаций показывает, чтов рыночной практике России чаще происходит борьба за уставный капитал, а такжеорганизационные преобразования и лишь затем – действия на товарном рынке.Следовательно, важнейшим полем конкурентной борьбы является не сам товарныйрынок, а конкурентная борьба за право обладания капиталом на нём. В целом вотраслях отмечается усиление экономической концентрации, в т.ч. формированиекрупных промышленно-финансовых корпораций, вертикально интегрированныхструктур. Наблюдается тяготение доминирующих хозяйствующих субъектов кмонополизации: вытеснение конкурентов-аутсайдеров с рынка или их поглощение,установление контроля над ценами. Выявляются также попытки со стороны крупных исверхкрупных компаний оказать влияние на законодательную и исполнительнуювласть для реализации корпоративных интересов и усиления рыночной власти.Концентрация достигается горизонтальными и вертикальными объединениями. Наиболеераспространёнными видами монополистических злоупотреблений в сфере рыночнойдеятельности являются: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных длянего или не относящихся к предмету договора, — 41%; нарушение установленногопорядка ценообразования — 14%; создание препятствий доступу на рынок — 7%;установление монопольно высоких цен — 3%; изъятие товаров из обращения с цельюподдержания дефицита на рынке — 2%; прочие нарушения — 33%.
Более двухтретей допускаемых в этой части нарушений приходится на отраслитопливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. В указанных секторахэкономики жалобы поступают в основном на злоупотребляющих доминирующимположением субъектов естественных монополий (80% заявлений). Проведённое вкурсовой работе исследование показало, что:
1) Натоварных рынках доминирующих организаций обнаруживается ряд проблем, вызванныхмонополистическими действиями, решение которых не может быть осуществлено безрегулирующих воздействий государства.
2) По мереразвития конкуренции на рынке России количество монополистических действийбыстро увеличивается.
3) В основномпоследствия образования доминирующих предприятий имеют положительныепоследствия. Государственное регулирование конкуренции организаций, занимающихдоминирующее положение на товарных рынках, осуществляется ограничением ихзлоупотреблений доминирующим положением, доли на товарных рынках, доли вуставном капитале, доли балансовой стоимости приобретаемых активов, видатоварных групп, участия в конкретной стадии производственно-сбытового процесса.
Методомгосударственного регулирования служат принудительное разделение иреорганизация. Государственный механизм регулирования ориентированпреимущественно на противодействие созданию либо поддержанию замкнутостидоминирующих организаций.
Установленыпропорции по основным видам монополистической деятельности, характерной длясовременных доминирующих предприятий России. Преобладающими среди них являютсядействия по приобретению акций, паев, долей участия (55,5%). На долю вертикальныхи горизонтальных организационных преобразований хозяйствующих субъектовприходится 22,3%, а на долю злоупотреблений доминирующим положением на товарномрынке — 9,3%. Основной областью конкуренции в России является не сам товарныйрынок, а борьба за право обладания капиталом на нём.
Экономическая,производственно-технологическая и организационно-управленческая эффективностьдеятельности доминирующих предприятий, степень удовлетворения потребителейобъёмами, качеством и ценой (за исключением естественных отклонений) находятсяза пределами внимания государственного регулирования. Такой подход не позволяетосуществлять реструктуризацию и модернизацию отраслей промышленности понационально значимым направлениям.
Основнаяфункция механизма распределения ресурсов монополии — сокращать издержки,обусловленные рыночной деятельностью: контрактами по найму и расчётам с рабочейсилой, обмену и обращению товаров, оказанию и получению услуг, присвоениюприбыли, кредитным соглашениям, аренде, лизингу, лицензированию, сертификации,рекламированию, франчайзингу. Масштаб монополии определяется непроизводительностью, а величиной ресурсов, получаемой от экономии рыночныхиздержек.
Действующийорганизационно-нормативный механизм регулирования нацелен на регулированиеопераций инвесторов как по долям в уставном капитале, так и по балансовойстоимости активов; по виду товарной группы и по стадиипроизводственно-сбытового процесса. Он поддерживает замкнутость предприятий,создавая барьер для внедрения внешних конкурентов-инвесторов в уставный капиталакционеров действующих обществ и приобретения активов их предприятий. Онустанавливает неравенство физических лиц и иных хозяйствующих субъектов.
Стимулирующийэффект от консолидации собственности наиболее выражен в машиностроении, промышленностистроительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажнойпромышленности. В лёгкой и пищевой промышленности зависимость обратная.
Установленоналичие противоречия между потребностью в конгломератной концентрациипроизводства, обеспечивающей снижение трансакционных и производственныхиздержек, и деконцентрацией продукции на рынке. Оно требует централизованногорегулирования. Предотвращению переноса высокой концентрации из сферыпроизводства товаров на рынок частично способствует импорт товаров.
Список используемой литературы
1. Андреева Л.Т.Взгляд на систему конкурентоспособности как доминанту устойчивого развитияэкономики/ «Экономист» №1, 2004 г.
2. Бобров Н.Т.Конкурентная борьба/ «Маркетинг» №5, 2003 г.
3. Борисов Е.Ф.Экономическая теория. Курс лекций для студентов вузов. – М.: «Знание» ЦИНО,1996. – 478 с.
4. ВиханскийО.С. Менеджмент. 3-е изд. М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
5. Волгин В.В.Индивидуальный предприниматель: практическое пособие. – М.: «Дашков и К», 2001.– 310 с.
6. Жигун Л.А.Особенности механизма регулирования конкуренции в России/ «Менеджмент в Россиии за рубежом» №4, 2005
7. Закон РФ от 22марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» (ВВС РСФСР. 1991. №16. Ст. 499; в ред. от 25мая 1995 г. №83-ФЗ).
8. Закон и бизнес:том 1 «О собственности». – М.: ИНФРА-М, 2004. – 448 с.
9. Закон и бизнес:том 3 «Законодательство о торговле». – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с.
10. Историяменеджмента. Уч.пособие М.: «Академический проект», 2000. с. 352
11. Карасева М.В.Финансовое право. Учеб. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.
12. Копеин В.В.Конкуренция под строгим контролем/ «Экономика и организация промышленногопроизводства» №5 2003 г.
13. Крутик А.Б.Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.
14. Маккей Харви Какуцелеть среди акул: деловая стратегия (пер. с англ.) – М.: Экономика, 1993. –367 с.
15. Медынский В.Г.Инновационное предпринимательство: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 240 с.
16. МесконМ.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – 2-е изд. М.: Дело, 2004. – 800 с.
17. Менеджмент,маркетинг и экономика /Под ред. А.П.Егоршина – Н. Новгород: НИМБ – 2001 г. – 458 с.
18. Основыменеджмента: Учеб. для вузов/под ред. Д.Д.Вачугова. – М.: Высш. школа, 2001. –367 с.
19. Правовоеположение коммерческой организации: учеб. пособие/ под ред. Ю.А.Тихомирова. –М.: «Юстицинформ», 2001. – 368 с.
20. Радугин А.А.Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. – Воронеж. 1995.254 с.
21. Рюттингер Рольф Культурапредпринимательства (пер. с нем.). – М.: ЭКОМ, 2002. – 240 с.
22. Симоненко В.Д.Основы менеджмента. Изд-во БГУ, Брянск 1997 – с.90.
23. ФатхутдиновР.А. Стратегический менеджмент. Учеб. для вузов. – М.: ЗАО Бизнес-школа, 1998.– 416 с.
24. ШастикоА.Л. Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики/ «Вопросыэкономики» №12, 2005 г.
25. ШонберегерР. Японские методы управления производством. — М.: Экономика, 1988. – 340 с.
26. Экономическаятеория: учеб. пособие/ под ред. Ф.П.Евсеенко. – Брянск изд-во БГУ, 1998. – 198с.
Приложения
Свободная конкуренция
Централизованно организованное государством регулирование
Малые предприятия
/>
Стихийное регулирование
/>Внутренняя компонента рыночного механизма регулирования
/>
Крупные предприятия «монополисты»
Внешняя компонента рыночного механизма регулирования
Монополистическая конкуренция
Рис. 1. Дифференциациякомпонентов механизма регулирования поведения участников рынка
Таблица 1.
Доляорганизаций, занимавших на рынке доминирующее положение (по основным отраслямпромышленности, в %)[6].Отрасль промышленности 2001 г. 2004 г. в общем числе в общем объёме производства в общем числе в общем объёме производства Вся промышленность 1,0 16,4 0,8 15,9 Топливная промышленность 1,2 6,3 0,9 4,3 Чёрная металлургия 10,6 63,9 7,8 68,6 Цветная металлургия 6,8 30,5 3,6 12,1 Химическая и нефтехимическая промышленность 6,7 26,1 1,9 33,4 Машиностроение и металлообработка 2,0 27,0 1,35 24,7 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 0,30 12,6 0,32 17,1 Промышленность строительных материалов 0,1 2,3 0,18 2,1 Лёгкая промышленность 0,03 0,3 0,03 0,5 Пищевая промышленность 0,1 0,3 0,12 0,3
Таблица 2.
Показателидеятельности акционерных организаций промышленности на конец 2004 г. (без субъектов малого предпринимательства)[7].Отрасль промышленности Уставный капитал всего, млн. руб. в среднем на 1 предприятие, млн. руб. рентабельность, % Вся промышленность 776459 28,3 74,7 Электроэнергетика 155794 151,0 34.0 Топливная промышленность 120988 204.4 205,0 Чёрная металлургия 21415 68,2 147,7 Цветная металлургия 22704 41,9 296,1 Химическая и нефтехимическая промышленность 36585 45,4 65,7 Машиностроение и металлообработка 180078 26,3 43,0 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 17678 6,0 75,4 Промышленность строительных материалов 11685 5,6 68,2 Лёгкая промышленность 10474 3,2 18,2 Пищевая промышленность 80150 15,1 57,2
/>
Рост рентабельности уставного капитала
Внешние и внутренние акционеры
/>Стадии производственно-сбытового процесса: горизонтальная и вертикальная интеграция
/>/>Концентрация собственности: холдинги и иные объединения
Монополистическое подавление конкуренции на рынке
Повышение доли на товарном рынке
Рис.2. Последствия образования доминирующих предприятий на товарных рынках
/>
Таблица 3.
Динамикамонополистической активности доминирующих организаций[8]Виды монополистического поведения 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Нарушения антимонопольного законодательства, на одну доминирующую организацию 23,21 33,46 39.84 51.99 в том числе: злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке 7,29 8,35 9,76 12,88 соглашения ограничивающие конкуренцию 0,14 0,27 0,18 0,19 нарушения ст. 17 (по созданию, слиянию, преобразованию ликвидации хозяйствующих субъектов (ХС) 3,74 6,77 8,15 11,01 нарушения ст. 18 при приобретении акций, паев, долей участия 3,52 7,42 8,14 10,31 принудительное разделение ХС по ст. 19 0,00 0,01 0,00 0,00 прочие нарушения 0,00 0,00 1,13 2,62 Ходатайства и уведомления в порядке ст. 17, 18, на одну доминирующую организацию 27,28 40,81 62,89 86,39 в том числе: в порядке ст. 17 9,87 11,69 15,28 19,86 в порядке ст. 18 17,41 29,14 47,61 66,52 Всего доминирующих организаций 258 251 254 243