Содержание
1. Краткаяхарактеристика ИФНС по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан
2. Деятельность ИФНС при признании юридического лицанесостоятельным (банкротом)
3. Выявление ИФНС признаков преднамеренного илификтивного банкротства юридических лиц
4. Внешнийанализ финансового состояния юридического лица
4.1Общая оценка финансового состояния предприятия и егодинамики
4.2 Анализфинансовой устойчивости предприятия
4.3 Анализликвидности баланса
4.4 Анализфинансовых коэффициентов
4.5 Состояниеплатежеспособности предприятия
5. Порядокликвидации несостоятельного предприятия (банкрота)
6. Проблемыпроцедуры признания банкротства юридических лиц
Заключение
Список литературы
/>1. Краткая характеристика ИФНС по Кировскому району г. Уфы РеспубликиБашкортостан
Инспекция ФНС России поКировскому району г. Уфы Республики Башкортостан является территориальныморганом Федеральной налоговой службы (ФНС России) и входит в единуюцентрализованную систему налоговых органов. Инспекция находится внепосредственном подчинении Управления ФНС России по Республике Башкортостан иподконтрольна ФНС России и УФНС. Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНСРоссии по Кировскому району г. Уфы РБ.
Инспекция являетсятерриториальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору засоблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством иоборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции иза соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределахкомпетенции налоговых органов.
Инспекция осуществляетгосударственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляетв делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплатеобязательных платежей и требования Российской Федерации по денежнымобязательствам.
Инспекция в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, актами Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, международными договорамиРоссийской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансовРоссийской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовымиактами органов власти Республики Башкортостан и местного самоуправления,принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Инспекция осуществляетсвою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральныхорганов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления и государственнымивнебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Инспекция осуществляетследующие полномочия:
1. осуществляетконтроль и надзор за:
соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с нимнормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотойи своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательныхплатежей;
фактическими объемамипроизводства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции;
осуществлением валютныхопераций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
соблюдением требованийк контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации иприменения, а также полнотой учета выручки денежных средств;
проведением лотерей, втом числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
2. осуществляет:
государственнуюрегистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателейи крестьянских (фермерских) хозяйств;
установку ипломбирование на предприятиях и в организациях, осуществляющих производствоспирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящихалкогольную продукцию, — приборов учета объемов этой продукции;
3. регистрирует вустановленном порядке:
договоры коммерческойконцессии;
контрольно-кассовуютехнику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями всоответствии с законодательством Российской Федерации;
4. ведет вустановленном порядке:
учет налогоплательщиковна подведомственной территории;
Единый государственныйреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальныхпредпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков(ЕГРН);
учет (по каждомуналогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате ифактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
представляет сведения,содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
бесплатно информируетналогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах исборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с нимнормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и ихдолжностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняетпорядок их заполнения;
осуществляет вустановленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачетизлишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней иштрафов;
принимает вустановленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплатыналогов, сборов и пеней;
взыскивает вустановленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в судыиски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушениязаконодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
представляет всоответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересыРоссийской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
осуществляет вустановленном порядке проверку деятельности юридических лиц и физических лиц вустановленной сфере деятельности;
осуществляет функцииполучателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержаниеИнспекции и реализацию возложенных на нее функций;
обеспечивает в пределахсвоей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговуютайну;
организует приемграждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан,принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный срок;
организуетпрофессиональную подготовку работников аппарата Инспекции, их переподготовку,повышение квалификации и стажировку;
осуществляет всоответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию,хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельностиИнспекции;
обеспечивает внедрениеинформационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средствавтоматизации и компьютеризации работы Инспекции;
проводит вустановленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещениезаказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нуждИнспекции;
осуществляет иныефункции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовымиактами.
Инспекция с цельюреализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получатьсведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесеннымк установленной сфере деятельности;
привлекать вустановленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфередеятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
давать юридическим ифизическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфередеятельности;
применятьпредусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного,предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленныена недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушениемюридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфередеятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РоссийскойФедерации.
ИФНС по Кировскомурайону г. Уфы РБ является юридическим лицом, имеет бланк и печать сизображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным исокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца,а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
В структуру ИФНС поКировскому району г. Уфы РБ входят:
1) Отдел общего ихозяйственного обеспечения;
2) Отдел финансовогообеспечения;
3) Отдел кадровогообеспечения и безопасности;
4) Юридический отдел;
5) Отдел регистрации иучета налогоплательщиков;
6) Отдел работы сналогоплательщиками;
7) Отдел информационныхтехнологий;
8) Отдел ввода иобработки данных;
9) Отдел учета,отчетности и анализа;
10) Отделурегулирования задолженности;
11) Отделы камеральныхпроверок;
12) Отдел выездныхпроверок;
13) Отдел оперативногоконтроля;
14) Отдел налоговогоаудита;
15) Отдел общегообеспечения.
Через ИФНС поКировскому району г. Уфы РБ осуществляет свою деятельность в данном районеУправление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан. Федеральнаяналоговая служба находится в ведении Министерства финансов РоссийскойФедерации.
Итоги работы налоговыхорганов Республики Башкортостан за январь-июль 2008 года отмечаются следующимипоказателями.
За семь месяцев 2008года в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Башкортостанпоступило 122,5 млрд. рублей налогов, сборов и других обязательных платежей,администрируемых налоговыми органами, с ростом по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года на 23,3 млрд. рублей или на 23,5 процента.
В бюджеты всех уровней(с учетом единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет)поступило свыше 104,4 млрд. рублей, что на 23,5 процента больше, чем вянваре-июле 2007 года.
В федеральный бюджетперечислено 50,7 млрд. рублей налогов и сборов, с ростом на 23,3 процента.
В консолидированныйбюджет Республики Башкортостан зачислено 45 млрд. рублей, с ростом на 22,4 процентапо сравнению с семью месяцами прошлого года, в том числе в бюджет РеспубликиБашкортостан — свыше 36,5 млрд. рублей, на 29,4 процента больше, чем ваналогичном периоде прошлого года; в бюджеты муниципальных образований — около8,5 млрд. рублей, с ростом на 31,7 процента.
Поступления в бюджетывсех уровней на 91,5 процента сформированы за счет налога на прибыльорганизаций (25,1 млрд. рублей), налога на добычу полезных ископаемых (22,9млрд. рублей), налога на доходы физических лиц (15,8 млрд. рублей), акцизов(14,8 млрд. рублей), НДС (11,2 млрд. рублей), единого социального налога,зачисляемого в федеральный бюджет (5,6 млрд. рублей). Единый социальный налог(ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование мобилизован всумме 23,4 млрд. рублей, в том числе:
в Пенсионный фондРоссийской Федерации — 14,4 млрд. рублей;
в Фонд социальногострахования РФ — 533 млн. рублей;
в Федеральный фондобязательного медицинского страхования (ФФОМС) — свыше 1 млрд. рублей;
в Территориальный Фондобязательного медицинского страхования (ТФОМС) — более 1,8 млрд. рублей.
Сумма поступлений отналога на совокупный доход, перечисляемая в социальные внебюджетные фонды,превысила 363 млн. рублей.
Всего государственныевнебюджетные фонды пополнились 18,1 млрд. рублей, с ростом на 23,6 процента.
Задание, установленноена девять месяцев 2008 года по поступлениям налогов и сборов в бюджетРеспублики Башкортостан, выполнено за семь месяцев на 102,3 процента.
Бюджеты муниципальныхобразований, принятые на девять месяцев текущего года, выполнены по налоговымдоходам на 86,1 процента.
/>2. Деятельность ИФНС при признании юридического лицанесостоятельным (банкротом)
Если стоимостьимущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение оликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такоеюридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI«Особенности банкротства ликвидируемого должника» Закона о несостоятельности(банкротстве).
Причины, по которымдолжник — юридическое лицо ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть, ине связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех.Если в процессе ликвидации выясняется, что должник не в состоянии погаситьтребования кредиторов, то ликвидация должна продолжаться в соответствии снормами закона о несостоятельности.
Упрощение процедурыбанкротства ликвидируемого должника касается в первую очередь признаковбанкротства.
В качестве обязательногопризнака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимостиимущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требованийкредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации. Это может быть известнокак исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссии должника.
Упрощенная процедурабанкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядокприменения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства,характеризуется относительной оперативностью проведения судебногоразбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используетсятолько одна процедура банкротства — конкурсное производство). Посколькуупрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственнойситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторойпредопределенности решения суда (т.к сразу открывается конкурсное производствос последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощеннуюпроцедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящуюприбыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как можно скорее оттакого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство онесостоятельности.
При достаточности дляудовлетворения требований кредиторов стоимости имущества должника — юридического лица, принявшего решение о ликвидации, его ликвидация по решениюарбитражного суда в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности,исключается.
В случае установления входе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворениятребований кредиторов (п.4ст.61 ГКРФ) правом (14) на обращение в суд сзаявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные взаконе лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководительдолжника (п. п.2, 3 ст.224 Закона о несостоятельности).
Под ликвидациейюридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей впорядке правопреемства к другим лицам.
Порядок ликвидацииюридического лица регламентируется статьями 61 — 65 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (ГК РФ), главой VII Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей», Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)».
Методическиерекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении имигосударственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц определеныПисьмом ФНС от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439.
Ликвидация юридическоголица является длительной процедурой и состоит из следующих этапов:
1. принятие решения оликвидации. При этом следует учитывать, что юридическое лицо может бытьликвидировано:
по решению егоучредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на тоучредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на которыйсоздано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
судом на основаниитребования органа государственной власти;
2. формированиеликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
3. публикация сообщенияо ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса;
4. осуществлениерасчетов с кредиторами и составление ликвидационного баланса;
5. государственнаярегистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
В соответствии состатьей 124 Закона № 127-ФЗ «О банкротстве» принятие арбитражнымсудом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытиеконкурсного производства. При этом в соответствии с абзацем 14 статьи 2 Закона№ 127-ФЗ «О банкротстве» конкурсное производство — процедурабанкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целяхсоразмерного удовлетворения требований кредиторов.
На основаниивышеизложенного принятие арбитражным судом решения о признании должникабанкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица.
При поступлении решенияоб открытии конкурсного производства регистрирующий (налоговый) орган впятидневный срок с момента его поступления осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записио принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации. При этомприсваивается ГРН, распечатывается свидетельство, которое вместе ссоответствующей выпиской из ЕГРЮЛ направляется конкурсному управляющему.
С этого момента недопускаются регистрационные действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 20Закона № 129-ФЗ, за исключением государственной регистрации создания открытыхакционерных обществ, учредителем которых является юридическое лицо, признанноесудом несостоятельным (банкротом), и образуемых в связи с замещением активовюридического лица — банкрота в соответствии со статьей 141 Закона № 127-ФЗ.
Согласно статье 127Закона № 127-ФЗ при принятии решения о признании должника банкротом и оботкрытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсногоуправляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона № 127-ФЗ, и размервознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанноеопределение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
В соответствии сПостановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 15.12.2004 № 29 арбитражныйсуд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстведо внесения записи о государственной регистрации в связи с ликвидацией должникав Единый государственный реестр юридических лиц.
В случае если в решенииарбитражного суда о признании должника банкротом арбитражным судом утверждаетсякандидатура конкурсного управляющего, регистрирующий (налоговый) орган наосновании указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомленийпо формам № Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридическихлиц две записи, а именно:
запись о принятиирешения о ликвидации юридического лица;
запись о формированииликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Соответственно, наосновании внесенных записей в Единый государственный реестр юридических лицконкурсному управляющему выдаются (направляются) два свидетельства по форме №Р50003 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестрюридических лиц).
При банкротствеюридического лица в случае назначения конкурсного управляющего сведения о лице,имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, вносятсяна основании определения суда, направленного в регистрирующий орган, илиуведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица,назначении ликвидатора (форма № Р15002), представленного конкурснымуправляющим.
В соответствии спунктом 2 статьи 21 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрацииюридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедурыбанкротства в регистрирующий (налоговый) орган представляется определениеарбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Регистрирующий(налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации юридического лицав связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда озавершении конкурсного производства, при этом в графе «Заявитель»заполняется Ф. И.О. конкурсного управляющего, указанное в решении (определении)арбитражного суда.
Определениеарбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием длявнесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидациидолжника.
Соответствующая записьдолжна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с датыпредставления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющийгосударственную регистрацию юридических лиц.
На основании внесеннойзаписи в ЕГРЮЛ конкурсному управляющему направляется свидетельство по форме №Р50001 и выписка из ЕГРЮЛ.
С момента внесениязаписи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лицарбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрениювсех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб.
/>3. Выявление ИФНС признаков преднамеренного или фиктивногобанкротства юридических лиц
Проверка наличияпризнаков фиктивного и преднамеренного банкротства осуществляется на основеанализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособностьдолжника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с Правиламипроведения финансового анализа, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 25 июня 2003 г. № 367. Проверканаличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства осуществляется вовсех процедурах банкротства: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнемуправлении и конкурсном производстве. Наоснове проведенной проверки наличия (отсутствия) признаков фиктивного ипреднамеренного банкротства должны быть сделаны выводы:оботсутствии или о наличии признаков преднамеренного банкротства с предварительнойоценкой ущерба, или о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия)признаков преднамеренного банкротства; оботсутствии оснований для проведения проверки наличия признаков фиктивногобанкротства; об отсутствии или о наличиипризнаков фиктивного банкротства. Прифинансовом анализе также можно выявить причины неустойчивого состоянияпредприятия и наметить пути его улучшения — программу финансового оздоровления.
Необходимоанализировать обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, целесообразностьи эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия,его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей важна какдля для эффективного внешнего управления предприятием.
/>4. Внешний анализ финансового состояния юридического лица/>
/>4.1Общая оценка финансовогосостояния предприятия и его динамики
Для проведения анализафинансового состояния предприятия для определения несостоятельности(банкротства) следует воспользоваться сравнительным аналитическим балансом.
Агрегированный баланспредприятияСТАТЬЯ БАЛАНСА Расчет, строка Отчетный год Начало Конец АКТИВ
I. Внеоборотные активы, F
а190 128260 129520
II. Оборотные активы R а
а290 190409 201342 в том числе:
• запасы, Z
а210+а220 119176 130309
• дебиторская задолженность, rd
а230+а240 61352 63174
• денежные средств и КФВ, d
а250+а260 9881 7859
• прочие оборотные активы, r а
а270 Баланс, В
а300 318669 330862 ПАССИВ
Ш. Капитал и резервы, Ис
Р490 199166 202076
IV. Долгосрочные обязательства, КT
Р590 7822 7075
V. Краткосрочные обязательства, Rp
Рб90 111681 121711 В том числе:
• заемные средства, Кt
Р610 79462 59277
• кредиторская задолженность, r k
Рб20 25664 47210
• прочие пассивы, rp
Р630 ÷ Р660 6555 15224 Баланс, В
Р700 318669 330862
Структуру и динамикуфинансового состояния предприятия можно исследовать при помощи сравнительногоаналитического баланса.
Аналитический баланспредставлен в таблице 2.
Аналитический баланспредприятия Структура Изменения Начало Конец Начало Конец
Абсолютная
величина (гр.2 — гр.1)
Уд. вес
(гр.4 — гр.3) % (гр.5: гр.1 * 100)
% (гр.5: ∆В
* 100) АКТИВ 1 2 3 4 5
I. Внеоборотные активы, F 128260 129520 40,2% 39,1% 1260 -1,1% 1,0% 10,3%
II. Оборотные активы R а 190409 201342 59,8% 60,9% 10933 1,1% 5,7% 89,7% в том числе:
• запасы, Z 119176 130309 37,4% 39,4% 11133 2,0% 9,3% 91,3%
• дебиторская задолженность, rd 61352 63174 19,3% 19,1% 1822 -0,2% 3,0% 14,9%
• денежные средств и КФВ, d 9881 7859 3,1% 2,4% -2022 -0,7% -20,5% -16,6%
• прочие оборотные активы, r а – – – – – – – – Баланс, В 318669 330862 100,0% 100,0% 12193 0,0% 3,8% 100,0% ПАССИВ
Ш. Капитал и резервы, Ис 199166 202076 62,5% 61,1% 2910 -1,4% 1,5% 23,9%
IV. Долгосрочные обязательства, КT 7822 7075 2,5% 2,1% -747 -0,3% -9,5% -6,1%
V. Краткосрочные обязательства, Rp 111681 121711 35,0% 36,8% 10030 1,7% 9,0% 82,3% в том числе:
• заемные средства, Кt 79462 59277 24,9% 17,9% -20185 -7,0% -25,4% -165,5%
• кредиторская задолженность, r k 25664 47210 8,1% 14,3% 21546 6,2% 84,0% 176,7%
• прочие пассивы, rp 6555 15224 2,1% 4,6% 8669 2,5% 132,3% 71,1% Баланс, В 318669 330862 100,0% 100,0%
12193 0,0% 3,8% 100,0%
Как можно видеть поданным таблицы 2, общая валюта баланса в течение отчетного года увеличилась с318669 тыс. руб. до 330862 тыс. руб., на 12193 тыс. руб., что составило 3,8% кначальной величине. В активе баланса отмечено увеличение внеоборотных активов с128260 тыс. руб. до 129520 тыс. руб., на 1260 тыс. руб., или на 1,0,%.Оборотные активы увеличились со 190409 тыс. руб. до 201342 тыс. руб. на 10933тыс. руб., или на 5,7%. В пассиве увеличились краткосрочные обязательства с111681 тыс. руб. до 121711 тыс. руб., на 10030 тыс. руб., или на 9,0%. Капитали резервы возросли с 199166 тыс. руб. до 202076 тыс. руб., на 2910 тыс. руб.,что составило 1,5%. Долгосрочные обязательства уменьшились с 7822 тыс. руб. до7075 тыс. руб., или на 747 тыс. руб., что составило 9,5%.
Структура активабаланса изменилась в сторону увеличения доли оборотных активов. Так, если наначало периода доля внеоборотных активов составляла 40,2%, за отчетный периодона снизилась на 1,1% и составила 39,1%. Доля оборотных активов,соответственно, составляла 59,8% и возросла на 1,1%, на конец периода составила60,9%.
Структура пассиваизменилась также незначительно. На начало периода доля капитала и резервовсоставила 62,5%, снизившись на 1,4% за год до величины 61,1%. Доля долгосрочныхобязательств также уменьшилась — на 0,3%, с 2,5% до 2,1%. Возросла в структурепассива только доля краткосрочных обязательств, составлявшая на начало периода35,0%, а на конец периода — 36,8%. Увеличение доли составило 1,7%.
На увеличение валютыбаланса повлияли следующие показатели. В активе на 89,7% увеличение балансаобусловлено ростом оборотных активов, на 10,3% — ростом внеоборотных активов. Впассиве наибольшее влияние оказал рост краткосрочных обязательств, за счет чеговалюта баланса увеличилась на 82,3%. Рост капитала и резервов обеспечилувеличение баланса на 23,9%, а снижение долгосрочных обязательств уменьшилорост валюты баланса на 6,1%.
Таким образом, можносделать вывод, что приток новых средств в основном был через краткосрочныеобязательства, эти новые средства были вложены в основном в оборотные активы.Рассмотрим эти показатели более детально.
В составе оборотныхактивов выделяются запасы, дебиторская задолженность, денежные средства икраткосрочные финансовые обязательства. Прочие оборотные активы в балансеотсутствуют.
Запасы предприятияувеличились со 119176 тыс. руб. до 130309 тыс. руб., на 11133 тыс. руб., чтосоставило 9,3%. Дебиторская задолженность возросла с 61352 тыс. руб. до 63174тыс. руб., или на 1822 тыс. руб., что составило 3%. Денежные средства и КФВуменьшились с 9881 тыс. руб. до 7859 тыс. руб., на 2022 тыс. руб., чтосоставило 20,5%.
Несколько измениласьструктура оборотных активов. Доля запасов составляла 37,4% активов баланса наначало периода и возросла за год на 2,0% до показателя 39,4%. Доля дебиторскойзадолженности снизилась на 0,2% — с 19,3% активов до 19,1%. Доля денежныхсредств и КФВ снизилась несколько больше — на 0,7%, с 3,1% до 2,4% активовбаланса. Общее изменение оборотных активов составило 1,1% активов баланса.
На увеличение валютыбаланса повлияло увеличение оборотных активов на 89,7%, в том числе: увеличениезапасов — на 91,3%, увеличение дебиторской задолженности — на 14,9%. Снижениеденежных средств и КФВ уменьшило общий итог на 16,6%.
В пассиве баланса всоставе краткосрочных обязательств выделяются заемные средства, кредиторскаязадолженность и прочие пассивы.
Краткосрочные заемныесредства существенно уменьшились — с 79462 тыс. руб. до 59277 тыс. руб., или на20185 тыс. руб., что составило — 25,4%. Кредиторская задолженность резкоувеличилась — с 25664 тыс. руб. до 47210 тыс. руб., на 21546 тыс. руб., или на84%. Прочие пассивы увеличились с 6555 тыс. руб. до 15224 тыс. руб., на 8669тыс. руб., что составило 132,3%.
Изменилась структуракраткосрочных обязательств. Так, если доля краткосрочных заемных средствсоставляла 24,9% пассива баланса, к концу периода она снизилась на 7,0% исоставила 17,9%. Доля кредиторской задолженности увеличилась с 8,1% до 14,3%пассива, или на 6,2%. Доля прочих пассивов составляла 2,1% к пассиву баланса,увеличилась на 2,5% и составила к концу периода 4,6%.
На увеличение валютыбаланса повлияло увеличение краткосрочных обязательств: рост кредиторскойзадолженности обусловил 176,7% прироста баланса, увеличение прочих пассивов — 71,1%, а снижение краткосрочных заемных средств уменьшило на 165,5%. Общеевлияние роста краткосрочных обязательств составило 82,3%.
Таким образом, втечение отчетного года предприятие получило приток новых средств, прежде всего,в виде кредиторской задолженности, существенно снизив краткосрочные заемныесредства. Полученные ресурсы были направлены в основном в запасы.
/>4.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия
Для характеристикиисточников формирования запасов и затрат определяют три основных показателя:
1. Наличие собственныхоборотных средств, как разница между капиталом и резервами и внеоборотнымиактивами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал.
2. Наличие собственныхи долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, определяемоепутем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных обязательств.
3. Общая величинаосновных источников формирования запасов и затрат, определяемая путемувеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств.
Трем показателямналичия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателяобеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
1. Излишек (+) илинедостаток (-) собственных оборотных средств:
Ф1 = Р490 — А190 — (А210 + А220)
2. Излишек (+) илинедостаток (-) и долгосрочных основных источников формирования запасов изатрат:
Ф2 = Р490 + Р590 — А190- (А210 + А220)
3. Излишек (+) илинедостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов изатрат:
ФЗ = Р490 + Р590 + Р610- А190 — (А210 + А220)
С помощью этих трехпоказателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовойситуации:
S (Ф) = 1, если Ф>0
S (Ф) = 0, если Ф
Анализ финансовойустойчивости проводится в таблице 3.
Анализ финансовойустойчивости, тыс. руб. Наименование показателя Расчет, строка баланса или таблицы Отчетный год Начало Конец Изменение (гр.2 — гр.1) А Б 1 2 3 1. Источники собственных средств
Р490 199166 202076 2910 2. Основные средства и вложения
а190 128260 129520 1260 3. Наличие собственных оборотных средств 1-2 70906 72556 1650 4. Долгосрочные кредиты и заемные средства
Р590 7822 7075 -747 5. Собственные и долгосрочные заемные источники 3+4 78728 79631 903 6. Краткосрочные кредиты и заемные средства
Р610 79462 59277 -20185 7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат 5+6 158190 138908 -19282 8. Общая величина запасов и затрат
а210+а220 119176 130309 11133 9. Излишек (+) или недостаток (-): • собственных оборотных средств 3-8 -48270 -57753 -9483 • собственных и долгосрочных заемных средств 5-8 -40448 -50678 -10230 • общей величины основных источников формирования запасов и затрат 7-8 39014 8599 -30415 10. Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости S={0, 0, 1} S={0, 0, 1} S={0, 0, 1}
По данным таблицы 3можно видеть, что собственные оборотные средства, рассчитываемые как разницамежду капиталом и резервами и внеоборотными активами, увеличились с 70906 тыс.руб. до 72556 тыс. руб. То есть, чистый оборотный капитал предприятия возрос на1650 тыс. руб.
Собственные идолгосрочные заемные источники формирования запасов и затрат, определяемыепутем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных обязательств,проявили меньший рост — на 903 тыс. руб., увеличившись с 78728 тыс. руб. до79631 тыс. руб., так как долгосрочные кредиты и заемные средства предприятияснизились на 747 тыс. руб.
Общая величина основныхисточников формирования запасов и затрат, определяемая путем увеличенияпредыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств, снизилась со158190 тыс. руб. до 138908 тыс. руб., или на 19282 тыс. руб., посколькукраткосрочные кредиты и заемные средства уменьшились на 20185 тыс. руб.
При расчете общейвеличины запасов и затрат, с учетом увеличения данного показателя на 11133 тыс.руб., было выявлено следующее.
На начало отчетногопериода недостаток собственных оборотных средств составлял 48270 тыс. руб., анедостаток собственных оборотных и долгосрочных заемных средств составлял 40448тыс. руб. Однако, за счет краткосрочных заемных средств образовался платежныйизлишек общей величины источников формирования запасов и затрат в сумме 39014тыс. руб.
На конец периоданедостаток собственных оборотных средств увеличился на 9483 тыс. руб. исоставлял 57753 тыс. руб., а недостаток собственных оборотных и долгосрочныхзаемных средств увеличился еще больше — на 10230 тыс. руб. — и составлял 50678тыс. руб. Излишек общей величины источников формирования запасов и затратснизился на 30415 тыс. руб. и составил 8599 тыс. руб.
Таким образом, основныепоказатели обеспеченности запасов и затрат источниками формирования, следующие.
Ф1 — показательобеспеченности собственными оборотными средствами
на начало года S (Ф1) =0, так как Ф1
на конец года S (Ф1) =0, так как Ф1
Ф2 — показательобеспеченности собственными оборотными средствами и долгосрочными заемнымиисточниками
на начало года S (Ф2) =0, так как Ф2
на конец года S (Ф2) =0, так как Ф2
Ф3 — показательобеспеченности основными источниками формирования запасов и затрат
на начало года S (Ф3) =1, так как Ф3>0.
на конец года S (Ф3) =1, так как Ф3>0.
Для характеристикифинансовой ситуации на предприятии существуют четыре типа финансовойустойчивости:
1. Абсолютнаяустойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко,представляет собой крайний тип финансовой устойчивости. Указанные трипоказателя составляют следующие величины: S={1, 1, 1}.
2. Нормальнаяустойчивость финансового состояния предприятия, гарантирующая егоплатежеспособность: S={0, 1, 1}.
3. Неустойчивоефинансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но прикотором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счетпополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторскойзадолженности, ускорения оборачиваемости запасов: S={0, 0, 1}.
4. Кризисное финансовоесостояние, при котором предприятие может находиться на грани банкротства: S={0,0, 0}.
Итак, как на начало,так и на конец отчетного года трехкомпонентный показатель финансовойустойчивости был равен S={0, 0, 1}, что характеризует финансовое состояние какнеустойчивое, сопряженное с нарушением платежеспособности, хотя сохраняетсявозможность восстановления равновесия.
/>/>4.3 Анализ ликвидности баланса
Задача анализаликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с необходимостью даватьоценку кредитоспособности предприятия, т.е. его способности своевременно иполностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Анализ ликвидностибаланса заключается в сравнении средств по активу, расположенных в порядкеубывания их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными впорядке возрастания сроков их погашения.
Анализ ликвидностипредприятия представлен в таблице 4.
Анализ ликвидностипредприятияАктив Начало Конец Пассив Начало Конец Платежный излишек, недостаток отчетного года отчетного года Начало (гр.1 — гр.3) Конец (гр.2 — гр.4) отчетного года А 1 2 П 3 4 5 6 1. Наиболее ликвидные активы (а250+а260) 9881 7859
1. Наиболее срочные обязательства, Р620 25664 47210 -15783 -39351 2. Быстро-реализуемые активы (а240+а270) 61151 62731
2. Кратко-срочные пассивы, (Р610+Р660) 79462 67518 -18311 -4787 3. Медленно реализуемые активы (а210-а216+а220+а230+а140) 130531 141868 3. Долго-срочные пассивы (Р590+Р630+Р640+Р650) 14377 14058 116154 127810 4. Трудно реализуемые активы (а190-а140) 116861 118006 4. Постоянные пассивы (Р490-а216) 198921 201678 -82060 -83672 БАЛАНС 318424 330464 БАЛАНС 318424 330464
Как видно по даннымтаблицы 4, на предприятии наблюдается платежный недостаток наиболее ликвидныхактивов для покрытия наиболее срочных обязательств. На начало года платежныйнедостаток по данной группе составил 15783 тыс. руб., на конец года — увеличился до 39351 тыс. руб. То есть, наиболее срочные обязательства не могутбыть быстро погашены.
По следующей группетакже наблюдается платежный недостаток быстрореализуемых активов для покрытиякраткосрочных пассивов. На начало года платежный недостаток составил 18311 тыс.руб., к концу года он уменьшился до 4787 тыс. руб. Таким образом, краткосрочныеобязательства предприятия тоже не могут быть погашены в срок.
Платежный излишексуществует только по медленно реализуемым активам в покрытие долгосрочныхпассивов предприятия. На начало года платежный излишек составляет 116154 тыс.руб., на конец года он увеличился до 127810 тыс. руб. Платежный излишек поданной группе покрывает платежный недостаток по двум предыдущим группам, тоесть, за счет медленно реализуемых активов предприятие может погасить не толькосвои долгосрочные пассивы, но и краткосрочные обязательства, и наиболее срочныеобязательства. Таким образом, у предприятия есть возможность погасить все своиобязательства, однако, в течение продолжительного срока, требуемого для реализациивсех запасов.
Таким образом, вближайшее к моменту проведения анализа время предприятие характеризуется какнеплатежеспособное, однако, в долгосрочном периоде предприятие платежеспособно,обладает перспективной ликвидностью.
Баланс считаетсяликвидным при условии следующих соотношений групп активов и обязательств:
А1 ³П1
А2 ³П2
А3 ³П3
А4 £П4
То есть, баланспредприятия нельзя признать ликвидным ни на начало исследуемого периода, ни наконец периода.
Для комплексной оценкиликвидности баланса рассчитывается общий показатель ликвидности по формуле:
/>
где а — весовыекоэффициенты групп ликвидности по активу и пассиву.
В курсовой работепринимаются
а1=1; а2=0,5; а3=0,3.
На начало периода
А1 = 9881
А2 = 61151
А3 = 130531
П1 = 25664
П2 = 79462
П3 = 14377
/> = 1,142
На конец периода
А1 = 7859
А2 = 62731
А3 = 141868
П1 = 47210
П2 = 67518
П3 = 14058
/> = 0,960
Общий показательликвидности баланса на начало года равен 1,142; на конец года — 0,960. Этоговорит о том, что на начало года предприятие могло покрыть 114% своихобязательств, а к концу года ликвидность упала до 96%.
/>4.4 Анализ финансовых коэффициентов
Финансовые коэффициентыпредставляют собой относительные показатели ФСП.
Они рассчитываются ввиде отношения абсолютных показателей финансового состояния.
Анализ финансовыхкоэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, атакже в изучении их динамики за отчетный период.
Коэффициент автономии:
/>
На начало года
/> =0,625
На конец года
/>= 0,611
Коэффициент соотношениязаемных и собственных средств:
/>
На начало года
/>= 0,600
На конец года
/>= 0,637
Коэффициент соотношениямобильных и иммобилизованных средств:
/>
На начало года
/> = 1,485
На конец года
/> = 1,555
Коэффициентманевренности:
/>
На начало года
/> = 0,356
На конец года
/> = 0,359
Коэффициентобеспеченности запасов и затрат:
/>
На начало года
/> = 0,595
На конец года
/> = 0,557
Коэффициент имуществапроизводственного назначения:
/>
На начало года
/> = 0,424
На конец года
/> = 0,397
Коэффициент абсолютнойликвидности:
/>
где Rc — срочныеобязательства предприятия. На начало года
/> = 0,088
На конец года
/> = 0,065
Коэффициент быстрой ликвидности:
/>
На начало года
/> = 0,636
На конец года
/> = 0,580
Коэффициент текущейликвидности:
/>
На начало года
/> = 1,703
На конец года
/> = 1,651
Анализ финансовыхкоэффициентов осуществляется в табл.5.
Анализ финансовыхкоэффициентовКоэффициент Нормальное ограничение Отчетный год Изменения Начало Конец (гр.3 — гр.2)
Автономии Ка >=0,5 0,625 0,611 -0,014
Соотношения заемных и собственных средств Кз/с Маневренности Км opt ~ 0,5 0,356 0,359 0,003
Обеспеченности запасов и затрат К0 >= 0,6÷0,8 0,595 0,557 -0,038
Имущества производственного назначения Кпр. имущ. >=0,5 0,424 0,397 -0,027
Абсолютной ликвидности Ка. л. >=0,2÷0,25 0,088 0,065 -0,024
Быстрой ликвидности Кб. л. >=0,7÷1,0 0,636 0,580 -0,056
Текущей ликвидности Кт. л.
>=2 1,703 1,651 -0,053
Данные таблицы 5показывают, что коэффициент автономии на начало (0,625) и конец года (0,611)выше нормативного значения 0,5. Таким образом, используемые предприятием активыболее чем наполовину сформированы за счет собственного капитала. Этоположительно влияет на уровень финансовой устойчивости предприятия. Данныйкоэффициент — один из важнейших для характеристики финансовой устойчивостипредприятия, так как показывает независимость от заемных источников.
Коэффициент соотношениязаемных и собственных средств менее 1, соответствует нормативному значению, наначало года его значение 0,600, на конец года — 0,637. Это говорит о том, чтодоля заемных средств на предприятии составляет примерно 60% от собственныхсредств. Одним из последствий высокого соотношения заемных и собственныхсредств на протяжении всего анализируемого периода является высокая вероятностьреальных финансовых затруднений в будущем. На данном предприятии такого ненаблюдается, что можно отметить как положительный фактор.
Соотношение мобильных ииммобилизованных средств на начало года составляет 1,485, а на конец года — 1,555. Это говорит о том, что оборотные активы предприятия превышаютвнеоборотные примерно в 1,5 раза. Положительная динамика роста коэффициента показывает,что предприятие вкладывает ресурсы в оборотные средства больше, чем в основные.
Коэффициентманевренности (КМ) показывает, какая часть собственного капиталанаходится в обороте в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этимисредствами. Считается, что данный коэффициент должен быть достаточно высоким идо 50% оборотных средств должно финансироваться из собственных источников,обеспечивая достаточную гибкость в использовании собственных средствпредприятия. Данные табл.5 свидетельствуют о том, что за период Кмнезначительно увеличился, если на начало периода 35,6% собственного капиталанаходилось в составе оборотных средств, то к концу года этот показатель выросдо 35,9%. Однако, величина коэффициента недостаточна, что следует оценить какнегативный фактор и при конструировании решений исходить из задачи доведенияэтого коэффициента до нормального уровня — Км ≥ 0,5.
Коэффициентобеспеченности запасов и затрат показывает долю собственных оборотных средств вобщей сумме источников формирования запасов. В течение анализируемого периодапредприятие для формирования запасов использовало почти 60% собственногокапитала, коэффициент можно считать равным нормативному 0,6 — на начало года0,595, на конец года 0,557, что говорит о том, что предприятие практически неориентируется на средства кредиторов и старается использовать собственныесредства. Здесь четко прослеживается взаимозависимость различных финансовыхпоказателей (коэффициентов ликвидности, автономии, маневренности и т.п.),которая позволяет более глубоко обосновывать выводы и избегать ошибок приконструировании решений.
Коэффициент имуществапроизводственного назначения (Кпр. имущ) показывает целесообразностьили нецелесообразность привлечения долгосрочных заемных средств для увеличенияимущества производственного назначения. Нормальным считается уровень Кпр.имущ. > 0,5. За анализируемый период значение данного показателянаходится немного ниже допустимого уровня (0,424 на начало года и 0,397 наконец года). Следовательно, привлечение долгосрочных заемных средствцелесообразно для улучшения финансовых показателей, а потому нет необходимостипроявлять бережливость, используя для увеличения имущества краткосрочныеобязательства. Исходя из значений данного коэффициента для этих целей предприятиюможно рекомендовать использовать долгосрочные заемные средства.
Коэффициент абсолютнойликвидности существенно ниже нормы 0,2: на начало года 0,088, к концу годауменьшился на 0,024 — до 0,065. Чем выше значение данного показателя, тембольше гарантии погашения долгов. Соответственно, гарантии погашения долгов упредприятия низкие и еще снизились в исследуемом году. Однако даже принебольшом значении этого коэффициента предприятие может быть всегдаплатежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и оттокденежных средств по объему и срокам.
Коэффициент быстройликвидности на начало года составил 0,636, на конец — 0,580. Это опять несовпадает с нормативным значением 0,7-0,8. Отсюда следует, что большую частьликвидных средств предприятия составляет дебиторская задолженность, которуютрудно своевременно взыскать, таким образом, возможность удовлетворениякраткосрочных финансовых обязательств за счет ликвидных активов будет зависетьот своевременности погашения дебиторской задолженности.
За исследуемый периодкоэффициент текущей ликвидности составил на начало года — 1,703, на конец года- 1,651 при оптимальном соотношении 2:
1. Следовательно, этоозначает слабую возможность покрытия предприятием всех своих обязательств засчет текущих активов.
/>4.5 Состояние платежеспособности предприятия
Предприятие считаетсяплатежеспособным, когда ресурсы, имеющиеся в активе баланса достаточны, чтобыпогасить срочные обязательства предприятия и не допустить нарушения сроковрасчетов по обязательствам. Анализ платежеспособности осуществляется на основетабл.6.
Анализплатежеспособности предприятияВиды денежных средств Сумма Виды предстоящих платежей Сумма На н. г На к. г. +,- На н. г. На к. г. +,- А 1 2 3 Б 4 5 6 1. Денежные средства, а260 7365 6525 -840 1. Налоги, р624 1188 3365 2177 2. Расчеты с внебюджетными фондами, р623 1677 3337 1660 3. Погашение ссуд, р610 79462 59277 -20185 4. Оплата товаров, работ и услуг, р621 16574 31513 14939 2. Дебиторская задолженность, а240 61151 62731 1580 5. Оплата услуг сторонних организаций, р625 2699 3578 879 6. Оплата труда, р622 3526 5417 1891 ИТОГО: 68516 69256 740 ИТОГО: 105126 106487 1361
Платежеспособностьпредприятия выражается через коэффициент платежеспособности
/>
Если Кплатеж. >1,то предприятие платежеспособно, если
На начало периода
/> = 0,652
На конец периода
/> = 0,650
Таким образом,предприятие неплатежеспособно по показателям на начало отчетного периода и наконец отчетного периода.
Если платежеспособностьнарушена, то нужно рассчитать коэффициент утраты платежеспособности сроком на 3месяца и коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев поформулам:
/>
Где /> – коэффициент текущейликвидности предприятия на конец отчетного периода; /> = 1,651;
/> – изменениекоэффициента за отчетный период;
ΔК = — 0,053;
Т — период времени вмесяцах; Т = 3 мес.
2 — нормативкоэффициента текущей ликвидности.
Квосстан. платежсроком на 6 месяцев/>
Указанные коэффициентыдолжны быть больше 1. В противном случае предприятие в ближайшее время несможет восстановить свою платежеспособность.
/> = 0,8
Квосстан. платежсроком на 6 месяцев/> = 1,6
Как показывают расчеты,предприятие сможет восстановить свою платежеспособность не ранее, чем через 6месяцев.
Таким образом, напредприятии наблюдается неустойчивое финансовое состояние, баланс предприятияне является ликвидным в исследуемом периоде, ликвидность по финансовымкоэффициентам также не соответствует установленным нормативам.
Предприятие следуетпризнать несостоятельным, но способным к финансовому оздоровлению.
/>5. Порядок ликвидации несостоятельного предприятия (банкрота)
Порядок ликвидацииюридического лица регламентируется статьями 61 — 65 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (ГК РФ), главой VII Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей» Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)».
Согласно пункту 4статьи 61 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либодействующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иногофонда, может быть ликвидировано в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствиепризнания его несостоятельным (банкротом).
В настоящее время делао признании несостоятельными (банкротами) соответствующих юридических лицподведомственны арбитражным судам.
Ликвидация юридическоголица, стоимость имущества которого недостаточна для удовлетворения требованийкредиторов, осуществляется в порядке статей 224 — 226 Закона № 127-ФЗ «Обанкротстве».
При обнаружениинедостаточности стоимости имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор)обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должникабанкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемогодолжника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждаетконкурсного управляющего.
В соответствии состатьей 226 Закона № 127-ФЗ непредставление в арбитражный суд заявления опризнании ликвидируемого юридического лица банкротом является основанием дляотказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)записи о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 9статьи 142 Закона № 127-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 6 статьи 64Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, неудовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаютсяпогашенными.
В случае представленияуказанными юридическими лицами документов для государственной регистрации всвязи с ликвидацией при наличии в ликвидационном балансе задолженности передкредиторами, в том числе по обязательным платежам в бюджет, регистрирующий(налоговый) орган не вправе принимать решение об отказе в государственнойрегистрации юридического лица на основании пункта 1 статьи 226 Закона № 127-ФЗ.
Согласно пункту 8статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, аюридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи вЕдиный государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В соответствии состатьей 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи сликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующиедокументы:
подписанное заявителемзаявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденнойПостановлением № 439;
ликвидационный баланс;
документ об уплатегосударственной пошлины.
Документы,предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ, представляются в регистрирующий(налоговый) орган не ранее чем через два месяца с момента помещения в органахпечати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидацииюридического лица.
При принятии документовдля государственной регистрации ликвидации юридического лица ИФНС по Кировскомурайону г. Уфы РБ не вправе требовать представления каких-либо документов,подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки оботсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фондсоциального страхования сумм капитализированных платежей по обязательномусоциальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофзаболеваний).
Заявление огосударственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией поформе № Р16001, утвержденной Постановлением № 439, представляется врегистрирующий (налоговый) орган ликвидационной комиссией или ликвидатором.
На основаниипредставленного заявления регистрирующий (налоговый) орган ИФНС по Кировскомурайону г. Уфы РБ вносит запись о государственной регистрации ликвидацииюридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме № Р15001 ивыписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.
Ликвидационный балансявляется одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующийорган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ для внесения в ЕГРЮЛ записи оликвидации юридического лица.
Анализ положений статьи63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведенияо составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества.Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как ипромежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
На основании пункта 5статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссиейтолько после расчета с кредиторами юридического лица, после проведенияинвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридическоголица.
В связи с этим принаправлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного балансаили заявления о ликвидации юридического лица ИФНС по Кировскому району г. УфыРБ руководствуется сроками составления (утверждения) промежуточноголиквидационного баланса, установленными Гражданским кодексом РоссийскойФедерации.
Если юридическим лицомподано Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с еголиквидацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 22 Закона №127-ФЗ (до истечения двух месяцев с момента помещения в органах печатипубликации о ликвидации юридического лица), то регистрирующий орган ИФНС поКировскому району г. Уфы РБ в целях недопущения нарушения вышеуказанной статьипринимает решение об отказе в государственной регистрации в соответствии сподпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона (непредставление заявления огосударственной регистрации в связи с ликвидацией).
Документыпредставляются в регистрирующий орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ поистечении установленного законом срока.
Необходимо отметить,что в заявлении по форме № Р16001 подтверждается, что соблюден установленныйфедеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с егокредиторами завершены.
В случае представленияв регистрирующий (налоговый) орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБдокументов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в томчисле подтверждающих завершение всех расчетов с кредиторами (ликвидационныйбаланс), и при наличии в регистрирующем (налоговом) органе сведений оботсутствии удовлетворения требований кредиторов (в т. ч. требований пообязательным платежам) либо при обнаружении недостаточности имуществаликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредитороврегистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственнойрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии спунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 226 Закона № 127-ФЗ.
/>6. Проблемы процедуры признания банкротства юридических лиц
Для обращения в суд сзаявлением о банкротстве ликвидируемого должника важным условием являетсяналичие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия илиотсутствия решения о добровольной ликвидации юридического лица зависит, вчастности, возможность рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстведолжника по заявлению его кредитора.
В случае если дело обанкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационнойкомиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя должника или руководителя должника,рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей,предусмотренных законом для банкротства ликвидируемого должника (п.3 ст.225Закона №127-ФЗ).
Если же после принятиязаявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительнымрешение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу обанкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этомслучае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условииналичия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу обанкротстве в обычном режиме.
Сложнее обстоит дело,если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Ведьзачастую кредитор, осознав, что его требования не будут удовлетворены,стремится к скорейшей ликвидации должника. В такой ситуации находятся,например, банки, которые формируют резерв на возможные потери по ссудам принарушении сроков выплаты процентов по основному долгу и до момента погашениялибо списания задолженности с баланса. Основанием же для списания задолженностиликвидируемого должника выступает решение суда.
Закон не ограничиваетликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточноголиквидационного баланса должника. И при определенной недобросовестности еепредседателя и членов этот процесс может затянуться на неопределенное время.Доказав эту недобросовестность, банки могут потребовать возмещения упущеннойвыгоды (в виде неполученных процентов на те денежные средства, которые былииспользованы при формировании резерва). Но все же банкам выгоднее высвободитьденежные средства из резерва, чем инициировать судебный процесс о возмещениинеполученных доходов с неопределенной перспективой.
В настоящее времякредитор не может обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемогодолжника банкротом. Лишение кредитора подобного права объясняется спецификойхозяйственной ситуации (ликвидацией должника). Если принятие решения оликвидации и создании ликвидационной комиссии имело место до обращениякредитора в арбитражный суд и возбуждения дела о банкротстве должника, торассмотрение в арбитражном суде спора о признании должника банкротом в порядке,предусмотренном Законом о несостоятельности по заявлению кредитора должникаисключается в любом случае, поскольку причиной ликвидации юридического лицаявляется не его банкротство, а иные основания.
В то же время если решениемарбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организацияпризнана несостоятельной (банкротом), то иск о ее ликвидации в связи сосуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона ииных правовых актов не подлежит рассмотрению.
Признакомнесостоятельности ликвидируемого должника является также просрочка исполненияденежных обязательств (обязанности по уплате обязательных платежей). Однакофакты наличия просрочки в исполнении денежных обязательств (обязанностей поуплате обязательных платежей), превышения размера задолженности сверхзаконодательно определенных минимальных величин для решения вопроса овозбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника значенияне имеют.
В этих условиях критерийнеоплатности, который применительно к ликвидируемому должнику присутствует,является не столько критерием банкротства, сколько критерием необходимостиобращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника.
Упрощение процедур банкротстваликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедурнаблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если естьоснования полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражныйсуд сразу принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и оботкрытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Нарушение требования обобращении в суд при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемогодолжника для удовлетворения требований всех кредиторов недопустимо, посколькуможет явиться основанием для отказа во внесении в единый государственный реестрюридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
/>Заключение
Подводя итогвыполненной работе, сформулируем основные результаты преддипломной практики ивыводы, сделанные на их основе.
Если стоимостьимущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение оликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такоеюридическое лицо ликвидируется.
В качествеобязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточностистоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворениятребований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации.
Упрощенная процедурабанкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядокприменения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства,характеризуется относительной оперативностью проведения судебногоразбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используетсятолько одна процедура банкротства — конкурсное производство). Посколькуупрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственнойситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторойпредопределенности решения суда (т.к сразу открывается конкурсное производствос последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощеннуюпроцедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящуюприбыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как можно скорее оттакого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство онесостоятельности.
Порядок ликвидацииюридического лица регламентируется статьями 61 — 65 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (ГК РФ), главой VII Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей», Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)».
Методическиерекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении имигосударственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц определеныПисьмом ФНС от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439.
Проверка наличия признаковфиктивного и преднамеренного банкротства осуществляется во всех процедурахбанкротства: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении иконкурсном производстве.
На основе проведеннойпроверки наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренногобанкротства должны быть сделаны выводы:
об отсутствии или оналичии признаков преднамеренного банкротства с предварительной оценкой ущерба,или о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаковпреднамеренного банкротства;
об отсутствии основанийдля проведения проверки наличия признаков фиктивного банкротства;
об отсутствии или оналичии признаков фиктивного банкротства.
В соответствии состатьей 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи сликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующиедокументы:
подписанное заявителемзаявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденнойПостановлением № 439;
ликвидационный баланс;
документ об уплатегосударственной пошлины.
Документы,предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ, представляются в регистрирующий(налоговый) орган не ранее чем через два месяца с момента помещения в органахпечати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидацииюридического лица.
Ликвидация юридическоголица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существованиепосле внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц(ЕГРЮЛ).
/>Список литературы
Гражданский Кодекс Российской Федерации
Федеральный Закон от № 127-ФЗ 26.10.2002«О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный Закон № 129-ФЗ от 08.08.2001«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»
Письмо ФНС от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439«Методические рекомендации для территориальных органов ФНС России приосуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридическихлиц»
Антикризисное управление от банкротства- к финансовому оздоровлению / под. ред. Г.П. Иванова. — М.: Закон и право,ЮНИТИ, 2005 г. — 317 с. I том.
Берстайн Л.А. Анализ финансовойотчетности. — М.: Ф. и Ст., 2005. — 224 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализбухгалтерской отчетности. — М.: ДИС, 2005. — 262 с.
Каплунова Г.Ю. Признаки и методывыявления преднамеренного и фиктивного банкротства (по первичной ибухгалтерской документации): более 130 признаков умышленного банкротства. — М.:Центр деловой информации, 2007. — 196 с.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализфинансового состояния предприятия. Изд.4-е, исправл., доп. — М.: Центрэкономики и маркетинга, 2005 г. — 442 с.
Ковалев В.В., Патров В.В. Как читатьбаланс. М.: Ф. и Ст., 2003. — 224 с.
Крейнина М.Н. Финансовое состояниепредприятия. Методы оценки. — М.: ДиС, 2004. — 316 с.
Палий В.Ф. Методика анализабухгалтерской отчетности. — М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2005. — 342 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятий. — Минск: «Новое знание», 2007. — 704 с.
Стратегия и тактика антикризисногоуправления фирмой. / Под ред.А.П. Градова и Б.И. Кузина. — СПб.: Специальнаялитература, 2002. — 288 с.
Теория и практика антикризисногоуправления: / Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др. М.: Закон и право,ЮНИТИ, 2005 г. — 469 с.
Федорова Г.В. Финансовый анализпредприятия при угрозе банкротства — М.: Омега-Л, 2005. — 272 с.
Четыркин Е.М., Васильева Н.Е.Финансово-экономические расчеты: Справочное пособие. — М.: Финансы истатистика, 2005. — 302 с.
Чечевицина Л.Н. Анализфинансово-экономической деятельности. — М.: «Маркетинг», 2004. — 352с.
Шеремет В.В., Сайфулин Р.С. Финансыпредприятий. — М.: Инфра-М, 2004. — 656 с.
Шеремет А.Д. Анализ финансовогосостояния, 2-е изд. — М.: «ФБК-Пресс», 2003. — 512 с.