Инвестиционные операции банков

Основные критерии и виды инвестиционной деятельности банков
Инвестиции – совокупность затрат в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и другие отрасли хозяйства. Целью инвестиционной деятельности является получение предпринимательского дохода или процента.
Инвестор – это гражданин или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет.
Банковские инвестиции в ликвидных ценных бумагах выполняют ряд важнейших функций. Ценные бумаги обеспечивают дополнительный, отличный от кредитов источник доходов. Вложения в ценные бумаги представляют собой источник ликвидности для ограничения объемов наличных резервов. Наконец, вложения в ценные бумаги помогают уменьшить налоговые обязательства банка посредствам инвестиций в ценные бумаги, освобожденные от налогов, и приобретения высоконадежных ценных бумаг для компенсации высокого кредитного риска портфеля займов. Наиболее распространенные инструменты денежного рынка:
Казначейские векселя
Ценные бумаги федеральных агентов
Депозитные сертификаты
Евродолларовые депозиты
Банковские акцепты
Коммерческие векселя
Краткосрочные муниципальные облигации
Долгосрочные инструменты рынка капиталов
Основными видами инвестиций являются вклады в акции, облигации, опционы (соглашения, которые предоставляются одной из сторон биржевой сделки купли – продажи право выбора между альтернативными условиями договора).
Но существуют и другие области инвестирования – это инвестиции во фьючерсные сделки – предоставление инвестору права приобретать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного периода времени. В условиях роста цен и инфляции чем больше период времени, в течение которого действует определенная цена, тем в большую сумму оценивают подобное право. При выборе вида инвестиций инвестор руководствуется практическими мотивами – очень выгодное приобретение при минимальных затратах и минимальных рисках.
Для инвестора существуют следующие виды инвестиций:
1) Инвестиции в золото, серебро и другие виды металлов;
2) Инвестиции в монеты, драгоценности, коллекционные товары;
3) Инвестиции в недвижимость;
4) Инвестиции в инвалюты;
5) Инвестиции в сбережения на денежных вкладах в банках;
6) Инвестиции в акции иностранных компаний и др.
Прямые и портфельные инвестиции
При анализе вложений банка в ценные бумаги следует различать прямые и портфельные инвестиции.
Прямые – это вложения с целью непосредственного управления объектом инвестиций, в качестве которого могут выступать предприятия, различные фонды и корпорации, недвижимость и другое имущество.
Прямые инвестиции принимают форму вложений в ценные бумаги в том случае, когда банк приобретает (либо оставляет за собой) контрольный пакет акций той или иной компании, в управлении которой он непосредственно участвует, реализуя право голоса по принадлежащим ему акциям.
Так как коммерческий банк может владеть контрольным пакетом акций промышленных и торговых предприятий, которые являются его основными клиентами, обладая контрольным пакетом, он может контролировать производственную и финансовую деятельность предприятия и таким образом снижать риски своих кредитных операций с этими предприятиями.
Для диверсификации (размещение инвестиционных денежных средств между различными объектами вложения с целью снижения риска возможных потерь капитала) своей деятельности и расширения доходности коммерческие банки выступают в качестве учредителей небанковских инвестиционных институтов и финансовых компаний (инвестиционных и страховых компаний, негосударственных фондов, лизинговых компаний и др.). Вложения в акции этих фондов и компаний также является формой прямых инвестиций, поскольку банк производит их с целью управления данными фондами и компаниями, и они являются его дочерними или зависимыми организациями.
Цель портфельных инвестиций – получение дохода от роста курсовой стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле, и прибыли в форме дивидендов и процентов на основе диверсификации вложений. Портфельные инвестиции осуществляются в форме создания портфелей ценных бумаг различных эмитентов, управляемых как единое целое.
В зависимости от задач, которые решает коммерческий банк при формировании портфеля ценных бумаг, различают несколько типов портфелей:
1) Портфель роста состоит из ценных бумаг, рыночная стоимость которых быстро растет. Уровень текущих доходов от такого портфеля относительно не высок.
2) Портфель дохода – обеспечивает получение высоких текущих доходов.
3) Портфель рискового капитала – ценные бумаги быстро развивающихся компаний, они могут принести высокий доход в будущем, то есть спекулятивный портфель отличается повышенным риском.
4) Сбалансированный портфель, когда сочетаются приращение капитала и получение высокого текущего дохода. Общие риски в таком портфеле сбалансированы.
В структуре портфеля ценных бумаг коммерческих банков до настоящего времени преобладали вложения в государственные ценные бумаги. Поэтому многие банки после августа 1998г. Не могли оправиться от убытков, которые они понесли по государственным вложениям.
На сегодняшний день рынок ценных бумаг в России замер и доходы от операций на этом участке для банка минимальны.
Эффективность инвестиционной деятельности
Анализ операций банка с ценными бумагами проводится с позиции определения структуры операций банка с ценными бумагами и их доходностями. Доля и динамика вложений каждого вида ценных бумаг в портфеле инвестиций говорят о качестве инвестиционного портфеля. (Таб. 1.1).
Инвестиционный портфель банка
Структура вложений
Отчетный период
Предыдущий период

Т. Р
В% к стр2
В% к стр3
Т. Р
В% к стр2
В% к стр3

1. Вложения в акции

А) Акционерных обществ

Б) Предприятий

В) Негосударственные долговые обязательства

Г) Государственные долговые обязательства

Д) Векселя других эмитентов

2. итого вложений

3. активы банка

Доля вложений в акции акционерного общества не должна превышать 5% активов банка. Из каждого направления вложений в доходные ценные бумаги следует выделить долю реинвестированных дивидендов и доходов в общей сумме доходов от операций банка с ценными бумагами и в сумме доходов по отдельным вложениям. Далее следует выделить долю операций по отдельным направлениям деятельности в динамике.
В таблице (1.2) можно увидеть объем и структуру разных операций с ценными бумагами и перспективы их развития.
Структура операций с ценными бумагами
Название операций с ценными бумагами
Отчетный период
Предыдущий период

Т. Р
В% к итогу
Т. Р
В% к итогу

Выпуск

Покупка

Продажа

Хранение

Управление по поручению

Консультации

Расчеты по поручению

Итого:

В дополнение к материалам табл.1.2 можно привести несколько показателей, которые характеризуют соотношение между активными пассивными операциями, разность Дт и Кт оборота.
1. Инвестиции по поручению клиентов за отчетный период
Эмиссия ценных бумаг по поручению клиентов по Кт
2. Инвестиции банка за отчетный период по Дт
Выпуск ценных бумаг
3. Ссуды, выданные банком по операциям с ценными бумагами за отчетный период по Дт
Ссуды, полученные банком по операциям с ценными бумагами по Кт
4. Дебиторская задолженность по доходам от инвестиционных консультаций по Дт
Авансы по доходам от инвестиционных консультаций по Кт
Эти операции свидетельствуют о превышении пассивных или активных операций, процентах привлечения и динамике развития этих операций. Кроме, того эти показатели дают представления о Дт и Кт обороте в активах и пассивах в динамике.
Особое внимание заслуживают проблемы анализа правильности формирования и использования резервов под возможное обесценивание вложений в ценные бумаги. Для этого нужно определить показатели резервов:
1. Резерв под обесценивание вложений в ценные бумаги
Объем операций с ценными бумагами, подвергающимися отчислениям в резерв
2. Оборот резерва по Дт
Оборот по Кт
3. Удельный вес списаний в объеме операций
4. Результат переоценки инвестиционного портфеля за отчетный период
Объем операций с ценными бумагами
5. процент списания резерва.
Следующим крупным направлением анализа операции с ценными бумагами является анализ их доходности, который может базироваться на показателях:
1. Доход от операций с ценными бумагами
Вложения банка в операции с ценными бумагами
2. Доход-расход по операциям с ценными бумагами
Операции банка с ценными бумагами
3. Доход-расход по брокерским операциям
Объем брокерских операций
4. Доход от ссуд, выданных по операциям с ценными бумагами
Объем ссудных операций
5. Доход по договорам от инвестиционного консультирования
Объем операций по договору от инвестиционных консультаций
Изучение этих показателей и их динамика позволяют выявить наиболее выгодные и перспективные направления развития операций.
Инвестиционные риски и их страхование
Коммерческие банки руководствуются факторами, которые определяют риски при составлении инвестиционного портфеля:
ожидаемые формы доходности;
налоговые обязательства;
процентный риск;
кредитный риск;
риск несбалансированной ликвидности;
7. инфляционный риск;
залоговые требования
Вложения коммерческих банков в негосударственные ценные бумаги отличаются повышением рисков в связи с колебанием рыночных цен и курсов ценных бумаг. Для уменьшения негативного воздействия возможного снижения рыночной стоимости ценных бумаг на финансирование результативности деятельности коммерческих банков, а также в целях отражения в балансе их реальной стоимости Банка России обязал коммерческие банки создавать резервы под обесценивание ценных бумаг. Правила их создания определены Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 30.06.1997 г. №62 – А и Письмом Центрального Банка №127 от 8,12, 1994 г.
Резервы должны создаваться и корректироваться ежеквартально, нам первое число каждого квартала.
Резервы создаются под вложение коммерческого банка в акционерное общество, негосударственные долговые обязательства, учитываемые на балансовом счете 503-507 (долговые обязательства банка) и 508-511 (вложения в акции). Резерв создается и под вложения в долгосрочные обязательства субъектов Федерации на балансовом счете 502 (долговые обязательства Российской Федерации и местных органов власти).
Для создания резервов все ценные бумаги подразделяются на бумаги, имеющие рыночную котировку, и бумаги, не имеющие рыночной котировки. Банк России устанавливает следующие критерии ценных бумаг, которые имеют рыночную котировку:
А) включение в листинг (система, правила допуска ценных бумаг к котировке и торговле на фондовой бирже).
Б) среднемесячный биржевой оборот по итогам отчетного квартала не менее пяти миллионов рублей.
В) публикация официальных биржевых котировок ценных бумаг в общероссийской газете.
Г) отсутствие ограничений на обращение ценных бумаг.
Резерв создается в размере снижения среднерыночной цены (цена переоценки) относительно балансовой стоимости, но его сумма не должна превышать 50% балансовой стоимости ценной бумаги. Переоценка вложений в ценные бумаги приводит к созданию резервов под их обесценение, но не меняет балансовой стоимости ценной бумаги, числится на счете 502-511 (операции с ценными бумагами). Резервы под обесценение ценных бумаг, не относящиеся к ценным бумагам с рыночной котировкой, создаются в размере 25% балансовой стоимости по котировке ценных бумаг данного типа.
Резервы создаются для каждой ценной бумаги независимо от сохранения или увеличения стоимости ценной бумаги. Корректировка созданных банком резервов производится по итогам каждого квартала. Если по итогам квартала рыночная стоимость ценной бумаги, под которую даже был создан резерв под обесценение, повысилась сверх рыночной цены, использовавшейся под создание резерва по предшествующему кварталу, то сумма резерва данной ценной бумаги корректируется в сторону уменьшения средств, вплоть до полного перечисления средств на счет доходов отчетного квартала.
Таким образом, под обесценением ценных бумаг сглаживаются негативные последствия для банка потерь в связи с реализацией ценных бумаг по цене ниже, чем цена приобретения, поскольку эти расходы полностью или частично перекрываются созданными резервами.
Факторы, определяющие структуру инвестиций банков.
Факторы, влияющие на инвестиционный выбор:
Ожидаемая форма дохода.
Налоговая характеристика.
Процентный риск.
Кредитный риск.
Деловой риск.
Риск несбалансированной ликвидности.
Риск срочного отзыва.
Инфляционный риск.
Залоговые требования.
1. Доходность определяется по формуле:
где Т – текущая рыночная цена инвестиционной ценой бумаги; О – ожидаемый доход в период; D – доходность в период погашения; U- цена продажи или погашения ценных бумаг в период n; n- число периодов, в течение которых ценные бумаги приносят доход.
2. Проценты и доход по многим банковским инвестициям облагаются налогом так же, как и общий доход, поэтому при расчете полученного дохода исчисление банки проводят по кредитам ценным бумагам после уплаты налогов. В годы, когда доходы по ссудам высоки, часто бывает выгодно применять технику налогового свопа, когда низко доходные ценные бумаги продаются с убытком.
3. Рост процентных ставок снижает рыночную цену ранее эмитированных облигаций. Выпуски с максимальными сроками погашения обычно претерпевают наибольшее падение цены. В последнее время появилось большое число инструментов для хеджирования (нейтрализации) процентного риска. К ним относятся финансовые фьючерские контракты, опционные контракты, процентные свопы, средневзвешенный срок погашения.
4. Риск того, что эмитент ценных бумаг может отказаться выполнить свои обязательства по выплате основных сумм долга или процентов по облигациям, привел к появлению нормативов, запрещающих приобретение спекулятивных ценных бумаг.
5. По мере роста финансовых затруднений заемщиков увеличивается рост не возврата кредита. Поэтому коммерческие банки, опираясь на портфели ценных бумаг, эмитированных, дислоцированных за пределами их кредитного рынка заемщиком, уменьшают свой риск.
6. Ликвидные ценные бумаги – это ценные бумаги, быстро реализуемые на вторичном рынке без потерь, что способствует возврату первоначально инвестируемого капитала.
7. Банки, приобретая ценные бумаги, руководствуются принципом избежать покупки ценных бумаг с возможностью отзыва.
8. Инфляция может обесценить рыночную стоимость, поэтому приобретаются ценные бумаги с плавающим процентом, что снижает риск обесценения стоимости вложений.
9. В целях обеспечения безопасности размещенных общественных финансовых средств существует необходимость в залоговом требовании. Часто орган власти, которому принадлежит депозитный вклад, требует, чтобы заложенные ценные бумаги депонировались у доверенного лица, не связанного с банком, принявшим депозит.
Инвестиционные проекты как объекты кредитования
Проектное кредитование отличается от других форм кредитования следующими важнейшими особенностями:
основой возврата основного долга и уплаты процентов должны стать доходы от реализации данного проекта;
риски проекта распределяются между широким кругом участников;
у банков есть возможность организовать ”внебалансовое” кредитование учредителя;
можно одновременно использовать разные источники заемного капитала;
заемные средства под проектом передаются специально созданной компании;
стоимость проектного кредитования достаточно высока.
Перечисленные особенности проектного кредитования требуют от его участников тщательно провести прединвестиционную фазу проекта, уделив особое внимание подготовке качественного бизнес – плана реализации проекта. Это позволит принять обоснованные и взвешенные решения о целесообразности применения данной формы кредитования и об участии в проекте.
Для решения проблем финансирования работ, связанных с реализацией проекта, важное значение имеет понятие "жизненный цикл проекта" ("проектный цикл").
Жизненным циклом проекта принято называть промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации. К основным видам деятельности, необходимой для реализации проекта, относятся:
предынвестиционные исследования;
планирование проекта;
разработка проектно-сметной документации;
проведение торгов и заключение контрактов;
строительно-монтажные работы;
пусконаладочные работы;
сдача объекта;
эксплуатация объекта, выпуск продукции;
ремонт оборудования и развитие производства;
демонтаж оборудования (закрытие проекта).
В свою очередь деятельность, обеспечивающую реализацию проекта, группируют по следующим видам обеспечения:
1. организационное
2. правовое
3. финансовое
4. материально-техническое
5. коммерческое (маркетинг)
6. кадровое
7. информационное.
Все работы, выполняемые в процессе реализации проекта, протекают взаимозависимо во времени и пространстве. Однако универсальное (подходящее любым инвестиционным проектам) распределение этих работ и соответственно фаз и этапов выполнения проекта в логической последовательности и во времени в общем случае практически не возможно. Иными словами, реализация каждого такого проекта в указанных аспектах обычно идет с теми или иными особенностями.
В реальных российских условиях в цикле проектного кредитования особенно важное, значение имеет грамотное проведение работ, составляющих прединвестиционную фазу. Чтобы обеспечить успешное финансирование конкретного проекта, необходимо:
Во-первых, тщательно проработать концепцию проекта;
Во-вторых, адекватно оценить его эффективность;
В-третьих, проработать ТЭО инвестиций в проекте;
В-четвертых, завершить прединвестиционную фазу разработкой качественного бизнес-плана практической реализации проекта.
При этом решающее значение для получения компанией инвестиционного кредита имеет последний пункт.
Бизнес-план реализации инвестиционного проекта
Бизнес-план – это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и целостное представление о будущем состоянии делового предприятия. Проще говоря, бизнес-план – это план разумной организации конкретного дела. Фактически человечество разрабатывает бизнес-планы в указанном смысле столько же, сколько занимается бизнесом. Со временем менялась лишь методика их разработки, вбиравшая в себя новые научные идеи и достижения передовой практики. Из всего многообразия вариантов бизнес-планов, получивших широкое распространение, здесь имеется в виду лишь один из них – бизнес-планы инвестиционных проектов, которые банкиры анализируют, принимая решение о кредитовании таких проектов.
Разработка качественного бизнес-плана реализации инвестиционного проекта имеет для его кредитования решающее значение.
Специалисты предприятия, заинтересованного в получении инвестиционного кредита и успехе проекта, четко представлять себе, с какими проблемами они встретятся при разработке бизнес-плана.
Проблем с разработкой бизнес-плана не мало и нет оснований надеяться, что они исчезнут сами собой. Но первое, что следует иметь в виду, это то, что банки и другие кредиторы и инвесторы вынуждены защищать свои интересы от недобросовестных заемщиков, желающих получить у них средне – и долгосрочные кредиты и иные инвестиции. Важнейшим документом, на основании которого банк (другой кредитор или инвестор) может аргументировано решить, давать предприятию деньги или нет, сегодня фактически является бизнес-план.
Разработчики бизнес-плана ставят перед собой стандартную цель – привлечь средства для реализации задуманного проекта. В случае одобрения инвесторами бизнес-плана стороны будут оформлять договорные отношения, условия которых могут сильно колебаться. Аргументами же при обсуждении условий договора будут данные из бизнес-плана. Иначе говоря, условия предоставления средств, кредиторами и инвесторами в решающей мере зависят от качества бизнес-плана.
Поэтому сверхзадачей
разработчиков бизнес-плана является не просто привлечение средств под проект, а их привлечение на приемлемых условиях.
Именно на это и должны быть ориентированы разработчики документа с самого начала.
Указанная сверхзадача вполне решаема, но лишь при условии, что бизнес-план будет подготовлен качественно.

Требования к форме бизнес-плана
вполне приемлемые, т. е такие же, какие обычно предъявляются к любым серьезным документам.
Четкая структуризация документа. Здесь следует учитывать, что в практике приняты определенные требования, которым должен отвечать бизнес-план. В частности, в нем должен присутствовать ряд обязательных разделов, посвященных изложению конкретных аспектов рассматриваемого дела.
Доверенность приводимой информации и обоснованность экономических показателей. Все показатели (количественные и качественные), содержащиеся в бизнес-плане, должны быть тщательно выверены по документам, из которых они получены. Для всех приводимых экономических показателей необходимы документальные подтверждения, расчеты, обоснования.
Наглядность материала. Следует стремиться включать в документ графики, диаграммы, схемы, таблицы. Но при условии, что это облегчает понимание трудных мест документа.
Качество оформления. Оно должно быть безукоризненным как в смысле изложения, так и в отношении ошибок и опечаток.
Объем бизнес-плана. Зарубежные консультанты рекомендуют делать его коротким (около 40 страниц), но ясно изложенным. На практике можно увидеть легко читаемый документ в 50-60 страниц и плохо понимаемый – в 30 страниц. Нет смысла стремиться обязательно, уложиться в 40 страниц, если при этом ухудшится качество документа.
Наиболее серьезное требование
к качеству российских бизнес-планов,
которое на практике нередко остается невыполненным, –
бизнес-план должен учитывать характер деловой среды, существующей в стране, конкретном регионе, в данном виде бизнеса. Чтобы бизнес-план реально отражал российскую деловую среду, в его структуру должны входить разделы, дающие четкие ответы на 3 вопроса:
понимают ли организаторы бизнеса проблему качества, и каким образом собираются ее решить в данном проекте;
в состоянии ли они справиться с управлением себестоимостью и могут ли обеспечить ее приемлемый уровень;
видят ли они данный бизнес во всех необходимых деталях и представляют ли его развитие во времени и пространстве.
Структура и содержание качественного бизнес-плана должны отвечать интересам профессионального инвестора и быть представлены с учетом его психологии, и обеспечить его вывод на переговоры с разработчиками для заключения соглашения о предоставление средств. С учетом этого оптимальный для российских условий бизнес-план мог бы содержать следующие разделы:
цели деятельности
краткое описание бизнеса
анализ рынка
продукция (услуги)
организация производства
инвестиционный климат и риски
достижение необходимого качества
обеспечение конкурентоспособности
реализация продукции
управление и кадры
финансирование
эффективность бизнеса и возможные перспективы
приложения.
Чтобы разработка бизнес-плана увенчалась успехом, необходимо соблюдать несколько не сложных правил, которые можно назвать принципами организации разработки качественного бизнес-плана.
Кратко перечислим их.
Принцип первого руководителя. Это классический принцип, который обязательно должен соблюдаться при решении наиболее сложных задач предприятия. Суть его в том, что возглавлять разработку бизнес-плана должен непосредственно первый руководитель (генеральный директор, президент компании) Это не значит, что он должен заниматься разработкой конкретных разделов бизнес-плана. Его задача – принимать важнейшие решения, связанные с разработкой бизнес-плана, и добиваться их неукоснительного исполнения.
Принцип четкой формальной регламентации работ. Необходимо, чтобы задания всем ответственным исполнителям разделов бизнес-плана первый руководитель выдавал в письменной форме. В заданиях должно быть четко указано, кто, что, к какому сроку, с привлечением каких соисполнителей должен сделать и в каком виде представить результаты работы руководителю. Кроме того, каждому ответственному исполнителю следует выдать конкретную инструкцию, содержащую требования, которым должен будет удовлетворять соответствующий раздел бизнес-плана.
Принцип необходимой компетенции. Нельзя поручать подготовку материалов для бизнес-плана специалистам, не имеющим для этого необходимой квалификации. Ведь если хотя бы один раздел документа окажется некачественным, то некачественным будет весь бизнес-план. Поэтому если в компании нет, каких либо необходимых специалистов, то сначала их надо подготовить, и лишь затем поручать им соответствующую работу.
Принцип обеспечения методического руководства. Научное или методическое руководство разработкой бизнес-плана должен осуществлять хорошо подготовленный специалист или руководитель. Он готовит для первого руководителя проекты необходимых решений и документов, а также сводит в единый документ все материалы, представленные ответственными исполнителями.
Принцип внешней экспертизы документа. В каждом предприятии существует свой социально-психологический климат, свои неписаные правила и законы и даже свой профессионально-деловой язык. Эта деловая среда данного предприятия обязательно отразится в его бизнес-плане, но не обязательно будет естественно или адекватно восприниматься инвесторами или банками, которые также работают в своей (своеобразной) деловой среде. Поэтому могут возникнуть дополнительные сложности, вызванные неидентичным восприятием подготовленного документа. Чтобы этого не произошло, законченный бизнес-план до его представления адресату желательно показать квалифицированному эксперту, не являющемуся штатным работником данного предприятия. Если эксперт даст существенные замечания, то их полезно учесть.
Технология банковского кредитования инвестиционного проекта
Такую технологию коротко можно свести к следующим основным укрупненным действиям или шагам.
Шаг 1.
Сотрудник кредитного подразделения банка, получивший заявку клиента о предоставлении инвестиционного кредита, приступает к ее обработке. Важнейшими требованиями к кредитной заявке являются: указание назначения кредита и раскрытие совокупности факторов, определяющих степени риска данной кредитной операции. Назначение кредита должно формулироваться максимально конкретно, причем с прямым указанием на инвестиционный характер проекта и его название. В заявке должны указывать также характеристики запрашиваемого кредита (вид, срок, порядок, выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности), а также содержатся другие сведения, которые могут оказаться полезными при рассмотрении заявки.
Если первоначальное впечатление благоприятное, то сотрудник кредитного подразделения просит заявителя представить в банк комплект необходимых документов, получает указанный комплект, проверяет наличие каждого документа и правильность их оформления.
Перечень необходимых документов должен быть утвержден руководством банка. В данный перечень в обязательном порядке следует включать (помимо заявки и других стандартных документов):
а) Инвестиционный проект;
б) Бизнес-план реализации инвестиционного проекта;
в) Баланс на последнюю дату.
Предполагается, что:
Клиент для банка не новый и банк уже получал и анализировал предыдущие его балансы;
ранее предприятие получало в данном банке лишь кратко и среднесрочные (инвестиционные) кредиты;
банк в состоянии выдать испрашиваемые средства без привлечения к кредитованию данного проекта других банков;
выдача таких кредитов соответствует кредитной политике банка;
а) отчет о финансовых результатах;
б) хозяйственные договора, служащие основой для инвестиционного проекта;
в) график поступлений и платежей предприятия;
г) сведения о кредитах, полученных в других банках.
Из перечня видно, что его принципиальное отличие – в документах, указанных в пунктах 1,2 и 5.
Кроме того, уже при приеме документов должно быть оговорено право сотрудников банка самостоятельно, обследовать предприятие с целью определения его реальной инвестиционной кредитоспособности. Это также принципиально новая задача, которую сотрудникам банка предстоит решить в ходе кредитной операции данного вида (если операция состоится).
Шаг 2.
Сотрудник кредитного подразделения определяет кредитоспособность клиента на основе представленных им документов.
Если его мнение положительное, то документы смотрят сотрудники:
службы экономической безопасности банка (если имеется такое подразделение);
юридического отдела.
Если их мнения также благоприятные, то документы (с визами сотрудника кредитного подразделения и руководителей или сотрудников службы безопасности и юридического отдела) передаются специалистам по анализу бизнес-планов реализации инвестиционных проектов.
Шаг 3.
Специалисты анализируют представленный предприятием бизнес-план реализации проекта.
При этом особое внимание уделяется:
правильности определения потребности в продукции, ради производства которой задуман проект, и убедительности анализа основных конкурентов; – пониманию разработчиков бизнес-плана, проблем качества продукции и управления ее себестоимостью и значению ими того, как данные проблемы могут решаться (как такое значение отразилось в проекте);
хорошей продуманности имеющегося бизнеса предприятия в сочетании с ясным видением перспектив его развития.
Проверяется соответствие данных, фигурирующих в бизнес-плане, инвестиционном проекте и документах предприятия, указанных ранее. Если у данных специалистов сложилось положительное мнение о качестве бизнес-плана, то они говорят свое развернутое аналитическое заключение и передают все документы специалистам по обследованию предприятий.
Шаг 4.
Специалисты по обследованию предприятий знакомятся со всеми документами, опираясь на аналитическое заключение специалистов по анализу бизнес-планов. Разрабатывается программа обследования предприятия и проводится само обследование.
Результаты обследования обсуждаются совместно специалистами обеих групп с целью установления соответствия данных, фактическому положению дел на предприятии. При положительной оценке специалисты подписывают совместное заключение.
Шаг 5.
Оценивается инвестиционная кредитоспособность предприятия, т. е возможности погашения инвестиционного кредита в результате успешной реализации инвестиционного проекта.
При положительном заключении о достаточной инвестиционной кредитоспособности предприятия специалисты банка разрабатывают наиболее эффективную схему кредитования проекта.
Шаг 6.
Проводятся переговоры с заемщиком, прорабатываются все условия кредитного договора и сопряженных с ним договоров (договора о залоге и др.). Готовятся итоговое заключение и документы, необходимые для выдачи кредита.
Шаг 7.
Проводится заседание кредитного комитета банка, где выносится окончательное решение по вопросу.
Если при выполнении любой из процедур в рамках описанной схемы у ответственных исполнителей складывается отрицательное впечатление, которое подкреплено конкретными документами и фактами, то вопрос о выдачи кредита дальше рассматриваться не должен. Документы передаются руководителю кредитного подразделения для информирования руководства банка и принятия решения об уведомлении клиента о том, что кредит ему не может быть выдан.
Важным условием качественной организации кредитной работы по предложенной схеме является четкое закрепление всех соответствующих процедур, прав и обязанностей органов управления, подразделений и сотрудников банка, в комплексе регламентирующих внутрибанковских документов.