Семья как педагогическая система

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Семья как педагогическаясистема»
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Педагогические системы в современном педагогическомзнании
1.2 Функции, структура и динамика семьи
1.3 Психолого-педагогические основы семейного воспитания
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СЕМЬИ КАКПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Процессцеленаправленного воспитания личности, ее информатизация и социализация, актыкоррекции в ее развитии и саморазвитии осуществляются в педагогическихсистемах. Категория «педагогическая система» и ее модификации («воспитательнаясистема», «образовательно-воспитательная система», «система образования») –одна из основных в понятийном аппарате педагогики.
Особоактуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут отом, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, впервую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающиеему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненномпути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность,основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному вокружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя еетворческим трудом.
 В целяхизучения семьи как особой педагогической системы выделяют такую разновидностьпедагогики как семейная педагогика. Семейная педагогика для разработкитеоретических проблем располагает разнообразным и богатым эмпирическим иэкспериментальным материалом.
В первуюочередь можно здесь выделить работы Макаренко и Сухомлинского.
Средипедагогических проблем, которые освещал А.С. Макаренко, особое место занимаеттеория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеейсвоего педагогического мировоззрения – о воспитательной роли коллектива. А.С. Макаренкорассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволуродителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицаяавторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значениеистинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которыеоказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.
Втораяполовина нынешнего столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментальногоизучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написаномного монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристикасовременной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, О.П. Клыпа, Т.А. Маркова, В.Я. Титаренко,Я.А. Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена наисследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейноговоспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В. Загик), формированиенравственно-волевых качеств (В.П. Дуброва, Н.А. Стардубова, Х.А. Тагирова),заботливого отношения к окружающим (И.С. Хоменко), взаимосвязь самооценок детейи родителей (М.М. Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные видыдеятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г.Н. Гришина, В.М. Иванова),труд (Д.О. Дзинтаре). Работы современных ученых посвящены проблеме психологиисемьи, тактике домашнего воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С.Спиваковская, О.А. Шаграева).
Достаточнообстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей(И.В.Гребенников, О.Л. Зверева, В.К. Котрыло, Е.И. Наседкина Р.К. Сережникова идр.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка,коррекции его поведения (Е.С. Бабунова, В.И. Безлюдная, А.И. Захаров).
Представляютизвестную ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенностисемейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Некоторыеиз таких дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семейнойпедагогики. Представляют интерес книги Е.И. Конради «Исповедь матери»(дореволюционный период), В.К. Маховой «Просто счастье. (Записки матери)»,супругов Никитиных «Мы и наши дети». С научной точки зрения ценны дневниковыекниги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы»В.С. Мухиной, «Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет)» Н.А. Менчинскойи другие.
Проблемаработы – особенности семьи как специфической педагогической системы.
Цельработы – проанализировать семью как особую педагогическую систему.
Объектработы – семья как особая педагогическая система.
Предметработы – воспитание ребенка как личности в педагогической системе семьи.
Гипотезаработы – взаимосвязь восприятия или невосприятия родителями ребенка какличности и типа взаимоотношений в семье.
Задачиработы:
1.Проанализировать определения педагогической системы и выявить особенностиприсущие семье.
2.Выявить структуру, динамику и функции семьи. Проанализировать иохарактеризовать ее воспитательную функцию.
3.Проанализировать основные методы и средства семейного воспитания.
4.Проверить опытно-экспериментальным путем как восприятие родителями ребенка какличности влияет на тип взаимоотношений в семье.
Методыисследования:
1.Теоретический анализ.
2.Тестовые методики (эссе родителя о ребенке размером не более 300 слов).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
 
1.1 Педагогические системы в современном педагогическом знании
 
Существуютследующие основные определения понятия «педагогическая система». Спирин Л.Ф.определяет педагогическую систему как всякое объединение людей, в которомставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи[1].Второе определение: педагогическая система – всякое объединение людей, где ихдеятельность (познавательная, учебная, трудовая, нравственная,общественно-политическая, художественно-эстетическая, природоохранительная,игровая, свободного общения и др.) является источником педагогических целей исредством их достижения одновременно, есть педагогическая система.Педагогическая система – один из видов сложной социальной динамической системыуправления, в состав которой входят девять инвариантных компонентов: цельсистемы; управляющая подсистема (в частности, воспитывающий); управляемаяподсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этихподсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работусистемы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работысистемы[2]. Можно считать, чтовторое определение, дополняет и конкретизирует первое.
Семья – это вопределенном смысле тоже социально-педагогическая система, как и детский сад,школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Александрови Иванкова выделяют следующие элементы семьи, как педагогической системы: родителей,детей, содержание образования и воспитания, средства обучения и воспитания (всамом общем случае – условия обучения и воспитания); связи и отношения междуэтими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационныхформ обучения и воспитания, а также различных форм и видов общения междуродителями и детьми, детей друг с другом, отношение детей к содержанию исредствам обучения и воспитания[3].
Любаяпедагогическая система является и полисистемой, так как в ее составе люди, акаждый человек – система с подсистемами физиологического, психологического исоциального характера. Понимание полисистемы облегчает выявление законовпедагогической системы, их сущности и функционирования. Педагогическая системаэто – многоуровневая полисистема, в которой составляющие ее элементыупорядочены и сохраняют свойство целостности. В многосторонних связяхполисистемы противоречиво взаимодействуют различные структуры, тенденции,процессы.
Законыпедагогических систем отражают в разных аспектах эти и связанные с нимисущности. Заметим попутно, что все педагогические законы проявляются каквероятностные тенденции. В педагогической сфере нет однозначных зависимостей,нет прямой детерминированности одного отдельно взятого явления (фактора) другим.Результат формирования у воспитуемых тех или иных качеств определяется сразумногими факторами и комплексом причин.
Впедагогических системах проявляются следующие основополагающие законы[4]:
Законсаморазвития: имманентно присущие противоречия в системе вызывают еесаморазвитие.
Впедагогической системе всегда налицо противоречия между социально-педагогическимипотребностями общества и возможностями их удовлетворения; противоречия междуфункциями системы и разнообразными потребностями саморазвивающихся личностей. Вэволюциях систем всегда имеется противоборство несовпадающих тенденций разныхтипов, классов и уровней.
Законоткрытости социуму: система не может изолировать себя от информационного обменаи предметно-практических связей с окружающей микро- и макросредой, из которойпоступают позитивные и негативные воздействия на нее.
Законсамосохранения: система стремится разрешить внутренние и внешние противоречиятак, чтобы избежать распада и сохранить свою целостность.
Законполифункциональности: система работает в вертикальной и горизонтальнойполифункциональности.
Вертикальнаяполифункциональность – это многоаспектная преемственность в этапах,организационных формах, средствах, методах и приемах решениявоспитательно-образовательных задач с элементами их обновления на каждом новомцикле развития.
Горизонтальнаяполифункциональность – это расширение содержания воспитательно-образовательнойработы в структуре единства ее составных частей (умственное, физическое,нравственное, эстетическое воспитание и др.).
Законгетерогенности: в системе все люди и их отношения тождественны, и поэтомусистемы не поддаются уравнению по их параметрам.
Закон полногоцикла и достаточности условий: система достигает цели тогда, когда налицодостаточность разрешающих условий и пройден полный цикл ее деятельности(диагностика, целеполагание, планирование, реализация плана).
Законгомеостаза: система возвращается к устойчивому режиму функционирования, кпостоянству своих свойств, преодолевая возмущения, эмоциональные подъемы испады (закон маятника).
Законограниченных функциональных возможностей: система «сбрасывает» ту функцию,которую по тем или иным причинам оперативно реализовать не может. Всегда влюбой системе налицо функциональные пределы. (Закон функциональных пределов).
Законисключительного духовно-нравственного поля: в процессе совместного проживаниядидактических и жизненных ситуаций воспитателей с воспитуемыми система создаетединственную в своем роде атмосферу взаимного духовно-нравственного влиянияразной силы и содержания. Педагогические системы всегда неповторимы,исключительны и носят авторский характер, отражая, прежде всего, личность ееруководителя. (Закон неповторимого педагогического авторства).
Законвзаимной адаптации: система вынуждает адаптироваться воспитателя ксаморазвивающейся личности воспитуемого так же, как и последнего к первому.Если педагогическая система высоко организована, то все ее элементы (люди,средства и др.) тесно взаимосвязаны и каждый из них может изменить своесостояние, лишь отражая или вызывая изменения другого элемента или системы вцелом.
Цель неследует относить к элементам системы. Цель имеет два органично связанных междусобой компонента: цель общества (социальный заказ – по В.П. Беспалько), она же– глобальная цель, и трансформированный социальный заказ, представляющийнепосредственную цель функционирования педагогической системы.
Педагогическиесистемы и происходящие в них процессы направлены на достижение определенныхцелей.
Глобальныецели – это те, которые поставлены обществом, они трансформируются,соответствующим образом, изменяются и становятся собственно целямипедагогических систем, выражая требования общества к подрастающему поколению, ксвоим членам.
Цели, которыереализуются в педагогических системах, образуют иерархию.
Иерархияцелей такова: цели общества (социальный заказ); позиция личности; общие целифункционирования педагогической системы; цели функционирования педагогическойсистемы на разных уровнях ее проявления и существования; цели педагогическогопроцесса, протекающего в его элементарных формах (занятие, воспитательный акт,воспитательное мероприятие)[5].
Динамикаотношений между целями в вышеназванном перечне выглядит так: глобальныеуправляющие цели (социальный заказ общества), способствующие формированиюпозиции личности, которые затем решающим образом сказываются на задачахформирования качеств личности, как в каждой сфере воспитания (умственное,трудовое, физическое, нравственное, эстетическое), так и интегративных.
Дальнейшееразвитие качеств личности происходит на уровне элементарных формпедагогического процесса, связанного с приобретением знаний, навыков и умений.
Если речьидет о дидактических системах, (системах обучения), то здесь в советской(российской) педагогике выделяется обычно три группы целей: образовательные,развивающие, воспитательные.
Образовательныецели выражают формирование знаний, навыков и умений.
Знаниявключают различные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственныесвязи, принципы и правила, законы, закономерности.
Образовательныецели относятся к различным компонентам знаний. Знания об одном и том же могутиметь качественное различие.
Качествазнаний проявляются по-разному. Их разновидности достаточно четко выражены И.Лернером (полнота и глубина; осмысленность или осознанность; оперативность игибкость; системность и систематичность; свернутость и развернутость;конкретность и обобщенность; прочность). Повышение качества знаний – длительныйпроцесс и на отдельных его этапах цели могут относиться не ко всем, а лишь кнекоторым показателям качества. Знания могут выражаться на различных уровняхпознавательной деятельности, которые выражаются такими терминами:
·    узнавать;
·    распознавать;
·    воспроизводить;
·    объяснять;
·    преобразовывать;
·    переносить;
·    строить;
·    конструировать;
·    создавать и т.д.
Управлениепедагогическим процессом предполагает, чтобы цели выражались в определенныхрезультатах обучения, в определенных действиях.
Развивающиецели формируются как частные (элементарные) задачи, прежде всего, умственногоразвития. К ним относятся:
овладетьумственными действиями: вычленять, соотносить, схватывать сущность (идею), ит.д.;
выделятьпризнаки (свойства), среди них, что особенно важно, существенные признаки;
переноситьзнания в измененные ситуации;
переформулироватьзадачу (условия, требования);
находить ивыделять вспомогательную задачу;
овладеватьмыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией,систематизацией;
овладеватьобобщенными приемами решения задач;
овладеватьструктурами интеллектуальных процессов; (алгоритмическими,полуалгоритмическими, полуэвристическими, эвристическими).
В конечномсчете, воспитывающий должен установить сдвиги в развитии воспитуемого,отражаемые той или иной деятельностью.
Примерныеформулировки воспитательных целей обучения имеют такой вид:
развитиенравственных и эстетических чувств учащихся (вызвать сопереживание, сочувствие,чувство гордости, восхищения, радости, уважения, презрения, негодования ит.д.);
формированиеоценок (сформировать оценку…, подвести к пониманию…, подвести к выводу…,научить оценивать различные объекты с позиций научного мировоззрения и т.д.);
формироватьвзгляды (сформировать…; добиться…; усвоить…, подвести к пониманию…;подвести к выходу…);
в сферемежличностного взаимосогласия – вступить в контакт, выразить мысль, выразитьсогласие (несогласие), ответить, поблагодарить, присоединиться, сотрудничать,принять участие и др.
Завершаярассмотрение целеполагания и целеобразования в педагогических системах,подчеркнем, что смысл саморегуляции деятельности обязательно предполагает икоррекцию принимаемых субъектом деятельности целей.
Все этопроисходит на основе диагностики возникшего рассогласования (достижения цели)между целями принятой программы деятельности и результатами ее реализации.
Анализируя подход В.Н.Садовского, Н.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, (Садовский В.Н., 1974; Блауберг Н.В.,Юдин Э.Г., 1973,) можно назвать следующие особенности педагогических систем:это органичные, целенаправленные, социальные, самоорганизующиеся, динамические,вероятностные, открытые системы.
Есть все основанияотнести педагогические системы к большим. Основания эти таковы:
a) невозможность полнойформализации объекта управления;
b) непостоянствоструктуры и функционирования самого объекта управления;
c) многокритериальностьуправления и нечеткое задание самих критериев целесообразности;
d) наличие в системахлюдей, обладающих свободой действия в рамках функционирования системы.
Указанное обстоятельстводелает необоснованными современные взгляды на оптимизацию педагогическихпроцессов, открывая широкие возможности для всемерного развития общей теориипринятия педагогических решений.
Системный анализпозволяет выделить некоторые особо важные для эффективного функционированияпедагогической системы семьи подсистемы. Совершенно очевидно, что здесь напервом месте подсистема: «родители-дети», затем: «дети-содержание», «дети-средства»,«родители-содержание», «родители-средства», «ребенок-ребенок».
Рассмотрим подробнееподсистему: «Родители-дети». Здесь с наибольшей силой проявляются такие факторыкак:
a) степень связи родителейс ребенком (от полной свободы выбора до жесткой детерминации);
 b) взаимодействиебиологических (врожденных) обстоятельств с социальными (приобретаемыми) влияниямии свойствами;
c) стиль общения родителей.
Обычно социологи говорято трех стилях общения: 1) директивном (авторитарном); 2) коллегиальном; 3)либерально-демократическом.

1.2 Функции, структура и динамика семьи
 
Отечественнаясоциальная психология рассматривает семью как малуюгруппу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семьяявляется коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельностьявляется социально значимой, общественно необходимой; семья,будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности.
Наиболее общим является понятие семьи,данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено между физической жизньюи жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку,по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнеехозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а приналичии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом»[6].
Семья выступает как культурная общность– общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом и т.д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критериистабильности брака[7].
В настоящее время еще недостаточно полноразработана единая классификация и типология функций семьи. Так, Г.М. Свердлови В.А. Рясенцев (1958) в качестве важнейших функций семьи называютфункции продолжения рода, воспитательную,хозяйственную и взаимопомощи.
Э.К. Васильева (1981) в своихисследованиях рассматривает три группы функций семьи: хозяйственно-экономическую,генеративно-воспитательную, культурно-рекреационную. По мнению С.Д. Лаптенок(1967), важнейшими функциями семьи следует считатьхозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, организациюдосуга своих членов, воспитательную.
Приведем наиболее частовстречающиеся семейные функции:
1. Воспитательнаяфункция.
Состоит вудовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве,материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя вдетях.
Функция семьиотносится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеетотношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей,выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сынаили дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной– от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственностьпоколений – чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя.А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.
Выделяюттри аспекта воспитательной функции семьи (И.В. Гребенников).
·    Воспитаниеребенка, формирование его личности, развитие способностей.
Семья выступает посредником между ребенкоми обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейноеобщение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,нравственные ценности: В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказываетсясамым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
·    Систематическоевоспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течениевсей его жизни.
В каждой семьевырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которойсоставляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, чтов его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинаетпонимать «семейное кредо» – так в нашей семье не делают, в нашей семьепоступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требованияк своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь спервых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.Изменяются только формы воспитания.
Семьяпредставляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» многосоциальных ролей. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействияс окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражаниепримеру близких людей.
·    Постоянноевлияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их ксамовоспитанию.
Любой процессвоспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознаютсвое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально спервых дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что нестолько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающихего близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный длясебя мир.
Желаниеиметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализоватьродители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому дляудовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор,овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности ит.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, необходимопостоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.
Семьюкак фактор воспитания характеризует воспитательная среда. Социальные ценности иатмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, аренойсаморазвития и самореализации ребенка.
Особенностьвоспитательной деятельности семьи – в ее непреднамеренности, естественнойвключенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы.Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекциюкаких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительноеместо, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты,наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те илииные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Домашнеевоспитание сугубо индивидуально конкретно, персонализировано; благодаря этомуоно благоприятно для инициирования активности ребенка.
Семьяпредоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будеториентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способахобщения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянутвзрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения,приемы взаимодействия с окружающей действительностью.
Семьявыступает факторомвоспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видовдеятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителейживотного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельнуюжизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. Вэтом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которомупосчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценноразвиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия сней.
Можновыделить следующие особенности домашнего воспитания.
а) Однойиз важнейших задач семьи – является воспитание здорового ребенка. Особо следуетздесь выделить гигиеническое воспитание, рациональное питание ребенка исоблюдение им режима дня.
б)Семье принадлежит решающая роль в формировании нравственной позиции человека иего эмоциональном воспитании.
в) Впоследние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливеезаявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. В связи с этим возрастаетобразовательная функция семьи, ее деятельность, имеющая цель повыситьинтеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.
г)Семья – первая школа овладения ребенка родным языком. Речь ребенка во многомзависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, отпонимания ими важности речевого развития ребенка.
Вкратцеостановимся на остальных семейных функциях.
2.Хозяйственно-бытовая функция.
Оназаключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальныхпотребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья –физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функциипроисходит восстановление физических и психических сил, которые были затраченыв сфере работы.
3. Функцияэмоционального обмена.
Семья образуется людьми,которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны наэмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Этанормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляетсяв переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому.Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома.Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологическойпотребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому,эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативнопредполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать ипереживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен.Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только членысемьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённуюэмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обменвыражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям исоциальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер,а между семьями совершенно другой.
Эта функциясчитается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходитпостоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в видеэмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этотвзаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемымичувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.
4.Коммуникативная функция.
Она состоит вудовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимномкультурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитиючленов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степениразвитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзныйличностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному ростучленов семьи.
5. Функцияпервичного социального контроля.
Цель общества– не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля –введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья– малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечениевыполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно для тех членовсемьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение всоответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающимиспособность строить своё поведение, являются возраст (семья контролирует детей,престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи,приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальныйконтроль, как опекуны)
6.Сексуально-эротическая функция.
Существуетдля удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальноеповедение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества,благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Также как и человек имеетдату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапевозникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития.Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вескаждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первыйплан, а какие-то на второй или вообще исчезать.
Семья, которая адекватновыполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если всемье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, тотакая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектомсоциальной работы, семейного консультирования или семейной терапии.
Структура семьи – эточисло и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами.Структура семьи и ее функции взаимно влияют друг на друга. Соловьев Н.Я.выделяет следующие формы семьи[8]:
Базовойформой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и одинребёнок. Она представлена представителями двух поколений – родители и дети.Существует две разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети)и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детейэто тоже неполная нуклеарная семья.
2-я форма –расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников болеечем двух поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частыйвариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3-й вариант –большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живётв одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйство ивозглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл илималеньких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родителивыполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семьяявляется иерархичной.
4-й вариант –«семья – клан». Это группа, объединённая кровно родственными отношениями,которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одноголидера. Пример – сицилийская мафия.
5-й вариант – «семья –двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчас встречается редко.Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаютсялюди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).
Нарушенияструктуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такиеособенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнениюсемьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функцияразделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делаетжена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношенийстановится семейный конфликт.
Структурасемьи и ее функции меняются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Влитературе по психологии семьи выделяются много классификаций этаповжизнедеятельности семьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствиемдетей, а также их возрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет своикризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап.
Дружинин В.Н.выделяет следующие основные стадии[9]:
1 стадия –этап молодой семьи (0-5лет).
Начинается отрождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл этостадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптациимолодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальнуюадаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапескладываются отношения семьи с другими семьями. Психологи семьи считают, чтобрак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейныепривычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение.Многие молодые семьи этого не выдерживают – на эту стадию приходится пикразводов, которые связаны со следующими причинами:
·    неподготовленностьк супружеству;
·    плохие бытовыеусловия;
·    отсутствие жилойплощади;
·    вмешательствородственников во взаимоотношения молодых.
2-я стадия –семья с несовершеннолетними детьми.
Это триада,квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. Начинается отрождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью.Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессесемья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности.Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семьястановится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны идистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично.Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отцана ребёнка. Пик разводов приходится на возраст ребёнка от 2-х до 5-ти лет.
Воспитательнаяфункция – основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов,перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникаетдилемма – что сохранять – себя или семью. Появляется необходимость адаптации кпостоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Здесь можновыделить подстадии, зависящие от возраста детей.
Эту стадиюсопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этоткризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Этот кризис интересентем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), сдругой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (длядетей – кризис эго идентичности – поиск себя; для родителей – кризисдостижений). При добавлении кризиса обстоятельств получается чрезвычайноедавление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказатьсяфатальным, семья распадается.
3-й этап –завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи иначинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинаетвидеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты,нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста.Исчезает воспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивноесопротивление повзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия.Возникает проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляютсяфизические силы, отдых приобретает важное значение, возникает проблема здоровья.Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатныхмам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании,уважении, особенно со стороны детей.

1.3 Психолого-педагогические основы семейного воспитания
 
Всеобъемлющеевлияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влиянияобъясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшейэффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве такихмеханизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальнойдействительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником,психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим путиосвоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.
Подкреплениепредполагает, что удетей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностнымпредставлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностныеориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родителиодобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют ихпредставлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями,то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональноеподкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно итем упрочивается, негативное поведение – отрицательно и поэтому выводится изповеденческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряютсистему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а какихследует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок – «зеркалосемьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи целиком. Пропуская егочерез призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения,взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом –внутренней потребности.
Идентификацияозначает, что ребенок,любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им в большейили меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений сокружающими, деятельности и т.д.
Пониманиенаправлено на содействиеформированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучшеродителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка,чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия дляраскрытия его индивидуальности.
Отметим, чтосами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогдакак содержание социального опыта зависит от конкретной семьи.
Длявоспитания ребенка необходимо предъявление тех или иных требований к егоповедению.
Впедагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находятотражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления –определенная форма выражения требования. В современной педагогике понятие«требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оновключает регламент детской жизни, ее организацию.
Ввоспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятсяпо-разному, что определяет и разную тактику воспитания. А.В. Петровскийвыделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно имтактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основеневмешательства, сотрудничество.
Диктатхарактеризуется тем,что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» вжизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер.
Кмаксимуму требовательности в воспитании в свое время призывал А.С. Макаренко,но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия кребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенкуоборачивается грубым давлением и принуждением.
Опекана первый взгляд прямопротивоположна диктату: освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних»требований. Но, по сути, диктат родителей и опека – явления одного порядка, различаютсяони формой, а не по существу. Отрицательные результаты таких стилей во многомсовпадают.
Мирноесосуществование на основе невмешательства – достаточно распространенная тактика в современных семьях,где молодые, зачастую, образованные родители придерживаются принципа: детидолжны, расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда –минимумтребований; правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двухмиров – родителей и детей – наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами,в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимаютпозицию невмешательства; предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование.Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.
Обобщениедлительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальнойсоциально-педагогической работы с «трудными» подростками и их семьями позволилитакже выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогическиестили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитаниемдетей.
а) Попустительски-снисходительныйстиль, когда родители непридают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают,что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». Педагогу,психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное,самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать напроблемные моменты в поведении ребенка. Позиция круговой обороны, которую такжеможет занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающимипо принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивнонастроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дажесовершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап имам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдаютособенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьматрудно поддаются перевоспитанию.
б) Демонстративныйстиль, когда родители,чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка,рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень ихопасности, вслух заявляют, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит кутрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутреннийконтроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
в) Педантично-подозрительныйстиль, при которомродители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительномутотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей,стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов,занятий, общения.
г) Жестко-авторитарныйстиль присущ родителям,злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений большесклонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий,что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическаярасправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими,стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органовпрофилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя приэтом вес доступные средства воздействия – от убеждения доадминистративно-уголовного принуждения, защищающего ребенка от жестокости.
г) Увещевательный стиль.
В противоположностьжестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению ксвоим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечноуговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».
д) Отстраненно-равнодушныйстиль возникает, какправило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своейличной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных силдля своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к ихпоступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятсяменьше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношениематери.
е) Воспитаниепо типу «кумир семьи» частовозникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-торождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях наребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайнийэгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
ж) Непоследовательныйстиль – когда уродителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания дляосуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкиеэмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани доумилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потери родительскоговлияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающиммнением старших, родителей.
Сотрудничествохарактеризуется балансомлюбви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членамсемьи).
Здесьтребования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляютсвою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением иневыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, вслучае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру всобственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.
Венгерскиепсихологи Й. Раншбург и П. Поппер считают, что у ребенка выражена потребность всобственной компетентности, которая формируется по мере накопления жизненногоопыта. И компетентность эту необходимо разумно поощрять.
Кважнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие[10]:
1.Принцип целенаправленности.
Воспитаниекак педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурногоориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и еепредполагаемый результат. В значительной степени современная семьяориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране какглавный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качествеобъективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности,изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.
Носителямиобъективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, скоторыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересовребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада,школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательнойдеятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьейи детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общемразвитии ребенка, дезорганизуют его.
Субъективнуюокраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи отом, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаютсяреальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности.
2.Принцип научности.
Втечение веков домашнее воспитание базировалось на житейских представлениях,здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение.Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки,продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностяхразвития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителяминаучных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов вразвитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А. Маркова, Л.В. Загик идр.) выявлено; что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны снепониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, например, незнаниевозрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов исредств воспитания.
3. Принцип гуманизма,уважения к личности ребенка.
Суть этого принципазаключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким,каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычкамибезотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам иоценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личностиребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальноесвоеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощьюродителей он достиг.
4. Принцип планомерности,последовательности и непрерывности.
Согласно этому принципу,домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью.Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательностьи планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах,методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностямдетей.
5. Принцип комплексности и систематичности.
Суть принципа заключаетсяв том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность черезсистему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываютсявсе факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современныйребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, котораяне ограничивается рамками семьи.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙСИСТЕМЫ
 
2.1 Программа исследования
 
Тема анализа семьи какпедагогической системы – обширна и многогранна. В данной работе анализируетсяодин из аспектов семейного воспитания – успешное формирование личности.
Цель исследования –диагностика отдельных аспектов семейного воспитания. На основании целипоставлена задача проанализировать восприятие ребенка родителями какрезультатов их воспитания.
Объект исследования –родителя учащихся 9-го класса одной из ростовских школ, всего 41 человек (одиниз родителей ребенка): из них 26 человек состояло в браке, 15 не состояло(неполная семья). 32 испытуемых было женщины, 9 – мужчины. Возраст испытуемых колебалсяв диапазоне от 35 до 52 лет.
Испытуемым былопредложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст,образование, профессию, мнение относительно того, кто, как кажется респонденту,глава в его семье.
Гипотеза исследования –зависимость типа семейных взаимоотношений и восприятие родителями ребенка какличности.
Метод проведенияисследования – испытуемым было предложено написать в свободном стиле эссе натему «Мой ребенок – личность» размером не более 300 слов.
2.2 Результаты исследования
 
В результатеисследования были выделены следующие позиции, позволяющие определить отношениеродителей к поставленным вопросам: 1. «Мой ребенок – личность» (12 человек,29,2% опрошенных); 2. «До личности еще расти и расти» (25 человек, 61%); 3. «Недумал над этой проблемой» (4 человека, 9,8% опрошенных).
1. «Мой ребенок – личность!».
Даннаяпозиция характеризуется тем, что родители в своих суждениях очень четко,конкретно и определенно не просто выбрали данное утверждение, но иаргументировали свой выбор. На наш взгляд, очень ценным является то, чтородители не идеализируют своего ребенка, а свободно и откровенно говорят как одостоинствах, так и о недостатках растущего человека, принимают его «таким,какой он есть». Здесь оказался совершенно ненужным фактор успешной илинеуспешной учебной деятельности, ведь он для родителей – личность состоявшаяся.Они считаются с его мнением, с его интересами, вместе обсуждают и решают многиепроблемы (семейные, школьные). Такие родители, обращая внимание на характер,суждения, поведение своего ребенка, обязательно отметят те конкретные жизненныеситуации, где ребенок, на их взгляд, проявил свои личностные качества: отстоялсвое мнение и оказался прав, не поддался на уговоры и проявил волю, нашел всебе силы честно признаться в неблагородном поступке, не побоялся открытосказать то, что думает.
В такихсемьях сам ребенок считает себя личностью, потому, что его уважают, с нимсчитаются, к его мнению прислушиваются, он имеет свои мнения, взгляды на жизнь,не боится рассказать о своих проблемах и спросить совета, несет ответственностьза свои действия и поступки. Он рассказывает родителям о своих больших ималеньких победах, огорчениях, неудачах. В этих высказываниях родители,оценивая ребенка как личность, утверждают: «Я люблю своего ребенка таким, какойон есть»; «Я его ценю, уважаю»; «Мой ребенок такой же самостоятельный впринятии решения, как и я».
Как видим, вданном случае налицо все признаки сотрудничества как типа семейныхвзаимоотношений.
В Приложении приведеныпримеры эссе родителей, придерживающихся этой точки зрения.
2. «До личности еще растии расти».
Даннаяпозиция определяется тем, что родители рассматривают личность, как конечныйрезультат своего семейного и, в то же время, школьного воспитания. Позиция родителейздесь более авторитарная, то есть родители как бы оставляют за собой праворешать многие (даже не очень важные вопросы) за самого ребенка: определяют емукруг друзей, не считаются с его личными взглядами и суждениями, навязывают своюточку зрения и требуют, чтобы ребенок беспрекословно выполнял требованиявзрослых, не рассуждая. Сам ребенок постоянно чувствует «ограниченность своейвнутренней и внешней свободы»: «Он мало знает о жизни»; «Он мало понимает, ажизнь – штука сложная»; «Она только с виду такая взрослая, а рассуждает, какребенок»; «Меня не всегда интересует, что он думает»; «То, что говорят ейвзрослые, пусть усвоит, тогда и поговорим, личность или нет моя дочь»…
Средиродителей, объединенных нами во вторую группу, нет единства во взглядах. Одниродители (их больше) считают, что личность ребенка они формируют по-разному:поощряют любые положительные поступки, рассказывают многочисленные примеры,делают замечания, консультируются со специалистами. Другие оказывают сильнейшеепедагогическое воздействие на ребенка из-за того, что «сомневаются» в нем, еговозможностях. Для них он (ребенок) по-прежнему маленький, хотя речь шла оподростках 14-15 лет. Родители часто приводили примеры того, как они в детствепытались обмануть родителей, совершали такие поступки, которые так и осталисьнеизвестными старшим.
В школе такиеребята ждут постоянной опеки (учителя им помогают во всем), не принимаютответственных решений без указаний взрослых.
В данном случае имеетместо элементы диктата и опеки как типа семейных взаимоотношений иподтверждается приведенное выше утверждение о скрытой общности этих стилей. Примерыданной позиции приведены в Приложении.
3. «Не думалнад этой проблемой».
Выделяяданную позицию, следует отметить, что этих взглядов придерживается небольшаягруппа родителей. Родители как бы уклонялись от прямого обсуждения даннойпроблемы, они не считали нужным высказывать свою точку зрения, не шли наконтакт с учителями, классными руководителями; молча выслушивали педагогов и невступали с ними в разговор. Учителя, зная детей этих родителей, отмечали вбеседе с нами, что эти дети контрастируют с активными, творческими детьми – онипостоянно в «тени», «никогда не известно о чем они думают», «замкнуты в общении»,«стараются быть такими, как все, ничем не выделяться»… Оказывается ошибкойродительское предположение, что ребенок, который себя не реализовал (как личность)дома, восполнит «этот пробел» в школе. Дети, которые воспитываются в такихсемьях, часто оказываются под покровительством ребят, старших по возрасту,порой эти группы подростков совершают поступки, вступающие в противоречие снормами поведения. (Примеры – см. Приложение). Здесь можно выделить такой типсемейных взаимоотношений как невмешательство.
Такимобразом, исследование показало, что наиболее преобладающими позициями являются«Мой ребенок – личность» и «До личности еще расти и расти». Необходимоотметить, что данные позиции условны, при исследовании проблемы они обозначилилишь те основные тенденции, которые имеют место в реальном процессевзаимодействия «Семья – ребенок – школа» и определили эту взаимосвязь. Ведьвлияние атмосферы «семейной педагогики» и работа педагогов школы должныпривести к самому главному – ребенок должен ощутить себя личностью, долженпроявлять все свои лучшие личностные качества. Также четко прослеживаетсявзаимосвязь между восприятием (или невосприятием) ребенка как личности и типавзаимоотношений в семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Педагогическаясистема описывает основные связи и отношения, структуру и организацию объекта.Семья – это в определенном смысле тоже социально-педагогическая система, как идетский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения идругие педагогические системы.
Определенныйпедагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственныхдетей переносится опыт, усвоенный с детства. Однако у одних опыт был, действительно,положительный, и человек вырос в атмосфере добра, уважения, внимания; у других –это память о бесконечных наказаниях и нотациях по любому поводу, требованиядостижения поставленной родителями цели, и, в результате, человек оказываетсянесамостоятельным, зависящим от другого мнения; а у третьих – только горькиевоспоминания своего детства, безрадостные годы, которые сформировали их трудный,тяжелый характер. Разные судьбы, разные биографии, и все это незримыми тонкиминитями соединяется с душой своего родного ребенка, отражается на его судьбе.Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, копирует своихмам и пап, бабушек и дедушек.
Каждыйребенок в какой-то степени отражает мировоззрение, ценности, интересы,увлечения, потребности своих близких. Если перенимаемый опыт положителен,соотносится с категориями нравственности и морали, то с такими детьми в школеработать очень легко, интересно, эти учащиеся рано становятся самостоятельными,откровенными и любознательными; другие принимают от взрослых только то, чтоважно для них в этот момент и оставляют за собой право поступать так, как самисчитают нужным; третьи вообще открыто могут противодействовать взрослым.
Проблемаличности для современной школы значима и актуальна. Именноличностно-ориентированный подход к воспитанию в семье дает возможность вучебно-воспитательном процессе использовать необходимые формы, методы, приемы,ведь слагаемыми такого воспитания являются воспитывающие отношения,воспитывающая деятельность, воспитывающая среда. Организованное,целенаправленное педагогическое управление ребенком в семье способствуетсозданию условий для проявления учениками личностных качеств и позволяетвовлекать в этот процесс учителей, учеников и родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.   Александров Г.Н. Иванкова Н.И.Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии всовременном педагогическом знании // Образовательные технологии. 2000. №3.
2.   Беспалько В.П. Основы теориипедагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.
3.   Васильев В.К. Психология и педагогика, составительи отв. редактор А.А. Радугин, научный редактор Е.А. Кротков. М.: Центр, 1996.
4.   Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
5.   Ильина Т.А. Структурно-системныйподход к организации обучения. М.: Знание, 1972.
6.   Королев Ф.Ф. Системный подход ивозможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика.1971. №8.
7.   Косачева В.И. Проблема стабильностимолодой семьи: философский и социально-психологический анализ: Дисс. канд.филос. наук. – Минск, 1990.
8.   Селевко Г.К. Опыт системного анализапедагогических систем. // Школьные технологии. 1996. №6.
9.   Сокольников Ю.П. Системный подход висследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.
10.     Сокольников Ю.П.Сущность педагогических систем – к теории и методологии вопроса.// Ярославскийпедагогический вестник. 2005. №9.
11.     Соловьев Н.Я.Брак и семья сегодня. – Вильнюс, 1977.
12.     Спирин Л.Ф.,Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решениепедагогических задач / Под. ред. В.А. Сластенина. Ярославль, ЯГПИ им.К.Д.Ушинского, 1974.
13.     Спирин Л.Ф.Теория и технология решения педагогических задач. М.: РПА, 1997.
14.     Харчев А.Г. Опутях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. – М., 1965.– Вып. 1.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
1. «Мой ребенок – личность!».
 «Яутверждаю, что он личность. Сын уже вполне взрослый – ему и взрослые поручения,с него и спрос, как со взрослого. У нас в деревне живет старый дедушка. В городего не убедить переехать, говорит, что привык, доживать в своем доме будет, асам-то беспомощный! Нам с мужем ездить к нему трудно: работа, дом… Все, чтонадо, делает Сашка. Все лето живет в деревне, сам и на рыбалку, и в огороде,сам стирает, варит. Он личность сильная! Вот принял он решение перейти в другойкласс. Как мы его отговаривали! Говорили, что будет трудно, что станет тамтроечником. Сашка настоял, перешел… и из троечников «вырос» до твердых четверок.Нет, для нас Санька – личность, хотя с этим нам трудно смириться и привыкнуть.Саньку уважают ребята, к нему относятся как ко взрослому и учителя».
(мама СашиР.)
«То, чтоАндрей приехал к нам учиться из деревни в Ростов, доказало, что он – личность.Разумеется, вслух ему этого я не сказал, все равно пытаюсь исправить егонедостатки (он кривляется, всех пародирует), но очень ценю его заботу обабушке, он растет человеком слова – не нарушает своих обещаний, как и мы сженой. Андрей обещал учиться старательно, не нарушать дисциплину… Учился онздесь с удовольствием, хорошо. Дал слово – сдержал – настоящий мужчина! Я имгоржусь.»
(папа АндреяЮ.)
2. «До личности еще растии расти».
«Мой Саша –человек неопределенный, непредсказуемый. Иногда совершает поступки взрослогочеловека, личности. Вот решил, к примеру, выполнить все задания в художественнойшколе к указанной дате – сам решил, и все сделал. Он специально спешил, я знаю,ведь приближались экзамены за 9-й класс, и он волновался. Но с другой стороны,личностью его назвать (в полном смысле этого слова) я не могу. Он часто меняетмнение, свои планы, увиливает от выполнения поручений, дерзит. Я, как отец,стараюсь помочь ему во всем: мы решаем его проблемы, и я спокоен за егопоступки, он сделает так, как решили, без глупостей. Иногда я ловлю себя намысли, что делаю это зря, что мужик растет, но все равно тороплюсь помогать:вдруг ошибется, сделает неверно, ему будет плохо, ведь мы его так любим. Сашувоспитываем с утра до ночи и когда это кончится не знаю, наверно, когда вырастет.Ждем, когда воспитание даст свои плоды.»
(папа Саши Ч.)
«Настя частонуждается в моих советах, хотя иногда проявляет самостоятельность, любитприготовить что-нибудь вкусненькое. Она заботится о своей сестренке, помогаетей делать уроки. Она часто спрашивает меня (у нас нет отца), просит совета,помощи. Мы с ней вместе решаем многое: какую покупку сделать, что надеть. Настяпроявляет себя, как личность. Это заметно, когда говорит о себе, критикует своидействия, но очень комплексует из-за своей внешности. Она очень непостоянна:сначала хотела шить, потом идти по моей специальности, теперь, как Нина(подруга) в лицей по профильному обучению. Мне иногда становится страшно, что,влияя на дочь, я научила ее подчиняться другой точке зрения, и теперь Настяпримет любую идею, любое предложение. Усиливаю контроль, а кажется, делаютолько хуже ребенку, которого очень люблю.»
(мама НастиС.)
«Леночкаплохо растет она как-то не оформилась в девушку, как ее одноклассницы. Онамаленького роста, худенькая, слабенькая. Нам с отцом кажется, что она не можетпостоять за себя (купили ей собаку), не может принять решения. Как-то такповелось, что мы решаем что-либо, и девочка подчиняется. Нам интересно, можетли Ленуся сама сделать какой-либо шаг. В прошлом году мы записали ее в ансамбльэстрадной песни. Мы были рады, что ей там нравилось, но в силу разных причин,ходить туда она не стала. Мы поговорили и решили, что надо ей теперь занятьсяматематикой. Мы всегда стараемся повлиять на ее недостатки, но как-то труднотак утверждать, что Ленуська – личность.»
(родителиЛены Т.)
3. «Не думалнад этой проблемой».
«Мнеприходится много работать, чтобы заработать побольше, а когда возвращаюсь послесмены домой, мне важно, чтобы дети были дома. Сейчас важнее всего, чтобы былисыты, не болтались, не связались с наркоманами и не выпивали, Рита частоприходит с задержкой домой, плохо учится, доставляет мне массу проблем.Характер тяжелый, она замкнутая. Бог знает, что у нее в голове. Отец как-тодаже ее из дома выгнал – довела. Цель у нее есть, но я пока против, и о том,личность она или нет – я и не думаю вовсе, ребенок, хоть и большой. Знаете, мнекажется, что вы все это зря, ведь мои родители нас тоже воспитывали безвопросов, выросли же!»
(мама РитыЛ.)
«Мишка плохоучится, у него постоянные конфликты с учителями по урокам. Мы все (я, отчим,учителя) его просто задергали, затюкали. Мне его жалко, не так много я могу емудать. Нужно, прежде всего, накормить и одеть, чтобы не хуже других был. А оличности поговорим потом, если честно, то я не думала над этой проблемой.»
(мама МишиМ.)