Способы утилизации мусора на судах

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Судомеханическийфакультет
Кафедраэкологии и защиты окружающей среды
Реферат поэкологии
Способыутилизации мусора на судах
Выполнил:
курсант группы Э-281(1)
Голубев Юрий Анатольевич
Мурманск 2009

Содержание
Введение
1.Категории мусора
2.Способы утилизации мусора на судне
2.1Сбор мусора на судах.
2.2Устройства по сбору мусора
2.3Обработка мусора на судне
2.3.1 Инсинераторы
2.3.2Типы судовых инсинераторов
2.4Измельчители мусора
2.5Прессы
Заключение
Список литературы
/>/> 
Введение
В настоящее время, когдапоявились грузовые автомобили и самолеты, перевозки морским транспортомостаются актуальным и востребованным способом доставки грузов и пассажиров всилу своих бесспорных преимуществ.
Но наряду с этим, впроцессе нормальной эксплуатации судна и работы людей, образуется мусор, т.е.все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и еёостатки). В результате накопления мусора, появляется проблема по его постояннойили периодической утилизации.
И, если раньше мусорпросто сбрасывался за борт, то в настоящее время возникла актуальная проблемазагрязнения мирового океана, с судов. Не стоит забывать также, что мировойокеан не только служит источником доходов, т.е. как способ грузовых перевозок иисточник рыбных или природных ресурсов, но и является источником жизни наземле. Мировой океан формирует климат планеты, служит источником атмосферныхосадков, более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он жерегулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ееизбыток. Причём засорённость мирового океана не становится меньше с каждымгодом. В связи с этим для предотвращения загрязнения морей, с судов в конвенцииМАРПОЛ 73/78 было принято приложение V “О правилах предотвращения загрязнения мусором с судов”, которое в частностиустановило требования об оборудовании судов специальными устройствами поутилизации мусора. Поэтому в работе я рассмотрю основные устройства поутилизации бытовых отходов, их характеристики, принцип работы, а такжепреимущества и недостатки.
/>/>1. Категории мусора
В соответствии сприложением V конвенции МАРПОЛ (“О правилахпредотвращения загрязнения мусором”), в зависимости от категории мусоразапрещается или ограничивается его сброс в различных районах моря.
Поэтому мусор следуетсобирать раздельно:
· Пищевые отходы (включающиемусор, загрязнённый такими отходами).
· Изделия изпластмасс, как чистые, так и смешанные с другим мусором.
· Бытовой мусор,разрешённый к сбросу в море.
· Мусор, обладающийплавучестью (сепарационный, обшивочный и упаковочный материал).
· Отходы,образующиеся при техническом обслуживании.
· Нефтесодержащая изагрязнённая ветошь.
Пищевые отходы — этолюбые порченные или непорченые продовольственные продукты такие, как фрукты,овощи, молочные продукты, птица, мясо, обрезки и объедки пищи, а также все иныематериалы, содержащие подобные отходы, образующиеся на судне в местахприготовления и приёма пищи.
Несмотря на то, что сброспищевых отходов разрешён в Особых районах, за 12-мильной зоной, на ходу судна,ряд государств применяют правила контроля за распространением заболеванийчеловека, растений и животных, которые могут переноситься в пищевых отходах илив пищевой упаковке, посуде разового пользования из-за границы. Этими правиламиможет требоваться инсинерация (сжигание) или иная обработка мусора дляуничтожения болезнетворных организмов. Такой мусор должен накапливатьсяотдельно от остального мусора с последующей сдачей его в порту в соответствии сзаконоположениями государства порта.
Бытовые отходы – мусор,состоящий из упаковочных или обшивочных материалов, различных маломерныхемкостей и тары, всевозможных изделий из бумаги, текстиля, стекла, керамики,жести или другого материала (несмешанных с нефтью или другими вреднымивеществами), которые в процессе жизнедеятельности экипажа и пассажиров перешлив категорию отходов и подлежат постоянному или периодическому удалению.
Сброс бытовых отходов вморе разрешён за пределами 12 – ти морских миль на ходу судна, вне особыхрайонов, а мусор обладающий плавучестью (сепарационные, обшивочные и упаковочныематериалы) разрешён к сбросу за пределами 25 мильной зоны.
Пластмассы – мусор,состоящий из полимеров, включающий в себя упаковку (контейнеры, бутылки,герметизирующие покрытия), элементы судовых конструкций (обшивка, трубопроводы,изоляция, палубные покрытия, ковры, детали электрического и электронногооборудования), клеёнки, поплавки, рыболовные сети, синтетические тросы иканаты.
Изделия из пластика иполиэтиленовые отходы необходимо собирать отдельно от других отходов (вконтейнер или полиэтиленовый мешок) и сдавать в портах захода (в том числе ииностранных) либо сжигать в инсинераторе, где обеспечивается высокаятемпература горения, принудительное дутьё и подача большого количества воздуха.
При сжигании пластика, вотходящих газах образуются токсичные компоненты (в зависимости от видапластика), такие как газообразные хлористоводородные (НСL) и цианистоводородистые (HCN) кислоты. Эти и другие промежуточныесоединения, образующиеся при сгорании пластика могут быть особенно опасны.Поэтому пластиковые отходы должны сжигаться только при нахождении судна воткрытом море, небольшими порциями, в момент когда в инсинераторе достаточновысокая температура (например, при сжигании нефтяных остатков) при включенномпринудительном дутье и закрытии загрузочных дверец после загрузки.
Нефтесодержащая ветошь –ветошь, которая пропитана нефтью (нефть в любом виде, включая сырую нефть,жидкое топливо, нефтесодержащие остатки и др.).
Отходы, образующиеся притехническом обслуживании – это материалы, собираемые в машинном отделении ипалубном пространстве в процессе обслуживания и эксплуатации судна, такие каккопоть, машинные осадки, соскобленная краска, палубный сор, обтирочные отходы,ветошь и т.п.
/>/>2. Способы утилизации мусора насудне
В соответствии стребованиями Приложения Vконвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должен быть предусмотрен один из перечисленныхвидов оборудования по предотвращению загрязнения моря мусором:
· Устройства длясбора мусора.
· Устройства дляобработки мусора.
· Установка длясжигания мусора.
Поэтому можно выделитьдва способа утилизации: сбор и обработка мусора на судне. />/> 2.1 Сбор мусора на судах
Количество мусора может быть уменьшено путем повторногоиспользования упаковки. В случаях, когда существует возможность выбора, судовоеснабжение следует поставлять в упаковке из материалов иных, чем утилизируемыйпластик. Следует рационально использовать расходные материалы с учетом срока иххранения после вскрытия упаковки. Необходимо сводить к минимуму прием на бортсудна потенциального мусора, а также образование мусора на борту.
На каждом судне длиной более 12 м должны вывешиваться плакаты, извещающие экипаж судна и пассажиров о требованиях по сбору мусора.Плакаты должны быть написаны на официальном языке государства, под флагомкоторого плавает судно, и на английском или французском языке, если суда занятыв рейсе к портам или морским терминалам других сторон Конвенции.
Каждое судно валовой вместимостью более 400 и каждое судно,сертифицированное для перевозки более 15 человек, должно иметь и выполнять планопераций с мусором. План операций с мусором разрабатывается в соответствии сРуководством, принятым резолюцией МЕРС 70/38 от 10.07.1996г. В плане должныбыть отражены следующие вопросы:
• процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора;
• состав судового оборудования для операций с мусором;
• мероприятия по уменьшению количества мусора на судне;
• ответственное лицо за выполнение плана.
План оформляется на рабочем языке команды судна.
Администрация судна обязана постоянно следить за санитарнымсостоянием устройств и оборудования для сбора и обработки мусора и своевременнопринимать меры по устранению выявленных недостатков./>/>2.2 Устройства по сбору мусора
Для сбора мусора на суднемогут быть предусмотрены съемные устройства (контейнеры), мешки, встроенные вкорпус мусоронакопительные емкости (бункеры) или бункеры установок дляуплотнения мусора.
Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться ихраниться, должны быть надежно закрыты, причем на каждом из них должна бытьсоответствующая маркировка, указывающая вид мусора. Так же они должныразмещаться, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств дляобеспечения возможности погрузки и выгрузки их с учетом удобства сбора мусора.Съемные устройства для сбора мусора должны надежно крепиться к корпусу судну.
Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовымии нефтесодержащими отходами.
Конвенция по защите морской среды района Балтийского морярекомендует на судах, построенных после 1 октября 1993 г., иметь следующие минимальные емкости для хранения мусора всех категорий.
Объем емкостей дляхранения мусора:

/>
При расчете емкости мусоросборников следует руководствоватьсянациональными санитарными правилами. При подходе к особым районам и другимрайонам моря, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана оповеститьоб этом экипаж и пассажиров. Все средства для сбора периодически сбрасываемогов море мусора должны быть заблаговременно опорожнены и приготовлены для приемамусора.[1]
Выбор ёмкостей, включая необходимые объемы судовыхнакопительных цистерн и контейнеров, а также устройств, сосредоточенных впортах, зависит от многих факторов, но в первую очередь от класса, типа судна иусловий эксплуатации (район плавания, длительность рейса между заходами в порты).Естественно, что для судов, совершающих короткие рейсы, существует возможностьодин раз в 2… .3 дня передавать отходы на берег, достаточно простейшихнакопительных устройств.
Данный способ применяют в том случае, когда необходимоеоборудование есть и на судне, и в порту, в который намечено передать отходы. Насудне должны быть прежде всего контейнеры, размещенные, как правило, на корме, ав портах — суда-сборщики, специализированные причалы, машины -мусоросборщики,устройства для переработки отходов и т. п.[2]
/>/>2.3 Обработка мусора на судне
Судноможет быть оснащено устройствами для обработки и уничтожения мусора такими,как:
ü установка длясжигания судовых отходов (инсинераторы);
ü измельчительмусора (грохот);
ü установка дляпрессования мусора.
2.3.1 Инсинераторы
Значительноеразвитие и широкое применение в последние годы получил термический способобработки судовых отходов. Отходы сжигаются в специальных печах-инсинераторах.Данным способом можно уничтожить практически все виды судовых отходов, заисключением металла и стекла, которые следует отделять из общей массы. Производительность инсинератора определяется количествомотходов, которые могут быть сожжены в единицу времени.
Способ термической обработки судовых Отходов имеет следующиепреимущества: возможность переработки всех видов мусора и значительное уменьшениеего объема, стерильность образующихся остатков, автоматизация процесса.
Установкидля сжигания мусора должны иметь сертификат Регистра, подтверждающийфактическую способность сжигать отходы, наименование которых должно бытьперечислено в Инструкции по эксплуатации установки для сжигания мусора. Крометого, все инсинераторы, установленные на судах после 01 января 2000 г., должны иметь Свидетельство о типовом одобрении (СОТО). В инсинераторах, имеющих СОТО, разрешеночастичное сжигание пластика (например, бумаги — 30%, картона — 40%, ветоши —10%, пластика — 20%. Зола, которая образуется в результате сжигания мусора,представляет собой обеззараженный мусор, и он сбрасывается за борт нарасстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега за пределами особыхрайонах за исключением золы пластмасс, которая может содержать остаткитоксичных веществ и тяжелых металлов. Такая зола сохраняется на борту и сдаетсяна береговые или плавучие сооружения[3].
При сжигании мусора запрещается загружать в инсинераторыбольшое количество промасленной ветоши и пластика, так как это может привести крезкому повышению температуры в реакторе и повышенной дымности отходящих газов,поэтому следует обратить внимание на использование инсинераторов в портах. Так,например, в территориальных водах стран — участников Конвенции ХЕЛКОМ 92 врайоне Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся наборту судна.
Отсепарированныенефтяные остатки и нефтесодержащая ветошь подлежат уничтожению на судне вустановках для сжигания судовых отходов или сдаче на берег, о чем делаетсясоответствующая запись в ЖНО (журнале нефтяных операций), часть 1.
К недостаткам способа можно отнести достаточнуюпожароопасность на судне, повышеный расход топлива и трудоемкость дополнительногообслуживания.
Ø Принцип работы.
Процесс сжигания мусора в инсинераторе можно условноразделить на два этапа: предварительное высушивание и собственно сжигание.
Высушивание мусора позволяет полнее использовать ихтеплотворную способность и тем самым экономить топливо. Эффективностьвысушивания отходов зависит от следующих факторов: распределения влаги впределах массы отходов, температуры в зоне высушивания (сгорания), наличияустройств для перемешивания отходов с целью повышения скорости переноса тепла,размера частиц отходов (уменьшение размеров частиц способствует не только болеебыстрому высушиванию, но и более эффективному сжиганию).
Высушивание отходов в инсинераторах происходит путём конвекционногопереноса теплоты от потоков горячего воздуха, а также за счет нагрева отпламени или от поверхности камеры сгорания. Естественно, что определяющим дляпроцесса высушивания и сжигания является количество обеспечиваемой теплоты. Онодостигается сжиганием топлива, впрыскиваемого через специальные форсунки, атакже теплотворной способностью самих отходов. Создать оптимальный режимпроцесса сжигания в инсинераторах довольно сложно из-за того, что различныекомпоненты отходов значительно отличаются по теплотворной способности. Знаятеплотворную способность каждого компонента, входящего в отходы, объемнакапливаемых отходов и их состав, можно подсчитать общую теплотворнуюспособность массы и определить потребный тип инсинератора. На общую теплотворнуюспособность массы отходов большое влияние оказывает соотношение различныхкомпонентов и в первую очередь пищевых отходов и сухого мусора (бумага,пластмасса и т.п.).
В современныхинсинераторах предварительное высушивание отходов осуществляется непосредственнов топке. Исключение составляет шлам сточных вод: влажность его значительнопревышает допустимый предел, до которого можно сжигать отходы без подачи втопку дополнительного топлива. Иногда шлам предварительно перемешивают стопливом в специальном смесительном устройстве. Подсушке способствуютприменяемые для этих целей колосниковые решетки, а также подача в топкувоздуха.
Перед сжиганием отходы целесообразно подготовить: отделитьпредметы, способные при расплавлении залить отверстия колосниковых решеток итем самым уменьшить подачу воздуха, например предметы из алюминиевых сплавовили стекла (температура плавления их соответственно около 700 и около 1100°С).Процесс подсушивания отходов, а следовательно, и их последующее сжиганиезначительно улучшаются, если в топке есть устройства для перемешивания отходов.
Топку обычно разогревают до температуры не менее 500 °С изаполняют твердыми отходами. Сжигание отходов осуществляется по принципупиролиза. При температуре около 300 °С из органических веществ начинаетсяиспарение газообразных фракций. Происходит так называемая сухая перегонкатвердых отходов. Газы поднимаются в верхнюю часть топки или в смежную камерусгорания, и там с помощью вспомогательного факела полностью сгорают. Притемпературе более 750 °С дурно пахнущие газы в течение нескольких секундраспадаются.
Жидкие отходы подают в инсинераторы в распыленном виде черезспециальные шламовые форсунки. Подготовка жидких отходов к сжиганию заключаетсяв приготовлении смеси, содержащей не менее 50 % топлива и предварительноподогретой до 60… .80 °С. Теоретически для сжигания 1 кг жидких отходов требуется около 4 кг атмосферного воздуха. Для уверенности в полном сгоранииотходов рекомендуется обеспечивать 50 % избытка воздуха. Следовательно,рекомендуемый расход составляет 6 кг воздуха на 1 кг отходов.[4]/>/> 2.3.2 Типы судовыхинсинераторов
Среди большогоразнообразия судовых инсинераторов можно рассмотреть следующие:
Ø  Инсинератор GS-500.
Ø  Инсинератор СП-10 и инсинераторСП-50.
Ø  ИН-50.
Ø  Инсинератор VTH-30.
Инсинератор GS-500(Норвежского производства).
Установка состоит из двух камер, образующих так называемуюполупиролизную систему. Левая камера 1 предназначена для сжигания мусора,правая 2 — для сжигания шлама. Она оборудована топливной и шламовой форсунками,соединенными в специальное топочное устройство (на рисунке не показано) игазоходом 4. Вентилятор, подсоединяемый к газоходу, создает в камерахнеобходимое разрежение. Воспламенение отходов осуществляется за счет тепловогоизлучения от топочного устройства.
Твердые отходызагружаются через приемный поворотный люк 3 после того, как температура в печидостигнет заданного значения. Колосниковая решетка 7, на которую попадаютотходы, имеет шурующее устройство, обеспечивающее более эффективное их сгорание.Поток газов, отходящих от
/>

Инсинератор GS-500
сжигаемых отходов,поступает во вторичную камеру, где происходит их дожигание, а также несгоревшихчастиц отходов. Пройдя зону горелки, поток дымовых газов смешивается с потокомохлаждающего воздуха и затем выбрасывается в дымоход вентилятором рециркуляции.В газоходе между камерой сгорания и вентилятором имеется шибер (заслонка).Процесс горения (количество подаваемого воздуха) регулируется положениемзаслонки.
Камеры сгорания представляют собой стальные конструкции собмуровкой из шлакоустойчивых огнеупорных блоков 5. Обмуровка имеет модульнуюконструкцию, позволяющую менять отдельные блоки. Внутренняя сторона стальныхкамер покрыта слоем изоляции. Между двойными листами стали находится воздушнаяохлаждающая рубашка 6. Камеры сгорания имеют круглую форму и соединены междусобой отверстием в районе днища.
Емкость приемного пространства около 125 л. На лицевой стороне установки на дверце 9 предусмотрено смотровое стекло, позволяющее механикуконтролировать количество загруженных в камеру отходов и наблюдать за работойсистемы. В нижней части расположена дверца 8 для удаления золы и шлака.
Топочное устройство состоит из форсунки с двумя соплами.Производительность 14… .28 л/ч. Шламовая форсунка также вмонтирована втопочное устройство и состоит из двух труб. Внутренняя труба предназначена дляподвода шлама. Диаметр ее канала равен 8 мм. Наружная труба служит для подвода пара, который используется для распыливания и отчасти— для подогрева шлама.Топочное устройство расположено таким образом, чтобы наиболее эффективноиспользовать факелы горения. В данном инсинераторе завихренные факелы сначаланаправляются к днищу, откуда поднимаются в центральной зоне камеры сгорания илишь затем направляются к газоходу.
Охлаждающий воздух,смешиваемый с дымовыми газами на выходе из камеры, засасывается из нижней частикожуха камеры и понижает температуру отходящих газов до уровня не выше 400 °С.Процесс сжигания автоматически контролируется специальной программой. Дляконтроля горения используется фотоэлектрический датчик.
Инсинератор СП-10.
Также можно рассмотретьИнсинераторы отечественного производства СП-10 и СП-50.
Инсинератор СП-10 представляетсобой единый блок, в состав которого входят корпус 1, топочное устройство 5,загрузочная дверь 6, шурующее устройство, элементы автоматического управления,контрольно-измерительные приборы и арматура.
Корпус установки разборный и состоит из днища, футеровки 2, термоизоляции3, наружных стенок и перекрытия. Футеровка выполнена из огнеупорных блоков,образующих камеру сжигания цилиндрической формы. Блоки уложены один на другой исоединены друг с другом проставкой. В соединениях блоков футеровкипредусмотрены отверстия — сопла, через которые воздух тангенциально поступает вкамеру сгорания. Сверху корпус заканчивается фланцем для присоединениягазоотводного патрубка. Днище,
/>
наружные стенки и перекрытия — полые. Воздух, нагнетаемыйвентилятором топочного устройства, проходит последовательно перекрытие, стенкии днище, охлаждая наружную поверхность установки. Для предотвращениявозможности открытия загрузочной двери при температуре в газоотводном каналевыше 70 °С установлен электромагнитный замок. Для усиления процесса горенияустановлено шурующее устройство. Необходимый для горения воздух кроме соплподается еще и через топочное устройство.
Пуск установки осуществляется с помощью дизельной форсунки.При достижении в камере сгорания температуры 800 °С включается дозирующееустройство, обеспечивающее подачу обводненных нефтеотходов; когда температурадостигнет 850 °С, срабатывает датчик 4, дизельная форсунка отключается; подачанефтеотходов прекращается при температуре 1100 °С.
Продолжительность цикла сгорания регулируется настройкой релевремени. По окончании установленного цикла сгорания инсинератор переходит врежим охлаждения.
Инсинератор СП-50.
Инсинератор СП-50 состоит из трех блоков: печи, агрегатаподготовки нефтеотходов и вентиляционно-вытяжного агрегата. Камера сгорания,выполненная из огнеупорных блоков, имеет цилиндрическую форму. В соединенияхблоков футеровки 3 предусмотрены отверстия — сопла 4, через которые воздухпоступает в камеру. Днище, наружные стенки и перекрытие — полые. Воздух,засасываемый вентиляционно-вытяжным агрегатом, проходит через горловину днища иполости наружных крышек, охлаждая наружные стенки 1 установки и термоизоляцию 2.
/>
Инсинератор СП-50

Чтобы обеспечить безопасное обслуживание и не допуститьоткрытия лючка, через который загружаются твердые отходы, имеется специальныйэлектромагнитный замок, срабатывающий, если температура в камере сгорания свыше50 °С.
В составе механизмовинсинератора две форсунки подачи топлива и нефтеотходов 6. Топливная форсункараспыливает дизельное топливо с помощью специального устройства длязакручивания потока воздуха и снабжена электродами зажигания. Форсунканефтеотходов установлена в отверстии топливной форсунки, т. е. концентрично, вобщем корпусе. Подача нефтешлама осуществляется дозирующим устройством 5.[5]
Загрузочное устройство состоит из внутренней и наружнойдверей, блокирующего устройства, лотка, рукояток. Твердые отходы загружают влоток, после чего наружную дверь закрывают, поворачивают рукоятки, открывающиевнутреннюю дверь, и отходы сбрасываются в камеру сгорания. Для наблюдения запроцессом горения в наружной двери и футеровке внутренней двери предусмотренысмотровые щели.
Подачу нефтеотходов регулируют путем изменения подачи насоса.
Агрегат подготовки нефтеотходов представляет собой сварнуюцилиндрическую емкость, внутри которой установлен паровой змеевик для подогревасмеси. Нефтеотходы перемешиваются с помощью электронасоса.
Инсинератор снабжен также необходимой системойавтоматического управления и контроля.
ИН-50.
Отходы в инсинераторе сжигаются при температуре 850–900 °С, аотводимые газы дожигаются при температуре 1100–1200 °С не менее 2 секунд, чтообеспечивает полное разложение сложных органических соединений. Различают такженесколько типов ИН-50: В – с системой подготовки и подачи жидких нефтешламов, В–с вращающейся камерой сжигания, К– в стандартном двадцатифутовом («морском»)контейнере. Например ИН-50.1М, ИН-50.7В и т.д.
Максимальная производительность от 40 до 10000 кг/ч.
Принцип работы: В инсинераторе применена двухступенчатаясхема контролируемого высокотемпературного сжигания отходов и дожиганиягазообразных продуктов в совокупности с 2-х ступенчатой системой газоочисткискруббером и циклоном. Дополнительно инсиниратор может быть укомплектовантермокаталитической системой очистки отходящих газов и «санитарным»скруббером для улавливания тяжелых металлов.
Топливо — дизельное или природный газ. Инсинератор имеетавтоматическую систему регулирования температуры, которая позволяетоптимизировать расход топлива. Подача отходов в инсинератор производитсямеханизированным горизонтальным загрузочным устройством. Объем загрузкиопределяется типом инсинератора. Удаление золы производится периодически после4–5 циклов сжигания отходов. Количество золы, в зависимости от состава отходов,составляет 5–10% исходной массы отходов. Зольный остаток IV-го класса опасностиможет быть использован на строительные нужды.
Система очистки продуктов сгорания. Продукты сгорания изкамеры дожигания инсинератора поступают в скруббер, предназначенный для снижениятемпературы отходящих газов и «мокрой» очистки продуктов сгорания.Пылеуловителем из отходящих газов удаляется не менее 93% твердых частиц.Очищенные газы, химический состав которых соответствует разрешенным нормам,через дымовую трубу выпускаются в атмосферу. [6]
Инсинератор VTH-30(Япония).
Инсинератор VTH-30состоит из двух блоков: собственно печи 2 для сжигания отходов и блока 4 подготовкии подачи на сжигание жидких отходов. Корпус печи представляет собойгоризонтально расположенный цилиндр, на передней стенке которого расположеныфорсунки дизельного топлива и жидких отходов, блок зажигания, детектор пламени,люк для удаления золы и осмотра внутренней поверхности печи, а также ряд другихприборов и арматуры.
/>

Люк для загрузки твердых отходов расположен справа в верхнейчасти цилиндрической камеры, в конце которой находится камера разбавленияотходящих газов. Зона горения имеет двойные стенки, выложенные огнеупорнымматериалом. Охлаждению корпуса способствует воздушная камера, образованнаяпространством между двойными стенками. Под цилиндрической частью печирасположен вентилятор 1, служащий для подачи воздуха на охлаждение стенок и на разбавлениеотходящих газов через дымоход 3.
Дизельноетопливо и жидкие отходы подаются в камеру сгорания форсунками с помощью сжатоговоздуха от судовой системы. Блок подготовки и подачи жидких отходов состоит из бакацилиндрической формы емкостью 200 л, в верхней части которого размещены мешалкаимпеллерного типа, прибор контроля количества содержимого бака, фильтр, а такжеустройство для подогрева жидких отходов. В нижней части блока расположен насоспеременной производительности для подачи жидких отходов на сжигание, приборыконтроля за температурой и давлением отходов и т. п.
Твердыеотходы можно сжигать как отдельно, так и одновременно с жидкими отходами. Шламтоплива и масла, а также шлам сточных вод рекомендуется сжигать в том случае,если содержание воды в полученной смеси не превышает 40%.[7]/>/>2.4 Измельчители мусора
Также для обработкитвердых бытовых отходов используются измельчители — установки, оборудованныеспециальными режущими приспособлениями, позволяющими размельчать любые видытвердых отходов, включая стеклянные предметы, консервные банки, деревянныеящики и др.
В нашей странеизмельчители распространения не получили, хотя известны случаи их применения нанекоторых судах. Это произошло потому, что данное устройство практически не позволяетотказаться от других видов оборудования для обработки отходов, в частности отконтейнеров. Дело в том, что наш флот значительную часть времени находится вособых районах, где сброс измельченных твердых отходов, кроме пищевых,запрещен. Кроме того, определенную часть времени суда находятся в прибрежныхзонах, на акватории портов, а также во внутренних водоемах, где запрещен сброслюбых отходов, даже измельченных.
Представляет интерес способ дробления (измельчения) пищевыхотходов, внедренный на некоторых судах и в некоторых портах. На судах пищевыеотходы дробятся измельчителем, установленным на камбузе, после чегоразмельченные пищевые отходы направляются в судовую сборную цистерну (например,в цистерну сбора сточных вод). После выхода судна из порта за 12-мильную зонуизмельченные отходы вместе с СВ откачиваются за борт./>/>2.5 Прессы
Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда передача отходов наберег затруднена или невозможна (например, при эксплуатации судна в необжитыхрайонах, в условиях ледового плавания и т. п.). Бывают случаи, когда порты неоснащены необходимым оборудованием для приема и обработки мусора. Такаяситуация может осложниться, если судно вынуждено задержаться в порту, так какемкости судовых контейнеров может не хватить.
Конвенцией МАРПОЛ 73/78 такая ситуация предусмотрена. В нейуказано, что отсутствие оборудования в порту не должно быть основанием длясброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных(территориальных) водах. В качестве одного из способов борьбы с отходами,точнее, для уменьшения объема скапливающихся судовых отходов, рекомендуетсяиспользовать специальные прессы — устройства, снижающие объем твердых бытовыхотходов примерно в 8… .10 раз.
Прессование как способ обработки отходов имеет следующиепреимущества: возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом необязательна предварительная их сортировка); установки для прессования имеютпростую конструкцию и почти не требуют ухода; возможность монтажа в любом местесудна, включая палубу; небольшая потребляемая мощность. К недостаткам этогоспособа следует отнести то, что для хранения спрессованных отходов требуютсяпомещения и обеззараживание при хранении спрессованных отходов на судне.[8]
Для примера можно рассмотреть пресс “Малыш 8”, предназначенный для обработки малого и среднего количества отходов.Устройство достаточно лёгкое в эксплуатации, и обладает: механизированнойвыгрузкой обработанных отходов, и их быстрой обвязкой через технологическиеотверстия полимерной лентой или проволокой, работает при температуре до минус30, работа на прессе не требует специальных знаний и навыков.[9]
/>/>Заключение
Таким образом, основнымиустройствами по утилизации мусора на судне являются: инсинераторы, прессы,измельчители и контейнеры для мусора.
Наибольшеераспространение получили инсинераторы, т.к. они способны уничтожать почти всевиды бытового мусора, накапливающегося на судне, а также стерильностьобработанных отходов позволяет сбрасывать их за борт, осуществляющийся поконвенции. Недостатками данного устройства являюся опять же вредные выбросы ватмосферу, что не позволяет использовать исинераторы в порту, а также высокаяпожароопаснсть связанная с большими температурами и давлением выше нормального.Использование контейнеров, затруднительно тем, что бывают случаи когда порты необорудованы устройствами для приёма и обработки мусора. А измельчители и прессыне получили широкого применения в следствии того, что они требуют другие видыустройств по утилизации мусора, таких как контейнеры. Также определённую частьвремени судно проводит в прибрежных зонах, на акватории портов, а также вовнутренних водоёмах, где запрещён сброс любых отходов, даже измельчённых.
Принятие таких конвенцийкак МАРОЛ 73/78 позволило взять под контроль сброс мусора и др. вредныхвеществ, с судов. Также оборудование судов по утилизации мусора, сыграло своюогромную роль по предотвращению загрязнения мирового океана.
/>/>Список литературы
1. Пимошенко А.П.Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. – М.: Мир, 2004. — 320 с.
2. Зубрилов С.П.Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. С.-Петербург: Судостроение,1989. – 256 с.
3. Торский В.Г. Марпол 73/78.- М.:Экология, 2005. – 64 с.
4. Родионов А.И.,Клушин В.П., Торочешников И.С. Техника защиты окружающей среды. Учебник длявузов — М.: Химия, 1989.
5. http://eco-centr.narod.ru/insinerator.html
6. http://turmalin.ru/pdf/musor.pdf
7. http://statico.ru/solution_press2.htm

Способы утилизации мусора на судах

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Судомеханическийфакультет
Кафедраэкологии и защиты окружающей среды
Реферат поэкологии
Способыутилизации мусора на судах
Выполнил:
курсант группы Э-281(1)
Голубев Юрий Анатольевич
Мурманск 2009

Содержание
Введение
1.Категории мусора
2.Способы утилизации мусора на судне
2.1Сбор мусора на судах.
2.2Устройства по сбору мусора
2.3Обработка мусора на судне
2.3.1 Инсинераторы
2.3.2Типы судовых инсинераторов
2.4Измельчители мусора
2.5Прессы
Заключение
Список литературы
/>/> 
Введение
В настоящее время, когдапоявились грузовые автомобили и самолеты, перевозки морским транспортомостаются актуальным и востребованным способом доставки грузов и пассажиров всилу своих бесспорных преимуществ.
Но наряду с этим, впроцессе нормальной эксплуатации судна и работы людей, образуется мусор, т.е.все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и еёостатки). В результате накопления мусора, появляется проблема по его постояннойили периодической утилизации.
И, если раньше мусорпросто сбрасывался за борт, то в настоящее время возникла актуальная проблемазагрязнения мирового океана, с судов. Не стоит забывать также, что мировойокеан не только служит источником доходов, т.е. как способ грузовых перевозок иисточник рыбных или природных ресурсов, но и является источником жизни наземле. Мировой океан формирует климат планеты, служит источником атмосферныхосадков, более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он жерегулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ееизбыток. Причём засорённость мирового океана не становится меньше с каждымгодом. В связи с этим для предотвращения загрязнения морей, с судов в конвенцииМАРПОЛ 73/78 было принято приложение V “О правилах предотвращения загрязнения мусором с судов”, которое в частностиустановило требования об оборудовании судов специальными устройствами поутилизации мусора. Поэтому в работе я рассмотрю основные устройства поутилизации бытовых отходов, их характеристики, принцип работы, а такжепреимущества и недостатки.
/>/>1. Категории мусора
В соответствии сприложением V конвенции МАРПОЛ (“О правилахпредотвращения загрязнения мусором”), в зависимости от категории мусоразапрещается или ограничивается его сброс в различных районах моря.
Поэтому мусор следуетсобирать раздельно:
· Пищевые отходы (включающиемусор, загрязнённый такими отходами).
· Изделия изпластмасс, как чистые, так и смешанные с другим мусором.
· Бытовой мусор,разрешённый к сбросу в море.
· Мусор, обладающийплавучестью (сепарационный, обшивочный и упаковочный материал).
· Отходы,образующиеся при техническом обслуживании.
· Нефтесодержащая изагрязнённая ветошь.
Пищевые отходы — этолюбые порченные или непорченые продовольственные продукты такие, как фрукты,овощи, молочные продукты, птица, мясо, обрезки и объедки пищи, а также все иныематериалы, содержащие подобные отходы, образующиеся на судне в местахприготовления и приёма пищи.
Несмотря на то, что сброспищевых отходов разрешён в Особых районах, за 12-мильной зоной, на ходу судна,ряд государств применяют правила контроля за распространением заболеванийчеловека, растений и животных, которые могут переноситься в пищевых отходах илив пищевой упаковке, посуде разового пользования из-за границы. Этими правиламиможет требоваться инсинерация (сжигание) или иная обработка мусора дляуничтожения болезнетворных организмов. Такой мусор должен накапливатьсяотдельно от остального мусора с последующей сдачей его в порту в соответствии сзаконоположениями государства порта.
Бытовые отходы – мусор,состоящий из упаковочных или обшивочных материалов, различных маломерныхемкостей и тары, всевозможных изделий из бумаги, текстиля, стекла, керамики,жести или другого материала (несмешанных с нефтью или другими вреднымивеществами), которые в процессе жизнедеятельности экипажа и пассажиров перешлив категорию отходов и подлежат постоянному или периодическому удалению.
Сброс бытовых отходов вморе разрешён за пределами 12 – ти морских миль на ходу судна, вне особыхрайонов, а мусор обладающий плавучестью (сепарационные, обшивочные и упаковочныематериалы) разрешён к сбросу за пределами 25 мильной зоны.
Пластмассы – мусор,состоящий из полимеров, включающий в себя упаковку (контейнеры, бутылки,герметизирующие покрытия), элементы судовых конструкций (обшивка, трубопроводы,изоляция, палубные покрытия, ковры, детали электрического и электронногооборудования), клеёнки, поплавки, рыболовные сети, синтетические тросы иканаты.
Изделия из пластика иполиэтиленовые отходы необходимо собирать отдельно от других отходов (вконтейнер или полиэтиленовый мешок) и сдавать в портах захода (в том числе ииностранных) либо сжигать в инсинераторе, где обеспечивается высокаятемпература горения, принудительное дутьё и подача большого количества воздуха.
При сжигании пластика, вотходящих газах образуются токсичные компоненты (в зависимости от видапластика), такие как газообразные хлористоводородные (НСL) и цианистоводородистые (HCN) кислоты. Эти и другие промежуточныесоединения, образующиеся при сгорании пластика могут быть особенно опасны.Поэтому пластиковые отходы должны сжигаться только при нахождении судна воткрытом море, небольшими порциями, в момент когда в инсинераторе достаточновысокая температура (например, при сжигании нефтяных остатков) при включенномпринудительном дутье и закрытии загрузочных дверец после загрузки.
Нефтесодержащая ветошь –ветошь, которая пропитана нефтью (нефть в любом виде, включая сырую нефть,жидкое топливо, нефтесодержащие остатки и др.).
Отходы, образующиеся притехническом обслуживании – это материалы, собираемые в машинном отделении ипалубном пространстве в процессе обслуживания и эксплуатации судна, такие каккопоть, машинные осадки, соскобленная краска, палубный сор, обтирочные отходы,ветошь и т.п.
/>/>2. Способы утилизации мусора насудне
В соответствии стребованиями Приложения Vконвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должен быть предусмотрен один из перечисленныхвидов оборудования по предотвращению загрязнения моря мусором:
· Устройства длясбора мусора.
· Устройства дляобработки мусора.
· Установка длясжигания мусора.
Поэтому можно выделитьдва способа утилизации: сбор и обработка мусора на судне. />/> 2.1 Сбор мусора на судах
Количество мусора может быть уменьшено путем повторногоиспользования упаковки. В случаях, когда существует возможность выбора, судовоеснабжение следует поставлять в упаковке из материалов иных, чем утилизируемыйпластик. Следует рационально использовать расходные материалы с учетом срока иххранения после вскрытия упаковки. Необходимо сводить к минимуму прием на бортсудна потенциального мусора, а также образование мусора на борту.
На каждом судне длиной более 12 м должны вывешиваться плакаты, извещающие экипаж судна и пассажиров о требованиях по сбору мусора.Плакаты должны быть написаны на официальном языке государства, под флагомкоторого плавает судно, и на английском или французском языке, если суда занятыв рейсе к портам или морским терминалам других сторон Конвенции.
Каждое судно валовой вместимостью более 400 и каждое судно,сертифицированное для перевозки более 15 человек, должно иметь и выполнять планопераций с мусором. План операций с мусором разрабатывается в соответствии сРуководством, принятым резолюцией МЕРС 70/38 от 10.07.1996г. В плане должныбыть отражены следующие вопросы:
• процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора;
• состав судового оборудования для операций с мусором;
• мероприятия по уменьшению количества мусора на судне;
• ответственное лицо за выполнение плана.
План оформляется на рабочем языке команды судна.
Администрация судна обязана постоянно следить за санитарнымсостоянием устройств и оборудования для сбора и обработки мусора и своевременнопринимать меры по устранению выявленных недостатков./>/>2.2 Устройства по сбору мусора
Для сбора мусора на суднемогут быть предусмотрены съемные устройства (контейнеры), мешки, встроенные вкорпус мусоронакопительные емкости (бункеры) или бункеры установок дляуплотнения мусора.
Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться ихраниться, должны быть надежно закрыты, причем на каждом из них должна бытьсоответствующая маркировка, указывающая вид мусора. Так же они должныразмещаться, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств дляобеспечения возможности погрузки и выгрузки их с учетом удобства сбора мусора.Съемные устройства для сбора мусора должны надежно крепиться к корпусу судну.
Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовымии нефтесодержащими отходами.
Конвенция по защите морской среды района Балтийского морярекомендует на судах, построенных после 1 октября 1993 г., иметь следующие минимальные емкости для хранения мусора всех категорий.
Объем емкостей дляхранения мусора:

/>
При расчете емкости мусоросборников следует руководствоватьсянациональными санитарными правилами. При подходе к особым районам и другимрайонам моря, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана оповеститьоб этом экипаж и пассажиров. Все средства для сбора периодически сбрасываемогов море мусора должны быть заблаговременно опорожнены и приготовлены для приемамусора.[1]
Выбор ёмкостей, включая необходимые объемы судовыхнакопительных цистерн и контейнеров, а также устройств, сосредоточенных впортах, зависит от многих факторов, но в первую очередь от класса, типа судна иусловий эксплуатации (район плавания, длительность рейса между заходами в порты).Естественно, что для судов, совершающих короткие рейсы, существует возможностьодин раз в 2… .3 дня передавать отходы на берег, достаточно простейшихнакопительных устройств.
Данный способ применяют в том случае, когда необходимоеоборудование есть и на судне, и в порту, в который намечено передать отходы. Насудне должны быть прежде всего контейнеры, размещенные, как правило, на корме, ав портах — суда-сборщики, специализированные причалы, машины -мусоросборщики,устройства для переработки отходов и т. п.[2]
/>/>2.3 Обработка мусора на судне
Судноможет быть оснащено устройствами для обработки и уничтожения мусора такими,как:
ü установка длясжигания судовых отходов (инсинераторы);
ü измельчительмусора (грохот);
ü установка дляпрессования мусора.
2.3.1 Инсинераторы
Значительноеразвитие и широкое применение в последние годы получил термический способобработки судовых отходов. Отходы сжигаются в специальных печах-инсинераторах.Данным способом можно уничтожить практически все виды судовых отходов, заисключением металла и стекла, которые следует отделять из общей массы. Производительность инсинератора определяется количествомотходов, которые могут быть сожжены в единицу времени.
Способ термической обработки судовых Отходов имеет следующиепреимущества: возможность переработки всех видов мусора и значительное уменьшениеего объема, стерильность образующихся остатков, автоматизация процесса.
Установкидля сжигания мусора должны иметь сертификат Регистра, подтверждающийфактическую способность сжигать отходы, наименование которых должно бытьперечислено в Инструкции по эксплуатации установки для сжигания мусора. Крометого, все инсинераторы, установленные на судах после 01 января 2000 г., должны иметь Свидетельство о типовом одобрении (СОТО). В инсинераторах, имеющих СОТО, разрешеночастичное сжигание пластика (например, бумаги — 30%, картона — 40%, ветоши —10%, пластика — 20%. Зола, которая образуется в результате сжигания мусора,представляет собой обеззараженный мусор, и он сбрасывается за борт нарасстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега за пределами особыхрайонах за исключением золы пластмасс, которая может содержать остаткитоксичных веществ и тяжелых металлов. Такая зола сохраняется на борту и сдаетсяна береговые или плавучие сооружения[3].
При сжигании мусора запрещается загружать в инсинераторыбольшое количество промасленной ветоши и пластика, так как это может привести крезкому повышению температуры в реакторе и повышенной дымности отходящих газов,поэтому следует обратить внимание на использование инсинераторов в портах. Так,например, в территориальных водах стран — участников Конвенции ХЕЛКОМ 92 врайоне Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся наборту судна.
Отсепарированныенефтяные остатки и нефтесодержащая ветошь подлежат уничтожению на судне вустановках для сжигания судовых отходов или сдаче на берег, о чем делаетсясоответствующая запись в ЖНО (журнале нефтяных операций), часть 1.
К недостаткам способа можно отнести достаточнуюпожароопасность на судне, повышеный расход топлива и трудоемкость дополнительногообслуживания.
Ø Принцип работы.
Процесс сжигания мусора в инсинераторе можно условноразделить на два этапа: предварительное высушивание и собственно сжигание.
Высушивание мусора позволяет полнее использовать ихтеплотворную способность и тем самым экономить топливо. Эффективностьвысушивания отходов зависит от следующих факторов: распределения влаги впределах массы отходов, температуры в зоне высушивания (сгорания), наличияустройств для перемешивания отходов с целью повышения скорости переноса тепла,размера частиц отходов (уменьшение размеров частиц способствует не только болеебыстрому высушиванию, но и более эффективному сжиганию).
Высушивание отходов в инсинераторах происходит путём конвекционногопереноса теплоты от потоков горячего воздуха, а также за счет нагрева отпламени или от поверхности камеры сгорания. Естественно, что определяющим дляпроцесса высушивания и сжигания является количество обеспечиваемой теплоты. Онодостигается сжиганием топлива, впрыскиваемого через специальные форсунки, атакже теплотворной способностью самих отходов. Создать оптимальный режимпроцесса сжигания в инсинераторах довольно сложно из-за того, что различныекомпоненты отходов значительно отличаются по теплотворной способности. Знаятеплотворную способность каждого компонента, входящего в отходы, объемнакапливаемых отходов и их состав, можно подсчитать общую теплотворнуюспособность массы и определить потребный тип инсинератора. На общую теплотворнуюспособность массы отходов большое влияние оказывает соотношение различныхкомпонентов и в первую очередь пищевых отходов и сухого мусора (бумага,пластмасса и т.п.).
В современныхинсинераторах предварительное высушивание отходов осуществляется непосредственнов топке. Исключение составляет шлам сточных вод: влажность его значительнопревышает допустимый предел, до которого можно сжигать отходы без подачи втопку дополнительного топлива. Иногда шлам предварительно перемешивают стопливом в специальном смесительном устройстве. Подсушке способствуютприменяемые для этих целей колосниковые решетки, а также подача в топкувоздуха.
Перед сжиганием отходы целесообразно подготовить: отделитьпредметы, способные при расплавлении залить отверстия колосниковых решеток итем самым уменьшить подачу воздуха, например предметы из алюминиевых сплавовили стекла (температура плавления их соответственно около 700 и около 1100°С).Процесс подсушивания отходов, а следовательно, и их последующее сжиганиезначительно улучшаются, если в топке есть устройства для перемешивания отходов.
Топку обычно разогревают до температуры не менее 500 °С изаполняют твердыми отходами. Сжигание отходов осуществляется по принципупиролиза. При температуре около 300 °С из органических веществ начинаетсяиспарение газообразных фракций. Происходит так называемая сухая перегонкатвердых отходов. Газы поднимаются в верхнюю часть топки или в смежную камерусгорания, и там с помощью вспомогательного факела полностью сгорают. Притемпературе более 750 °С дурно пахнущие газы в течение нескольких секундраспадаются.
Жидкие отходы подают в инсинераторы в распыленном виде черезспециальные шламовые форсунки. Подготовка жидких отходов к сжиганию заключаетсяв приготовлении смеси, содержащей не менее 50 % топлива и предварительноподогретой до 60… .80 °С. Теоретически для сжигания 1 кг жидких отходов требуется около 4 кг атмосферного воздуха. Для уверенности в полном сгоранииотходов рекомендуется обеспечивать 50 % избытка воздуха. Следовательно,рекомендуемый расход составляет 6 кг воздуха на 1 кг отходов.[4]/>/> 2.3.2 Типы судовыхинсинераторов
Среди большогоразнообразия судовых инсинераторов можно рассмотреть следующие:
Ø  Инсинератор GS-500.
Ø  Инсинератор СП-10 и инсинераторСП-50.
Ø  ИН-50.
Ø  Инсинератор VTH-30.
Инсинератор GS-500(Норвежского производства).
Установка состоит из двух камер, образующих так называемуюполупиролизную систему. Левая камера 1 предназначена для сжигания мусора,правая 2 — для сжигания шлама. Она оборудована топливной и шламовой форсунками,соединенными в специальное топочное устройство (на рисунке не показано) игазоходом 4. Вентилятор, подсоединяемый к газоходу, создает в камерахнеобходимое разрежение. Воспламенение отходов осуществляется за счет тепловогоизлучения от топочного устройства.
Твердые отходызагружаются через приемный поворотный люк 3 после того, как температура в печидостигнет заданного значения. Колосниковая решетка 7, на которую попадаютотходы, имеет шурующее устройство, обеспечивающее более эффективное их сгорание.Поток газов, отходящих от
/>

Инсинератор GS-500
сжигаемых отходов,поступает во вторичную камеру, где происходит их дожигание, а также несгоревшихчастиц отходов. Пройдя зону горелки, поток дымовых газов смешивается с потокомохлаждающего воздуха и затем выбрасывается в дымоход вентилятором рециркуляции.В газоходе между камерой сгорания и вентилятором имеется шибер (заслонка).Процесс горения (количество подаваемого воздуха) регулируется положениемзаслонки.
Камеры сгорания представляют собой стальные конструкции собмуровкой из шлакоустойчивых огнеупорных блоков 5. Обмуровка имеет модульнуюконструкцию, позволяющую менять отдельные блоки. Внутренняя сторона стальныхкамер покрыта слоем изоляции. Между двойными листами стали находится воздушнаяохлаждающая рубашка 6. Камеры сгорания имеют круглую форму и соединены междусобой отверстием в районе днища.
Емкость приемного пространства около 125 л. На лицевой стороне установки на дверце 9 предусмотрено смотровое стекло, позволяющее механикуконтролировать количество загруженных в камеру отходов и наблюдать за работойсистемы. В нижней части расположена дверца 8 для удаления золы и шлака.
Топочное устройство состоит из форсунки с двумя соплами.Производительность 14… .28 л/ч. Шламовая форсунка также вмонтирована втопочное устройство и состоит из двух труб. Внутренняя труба предназначена дляподвода шлама. Диаметр ее канала равен 8 мм. Наружная труба служит для подвода пара, который используется для распыливания и отчасти— для подогрева шлама.Топочное устройство расположено таким образом, чтобы наиболее эффективноиспользовать факелы горения. В данном инсинераторе завихренные факелы сначаланаправляются к днищу, откуда поднимаются в центральной зоне камеры сгорания илишь затем направляются к газоходу.
Охлаждающий воздух,смешиваемый с дымовыми газами на выходе из камеры, засасывается из нижней частикожуха камеры и понижает температуру отходящих газов до уровня не выше 400 °С.Процесс сжигания автоматически контролируется специальной программой. Дляконтроля горения используется фотоэлектрический датчик.
Инсинератор СП-10.
Также можно рассмотретьИнсинераторы отечественного производства СП-10 и СП-50.
Инсинератор СП-10 представляетсобой единый блок, в состав которого входят корпус 1, топочное устройство 5,загрузочная дверь 6, шурующее устройство, элементы автоматического управления,контрольно-измерительные приборы и арматура.
Корпус установки разборный и состоит из днища, футеровки 2, термоизоляции3, наружных стенок и перекрытия. Футеровка выполнена из огнеупорных блоков,образующих камеру сжигания цилиндрической формы. Блоки уложены один на другой исоединены друг с другом проставкой. В соединениях блоков футеровкипредусмотрены отверстия — сопла, через которые воздух тангенциально поступает вкамеру сгорания. Сверху корпус заканчивается фланцем для присоединениягазоотводного патрубка. Днище,
/>
наружные стенки и перекрытия — полые. Воздух, нагнетаемыйвентилятором топочного устройства, проходит последовательно перекрытие, стенкии днище, охлаждая наружную поверхность установки. Для предотвращениявозможности открытия загрузочной двери при температуре в газоотводном каналевыше 70 °С установлен электромагнитный замок. Для усиления процесса горенияустановлено шурующее устройство. Необходимый для горения воздух кроме соплподается еще и через топочное устройство.
Пуск установки осуществляется с помощью дизельной форсунки.При достижении в камере сгорания температуры 800 °С включается дозирующееустройство, обеспечивающее подачу обводненных нефтеотходов; когда температурадостигнет 850 °С, срабатывает датчик 4, дизельная форсунка отключается; подачанефтеотходов прекращается при температуре 1100 °С.
Продолжительность цикла сгорания регулируется настройкой релевремени. По окончании установленного цикла сгорания инсинератор переходит врежим охлаждения.
Инсинератор СП-50.
Инсинератор СП-50 состоит из трех блоков: печи, агрегатаподготовки нефтеотходов и вентиляционно-вытяжного агрегата. Камера сгорания,выполненная из огнеупорных блоков, имеет цилиндрическую форму. В соединенияхблоков футеровки 3 предусмотрены отверстия — сопла 4, через которые воздухпоступает в камеру. Днище, наружные стенки и перекрытие — полые. Воздух,засасываемый вентиляционно-вытяжным агрегатом, проходит через горловину днища иполости наружных крышек, охлаждая наружные стенки 1 установки и термоизоляцию 2.
/>
Инсинератор СП-50

Чтобы обеспечить безопасное обслуживание и не допуститьоткрытия лючка, через который загружаются твердые отходы, имеется специальныйэлектромагнитный замок, срабатывающий, если температура в камере сгорания свыше50 °С.
В составе механизмовинсинератора две форсунки подачи топлива и нефтеотходов 6. Топливная форсункараспыливает дизельное топливо с помощью специального устройства длязакручивания потока воздуха и снабжена электродами зажигания. Форсунканефтеотходов установлена в отверстии топливной форсунки, т. е. концентрично, вобщем корпусе. Подача нефтешлама осуществляется дозирующим устройством 5.[5]
Загрузочное устройство состоит из внутренней и наружнойдверей, блокирующего устройства, лотка, рукояток. Твердые отходы загружают влоток, после чего наружную дверь закрывают, поворачивают рукоятки, открывающиевнутреннюю дверь, и отходы сбрасываются в камеру сгорания. Для наблюдения запроцессом горения в наружной двери и футеровке внутренней двери предусмотренысмотровые щели.
Подачу нефтеотходов регулируют путем изменения подачи насоса.
Агрегат подготовки нефтеотходов представляет собой сварнуюцилиндрическую емкость, внутри которой установлен паровой змеевик для подогревасмеси. Нефтеотходы перемешиваются с помощью электронасоса.
Инсинератор снабжен также необходимой системойавтоматического управления и контроля.
ИН-50.
Отходы в инсинераторе сжигаются при температуре 850–900 °С, аотводимые газы дожигаются при температуре 1100–1200 °С не менее 2 секунд, чтообеспечивает полное разложение сложных органических соединений. Различают такженесколько типов ИН-50: В – с системой подготовки и подачи жидких нефтешламов, В–с вращающейся камерой сжигания, К– в стандартном двадцатифутовом («морском»)контейнере. Например ИН-50.1М, ИН-50.7В и т.д.
Максимальная производительность от 40 до 10000 кг/ч.
Принцип работы: В инсинераторе применена двухступенчатаясхема контролируемого высокотемпературного сжигания отходов и дожиганиягазообразных продуктов в совокупности с 2-х ступенчатой системой газоочисткискруббером и циклоном. Дополнительно инсиниратор может быть укомплектовантермокаталитической системой очистки отходящих газов и «санитарным»скруббером для улавливания тяжелых металлов.
Топливо — дизельное или природный газ. Инсинератор имеетавтоматическую систему регулирования температуры, которая позволяетоптимизировать расход топлива. Подача отходов в инсинератор производитсямеханизированным горизонтальным загрузочным устройством. Объем загрузкиопределяется типом инсинератора. Удаление золы производится периодически после4–5 циклов сжигания отходов. Количество золы, в зависимости от состава отходов,составляет 5–10% исходной массы отходов. Зольный остаток IV-го класса опасностиможет быть использован на строительные нужды.
Система очистки продуктов сгорания. Продукты сгорания изкамеры дожигания инсинератора поступают в скруббер, предназначенный для снижениятемпературы отходящих газов и «мокрой» очистки продуктов сгорания.Пылеуловителем из отходящих газов удаляется не менее 93% твердых частиц.Очищенные газы, химический состав которых соответствует разрешенным нормам,через дымовую трубу выпускаются в атмосферу. [6]
Инсинератор VTH-30(Япония).
Инсинератор VTH-30состоит из двух блоков: собственно печи 2 для сжигания отходов и блока 4 подготовкии подачи на сжигание жидких отходов. Корпус печи представляет собойгоризонтально расположенный цилиндр, на передней стенке которого расположеныфорсунки дизельного топлива и жидких отходов, блок зажигания, детектор пламени,люк для удаления золы и осмотра внутренней поверхности печи, а также ряд другихприборов и арматуры.
/>

Люк для загрузки твердых отходов расположен справа в верхнейчасти цилиндрической камеры, в конце которой находится камера разбавленияотходящих газов. Зона горения имеет двойные стенки, выложенные огнеупорнымматериалом. Охлаждению корпуса способствует воздушная камера, образованнаяпространством между двойными стенками. Под цилиндрической частью печирасположен вентилятор 1, служащий для подачи воздуха на охлаждение стенок и на разбавлениеотходящих газов через дымоход 3.
Дизельноетопливо и жидкие отходы подаются в камеру сгорания форсунками с помощью сжатоговоздуха от судовой системы. Блок подготовки и подачи жидких отходов состоит из бакацилиндрической формы емкостью 200 л, в верхней части которого размещены мешалкаимпеллерного типа, прибор контроля количества содержимого бака, фильтр, а такжеустройство для подогрева жидких отходов. В нижней части блока расположен насоспеременной производительности для подачи жидких отходов на сжигание, приборыконтроля за температурой и давлением отходов и т. п.
Твердыеотходы можно сжигать как отдельно, так и одновременно с жидкими отходами. Шламтоплива и масла, а также шлам сточных вод рекомендуется сжигать в том случае,если содержание воды в полученной смеси не превышает 40%.[7]/>/>2.4 Измельчители мусора
Также для обработкитвердых бытовых отходов используются измельчители — установки, оборудованныеспециальными режущими приспособлениями, позволяющими размельчать любые видытвердых отходов, включая стеклянные предметы, консервные банки, деревянныеящики и др.
В нашей странеизмельчители распространения не получили, хотя известны случаи их применения нанекоторых судах. Это произошло потому, что данное устройство практически не позволяетотказаться от других видов оборудования для обработки отходов, в частности отконтейнеров. Дело в том, что наш флот значительную часть времени находится вособых районах, где сброс измельченных твердых отходов, кроме пищевых,запрещен. Кроме того, определенную часть времени суда находятся в прибрежныхзонах, на акватории портов, а также во внутренних водоемах, где запрещен сброслюбых отходов, даже измельченных.
Представляет интерес способ дробления (измельчения) пищевыхотходов, внедренный на некоторых судах и в некоторых портах. На судах пищевыеотходы дробятся измельчителем, установленным на камбузе, после чегоразмельченные пищевые отходы направляются в судовую сборную цистерну (например,в цистерну сбора сточных вод). После выхода судна из порта за 12-мильную зонуизмельченные отходы вместе с СВ откачиваются за борт./>/>2.5 Прессы
Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда передача отходов наберег затруднена или невозможна (например, при эксплуатации судна в необжитыхрайонах, в условиях ледового плавания и т. п.). Бывают случаи, когда порты неоснащены необходимым оборудованием для приема и обработки мусора. Такаяситуация может осложниться, если судно вынуждено задержаться в порту, так какемкости судовых контейнеров может не хватить.
Конвенцией МАРПОЛ 73/78 такая ситуация предусмотрена. В нейуказано, что отсутствие оборудования в порту не должно быть основанием длясброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных(территориальных) водах. В качестве одного из способов борьбы с отходами,точнее, для уменьшения объема скапливающихся судовых отходов, рекомендуетсяиспользовать специальные прессы — устройства, снижающие объем твердых бытовыхотходов примерно в 8… .10 раз.
Прессование как способ обработки отходов имеет следующиепреимущества: возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом необязательна предварительная их сортировка); установки для прессования имеютпростую конструкцию и почти не требуют ухода; возможность монтажа в любом местесудна, включая палубу; небольшая потребляемая мощность. К недостаткам этогоспособа следует отнести то, что для хранения спрессованных отходов требуютсяпомещения и обеззараживание при хранении спрессованных отходов на судне.[8]
Для примера можно рассмотреть пресс “Малыш 8”, предназначенный для обработки малого и среднего количества отходов.Устройство достаточно лёгкое в эксплуатации, и обладает: механизированнойвыгрузкой обработанных отходов, и их быстрой обвязкой через технологическиеотверстия полимерной лентой или проволокой, работает при температуре до минус30, работа на прессе не требует специальных знаний и навыков.[9]
/>/>Заключение
Таким образом, основнымиустройствами по утилизации мусора на судне являются: инсинераторы, прессы,измельчители и контейнеры для мусора.
Наибольшеераспространение получили инсинераторы, т.к. они способны уничтожать почти всевиды бытового мусора, накапливающегося на судне, а также стерильностьобработанных отходов позволяет сбрасывать их за борт, осуществляющийся поконвенции. Недостатками данного устройства являюся опять же вредные выбросы ватмосферу, что не позволяет использовать исинераторы в порту, а также высокаяпожароопаснсть связанная с большими температурами и давлением выше нормального.Использование контейнеров, затруднительно тем, что бывают случаи когда порты необорудованы устройствами для приёма и обработки мусора. А измельчители и прессыне получили широкого применения в следствии того, что они требуют другие видыустройств по утилизации мусора, таких как контейнеры. Также определённую частьвремени судно проводит в прибрежных зонах, на акватории портов, а также вовнутренних водоёмах, где запрещён сброс любых отходов, даже измельчённых.
Принятие таких конвенцийкак МАРОЛ 73/78 позволило взять под контроль сброс мусора и др. вредныхвеществ, с судов. Также оборудование судов по утилизации мусора, сыграло своюогромную роль по предотвращению загрязнения мирового океана.
/>/>Список литературы
1. Пимошенко А.П.Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. – М.: Мир, 2004. — 320 с.
2. Зубрилов С.П.Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. С.-Петербург: Судостроение,1989. – 256 с.
3. Торский В.Г. Марпол 73/78.- М.:Экология, 2005. – 64 с.
4. Родионов А.И.,Клушин В.П., Торочешников И.С. Техника защиты окружающей среды. Учебник длявузов — М.: Химия, 1989.
5. http://eco-centr.narod.ru/insinerator.html
6. http://turmalin.ru/pdf/musor.pdf
7. http://statico.ru/solution_press2.htm