Понятие прав и свобод человека и гражданина

Министерство общего и профессионального образования
Московская Государственная Юридическая Академия
Кафедра конституционного и муниципального права
Понятие прав и свобод человека и гражданина, критерии их классификации.
Курсовая работа
Студентки 2 курса
8ой группы
Демидовой С. В.
Научный руководитель:
к. ю. н., доцент
Садовникова Г. Д.
Москва 2002
Содержание
Вступление…………………………………………………………………………………….стр.3
I. Что подразумевается под основными правами и свободами?…………………стр. 4
II. Критерии отнесения прав человека к основным………………………………..стр. 6
III. Права человека и права гражданина……………………………………………..стр. 8
IV. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина……………….стр. 11
V. Соотношение естественного и позитивного права……………………………..стр. 13
VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина…………………………стр.
18
VII. «Поколения» прав человека………………………………………………………стр. 22
Заключение……………………………………………………………………………………стр. 26
Список использованной литературы…………………………………………………………стр. 27
Вступление.
Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных
прав и свобод человека, значение этого института, основные концепции,
теории, классификация. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав
человека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав,
определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической,
социальной, экономической, культурной. При изучении прав человека неизбежно
пересечение с такими юридическими науками, как теория государства и права,
история государства и права, всеми отраслевыми юридическими науками –
конституционным, гражданским, уголовным, административным правом.
К числу современных актуальных проблем, на мой взгляд, относятся
вопросы развития естественного права и основанные на этой теории
естественные права, основным признаком которых является их неотчуждаемость
и принадлежность человеку с рождения. Как известно из курса теории
государства и права наряду с концепцией естественного права существует
концепция позитивного права. С этой точки зрения позитивные права – те,
которые закреплены в законе. Естественные права не совпадают с позитивными,
даже когда Конституция закрепляет такие неотъемлемые права, как право на
жизнь, на достоинство личности. В данной работе приводится соотношение
естественного и позитивного права, приводятся разработки видов естественных
прав многими правоведами. Такими как Г. Ф. Шершеневич, Н. М. Коркунов, В.
Н. Хропанюк. В частности, такими проблемами занимались В. С. Нерсесянц, А.
В. Малько, Н. И. Матузов, Е. А. Лукашева, Р. О. Халфина.
Для жителей большинства развитых стран, выросших на традициях
правового государства, очевидно, что Конституция – основной закон, им не
надо объяснять прямое действие Конституции. Они обращаются к ней всякий
раз, когда им надо защитить свои права. В России – наоборот, граждане еще в
полной мере не осознали значимость Основного Закона на практике. На мой
взгляд, это, прежде всего, следствие низкой правовой культуры населения.
Знать и защищать свои права – правовая возможность граждан, которая должна
быть реализована. Прямое действие подчеркивается и в самой Конституции РФ
(ч. 1 ст. 15 и ст. 18) и в других нормативно-правовых актах[1].
Конституцией реализуются только важнейшие нормы. Поэтому в гл. 2 записаны
важнейшие, основные, фундаментальные (называются по-разному) права и
свободы человека, но это далеко не все права, составляющие правовой статус
личности. Рассмотрим вопросы понятия, происхождения прав и свобод, коснемся
источников, критериев отнесения прав человека к основным, концепцию
естественного права.
I. Что подразумевается под основными правами и свободами?
Итак, предметом гл. 2 Конституции РФ являются права и свободы человека
и гражданина. В ней изложены права и свободы, которые должны соблюдаться в
любое время и на любом уровне государственной власти. Такие права и свободы
называются «основными правами». Под «правами человека» понимаются такие
права, которые не ограничиваются определенным кругом людей, а
распространяются на любого человека. Государство обязано их соблюдать, во
многих случаях это вменяется в обязанность нормами международного права. А
под «правами гражданина» следует понимать права, основу которых составляет
их связь с гражданством РФ.
Государство, в зависимости от убеждений управляющих чиновников, могло
бы стать порождением зла (согласно учению английского философа Томаса
Гоббса). Но в любом случае институт государства существует ради каждого
отдельного человека, а не наоборот. Задача государства состоит в защите
того, что, собственно, и придает человеку человеческое достоинство: его
свободы самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь сообразно
этим решениям, если только этим не нарушаются права других людей.
Классически эта мысль выражена в американской Декларации независимости
от 4 июля 1776 г.: «Мы считаем очевидными истины: что все люди созданы
равными; что Творец наделяет их определенными неотъемлемыми правами; что к
числу этих прав относится право на жизнь, свободу и на стремление к
счастью; что для обеспечения этих прав из среды людей создаются
правительства, функции которых, облеченные в рамки закона, поставлены в
прямую зависимость от согласия управляемых».
Некоторые философы эпохи Просвещения были убеждены в том, что свобода
каждого может быть обеспечена уже только тем, что верховная власть будет в
руках самого народа.
Жан-Жак Руссо, чьи идеи оказали мощное влияние на французскую революцию,
считал абсолютное господство воли народа лучшей гарантией личной свободы
каждого. По этому образцу строилась и марксистско-ленинская теория
государства, которая провозглашала, что свобода человека может быть
достигнута через диктатуру пролетариата.
Права каждого должны быть защищены перед государственной властью
независимо от того, обусловлена ли эта власть волей народа или была
установлена без его согласия. Права и свободы отдельных людей являются
одновременно и разумным оправданием государственной власти, и пределом для
ее осуществления. Права государства заканчиваются там, где начинаются права
гражданина. Соблюсти свои права позволяют предоставленные человеку и
гражданину возможности прибегать к судебной защите в случае неправомерных
действий органов государства.
Действия государственных органов в отношении граждан должны отвечать
закону, ограничение их свобод возможно только в предусмотренных законом
случаях. Гарантию этого может дать лишь право каждого проверить
правомерность действий государственных органов посредством надлежащего
разбирательства беспристрастной инстанцией.
Преимущество демократии по отношению к другим формам правления
определяется тем, что на правителей возлагается – обязанность давать отчет
перед гражданами, выносить на обсуждение свою политику и переизбираться.
Непременным условием для этого является свобода всех принимать участие
в обсуждении государственных и общественных вопросов. Поэтому те права,
которые защищают свободу формирования и высказывания мнений, свободу печати
и других средств коммуникации, свободу собраний и демонстраций, образования
партий, представляют особое значение для действия демократии.
Не является оправданным посягательство государства на убеждения
граждан, если они не представляют угрозы для демократии, прав и свобод
других граждан. Но, с другой стороны, основные права позволяют власти
пресекать случаи, когда возникает угроза для прав и свобод каждого
человека. В частности, юрисдикция Конституционного Суда РФ позволяет
отменить решение большинства, если, выраженное в законе, оно противоречит
Конституции России.
«Дело о расовой сегрегации» (Дело Brown v. Board of Education 347 U.S.
483, 1954): Несмотря на то, что представленное в меньшинстве чернокожее
население Америки после гражданской войны 1861-1865 гг. стало полноправными
гражданами США, в южных штатах сохранялось строгое разделение по расовому
признаку в общественной сфере: черные и белые не могли сидеть на одних и
тех же скамейках в парках, ездить в одних и тех же трамваях и учиться в
одних и тех же школах. Верховный Суд на протяжении многих лет стоял на
защите закона, за который выступало преобладающее (белое) большинство
Граждан этих штатов: положение чернокожего населения соответствует нормам
Конституции, пока оно имеет хотя бы и раздельный, но равный доступ к
общественным заведениям.
В ответ на иск чернокожего школьника Брауна, который хотел добиться
разрешения на обучение в одном из предназначенных только для белых учебных
заведений, эта судебная практика была изменена Верховным Судом: «Отдельные
учебные заведения вынужденно неравны», так как меньшинство за счет такого
разделения чувствует себя вытолкнутым большинством, что оказывает
губительное воздействие на детей школьного возраста».
Это решение вызвало бурю негодования, так как шло вразрез с
возведенными Демократией в ранг закона взглядами большинства. В некоторых
штатах на юге США оно открыто игнорировалось. Правительство штата Арканзас
отказалось – несмотря на многочисленные постановления суда – отменить
деление по расовому признаку в школах столицы штата – Литтл-Рок.
Федеральные войска вынуждены были, преодолевая сопротивление большинства
местного населения и избранного им правительства, насильственно претворять
в жизнь постановления суда. В конечном счете, точка зрения Верховного Суда,
основанная на уважении сограждан, все же победила предубеждения и расовую
неприязнь большинства белого населения в тех штатах, в которых сегодня лишь
немногие «неисправимые» намерены вновь ввести деление по расовому
признаку.[2]

II. Критерии отнесения прав человека к основным.
Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека
и гражданина. К основам правового статуса личности относятся закрепленные в
Конституции права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть
всех прав и свобод.
Можно выделить следующие причины, по которым одни права и свободы
закрепляются в Конституции, а другие – в текущем законодательстве.
1. Значимость данного права и данной свободы для человека и общества.
В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в
наибольшей мере значимы как для конкретного человека, так и в целом для
общества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека
они – условие для достойного его существования, человек и, в частности,
гражданин обладает естественным правом на участие в решении вопросов
устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит.
Само существование государства, общества обеспечивается совокупной
деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической,
экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу
предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая
среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы
формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и
свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и
защищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем,
перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина (ст. 55 Конституции).[3]
2. Их неотчуждаемость. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные
права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Именно
такого рода права и свободы закрепляются в Конституции.
3. Особые юридические свойства основных прав и свобод. Эти права и свободы:
а) лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными
нормативными актами.
Так, все права, вытекающие из норм трудового права, основываются на
конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения
— на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной
сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и
свободы являются главными в характеристике правового положения личности;
б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым
человеком и гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы,
устанавливаемые нормами других отраслей права, увязываются со статусом
лица — рабочий и служащий, собственник имущества, наниматель жилой площади,
покупатель и т.д.;
в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения,
для каждого человека или для каждого гражданина.
Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от
других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким
основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они
не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и
принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о
том, что основные права и свободы выражают связь лица с государством, его
статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его воле,
принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с
утратой гражданства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы
человека и гражданина проявляются в процессе реализации его
правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же
права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в
конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника
правоотношения;
д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в
нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в
Конституции;
е) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, их
закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без
принятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой
на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности
закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем
жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и
свободы граждан; в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19
«Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод
человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом:
конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его
неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих
случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие
ядро правового статуса личности.
Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает
48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и
свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические
основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер
жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
Система основных прав и свобод характеризуется и порядком
расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не
техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового
статуса личности, которой придерживается государство.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав
человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности:
сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические
права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации
прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
В российском законодательстве такая последовательность впервые была
воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой
22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993
года.
Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978
года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и
свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем
политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной
системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как
второстепенные
III. Права человека и права гражданина
Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и
гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав
человека и гражданина 1789 г. Оно вытекает из теории правового государства
и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности,
независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы.
Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе,
основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и
опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения.
Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано
ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было
вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав
человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности,
обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в
которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного
вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации.
Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством —
института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
Все статьи главы 2 Конституции РФ “Права и свободы человека и
гражданина” последовательно различают права и свободы по указанному
принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет
о правах человека, Конституция использует формулировки: “каждый имеет
право”, “каждый может”, “каждому гарантируется” и т. д. Использование таких
формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым
человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является
ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие
только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право
собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами
государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к
государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на
обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной
собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане
РФ — защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и
обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ
распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому
государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного
государства — двойное гражданство (ст. 52).
В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного
пакта о гражданских и политических правах: “каждый человек имеет право на
свободу и личную неприкосновенность” (ст. 9), “никто не может быть лишен
свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо
договорное обязательство” (ст. 11); “все лица равны перед судами и
трибуналами” и др. Личные права сформулированы применительно к человеку,
который может быть, а может и не быть гражданином того или иного
государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на
участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным,
допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной
службе), применяет термин “каждый гражданин”. Стало быть, за различием
терминов и понятий “человек” и “гражданин” следует различие в правовом
статусе индивида.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека,
государство имеет право требовать от него поведения, которое
соответствовало бы поведению, зафиксированному в юридических нормах.
Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе
обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их
невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает
специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих
обязанностей[4].
Обязанность — это необходимое, должное поведение человека. Следует
вместе с тем подчеркнуть, что индивид не всегда осознает эту обязанность,
часто это приводит к нарушению нормы. Государство в системе обязанностей
указывает социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть
обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц,
проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность
каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.
58), Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует,
что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
В правовой статус личности включаются, как видно, и обязанности,
постольку, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями
других, реализованы быть не могут.
Государство руководствуется на свободе и ответственности поведения,
соответствие его интересам обществами интересами, а поэтому требует
выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим
использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и
государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в
ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: “Каждый человек имеет обязанности
перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие
личности”.
Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым
различным сторонам деятельности индивида. В соответствии со сферами его
деятельности можно определить структуру и характер прав, составляющих
правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав
человека, и особенно из международных пактов по правам человека, и
включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права,
социальные и экономические права.
IV. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина
Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с
возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы,
установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности.
Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948
г.: “При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен
подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом
исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и
свобод других и удовлетворения справедливых требований морали,
общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе”.
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о
гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека
беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения
письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В.п. 3 ст.
19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и
особую ответственность. “Оно может быть, следовательно, сопряжено с
некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом
и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка,
здоровья или нравственности населения”.
В Международном пакте о гражданских и политических правах
предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий —
пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или
религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к
дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав
постольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, и
исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в
демократическом обществе (ст. 4).
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной безопасности и
общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и
преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод
других лиц”.
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания
ограничений прав и свобод: “Права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства”.
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или
агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и
вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или
иного превосходства.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих
запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность
за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные
призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти
или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение
национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию
агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного
превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой
никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной.
Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением
свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным
стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за
незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые
являются угрозой нравственности общества.
Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести,
достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ,
согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих
его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если
распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют
действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую
репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они
должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст.
152).
Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г.
предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный
гражданину в результате распространения средствами массовой информации не
соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство
гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по
решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными
лицами и гражданами в размере, определенном судом.
Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для
ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям —
государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности
населения, интересам других лиц.
Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и
свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного
положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях
чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты
конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом
могут устанавливаться отдельные ограничения нрав и свобод с указанием
пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи
отмечает: “Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные
статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54
Конституции Российской Федерации”.
V. Соотношение естественного и позитивного права
Как известно, концепция естественных прав базируется на теории
естественного права. Для естественных прав не требуется закрепления их в
Конституции и законах, достаточно просто родиться, и ты уже наделен такими
неотъемлемыми правами, как право на жизнь, на достоинство личности и др.
Практически все определения права, которые формулируются в учебных и
научных изданиях по теории государства и права, имеют в виду именно
позитивное право. В отличие от естественного права позитивное право в
юридической литературе находит несравненно большее отражение. Это и
понятно, ведь в случаях, когда право не разделяется на естественное и
позитивное (а так чаще всего и бывает), то имеется в виду именно позитивное
право. Между тем для естественного права, как отмечалось, не обязательно
одобрение или усмотрение какого бы то ни было государственного органа.
Позитивное, или положительное (positivus — положительный, лат.) право
представляет собой право официальное, т. е. издаваемое государственными
органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое в
нормативно-правовых актах (законах, указах президента, постановлениях
правительства и др.). Позитивное право можно определить следующим образом:
это совокупность множества прав физических и юридических лиц, закрепленных
в нормативно-правовых актах, изданных государственными органами, и
реализация которых зависит от условий, указанных в этих актах[5]. При этом
для позитивного права характерны, разумеется, все другие признаки, присущие
праву (общеобязательность, охрана и защита государством и др.).
Может возникнуть вопрос: если естественное право будет закреплено в
правовом акте, то будет ли это означать трансформацию естественного права в
позитивное право? Мне представляется, что в этом случае естественное право
обретает лишь форму позитивного права, поскольку по сути естественное право
не может стать позитивным в полной мере, ибо позитивное право может быть
волевым государственным актом прекратить свое существование, в то время как
естественное право реализуется вне зависимости от усмотрения
государственных органов.
Другое дело, что в случае закрепления естественных прав в нормативно-
правовых актах значительно увеличиваются гарантии реализации естественных
прав. В этой связи Ю.И. Гревцов отмечает, что, например, “развитие нашего
правосудия в значительной степени сдерживалось и тем, что ни в Конституции
1936 г., ни в Конституции 1977 г. не было признано в качестве естественного
право человека на справедливое правосудие. Признание такого права на
конституционном уровне “связало” бы общество (да и государство)
обязанностью повседневно заботиться о правосудии именно в интересах
поддержания его на уровне, обеспечивающем вынесение обоснованных и
справедливых решений”[6]
В действующей Конституции России впервые закреплено “первейшее ”
естественное право — право на жизнь (ст. 21 ), а также такие первичные
естественные права, как право на достоинство личности (ст. 21), право на
свободу, право наличную неприкосновенность (ст. 22). Разумеется, если бы
этого сделано не было, то все равно эти права каждый человек имел бы с
самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда
как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации
этих естественных прав, поскольку, обретя форму позитивных прав, они
одновременно получают соответствующую конституционную обязанность
государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина.
Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализации
естественных прав. Оно заключается в том, что естественные права получают
развитие в позитивных правах, но на более низком правотворческом уровне.
Например, то же естественное право на жизнь (безотносительно оттого,
закреплено оно в Конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашей
стране в предыдущих Конституциях) обеспечивается целым рядом позитивных
прав, например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаях
угрозы жизни или право на необходимую оборону.

Взгляды ученых на естественное право и виды естественных прав.
В юридической литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия
естественного права. Вместе с тем не подвергается сомнению то самое
главное, что отличает естественное право, а именно его неотчуждаемость от
человека. Естественное право существует само по себе, при этом оно исходит
из особенностей человека как социально-биологического существа. Это очень
хорошо видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить,
реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно от
того, что об этом может записать законодательный орган.
Соответственно право на жизнь можно назвать естественно-
биологическим. Однако человек является не только биологическим, но и
социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-
социальные права. Примером может служить право на достоинство личности,
которое возникает и формируется по мере развития общественных отношений, т.
е. в той среде, которая принципиально отличает сообщество людей от
животного стада, и человек, таким образом, с рождения получает это право на
достоинство.
Нетрудно заметить, в том числе и по названию, что естественные права
человека базируются на естественной теории права, ранее подвергавшейся в
нашей стране критике, что, видимо, является одной из причин явно
недостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем.
Между тем еще Г.Ф. Шершеневич в начале нынешнего века писал о том, что
уяснение сущности права “невозможно без понимания природы человека во всех
ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности,
стремления. Теория права должна начинать с антропологического момента”. По
мнению его современника Н.М. Коркунова, каким бы разнообразным и изменчивым
ни являлось право положительное, над ним стоит вечное право природы.
В современных международных актах также указывается, вслед за научными
доктринами, что естественные права вытекают исключительно из свойств самой
личности, что они принадлежат человеку с рождения. Так, ст.1 Всеобщей
декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в
своем достоинстве и правах…». О достоинстве, присущем ребенку,
свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка ( 1959 г.). В
Семейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважение
его человеческого достоинства (ст. 54), а способы воспитания детей должны
исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое
достоинство обращение (ст. 65).
Наконец, о принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения
говорится в Конституции Российской Федерации (ст. 17), ГК РФ (ст. 150).
Свои права человек приобретает от рождения, и они не могут как
“дароваться” человеку государством, так и произвольно отчуждаться в пользу
последнего”[7]. В ст. 17 Конституции РФ речь идет об основных правах, таких
как жизнь человека, его достоинство, свобода – естественных правах,
характеризующихся неотъемлемостью и неотчуждаемостью. Г. Д. Садовникова,
известный конституционалист, считает, что «возможность отчуждения какого-
либо из основных прав и свобод ставит под вопрос существование государства
с такими характеристиками, какие закреплены в основах конституционного
строя»[8] Это так, государство не дарует человеку права, а признает и
гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права. Отчуждение основных прав, ограничение свободы каждого члена общества
должно быть разумным и целесообразным, лишь в целях охраны конституционных
прав, свобод и законных интересов третьих лиц, защиты нравственности,
охраны правопорядка.
Известный дореволюционный российский правовед и философ П. И.
Новгородцев естественное право трактовал как вечное, неотъемлемое право
человеческой личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной
ценности. По мнению С.С.Алексеева, естественное право представляет собой
“исходный в жизни людей феномен”, а источником этого права являются “либо
Бог, либо сама природа, либо иные явления, с ними однопорядковые “[9].
Как видно, большинство авторов в естественное право в обязательном
порядке включают его природный источник.
С учетом изложенного естественное право (как социальное явление) можно
определить как совокупность сформированных человеческим сообществом прав на
фундаментальные социальные блага, обретаемые человеком с рождения.
Какие конкретно естественные права здесь имеются в виду? К
естественному праву человека авторы обычно относят право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего (В.А.
Кучинский, М.И.Ковалев, В.М.Чхиквадзе и др.). В числе естественных разные
авторы называют также: право на свободу (И.Л. Петрухин); право на равенство (А. Б. Венгеров); право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский); право на личную неприкосновенность (К. Б. Толкачев); право на охрану здоровья (Н.С. Малеин); право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую
среду (В.А. Карташкин, ЕАЛукашева); право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев), право на собственность (А. О. Хармати); право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина); право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С.Нерсесянц); право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный
процесс (Ю. И. Гревцов); право народов на определение своей судьбы, право наций на
самоопределение, право придти на помощь народу – жертве агрессии, право на
эквивалент в экономических отношениях (С. С. Алексеев).
Аналогичное положение сложилось и в нормативных актах. Так, в ст. 17
Конституции Российской Федерации говорится о том, что основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако не
уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь.
Однако, как представляется, не все права, зафиксированные во второй главе
Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми,
например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст.
47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др.
Ряд прав, например, право на жилище (ст. 40), при определенных
обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу
неотчуждаемых. Заметим, что, например, не может быть отнесено к
неотчуждаемым право на собственность, поскольку владелец собственности
может произвести отчуждение по своей воле — передать, подарить, наследовать
и т. д. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких
прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную
неприкосновенность. Так, в основе права на жизнь лежит биологическое
существование, которое не может протекать вне человека. Стремление к
свободе – свойство человеческой личности, свобода не существует без
человека, а человек—без свободы.
Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав
человека.
Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни было
правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную
неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при
определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время
как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище,
на труд) требуется оформление юридических документов.
Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно,
независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях.
Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он,
повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его
желаний и интересов.
Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами
являются права на свободу, на достоинство личности, на личную
неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по
правам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21).
Именно они использовались для иллюстраций в ходе
рассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо
поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод,
исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются
первичными естественными правами.
Все другие естественные права представляют собой так называемые
вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в
первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану
здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную
окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь.
Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) – составляющие
обобщенного понятия свободы.
Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права
человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную
неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и
поставить их в один иерархический ряд.
VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина
Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные
различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и
«свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека»,
«права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по
времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам
жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические,
социальные и культурные права и свободы.
Права и свободы человека и гражданина
Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере
условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого
избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина
государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и
свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные
возможности человека в различных сферах.
Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают
самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: “каждому
гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…” (ст. 28);
“каждому гарантируется свобода мысли и слова” (ст. 29); “каждый имеет право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию” (ст. 37). Понятие «право» в большей мере
предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства
или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-
политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в
управлении делами государства, право избирать и быть избранным).
Однако разграничение между правами и свободами провести трудно,
поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными
правомочиями также именуют “свободами”. Различие в терминологии является
скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.
Основные и иные права человека и гражданина
Необходимо внести ясность в понятие “основные”, “конституционные” и
иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций
несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е.
А. Лукашева, считает, что «основные права индивида — это и есть
конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления
ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции
РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление
других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»[10]. На мой
взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как
естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-
первых, в соответствии с концепцией «естественных прав», которой я
придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в
Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия. Предлагаю такую
классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не
зависящие от закрепления их в законах(такие как право на жизнь, на свободу,
на достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся
закрепленностью их в Конституции(т. е. в разных станах набор
конституционных прав неодинаков); и иные права, которые могут включать
полностью или частично естественные и конституционные, но необязательно,
что они должны быть закреплены в Основном законе. Не все права закрепляет
Конституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается,
а законодательство всегда отстает от этого уровня, не многие законы пишутся
на будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений,
сложившихся в обществе на сегодняшний момент. Для каждого должна быть
обеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционный
перечень, а для судьи – возможность проверки соблюдения такого права. То,
что неписанные права существуют, дает понять ч.1 ст. 55 Конституции,
которая излагает предпосылки признания таких прав: «Перечисление в
Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».
Многие конституционалисты отождествляют основные права с
конституционными – такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию,
если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные. Я
придерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные права
закрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются с
конституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, не
зависящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных.
Основные права являются стержнем правового статуса личности. Человеку для
нормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в
Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом
и государством. Но все иные права являются вторичными по отношению к
основным(конституционным)(напр.: право на защиту доброго имени (ст. 23)
вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность
частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) – части
права наличную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет
свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает
целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других
нормативных актах.
Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции
государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека,
являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.
Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня
очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в
начале XX в. гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом
властных структур.
Понимание под “основными” фундаментальными правами конституционных
прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В
специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права
как основные.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко
за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в
создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также
являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде
важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие
стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой
государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека
перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали
делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности
определяется не только конкретными особенностями того или иного общества,
но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью
интегрированности международного сообщества.
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав
человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах
(1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных
нравах (1976 г.), Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол № 2
к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные
изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не
только внутригосударственного, но и международного права.
Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в
государстве — участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция
этого государства, получают возможность пользоваться правами,
предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо
социального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения.
Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное
законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения
создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты
получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин,
политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться
непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все
имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного
протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для
защиты нарушенного права на тех же условиях — исчерпанности всех
внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным
законодательством.
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах
человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в
единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот
каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе
тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.
Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мой
взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и
международно-правовых документах по правам человека, в частности в
Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной
Хартии 1961 г.
Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-
участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет
международного права по отношению к внутригосударственному в области прав
человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он
закреплен в Конституции РФ.
Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставы
субъектов Федерации.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерации
правомочны принимать нормы, защищающие права и свободы человека и
гражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельно
регулировать дела в связи с посягательствами на основные права, т.к. этот
вопрос, согласно п. «в» ст. 71 Конституции, отнесен к исключительной
компетенции РФ
Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации,
находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Т.к. защита
основных прав относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов,
то простор для создания собственных гарантий основных прав субъектами
Федерации существует для них только в той мере, в какой те же самые права
еще не гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция(Устав) субъекта
гарантирует основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, то
применяться должна последняя.
VII. “Поколения” прав человека
Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из
них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека:
личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии
с этим они подразделяются. Однако эти права различаются не только по сферам
жизнедеятельности, но и но времени возникновения. Отсюда — появление
понятия “поколения прав человека”.
Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные
ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных
революции, а затем конкретизированы и расширены в практике и
законодательстве демократических государств. Речь идет о личных
(гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести и
религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на
равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности,
праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на
гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела
независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так
называемую “негативную” свободу: они обязывали государство воздерживаться
от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан
в политической жизни.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы
народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного
статуса (так называемые “позитивные права”), для реализации которых
требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности
государства по обеспечению указанных прав.
В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную
ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул
идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить
противостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную
политику(в стране была установлена единая система социального обеспечения в
сфере социального страхования).
Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий
набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые
из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены
еще в Конституции РСФСР 1918 г.
Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла
реформация экономических отношении в буржуазных государствах, поскольку
реальная жизнь выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты
человека, приобретавшее особое значение в XX в. в связи с ростом притязании
трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием
национальных богатств развитых капиталистических стран.
И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась
минимальной, тем не менее она существовала и оказывала воздействие на
мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения.
Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав —
права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на
отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование,
права на участие в культурной жизни общества и др. нашло во Всеобщей
декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах и явилось огромным шагом вперед в развитии
прав человека.
Природа у социальных прав второго поколения отличается от природы прав
первого поколения. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от
вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать
социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную
деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд
современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту
о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию
тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не
могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований,
тем не менее присоединение к Пакту создаст обязательства для государства
совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в
соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не
стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития
современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных
государств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.
В период после второй мировой войны стало сформироваться третье
поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На мой
взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными
и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают
точку зрения, в соответствии с который к третьему поколению относятся
только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые
“права солидарности” — право на развитие, на мир, на здоровую окружающую
среду, на общее наследие человечества а также право на коммуникацию,
связанное с концепцией нового международного информационного порядка.
Я согласна с такой позицией. Права третьего поколения — это
коллективные права, а не какие-либо “новые” права индивида. Разумеется,
отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие
связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо
общности.
Права индивида и коллективные права
Между индивидуальными и коллективными правами существует
взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление
коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.
Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и
различны по своей природе. Право индивида — это естественное право,
присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и
в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов,
происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав
человека деформирует нормальное развитие общества.
Коллективные права (право народа, право нации, право общности,
ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере
становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя
рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную
общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые
целями коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти
права, их правомерность должна неизменно проходить проверку “человеческим
измерением” — правами индивида. Коллективные права никогда не должны
игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением
являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).
Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит,
цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.
Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства,
народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов,
являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из
сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности,
отстаивает свое право на суверенитет. Однако право народа на
самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав
индивида.
Например право на развитие, осуществление которого народами,
освободившиеся от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав
индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права
какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на
подавлении ограничении индивидуальных интересов.
Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, что
в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них,
которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений
(например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не
являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему
поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту
категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на
международное общение.
Заключение
В заключении хочу конкретизировать некоторые положения. Основные
права человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч.
2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права как
существующие независимо от конкретного законодательства естественные права.
Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет по
отношению к любой норме федерального закона, указа или постановления
государственного органа на федеральном уровне. Следовательно, никакой
нормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, если
он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.
С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и
представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой
стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов
государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом
отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке.
Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать
объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для
законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная
программа законотворческой деятельности. Конституционный Суд РФ обладает
компетенцией в ходе проводимого в судебном порядке контроля правовых норм,
согласно пп. «а-г» ст. 125 Конституции РФ, проверить, соответствует ли
данный нормативный акт нормам Основного Закона. Все государственные органы
обязаны толковать и применять нормативный акт как отвечающий основным
правам. В случае если нормативный акт не может применяться без нарушений
основных прав, нужно ставить вопрос о его отмене.
Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии и
правомочия. Если кто-то создает предприятие, решает принять мусульманскую
веру или переезжает из Москвы в Тулу, он может это делать потому, что все
это представляет собой неограниченное количество вариантов поведения
человека. Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждого
человека, не зависящая от любого правопорядка. В общем эта свобода не
ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы
действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому
оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод:
они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам,
установленным законом. Однако, не индивидуум обязан оправдывать свои
действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а
государство, если оно хочет ограничить эту свободу.
Список использованной литературы
Нормативный материал
Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
Гражданский кодекс РФ, 1994 г.(в ред. 2001 г.)
Декларация независимости США,1776 г.
Закон о средствах массовой информации,1991
Конвенция о правах ребенка, 1989 г.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.
Конституция РФ, 1993 г.
Конституция СССР, 1936
Конституция РСФСР, 1918
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966
г.
Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966
Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах
применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»
Семейный кодекс, 1995 г. (в ред. 2000 г.)
Уголовный кодекс РФ, 1996 г.(в ред 2002 г.)
Факультативный протокол №1 к Международному пакту о гражданских и
политических правах, 1966 г.
Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских и
политических правах, 1989 г.
Литература
Алексеев С.С. Теория права. М., 1993
Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.
Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд
«МНИМП», 1997г.
Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд.-
М.: Юристъ, 1998.
Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический
комментарий к гл. 2 Конституции РФ-М.: «Издательство ЭКОМ», 2000
Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001.
Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон,
2001
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ, 2е издание. М.: Юрайт. 2001
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993
———————–
[1] Напр. см. Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О
некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении
правосудия»
[2] Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический
комментарий к гл. 2 Конституции РФ-М.: «Издательство ЭКОМ», 2000-стр. 22
[3] Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е
изд.-М.: Юристъ, 1998.
[4] Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001. С. 99
[5] Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.:
Лексикон, 2001. С 25.
[6] Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 175
[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 131
[8] Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ, 2е издание. М.: Юрайт.
2001. С.26
[9] Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 61.
[10] Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001.
———————–
11
27