Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров

–PAGE_BREAK–«Под прибылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда пре­дельный доход равен предельным издержкам»[3]. Правило максими­зации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Как известно, издержки фирмы подразде­ляются на постоянные и переменные. Предельные издержки пред­ставляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продук­ции.
Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занима­ются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долго­временной максимизации прибыли одно из первостепенных значе­ний.
Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капи­тала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал. В этом случае налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму полученных процентных выплат на собст­венный капитал, что отражается в отчете по прибыли. В зарубеж­ной практике применяется термин «издержки утраченных возмож­ностей», «упущенная (недополученная) прибыль (выгоды)». Под издержками утраченных возможностей понимаются издержки и по­тери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа[4]. В учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательству они называются неявными или имплицитными издержками. В сово­купности с явными издержками, которые отражаются в бухгал­терском учете, они образуют экономические издержки. Соот­ветственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической.
1.2. Принципы формирования и использования прибыли
Основным источником получения торговым предприятием при­были является валовой доход.
Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.
Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН + НП,
где РЦ – розничная цена товара, руб.;
 СС – себестоимость производства товара, руб.;
 Пп – прибыль производственного предприятия, руб.;
 ТНп  – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;
 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
 ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;
 НП – налог с продаж, руб.
С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельно­сти, особенностей формирования доходов и затрат процесс обра­зования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема формирования прибыли торгового предприятия
Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в про­центах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).
Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек об­ращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия (рис. 2). 

           
Рис. 2. Структура торговой надбавки торгового предприятия В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свобод­ных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий тор­говли не регламентированы. Однако в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 и постановлением Прави­тельства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполни­тельной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (вклю­чая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реали­зуемую на предприятиях общественного питания при образователь­ных школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведе­ниях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
В исключительных случаях, связанных с обострением негатив­ных процессов в экономике и финансовой системе, в целях под­держания стабильности на потребительском рынке, а также защи­ты населения от неоправданного повышения цен органы исполни­тельной власти субъектов РФ могут временно, до особого распоря­жения, вводить государственное регулирование цен на отдельные виды товаров первой необходимости и социального значения пу­тем ограничения торговой надбавки оптовыми и розничными пред­приятиями всех форм собственности, а также частными предпри­нимателями.
Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО,
где ПР – прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;
 ВД – валовой доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;
 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
 ИО – издержки обращения, руб.
Налог на добавленную стоимость, по своей сути, является на­логом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисления определяются на федеральном уровне. В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в торговле установлена в размере 20% объема реализованных товаров. Исключение составляют хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты (за исключе­нием мороженого), продукты детского и диабетического питания, промышленные товары для детей (по утвержденному перечню), по которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 ставка налога на добавленную стоимость уста­новлена в размере 10%.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все производители товаров (работ и услуг). Порядок налогообложения прибыли у предприятий розничной торговли имеет свои особенно­сти. Так, если объектом налогообложения у производителей това­ров и предприятий оптовой торговли является объем реализованной продукции (работ и услуг), то у предприятий розничной тор­говли – сумма валового дохода, полученная от реализации товаров. В этой связи ставка налога на добавленную стоимость на предприя­тиях розничной торговли является расчетной и представляет собой долю налога на добавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принять валовой доход розничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовой доход с НДС составит: 100% + 20% = 120%, а ставка НДС будет равна:
20 / 100 + 20 · 100 = 16,67%,
по товарам со ставкой НДС, равной 10%:
10 / 100 + 10 · 100 = 9,09%.
Предприятия розничной торговли, которые осуществляют реа­лизацию товаров с различными ставками налога на добавленную стоимость, обязаны организовать раздельный учет поступления и реализации этих товаров. В противном случае при исчислении сум­мы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюд­жет, применяется высшая ставка налога – 16,67%.
В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вво­дится в действие законами субъектов Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реали­зующими товары (работы, услуги) на территории соответствую­щих субъектов РФ.
Объектом налогообложения по налогу с продаж является сто­имость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную сто­имость и акцизы для подакцизных товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных про­дуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видео­продукции и компакт-дисков и др.).
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж сто­имость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, карто­феля, продуктов детского и диабетического питания; детской одеж­ды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий и ряда других работ и услуг.
Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке про­центная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате поку­пателю (заказчику).
Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, устанавливая налог с продаж, определяют конк­ретную ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация ко­торых освобождается от налога с продаж.
Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
 деятельности, руб.;
ПР – прибыль от реализации, руб.;
СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных до­ходов
и расходов, руб.
В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должни­ком штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за наруше­ние условий хозяйственных договоров, а также доходы от возме­щения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты на содержание законсервированных мощнос­тей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источ­ников); затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сдел­кам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбит­ражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяй­ственных договоров, а также расходы по возмещению причинен­ных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереаль­ных для взыскания, и др.
Одним из самых значительных видов внереализационных расхо­дов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов. К таким налогам и сборам относятся:
Ø целевой сбор на содержание правоохранительных органов (налогооблагаемая база – квартальный фонд оплаты труда, рассчи­танный исходя из среднесписочной численности работников пред­приятия и установленного размера минимальной оплаты труда);
Ø сбор на нужды образовательных учреждений (налогооблагаемая база – фактически начисленная сумма фонда оплаты труда);
Ø налог на содержание жилищного фонда и объектов социаль­но-культурной сферы (налогооблагаемая база – валовой доход без налога на добавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сум­ма налога за минусом расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);
Ø налог на имущество предприятий (налогооблагаемая база – среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества);
Ø налог на рекламу (налогооблагаемая база – стоимость рек­ламных мероприятий без налога на добавленную стоимость).
Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный по­казатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону умень­шения в соответствии с положениями действующего законодатель­ства.
До 1 января 1995 г. торговым предприятиям разрешалось отно­сить на издержки обращения расходы по ряду позиций не в факти­чески произведенных суммах, а только в пределах норм, установ­ленных Министерством финансов РФ. Это касалось командировоч­ных расходов, представительских расходов, расходов по содержа­нию легкового автотранспорта, оплате процентов по рублевым и валютным кредитам на производственные нужды, расходов на рекла­му, расходов на подготовку кадров по договорам с учебными заве­дениями. Постановлением Правительства России от 1 июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе зат­рат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке фор­мирования финансовых результатов, учитываемых при налогооб­ложении прибыли» эти ограничения были сняты. Однако отмена этих ограничений распространяется только на порядок отражения этих затрат в бухгалтерском учете предприятий. Для целей налого­обложения названные выше затраты принимаются по-прежнему в пределах установленных норм и нормативов, т.е. налог на прибыль рассчитывается исходя из суммы валовой прибыли, увеличенной на величину превышения фактически произведенных расходов по отмеченным позициям над суммами, определенными исходя из установленных предельных норм.
Налоговым законодательством предусмотрены и некоторые льго­ты по налогу на прибыль, предусматривающие уменьшение суммы налогооблагаемой прибыли, которые имеют строго целевой харак­тер.
В частности, согласно Закону РФ «О налоге на прибыль пред­приятий и торговых организаций» освобождается от налогообло­жения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вло­жений производственного и непроизводственного характера и жи­лищного строительства при условии полного использования пред­приятием сумм начисленного за отчетный период износа (аморти­зации) основных фондов.
Предоставляется льгота по налогу на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов. В случае, если доля инвалидов в общей численности работников предприятия составляет не менее, 50%, ставка налога на прибыль снижается на 50%. При этом в эту численность не входят инвалиды, работающие по совместитель­ству, а также по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, такие предприятия полностью освобождаются от уплаты на­лога на прибыль при условии, что не менее 50% ее суммы исполь­зуется на социальные нужды инвалидов, работающих на данном предприятии.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
чп = вп – нп,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
 ВП – валовая прибыль, руб.;
 НП – налог на прибыль, руб.
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприя­тии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 3.
 

Рис. 3. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия
Резервный фонд предназначается для покрытия непроизводитель­ных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли от­четного года.
Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных ме­роприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производ­ственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосроч­ных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста соб­ственных оборотных средств и др.
Фонд социальной сферы предназначен для финансирования ка­питальных вложений в развитие объектов социальной сферы: стро­ительство жилья, культурно-просветительных учреждений, сана­ториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дош­кольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осу­ществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных зада­ний; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и еди­новременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льгот­ного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оп­лата путевок на лечение и отдых и т.д.).
Конкретные направления и суммы распределения прибыли оп­ределяются принятой на предприятии дивидендной политикой и политикой развития предприятия.
Налог на прибыль является одним из важнейших налогов, по­этому порядок налогообложения прибыли постоянно совершенству­ется. Это касается как изменений налогооблагаемой базы, ставок налога на прибыль, так и порядка начисления и перечисления на­лога.
В настоящее время имеются существенные различия в порядке налогообложения малых предприятий и предприятий, которые к таковым не относятся.
Предприятиям предоставлено право выбрать один из двух вари­антов начисления налога на прибыль:
Ø путем произведения ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль в бюджет;
Ø путем осуществления ежемесячных платежей от фактически по­лученной за месяц прибыли.
В первом варианте до наступления следующего квартала пред­приятие обязано подать в налоговую инспекцию справку о предпо­лагаемой прибыли и налоге на нее. В соответствии с этой справкой предприятие производит ежемесячные авансовые платежи по на­логу на прибыль в размере 1/3 части объявленного в справке квар­тального налога. По истечении квартала при предъявлении расчета фактически полученной предприятием суммы прибыли произво­дится сравнение сумм произведенных авансовых платежей с сум­мой налога, подлежащего уплате в бюджет исходя из фактически полученной прибыли. При этом может быть выявлена либо пере­плата, либо недоплата по налогу.
В случае, если авансовые платежи меньше налога, исчисленного по фактической прибыли, то предприятие обязано произвести доп­лату по налогу и, кроме того, осуществить дополнительный пла­теж, сумма которого определяется по формуле:
Пд = [(Нф – Нав) ·Сцб] / (100 ·4),
где Пд – платеж дополнительный, руб.;
 Нф, Нав – соответственно сумма налога на прибыль исходя
 из фактически полученной прибыли и сумма авансовых
 платежей по налогу на прибыль, руб.;
 Сцб – ставка рефинансирования Центрального банка, действу­ющая
на 15-е число среднего месяца квартала, %.
В случае переплаты налога производится возврат его предприя­тию с процентами, начисленными по ставке рефинансирования Центрального банка.
По второму варианту не требуется производить авансовых пла­тежей, сумму которых заранее достаточно сложно определить абсо­лютно точно. Но в этом случае необходимо таким образом организовать учет, чтобы иметь возможность ежемесячно составлять отчет о прибылях и убытках, причем в достаточно короткие сроки (до 15-го числа следующего за отчетным месяца), с тем чтобы на осно­вании фактических данных о полученной за месяц прибыли произ­водить начисление и уплату налога на прибыль.
Необходимо отметить особенности налогообложения прибыли малых предприятий. Прежде всего к малым относятся предприятия с численностью работников в розничной торговле до 30 человек, в общественном питании и оптовой торговле – до 50 человек.
В соответствии с Законом РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», принятым в июле 1998 г., малые предприятия розничной торговли и общественного питания переводятся на уплату единого налога со вмененного до­хода. Со дня введения единого налога на территориях соответству­ющих субъектов Российской Федерации не взимаются с Малых пред­приятий платежи в государственные внебюджетные фонды (Пен­сионный, фонды социального страхования, обязательного меди­цинского страхования, содействия занятости населения), а также все налоги и обязательные сборы, за исключением государствен­ной и таможенных пошлин, лицензионных и регистрационных сбо­ров, налогов на приобретение транспортных средств и с владель­цев транспортных средств, земельного налога, подоходного налога с физических лиц.
Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход. Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого на­лога за вычетом потенциально необходимых затрат.
Сумма вмененного дохода определяется исходя из базовой до­ходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого по­казателя. В качестве таких физических показателей может приме­няться единица площади, численность работающих, единица про­изводственной мощности и др. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижаю­щих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащего налогообложению, можно представить в виде формулы:
M = C ·N ·Д·E ·F ·J,
где М – сумма вмененного дохода, руб.;
 С – базовая доходность на единицу физического показателя, руб.;
 N – количество единиц физического показателя (м2; чел., шт.);
 Д – корректирующий коэффициент подвидов деятельности;
 Е – региональный корректирующий коэффициент;
 F – коэффициент, характеризующий тип населенного пункта;
 J – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия
   внутри населенного пункта.
Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается:
V= М ·0,2,
где V – сумма единого налога на вмененный доход, руб.;
0,2 – ставка единого налога на вмененный доход (20%).

2. Анализ доходов ООО «АЙСТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «АЙСТ» организовано в 1996 году одним учредителем Ковалевым А.Н. Магазин является собственностью одного учредителя Ковалева А.Н., с Уставным капиталом 530 тыс. руб.
В соответствии с Учредительными документами в 1996 году  оформлена лицензия на право деятельности и организации розничной торговли.
Площадь магазина 100 кв.м., в том числе торговая 55 кв.м., слад 25 кв.м., подсобное помещение 20 кв.м.
Основной вид деятельности, организация розничной торговли населению на условиях реализации товаров отечественного производства, производимых в Москве и московской области. Такое условие принято учредителем сознательно для избежания расчетов по таможенным пошлинам,  акцизам, расчетам по валютным операциям, и в целях скорейшего развития отечественной промышленности.
Магазин основа на площади бывшего магазина «Продукты». После соответствующего капитального ремонта и обновления он начал деятельность.
Численность работающих 13 человек: 1 – директор, 1– бухгалтер, 1– экспедитор, 7 – продавцов, 3- грузчика.
Утвержден режим работы с 7 до 23 часов, без выходных, перерыв с 14 до 15 часов. Утвержденный ассортимент товаров: — хлебобулочные изделия, макаронные, молочные в ассортименте, мясные, бакалейные, галантерейные и промтовары.
Товарооборот в среднем 550  тыс. руб. в месяц, за день 18 000-19 000 рублей.
Поставки по договорам прямым назначением силами магазина и поставщиков. Без посредников поступает продукция с хлебокомбината, макаронного объединения, хладокомбината. Остальные поставки идут с оптовых баз. Заключены юридические договора. Предприятие сознательно в большинстве уходит от посредников и получает товар прямо от производителей. Это дает возможность снизить продажную цену от 3 до 5%, что делает этот магазин более привлекательным.
Магазин находится не в престижной зоне Москвы, поэтому плата за землю ниже, затраты по обслуживанию ниже. Он находится  в помещении бывшего магазина, и покупатели остались практически те же.  Это жилой микрорайон.
Пять лет предприятие существует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с требованием архитектурного обновления   снаружи и внутри.
Предприятие почти не пользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением  рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. Такой выбор учета на предприятии называется Учетной  политикой. Это международный стандарт, который стал возможен к применению в связи с вхождением  нашего государства в мировую экономику. Применение международных стандартов в системе бухгалтерского учета, позволило экономическим субъектам применять наиболее удобный и выгодный вариант ведения бухгалтерского учета, избегая нагромождений и излишних корреспонденций,
ООО «АЙСТ» применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление  поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу магазина и сдача её в вечернюю кассу  банка.
По условиям договоров расчет с поставщиками проводится раз в десять дней. Это наиболее приемлемо и магазину и поставщикам, так как суммы кредиторской задолженности  по каждому дню в пределах 6000 рублей.  ООО «АЙСТ» относится к малому предприятию как по численности, так по объему товарооборота, поэтому этот экономический субъект выбрал упрощенную систему ведения учета, которая отражена приказом по ООО «АЙСТ» и действует без изменения в течение всей деятельности магазина, что, в общем, и способствует стабильности и отсутствия серьезных нарушений в ведении бухгалтерского учета.
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
В анализе используются следующиепоказатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая при­быль.
Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реа­лизации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность меж­ду балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюд­жет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).
Чистая прибыль- это та прибыль, которая остается в рас­поряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой при­были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцион­ные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица 1
Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год
Как показывают данные табл. 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 11,73%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 6,66%. Наибольшую долю в балан­совой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (96,48%). Удельный вес внереализационных финансовых результа­тов составляет всего 3,52%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.

2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции,
работ и услуг
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестои­мости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 2.
План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчислен­ную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализован­ной продукции:
ΔП(vрп, уд)= 18278 — 17900 = +378 млн руб.

Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель
План
План, пересчитан­ный на фактичес­кий объем продаж
Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)
95250
96600
99935
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)
77350
78322
80639
Прибыль от реализации продукции (П)
17900
18278
19296
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо пла­новую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в условно-натуральном исчислении (157600 руб.: 159000 руб. * 100-100 = -0,88%) и результат разделить на 100:
ΔПvрп= 17900 * (-0,88%)/100 = -158 млн. руб.
Затем можно определить влияние структурного фактора (из пер­вого результата нужно вычесть второй):
ΔПуд = 378-(-158) = +536 млн. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
ΔПс = 78322-80639 = -2317 млн. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продук­цию устанавливается сопоставлением фактической выручки с ус­ловной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
ΔПц = 99935-96600 = +3335 млн. руб.
Эти же результаты можно получить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 3).
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продук­ция неоднородна по своему составу), для чего желательно использо­вать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
%РП= ∑(VРПфi): ∑(VРПплi) = 157600: 159000 * 100 = 99,12%.
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн. руб.(17900 * 99,12%: 100).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестои­мости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПфi* Цплi) — ∑(VPПфi* Сплi).
Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб.(96600–78322).
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПфi* Цфi) — ∑(VPПфi* Сплi).
Сумма прибыли в данном слу­чае получится 21613 млн. руб.(99935-78322).
По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Таблица 3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.
По­каза­тель
Условия расчета
Порядок расчета
Сумма прибыли, млн
руб.
объем реали­зации
струк­тура то­варной продук­ции
цена
себе­стои­мость
План
План
План
План
План
ВРпл — ПСпл
17900
Усл1
Факт
План
План
План
Ппл * Крп
17742
Усл2
Факт
Факт
План
План
ВРусл — ПСусл
18278
УслЗ
Факт
Факт
Факт
План
ВРф — ПСусл
21613
Факт
Факт
Факт
Факт
Факт
ВРф — ПСф
19296
Изменение структуры товарной продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж — на 158 млн. руб.
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 4) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

где Ппл — сумма прибыли на единицу продукции; VPФобщ.ф-фак­тический общий объем реализованной продукции в условно-на­туральном выражении; Удi — удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме реализации, %.
Таблица 4
Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации
Объем
реализации в условно-натураль­ном измерении, туб
Структура товарной продукции,%
Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.
Изменение прибыли в среднем
на 1 туб,
тыс. руб.
  Вид про­дук­ции
план
факт
план
факт
+,-
А
57000
48500
35,85
30,77
-5,08
100
-5,08
  В
56000
53000
35,22
33,63
-1,59
100
-1,59
  С
27000
30500
16,98
19,35
+2,37
130
+3,08
  D
19000
25600
11,95
16,25
+4,30
162,6
+6,99
  Всего
159000
157600
100,00
100,00

112,58
+3,40
В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, сред­няя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибы­ли — на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 5 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие — отрицательное, и в какой степени.
Таблица 5
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Вид
продук­ции
Количество реализован­ной продук­ции, туб
Средняя цена реализа­ции, тыс.руб.
Себестои­мость 1 туб продукции, тыс.руб.
Сумма при­были от ре­ализации продукции, млн руб.
Отклонение от плановой прибыли, млн руб.
  план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
общее
в том числе за счет
  объема
и струк-туры реали­зации
цены
себестои­
мости
А
57000
48500
500
520
400
450
5700
3395
-2305
-850
+970
-2425
  В
56000
53000
600
610
500
512
5600
5194
-406
-300
+530
-636
  С
27000
30500
700
735
570
556
3510
5459
+1949
+455
+1067
+427
  D
19000
25600
750
780
587,4
575
3090
5248
+2158
+1073
+768
+317
  Итого
159000
157600




17900
19296
+1396
+378
+3335
-2317
  После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
2.4. Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изу­чение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торго­вого предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразо­вания, кредитования, импортирования товаров народного потребле­ния, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индек­сации реальных доходов населения (размера минимальной заработ­ной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат соци­ального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к сни­жению объема продажи товаров.
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокра­щением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответст­венно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.
Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокуп­ность факторов, влияющих/ на прибыль, представляет собой систе­му, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образую­щих факторов, от которых зависит формирование валовой прибы­ли, относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, саль­до доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы.
На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объём и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.
На практике валовая (балансовая) прибыль в основном создает­ся за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть уве­личена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям. На ва­ловую прибыль может повлиять финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль (убыток) от реали­зации основных фондов представляет собой разность между про­дажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если вы­явлено превышение первоначальной стоимости и понесенных рас­ходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от их реализации, то соответственно на вели­чину этого превышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по вы­бытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль уве­личивается на эту разницу.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.
Основными взаимовлияющими факторами являются: объем про­дажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотно­го капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияю­щих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обра­щения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряже­нии предприятия. Одним из факторов, снижающих величину эко­номической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы – показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-ма­тематического анализа. Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их Комплексное влияние.
Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлия­ющего фактора на величину прибыли можно применить метод ком­плексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и ко­нечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформиру­ются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятель­ности. Это можно представить в виде схемы:
ресурсы èзатраты è  результаты.
При использовании метода комплексного анализа исходят из то­го, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого.
Развитие торгового предприятия возможно при следующих необ­ходимых условиях:
Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,
где Тп – темп роста прибыли;
 Тт – темп роста товарооборота;
 Тц – темп роста издержек обращения;
 Тф – темп роста фондовооруженности работников;
 Тр – темп роста численности работников.
Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.
Результаты факторного анализа служат экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торго­вого предприятия. По отношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическим издержкам, можно определить, насколько валовой доход покрывает расходы предприятия, т.е. эф­фективность осуществления затрат.
Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ними отчисле­ний на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие диви­денды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населе­ния, сокращением производства товаров и т.п.
    продолжение
–PAGE_BREAK–