Николенкова Н. В.
Укаждого пишущего есть свои «любимые» правила пунктуации. Но по опытуработы на подготовительных курсах и подготовительном отделении МГУ авторуданной статьи известно, что употребление тире относится к наиболее сложным и,если можно так выразиться, ошибкоопасным правилам пунктуации. Связано это, какнам кажется, с ошибочными представлениями большинства школьников офакультативности тире, его практически полной идентичности с запятой. Запомнив,как правило, несколько наиболее хорошо изложенных в школьных учебниках ипособиях для поступающих в вузы правил (к примеру, тире между подлежащим исказуемым, выраженными существительными; тире между частями сложногопредложения), не все школьники способны обобщить в сознании случаи возможногоупотребления тире в русском языке. Учебные пособия редко предлагают сводныеглавы, посвященные этому вопросу, традиция составления справочных и учебныхпособий – по группам правил, а не по знакам. Между тем действующие«Правила русской орфографии и пунктуации» (М.: Учпедгиз, 1956)предлагают именно первый путь, в разделе «Пунктуация» излагаютсяпринципы постановки определенных пунктуационных знаков, в том числе и тире(Указанная работа, параграфы 164-179, с. 98-104).
Даннаястатья ставит задачу обратить внимание на большую часть случаев постановки тирена письме (мы сознательно не затрагиваем те случаи, которые редко используютсябольшинством пишущих и в первую очередь школьниками), после всех разделов будутданы упражнения, позволяющие проверить усвоенный материал.
Впервую очередь необходимо вспомнить, что существуют два разных типа тире.Одиночное тире – знак из группы отделяющих (Подробнее о знаках отделяющих ивыделяющих см.: Русский язык. Учебное пособие для углубленного изучения встарших классах. Ч.2. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. /Багрянцева В.А.,Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. – М., МГУ,2000., с.180). Такое тире употребляется как знак, разделяющий предложение надве части (к примеру, тире может ставиться между подлежащим и сказуемым впростом предложении или между двумя частями сложного), или как знак препинания,аналогичный по своей функции запятой, но привносящий дополнительный смысловойоттенок в предложение. Отделяющее тире в простом предложении, кроме того,употребляется при однородных членах с обобщающим словом. Наряду с этим вправилах, связанных с обособлением членов предложения и вводных слов,употребляется парное тире, как выделяющий знак, который во многом аналогичендвум запятым.
Рассмотримуказанные группы правил и определим, какие сложности встречаются при ихприменении. Наиболее распространенные ошибки будут проанализированы подробно,именно на эти случаи будут предложены практические задания.
1. Тире между подлежащим и сказуемым
Необходимостьпостановки тире между подлежащим и сказуемым связана с пропускомвспомогательной части в составных типах сказуемого. В ряде случаев постановкатире связана только с формой главных членов, в других есть дополнительныеформальные причины, указывающие на необходимость поставить тире. Нижеизложенныеправила рассматривают сами правила постановки тире и исключения из них.
Тиреставится:
Подлежащеевыражено существительным, сказуемое составное именное с нулевой связкой иименной частью, выраженной существительным (то есть оба главных членаоказываются выражены существительными): Белоснежка – главная героиня известнойдетской сказки и прекрасного мультфильма студии Уолта Диснея. (Все примеры встатье придуманы автором. В случаях, когда фантазия покидала автора, былииспользованы примеры из литературы. На все эти случаи будут даны ссылки).Особенно следует обратить внимание на следующие случаи приоритетной постановкитире:
Еслипредложение имеет характер логического определения – Волшебная сказка – жанрфольклора, в котором действуют волшебные персонажи и происходят волшебныесобытия.
Еслипредложение относится к книжному стилю и содержит характеристику, оценкуявления – Мультипликация – лучшее достижение 20 века.
Впредложениях тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно понятие) – Всезнают, что в любой волшебной сказке мачеха – еще и злая колдунья.
Послегруппы однородных подлежащих – Ворчун, Добряк, Скромник, Тихоня – имена самыхблизких друзей Белоснежки.
Приструктурном параллелизме частей – Любовь к труду – достоинство Белоснежки,самолюбование – черта её мачехи.
Длявнесения ясности в смысл предложения – Старшая сестра – её лучшая подруга.Старшая сестра её – лучшая подруга мачехи.
Обаглавных члена выражены инфинитивами или один выражен существительным, а другойинфинитивом: Мечтать о встрече с принцем для любой девушки – только мучить себяпонапрасну. Встретить его на самом деле – огромное счастье.
Передсловами это, это есть, значит, это значит, вот. – Глядя в зеркало, мачехаговорила: «Да, красота – это страшная сила».
Обаглавных члена числительные или один — числительное, а другой — существительное:Пересчитав все валяющиеся на полу носки и сложив их попарно, Белоснежкадогадалась, что число гномиков — семь.
Какправило, тире ставится:
Подлежащеевыражено инфинитивом, сказуемое – составное именное с нулевой связкой и именнойчастью, выраженной наречием со значением состояния, но только при наличии паузымежду главными членами: Белоснежка с детства поняла, что не выполнять своиобязанности по уборке дворца – опасно, ведь мачеха каждый день проверялачистоту в комнатах.
Приподлежащем, выраженном словом ЭТО, если присутствует логическая пауза послеэтого слова – Это – самое начало истории, а продолжение будет позже. (Сравните:Это неплохое начало).
Внимание!
Передтире во всех рассмотренных выше случаях по условиям контекста может оказатьсязапятая. Это возможно, если перед местом постановки тире находится обособленныйчлен предложения или придаточное предложение. В этом случая пишущий ставит дване связанных между собой знака: запятую, закрывающую один оборот, и тире,стоящее между подлежащим и сказуемым.
Наиболеераспространенной ошибкой пишущих будет непостановка запятой перед тире. Именнона внимательность к этой проблеме предлагаем задание, данное ниже.
Задание1. Расставьте знаки препинания. В тех случаях, когда перед тире окажетсязапятая, объясните её постановку. (В задании использованы примеры из сочиненийслушателей подготовительных курсов филологического факультета МГУ).
1.Евгений Онегин главный герой одноименного романа А.С.Пушкина дворянин попроисхождению и «лишний» человек по характеру.
2.Владимир Ленский проживший несколько лет в «Германии туманной»романтик и мечтатель не способный отличить жизнь реальную от выдуманной.
3.Илья Ильич Обломов который провел детство в атмосфере всеобщей любви ипоклонения типичный барин по манерам и постоянно ждет от окружающих того жеотношения к себе какое привык получать в детстве от родных.
4.Это стихотворение написанное в жанре дружеского послания самое яркое творениеПушкина-романтика.
5.Романтизм который в русской литературе тесно связан с именами Пушкина иЛермонтова одно из литературных направлений изучающих внутренний мир ипсихологию героев.
Тиреобычно не ставится:
Подлежащеевыражено существительным, сказуемое составное именное с нулевой связкой иименной частью, выраженной существительным, и при этом:
Предложениепростое, разговорного стиля: «Мой отец король», — скромно ответилаБелоснежка на вопрос гномиков.
Междуподлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО,ВРОДЕ КАК, ВСЕ РАВНО ЧТО: «Глаза у Белоснежки словно две яркие звездочки,кожа будто первый снег, волосы как ночь», — бесстрастно объяснялозеркальце разъяренной королеве.
Передсказуемым стоит отрицание НЕ: «Королева уже не первая красавицакоролевства», — шептались между собой придворные.
Междуподлежащим и сказуемым стоит вводное слово или частица: Король, вероятно,хороший человек, но он стал игрушкой в руках злой и коварной жены. Прогулкатолько предлог, чтобы увести Белоснежку в дремучий лес и бросить её там.
Передсказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член:«Белоснежка намдруг!» — убеждали гномики Ворчуна, но тот упорно не желал смириться сприсутствием женщины в доме.
Впредложении обратный порядок слов – сказуемое предшествует подлежащему:«Славный малый этот принц!» — таково было единодушное мнение гномикови лесных зверушек.
Важно:во многих перечисленных выше случаях тире возможно, если надо интонационноподчеркнуть деление предложения на две части либо выделить один из главныхчленов.
Подлежащеевыражено личным местоимением, сказуемое – составное именное с нулевой связкой иименной частью, выраженной существительным: Все жители королевства знали, чтоБелоснежка очень хорошая девушка, она умница, она красавица, она очень добрая ивнимательная.
Приэтом в данном случае можно поставить тире:
Прилогическом подчеркивании местоимения-подлежащего, его выделении интонацией:«Я – первая красавица королевства», — гордо заявляла королева каждомуновому гостю.
Припротивопоставлении личных местоимений-подлежащих в одинаково построенных частяхпредложения:«Я – королева, а ты – прислуга», — сказала злая мачеха иприказала своей служанке увести Белоснежку в лес и убить её.
Одиниз главных членов выражен вопросительным местоимением, другой — существительнымв именительном падеже или личным местоимением: «Скажи нам, девушка, кто тытакая, кто твои родители и почему ты одна забрела в такую чащу?» — удивленно спрашивали гномики Белоснежку.
Сказуемоевыражено прилагательным, местоименным прилагательным или предложно-падежнойформой: Лес вокруг Белоснежки пуст и мрачен, солнца не видно за кронамидеревьев, не слышно птичьих голосов.
Приэтом в данном случае можно поставить тире:
Прилогическом членении предложения на две части и интонационном егоразделении: Голос у Белоснежки – чистый, ясный, завораживающий, так что принцрешил посмотреть, кто это так нежно поет.
Приструктурном параллелизме частей сложного предложения: Ночь – теплая, звезды –сияющие, луна – круглая, поэтому Белоснежка не испытывала страха, оставшисьодна в лесу.
Задание2. Расставьте в приведенном далее отрывке из русской сказки пропущенные знакипрепинания, объясните свое решение.
Неиметь своего дома ужасно обидно. Одиночество еще более обидная штука особеннокогда ты любительница поболтать и посплетничать а сплетничать не с кем. Все этимысли пробегали в голове мышки которая грустно шла по полю и искала ночлега.Вдруг мышка остановилась(:,-) «Что это стоит впереди?» А это теремок.Теремок стоящий в поле и спрятанный в зарослях полевых цветов идеальноепристанище для одинокого маленького зверька. А красивый он какой! Ступенькирезные, ставенки расписные, крыша как шатёр, комнаты большие, окна на восток.Жить в таком пусть даже и одной уже счастье.
Расположиласьмышка в теремке. А мечтать еще и о соседке по теремку только зря себярасстраивать. Ее задача сделать теремок еще более уютным домом, а там будь чтобудет.
Ноэто лишь начало сказки. На другой день мимо бежала лягушка. Скука страшная бедадля любого зверя, а лягушка отчаянно скучала в своем болоте где жить это значитесть спать и квакать. А лягушке хотелось общения! Вот и ушла она из болота ипришла к теремку и постучалась.
«Скажитепожалуйста кто Вы и зачем пришли?» — спросила из-за двери перепуганнаямышка. «Я лягушка -квакушка а вот ты кто?» — заявила не менееиспуганная лягушка. «Я хозяйка этого домика мышка, а лягушка кажетсяживотное обитающее в воде», — немного успокоилась норушка. «Мыши намлягушкам не указ», — гордо заметила лягушка, а потом сказала (:,-) «Яодна и ты одна, давай жить вместе!». «Славное животное лягушка»,- подумала мышь и пустила нежданную соседку.
2. Тире в неполном предложении.
Неполнымназывается предложение«с лексически не выраженными членами, которые легковосстанавливаются по смыслу из контекста» (Русский язык: Учебное пособиедля углубленного изучения в старших классах. Ч.2. Морфология. Синтаксис.Пунктуация. /Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А.,Литневская Е.И. – М., МГУ, 2000 – С. 132)”. Неполнота часто обусловленапропуском сказуемого, причем этот пропуск связан либо с названностью сказуемогоранее по контексту, либо с особой структурой предложения, когда сказуемое ненужно (такое предложение называется эллиптическим). Именно такой пропусксказуемого на письме обозначается постановкой тире.
ТИРЕСТАВИТСЯ:
Приналичии паузы в эллиптических предложениях (вместо сказуемого) – За окном –дождь.
Припараллелизме конструкций – Все по эту сторону – мое, и по ту сторону – тожемое, и лес – мой, и за лесом – моё (вольное изложение известных слов Ноздрева).
Впредложениях особой структуры, имеющих в основе два существительных (одно вформе дательного падежа, другое в форме винительного падежа), четко членящихсяна две части – «Идиот! Бабе – цветы, детям – мороженое!» — кричитгерой Папанова в фильме «Бриллиантовая рука».
Еслинеполное предложение – часть сложного, причем пропущенный член легковосстанавливается из контекста – Одни американцы голосовали за Буша, другие –за Гора, но в результате это не имело никакого значения.
3. Тире в простом предложении при однородных членах.
Тиреможет быть употреблено между двумя однородными членами предложения при ихпротивопоставлении или при указании на внезапность (в последнем случаеоднородными членами будут глаголы-сказуемые): Белоснежке хотелось не плакать –рыдать от страха, но она сдержалась и осторожно пошла через лес. Принц увиделБелоснежку – и сразу же влюбился в нее.
Тиреупотребляется между двумя однородными членами, связанными двойным союзом, припропуске второй части союза: Королева не только не любила – просто ненавиделапрекрасную Белоснежку. Она не то чтобы унижала принцессу – всячески мучила иругала её.
Приналичии обобщающего слова после группы однородных членов предложения перед нимставится тире: На столе, на подоконнике, на полу, под кроватями – всюду былиразбросаны принадлежащие гномикам вещи.
Притаком же порядке однородных членов и обобщающего слова перед обобщающим можетоказаться еще и вводное слово. В этом случае пред вводным словом стоит тире, апосле (перед обобщающим словом) – запятая: И олени, и белки, и зайцы, и разныептички – словом, все лесные звери приходили навещать Белоснежку днем, когдагномики уходили работать.
Еслиобобщающее слово стоит перед группой однородных членов, но после группыоднородных предложение не заканчивается, то после этой группы ставится тире: Всегномики: и Добряк, и Тихоня, и Скромник, и Простачок, и даже Ворчун – оченьполюбили принцессу Белоснежку и упросили её остаться жить с ними.
Можетбыть поставлено тире вместо двоеточия после обобщающего слова перед группойоднородных членов, если однородные члены имеют характер приложения илиуточнения: Сказки любят все – и взрослые, и дети.
ВНИМАНИЕ!
Передтире в последних трех случаях по условиям контекста может оказаться запятая.Это возможно, если перед местом постановки тире находится обособленный членпредложения или придаточное предложение. В этом случая пишущий ставит два несвязанных между собой знака: запятую, закрывающую один оборот, и тире, стоящеемежду подлежащим и сказуемым.
Крометого, для пункта 4 очень важно различать случаи, когда группа однородных членовпосле обобщающего слова разрывает простое предложение, и случаи, когда переднами будет сложное предложение, первая часть которого заканчивается группойоднородных членов. В этом случае после окончания указанной группы будет стоятьзапятая (или двоеточие, или точка с запятой), а в случае необходимостипоставить между частями тире мы дополнительно должны будем поставить запятую.Но речь об этом будет идти ниже, в разделе, посвященном тире в сложномпредложении, а сейчас предлагаем тренировку на только что рассмотренные группыправил.
Задание3. Расставьте в приведенном далее отрывке из русской сказки пропущенные знакипрепинания, объясните свое решение.
Мышьи лягушка не что чтобы подружились как-то притерпелись друг к другу за два дняпроведенные вместе. Они навели порядок везде: и в комнатах и во дворе и вподвале теремка и украсили весь теремок композициями из цветов. За два дня и ожизни и о друзьях и о мечтах самых тайных и сокровенных обо всем переговорилиновые подружки.
Натретий день совместной жизни за окном ливень. Смотришь в окно и не видишь дажерастущих около теремка васильков. Сидят приятельницы на теплой кухне и чайпьют. Вдруг за окном стук. И стоит во дворе не только вымокший до нитки как-тосжавшийся от холода зайчишка. Впустили его «девчонки» в теремок инапоили чаем с медом с малиной с клюквенным вареньем найденным мышкой в погребесловом со всем что могли предложить новому гостю. «Я хозяйка теремка,мышка, это лягушка, моя соседка, а кто ты такой?» — спросила мышь. «Ая зайчишка, пустите меня к себе! Я не только дом посторожить могу и плотничатьи гвоздь забить и огонь в печке разжечь все, что скажете, сделаю». Мышь илягушка не просто обрадовались запрыгали от радости. Так и стали они житьвтроем.
4. Тире в простом предложении как выделяющий знак
Впредыдущих разделах мы говорили об одиночном тире, употребляемом как отделяющийзнак. Теперь речь пойдет о правилах постановки парного тире. Мы посмотримправила на обособление приложений, вводных и вставных конструкций. В некоторыхперечисленных ниже случаях парное тире аналогично по своим функциям двумзапятым, но есть случаи, когда парное тире – единственный возможный знак.
Приобособлении приложений можно употребить вместо запятых тире в следующихслучаях:
Еслиперед приложением можно без изменения смысла вставить А ИМЕННО: Белоснежкаприготовила гномикам вкусный обед – суп из молодого щавеля, растущего перед ихизбушкой. В этом случае приложение, как правило, стоит в конце предложения иносит уточняющий характер.
Еслиподчеркивается самостоятельность приложения либо приложение нужно дляразъяснения: Стоял чудесный летний день – лучшее время года в королевстве, гдеродилась и выросла принцесса. В этом случае приложение, как правило, стоит вконце предложения.
Длявыделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер: Самыйстарший из гномиков – добродушный толстячок по имени Добряк – первымпоприветствовал Белоснежку.
Приэтом второе тире может быть опущено:
Еслипо условиям контекста после приложения должна стоять запятая: Если бы она нестала есть подарок незнакомой женщины – яблоко, то никакой беды не случилосьбы. В данном случае второе тире «съедает» запятая, разделяющая частисложного предложения.
Еслиприложение стоит перед определяемым словом: Мечта каждой девушки – принц обычнопоявляется в кульминационный момент всей истории.
Длявнесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членовпредложения: В саду у Белоснежки росли лилии, роза – королева цветов, орхидеи,но были и ромашки, и колокольчики, и пионы.
Дляотделения определяемого слова от однородных приложений: Злая колдунья, ведьма впятом поколении, последовательница черных магов – мачеха собиралась применитьвсе свои чары для того, чтобы погубить несчастную Белоснежку.
Вводныепредложения выделяются тире в следующих случаях:
Еслисамо вводное предложение оказывается достаточно распространенным:Мультипликационные фильмы, или – как их ласково называют и взрослые, и дети –«мультики», рисуют люди, любящие детей.
Есливводное предложение выражает чувства автора. Такие вводные предложения обычно бываютвопросительными или восклицательными, поэтому перед вторым тире, закрывающимвставную конструкцию, стоит восклицательный или вопросительный знак: Принц –можете себе представить? – уже неделю скитался по лесу в поисках девушки,которую он уже один раз видел и которую не смог забыть. Гномики вернулись домойи – о ужас! – увидели на полу гостиной мертвую Белоснежку.
Впринципе, допускается выделение при помощи тире и «короткого»вводного предложения: Гномики совсем не занимались обустройством своего жилищаи – что еще хуже – не хотели и думать о поддержании чистоты.
Вставныеконструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, в художественнойлитературе могут быть отделены тире, хотя чаще могут быть использованы скобки:Отец Белоснежки – он остался вдовцом после преждевременной кончины своей жены –женился на другой, когда его дочке было всего 3 года.
Еслипо условиям контекста вводное предложение или вставная конструкция стоит междучастями предложения и структура первой части требует постановки запятой, тозапятая ставится перед тире: Она посмотрела на разгром, который был в домике, — какой кошмар! – и руки сами собой опустились. В первой части есть придаточноеопределительное, которое выделено запятыми.
Еслизапятой требует структура второй части, то запятая ставится перед вторым тире –Когда мачеха начинала впадать в депрессию – а это с ней случалось каждые пятьдней, — значит, она собиралась поговорить со своим волшебным зеркальцем. Вглавной части стоит вводное слово, которое должно выделяться запятыми.
Задание4. Расставьте в приведенном далее отрывке из русской сказки пропущенные знакипрепинания, объясните свое решение.
Заяцзверь хотя и трусливый, но храбрее мышки стал выполнять в теремке обязанностисторожа. На вторую ночь дежурства это была темная, безлунная ночь заяц услышалрядом с теремком чьи-то шаги. Тут сторож какой кошмар! затрясся и бросился втеремок, крича изо всех сил. Лягушка и мышка отчаянные сони проснулись почтисразу же и выглянули из окошек. Перед теремком стояла маленькая рыжая лисичкасовсем не страшная, а очень несчастная зверушка. Её самую добродушную из всейсемьи мама и папа выгнали из дома, потому что она это ли не позор для лисьегорода? так и не смогла за всю жизнь съесть хотя бы одного зайчика. Теперь ейнегде стало жить, поэтому обитатели теремка вот какие милые и добрые существа!согласились приютить лису.
Таки стали они жить вчетвером, выполняя каждый свою долю обязанностей по дому.Лисичка она оказалась отличной кухаркой умеющей почти из ничего создать любую едувзяла на себя приготовление обедов для всех обитателей теремка. Каши, омлеты,овощные рагу приготовленные из растущих на соседних огородах свеклы и морковкисловом разнообразные и питательные блюда ежедневно ожидали друзей.
Конецэтой истории который, безусловно, знаком всем а если кто-то не помнит, советуюперечитать классику слишком грустен, чтобы повторять его здесь. Если же кто-тозахочет, используя только что выученные правила, дописать эту сказку сам и этобыло бы лучшим закреплением пройденного материала значит я не зря вспомнилаэтот сюжет.
ВНИМАНИЕ!
ТИПИЧНЫЕОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Частопишущий путает тире как знак отделяющий от тире как знака выделяющего.Напоминаем, что в первом случае, когда надо отделить одну часть предложения отдругой, ставится одно тире, во втором случае тире – знак парный. Во фразеЕвгений Онегин – главный герой одноименного романа Пушкина тире отделяет группуподлежащего от сказуемого. Тогда как при создании фразы Герои стихотворныхпроизведений Некрасова – крестьяне – показаны автором с разных сторон парноетире выделяет обособленное приложение. Недопустимо заменять второе тирезапятой, нельзя и опускать его, что часто встречается в сочинениях.
Еслиперед тире стоит обособленная конструкция, то перед тире не следует забывать опостановке запятой, закрывающей эту конструкцию: Девушка, вошедшая в комнатупоследней, — моя сестра.
Расставляятире даже в строгом соответствии с правилами, не следует загромождать имипредложение, из-за этого часто теряется смысл фразы: Главный герой романа –Родион Раскольников – студент университета – живет в крайней нищете. Эту фразунеобходимо видоизменить, заменив хотя бы одно из тире на запятую. Такиенагромождения часто встречаются в таких примерах: Появляется Чацкий – сын другаФамусова – и конфликт приобретает острый социальный характер. Перед намибессоюзное предложение, где части соединены тире, к тому же в первой из частейесть приложение, также введенное посредством тире. Мы советовали бы избегатьподобных фраз, по возможности разбивая одно предложение на два простых.
Задание5. Исправить допущенные ошибки.
*Наследующей неделе различные осадки – дождь, снег с дождем, град, которыйвозможен при сильных порывах ветра, могут принести неприятности жителям большихгородов и особенно автомобилистам.
*Главнаяего проблема, из-за которой и случаются с ним все маленькие и крупныенеприятности, часто имеющие катастрофические последствия, это егонесобранность, забывчивость, рассеянность.
*Последниесоревнования, в которых принял участие Петя Сергеев, спартакиада народов России– были им выиграны – он получил три золотые медали.
*Новыйавтомобиль «Волга» — гордость Горьковского автозавода, модель, вразработке которой приняли участие все ведущие конструкторы ГАЗа – получилсяслишком дорогим, поэтому неконкурентоспособным.
*Главноедостижение жизни Шолохова, за которое он получил почетнейшую Нобелевскую премию– роман «Тихий Дон».
*Десятьлет преподаю свой предмет – химию – а никогда не видела школьников, которым онбы давался хуже, чем вам.
*Скаждым новым годом в жизни человека он сам становится старше, его друзья,особенно друзья детства – серьезнее, а проблемы, возникающие ежедневно иежечасно – все более глобальными.
*Главноедостоинство новой модификации «Мерседеса» — еще более мощныйдвигатель и шестиступенчатая коробка передач — что делает автомобиль почтиспортивным.
*Вэтом году в моде будут зеленый – цвет свежей, только что вымытой листвы,оранжевый – цвет солнца и первых летних цветов, и голубой – цвет чистоголетнего неба.
*Предстоялихлопоты по перепланировке квартиры, выбору строительных и отделочных материалов– обоев, плитки, паркета – а главное – надо было оформить необходимыедокументы.
*Наклумбе перед крыльцом Анна Сергеевна посадила свои любимые цветы – пионы иастры, и наслаждалась их буйным цветением.
*Труднобыло установить, кто из них – Вася или Женя, был прав, а кто виноват.
5. Тире в сложносочиненном и сложноподчиненномпредложениях
Всложносочиненном предложении тире ставится:
1.Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданноеприсоединение или резкое противопоставление, то тире ставится между частямивместо запятой: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас приметрадостно у входа (А.С.Пушкин).
2.Тире предпочтительнее запятой, если обе части сложносочиненного предложения илихотя бы одна из частей является назывным предложением, то есть предложением сглавным членом – существительном в именительном падеже и с отсутствиемглагола-сказуемого: «Еще год, два – и старость», — думала королева ивсячески пыталась бороться с надвигающейся бедой. Секунда – и Белоснежказамертво падает на пол.
3.Сложносочиненное предложение большого размера может распадаться на две части,одна из которых, а часто и обе, оказываются распространены и осложнены внутрисебя. В этом случае между частями можно поставить тире: Ночью, когда теряютсякраски и предметы становятся серыми и размытыми, королева приходит в своюпотайную комнату – и начинается колдовство.
Всложноподчиненном предложении тире ставится:
1.Тире употребляется, когда главной части предшествует придаточнаяизъяснительная: О чем принц рассказывал мгновенно влюбившейся в него Белоснежке– она так и не могла никогда вспомнить. В этом случае нарушение порядкаследования частей подчеркивает экспрессивный смысл всей фразы. Особенно частотире употребляется, если используются союзы ЛИ…ИЛИ, ЛИ…ЛИ: Понимает ликоролева, что она не может соперничать с юной принцессой, или ей кажется, чтоона помолодеет от своих колдовских притираний, — это вопрос сложный. Дополнительныеусловия постановки тире появляются, если в главной части есть слова ЭТО, ВОТ:Что принц нашел в Белоснежке – это его личное дело.
2.Тире возможно, если придаточное условное или уступительное предшествует главнойчасти: «Если кто-нибудь придет и захочет выманить тебя из домика – неоткрывай дверь!» — напутствовали гномики Белоснежку..
3.Придаточная часть может быть неполным предложением с пропуском сказуемого, приэтом части всего предложения строятся параллельно, а тире стоит вместо пропущенногосказуемого главной части, к которому и относится придаточное: Одни считают, чтодля поддержания красоты следует вести здоровый образ жизни, другие – что надопокупать дорогие кремы для лица.
5.Если придаточные части предшествуют главной, причем придаточных несколько,тогда главную часть можно рассмотреть как обобщающую для группы придаточных,поэтому лучше перед ней поставить тире (по аналогии с правилом пунктуации приоднородных членах предложения): Почему Белоснежка поверила старушке, почему ненасторожилась, зачем взяла отравленное яблоко – этого гномики не могли себеобъяснить.
6.Еще одним важным фактором, допускающим постановку тире между главной ипридаточной частями, оказывается интонационное членение сложноподчиненногопредложение: «А ты уверена – нужно ли действительно мыть руки перед едойили можно только отряхнуть?» — робко спросили гномики.
ВНИМАНИЕ!
Передтире во всех рассмотренных выше случаях по условиям контекста может оказатьсязапятая. Это возможно, если перед местом постановки тире находится обособленныйчлен предложения или придаточное предложение. В этом случая пишущий ставит дване связанных между собой знака: запятую, закрывающую один оборот, и тире,стоящее между частями сложного предложения.
Задание6. Расставьте в приведенном ниже тексте пропущенные знаки препинания, объяснитесвое решение.
Красотаэто страшная сила. Одни люди считают, что красивыми надо родиться, другие чтокрасавцем можно стать в результате усилий бригад хирургов-пластиков испециалистов-косметологов. Кто прав, кто ошибается судить не нам. Большинстводевочек в 10 «а» 137 школы полагали, что быть красивой главное вжизни. Катя отчаянно боролась с лишним весом, занимаясь аэробикой, Ираэкспериментировала с разными прическами, стремясь стать похожей на известных фотомоделей,Маша дочь банкира каждый день меняла модные наряды, но сколько они ни боролисьКлаудией Шифер и Николь Кидман ни одна так и не стала. Ведь сколько нипытаешься стать такой же как рекламная красотка не превратишься в нее. Первойсдалась толстушка Катя, решив, что аэробика вещь утомительная, а мороженоенаоборот штука приятная. Неделя, другая и измученная от постоянных занятийКатюша превратилась в милую, улыбающуюся и очень привлекательную девчушку. Аведь улыбка главное в женской внешности. «За что себя три месяца мучила непойму», — рассуждала Катенька, рассматривая себя в зеркале. Второй невыдержала банкирша Маша. Взяла однажды утром новую кофточку из шкафа ипоказалась ей кофточка жалкой и некрасивой. Натянула Машка старые удобные джинсы,достала старенький свитер с нарисованной толстой кошкой, влезла в разношенныекроссовки и так ей стало хорошо! А пришла в старой одежке в школу и совсемуютно ей стало. Хочешь на полу посидеть сиди, в столовой на грязный стулпришлось сесть ну и что! Ноги от каблуков не гудят тоже счастье. Куда толькотеперь гору модных тряпок девать вот вопрос. Ирочка продержалась дольше всехперепробовав на себе все рекламируемые шампуни и краски для волос. Была липлохой реклама или Ира нарушала технологию мытья и окраски мы так и не узнаем.Но волосы утомившись от экспериментов, стали тихо выпадать параллельноприобретая неживой вид тут только Ирочка и спохватилась. «Еще месяц такихэкспериментов и станешь лысой!»
Итак,эксперименты над собственной внешностью с треском провалились. Зато подружкиприобрели опыт, за который сколько ни заплати не переплатишь. Вы спросите зачемя все это рассказала? Нужно ли знать об ошибках предшественников или каждыйдолжен сделать в жизни свои ошибки решать не мне.
6. Запятая и тире как единый знак в сложноподчиненномпредложении.
Запятаяи тире в качестве единого знака употребляются в сложноподчиненных предложенияхв следующих случаях:
Еслиряд однородных придаточных стоит перед главной частью, которая выполняетобобщающую функцию, при этом предложение распадается на две части, и передглавной частью делается длительная пауза: Сколько лет король так жил с такойженой, что поддерживало его в трудные минуты, почему он не сделался злым ижестоким, — этого я не могу объяснить.
Еслислово повторяется в придаточной или в главной части, то перед повтором ставитсязапятая и тире, чтобы связать дальнейшую часть предложения именно с этимсловом: Он знал, что все, кто когда-либо его обидел, кто не подавал ему руки втрудную минуту, — все ответят за это. Мечта, что когда-нибудь он будет иметьсвой дом где-нибудь в Испании, что переселит в него маму и дочь, которым вреденмосковский климат, что будет путешествовать с ними по Европе и увидит вселучшие европейские музеи, — эта мечта заставляла его трудиться не покладая рук.
Задание7. Расставьте в приведенном ниже тексте пропущенные знаки препинания, объяснитесвое решение (в задании использованы примеры из сочинений слушателейподготовительных курсов филологического факультета МГУ).
Мысльчто «общественное мненье» будет не на его стороне что соседи будутобсуждать и осуждать его что, в конце концов, его могут посчитать трусом этамысль не позволила Онегину отказаться от глупой дуэли.
Какпришла в голову Раскольникову столь бесчеловечная идея что было толчком для еёвозникновения и разрастания в сознании героя почему он не смог отказаться оттакой страшной теории именно это будет предметом нашего анализа.
Зачемя живу для какой цели родился почему приношу всем только страдания именно этивопросы мучают Печорина.
Всекто приходил в дом к Собакевичу кто видел обстановку этого дома: тяжелую игромоздкую мебель огромные серебряные подсвечники картины на стенах кто виделстол заставленный сытными блюдами все должны были понимать что перед нимикрепкий хозяин богатый и серьезный помещик.
Рассказо том как тяжела жизнь деревенского попа какие унижения он испытывает как бедноживет надеясь лишь на подношения крестьян как не уважают его семью попадью ипопову дочку этот рассказ оставляет семерых странствующих по свету героев поэмы«Кому на Руси жить хорошо» совершенно равнодушными.
7. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Общееправило: тире ставится в предложении из двух частей, если одна из частей (чащевторая) имеет подчиненное по смыслу значение, а именно:
Вовторой части содержится неожиданное присоединение, указание на неожиданныйрезультат или быструю смену событий – Сыр выпал – с ним была плутовка такова(И.А.Крылов).
Втораячасть противопоставлена первой (в этом случае между частями без изменениясмысла можно вставить А) –Прошла неделя после ухода Белоснежки из дворца –королева все еще не могла поговорить со своим любимым зеркальцем, обидевшись нанего.
Втораячасть содержит указание на следствие, результат (в этом случае мы можемвставить между частями ПОЭТОМУ, ТОГДА) – «Я больше не увижу этой противнойдевчонки – мне не надо будет притворяться, что я забочусь о ней!» — ликовала злая королева.
Перваячасть указывает на время или на условие для совершения действия второй (передпервой частью можно добавить КОГДА, ЕСЛИ) – «Вымоешь руки – получишьбольшой кусок пирога, не вымоешь – останешься без обеда!» — заявилапринцесса упрямому Ворчуну.
Втораячасть содержит сравнение (перед второй частью можно поставить СЛОВНО или БУДТО)– Посмотрит – рублем подарит (Н.А.Некрасов).
Втораячасть представляет собой присоединительное предложение, начинающееся словамиТАК. ТАКОЙ, ЭТО – Через десять лет ей будет уже сорок пять – эта мысльприводила красавицу королеву в ужас.
Мыне предлагаем задания на последнее правило, так как в любом пособии дляпоступающих в вузы именно на это правило подобрано множество примеров изхудожественной литературы (Очень советуем воспользоваться пособием Н.Г.Ткаченко«Тесты по грамматике русского языка», М., 1998, Ч. 2.). Всамостоятельных работах школьников – сочинениях и изложениях – это правило, понашим наблюдением, не очень часто используется.
Итак,нами были рассмотрены правила на употребление тире в простом и сложномпредложении, даны разные задания, которые, надеемся, помогут повторить материали проверить свою грамотность. Хотим напомнить, что тире употребляется еще водной группе правил – знаках препинания при прямой речи. Но об этом речь пойдетв другой раз.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/