Специальные налоговые режимы 6

–PAGE_BREAK–
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ПРИ ВЫПОЛЕНИИ СРП 1.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В последнее время законодатели уделяют немало внимания сельскохозяйственной отрасли. Так, очередь дошла и до корректировки налоговых аспектов. С 2009 года спектр возможностей по минимизации выплат в бюджет у плательщиков ЕСХН расширился.

Основная проблема, которая волнует сельхозпроизводителей – это проблемаучета и восстановления «входного» НДС всегда была камнем преткновения для налогоплательщиков при смене режима налогообложения. У плательщиков ЕСХН этой проблемы нет — в главе 26.1 НК РФ четко определено, как поступать с суммами НДС, принятыми к вычету до перехода на специальный налоговый режим или учтенными в составе расходов в период его применения. Напомним, что соответствующие поправки приняты Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ и действуют с 1 января 2004 г.

Суммы НДС, принятые к вычету до перехода на специальный налоговый режим, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат (п.8 ст.346.3 НК РФ). Подчеркнем, что речь идет о вычетах по товарам (включая основные средства и НМА), работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС.

При возврате к общему режиму налогообложения налогоплательщик не вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения специального режима налогообложения. Такое требование логично. Ведь эти суммы НДС налогоплательщик уже включил в расходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН.

Единственная проблема с НДС, которая пока не разрешена на законодательном уровне, следующая: как исчислить налоговую базу по налогу при утрате налогоплательщиком права на применение специального режима налогообложения. Ведь в такой ситуации он обязан пересчитать налоги исходя из правил общего режима налогообложения за весь налоговый период. Как определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет? Можно ли принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за время применения специального режима налогообложения. Ответа на эти вопросы гл.26.1 НК РФ не дает.

В рамках совершенствования законодательства следует:

— четко и ясно прописать в налоговых нормативно-правовых актах порядок исчисления налоговой базы по налогу при утрате налогоплательщиком права на применение специального режима налогообложения (ЕСХН);

–  определить возможность, порядок и сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую перечислению в бюджет.

Так же возникает масса вопросов в связи с тем, что реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10%. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ и т.п.), которые облагаются по ставке 18%. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС.

У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это является существенным минусом.
При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает и другая проблема: как строить ценовую политику? Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели — плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно.

В отношении решения этой проблемы необходима государственная поддержка  конкурентоспособности сельхоз продукции.
         В общем сельское хозяйство и система его налогообложения множество проблем и недостатков. И государство просто обязано поддерживать сельское хозяйство. Но существуют факты абсолютно обратного. Стоит лишь привести пример того, что, начиная с 2009 года, налогоплательщики ЕСХН лишились возможности облагать по сниженным ставкам сельхозналога суммы полученных дивидендов. Такая политика не указывает на поддержку и пониженные ставки необходимо ввести повторно.

И в рамках общей поддержки сельхозпроизводителей:

— целевые единовременные дотации и субсидии сельхозпроизводителям на приобретение высококачественного сырья (семян и зерна высшего сорта, молодняка племенных пород скота), что должно стимулировать не на количество, а на качество производимой сельхоз продукции;

— одновременно с распределением дотационных средств должна быть создана комиссия либо комитет по контролю за соблюдением целевого расходования выделенной денежной помощи сельхоз производителями, исключая возможность так называемого «отмывания денег».

1.2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Поддержание и расширение энергетической базы в любой стране являются весьма дорогостоящим делом. Это обусловлено необходимостью привлекать огромные средства для организации крупномасштабных и дорогостоящих работ. Бесспорно, что осуществление таких огромных затрат выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и возможности местного промышленного и банковского капитала. Таким образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных источников, страны, встающие на путь осуществления крупных энергетических проектов, особенно в нефтяном и газовом секторе, обычно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не только для развивающихся государств, стран с переходной экономикой, но и для ведущих промышленно развитых держав.

Реализация проектов на условиях СРП привлекает инвесторов в первую очередь благодаря установлению стабильного и благоприятного правового и налогового режима.

В настоящий момент в России осуществляется 4 крупных проекта освоения нефтегазовых месторождений на условиях СРП: «Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинское и Самотлорское, объем инвестиций, в которые превысил 1,5 миллиарда долларов США.

Для повышения эффективности и ускорения реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП, необходимо:

1. Создать единый государственный орган по регулированию деятельности СРП. Основой для этого должна стать Комиссия Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации СРП. Новый государственный орган должен обладать необходимыми полномочиями и ресурсами для комплексного решения всех вопросов, связанных с СРП, что позволит сократить период подготовки Соглашений, устранить параллелизм и дублирование при получении различного рода согласований, разрешений, сертификатов, лицензий и ускорит получение продукции и доходов по проектам.

При формировании единого государственного органа необходимо предусмотреть создание координационного центра по организации работ по привлечению конкурентоспособных российских подрядчиков в работах по СРП, созданию эффективного механизма подготовки и финансовой поддержки российских предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

Создание такого государственного органа позволит добиться единой государственной политики в области подготовки, реализации и контроля за исполнением соглашений о разделе продукции.

2. Создать и модернизировать нормативно-правовую базу по СРП, в том числе принять или усовершенствовать первоочередные нормативные акты по:

·                    налоговому регулированию, включая вопросы возмещения НДС при СРП;

·                    заключению, исполнению и контролю за исполнением СРП, принимая во внимание первоначальные конкурсные условия;

·                    декларированию коммерческого открытия;

·                    составу и порядку возмещения затрат при реализации СРП, в том числе – по разделению затрат при создании совместной инфраструктуры проектов;

·                    формированию и использованию ликвидационного фонда;

·                    пограничному, таможенному, а также банковскому регулированию и бухучету;

·                    порядку применения международных норм и стандартов;

·                    экологической безопасности и реагированию на чрезвычайные ситуации;

·                    безопасности мореплавания при исполнении СРП на континентальном шельфе;

·                    категоризации рыбохозяйственных водоемов и компенсации ущерба морским биологическим ресурсам при исполнении СРП.

Необходимы отдельные нормативные акты, учитывающие специфику СРП, заключенных до принятия закона «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 2.7) с целью реализации согласованных ранее условий СРП по этим проектам.

3. Разрешить противоречия в части законодательного регулирования режима налогообложения при исполнении СРП, предусмотренного Налоговым Кодексом и законодательством о СРП. Ускорить работу по разработке отдельной главы по налоговому режиму СРП во второй части Налогового Кодекса, при этом предусмотрев уплату роялти и прибыльной продукции как в денежной, так и в натуральной форме, а также механизм нулевой ставки НДС для российских подрядчиков с целью повышения их конкурентоспособности. Принять соответствующие нормативные акты по применению положений Налогового Кодекса в отношении режима СРП.

4. Создать и доработать механизмы, которые обеспечат необходимые условия и гарантии со стороны Правительства РФ для поддержки российских инвесторов при получении ими кредитов для финансирования их доли участия в проектах СРП.

5. Уточнить компетенцию и полномочия субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр или ведутся работы по СРП, в области подготовки, реализации и контроля за исполнением Соглашения.

6. Создать необходимые условия для российских и иностранных инвесторов, способствующие успешной добыче и сбыту нефти и газа в России и за рубежом, решив вопросы:

·                    правовой стабилизации СРП;

·                    связанные с дисбалансом мировых и внутренних цен на углеводороды;

·                    правительственных гарантий на долгосрочные закупки газа для нужд российских потребителей с учетом положений заключенных СРП.

7. В связи с приближающимся исчерпанием 30%-ной «ресурсной квоты на СРП» рассмотреть вопрос об исключении из этой квоты запасов действующих месторождений.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 2.1.1. Характеристика предприятия

27 декабря 2007 года гражданка Пугачева А.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Ее предприятие занимается переработкой и оптовой продажей рыбы и морепродуктов. Данная продукция реализуется различным продовольственным магазинам оптовыми поставками.

ИП Пугачева А.Б. зарегистрирована в ИФНС России по Орджоникидзевскому  району города Уфы № 46, о чем было получено свидетельство о регистрации данного предприятия в качестве налогоплательщика с образованием юридического лица.

До 01.01.09 организация применяла общий режим налогообложения. В 2009 году переходит на упрощенную систему налогообложения

ИП Пугачева А.Б. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: город Уфа, Соединительное шоссе, 3.

Кроме того, так же с 1 января 2009 года ИП Пугачева А.Б. открывает магазин розничной торговли по адресу: город Уфа, Кольцевая 10. В этом магазине ИП Пугачева А.Б. реализует покупные товары в розницу и использует единый налог на вмененный доход.

В августе 2009 года ИП Пугачева А.Б. покупает вакуумный аппарат для расширения ассортимента производимой продукции.

Численность работников предприятия составляет 10 человек.

С 1.01.10 г. возвращается на общий режим налогообложения.

2.1.2. Финансово-хозяйственная деятельность ИП Пугачевой А.Б.

Для осуществления своей деятельности ИП Пугачева А.Б. совершает различные финансово – хозяйственные операции, перечень которых отражен в Таблице 1. Данные операции совершаются в течение 2009 года.

1.    
Хозяйственные операции
Таблица 1

Вид операции

Дата

Сумма

В том числе НДС

УСН/

ЕНВД

1

2

3

4

5

1 квартал

1

Оплата кассового аппарата

04.01.2009

8000

1440

ЕНВД

2

Оплата регистрация кассового аппарата

04.01.2009

1500

270

ЕНВД

3

Оплата договора по обслуживанию кассового аппарата (на год)

04.01.2009

3000

540

ЕНВД

4

Оплата сырья для перераб. (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

05.01.2009

600000

108000

УСН

5

Оплата товаров в магазин от поставщиков

05.01.2009

50000

9000

ЕНВД

6

 Оплата покупателями  вяленой рыбы

06.01.2009

65000

УСН

7

Реализация товаров через розничную торговлю

06.01.2009

70000

ЕНВД

8

Оплата договора с Госстандартом на сертификацию выпускаемой продукции (на 1 год)

10.01.2009

100000

18000

УСН

9

Оплата услуг ветеринарной службы

15.01.2009

800

144

УСН

10

Оплата покупателями копченной/соленой рыбы

16.01.2009

800000

УСН

11

Оплата коммунальных платежей (цех)

25.01.2009

13000

2340

УСН

12

Оплата коммунальных платежей (магазин)

25.01.2009

5000

900

ЕНВД

13

Оплата приобрет. сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

27.01.2009

100000

18000

УСН

14

Выдача заработной платы за январь

31.01.2009

150000

УСН/ЕНВД

15

Перечисление средств в пенсионный фонд

31.01.2009

21000

УСН/ЕНВД

16

Перечисление средств в ФСС

31.01.2009

4500

УСН/ЕНВД

17

Оплата покупателями копченной/соленой рыбы

28.01.2009

1250000

УСН

18

Оплата покупных канцелярских товаров

10.02.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

19

Оплата банковского обслуживания

20.02.2009

2500

450

УСН

20

Оплата приобрет. сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

25.02.2009

400000

72000

УСН

21

Выдача заработной платы за февраль

28.02.2009

150000

УСН/ЕНВД

22

Перечисление средств в пенсионный фонд

28.02.2009

21000

УСН/ЕНВД

23

Перечисление средств в ФСС

28.02.2009

4500

УСН/ЕНВД

24

Реализация товаров через розничную торговлю

03.03.2009

65000

ЕНВД

25

Оплата покупателями вяленой рыбы

09.03.2009

70000

УСН

26

Оплата  услуг ветеринарной службы

15.03.2009

800

144

УСН

27

Оплата телефонной связи

30.03.2009

1000

180

УСН/

ЕНВД

28

Выдача заработной платы за март

31.03.2009

143142,85

УСН/ЕНВД

29

Перечисление средств в пенсионный фонд

31.03.2009

19282,65

УСН/ЕНВД

30

Перечисление средств в ФСС

31.03.2009

4294,3

УСН/ЕНВД

2 квартал

1

Выдача командировочных работникам

3.04 — 5.04.2009

3450

ЕНВД

2

Оплата приобр. сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

05.04.2009

500000

90000

УСН

3

Оплата покупки компьютера

10.04.2009

20000

3600

УСН/

ЕНВД

4

Оплата купленных товаров в магазин от поставщиков

11.04.2009

50000

9000

ЕНВД

5

Оплата услуг ветеринарной службы

17.04.2009

800

144

УСН

6

Реализация товаров через розничную торговлю

30.04.2009

60000

ЕНВД

7

Выдача заработной платы за апрель

30.04.2009

150000

УСН/ЕНВД

8

Перечисление средств в пенсионный фонд

30.04.2009

21000

УСН/ЕНВД

9

Перечисление средств в ФСС

30.04.2009

4500

УСН/ЕНВД

10

Оплата покупателями вяленой рыбы

03.05.2009

220000

УСН

11

Выдача командировочных работникам

5.05 — 10.05.2009

7200

УСН/

ЕНВД

12

Оплата банковского обслуживания

20.05.2009

2500

450

УСН

13

Оплата коммунальных платежей (цех)

25.05.2009

13000

2340

УСН

14

Оплата коммунальных платежей (магазин)

25.05.2009

5000

900

ЕНВД

15

Оплата покупки холодильного оборудования (4 холодильника)

26.05.2009

500000

90000

УСН

16

Оплата приобретенного сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

31.05.2009

400000

72000

УСН

17

Выдача заработной платы за май

31.05.2009

150000

УСН/ЕНВД

18

Перечисление средств в пенсионный фонд

31.05.2009

21000

УСН/ЕНВД

19

Перечисление средств в ФСС

31.05.2009

4500

УСН/ЕНВД

20

Оплата телефонной связи

31.05.2009

1000

180

УСН/

ЕНВД

21

Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы

04.06.2009

2400000

УСН

22

Реализация товаров через розничную торговлю

04.06.2009

60000

ЕНВД

23

Оплата покупки  электронных  весов

15.06.2009

5000

900

УСН

24

Оплата покупки канцелярских товаров

30.06.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

25

Выдача заработной платы за июнь

30.06.2009

150000

УСН/ЕНВД

26

Перечисление средств в пенсионный фонд

30.06.2009

21000

УСН/ЕНВД

27

Перечисление средств в ФСС

30.06.2009

4500

УСН/ЕНВД

3 квартал

1

Оплата приобретенного сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

04.07.2009

900000

162000

УСН

2

Оплата услуг ветеринарной службы

12.07.2009

800

144

УСН

3

Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков

17.07.2009

50000

90000

ЕНВД

4

Оплата покупателями реализованной вяленой рыбы

20.07.2009

190000

УСН

5

Реализация товаров через розничную торговлю

30.07.2009

100000

ЕНВД

6

Выдача заработной платы за июль

30.07.2009

150000

УСН/ЕНВД

7

Перечисление средств в пенсионный фонд

30.07.2009

21000

УСН/ЕНВД

8

Перечисление средств в ФСС

30.07.2009

4500

УСН/ЕНВД

9

Выдача премий работникам

13.08.2009

5000

ЕНВД

10

Оплата покупки вакуумного аппарата

18.08.2009

80000

14400

УСН

11

Оплата банковского обслуживания

20.08.2009

2500

450

УСН

12

Оплата коммунальных платежей (цех)

25.08.2009

13000

2340

УСН

13

Оплата коммунальных платежей (магазин)

25.08.2009

5000

900

ЕНВД

14

Выдача заработной платы за август

31.08.2009

150000

УСН/ЕНВД

15

Перечисление средств в пенсионный фонд

31.08.2009

21000

УСН/ЕНВД

16

Перечисление средств в ФСС

31.08.2009

4500

УСН/ЕНВД

17

Оплата покупателями реализация вакуумированных морепродуктов

05.09.2009

100000

УСН

18

Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы

10.09.2009

1600000

УСН

19

Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков

12.09.2009

50000

9000

ЕНВД

20

Оплата покупки мебели в магазин (стеллажи, витрины)

15.09.2009

200000

36000

ЕНВД

21

Оплата покупки мебели в цех (разделочные столы, ванны для засолки)

15.09.2009

500000

36000

УСН

22

Оплата приобретенного сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

20.09.2009

500000

90000

УСН

23

Реализация товаров через розничную торговлю

25.09.2009

90000

 –

ЕНВД

24

Оплата телефонных переговоров

27.09.2009

1000

180

УСН/

ЕНВД

25

Оплата покупателями реализованной копченной/соленой рыбы

30.09.2009

100000

УСН

26

Оплата покупных канцелярских товаров

31.09.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

27

Выдача заработной платы за июнь

31.09.2009

150000

 –

УСН/ЕНВД

28

Перечисление средств в пенсионный фонд

31.09.2009

21000

 –

УСН/ЕНВД

29

Перечисление средств в ФСС

31.09.2009

4500

 –

УСН/ЕНВД

4 квартал

1

Оплата приобретен. сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

06.10.2009

700000

126000

УСН

2

Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков

12.10.2009

50000

9000

ЕНВД

3

Оплата услуг ветеринарной службы

17.10.2009

800

144

УСН

4

Оплата покупателями реализованной вяленой рыбы

18.10.2009

270000

УСН

5

Выдача материальной помощи работникам

30.10.2009

5000

 –

ЕНВД

6

Выдача заработной платы за октябрь

30.10.2009

150000

 –

УСН/ЕНВД

7

Перечисление средств в пенсионный фонд

30.10.2009

21000

 –

УСН/ЕНВД

8

Перечисление средств в ФСС

30.10.2009

4500

 –

УСН/ЕНВД

9

Реализация товаров через розничную торговлю

05.11.2009

100000

 –

ЕНВД

10

Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы

07.11.2009

1630000

УСН

11

Оплата покупки автомобиля

18.11.2009

150000

27000

УСН/

ЕНВД

12

Оплата банковского обслуживания

20.11.2009

2500

450

УСН

13

Оплата коммунальных услуг (цех)

25.11.2009

13000

2340

УСН

14

Оплата коммунальных услуг (магазин)

25.11.2009

5000

900

ЕНВД

15

Выдача заработной платы за ноябрь

30.11.2009

150000

 –

УСН/ЕНВД

16

Перечисление средств в пенсионный фонд

30.11.2009

21000

 –

УСН/ЕНВД

17

Перечисл. средств в ФСС

30.11.2009

4500

 –

УСН/ЕНВД

18

Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков

07.12.2009

100000

18000

ЕНВД

19

Оплата приобрет. сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

09.12.2009

1200000

216000

УСН

20

Оплата покупателями реализованных вакуумированных морепродуктов

05.12.2009

100000

УСН

21

Выдача материальной помощи работникам

13.12.2009

6000

 –

ЕНВД

22

Оплата канцелярских товаров

15.12.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

23

Оплата телефонной связи

27.12.2009

1000

180

УСН/

ЕНВД

24

Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы

29.12.2009

1300000

УСН

25

Реализация товаров через розничную торговлю

30.12.2009

170000

 –

ЕНВД

26

Выдача заработной платы за декабрь

30.12.2009

150000

 –

УСН/ЕНВД

27

Перечисление средств в пенсионный фонд

30.12.2009

21000

 –

УСН/ЕНВД

28

Перечисление средств в ФСС

30.12.2009

4500

 –

УСН/ЕНВД

2.     Штат сотрудниковИП Пугачевой А.Б. и причитающиеся им суммы окладов выглядят следующим образом:
     Таблица 2

Фамилия И.О.

Должность

Оклад (руб.)

Стаж

1

2

3

3

1

Орбакайте К.П.

Уборщица  

5000

20

2

Николаев И.А.

Охранник в магазине

9000

4

3

Киркоров Ф.Б.

Продавец в магазине

14000

3

4

Королева Н.С.

Производственный работник (засолка, нарезка)

12000

4

5

Галкин М.В.

Производственный работник (засолка, нарезка)

12000

2

6

Меладзе В.Е.

коптильщик

16000

5

7

Крутой И.А.

коптильщик

16000

7

8

Пресняков В.В.

коптильщик

16000

1

9

Апина А.М.

бухгалтер

25000

25

10

Моисеев Б.Ю.

технолог

25000

27

На данном предприятии работают 10 человек, не считая ИП. ИП Пугачева А.Б., бухгалтер, уборщица заняты и делами  цеха по переработке рыбы и делами, связанными с магазином. Охранник в магазине и продавец заняты только в магазине, а два производственных работника, три коптильщика и технолог – в работе цеха.

Кроме заработной платы так же на предприятии производятся и другие, незапланированные выплаты. К таковым относятся:
·     Премия охраннику в магазине Николаеву И.А. была выплачена 13 августа  2009 года  в сумме 5000 рублей, что было предусмотрено руководством предприятия и связано с производственным процессом.

Согласно пунктам 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н, расходы организации на оплату труда работников организации формируют расходы по обычным видам деятельности. Таким образом, выплата премии Николаеву И.А. связана с производственным процессом и  начисленная премия будет включаться в состав расходов по обычным видам деятельности.

·     Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности (больничный) для коптильщика Преснякова В.В. по формуле:
П = (В/КД)*СС*КДб                 (1)

Где П – сумма пособия по нетрудоспособности, но не более 16125 рублей (для государственных предприятий условие обязательное, а в коммерческих – на усмотрение руководителя и разница выплачивается за счет фирмы);

В– сумма заработной платы за предыдущие двенадцать календарных месяцев, за которые начислялись взносы в ФСС;

КД– количество календарных дней в периодах, за которые начислялись взносы в ФСС;

СС – ограничение трудового пособия в зависимости от трудового стажа работника;

КДб– количество календарных дней приходящихся на период временной нетрудоспособности.

П= (16000*12/365)*0,6*15 = 4734 (руб.).

Количество дней, в которые коптильщик Пресняков В.В. болел, с 15 марта 2009 года по 29 марта 2009 года, равно 15 дням (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»).

Т.к. стаж работы Преснякова В.В. 1 год, то ограничение пособия равно 60% от средней заработной платы.

Пособия по временной нетрудоспособности не включаются в отчисления на пенсионное  страхование.

·   Командировочные продавцу Киркорову Ф.Б. были выплачены в размере (в сутки):

100 рублей – суточные,

          300 рублей – проезд,

          500 рублей –  проживание в гостинице

          250 рублей –  питание.

Киркоров Ф.Б. находился в командировке с 3 апреля 2009 года по 5 апреля 2009 года. Всего 3 дня.

Итого командировочные для Киркорова Ф.Б. составили:

К = (100+300+500+250)*3=3450 (руб.).

Согласно «Положению об особенностях направления работников в служебные командировки», при направлении работника в командировку ему должен быть выдан денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения, а также суточные.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 155-ФЗ от 22 июля 2008 года в главы 26.2 и 26.3 НК РФ, регулирующие упрощенную систему налогообложения (УСН) и Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), с 2009 года нормирование суточных и полевого довольствия больше не применяется (соответствующие изменения были внесены в подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ранее же налогоплательщики учитывали суточные и полевое довольствие в пределах, установленных Правительством РФ для налога на прибыль (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 93).

Следовательно, ИП Пугачева А.Б. определяет суточные самостоятельно. Расходы  на оплату проезда и проживание будут включаться в расходы, учитываемые при уменьшении налоговой базы, только при документальном подтверждении.

Киркоров Ф.Б.  предоставил  документы, подтверждающие проживание в гостинице, билеты на автобус и талоны на питание. 

·   Материальная помощь охраннику магазина Николаеву И.А. была выплачена в размере 4000 рублей, по усмотрению руководства предприятия.

Данная выплата не подлежит налогообложению в соответствии с п.1, пп.3 статьи  238 НК РФ.  Материальная помощь не включается в налоговую базу отчислений на пенсионное страхование.
Данные об указанных выплатах отражаются в таблице 3:
     Таблица 3

Фамилия И.О.

Вид выплаты

Дата

Сумма (руб.)

1

2

3

4

1

Николаев И.А.

премия

18.08.2009

5000

2

Киркоров Ф.Б.

командировочные

3.04 — 5.04.2009

3450

3

Пресняков В.В.

больничный

15.03-29.03.2009

4734

4

Николаев И.А.

материальная помощь

13.12.2009

4000

·  Отчисления на добровольное страхование:

Так как у ИП Пугачевой А.Б. заключен договор добровольного страхования с фондом социального страхования (ФСС), то ежемесячно она перечисляет в ФСС 3 % от фонда оплаты труда, которые включаются в расходы при расчете единого налога и авансовых платежей.

·  Отчисления в фонд пенсионного страхованиясоставляют 14% от фонда оплаты труда работников предприятия.

3. Данные об основных средствах, имеющихся у предприятия, отражены в таблице 4:
   Таблица 4

вид основного средства

дата приобретения

срок полезного использования

первоначальная стоимость

остаточная стоимость

1

2

3

4

5

1

Принтер/

Сканер

30.11.2008

2,5 года

10000

9000

2

Компьютер

30.11.2008

2,8 года

18000

16000

3

Автомобиль

05.11.2008

7 лет

200000

140000

4

Здание цеха для переработки рыбы

15.09.2008

25 лет

1200000

1200000

5

Электронные  весы

15.06.2009

2,3 года

5000

5000

6

Компьютер

10.04.2009

3 года

20000

20000

7

Вакуумный аппарат

18.08.2009

6 лет

80000

80000

8

Кассовый аппарат

04.01.2009

7 лет

8000

8000

9

Мебель в магазин (стеллажи, витрины)

15.09.2009

7 лет

200000

200000

10

Мебель в цех (разделочные столы, ванны для засолки)

15.09.2009

7 лет

500000

200000

11

Автомобиль

18.11.2009

7 лет

150000

150000
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.1.3 Специальные налоговые режимы в деятельности предприятия

 1 января 2009 года ИП Пугачева А.Б. подает заявление в ИФНС России по Орджоникидзевскому району города Уфы № 46 с желанием перейти на упрощенную систему налогообложения по основному виду деятельности: переработка рыбы и морепродуктов. С этой же даты предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с налоговой ставкой равной 15%.
При данном специальном налоговом режиме существуют свои особенности:

·          Уплачиваемый налог можно уменьшить на величину отчислений из заработной платы работников в фонд пенсионного страхования,

·          Основные средства, имеющиеся у предприятия до перехода на упрощенную систему налогообложения, списываются исходя из сроков их полезного использования и остаточной стоимости на дату перехода на упрощенную систему налогообложения,

·          Перечень расходов, уменьшающих доход предприятия при определении единого налога при упрощенной системе налогообложения, определен в статье 346.16 НК РФ
ИП Пугачева А.Б. имеет договор с фондом социального страхования, поэтому сумма пособий по временной нетрудоспособности не включаются в расчет фонда оплаты труда сотрудников. Но  в то же время 3% фонда оплаты труда работников включаются в расходы предприятия.

Предприятие имеет основные средства, такие как принтер/сканер, компьютер, автомобиль и здание цеха для переработки рыбы и морепродуктов, приобретенные до даты перехода на упрощенную систему налогообложения.

Так как срок полезного использования принтера/сканера  составляет 2,5 года, то он списывается в течение 2009 года в полном размере остаточной стоимости равными долями в каждом отчетном периоде.

Так как срок полезного использования компьютера составляет 3 года, то он списывается в течение 2009 года в полном размере остаточной стоимости равными долями в каждом отчетном периоде.

Так как срок полезного использования автомобиля составляет 7 лет, то он списывается в течение 2009 года в размере 50% от остаточной стоимости равными долями в течение каждого отчетного периода.

Так как здание цеха для переработки рыбы и морепродуктов имеет срок полезного использования 25 лет, то они списываются в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями по 10% в течение каждого года и каждого отчетного периода.
Так же, с 1 января 2009 года вместе с производством по переработке рыбы ИП Пугачева А.Б. открывает магазин розничной торговли. Этот вид деятельности подпадает под перечень видов деятельности, к которым применяется единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Переход на данный режим налогообложения является обязательным. Налоговая ставка единого налога на вменный доход равна 15%.
При данном специальном налоговом режиме единый налог рассчитывается по следующей формуле:
ЕН = (ФП * БД * К1 * К2)*15%              (2)
Где  ФП – финансовый показатель деятельности предприятия (установлен законодательством),

БД– базовая доходность предприятия (устанавливается законодательством),

К1, К2– корректирующие коэффициенты-дефляторы.

К1 в 2009 году равен 1,148 (приказ Минэкономразвития РФ «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год»), а К2 в городе Уфе равен 1,0 (установлен решением Совета городского округа город Уфа РБ от 17 ноября 2005 г. N 2/5 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (с изменением и дополнением от 23 ноября 2006 г.), вступил в силу с 1 января 2007 года).

Сумма единого налога на вменный доход может быть уменьшена на сумму отчислений из заработной платы работников в фонд пенсионного страхования (ОПС). При расчете единого налога на вмененный доход  списание основных средств не учитывается.
Если предприятие имеет основные средства, используемые при совмещении различных специальных налоговых режимах, то они включаются в расходы при определении налога пропорционально доходам предприятия.
Так же, при определении заработной платы общих сотрудников, в данном случае бухгалтера, уборщицы и самого индивидуального предпринимателя Пугачевой Аллы Борисовны, она рассчитывается пропорционально количеству сотрудников занятых только в одном из двух специальных налоговых режимах.
2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЮЩЕГО СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ 2.2.1. Операции, совершаемые в рамках совмещения налоговых режимов

На предприятии ИП Пугачевой А.Б. существуют такие расходы, которые связаны с двумя специальными налоговыми режимами. Можно назвать такие операции «общими». Их перечень отражен в таблице 5:

Таблица 5

Вид операции

Дата

Сумма

В том числе НДС

УСН/

ЕНВД

1

2

3

4

5

1

Покупка канцелярских товаров

10.02.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

2

Плата за телефон

30.03.2009

1000

180

УСН/

ЕНВД

3

Покупка  компьютера

10.04.2009

20000

3600

УСН/

ЕНВД

5

Покупка канцелярских товаров

30.06.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

6

Плата за телефон

27.09.2009

5000

900

УСН/

ЕНВД

7

Покупка канцелярских товаров

04.10.2009

800

144

УСН/

ЕНВД

8

Покупка автомобиля

18.11.2009

150000

27000

УСН/

ЕНВД

9

Плата за телефон

27.12.2009

1000

180

УСН/

ЕНВД

Расходы по данным операциям являются общими для деятельности производства по переработке рыбы и морепродуктов и для розничного магазина. Т.к. эти расходы можно учесть только при расчете единого налога в упрощенной системе налогообложения, то они будут уменьшать налогооблагаемую базу на величину, пропорциональную доходам предприятия, полученным по двум видам деятельности. Итак, рассмотрим каждый специальный налоговый режим, применяемый  ИП Пугачевой А.Б., по отдельности и начнем с упрощенной системы налогообложения.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.2.2. Упрощенная система налогообложения

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения для ИП Пугачевой А.Б. является доход, уменьшенный на величину расходов. Единый налог уплачивается авансовыми платежами, рассчитанными нарастающим итогом. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев, а налоговым периодом является календарный год. Авансовые платежи необходимо уплатить не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным периодом. Единый налог по итогам года ИП Пугачева А.Б. обязана уплатить одновременно с подачей налоговой декларации не позднее 30 апреля года следующего за налоговым периодом.
Для расчета единого налога необходимо определить все виды доходов и расходов ИП Пугачевой А.Б…
Доходы, связанные с деятельностью, которая находится на упрощенной системе налогообложения, отражены в таблице 6:
  Таблица 6

Доходы

Отчетный период (в руб.)

1 квартал

2 квартал

3квартал

4квартал

От реализации вяленой рыбы

135000

220000

190000

270000

От реализации копченной/соленой рыбы

2050000

2400000

2600000

2930000

От реализации вакуумированных морепродуктов

100000

100000

Итого

2185000

2620000

2890000

3300000

Далее необходимо определить расходы предприятия ИП Пугачевой А.Б., так же связанные с деятельностью по УСН, отразив их в таблице 7:
Таблица 7

Расходы

Отчетный период (в руб.)

1 квартал

2 квартал

3квартал

4квартал

Приобретение сырья

для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)

1100000

900000

1400000

1900000

Плата за телефон               (ст. 346.16 п.1 п.18)

940

960

940

920

Заключение договора с Госстандартом на сертиф. выпускаемой продукции (на 1 год) (ст. 346.16 п.1 п.26)

100000

Расходы за услуги ветеринарной службы (ст. 346.16 п.1 п.17)

1600

800

800

800

Коммунальные платежи

(цех)

13000

13000

13000

13000

Покупка канцелярских товаров (ст. 346.16 п.1 п.17)

752

758

752

736

Банковское обслуживание

2500

2500

2500

2500

Покупка  компьютера (ст. 346.16 п.3 п. 3)

19200

Покупка холодильного оборудования(4 холодильника) (ст. 346.16 п.3 п. 3)

500000

Покупка электронных  весов (ст. 346.16 п.3 п. 3)

5000

Покупка вакуумного аппарата(ст. 346.16 п.3 п. 3)

80000

Покупка мебели в цех (разделочные столы, ванны для засолки) (ст. 346.16 п.3 п. 3)

500000

Покупка автомобиля (ст. 346.16 п.3 п. 3)

138000

Итого:

1218792

1442218

1997992

2055956

 Расходы по оплате телефона, покупке канцелярских принадлежностей и покупке автомобиля и компьютера являются общими для двух видов деятельности предприятия. Необходимо соотнести их пропорционально общему доходу ИП Пугачева А.Б..  Рассчитаем доли доходов от УСН и ЕНВД в общем доходе по каждому отчетному периоду и отразим данные в таблице 8:

                          Таблица 8

ЕНВД

Iквартал

IIквартал

IIIквартал

IVквартал

Дусн

2185000

2620000

2890000

3300000

ДЕНВД

135000

120000

190000

270000

 Дусн +  ДЕНВД

2320000

2740000

3080000

3570000

Доля енвд

0,06

0,04

0,06

0,08

УСН

Iквартал

полугодие

9 месяцев

год

ДУСН

2185000

4805000

7695000

10995000

ДЕНВД

135000

255000

445000

715000

Доля УСН

0,94

0,96

0,94

0,92

Расходы в каждом отчетном периоде на оплату телефонной связи – 1000 руб., на покупку канцелярских товаров — 800 р. Автомобиль был приобретен за 150000 руб., а компьютер за 20000 руб…

Таким образом, расходы по данным операциям в каждом отчетном периоде будут составлять:
1 квартал:

Плата за телефон =1000*94% = 940 руб.;

Покупка канцелярских товаров = 800*94% = 752 руб..

2

квартал:

Плата за телефон =1000*96% = 960 руб.;

Покупка канцелярских товаров = 800*96 = 758 руб.;

Покупка компьютера = 20000*96%=19200 руб..

3

квартал:

Плата за телефон =1000*94% = 940 руб.;

Покупка канцелярских товаров = 800*94% = 752 руб.

4 квартал:

Плата за телефон =1000*92% = 920 руб.;

Покупка канцелярских товаров = 800*92% = 736 руб.;

Покупка автомобиля = 150000*92% = 138000 руб..
Далее необходимо списать основные средства, которые предприятие приобрело до перехода на упрощенную систему налогообложения исходя из их остаточной стоимости и срока полезного использования, отразив полученные данные в таблице 9:
Таблица 9

Расходы

Отчетный период

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Принтер/Сканер

3760

3840

3760

3680

Компьютер

2250

2250

2250

2250

Автомобиль

16450

16800

16450

16100

Здание цеха для переработки рыбы

30000

30000

30000

30000

Итого

52460

52890

52460

52030

 

При расчете ЕНВД основные средства не учитываются. Тогда основные средства, которые используются в деятельности относимой на УСН, и в деятельности относимой на ЕНВД будут учитываться следующим образом:

·                   Принтер/сканер (используется только в деятельности находящейся на УСН):

Так как срок полезного использования 2,5 года (менее 3 лет), то он включается  в расходы равными долями в первый налоговый период:

9000*0,25=2250 (руб.) – за каждый отчетный период.

·                   Компьютер (он используется, например, для заполнения налоговой отчетности бухгалтером как для ЕНВД, так и для УСН):

Так как срок полезного использования компьютера 2,8 года (менее 3 лет), то списывается он равными долями в первый налоговый период. Так же нужно учесть, что это основное средство необходимо включить в расходы пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на упрощенном режиме налогообложения:

1 квартал:

16000*0,25*94% = 3760 (руб.)

2 квартал:

16000*0,25*96% = 3840 (руб.)

3 квартал:

16000*0,25*94% = 3760 (руб.)

4 квартал:

16000*0,25*92% = 3680 (руб.)

·                   Автомобиль (он так же используется для деятельности отнесенной на ЕНВД и на УСН):

Так как срок полезного использования автомобиля 7 лет, то он включается в расходы в сумме 50% от остаточной стоимости за первый налоговый период, равными долями. Так же нужно учесть, что это основное средство необходимо включить в расходы пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на упрощенном режиме налогообложения:

1 квартал:

140000*0,25*50%*94% = 16450 (руб.)

2 квартал:

140000*0,25*50%*96% =  16800 (руб.)

3 квартал:

140000*0,25*50%*94% = 16450 (руб.)

4 квартал:

140000*0,25*50%*92% = 16100 (руб.)

·                   Здание цеха для переработки рыбы (используется только для деятельности переведенной на УСН):

Т.к. срок полезного использования 25 лет (более 15 лет), то он включается  в расходы в размере 10 % от остаточной стоимости в течение 10 лет равными долями в каждом отчетном периоде:

1200000*0,25*10% = 30000 (руб.) – в каждом отчетном периоде.

Рассчитаем фонд оплаты труда работников ИП Пугачева А.Б. и отчисления в фонд пенсионного страхования из их заработной платы, отразив данные в таблице 10:
Таблица 10

Отчетный период

Фонд оплаты труда

ОПС

3 % от оплаты труда

1 квартал

368742,85

53333,5

11062,3

2 квартал

377400

54581,9

11322

3 квартал

368742,85

53333,5

11062,3

4 квартал

373800  

54005,1

12114

Заработная плата коптильщика Преснякова В.В., в связи с выплатой пособия по временной нетрудоспособности в марте, составляет:

ЗП = ЗПполож./Драбочие*Дотработанные                     (3)
Где ЗПполож. – заработная плата работника за данный месяц;

Драбочие-  количество рабочих дней в месяце;

Дотработанные– количество отработанных работником дней в соответствующем месяце.
ЗП(март)= 16000/21*12 = 9142,85(руб.).
Заработную плату уборщицы  Орбакайте К.П. и бухгалтера Апиной А.М. нужно рассчитать, учитывая то, что они занимаются работой относящейся к двум СНР. Необходимо учесть, что эти работники относятся к двум специальным режимам налогообложения и необходимо их заработную плату включить в фонд оплаты труда пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на упрощенном режиме налогообложения:

–PAGE_BREAK–2.2.3. Единый налог на вмененный доход

ИП Пугачева А.Б. занимается розничной торговлей в арендованном магазине, находящемся по адресу ул. Кольцевая 10. этот вид деятельности относится к ЕНВД и переход на него является обязательным.

Предприятие уплачивает единый налог на вменный доход с 1 января 2009 года по виду деятельности –  розничная торговля.

Ставка единого налога на вмененный доход составляет 15%. Данный единый налог рассчитывается по формуле:
                                ЕН = (ФП*БД*К1*К2)*15%                   (7)
Где  ФП – финансовый показатель деятельности предприятия (установлен законодательством),

БД– базовая доходность предприятия (устанавливается законодательством),

К1, К2– корректирующие коэффициенты-дефляторы.

Финансовым показателем деятельности магазина является площадь торгового зала. Она составляет 20 м2. Базовая доходность по данному виду деятельности установлена законодательством в размере 1800 рублей за метр квадратный в месяц.

Определим доходы по данному виду деятельности и отразим их в таблице 11:

 

  Таблица 11

Доходы

Отчетный период

1 квартал

полугодие

9 месяцев

год

От реализации товаров в розницу через магазин

300000

120000

190000

270000

Итого:

300000

120000

190000

270000

Сумма единого налога на вменный доход может быть уменьшена на сумму отчислений в фонд пенсионного страхования и отчислений в фонд социального страхования из заработной платы работников. Но уменьшить налог на сумму пенсионных отчислений можно не более чем на 50% от суммы налога.
Рассчитаем фонд оплаты труда работников магазина и отчисления в фонд пенсионного страхования и ФСС из их заработной платы и сведем полученные данные в таблицу 12:

Таблица 12

Отчетный период

Фонд оплаты труда

ОПС

ФСС

 1 квартал

74400  

10525

2232

 Полугодие

  76050

10723

2281,5

 9 месяцев

79400

11225

2382

 Год

74400

10562

2232

В фонд оплаты труда включаются все выплаты, причитающиеся работникам. К ним относятся премии, командировочные, материальная помощь. Пособия по временной нетрудоспособности не включаются, так как предприятие имеет договор с фондом социального страхования. А остальных выплат работникам, занятым в деятельности, относящейся к УСН и общим работникам, нет.
Заработную плату уборщицы  Орбакайте К.П. и бухгалтера Апиной А.М. нужно рассчитать, учитывая то, что они занимаются работой относящейся к двум СНР. Необходимо учесть, что эти работники относятся к двум специальным режимам налогообложения и необходимо их заработную плату включить в фонд оплаты труда пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на ЕНВД:

–PAGE_BREAK–