Федеральноеагентство по образованию РФ
СамарскийГосударственный Экономический Университет
Кафедраэкономики организации агропромышленного производства
Курсоваяработа
Покурсу: Организация производства
Натему: Организация инвестиционного проекта (на примере кондитерского цеха ОАО«Самарский хлебозавод №9»)
План
Введение
I. Организация и реализация инвестиционногопроекта
II. Анализ состояния экономики предприятия
2.1 Общая технико-экономическая характеристикапредприятия
2.2 Организация производствана предприятии
2.3 Производственные ресурсы предприятия
2.4 Основные факторы развития и эффективнойдеятельности предприятия
III. Оценка эффективности инвестиционного проекта — кондитерского цеха
Введение
Одним изважнейших двигателей экономики является инвестиции, они могут быть вдвойнесильнее, если их правильно выбирать. Целью этой работы является понять, какправильно рассчитывать экономическую эффективность, выбирать подходящийинвестиционный проект и каким образом привлечь новые инвестиции. Нарассмотрении будут 2 инвестиционных проекта, которые отвечают конъюнктуре рынкаи производственным возможностям предприятия. С помощью различных методов оценкиэффективности ИП попробуем выбрать наиболее эффективный.
В связи свышеизложенным в работе будут рассмотрены следующие вопросы:
► этапыорганизации инвестиционного проекта;
►критерии принятия инвестиционного решения;
►критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;
► этапыинвестиционного анализа;
►методы оценки инвестиционных проектов.
►практическое рассмотрение эффективности инвестиционного проекта.
I. Организация иреализация инвестиционного проекта
Для ускорения принятия инвестором решения о том, вкладывать ли средствав то или иное предприятие, необходимо составлять инвестиционный проект,определяющий цель, которую стремится достичь фирма, стратегиюпредпринимательской деятельности в совокупности со сроками достижения цели.
Проектный анализ — методология, позволяющая оценивать финансовые иэкономические достоинства проектов, альтернативных путей использования ресурсовс учетом их макро- и микроэкономических последствий. Инвестиции — это нестолько вложения в проект, сколько в людей, способных реализовать этот проект.Инвестициям предшествуют длительные исследования, и они сопровождаютсяпостоянным мониторингом состояния предприятия, где основной направленностьюреализации инвестиционного проекта является финансовая политика фирмы.
Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономическойцелесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в томчисле необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии сзаконодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами(нормами, правилами), а также описание практических действий по осуществлениюинвестиций (бизнес-план). В зависимости от конкретного вида реальногоинвестирования фирма формулирует требования, предъявляемые к разрабатываемомуинвестиционному проекту.[1] Для таких форминвестирования, как замена оборудования или приобретение отдельных видовнематериальных активов, т.е. для форм инвестирования, которые не требуютбольших финансовых вложений и финансируются только за счет собственных средствфирмы, инвестиционный проект является внутренним документом. Такой проект, какправило включает в себя сокращенный перечень разделов и показателей, при этом вобязательном порядке рассматривается цель осуществления инвестиционного проекта,его основные параметры, объем необходимость финансовых ресурсов, а такжепоказатели эффективности данного инвестиционного проекта и календарный план егоосуществления. В случае осуществления таких форм реального инвестирования, какновое строительство, реконструкция, которые требуют большого объемафинансирования и для осуществления которых привлекают внешние источникифинансирования, перечень требований к инвестиционному проекту значительновозрастает. Поскольку это связано с привлечением внешнего финансирования,инвестор или кредитор должен иметь полное представление об инвестиционномпроекте, в финансировании которого он принимает непосредственное участие. Вэтом случае инвестиционный проект включает в себя стратегическую концепциюинвестирования, основные показатели маркетинговой, экономической и финансовойрезультативности, объемы необходимых финансовых ресурсов, сроки возвратностисредств, дополнительно привлеченных из внешних источников.
Таблица 1
Основные разделы инвестиционного проекта1. Краткая характеристика инвестиционного проекта 2. Основная идея проекта 3. Анализ рынка и концепции маркетинга 4. Обоснование объемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализации инвестиционного проекта 5. Характеристика технических основ реализации проекта 6. Месторасположение проекта 7. Организация управления 8. Необходимые трудовые ресурсы 9. График реализации проекта 10 Характеристика финансового обеспечения проекта и оценка его эффективности
Таким образом, инвестиционный проект позволяет в первую очередьпредпринимательской фирме, а затем и внешним инвесторам всесторонне оценитьожидаемую эффективность и целесообразность осуществления конкретных реальныхинвестиций. В соответствии с рекомендациями ЮНИДО инвестиционный проект долженсодержать определенный перечень основных разделов (см. таб.1)[2]
Краткая характеристика этапов инвестиционного проекта позволитпроанализировать и выявить основные этапы выполнения в зависимости отфинансовой политики фирмы.
Любой инвестиционный проект начинается с краткой его характеристики,фактически данный раздел является обобщающим и разрабатывается, как правило, впоследнюю очередь, после того как подготовлены все остальные разделы.Характеристика проекта включает в себя перечень всех ресурсов, в том числефинансовых, необходимых для реализации проекта, сроки реализации проекта ивозврата денежных средств, а также оценку экономической и финансовойэффективности проекта и его социальной значимости. Основным аспектом в этомпункте инвестиционного проекта является то, что в финансовая политика фирмызаключается прежде всего в собственном развитии, расширении производственной,либо другой сферы своей деятельности. Конечно этот этап самый важный и включаетв себя все существующие расходы, затраты, также прогнозируемые доходы ивозможность окупить расходные статьи проекта.
Второй пункт инвестиционного проекта рассматривает наиболее важныепараметры анализируемого проекта, которые служат определяющими показателями дляего реализации, как правило здесь же приводится характеристика инициатораинвестиционного проекта.
В следующем разделе инвестиционного проекта отведенному анализу рынка иконцепции маркетинга, приводятся результаты анализа потенциала рынка, а такжерезультаты маркетинговых исследований, предметами которых служат: спрос ипредложение, существующие цены, сегментация рынка, эластичность спроса,основные конкуренты. Рассматривается выбранная концепция маркетинга, котораябудет использоваться при реализации данного инвестиционного проекта, т.е.фактически программа удержания продукции или услуги на рынке. Обеспечениеобъемов материальных ресурсов, необходимых в процессе реализацииинвестиционного проекта, включает в себя классификацию используемых видов сырьяи материалов, объем потребности в них на всех этапах и стадиях реализацииинвестиционного проекта. Анализируя также наличие основного сырья в регионеосуществления проекта. Разрабатывается программа поставок сырья и материалов,оцениваются связанные с ними затраты. Финансовая политика фирмы прежде всегодолжна быть направлена на моменты рационального и экономного использования ресурсовнеобходимых для реализации проекта.
Раздел «характеристика технических основ реализации проекта» долженсодержать производственную программу и анализ производственной мощностипредприятия. В этом разделе приводится обоснование будущей технологии, ирассматривается парк оборудования, необходимого для ее реализации. Данныйраздел в наименьшей степени задействует финансовую политику фирмы, так какхарактеристика проводится на основе существующего производства, либодеятельности организации.
Раздел «месторасположение проекта» содержит обоснование выбора конкретногорегиона для реализации проекта, анализ производственной и коммерческойинфраструктуры, рыночной и ресурсной среды; описание социально-экономическихусловий в регионе и инвестиционного климата. Здесь же приводится характеристикаокружающей среды и оценивается возможность возникновения экологических проблемпри реализации инвестиционного проекта.
«Организация управления» включает в себя характеристику организационнойструктуры фирмы с обоснованием ее конкретной формы управления. В этом разделерассматривается организация трудовой деятельности производственного иуправленческого персонала. В разделе «Необходимые трудовые ресурсы» приводятсятребования к основным категориям персонала фирмы, указывается системаформирования персонала и возможности поиска в регионе наиболее важных дляпроизводства специалистов. График реализации проекта является достаточно важнымразделом, так как здесь осуществляется обоснование отдельных стадий реализацииинвестиционного проекта и рассматривается потребность в финансовых,материальных и трудовых ресурсах на каждой стадии. Финансовая политика фирмыпросматривается в данном аспекте инвестиционного проекта с точки зрения затратна оплату труда персонала и возможностей организации обеспечить выполнениеинвестиционного проекта руками высококвалифицированного персонала, в своюочередь обеспечить достойную и своевременную оплату их труда. Заключительнымразделом является характеристика финансового обеспечения проекта и оценка егоэффективности.[3] Этот разделодержит оценку необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат,а также обоснование способов получения инвестиционных ресурсов и расчетэффективности инвестиций и является одним из важных моментов в финансовойполитике фирмы, которая направлена на свое развитие и расширение деятельности,также производства совершенно новой продукции необходимой потребительскомурынку. В перспективе реализация инвестиционного проекта дает всей фирмевозможность получения дополнительной прибыли, что является основой в организациилюбого предприятия имеющего коммерческую направленность.
Из всего изложенного выше становиться ясно, что создание, разработка,реализация и вложение средств в инвестиционный проект на предприятии на прямуюзависит от финансовой политики фирмы (политика развития производства,изготовление нового вида продукции, либо создание дополнительного производстваи т.п.). Особенно важно с финансовой точки зрения оценить инвестиционныйпроект. Финансовая оценка инвестиционного проекта заключается в следующем:
Из большегоколичества финансово-экономических показателей необходимо выбрать основные исравнить их с оптимальными величинами.
1. Рентабельность капиталадолжна быть выше, чем аналогичный показатель по предприятию за прошлый год.
2. Прибыльность продаж должнабыть больше, чем у конкурентов.
3. Эффективность проекта,т.е. рентабельность собственного капитала должна быть выше, чем процентнаяставка банка по долгосрочным кредитам.
4. Финансовая независимостьдолжна быть выше, чем 0,5, т.е. собственных средств должно быть больше, чемзаемных.
5. Срок возврата капитала,рассчитанный по чистой текущей стоимости должен быть меньше нормативного срока,при высокой внутренней нормы рентабельности.
6. Поток наличности попериодам (месяцам, кварталам) должен иметь положительное сальдо.
Точкабезубыточности должна быть меньше производственной программы.
II. Анализ состоянияэкономики предприятия
2.1 Общаятехнико-экономическая характеристика предприятия
Открытоеакционерное общество «Самарский хлебозавод № 9» расположен по адресу г. Самара,Московское шоссе, 15. Хлебозавод № 9 основан в 1939г., в первое времявырабатывал до 40 тонн хлебобулочных изделий в сутки. На заводе преобладалручной труд: тестоприготовление в дежах, расстойка в камерах на вагонетках,загрузка тестовых заготовок и выгрузка хлеба из печи вручную. В годы ВеликойОтечественной войны коллектив завода пережил трудности военного времени,снабжая своей продукцией тружеников тыла и воинов Советской Армии. Впоследующие годы завод рос и развивался: установлены 4 расстойно-печныхагрегата «ХПА-40», 4 тестоприготовительных агрегата «ХТР», 5 печей «ФТЛ-2», двелинии для выработки сладкой соломки. Реконструированы дрожжевое итестоприготовительное отделения, осуществлена механизированная выгрузка хлеба.
В 1950 г.построен бараночный цех, организовано производство бараночных изделий. Внедренобестарное хранение муки. Построены проходная с автовесами, материальный склад.
Хлебозавод в1993г. в результате приватизации преобразован а акционерное общество открытоготипа. Производственная мощность доведена до 100 тонн хлебобулочных изделий вассортименте в сутки.
Основнаязадача коллектива хлебозавода – своевременно обеспечивать покупателей вкусной икачественной продукцией, изготовленной по традиционным технологиям безприменения консервантов, по доступным ценам и упрочить лидирующее положениепредприятия на рынке хлебобулочных изделий.
Деятельностьпредприятия как хозяйствующего субъекта регламентируется Конституцией,гражданским, трудовым, налоговым кодексами, постановлениями Правительства РФ,законами, письмами и распоряжениями Госкомимщества об акционерных обществах идр.
Ассортиментвыпускаемой продукции представлен 53 наименованием, номенклатура изделийотражена в таблице 1.
Для выработкихлебобулочных изделий на предприятии имеется четыре поточные линии, четырерасстойно-печных агрегатов ХПА-40(34,5 т в сутки) и две печи ФТЛ-2(13,2 т всутки). Бараночное производство оснащено тремя линиями с печами ФТЛ-2, одналиния завода «Киевхлебмаш» для выработки соломки(1,2 т в сутки) и однапряничная линия. Также имеется цех для производства кукурузной палочки имармелада. Тестоприготовление ведется на агрегатах марки ХТР. Для делениятестовых заготовок применяется тестоделители марки А2-ХТН, Я16-ХДП.Производственные мощности загружены на 54%.
Существенными особенностями, определяющими характер процессапроизводства и реализации в отраслях пищевой промышленности, являютсяследующие:
1. Особенности перерабатываемого сырья во многих случаяхфизически и экономически нетранспортабельного, ограничивающего радиус егодоставки, а значит и размер предприятия.
2. Сезонный характер производства пищевого сырья инеобходимость его переработки на месте в оптимальный срок с наличиемсоответствующих хранилищ.
3. Сложный состав перерабатываемого органическогосельскохозяйственного сырья, позволяющий на месте утилизировать вторичныересурсы этого сырья — отходы и отбросы, что путем комбинирования наращиваетобъем производства.
4. Массовый и повсеместный характер потребления пищевойпродукции и необходимость его ежедневного производства.
5. Специфический характер размещения пищевых предприятий.Однородные предприятия размещены на известном расстоянии друг от друга,своеобразно отталкиваясь. Это по закону концентрации предполагает межотраслевуюеё форму.
6. Скоропортящийся характер многих видов пищевых продуктов, азначит их физическая нетранспортабельность.
7. Экономическая нетранспортабельность ряда пищевыхпродуктов.
Таблица 2.
Основные технико-экономические показатели ОАО «Самарскийхлебозавод №9»Технико-экономические показатели работы предприятия
Единица
измерения Базовый период 2001г. Темп роста % 2002г. Темп Роста % 2003г. Темп роста, % Товарная продукция Тыс.руб. 142410 159679 12,1 167017 4,6 185648 11,2 Объем реализации Тыс.руб. 142518 159607 12 176391 10,5 195476 10,8 В том числе булочные Т 3411 3303 -3,2 3684 11,5 3365 -8,7 бараночные Т 2078 1780 -14,3 1970 10,7 1764 -10,5 Кондитерские мучнистые Т 81 145 79,0 262 80,7 234 -10,7 Кондитерские сахаристые Т 9,2 10,5 14,1 18 71,4 20 11,1 Кукурузные палочки Т 8,4 2,9 20,8 5 72,4 5 0,0 Прибыль Тыс.руб. 10971 18634 69,8 16057 -13,8 13809 -14,0 Себестоимость Тыс.руб. 128340 139850 9,0 142068 1,6 166245 17,0 Затраты на 1 руб ТП Коп. 90,12 87,58 -2,8 85,03 -2,9 89,55 5,3 Фонд оплаты труда Тыс.руб. 20619 27731 34,5 36999 33,4 43730 18,2 Численность Чел. 615 602 -2,1 635 5,5 627 1,3 В том числе работники основного производства Чел. 536 550 2,6 593 7,8 585 -1,3 Производительность труда Тыс.руб. 265,7 290,3 9,3 281,7 -3,0 317,3 12,6 Рентабельность % 8,5 13,3 – 11,3 – 8,3 – Среднемесячная заработная плата Руб. 2794 3839 37,4 4854 26,4 5812 19,7
Основнымсырьем на производстве является мука пшеничная высшего сорта, 1 сорта, 2сорта,ржаная обдирная. Основным поставщиком муки является ОАО «Самарские мельницы»,также поставляют муку с. Алексеевка (поставляет муку стабильного, хотя и нелучшего качества) и др. Качество муки определяется классом зерна, из которогоона изготовлена. Для хлебобулочных изделий это 3 класс зерна. Объем поставкимуки зависит от выпуска, в настоящее время объем запаса составляет до 10 дней.Прочее сырье: сахар, маргарин, масло растительное, яйца и яичный порошок,другие ингредиенты поступают от дилеров заводов-изготовителей (г.Самара, г.Н. Новгород,г.Оренбург). Поставки осуществляются по потребностям и в зависимости от срокахранения сырья.
Организациейсбыта продукции на предприятии занимается отдел сбыта. Потребители делятся наследующие группы:
1.409 магазинов
2.29 супермаркетов
3.129 киосков и товаров
4.49 иногородних торговых точек
5.13 школьных и дошкольных учреждений
6.8 больниц и санаторий
Предприятиеимеет договор поставки с большинством своих потребителей и стремится кзаключению таких договоров со всеми потребителями. Договорами занимаются троечеловек из отдела маркетинга. В договорах указываются условия доставки,платежей и качества. Но в них не оговариваются цены, количество, скидки и видыпродукции. Имеется свой большой автопарк, состоящий из 39 специализированныххлебных фургонов.
Компанияимеет системы скидок за быструю оплату, предоплату или закупку крупной партии.В очень редких случаях компания представляет бесплатный транспорт, чтобы недопустить перехвата потребителя конкурентами.
В принципевсе магазины ежедневно размещают заказы на следующий день до 24.00 текущегодня. Это означает, что все производство основывается на полученных заказах. Вдействительности многие потребители размещают стандартные заказы и изменяют их,только по мере необходимости.
Ежедневнопосле 14.00 сотрудник отдела сбыта суммирует все полученные заказы напродукцию, которую завод должен произвести и доставить на следующий день.Заказы регистрируют и специальном журнале по каждому виду продукции.
Эти журналыявляются основанием для производственных планов доставки. Отдел сбытасоставляет план доставки по каждому потребителю.
По каждомузаказу отдел сбыта также выписывает накладную, копию которой идет вместе стоваром в магазин. Оригиналы накладных направляются в бухгалтерию, копии – вплановый отдел.
Формаоплаты:
•безналичный расчет
•наличная оплата в кассу завода с 8 до 17 часов.
Доставкапродукции:
•специализированным транспортом поставщика,
•путем самовывоза по доверенности.
Фасовка:
•хлебобулочная продукция фасуется по заявке в пленку (без дополнительнойоплаты).
Скидки:
•3% за самовывоз,
•крупным клиентам по специальным соглашениям (до 12%)
2.2Организация производства на предприятии
Предприятиеимеет предметно-технологическую структуру, за счет чего достигается уменьшениеобъемов перевозок внутри цехов, улучшение условий труда, ростпроизводительности труда, снижение издержек производства. Процессы механизированыили автоматизированы. Оборудование специализированное, линии для выпечкихлебобулочных и бараночных изделий механизированы. В связи с этим производствоможет оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции.
Предприятиезанимается серийным производством хлебобулочных изделий. Это определяет, вконечном счете, постоянство большой номенклатуры продукции, изготовляемой вбольших количествах. В бараночном цехе хлебозавода изготовляются баранки,различного вида сушки, пряники, сладкая соломка. В зависимости от заказов цехработает 1 или 2 смены.
Рабочие местаспециализированы для выполнения нескольких операций. Тестовод занимается приготовлениемопары: в дежу запускают через дозатор все компоненты, автоматизировано подаютмуку из силосов, массу смешивают в тестомесильной машине и оставляют дляброжения. Спустя 1,5-2,5 ч тесто сбрасывается на прокаточную машину, гдепрокатчик режет его на куски, прокатывает для достижения однородности и подаетна специальных тележках непосредственно на выпечку. Для производства сушек ибаранок тесто разделывают на осадочных машинах, укладывают на противень, на35-45 минут ставят в расстоечный шкаф, откуда пекарь ставит в печь (10-12минут). По транспортеру изделия подаются в тележку, где охлаждаются(45 минут),а потом укладываются в кули. Фасуют их в зависимости от заказов.
Дляпроизводства пряников и соломки в цехе работают команды из 4-6 человек. Онивместе разделывают тесто, выпекают изделия, глазируют или ломают и упаковывают.Выработка на 1 человека составляет 120-130 кг.
В цехеработают 3 бригады по графику, механическая служба (слесари, электрики),грузчик в дневную смену, операторы фасовочного аппарата. На печах работают 2-3машиниста, 1 пекарь, 1 подменный рабочий, фасовщики. Кочегар обслуживает печи:следит за температурой и качеством пара. В смене заняты 25-30 человек. Простои,связанные с поломкой оборудования, составляют 0,5-1 ч в зависимости от сложности.Если необходимых деталей нет или аппарат не может быть быстро отремонтирован,его заменяют. В цехе есть 4 запасные машины.
Цех имеетраздевалки, комнату приема пищи, где есть плита, чайник, на бригаду выдаютпачку чая. За вредность работ пекарям дают сок(3 л в месяц), силосницам иуборщицам молоко (0,5 л в день).
Главнойфункцией производственного процесса является производство продукции ипоследующая ее реализация с получением прибыли.
Основнойзадачей вспомогательных и обслуживающих подразделений является обеспечениеритмичной и бесперебойной работы хлебопекарных предприятий. Складское хозяйствообеспечивает хранение необходимых запасов сырья, топлива и другихэксплуатационных материалов, а так же сохранение их качества.
Напредприятии существует склад, где хранится мука в бестарном хранилище муки. Наскладе выполняются следующие основные операции:
— приемкасырья по количеству и качеству
— размещениесырья и материалов
— хранение
— подготовка сырья котпуску в производство (просеивание, очистка муки от примесей, растворениесахара, соли, жиров.)
— отпусксырья на производство
— оформлениеприходных и расходных документов
— учет сырья и материалов.
Отделматериально — технического снабжения разрабатывает план снабжения производствасырьем, топливом, составляет на них заявки. Отдел снабжения отвечает засвоевременное поступление сырья, материалов и топлива на предприятие,обеспечивает их хранение. Одной из главных задач отдела является ускорениеоборачиваемости материальных ресурсов, улучшение организации складскогохозяйства, организация централизованного завоза сырья и материалов; отделобеспечивает соблюдение норматива запасов материальных ресурсов. Основныезадачи, стоящие перед органами снабжения, сводятся к следующему:
— правильноеопределение потребностей предприятия и организаций промышленности в средствахпроизводства
— правильноераспределение важнейших средств производства между отдельными потребителями иобеспечение минимальных затрат, связанных с заготовкой, транспортировкой ихранением средств производства
— своевременное обеспечение предприятия сырьем, материалами и другими средствамипроизводства в необходимых количествах, ассортименте и качестве, обеспечивающихбесперебойное выполнение планов производства
— ускорениепродвижения материалов и других предметов материально-технического снабжения отпоставщиков к потребителям и сокращение расходов, связанных с заготовкой иперевозками — организация разработки норм расхода с учетом рациональногоиспользования сырья, материалов и других ресурсов, осуществление контроля за ихэкономным использованием
— определениенеобходимых размеров запасов сырья, материалов и топлива
— рациональное использование складского и транспортного хозяйства и правильнаяорганизация хранения и учета материалов. В хлебопекарной промышленностиудельный вес сырья и материалов в себестоимости продукции составляет примерно91%, в т.ч. сырье 84%. Это значит, что нормальное обеспечение предприятиясырьем и материалами, а также рациональное их использование является одной из важнейшихзадач, обеспечивающих ритмичную работу предприятий и повышение их экономическойэффективности. Планирование материально-технического снабжения играет важнуюроль в коммерческой деятельности на предприятии. В основе планирования лежитрасчет потребностей в средствах производства на предприятиях.
Совершенствованиепроизводственной структуры предприятия может осуществляться по следующимнаправлениям: изменение производственного профиля предприятия, ориентация напроизводство кондитерских изделий, специализация на производстве булкигородской, достижение технологической однородности продукции в результате еестандартизации.
2.3 Производственныересурсы предприятия
Основныесредства предприятия
Основныесредства – средства производства, которые участвуют в процессе производствадлительное время (более 1 года) и переносят свою стоимость на стоимостьготового продукта по частям по мере износа в виде амортизации.
Основныесредства предприятия по вещественно-натуральному содержанию можно разделить на11 групп: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование,транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, продуктивныйскот, рабочий скот, многолетние насаждения, капитальные вложения по повышениюплодородия земель, а также инструменты и прочие основные средства.
В ОАО«Самарский хлебозавод №9» основные средства имеют следующий состав:
Таблица 3
Составосновных средств, тыс. руб.Показатель 2001 2002 2003 На н.г. На к.г. На н.г. На к.г. На н.г. На к.г. Здания и сооружения 8356 9224 9224 9335 9335 9784 Машины и оборуд. 1987 2780 2780 3343 3343 4434 Трансп. Средства 1031 1301 1301 1415 1415 1837 Произв. И хоз. Инв. 564 653 653 889 889 1316 Прочее 345 409 409 457 457 545 Итого 12283 14 367 14 367 15 439 15 439 17 916
Структураосновных средств выглядит следующим образом: здания и сооружения имеютнаибольшую стоимость, и на конец I года отчетного периода она составила 64,2% общей стоимостиосновных фондов, в II году-60,4%, в III году-54,6%. Машины, оборудование и передаточныеустройства занимали в I году 19,3%, в II году 21,7%, в III году – 22,7% стоимостиосновных средств. Транспортные средства: I год -9,1%, II год – 9,2%, III год -10,3%.Производственный и хозяйственный инвентарь: I год -4,5%, II год – 5,8%, III год -7,3%. Все остальныевиды основных средств в I, II и III годах заняли, соответственно, 2,8%, 2,9%, 3,0% общей стоимостиосновных фондов предприятия.
Кприобретаемым основным фондам предъявляются следующие требования: основныефонды должны обладать высокой производительностью, экономичностью в ихиспользовании, желательно – универсальностью, надежностью в работе.
Здания исооружения используются на 100%, средний возраст оборудования 36 лет, степеньизноса основных производственных фондов 51% и требует капитального ремонта.Средства необходимые на проведения капитального ремонта 7 млн. руб.,реконструкция и реорганизация – 5 млн. руб, производительность завода 96 тонн ввырабатываемом ассортименте. Планируемый объем капитальных вложений в текущемгоду – 5,2 млн.руб., в последующих 6, 3 млн.руб. и 6,5 млн.руб.соответственно.
Амортизацияосновных фондов начисляется в соответствии с 25 главой налогового кодексалинейным методом. В последнем отчетном году она составила 521, 5 тыс. руб.
Сумма износаосновных фондов в последнем отчетном году составила 4931 тыс. руб., по бухучету – 3930 тыс. руб.
остаточнаястоимость основных фондов в последнем отчетном году – 10698 тыс. руб., степеньизноса – 36, 7% (3930:10698)
Таблица 4
Информация поразвитию хлебозавода №9 на 2005 год Мероприятия Год исполнения 1 Строительство склада БХМ для производства бараночных изделий 2004 2 Строительство ремонтного бокса с автомойкой (для автомашин) 2005 3 Организация участка производства мучных кондитерских изделий в пристрое – 4 Замена печи ФТЛ-2 №5 на печь ГЧ-ХПФ-21 – 5 Замена печи ФТЛ-2 №6 на печь ГЧ-ХПФ-21 2005-2006 6 Реконструкция участка производства мармелада 2004-2005 7 Проектированиями строительство пристроя к бараночному цеху 2005-2007
Проделанаопределенная работа по внедрению нового оборудования и реконструкции отдельныхпроизводственных процессов:
— пущен вэксплуатацию автоматизированный фасовочный участок модели «УФ-1130М21В1» вбараночном цехе
-проведенареконструкция тестоприготовительных линий на городской булке и батоне
— установленытри дозора новой модели Х530ПВ и Х540ПВ на линиях городской булки и батона
— пущена вэксплуатацию ротационная печь РТ-150Г для выработки мелкоштучных изделий
Для оценкиуровня обеспеченности фондами и эффективности их использования в целом,рассчитывают показатели: фондовооруженность и коэффициент использованияосновных фондов, а также фондоотдача.
Таблица 5
Показателиобеспеченности фондами и эффективности использования фондов в целомПоказатели 2001 2002 2003
Фондовооруженность
ст-ть ОФ/числ.раб в пр-ве, тыс.руб =13325/602=22,1 =14903/635=23,5 =16678/627=26,6
Коэф.исп-я ОФ
Прибыль/ ст-ть ОФ
= 18634/13325=
=1,39
= 16057/14903=
=1,08
= 13809/16678=
=0,83
Фондоотдача
ТП/ст-ть ОФ, руб.
=159679/13325=
=11,98
=167017/14903=
=11,20
=185648/16678=
=11,13
Такимобразом, на одного работника в I году приходилось 22,1 тыс.руб. основных средств, в II году – 23,5 тыс.руб., в III году –26,6 тыс.руб.Фондоотдача показывает, сколько валовой продукции получает хозяйство на 1 руб.основных фондов. В I году этот показатель составил 11,98 руб., в II году – 11,20 руб., в III году – 11,13 руб.
Порезультатам расчетов можно сделать вывод о эффективности использования основныхсредств. Для того, чтобы повысить эффективность использования основных средствв предприятии, необходимо усиления действия как экстенсивных факторов, так иинтенсивных. Экстенсивные факторы выражаются в увеличении работы оборудования,планирование полной загрузки оборудования. Интенсивные факторы: повышениеквалификации рабочих и освоение передовых методов труда, применение передовыхтехнологий и конструкций.
Оборотныесредства предприятия
Оборотныесредства – предметы труда и другие материальные ценности, необходимые длясовершения процесса производства и реализации продукции. Экономическое значениеоборотных средств и их экономическая характеристика выражается в том, что этосредства производства, которые участвуют в процессе производства 1 цикл иполностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, то естьпотребленные оборотные средства полностью включаются в себестоимостьпроизведенной продукции.
Таблица 6
Источникиформирования собственных оборотных средств, тыс.руб.Актив 2001 2002 2003 Запасы 5 344 5 427 9 722 НДС по приобретенным ценностям 281 930 1 806 Дебиторская задолженность (более года) 5 2 988 – Дебиторская задолженность (менее года) 4 602 – 4 968 Денежные средства 1 622 1 425 982 Итого 11 854 10 770 17 478
Стоимостьзапасов оборотных средств во II году по сравнению с I увеличилась на 1,5%, в III году по сравнению с II годом на 79,1%.
По даннымтаблицы можно рассчитать показатели экономической эффективности использованияоборотных средств за три года: коэффициент оборачиваемости оборотных средств(скорость оборота), время оборота, коэффициент закрепления оборотных средств вобороте, коэффициент отдачи на оборотные средства.
Таблица 7
Показателиэкономической эффективности использования оборотных средств.Показатели 2001 2002 2003 Коэф. оборачиваемости ОбС= Сумма товар.продукции/ Среднегод.ст-ть ОбС =151045/10 933= 13,8 = 163348/11 312 =14,4 = 176333/14 124 =12,5
Время оборота =
360/Коэф.оборачив. =360/13,8=26,1 =360/14,4=25,0 =360/12,5=28,8 Коэф.оборачиваемости запасов=Себест-ть реализ.пр-ции/Сред.величина запасов
=139850/5 024=
=27,8
=142068/5 386=
=26,4
=166245/7575=
=21,9 Срок хранения запасов=360/Коэф.оборачив.запасов =360/27,8=12,9 =360/26,4=13,6 =360/21,9=16,4 Коэф. закрепления ОбС в обороте= ОбС/Выручка = 10 933 / 158 680 =0,069 = 11 312 / 170 977 =0,066 = 14 124 / 185 934 =0,076
Коэф. отдачи на ОбС=
Выручка/ОбС
= 158 680 / 10 933
=14,5
= 170 977 / 11 312
=15,2
= 185 934 / 14 124
=13,2
Коэффициентоборачиваемости достаточно высокий, чтобы обеспечить эффективное использованиеи функционирование оборотных средств. Этот коэффициент тесно связан со временемоборота, которое показывает, сколько дней предприятие тратит на весьпроизводственный цикл. В течение всех трех лет цикл оборота длился по 25-28дней. Следовательно, у предприятия есть возможность высвободить оборотныесредства, сэкономить их и вовремя начать новый цикл производства.
Все оборотныесредства классифицируются на оборотные фонды и фонды обращения. Фонды обращениядолжны составлять 15-20% всей суммы оборотных средств и состоят из продукции,готовой к реализации, денежных средств на счетах и в кассе, а также частиустойчивых пассивов (например, задолженность по заработной плате). Фондыобращения являются ненормируемыми оборотными средствами. Структура фондовобращения за отчетный период представлена в таблице 8.
Таблица 8
Состав фондовобращения, тыс.руб.Фонды обращения I год II год III год Готовая продукция 233 265 196 Денежные средства на счетах и в кассе 1 622 1 425 982 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 140 258 137 Итого 1995 1948 1315
Ускорениеоборачиваемости оборотных средств достигается следующими путями:
—на стадии создания производственных запасов и производства — внедрениеэкономически обоснованных прогрессивных норм расхода производственных запасов;приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий кпотребителям, широкое использование прямых длительных связей; расширениескладской системы материально-технического обеспечения, а также оптовойторговли материалами и оборудованием; правильный учет и планированиематериальных и топливно-энергетических ресурсов; систематическая проверкасостояния складских запасов сырья; сокращение производственных потерь;использование отходов; улучшение качества продукции;
—на стадии обращения — ускорение реализации продукции, приближение потребителейпродукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; сокращениедебиторской и кредиторской задолженности; увеличение объема реализованнойпродукции вследствие выполнения заказов по прямым связям; рациональноеобеспечение предприятий сырьем, материалами топливом.
Однаиз основных задач в условиях перехода к рыночной экономике — интенсификацияпроизводства при неуклонном соблюдении принципа ресурсосбережения. Экономноеиспользование материальных ресурсов заключается в формировании такого уровнярасхода сырья и материалов как составной части производственного потребления,при котором на изготовление продукции высокого качества должно использоватьсякак можно меньшее количество сырья и материалов. В то же время, создаваярациональную структуру материалопотребления, в производственном процессенеобходимо применять материалы, сырье, позволяющие повысить потребительскиесвойства продукции при сравнительно низких затратах на ее изготовление. С этойцелью на предприятии разработаны мероприятия по экономии материальных ресурсовс учетом специфики хлебобулочного производства.
Привсем многообразии путей экономии материальных ресурсов можно выделить:сокращение отходов и потерь; ликвидация брака; разработка прогрессивных методоврасхода сырья и материалов; внедрение новых видов сырья, материалов и ихзаменителей; внедрение новых технологий; использование вторичного сырья иотходов производства. Одним из важнейших экономических инструментов являютсяразработка прогрессивных норм и нормативов. От их научной обоснованностизависит обоснованность расходов на приобретение сырья и материалов.
2.4Основные факторы развития и эффективной деятельности
предприятия
Прибыльпредприятия представляет собой один из главных источников развития. Приопределении инвестиционной привлекательности компании (в данном случаехлебозавода №8) любой инвестор обращает внимание на темпы прироста прибыли.Прибыль бывает разной: прибыль до налогообложения, прибыль от обычнойдеятельности и чистая прибыль. Как правило инвестора волнует значение чистойприбыли, т.к. именно она является главным источником развития производства.
На нашемобъекте изучения показатель темпа роста прибыли снижался на протяжениипоследних 5 лет. Из этого можно сделать вывод что в скором времени если назаводе не произойдёт кардинальных изменений завод будет работать при нулевомуровне рентабельности, соответственно это привело бы к смене руководстваакционерами. Но т.к. основным акционером является руководство завода, этого непроизойдёт.
Таблица 9.
Показателичистой прибыли за 2000-2004. 2000 2001 2002 2003 2004 Чистая прибыль, млн.р 6 538 000 12 006 000 11 394 000 8 703 000 5 126 000
Для оценкирезультативности и экономической целесообразности деятельности предприятиянедостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картинуможно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристикамифинансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Терминрентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смыслеозначает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле словаозначает прибыльность, доходность.
Показателирентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работыотдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции.Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственнымресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельностьпродукции и рентабельность производства.
Рентабельностьпродукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкампроизводства и реализации продукции (относительная величина прибыли,приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
/>
где Ц – цена единицы продукции; С – себестоимостьединицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показываетотношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемыхоборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственныхфондов):
/>
где П – сумма прибыли; ОСср – среднегодоваястоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективностьпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какойвеличине использованного капитала получена данная масса прибыли.
С помощью рентабельностипродукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, арентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служитпоказателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.
Повышению уровнярентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимостипродукции, улучшение использования производственных фондов. Показателирентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.
Таблица 10.
Рентабельность ОАО«Хлебозавод №9» 2000 2001 2002 2003 2004 Общая рентабельность, % 9,01 13,24 17,18 9,19 5,49
Как мы видим по таблицена заводе происходит снижение рентабельности за два последних года, причём поинформации из компетентных источников рентабельность за последний 2005г и запервое полугодие 2006 опустилась до 0. Стоит отметить что это связано преждевсего с резким ростом уровня себестоимости производимой продукции.
Инвестиционнаяи инновационная деятельность предприятия
Инвестиционнаяактивность предприятия остаётся на очень низком уровне. Исходя из данных за1998-2003гг. инвестиционная деятельность на заводе не проводилась. Поинформации из компетентных источников завод планирует запустить кондитерскоепроизводство, и даже уже производит некоторую продукцию кондитерского цеха(например, мармеладную продукцию). На каком этапе находится реализацияинвестиционного проекта на сегодняшний момент узнать не предоставляетсявозможным из-за отсутствия достоверных данных.
В 2000г.Завод был приватизирован и преобразован в ОАО «Хлебозавод №9». Основнымиакционерами стали работники данного предприятия и в частности его руководство.
Что касаетсяинновационной деятельности, то она на предприятии присутствует:
— Расширяетсяассортимент продукции
— Устанавливается новое оборудование
– Улучшаетсяструктура управления
Таблица.11
Финансовыйотчёт за 2000-2003 гг (в тыс. р.) Код строки 2000 2001 2002 2003 Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (минус НДС, акцизы и аналогичные обязательных платежи) 010 142410 159679 176391 195476 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 128340 139850 142068 166245 Валовая прибыль 029 34323 29232 Коммерческие расходы 030 8465 12773 Управленческие расходы 040 – – Прибыль (убыток) от продаж 050 25858 16459 Прочие доходы и расходы Проценты к получению 060 – 2 Проценты к уплате 070 – 256 Доходы от участия в других организациях 080 – – Прочие операционные доходы 090 1566 825 Прочие операционные расходы 100 11320 3278 Внереализационные доходы 120 140 349 Внереализационные расходы 130 187 293 Прибыль (убыток) до налогообложения 140 16057 13809 Отложенные налоговые активы 141 – – Отложенные налоговые обязательства 142 – – Текущий налог на прибыль 150 4663 5106 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 10971 18634 11394 8092
III. Оценка эффективностиинвестиционного проекта – кондитерского цеха
Для того, чтобыоценить эффективность инвестиционного проекта необходимо, чтобы он сначаласуществовал, хотя бы на бумаге. Т.к. хлебозавод пока не рассматривалвозможность инвестиций в новое производство, но планирует их сделать, решеносоздать новый ИП на основании рыночной конъюнктуры и финансовых возможностейпредприятия.
На основанииэкономического анализа кондитерского рынка Самары был сделан вывод, что однимииз наиболее перспективных направлений является производство тортов и печений. Вданном проекте будет рассматриваться именно производство печений.
Объём рынкакондитерских изделий Самары составляет по оценкам информационного агентства«Регнум» около 750 млн. р. Доля печенья составляет 10%, т.е. 75 млн.р. Восновном на рынке представлено печенье развесное местных производителей, атакже в упаковке, производителей из других областей и иностранныхпроизводителей.
Предполагаетсявывести на рынок продукцию, отвечающую самым современным качествам, по невысокойцене и имеющую оригинальный вкус и форму – печенье с начинкой. Для примерасравним с эффективностью реализации проекта производства классическогосахарного печенья.
Дляпроизводства печенья сахарного потребуется следующее сырьё :
Таблица 12Наименование Стоимость в руб. на 1 кг продукции 1. Мука пшеничная ВС 2.60 2. Сахар 0.63 3. Масло сливочное 6.00 4. Желток 4.20 5. Молоко 1.40 6. Красители, эмульгаторы 1.50
Дляпроизводства печенья с начинкой потребуется следующее сырьё:
Таблица 13Наименование Стоимость в руб. на 1 кг продукции 1. Пальмовое масло 3.30 2. Сахарная пудра 3.13 3. Яичный порошок 0.86 4. Молоко коровье цельное сухое 1.03 5. Сорбат калия 0.01 6. Эмульгатор для мучных изделий 0.28 7. Ароматизатор вишня 0.14 8. Мука пшеничная ВС 1.72 9. Инверный сироп 4.2 10. Сода пищевая 0.02 11. Начинка «вишня» 26.03
Учитываясреднюю цену реализации сахарного печенья (проект А) и печенья с начинкой(проект Б) 23р. И 50р. Соответственно, сравним экономическую эффективность двухинвестиционных проектов, которая может быть реализована на базе ОАО «Хлебозавод№9», учитывая годовой финансовый отчёт.
1. Исходныеданные:
Таблица 14 Примечание Проект А Проект Б 1. Потребность в инвестициях (капитальные вложения), тыс. руб. 2208 3048 2. Цена оптовая реализации 1 тонны продукта, тыс. руб. 23 50 3. НДС, % от оптовой цены 18 18 4. Срок реализации проекта, лет 8 8 5. Производственная мощность цеха, тонн В месяц 35,28 32,26 6 По истечении … лет технологическое оборудование реализуется 8 8 7 Балансовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 1920 2650 8 Амортизационные отчисления, % От балансовой стоимости 12,5 12,5 9 Ликвидационная стоимость, % От балансовой 10 8 10 Норма дисконта, % 11 11 11 Выход на проектную мощность – два месяца спустя начала работы цеха. 12. В первый месяц цех работает с загрузкой мощности, % 50 45 13. Во второй месяц цех работает с загрузкой мощности, % 75 70 14. Переменные затраты на тонну продукции, тыс. руб. 16,63 40,645 15. Постоянные затраты, тыс. руб. В год 1520 1507
2.Экономическое обоснование проекта.
Для того, чтобы рассчитать ЧДД необходимо рассчитать ставку дисконтирования. Рассчитаемнорму дисконта с учетом уровня инфляции по формуле:
r = r0+r0*i+i, где
r — номинальная процентнаяставка
r0 – реальная процентнаяставка за 1 шаг начисления процента. Возьмём ставку рефинансирования ЦБ РФ насегодняшнюю дату – 11%
I – индекс инфляции.Прогнозирую средний уровень инфляции на 8 лет на уровне не более 8%.
r =0,11+0,11*0,08+0,08=19,88%
Расчет прибылиот реализации.
Для проекта Арасчет объема выручки реализации проекта приведен в таблице 14. В первый ивторой месяц производственный мощность составляет соответственно 50 % и 75% отплановой. Таким образом:
Выручка впервый месяц = 23*35,28*0,5 = 405,72 тыс. р.
Выручка вовторой месяц = 23*35,28*0,75 = 608,58 тыс. р.
Объемреализации за последующие месяцы принимаем без изменений исходя из достигнутоймаксимальной производственной мощности оборудования 35,28 тонн/месяц.Соответственно выручка от реализации сахарного печенья составит за третий ипоследующие месяцы = 35,28. * 23= 811,44тыс. руб. Исходя из эти данныхрассчитаем выручку за квартал. За 1 квартал 2007г выручка составит = 1825,74тыс. р. Во втором и последующем квартале выручка составит = 2434 тыс. р.
Аналогичнопроизводим расчеты по проекту Б.
V произв. Продукции за 1месяц = 32,26*0,45 = 14,5т
За 2 месяц =32,26*0,7 = 22,6т
За весь 2007год составит = 32,26*10+14,5+22,6=359,7т. Начиная с 2008года объём проивз.Продукции будет составлять = 32,6т*12= 387,12т/год.
Выручка впервый месяц = 32,26*50*0,45 = 725,85 тыс. р.
Выручка вовторой месяц = 32,26*50*0,7 = 1129,1 тыс. р.
Объемреализации за последующие годы принимаем без изменений исходя из достигнутоймаксимальной производственной мощности оборудования 387,12 тонн/месяц. Выручказа первый год составит = 1613*10+726+1129 = 17985 тыс. р.
Соответственновыручка от реализации печенья с начинкой составит за второй и последующие годы:
Выручкагодовая = 32,26 * 50*12 = 19356 тыс. руб.
Расчёт суммытекущих затрат.
Для проекта А
Переменныерасходы для проекта А составили:
В 1 месяц –16,63*0,5*35,28= 293,4 тыс. р.
Во 2 месяц –16,63*0,75*35,28= 440 тыс. р.
В 3 и всепоследующие месяцы переменные расходы по моим расчётам составят 16,63*35,28 =587 тыс. р. Соответственно за 1 год они составят = 293,4+440+587*10=6600 тыс.р. За последующие годы = 587*12=7040 тыс. р.
Для проектаБ.
Переменныерасходы для проекта Б составили:
В 1 месяц –40,645*0,45*32,26= 590 тыс. р.
Во 2 месяц –40,645*0,7*32,26= 918 тыс. р.
В 3 и всепоследующие месяцы переменные расходы по моим расчётам составят 40,645*32,26 =1311 тыс. р. Соответственно за 1 год они составят = 590+918+10*1311= 14620 тыс.р. За последующие годы = 1311*12 = 15734
3. Расчет показателейэкономической эффективности проекта.
1. ЧДД(чистый дисконтированный доход), накопленный за время реализации проектаА(табл. 3, стр. 8, столбец10), составил 2898 тыс. руб., (проекта Б (табл. 4,стр. 8, столбец10)- 5631 тыс. руб.)
2. РассчитаемВНР (внутреннюю норму рентабельности) проекта на основе данных по формуле:
/>= 114,5%
/>
3. Срококупаемости составляет для проекта А 2 полных года. Число месяцев рассчитаем поформуле:
/>
Где /> – абсолютнаявеличина последнего отрицательного сальдо накопленного потока денежного дохода,
S2 – значение первогоположительного сальдо накопленного потока денежного дохода.
/>
Для проекта Бполное число лет окупаемости составляет один год, число месяцев:
/>
4. Индексдоходности, рассчитанный через отношение суммы настоящей стоимости денежныхпоступлений (сумма значений по строке 9 из табл.1,2 соответственно для проектовА, Б) к величине инвестиций.
/>
/>
Таблица 15
Показателиэффективности инвестиционных проектов№ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОЕКТ А ПРОЕКТ Б 1. ЧДД 2898 5631 2. ВНД 114,5 197,4 3. Срок окупаемости 2,07 1,6 4. ИД 3,61 4,76
Выводы:
1. Чистыйдисконтированный доход (интегральный эффект) – величина положительная и упроекта А и у проекта Б, за время осуществления проекта А составляет 2898 тыс.руб., что меньше, чем у проекта Б на 94%.
2. Индексдоходности проекта А больше 1, составляет 3,61 – это меньше, чем у проекта Б.
3. Срококупаемости проекта А 2,07 года, это, безусловно меньше срока реализациипроекта, но у проекта Б этот показатель лучше – 1,6 года.
4. ВНД проекта А составляет114,5%, это значительно меньше, чем у проекта Б.
На основаниирезультатов расчета вышеуказанных критериев экономической эффективности считаем,что доходы, получаемые в результате реализации проекта А и проекта Б окупаютзатраты. Данные расчетов показывает более высокой экономической эффективностипроекта Б по всем рассмотренным критериям.
4. Анализбезубыточности.
Таблица 16.
Точкабезубыточности и операционный рычаг для проекта А.1. Переменные издержки на единицу продукции (тонну), тыс. руб. 16,63 2. Всего постоянные расходы, тыс. руб. 1520 3. Цена продукции, за кг. руб. 23 4. Маржинальный доход (цена – переменные издержки) 6,37 5. Точка безубыточности, тонн (стр.2/стр.4) 239 6. Точка безубыточности, (стр. 2/ (1-стр.1/стр.3) тыс. руб. 5487 Расчет запаса безопасности 7. План продажи, тонн 423 8. Доход ( стр.3*стр.7), тыс. руб. 9729 9. Общие переменные издержки (стр.1*стр.7), тыс. руб. 7034 10. Прибыль валовая (стр. 8- стр.9- стр.2) 1175 11. Запас безопасности, руб. (Доход – Точка безубыточности в денежном выражении или стр.8-стр.6) 4242 12. Запас безопасности, % (Зона безопасности/Доход, стр.11/стр.8) 44% 13. Вложенный доход (стр. 8- стр.9) 2695 14. Операционный рычаг (стр. 13/стр.10) 2,29
Таблица 17.
Точкабезубыточности и операционный рычаг для проекта Б.1. Переменные издержки на единицу продукции (тонну), тыс. руб. 40,645 2. Всего постоянные расходы, тыс. руб. 1507 3. Цена кг продукции, тыс. руб. 50 4. Маржинальный доход (цена – переменные издержки) 9,355 5. Точка безубыточности, тонн (стр.2/стр.4) 161 6. Точка безубыточности, (стр. 2/ (1-стр.1/стр.3) тыс. руб. 8055 Расчет запаса безопасности 7. План продажи, тонн 387 8. Доход ( стр.3*стр.7), тыс. руб. 19350 9. Общие переменные издержки (стр.1*стр.7), тыс. руб. 15730 10. Прибыль валовая (стр. 8- стр.9- стр.2) 2113 11. Запас безопасности, руб. (Доход – Точка безубыточности в денежном выражении или стр.8-стр.6) 11295 12. Запас безопасности, % (Зона безопасности/Доход, стр.11/стр.8) 58% 13. Вложенный доход (стр. 8- стр.9) 3620 14. Операционный рычаг (стр. 13/стр.10) 1,71
Согласнополученным расчетам по проекту А годовой объем производства сахарного печенья,при котором предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков составляет239тонн, проектная мощность цеха 423 тонны. Запас прочности составляет 44%
Исходя изопределения операционного рычага, получаем, что 10-ти процентное увеличениеобъема продаж приводит к увеличению прибыли на 22,9%.
Согласнополученным расчетам по проекту Б годовой объем производства печенья с начинкой,при котором предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков 161 тонн,проектная мощность цеха 387 тонн. Запас прочности составляет 58%.
Исходя изопределения операционного рычага получаем, что 10-ти процентное увеличениеобъема продаж приводит к увеличению прибыли на 17,1%
Исходя изполученных данных можно сделать вывод, что проект Б более предпочтителен, чемпроект А, так как:
1. точкабезубыточности проекта Б имеет меньшее значение, чем у проекта А. Этосвидетельствует о том, что проект Б при меньшем объеме производства начнетприносить прибыль.
2. запаспрочности проекта Б превышает запас прочности проекта А на 14%.
3. операционныйрычаг проекта Б ниже, чем у проекта А, что лучше в условиях нестабильнойэкономики.
5. Анализчувствительности ЧДД
В качестве факторов, отражающих изменения ЧДДпроекта рассмотрим, в диапазоне от -20% до 20%: объём инвестиций, объемреализации, цена реализации, изменение себестоимости.
Таблица 18.
Влияние факторов на величину ЧДД (тыс. руб.) проект А проект Б -20 20 -20 20 объем реализации 1153 2933 4713 1169 5681 10192 объем инвестиций 3301 2933 2565 6189 5681 5172 цена продукции -3500 2933 9366 -7090 5681 18452 себестоимость 7641 2933 -1781 17072 5681 -5710
Как видно изтаблицы наибольшей чувствительностью для проекта А имеет показатель оптовойцены реализации продукции. Это делает проект сильно зависимым от конъюнктуры напотребительском рынке. Следует заключать долгосрочные контракты с розничнымипродавцами, особый упор необходимо сделать на договора с сетевыми магазинами,т.к. кроме больших объёмов реализуемой продукции можно договорится и одолгосрочных перспективах сотрудничества.
Вторым позначимости является фактор себестоимости. При снижении себестоимости на 20% ЧДДувеличивается на 260%, но также сильно падает в случае её увеличения. Третьимпо значимости является фактор объёма реализованной продукции, но несмотря наснижение на 20% ЧДД всё равно остаётся положительным. Наименее чувствительнымфактором является объём инвестиций, несмотря на колебания, объём ЧДД изменяетсянезначительно и остаётся положительной величиной.
Что касаетсяпроекта Б, то здесь наиболее чувствительным является также фактор ценыреализации, но колебания ЧДД незначительно но больше чем у проекта А.