Человек и идея в романе А. М. Горького Мать Роман Мать – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое ибурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям,новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.Процесскоренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе вданный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими иидеалистическими философскими течениями, возникшими
на рубеже 19-20 веков, -все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи.Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик насобытия времени, когда менялось само понятие героического, когда протест противсуществующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершеннодругой вопрос, в каких формах этот протест выражался.
Нельзя забывать, чторазночинский период освободительного движения в России сменился в это времяпролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием теории марксизма,которая, как известно, имеет весьма существенные издержки.Роман Мать обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению кобщественным преобразованиям произведение проникнуто пафосом борьбы запереустройство жизни, что длительное время давало повод для
весьмаодносторонней оценки его в рамках советской идеологии. За героическойборьбой нового поколения революционеров не замечали или не хотелизамечать живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственнымиисканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовалвеличайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировойлитературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанныйкоммунистической
идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека,считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы.Вероятно, болеецелесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный миргероев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службувысокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное,порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудилиего к служению ей. Трагичен этот парадокс.
И отчетливей всего проявляется он вобразе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени какбезоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего одержимость идеей , именно здесь это явление приобретает наиболееразрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм,подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь,любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, говорит он матери, чтообречен
умереть за свою идею, не хочет слушать ее перед демонстрацией. ОбразПавла – это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастнымивсех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни передним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею Поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разладмежду самыми глубокими, корневыми, жизненными
основами и идеей, целью,поставленной им самим.Героем, несущимв себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является,несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла отполного погружения в фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболееорганично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром.Здесь,безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь
Ниловны с народом, чтовсегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, егоблизость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, даетей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель,требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, чтосвязь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связьопределяет внутреннюю стойкость
человека. Заметим, что Андрей Находка, соратникПавла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу,об этом говорит его отношение к Ниловне нежность, забота, ласка. У Павла этогонет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней,когда утрачиваются все истинные духовные ценности.Название романавыбрано писателем не случайно.
Ведь именно мать вечный образ являетсяистинным, человечным, любящим, искренним образом.