ПЛАН
Финансовая политика как инструментВоздействия на экономику
Финансовая система
Литература
Финансоваяполитика как инструмент воздействия на экономику
Необходимость исследования теоретических аспектов финансовойполитики продиктовано актуальностью построения адекватной современнымэкономическим условиям финансовой политики, которая является одним из основныхинструментов воздействия на экономику. Определяется место в финансовой системе,как связующего элемента между объектом и субъектом управления финансовой системы.Также рассматриваются основные методы реализации финансовой политики.
Регулирование социально-экономических процессов в современноммире является объективной необходимостью в силу несовершенства рыночныхмеханизмов. Совокупные объемы централизованных денежных фондов современныхразвитых стран в среднем составляют от 30 до 50 % ВВП, а в некоторых этотпоказатель превышает 50 %, что говорит о возрастающей роли государственногорегулирования экономики. Государство в процессе исторического развитиячеловечества стало выполнять функции регулятора экономических отношений. Впроцессе такого воздействия на экономику основным инструментом в арсеналегосударственных органов управления выступает финансовая политика, которая являетсяреализацией регулирующей функции финансовой системы.
Финансовая политика выступает составным элементом финансовойсистемы, которая является частью экономической системы государства.Соответственно финансовая политика является частью экономической политикигосударства. Финансовая политика представляет собой деятельность органов государственнойвласти по управлению финансовой системой с целью воздействия на параметры воспроизводственногопроцесса. Оно является результатом развития категории «финансы» и является определяющимфактором нормального функционирования экономики и социальной сферы.
В силу того, что финансовая система является частьюэкономической системы государства, следовательно, в общем структурном плане онасостоит из двух укрупненных компонентов: материального базиса (вещей,материальных и нематериальных предметов) и социально-экономической общности(людей).
При этом первый элемент выступает в качестве объектауправления, а второй – в качестве субъекта управления. Соответственнофинансовую систему можно представить в виде гармонического единства объекта исубъекта управления. В качестве субъекта управления финансовой системывыступает финансовый аппарат – совокупность учреждений, занятых в управлениифинансами, взаимодействующих друг с другом, для создания оптимальных условийдля формирования и использования финансовых фондов.
Объектом же управления являются финансы, которые реализуютсяв соответствующих финансовых фондах. Рисунок 1 – Взаимосвязь объекта и субъектауправления финансовой системы Финансовая политика является деятельностьюфинансового аппарата, т. е. людей, участвующих в процессе управления финансами,она выступает в качестве инструмента воздействия финансового аппарата нафинансы, для достижения определенных целей, и в тоже время является средствомобратной связи между субъектом и объектом управления. Финансовая политикавключает такие элементы, как финансовое законодательство, финансовая информация,принципы управления финансами, финансовое планирование, финансовый контроль идр., которые выражаются в нормативно-правовых актах. Финансовая политикаявляется «скелетом» финансовой
Финансовая система
Она является механизмом, сглаживающим скачкообразное развитиеэкономических отношений, дающим возможность финансовой системе в целомприспособиться к сложившимся условиям.
Соответственно можно определить финансовую политику каксовокупность мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, поиспользованию финансовых отношений для управления государством.
Основными методологическими принципами проведения финансовойполитики, т. е. управления финансами, являются: зависимость от конечной цели;макроэкономическая сбалансированность всех отраслей экономики; соответствиеинтересам всех членов общества; использование экономических законов; учетвнутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.
Целью финансовой политики является мобилизация финансовыхресурсов на базе экономического роста, необходимых для более полногоудовлетворения потребностей общества. Эта цель реализуется посредствомобеспечения финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся вмакроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижениигосударственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, всочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Врезультате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП,обеспечивающее выравнивание уровней развития различных регионов страны,сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
К деятельности по проведению финансовой политики относятсямероприятия в области: бюджетной политики, налоговой и таможенной политики,управления государственным долгом, государственной имущественной политики,политики государственных специальные (внебюджетных) фондов. При этом основнойформой проведения финансовой политики является бюджетная политика, так как всеостальные виды деятельности в области финансовой политики находятся в сильнойзависимости от тех или иных параметров бюджета. Соответственно бюджет, какфинансовый план, является основным экономическим инструментом в области какфинансовой, так и экономической политики в целом.
Финансовая политика является формой выражения финансовых отношений.Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления,заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), сконкретными методами работы и формами организации органов финансового аппарата(субъектов управления).
Содержание финансовой политики многообразно, и обычнопредставляется в виде трех основных направлений:
1) разработка общейконцепции финансовой политики (с учетом концепции экономической политики),определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) созданиеадекватного финансового механизма;
3) управлениефинансами, осуществление конкретных действий на каждом этапе развития экономики.
В процессе выработке финансовой политики создаются условия,база для достижения определенных целей и выполнения задач, стоящих передстраной. Цель, формулируемая положениями финансовой политики, должнапредставлять собой состояние финансовой системы, к которому ее необходимопривести для получения соответствующих социально-экономических эффектов. Т. е.цели финансовой политики устанавливаются в соответствии с целями экономическойполитики. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задачвыделяют финансовую стратегию и финансовую тактику. Основу финансовой политикисоставляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочнуюперспективу использования финансов и предусматривающие решение главных задач, вытекающихиз особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей изадач использования финансов, которые связаны с основными проблемами, стоящимиперед государством, в области мобилизации и эффективного использованияфинансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, истимулирования передовых направлений развития производственных сил, отдельных территорийи отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Цели и задачи финансовой политики формулируются в процессефинансового планирования. Финансовое планирование представляет собойдеятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Настадии финансового планирования определяется круга финансовых инструментов, разрабатываютсяметодические принципы, конкретные методы и способы мобилизации и использования финансовыхресурсов. Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, приобретающиев плане количественное выражение. Движение средств конкретного финансовогофонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которыесведены в единую систему. В них также закрепляются полномочия и обязанностиразличных органов финансового аппарата (субъекта управления) по мобилизации ииспользованию финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами, возложеннымина них согласно положениям проводимой финансовой политики. Центральное место в системефинансовых планов принадлежит бюджетному плану, который отражает движениесредств бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структурадоходов и расходов.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом дляанализа финансового положения государства, информационной основой (базой)перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявитьобъективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структурыисточников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а такжефакторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
Финансовое прогнозирование является элементом финансовогопланирования, который представляет собой предвидение возможного финансовогоположения государства, обоснование показателей финансовых планов. Финансовоепрогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатываетконцепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Цельюфинансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовыхресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развитияи совершенствования звеньев финансов, формы и методы реализации финансовойполитики.
Финансовое программирование – метод финансового планирования,использующий программно- целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированныецели и средства их достижения, предполагает установление приоритетовгосударственных расходов по направлениям; повышение эффективности расходованиягосударственных средств; прекращение финансирования в соответствии с выборомальтернативного варианта.
Важной составной частью финансовой политики являетсяустановление финансового механизма, при помощи которого происходитосуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовыймеханизм представляет собой систему установленных государством видов и форморганизации финансовых отношений. Финансовый механизм – это элемент всегохозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм испособов регулирования экономических процессов. Он является внешней оболочкой финансов,проявляющейся в финансовой практике. К элементам финансового механизма можноотнести: формы финансовых ресурсов, методы их формирования,системазаконодательных норм и нормативов, которые используются при определениидоходов и расходов государства, организация бюджетной системы, финансовпредприятий, рынка ценных бумаг и т. п.
Финансовый механизм – наиболее динамическая часть финансовойполитики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактическихзадач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенноститекущей, обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Важной составной частью финансовой политики в силу спецификифинансов, как императивных отношений, является финансовое законодательство,выступающее, правовым оформлением финансовых отношений. Финансовоезаконодательство устанавливает порядок реализации финансовых отношений, органы,уполномоченные от лица государства осуществлять деятельность по управлениюфинансами и соответствующими финансовыми фондами, структуру и состав финансовыхфондов, систему методов мобилизации финансовых ресурсов, их использования, атакже критерии эффективности расходования финансовых ресурсов и т. п.
Финансовый контроль – контроль законодательных иисполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданныхучреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов:
· государства,
· предприятий
· учреждений.
Он включает контроль за соблюдением финансово- экономическогозаконодательства в процессе формирования и использования денежных фондов,оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразностьпроизведенных расходов.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права, какгосударства, так и всех других экономических субъектов. Финансовый контрольпредназначен для реализации финансовой политики государства, создания условийдля финансовой стабилизации. Это, в первую очередь, разработка, рассмотрение,утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контрольнад финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовыхкорпораций.
Финансовый контроль со стороны государства занегосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежныхобязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи,соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных имбюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правилорганизации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.Финансовый контроль – важный элемент финансовой политики, являющийся средствомобратного воздействия объекта управление на субъект. Финансовый контроль позволяетпровести анализ результатов реализуемой финансовой политики, оценить степеньдостижения целевых показателей. Финансовый контроль предоставляет богатуюинформационную базу, которая служит основой для принятия решений, касающихсяфинансового планирования и корректировки элементов финансового механизма, дляболее эффективного функционирования финансовой системы в целом.
Литература
1. Вознесенский, Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов / Э. А. Вознесенский. –М., 1974.
2. Финансы / подред. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ; Финансы, 1999. – 527 с.
3. Финансы / подред. А. М. Ковалевой; 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика,2006.
4. Финансы / подред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти; 2-еизд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 464 с.
5. Назаров, Н. Н.Понятие «финансовой системы» в теории финансов / Н. Н. Назаров // Сборник научныхтрудов; под ред. Б. М. Сабанти. – СПб.: СПбГУЭФ, 2002. –188 с.