Содержание
1.Характеристика торгового предприятия ИП Шувалова Е.А.
2.Анализ деятельности предприятия, основные проблемы
3.Анализ рыночной ситуации и проведение маркетинговых исследований рынка
3.1Обзор состояния рынка парфюмерии и косметики в г. Нефтекамске
3.2Анализ поставщиков товара
3.3Анализ цен на товары
3.4Анализ потребителей товаров
3.5Оценка конкурентоспособности предприятия
4.План организации работы магазина «Вита». Расчет себестоимости и ее обоснование
5.План маркетинга
6.Финансовый план
7.Расчет экономической эффективности проекта
8.Оценка рисков
Списокиспользованной литературы
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ШУВАЛОВА Е.А.
Индивидуальноепредпринимательство (ИП) Шувалова Е.А. (г. Нефтекамск) было основано в ноябре1995 года. Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскуюдеятельность на основании выданного свидетельства выданного налоговыми органамиг. Уфы.
Индивидуальныйпредприниматель Шувалова Е.А. является физическим лицом, руководствуется в своейдеятельности законодательством Республики Башкортостан. Индивидуальныйпредприниматель Шувалова Е.А. осуществляет учет по единому налогу на вмененныйдоход, также имеет свою печать с полным наименованием, необходимые штампы,действует на принципах хозяйственного расчета.
Вчастной собственности индивидуального предпринимателя Шувалова Е.А. имеетмагазин по продаже парфюмерии и косметике.
Втечение указанного периода предприятие осуществляло ряд операций по перевозке иреализации промышленной группы товаров. В то же время новые идеи и современныйподход к делам в сочетании с профессионализмом и многолетним опытом сотрудниковпредприятия в сфере торговли позволили индивидуальному предпринимателю ШуваловаЕ.А. за этот период времени завоевать доверие у партнеров и населения городаНефтекамска. В настоящее время предприятие сотрудничает с подобными ему предприятиямив Москве, Ижевске и т.д.
Основнымнаправлением деятельности предприятия является снабжение населения города и заего пределами парфюмерией и косметикой известных фирм по доступным ценам.
Главнойзадачей индивидуального предпринимателя Шуваловой Е.А. является получение прибыли.С этой целью ИП Шувалова Е.А. заключает договора с предприятиями торговли,частными предпринимателями и др. Имущество индивидуального предпринимателяШувалова Е.А. принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. В составимущества индивидуального предпринимателя Шувалова Е.А. входят: помещение,торговое оборудование и оборотные средства, а также иные ценности, стоимостькоторых отражается в документах.
Вцелях повышения заинтересованности членов трудового коллектива индивидуальногопредпринимательства Шувалова Е.А. в процессе своего развития и создания новыхосновных фондов тридцать процентов прибыли остается в распоряжении предприятияпосле обязательных платежей бюджету.
Индивидуальныйпредприниматель Шувалова Е.А. согласно установленным законам РеспубликиБашкортостан имеет право:
1)оказывать услуги предприятиям, организациям и населению города, согласнозаключенных договоров.
2)передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы другимпредприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющимдля предприятия работы и услуги.
Продажапродукции происходит по образцам, каталогам. Покупатель имеет возможностьотобрать товары. Функции продавца сводятся к консультированию покупателей.Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличитьпроизводительность труда. При продаже товаров по этому методу особое вниманиеуделяется удобству покупателя, сервису. Товары группируются по видам и поценам. Платежи принимаются как в наличной, так и безналичной форме.
Такжев торговом предприятии индивидуального предпринимателя Шуваловой Е.А.применяются следующие виды услуг: организация доставки товаров; упаковкатоваров к праздникам; комплектование и улучшение упаковки подарочных наборов изимеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам.
Информационно-консультационныеуслуги включают: консультации специалистов по товарам; проведение рекламныхпрезентаций товаров (демонстрация товаров).
Всостав услуг по созданию удобств покупателям входит: организация и созданиемест отдыха; парковка личных автомашин покупателей на организованную упредприятия стоянку.
торговыйконкурентоспособность себестоимость магазин
2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Основныетехнико-экономические показатели за последние два года представлены в таблице1.
Таблица1
Технико-экономическиепоказатели деятельности торгового предприятия ИП Шувалова Е.А.№ п/п Показатели Ед. измер. 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение Темп роста 1 Выручка от реализации руб. 1224564 1360160 +135596 111,07 2 Затраты на реализацию продукции руб. 915648 927458 + 11810 101,16 3 Прибыль от реализации продукции руб. 308916 432702 + 123786 159,25 4 Налоги руб. 40159 56532 + 16373 140,77 5 Чистая прибыль руб. 268757 376170 + 107413 139,97 6 Среднесписочная численность работников чел. 2 2 – – 7 Фонд оплаты труда руб. 14400 18000 + 3600 125,0 8 Производительность труда руб./ чел. 612282 680080 + 67798 111,07 9 Рентабельность реализованной продукции % 25,23 31,81 + 6,58 126,08
Вотчетном периоде выручка от реализации выросла на 11,07% (135596 руб.).Соответственно возросла и расходная часть на предприятии, а именно:
— Затраты на реализацию продукции выросли на 1,16% (11810 руб.).
— Налоги выросли на 40,77% (16373 руб.).
Ванализируемых периодах численность работников не менялась, нозаинтересованность со стороны персонала выросла это видно по фонду оплатытруда, которая увеличилась на 3600 руб. (+25%), и соответственно по производительности,которая выросла на 67798 руб./чел. (+11,07).
Результатомхозяйственной деятельности является прибыль от реализации, которая в отчетномпериоде выросла на 123786 руб. (59,25%). Чистая прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия выросла соответственно на 107413 руб.(39,97%).
Наданный момент времени можно сказать, что предприятие работает эффективно,рентабельность реализованной продукции выросла на 6,58%. Темп роста составляет26%.
Наданный момент времени у торгового предприятия сформировалась потребительскаябаза. Производственные площади не позволяют складировать в данном помещениипродукцию и обслуживать покупателей, и встает вопрос о расширении торговой сети«Вита». Собственниками предприятия выдано задание по разработке бизнес-плана пооткрытию новой торговой точки. Планируется в дальнейшем взять кредит дляоткрытия магазина. На основании разработанного бизнес-плана работники банкавыявят целесообразность его открытия и платежеспособность клиента.
3.АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА
3.1Обзор состояния рынка парфюмерии и косметики в г. Нефтекамске
Итогинезависимого маркетингового исследования, который был проведен и цельювыявление популярности компаний работающих в отрасли оптово-розничной торговлина территории г. Нефтекамска. Исследование было основано на мнениипрофессионалов — руководителей компаний торгующих парфюмерией и косметикой.Основные критерии, которые оценивались: ассортимент, цены, реклама, профессионализм.
Масштабныйопрос посетителей магазинов выявил не только положительные отклики, но изамечания к некоторым компаниям. Нефтекамцы критически относятся к ассортиментупродукции, предоставляемым услугам, интерьерам и удобству торговых залов. Чтокасается уровня цен на парфюмерию и косметику, то большинство потребителейоценивают его как приемлемой.
Вцелом, проведенное исследование показало, что в г. Нефтекамске сформировалисьпрофессиональные и стабильные компании, имена которых можно назвать брендами.
Высшимиоценками отмечены «Арбат», «Альмира» за профессионализм и доступный товар, сетьмагазинов «Вита», Ариель, ТСК Уральский как самые популярные.
Оценкавыведена как «среднее арифметическое». Максимальный допустимый балл был принятза 10 единиц.
Таблица2. Обзор состояния рынка парфюмерии и косметики в г. Нефтекамске1 Альмира 14,4 2 Арбат 14,14 3 Вита 14,34 4 Ариель 8 5 ТСК Уральский 7,8 6 Kiki 7,13 7 Нивея 7,06 8 Эффект 6,9
Анализируемоепредприятие занимает средние позиции на рынке парфюмерии и косметики. Глубинаего проникновения, согласно данным таблицы 3, составляет 22,1%. Эта величина нестоль маленькая, но в любом бизнесе предприятие стремиться довести эту величинудо величины, превышающей конкурирующие предприятия, в данном случае этопредприятия ООО «Альмира» и ООО «Арбат».
Таблица3. Глубина проникновения на рынок компаний1 Альмира 30,2 2 Арбат 24,0 3 Вита 22,1 4 Ариель 12,6 5 ТСК Уральский 11,4 6 Kiki 11,4 7 Нивея 10,8
8
7
8 Эффект 10,8
Приведеннаятаблица 3 также отображает фактическую популярность торговых точек в среде потенциальныхпотребителей. Процентное значение указывает на долю потребителей, которыефактически посещают торговую точку перед совершением покупки.
3.2Анализ поставщиков товара
Навнутреннем рынке пользуются спросом средства от отечественных и импортныхпроизводителей. Сопоставление основных признаков, формирующих спрос на рынкепарфюмерно-косметических товаров создают прочный фундаментконкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Вданном регионе развита сеть по реализации бытовой химии и парфюмерно-косметическихтоваров, и конкуренты заняли наиболее прочные позиции. В этом бизнесе акцентироватьсвое внимание на качественном и доступном ассортименте для потребителя.
Наосновании вышеперечисленного в таблице 4 представлены поставщики, с которымисотрудничает индивидуальный предприниматель Шувалова Е.А.
Таблица4. Поставщики товаров для магазина «Вита»Критерии ООО «Мегадом» г.Ижевск ИП Гатауллин Л.Ф. Оптовая база «Миф» 000 «Виктория» ИП Аполонова С.Г.
Виды
промышленных
товаров Синтетически-моющиеся средства, парфюмерно-косметические товары Порошки «МИФ» Краска для волос, дезодоранты Элитная парфюмерия Репутация и имидж
Высокие
(10)
Высокие
(10)
Высо-кие
(10)
Высокие
(10) Надежность Высокая Высокая Высокая Высокая Качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам
Среднее
(5)
Среднее
(5)
Высокое
(10)
Высокое
(10)
Возможный
объем поставки
Любой
(10)
От 10 тонн
(5)
Любой
(10)
Любой
(10)
Соблюдение графиков
поставки
Точно
(10)
Средне
(5)
Точно
(10)
Точно
(10)
Уровень цен Средние Низкие Высокие Средние Условия поставки и формы расчетов
По требованию,
Предоплата, бартер (7)
Любые
(10)
Любые
(10) По требованию, предоплата (7) Взаимоотношение с заказчиками
Долговременные
(10) Долговременные (8) Долговременные (8) Долговременные (8) Дополнительные услуги
Осуществляем взаиморасчеты по бартерным
операциям, ценным бумагам, зачетам по
электроэнергии, налоговым освобождениям, железным дорогам и др. (10)
Оплата по факту и длительные
отсрочки по платежам (5) Комплектация сложных заказов и поставка и заказчику по графику. Доставка авто и железнодорожным транспортом с предоставлением таможенных услуг(10)
Возможен расчет ценными бумагами, векселями, товарообмен
и проведение взаимозачетов. (5) Итого 62 48 70 60
Наосновании приведенных данных в таблице 4, можно сделать следующие выводы:
1.ООО «Мегадом» г.Ижевск имеет хорошую репутацию, большой выбор продукции,приемлемые цена, хорошее качество, высокий уровень обслуживания.
2.Преимущество индивидуального предпринимателя ГатауллинаЛ.Ф.: у оптовой базы«Миф» — низкие цены и удобные условия поставки и оплаты.
3.000«Виктория», фирма с прекрасной репутацией, высокой надежностью, широким выборомтоваров, но и цены у них, соответственно, высокие.
4.Индивидуальныйпредприниматель Аполонова С.Г. имеет хорошую репутацию, большой выборпродукции, приемлемые цены (приложение Ж), хорошее качество, высокий уровеньобслуживания.
Предприятиерасполагается в городе Нефтекамске, что позволяет хуже контролировать поставки,так как находиться далеко от поставщиков, услуги транспортных организаций достаточнодорогие, поэтому на торговом предприятии доставку товаром осуществляютсамовывозом.
3.3Анализ цен на товары
Придерживаясьобщей методики расчёта цены, при её определении следуют следующему плану:
1.Постановка задачи ценообразования;
2.Определение спроса;
3.Прогноз издержек;
4.Анализ цен и товаров конкурентов;
5.Выбор метода ценообразования;
6.Установление окончательной цены.
Содной стороны, конечно, предприниматель заинтересован получать максимальнуюприбыль, с другой стороны не хочет привлекать на свой сегмент рынка конкурентови терять клиентуру. Исходя из этого, при определении цены на предприятиииспользуется метод «средней издержки плюс прибыль», но также идеториентация на цены конкурентов. Спрос на парфюмерию и косметику не эластичен,так как товар не имеет замены, его купят столько, сколько нужно, не больше, неменьше (купят не обязательно у нас, могут и у конкурентов).
3.4Анализ потребителей товаров
Впроцессе анкетирования максимально были исключены субъективные мненияпотребителей. Данные указывают на устойчивое знание мест продаж, осознаниеторговой марки, знание ассортимента.
Таблица5. Основные демографические характеристики посетителей магазинов, совокупно погороду
Мужчины
Женщины
36
64 Женщины 64
Таблица6. Возрастные соотношениядо 23 лет 22.2 24-30 лет 22.2 31-45 лет 48.6 46 лет и старше 7.8
Принятыеинтервалы объединяют однородные по характеристикам демографические группы.Приведенная информация может быть использована при формулировании рекламныхсообщений с учетом характеристик средств массовой информации или прочихносителей. Соответственно, данные могут быть полезны при распределениирекламного бюджета и медиа-планировании.
Таблица7. Отношениепотребителей к ценамНизкие 3.6 Доступные 81 Завышенные 15.4
Ценовойфактор в решении и совершении покупки является достаточно важным, но неключевым. Если компания придерживается средних городских цен, то наибольшеевнимание следует уделять ассортиментной политике. Из результатов исследования:ассортимент считают «не достаточным» 31% потребителей, a цены — «завышенными»только 16%
Таблица8. Приоритетное предпочтение торговых марок, магазинов (салонов) — ядром потенциальныхпотребителей в целом по городу.Имеют предпочтение к определенным торговым точкам 19 Приобретают товары в разных местах от случая к случаю 81
Только19 % потребителей определили для себя торговые точки, в которых они готовыприобретать товары без дополнительных поисков и сбора информации. Оставшиеся81% — потребители «переходящее» (сходно с процентом потребителемобъезжающих торговые точки перед покупкой). Данные собраны с целью выявленияспособов информирования потенциальных потребителей относительно ассортимента ицен. При ответах допускалась ссылка на несколько способов.
Таблица9. Как потребитель узнает об ассортименте и ценахЖурнал «Я покупаю» 7,2 Товары и цены Башкортостана 5,4 Телевидение 3,6 Обзванивают справочные издания, службы информации 9,6 Объезжают известные магазины 86,4
Какпоказали результаты исследований, важную роль в рекламных и маркетинговыхмероприятиях играет первоначальное информирование потребителей. Задачами такогоинформирования должны быть: создание устойчивого знания мест продажи,ассортимента и в меньшей степени цен.
Затем,большое внимание следует уделять стратегии формирования положительного имиджакомпании (brand building). Важные инструменты — ТВ реклама, кампании по связямс общественностью (PR). Осознание того, что торговая марка являетсяобщеизвестной или авторитетной, служит серьезным мотивом если не к совершениюпокупки, то к посещению торговой точки в период принятия решения о покупке.
Изприведенной таблицы можно сделать следующие выводы:
Большинствопокупателей перед совершением покупки проводят собственные исследованияотносительно ассортимента и цен. При этом, мало полагаясь на информацию изпечатных СМИ. Рекламу в печати можно рассматривать как напоминающую и, взависимости от места публикации (первые полосы, программы ТВ) — как имиджевую.
Потенциальныйпотребитель проводит до нескольких дней объезжая известные ему магазины.Применительно к отрасли, можно предложить интенсивно использовать наружнуюрекламу как имиджевую и навигационную в местах маршрутов движения потребителем,рекламу продукции в местах продажи (буклеты, каталоги, плакаты). Основываясь натом, что потребители принимают решение о совершении покупки при личномпосещении — профессиональные консультации менеджеров и продавцов, относительнокачества, потребительских свойств предлагаемых товаров.
Приведеннаяниже таблица носит общий описательный характер и не применяется отдельно взятойточке. На вопрос. «Ваше отношение к качеству рекламы?» — были даны следующиеответы.
Таблица10. Отношение потребителей к качеству рекламыНе видел 30 Недостаточно информации 19 Устраивает 51
Примечательно,что не было ни одного негативного ответа вида — «раздражает». Что же касаетсясегмента «Недостаточно информации». Этот ответ имеет прямое отношение кнеосведомленное и относительно ассортимента (напрасные ожидания), а так же и кдостаточному ассортименту. Например, покупатель совершает покупку товара,который не в полной мере отвечает его потребностям в точке «А», затем слишкомпоздно узнает о наличии необходимого товара в точке «Б».
3.5Оценка конкурентоспособности предприятия
Дляопределения доли рынка использовались данные Государственного комитетаРеспублики Башкортостан по статистике. Был направлен запрос об использовании средствбытовой химии и косметической продукции в Республике Башкортостан за период с2000г. по 2008г. и какое отдают предпочтение в использование торговых марок.
Сегментомрынка для парфюмерии и косметики с географической точки зрения будет рынок г.Нефтекамска.
Объектамимаркетинговых исследований являются основные категории и факторы рынка:
— положение на рынке (обеспеченность населения, соотношение спроса и предложения,тенденции изменения объёма продаж, уровень цен и качество товара и др.);
— состояние спроса на конкретный товарный ассортимент (уровень удовлетворенияспроса на отдельных территориальных рынках, экспорт, импорт и динамика ихизменения и др.):
— определение возможного положения предприятия на рынке, анализ причиннегативного и «факторов успеха» позитивного положения, и выявлениеблагоприятных и неблагоприятных факторов дальнейшего развития;
— анализ системы сбыта, формирования спроса и других обеспечивающих системуправления предприятием;
— прогнозные оценки развития рынка и рекомендации по выбору стратегии и тактикиработы на нём.
Комплексноеисследование рынка предполагает более детальное изучение таких его элементовкак товар и потребитель. Потребитель является носителем потребностей в товарахи роль маркетинга состоит в том, чтобы определить эти потребности, характер ихизменения и использовать эту информацию в коммерческих целях.«Секрет» маркетинга состоит именно в том, что удовлетворениепотребностей это процесс, одинаково выгодный и производителю и потребителю.
Конечнымитогом деятельности предприятий является реализация материалов, позволяющиепредприятиям успешно развиваться.
Конкурентамипо продажам парфюмерии и косметики на рынке г. Нефтекамска являются «Альмира»,«Арбат», «Нивея», «Эффект», ТСК «Уральский», «Kiki». «Ариель».
Дляоценки своих сравнительных преимуществ произведем ранжирование конкурентов.Удобно эту информацию представить в виде таблицы 11. для выявления потенциальноопасных конкурентов и произведем оценку в таблице 13.
Таблица11. Ранжирование конкурентов торгового предприятияТорговые предприятия Степень охвата города Ассортимент Угроза для магазина «Вита» Арбат крупный Аналогичный высокая Альмира крупный Аналогичный высокая Kiki средний Аналогичный Выше среднего Ариель средний Специализируется по СМС малая Нивея средний Специализируется по СМС малая Эффект средний Специализируется по СМС малая Торговая точка на рынке «Уральский» мелкий Аналогичный Ниже среднего Торговая точка на рынке «Западный» мелкий Аналогичный Ниже среднего Торговая точка на рынке «Центральный» мелкий Аналогичный Ниже среднего Отдел в магазине «Ника» мелкий Аналогичный Ниже среднего Отдел в магазине «Универмаг» мелкий Аналогичный Ниже среднего Отдел в магазине «Спортивный» мелкий Аналогичный Ниже среднего
Наосновании сделанных исследований, можно сделать вывод о том, что составляетпотенциальную угрозу такие конкуренты как: «Арбат», «Альмира» и «Kiki» торгуяаналогичными товарами.
Таблица12. Конкурентоспособностьтовара
Название конкурирующего
предприятия Доля рынка, которым оно владеет
Объем продаж
т. руб. «Арбат» (А) 60% 17427 «Альмира» (Б) 4,7% 9450 «Kiki» (С) 10,3% 13431
Дляоценки своих сравнительных преимуществ можно использовать метод сегментациирынков по основным конкурентам. Удобно эту информацию представить в видетаблицы 13.
Таблица13.Факторы конкурентоспособности реализуемых товаровПоказатели Вита Главные конкуренты А Б В Б Прим Б Пр Балл Прим Балл Прим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Товар Качество 5 2 3 4 Цена 4 5 3 3 Гамма 5 3 3 4
упаковка
2. Услуги 4 4 3 4
— Ассортимент
материалов 5 4 4 3 — Доставка 5 – – –
Вывод:Предприятие «Вита» конкурентоспособно.
Продолжениетаблицы 132. Дифференциация цен реализации по: 22,5 20,5 18,55 13 Закупочная (в зависимости от качества) 5 2,3 3,5 – — рыночная 4,3 5,0 2,7 4,5 — договорная 0,9 1,1 0,85
— себестоимость
ед. продукции 5.0 4.2 5.0 3.5 — наценки (скидки к цене) 3,7 2,7 4,0 5,0 — срок платежа 3,4 4,0 2,7
Вывод:исходя из рейтинговой таблицы видно, что «Арбат» продумали тактику сбытасильнее по сравнению с торговойсетью «Вита» и с другими предприятиями.
Продолжениетаблицы 133.Каналы сбыта Формы быта 19 28 16,64 19,72 — прямая доставка 5,0 5,0 5,0 5,0 — торговые представители 2 – 2 — оптовые посредники 3,9 5,0 2,8 4,1
— комиссионеры
и маклеры — — — — — дилеры — — — —
Степень охвата
рынка 0.7 3.0 0.2 0.52
Размещение
складских помещений 5,0 1,4 3,1 2,7 Система транспортировки 5,0 3,9 3,8 3,7
Вывод:«Арбат» занимает средние позиции на рынке, ИП «Вита» находится на первом местепо уровню размещения, транспортировки и сбыта.
Продолжениетаблицы 134. Продвижение товара на рынке Реклама 3,1 11,6 1,5 1,9 — для потребителей 1,4 5,0 0,75 1,9
— для торговых
посредников – – – –
Индивидуальная
продажа: — стимулы для потребителей – 1,7 – –
Продвижение
продуктов по каналам торговли:
демонстрация
продуктов 3,7 1,7 0,75
Вывод:Продвижение товаров на рынке занимают слабые позиции, более менее продуман этотвопрос в торговом предприятии Вита.
Продолжениетаблицы 13Общее количество баллов 60,8 62,05 44,42 41,77 Общие выводы по результатам Средний Сильный Слабый Слабый
Врасчетах конкурентоспособности использовали следующие формулы [4, с. 84]:
/> (1)
гдеIкп — индекс параметров качества;
Ic — индекс стоимостных параметров;
/> (2)
гдеDi — коэффициент значимости (весомости) параметра;
qi- относительный параметр качества;
/> (3)
гдеРоцен. — значение параметра качества оцениваемой продукции;
Рконк. — значение параметра качества продукции конкурирующего предприятия.
/> (4)
гдеSоцен. — стоимостной параметр оцениваемой продукции;
Sконк.-стоимостной параметр продукции конкурирующею предприятия.
4.ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАГАЗИНА «ВИТА». РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ
Для начала деятельности необходимо помещение в г.Нефтекамске, торговое оборудование и квалифицированный персонал. Под магазин ИПШувалова Е.А. выделяет трехкомнатную квартиру, находящейся по адресу: г. Нефтекамск,ул. Ленина 38; являющаяся ее частной собственностью, которую необходимо будетпереоборудовать под торговую площадь, чтобы получить лицензию на осуществлениев ней торговой деятельности. Планируемый магазин аналогичен действующемумагазину по ул. Социалистической д.53. Поэтому смета расходов будет составленана основании произведенных фактических расходов для открытия того магазина.
Единовременные платежи
1. Услуги специалиста с Управления архитектуры иградостроительной мэрии г. Нефтекамска – 1579,85 руб.
2. Монтаж, пуско-наладка систем охранно-пожарнойсигнализации – 1599,83 руб.
3. Услуги санэпидемстанции на проведение профилактическихдезинфекционных работ 2880 руб.
4. Торговое оборудование изготовлено хозяйственным способоми оценивается в сумме 50 000 руб.
5. Необходимо закупить первую партию товара на 500 тыс.руб.
6. Расходы на рекламу в форме видео произведения – 2600руб.
Итого: 558659,68 руб.
Постоянные расходы
Далее необходимо заключить договора на обслуживанияторгового помещения:
1. Договор на поставку, отпуск и потребление тепловойэнергии с теплоносителем – горячая вода – 3693,64 руб. в год.
2. Договор на вывоз, прием и размещение отходов – 575,97руб. в месяц, за год – 6911,64 руб.
СогласноФЗ об охране атмосферного воздуха от 02.04.1999 г. на каждом предприятии долженбыть разработан проект по размещению и утилизации отходов (на текущий год).Составлен классификатор по отходам, где указывается класс отходов ирекомендуемые места для их складирования. Класс опасности определяетсяэкспертным путем. Ко всем проектам должно быть составлено заключение от Санэпидемстанции.
Расчетплатежей производится в соответствии с п.п. 3-7 «Порядка определения ивзимания платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденногопостановлением КМ РБ от 6.02.1996 г. № 45, п.2 «Изменений и дополнений,вносимых в Порядок определения и взимания платы за загрязнение окружающейприродной среды, утвержденного постановлением КМ РБ от 6.02.1996 г. № 45»,утвержденных постановлением KM РБ от 02.04.1997 г. № 61.
Размерплатежей за размещение отходов определяется как сумма платы за загрязнение:
— в пределах установленных лимитов выбросов (временно согласованных нормативов),размещения отходов, массы сброса контрольного 1995 г.;
— за сверхлимитные выбросы, объемы размещения отходов и превышение массы сбросазагрязняющих веществ в контрольном 1995 г.
Всвязи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемовразмещения отходов, плата за размещение отходов определяется за объемыразмещения в пределах установленных лимитов.
Приналичии сверхлимитного размещения отходов, в случае если в распоряженииприродопользователей не остаётся прибыли для внесения платы за размещениеотходов специально уполномоченные государственные органы в области охраныокружающей природной среды в соответствии с законодательством РеспубликиБашкортостан имеют право:
— рассматривать вопрос о приостановке или прекращении деятельности предприятия,организации;
— предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного загрязнением окружающейприродной среды.
3. Договор на техническое обслуживание внутренней системыотопления – 519,12 руб. за год.
4. Договор электроснабжения 350 кВт *1,2 руб. =420 руб. вмесяц, за год — 5040руб.
5. Амортизационные отчисления производятся равными долями(по методу ускоренной амортизации) в 4,17 % от первоначальной стоимости в течениесрока службы. Торговое оборудование прослужит два года (хотя этого и непроизойдет в силу хорошего качества оборудования). Принцип ускоренной амортизациихорош тем, что на начальном этапе работы налоговая база значительно ниже ипоэтому при списании оборудования за два года можно будет сократить издержки напоследующих этапах работы.
Амортизационные отчисления (4,17 %) составят в месяц 2085руб., в год – 25020 руб.
6. За техническое обслуживание ККМ – 216 руб. в месяц, вгод — 2592 руб.
7. Закуп МБП (канцтовары) –284 руб. в месяц, в год — 3408руб.
8. Фонд заработной платы составляет 1500 руб. в месяц,включает ежемесячную заработную плату (без налоговых взысканий) и премию,которая не облагается налогами.
В соответствии с законодательством из заработной платыработников производятся удержания и выплаты (подоходный налог и удержания вПенсионный фонд). Налогообложение с физических лиц осуществляется исходя изоблагаемого совокупного годового дохода по единой шкале ставок (если годовойдоход до 50 тыс. руб. – 14%). Учитывая, что совокупный годовой доход работниковмагазина не превышает указанной нормы все расчеты ведутся по базовой ставкеналога – 14%. Работникам также выплачиваются премии, которые не облагаютсяналогами.
Таблица 14. Расчет фонд заработной платы на один месяц Специалист Количество (чел.) Начисленная зарплата, руб. Продавец 2 1500 Итого 2 3000
Таблица 15. Расчет фонд заработной платы на один годСпециалист Количество (чел.) Начисленная зарплата, руб. Выплаченная заработная плата, руб Продавец 2 18000 19044 Итого 2 36000 33888
Итого сумма постоянных расходов: 86184,4 руб.
Переменные издержки
Расходы на бензин – 3000 руб. в месяц, за год – 36 000 руб.
Расходы на рекламу – 2000 руб. в месяц, за год – 24 000руб.
Непредвиденные расходы – 5000 руб., за год – 60 000 руб.
Всего переменные издержки составляют 120 000 руб.
Общая сумма составляет 764 844,08 руб.
Управление ОАО Коммерческий сберегательный банк, с которым уИП Шувалова Е.А. заключен договор на обслуживание, выделяет кредит на сумму 500тыс. рублей, требующуюся для закупа первой партии товара сроком на 3 года под20% годовых. Погашение кредита должно производиться равными ежегоднымивыплатами в конце каждого года, включающими погашение основного долга ипроцентные платежи. Начисление процентов производится 1 раз в году. Составимплан погашения займа, который наглядно будет представлен в таблице 16.
Таблица 16. План погашения задолженностиГоды Остатки долга Процентный платеж Годовой расход по погашению основного долга Годовая срочная уплата 1 500000 100000 137363 237363 2 362637 72527 164835 237363 3 197802 39560 197802 237363 Итого 212088 500000 712088
5. ПЛАН МАРКЕТИНГА
Преждечем рассчитывать прогнозную выручку необходимо определить цены. Придерживаясь общейметодике расчёта цены, при её определении будем следовать следующему плану [4,с. 99]:
1)постановка задачи ценообразования;
2)определение спроса;
3)прогноз издержек;
4)анализ цен и товаров конкурентов;
5)выбор метода ценообразования;
6)установление окончательной цены.
Содной стороны необходимо получать максимальную прибыль, с другой стороныжелательно привлекать на наш сегмент рынка конкурентов и не терять клиентуру.
Вкачестве метода определения базовой цены мы выбрали метод торговой наценки,суть которого заключается в увеличении закупочной цены товара на размерторговой наценки (розничная наценка – 50%). Удерживая цены на определенномуровне, мы постепенно приучим покупателя к тому, что в наших магазинах онвсегда может найти дешевую и качественную продукцию различных производителей.
Исходяиз этого можно просчитать прогнозную выручку, рассчитанную в таблице 17. Объемпродаж рассчитан для первого года работы предприятия на данных сегментах сразбивкой по кварталам и последующие года работы в таблице 18, при этомучитывая особенности сегмента.
Таблица 18. Расчет общего объема продаж,тыс. руб.Наименование сегмента Года
1-й в т.ч. по кварталам года
Общие
продажи I II III IV 2-й 3-й Магазин «Вита» на ул. Ленина 290276 321771 320772 427400 1360159 1360159 4080477
6.ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Вцелом партнера интересует кредитоспособность, т.е. финансовое состояниепредприятия, оценка затрат на ее организацию и функционирование, ведомостьприбылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. В России, так и зарубежом все эти документы имеют определенный стандарт. Финансовый план будетпредставлен представленной в таблице 18.
Таблица18. Прогноз прибылей и убытковПоказатели Наименование интервала планирования Итого 1кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 2 год 3 год Выручка от реализации 290276 321771 320772 427400 1360159 1360159 4080477 НДС 44279,39 49083,7 48931,3 65196,6 207482 207482 622446 Себестоимость произведенных работ 191211 191211 191211 191211 764844 764844 2294532 Валовая прибыль 54785,610 81476,3 80629,7 170992 387833 387833 1163499 Коммерческие расходы 5805,52 6435,42 6415,44 8548 27203,2 27203,2 81609,5 Управленческие расходы 10278 10278 10278 10278 41112 41112 123336 Амортизационные отчисления 6255 6255 6255 6255 25020 25020 75060 Прибыль от реализации 32447,09017 58507,9 57681,2 145911 294498 294498 883494 Прибыль от прочей реализации 32447,09017 58507,9 57681,2 145911 294498 294498 883494 Внереализационные расходы Внереализационные доходы Балансовая прибыль 32447,09017 58507,9 57681,2 145911 294498 294498 883494 Первоочередные платежи Налог на прибыль 7787,301641 14041,9 13843,5 35018,7 70679,5 70679,5 212039 Выплаты за кредит 41208,75 41208,8 41208,8 41208,8 164835 197802 500000 Проценты за кредит 59341 59341 59341 59341 237363 237363 712090 Чистая прибыль -75889,9615 -56084 -56712 10342,9 -178380 -211347 -540635
Таблица19. Прогноз движения денежной наличностиНаименование позиций 1кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 2 год 3 год Итого 1. Баланс наличности на начало 522937 271114 318490 451320 702592 2. Поступления 790276 21771 320772 427400 1360159 1360159 4280537 2.1. Выручка от реализации 290276 21771 320772 427400 1360159 1360159 4080477 2.2. Займы 500000 500000 3. Расходы 267339,3016 273593,8884 273395,4971 294570,7336 1108886,505 1108886,505 3326661 3.1. Прямые затраты 191211 191211 191211 191211 764844 764844 2294532 3.2. Зарплата на персонал 9000 9000 9000 9000 36000 36000 108000 3.3. Налоги 7787 14042 13843 35019 70680 70680 212039 3.4. Выплаты по процентам 59341 59341 59341 59341 237363 237363 712090 Баланс наличности на конец 522937 271114 318490 451320 702592 953865 953876
7.РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Послепроведения прогнозных расчетов необходимо рассчитать экономический эффект,чтобы выявить целесообразность введения этих предложения в практику. Расчетыпредставлены в таблице 20.
Таблица20. Оценка экономической эффективности проектаПоказатели 1кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 2 год 3 год Итого Выручка от реализации 290276 321771 320772 427400 1360159 1360159 4080477 Текущие затраты 191211 191211 191211 191211 764844 764844 2294532 Амортизация 6255 6255 6255 6255 25020 25020 75060 Балансовая прибыль 92810 124305 123306 229934 570295 570295 1710885 Налог на прибыль 246,75 4971 4821,15 20815 30845 30845 92545 Чистая прибыль 92563 119334 118485 209119 539449,6 539450 1618340 Чистый денежный поток 98818 125589 124740 215373,65 564469,6 564470 1693400 NPV (i= 7%) 527590 953847 1239398 2720835 PV 2387077 Простой срок окупаемости 0,709 Дисконт. срок окупаемости 1,14 IRR 24%
Согласноприведенным расчетам видно, что проект экономически целесообразен. Расчет точкибезубыточности позволяет увидеть до какого уровня может упасть выручка, когдаприбыль станет нулевой. Для расчетов необходимо знать:
выручкуот продаж 4080477 руб.
постоянныеиздержки 1169038 руб.
переменныеиздержки 2294532 руб.
прибыль616907 руб.
Точкубезубыточности определяем по формуле:
R=FC/K,
гдеR — пороговая выручка;
FC- постоянные издержки;
К- коэффициент покрытия.
Последовательностьрасчетов для нахождения пороговой выручки (выручки, соответствующей точкебезубыточности) будет следующей.
1.Найдем сумму покрытия:
4080477-2294532=1785945руб.
2.Вычислим коэффициент покрытия:
1785945/4080477=0,438
3.Пороговая выручка
R=1169038/0,438=2669036,5руб.
Фактическаявыручка выше пороговой. Чтобы оценить насколько фактическая выручка от продажипревышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитывается запаспрочности- процентное отклонение фактической выручки от пороговой:
St=(R-R’)/R.100 %
гдеSt — запас прочности;
R- фактическая выручка;
R’- пороговая выручка.
Чембольше запас прочности, тем лучше для предприятия.
St=(4080477-2669036,5)/4080477*100 % = 34,6 %.
Значениезапаса прочности 34,6 % показывает, что если выручка предприятия сократитсяменее, чем на 34,6 %, то предприятие окажется в убытке: если больше, чем на34,6 %, то будет получать прибыль.
Графикбезубыточности представлен в приложении 1.
8.ОЦЕНКА РИСКОВ
Понятиериска, его оценка, прогнозирование и даже управление им — вещь малознакомая длянаших предпринимателей, хотя их повседневная деятельность сопряжена с такимуровнем риска, при котором любой западный предприниматель не взялся бы за дело.Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием теориивероятностей. Для незначительных проектов достаточен анализ риска с помощьючисто экспертных методов. Главное здесь — не сложность расчетов и не точностьвычислений вероятностей сбоев, а умение авторов бизнес-плана заранее выявитьвсе типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков имомент их возникновения. Установив риски, необходимо разработать меры по ихсокращению и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Верят не тому, ктооптимистически утверждает, что его дело ~ беспроигрышное, а тому, кто способензаранее предвидеть проблемы и объяснить, как он собирается выходить из трудногоположения [13, с. 114].
Возможностьвозникновения риска, к сожалению, весьма широка: это могут быть изменения вналоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также вопросыстрахования. Для данного проекта могут возникнуть риски, связанные сневыполнением договора поставки имеет очень маленькую вероятность, так какобъемы реализации у поставщика четко спланированы.
В каждом бизнесе, а в особенности новом,существует определенная степень риска. Он может быть связан с вложениемкапитала, с недополучением дохода, с имуществом. Очень важно выбрать правильныеместа компенсации.
Существует много видов риска.
Производственный риск — связан с возможностьюневыполнения своих обязательств фирмой по контракту.
Финансовый риск — связан с возможностьюповышения своих финансовых обязательств перед инвестором.
Инвестиционный риск — связан свозможностью обесценивания как собственных, так и приобретенных ценных бумаг.
Рыночный риск — связан с возможнымколебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежнойединицы, так и курсов зарубежных валют.
Коммерческий риск — связан смаркетинговым риском, деловым риском и финансовым риском.
Посреднический риск — связан снесвоевременной оплатой сделки и с недобросовестностью партнеров по сделке.
Банковский риск- связан с форс-мажорными обстоятельствами.
Страховой риск — связан с жизнью издоровьем, а также владением и пользованием имуществом.
ИП Шувалова может подвергнутьсярыночному, коммерческому, страховому, банковскому рискам.
Для компенсации риска предпринимательбудет использовать страхование.
Помимоэтого могут возникнуть следующие риски.
Риск,связанный с падением спроса на продукцию. Если падение спроса произойдет покачественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству, стилюи цене) и если производитель не реагирует на замечания работников магазина, тос легкостью можно будет найти другого поставщика, так как уже имеется склад имагазин.
Риск,связанный с порчей или потерей товара. Во-первых, данный вид риска минимален,так как планируемый магазин не будет пользоваться услугами фирм по перевозке.Во-вторых, поставщики, у которых планируется закупать товар располагаются нетак далеко друг от друга, что сокращает срок доставки, а значит и риск,связанный с ним.
Произведемрасчеты для магазина для одного вида риска — риска снижения цен из-за действийконкурентов. При снижении цены предположительно на 25 % выручка снизится на 26%, а соответственно прибыль снизится на 31 %.Соответственно возникает риск невыходана намеченный объем продаж.
Убыткимогут составить 1 452404,5 руб.
Чтобырешить эту проблему мы установили цены на товары бытовой химии наиболееприемлемыми, чтобы избежать этих последствий.
Определим проектные риски экспертнымметодом. В оценке участвовали три эксперта, которые при оценке вероятностикаждого риска руководствовались следующей системой оценок:
0 — риск рассматривается какнесуществующий;
25 – риск, скорее всего, не реализуется
50 — о наступлении события ничегоопределенного сказать нельзя;
75 — риск, скорее всего, появиться;
100 — риск, скорее всего, реализуется
Оценка проводилась по 100 бальнойсистеме тремя экспертами.
Таблица 21
Оценкариска инвестиционного проектаПростые риски Эксперты
Vi средняя вероятность
( 1+2+3)/3 вероятность А Балл С=Wi * Vi 1 2 3 Финансово-экономические риски Неустойчивость спроса 0,1 0,15 0,05 0,1 25 0,25 Увеличение числа конкурентов 0,02 0,05 0,02 0,03 75 2,25 Снижение цен конкурентами 0,2 0,09 0,1 0,13 50 6,5 Рост цен на сырье, материалы 0,1 0,15 0,05 0,11 50 5,5 Несвоевременная поставка сырья 0,1 0,01 0,1 0,1 25 2.5 Рост налогов 0,14 0,2 0,06 0,11 25 0,75 Технические риски Риск нестабильности качества сырья и материалов 0,05 0,05 0,2 0,1 25 2.5 Риск, связанный с новизной оборудования 0,07 0,04 0,04 0,05 25 1,25 Социальные риски Изменение отношения местных властей 0,1 0,05 0,03 0,06 25 1.5 Рост непроизводственных расходов 0,04 0,12 0,08 0,08 25 2,0 Трудность набора квалифицированной рабочей силы 0,07 0,06 0,08 0,07 Недостаточный уровень зарплаты 0,02 0,08 0,05 0,05 25 1,25 Общий итог 1 30,5
Такимобразом, процент риска, оцененный экспертами составил 30,5%, следовательно,предприятие находится в зоне допустимого риска (25С50)
В рыночных условиях необходимо особотщательно анализировать все возможные риски проекта, а также мероприятия позащите от них. В таблице 22 предложены мероприятия по снижению или преодолениюрисков, присущих данному проекту.
Таблица 22
Мероприятия по снижению и преодолениюрисковВид риска Мероприятие Несвоевременная поставка сырья Определение в договорах жестких сроков поставок, санкций и штрафов за невыполнение обязательств
1. неустойчивость спроса
2. рост числа конкурентов
3. снижение цен конкурентов
1. проведение рекламной акции
2. расширение ассортимента и вида предлагаемых услуг
3. повышения качества и уровня обслуживания Неудовлетворительное качество сырья Поиск поставщика с качеством не ниже прежнего, но ценой ниже, чем у прежнего Рост цен на сырье Замена сырья на другое исходное по качеству. Снижение транспортных расходов Трудность набора квалифицированных кадров Обучение собственного персонала Недостаточный уровень оплаты труда Материальное стимулирование рабочего персонала за счет премий в процентном отношении к величине их месячного оклада в зависимости от личного вклада и участия в работе предприятия в зависимости об обслуженных клиентов
Для снижения общего влияния рисков наэффективность деятельности магазина предусматривается коммерческое страхование.Все оборудование, помещение застраховано в Чешской страховой компании. Годовойразмер годовых отчислений составляет 1% от стоимости помещения и оборудования.Также под залог имущества магазина застраховало свои финансовые риски, годовойразмер отчислений по которым составляет 1,55%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика,2001.
2.Ансофф И. Стратегическое управление. М: Экономика, 2000.
3.Бизнес-планирование/ Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика,2002.
4.Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример/В.П.Буров, О.К. Морошкин идр. — М.: ЦИПККАП, 2000.
5.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,процесс. М.: Гардарики, 2001.
6.Давиденко Н., Кудашев А. Финансовый менеджмент: эволюция взглядов и уточнениепредмета// Проблемы теории и практики управления, 2000. №1.
7.Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. — М.,2002.
8.Карпов В.Г., Тарасюк В.М. Решение проблем планирования реальных инвестиционныхпроектов.- М., Химия, 2002.
9.Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Питер, 2000.
10.Кудашев А.Р. Общий менеджмент. Словарь-справочник. Уфа: РИО БАГСУ,2001.
11.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002.
12.Плешков Б. Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия.- М.: CО Анкил,2000.
13.Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. — М.:Финансы и статистика, 2007.
14.Попов В.М. и др. Финансовый бизнес-план. — М.: Финансы и статистика, 2001.
15.Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика,2000.
16.Самоукин А.И., Шишов А.Л. Теория и практика бизнеса: Учеб. -практическоепособие. — М.: Русская Деловая Литература, 2001.
17.Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовомуанализу предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2000.
18.Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга поисследованию рынка. — М.: Финансы и статистика, 2000.
19.Хизрич Р., Питрес М. Предпринимательство: Вып. 2; Создание и развитие новогопредприятия: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
/>