“О духовном развитии личности и общества”
Выполнил студент ТГСПА им. Д.И.Менделеева
Вотчинников Д.И.
Начиная наше сообщение о духовном развитии личности и общества в целом, хочется подчеркнуть актуальность проблемы словами Игната Гордеева в повести Максима Горького Фома Гордеев: “- На людей не — надейся…многого от них не жди… Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать….” Одни из последних слов напутствия сыну ясно иллюстрируют его отношение к жизни. В его образе очень ярко показан тип купца-грабителя, которого духовный разврат толкает к физическому. Всё, что он делал, он делал для себя и только для себя.
Краткой характеристикой данного персонажа нам хочется показать глубокую социальную остроту, поднятую Максимом Горьким еще в конце 90-х гг. XIX в. — проблему утрачивания духовных ценностей. С нашей точки зрения, материальное благополучие является базисом для духовного разложения общества. Социальная несправедливость, классовое расслоение, стремление к статусности и наживе создают почву для деградации социокультурных связей и, как следствие, приводит к упадку духовной составляющей общества. Исходя из этого, целью нашего сообщения является рассмотрение духовной составляющей в жизни личности и общества.
Трудно говорить о духовном развитии общества, когда отдельный её член вожделеет к материальному благосостоянию, нежели к духовному равновесию, стабильности.
Таким образом, можно заключить, что общество, каждый человек в отдельности, по большей своей части, ставит во главу угла социально-экономические блага, духовным же отводится роль второго плана.
Почему происходит процесс утрачивания духовных ценностей и как этот процесс остановить?
Мы попытаемся изложить своё видение по данному вопросу.
Что же такое духовность? С точки зрения философии, духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
На сегодняшний день можно констатировать, что нравственные и духовные аспекты общественной жизни перестают быть значимыми. Это современная тенденция для многих культур: европейской, американской, и с начала 90 гг. XX в. для российской.
За 20 лет современная российская культура координально поменялась – мы живем в новой стране, подстраиваемся к новому, формирующемуся укладу жизни, у государства появилась новая доктрина, идеология – мы движемся по пути демократического развития. Происходит трансформация менталитета, заключающаяся в пересмотре взглядов, норм, оценок. Меняется система ценностей общества, обусловленная, прежде всего, политическими и социальными обстоятельствами.
Для полного ответа на сложившуюся закономерность стоит обратиться к прошлому, выявить постулаты, на которых строилась духовная жизнь населения, а также факторы, способствовавшие ее формированию и развитию.
Становление общества и в целом государственности относится к IX – X вв., когда славянские племена объединились для социально-экономических благ, государства и развития общества. Принятие веры дало обществу ценностные ориентиры, задатки духовности. На протяжении долгого времени роль церкви, пастырей духовно обогащало общество. В это время происходит становление нравственной культуры личности и общества, происходит аккумуляция – постепенное накопление достижения нравственной культуры. Отличительной особенностью данного исторического периода является патриархальность. Во многом, благодаря сложившейся патриархальной обстановке происходит духовно-нравственное воспитание, развитие общества в русле духовного равновесия, идеологического самосознания.
В конце 10-х – начале 20-х гг XX в. в России происходит смена политического курса. Происходит перестройка духовных приоритетов. На смену церкви приходит просвещение и интеллектуальные интересы общества. Происходит ликвидация безграмотности, повышается образованность, воспитывается патриотизм. Но, тем не менее, развитие отдельного человека как личности с твердыми духовными основами резко снижается. Это обусловлено, прежде всего, идеологической концепцией социализма, целью которого являлось равенство среди людей и чуткое руководство духовной сферой партийным аппаратом.
В годы “оттепели” происходит политика, направленная на повышение роли общественных, творческих организаций. Особо стоит отметить роль пионерских и комсомольских организаций, которые давали нравственные основы молодежи, с ранних лет формировали ценностные ориентиры, учили жизни, морально воспитывали, приучали к закону и порядку…
Но наступил 1991 год. Рухнули, сложившиеся за многие десятилетия, стереотипы, исчезли механизмы сдерживания асоциального поведения. Отказ от советской идеологии и попытки принять “западный” образ жизни нарушили духовное единство общества, деформировали моральные нормы и нравственные установки. Были подорваны ценности старшего поколения, изменились жизненные приоритеты молодежи, обычным стало проявление негативного отношения к закону, труду, государству.
На наш взгляд, стоит обратить внимание на молодежь. Изменение политического и социально-экономического строя резко, аврально повлияло на общество, происходит процесс нестабильности: люди, разрываясь на нескольких работах, стараются прокормить семью, в то время как их дети предоставлены сами себе. Естественно, что большинство детских, молодежных организаций перестало существовать вследствие того, что к прежнему воспитанию образованию молодежи не отводилось должного внимания.
Вместе с тем происходит процесс криминализации, который в большей степени наносит вред духовному благополучию общества. Складывается стереотип социальной незащищенности, неверие в верховенство закона. Происходят волнения в обществе, появляются радикально настроенные неформальные объединения, секты, которые являются следствием духовного упадка общества.
Свободный выбор, данный нам, стал катализатором пагубных пристрастий, которые достаточно легко приобретаются и приводят к тяжелейшим последствиям. Довольно четко это прослеживается в демографической обстановке, именуемой “русским крестом”.
Снижение активной гражданской позиции приводит к аморальности, которое является обычным проявлением для современного общества.
Говоря о современном развитии духовной сферы общества, стоит акцентировать внимание на ситуацию, складывающуюся в нашем городе – Тобольске. Духовный центр Сибири в прошлом, имевший социально-культурное наследие и являвшийся экономическим и политическим центром Сибири, в XX в. потерял свою административную значимость вследствие невыгодного экономико-географического положения. Как следствие, культурные, научные, духовные достижения проявились не в полной мере.
Что можно сказать о духовном развитии города сейчас?
Пробуждения в культурно-нравственном развитии наблюдается не особо заметно. Ответом на данный факт, на наш взгляд, может служить то обстоятельство, что люди воспринимают духовность, как “данное”.
Для людей актуальны проблемы материального достатка, нежели своё духовное равновесие. Между тем, сбалансирование духовного и материального мира и является той “золотой” серединой современного общества.
Подводя итог нашему сообщению, следует сказать о том, что необходимо сделать человеку и обществу для духовного равновесия и благополучия.
Необходимо быть готовым и способным нести личную ответственность за своё собственное благополучие и благополучие общества. Для этого необходимо усвоить социальные навыки, практические умения, которые обеспечивают, с одной стороны, их адаптацию в условиях меняющегося мира, а с другой – социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных ролей. В то же время личная ответственность невозможна без сформированной системы ценностных ориентиров. Темп и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.