Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
УральскийГосударственный Экономический университет
Кафедраэкономической теории
Рефератпо дисциплине: «Экономическая теория»
натему: “Спрос, предложение и рыночное равновесие”
Исполнитель:
студентка группыЭСС-10
Рыбак Е. Д.
Руководитель:
Зысман Н. И.
Екатеринбург,2010
Содержание
Введение
1. Спрос и предложение
1.1 Терминология
1.2 Законспроса
1.3 Законпредложения
2. Рыночное равновесие
2.1 Механизм достижения рыночногоравновесия
2.2 Виды рыночного равновесия
2.3 Устойчивость равновесия
3. Модели рыночного равновесия
3.1 Моделиравновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразнаямодель
3.3 Применениемодели рыночного равновесия
Заключение
Литература
Введение
Моей целью является выявить, как действует рынок,закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение,как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятсяк ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.
В соответствии с поставленнойцелью необходимо решить задачи:
1. Определить рыночные спроси предложение;
2. Определитьрыночное равновесие;
3. Рассмотретьмодели рыночного равновесия;
Структура работы:данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованнойлитературы.
1. Спроси предложение
1.1 Терминология
Рынок – это механизм, сводящийвместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Спрос – это вид зависимости величиныпокупок, которые покупатели готовы совершить на рынке определенного вида благ вопределенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих неизменныхусловиях).
Закон спроса – состоит в том, что повышениецен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы:
1. Повышение ценыне всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозитпадением этой выручки.
2. При определениицены на свой товар любой должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такойцене исходя из существующей чувствительности спроса на этот товар к изменениям цены.
Предложение — отражает то количество товара, которое производителисогласны представить на рынок по данной цене.
Закон предложения — при прочих равных условиях,повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижениювеличины предложения.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когдаспрос на товар равен его предложению; объем продукта и его цену называют равновеснымиили ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии измененийспроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценойи равновесным объёмом.
Устойчивость равновесия — способность рынка приходитьв состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесногообъёма.
1.2 Закон спроса
В экономическом смысле в основе спроса лежит не простопотребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить занего. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем токоличество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочихфакторов, влияющих на спрос.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражаетсяв законе спроса.
Согласно закону спроса потребителями, при прочих равныхусловиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена.То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количествомпокупаемой продукции.
Различают:
индивидуальный спрос — это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос — это спрос всех покупателей на данныйтовар. Принято различатьиндивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночныйспрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначитьчерез qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как
QD = ∑ qij
При изменениипрочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результатеизменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше,при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокуюцену. Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколькоаргументов.
1. В подавляющембольшинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается,то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будутотказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовойбарьер окажется непреодолимым.
2. Рост объемаспроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода –он возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, самдоход в этом случае не меняется, но экономия дает покупателю возможность приобрестина сэкономленную сумму дополнительное количество товара.
3. Рост объемаспроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения – он связан с проблемойвыбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупательотдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительнопервого более дорогим.
4. Рост величиныспроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной)полезности товара. После изучения спроса рассматривается предложение
1.3 Закон предложения
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равныхусловиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением иценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения.Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложенияможно записать как сумму объема предложения i – того продавца: QS = ∑ QSi
Факторы формирования предложения
1. Цена товара с определенными свойствами и технологиейизготовления.
2. Величина затрат, необходимых для производства товара.
Закон предложения – состоит в том, что повышениецен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателейвлияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затратына изготовление и уровень прибыли).
Аргументация достоверности закона предложения.
1. Когда цена на товар растет, производители, заинтересованныев увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль,где растут цены, устремятся производители из других отраслей, изымая свои капиталыиз менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объемпредложения.
2. Рост объема предложения связан с ростом цены товараеще и потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительныхзатрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будетрасти цена товара. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительныезатраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной дополнительнойединицы продукции.
2. Рыночноеравновесие
2.1 Механизмдостижения рыночного равновесия
Свободное движениецены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары,проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатитьцену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будетрасти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложениебольше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до техпор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Равновесие спросаи предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересеченияобъем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаковоудовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишекспроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превыситспрос, и цена снизится до уровня равновесия.
2.2 Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Еслипосле нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаютсяпрежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровеньцен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное,краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложениев процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.
2.3 Устойчивость равновесия
Равновесие механической системы устойчиво, если прималом возмущении (смещении, толчке) точки системы во всё последующее время малоотклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво.Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивогоравновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствиесопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается. Более строгоУ. р. определяется и исследуется так же, как и устойчивость движения. В случае механическойконсервативной системы достаточное условие У. р. даётся теоремой Лагранжа — Дирихле,согласно которой равновесие устойчиво, если в положении равновесия потенциальныйэнергия системы минимальна.
Виды устойчивости
1. Абсолютная;
2. Относительная;
3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенныхпределах);
4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).
3. Модели рыночного равновесия
3.1 Моделиравновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
Существует два подхода к исследованию установленияравновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемахспроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложениябольше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения(при цене P1), избыток равняется QS1 — QD1. В результате конкуренциипродавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночнаяцена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса(при цене P2), то есть дефицит равен QD2 — QS2. в результате конкуренциипокупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает./> /> /> /> /> /> />
Увеличить теорию Вальраса />
Рис.1 — Рыночное равновесие по Л.Вальрасу.
Главным в подходе А.Маршалла является разность ценP1 и P2. А.Маршалл исходит из того,что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения.Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения.Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самымспособствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицитаактивно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласноверсии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегдаявляются предприниматели.
/>
Рис.2. — Рыночное равновесие по А.Маршаллу
Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемойпотребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляет излишек,прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар вышеравновесной цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именнопо рыночной цене.
Графически излишек потребителя, можно изобразить черезплощадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя – эточасть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь,равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболееэффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки производителей равны площадифигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективныхфирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара поболее высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен суммеизлишка потребителя и излишка производителя.
/>
Рис.3. — Излишек производителя и потребителя
3.2 Паутинообразная модель
Паутинообразная модель – модель, изображающая траекториюдвижения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производствапри движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описанияколебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложениереагирует на изменение цен с некоторым запозданием.
Равновесие в паутинообразной модели зависит от угловнаклона кривой спроса и
предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклонапредложения S кручекривой спроса D.Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникаетизбыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избыткупредложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точкеE. Колебания носят затухающийхарактер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклонакривой D кручеугла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесиене наступает.
/>
Рис.2.9. — Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесиев паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него.
Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершаетрегулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в томслучае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
Паутинообразная модель наводит на мысль о том, чтоуглы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для пониманиямеханизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателейи продавцов.
3.3 Применениемодели рыночного равновесия
Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношениймежду экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем общего классамоделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаютсяи равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономическойтеории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономическиеагенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только приусловии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые имиресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агентне может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующихфакторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных измененияходной конкретной цены.
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обменатоварами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне котороговыступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спроси предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориямии служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса,как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которыедолжны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшимикатегориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчиненыдействию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрестипо низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величинойспроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматриваетпрямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по болеевысокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара,чем по низкой.
Рынок сводит продавцов и покупателей; равновеснаяцена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателейсовпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов(изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительныхналогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесиена рынке устанавливается в новой точке.
Литература
1. БаликоевВ.Э. Общая экономическая теория.
2. ЗадояА.А., Петруля Ю.Е. Основы экономической теории (учебное пособие).- М.:«Рыбари»,2004.
3. ИвашковскийС.Н. Микроэкономика. Учебник. — М., 2003
4. ИохинВ.Я. Экономическая теория. — М.: Юрист, 2000.
5. КэмпбэллР. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва: Республика,2003.
6. http://dic.academic.ru
7. http://www.study-economics.ru
8. Экономическаятеория: [учеб. для вузов] / А. И. Попов. — 4-е изд. — СПб. [и др.]: Питер, 2006.- 541 с.: ил. — (Учебник для вузов).
9. http://matfak.ru/