Банки их виды и функции

–PAGE_BREAK–
    продолжение
–PAGE_BREAK– Организация межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты являются составным элементом платежного механизма государства. Безналичные платежи между субъектами предпринимательской деятельности никак не могут быть завершены в пределах одного банка. Так как, в основном, у субъектов предпринимательской деятельности счета открыты в разных банках, отсюда неминуемо возникают межбанковские расчеты. Они представляют собой систему осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими организациями.
В мировой практике сложились общие принципы организации межбанковских расчетов, которые основаны на следующих моделях:
Ø По счетам межфилиальных оборотов;
Ø Путем организации корреспондентских отношений между банками;
Ø Через корреспондентские счета в учреждениях Центрального бака;
Ø Через клиринговые учреждения;
Сейчас многие банки разных стран перешли на электронную систему платежей, которая работает в режиме реального времени и позволяет завершать расчеты между банками в течение операционного дня.
В составе Центральных банков есть такое подразделение как расчетная палата, на которую возложено техническое проведение межбанковских расчетов на основе электронных технологий. Расчетная палата построена по двухуровневому принципу:
Ø Центральная расчетная палата, которая подчиняется непосредственно Центральному банку;
Ø Региональные расчетные палаты, которые являются структурными подразделениями территориальных управлений Центральных банков;
В центральной расчетной палате открываются технические счета региональных расчетных палат, по которым фиксируются проведенные за день операции. Ведение счетов позволяет проводить контроль за правильностью осуществления операций по техническим корреспондентским счетам региональными расчетными палатами. Кроме того, обобщение отражаемой по этим счетам информации позволяет получить довольно четкую и ясную картину состояния платежного оборота между регионами.
Контроль над деятельностью коммерческих банков. Эта задача является одной из основных задач Центрального банка. Так как в условиях рыночной экономики, банки вполне могут обанкротиться. А банкротства банков влекут за собой в пропасть всех клиентов банка, и существует реальная опасность, что будет подорвано доверие к банковской системе в целом. Поэтому ведомство контроля над банками будет пытаться избежать неплатежеспособности кредитных учреждений. Это происходит благодаря дифференцированной системе мероприятий, связанных с надзором, контролем, подачей заявок и профилактикой.
Система контроля направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков
К внешним рискам относятся:
Ø Риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами);
Ø Валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции);
Ø Риск учетной ставки ( убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам Центрального банка, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам);
Ø Риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).
Внутренними факторами риска считают коммерческие, связанные с человеческим фактором  (квалификация персонала и деловые качества руководителей, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и др.), а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи, транспорта и т.п.
Для снижения внутренних рисков проводятся такие процедуры, как лицензирование, аудиторские проверки, инспектирование деятельности коммерческих банков сотрудниками Центрального банка.
Коммерческие банки обязаны ежемесячно предоставлять Центральному банку следующую информацию:
Ø Баланс с приложением расчета экономических нормативов;
Ø Отчет о кредитном портфеле;
Ø Отчет о портфеле ценных бумаг;
Ø Отчет о валюте и валютной позиции;
Ø Отчет о риске процентной ставки;
Ø Отчет о предоставлении и погашении родственными лицами кредита банка.
Управление банковского надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой другой информации, даже если она отнесена к банковской служебной или коммерческой тайне. Сюда, в частности, относится информация о крупных кредитах.
Работа по банковскому делится по трем основным направлениям: общий надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.
Общий надзор. Распространяется только на стабильно работающие банки, которые финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего законодательства, указания Центрального бака и т.д. Одним словом имеют хорошую репутацию. Его осуществляют региональные управления Центрального банка.
Интенсивный надзор. Применяется к тем банкам, которые периодически нарушают экономические нормативы и допускают незначительные другие нарушения, а также не отличаются финансовой стабильностью.
Надзор высокой степени. Используется в отношении банков, которые систематически (два и более раз в течение квартала) нарушают экономические нормативы, а также допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние.
Полномочия Центрального банка в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:
·        Обязательность для коммерческих банков выполнения указаний Центрального банка;
·        Требования к учредителям банков по финансовому оздоровлению банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банков;
·        Взыскание штрафов;
·        Повышение норм обязательных резервов;
·        Назначение временной администрации по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;
·        Отзыв лицензий на совершение банковских операций.
Задачи Центрального банка по осуществлению контроля над банками, представлены на рисунке 2.                                 
Кредитные операции Центрального банка. Кредитные операции Центрального банка не ограничивается суммой аккумулированных кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части своего баланса на дату выдачи кредита. Пассивы Центрального банка автоматически увеличивается по мере предоставления кредита.
Осуществляемые Центральным банком кредитные операции играют подчиненную роль по отношению к организации платежного механизма и денежного обращения страны: они призваны обеспечить наличие остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в сумме, достаточной для бесперебойного функционирования межбанковской системы и удовлетворения потребностей  оборота в наличных деньгах.
Кредиты Центрального банка – это основной источник государственного внутреннего долга страны.
Безусловно, непосредственное кредитование предприятий Центральным банком ограничено. Конечно, не каждый предприниматель и далеко не каждое предприятие может получить кредит у центрального банка, это доступно не всем. Кредит выдается хозяйствующим субъектам, обеспечивающим деятельность Центрального банка (включая создание материально-технической базы для выпуска собственной валюты). Практикуется выдача ссуд сотрудникам Центрального банка из средств фонда материального поощрения.

 2.3.   Денежно-кредитная политика Центрального банка
Сохранение стабильной покупательской способности денежной единицы и обеспечение эффективности системы денежных платежей и расчетов – являются основными задачами, которые Центральные банки преследуют в области денежно-кредитной политики.
Кроме того политика Центрального банка является одной из важных частей макроэкономического регулирования, направленного на достижение экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.
Выделяются следующие основные инструменты, которыми оперирует Центральный банк для регулирования денежно-кредитной политики:
Ø Изменение учетного процента;
Ø Изменение норм обязательных резервов коммерческих банков;
Ø Операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств).
Вследствие изменения учетного процента происходит регулирование способности коммерческих банков пополнять резервы за счет краткосрочных кредитов Центрального банка. Между размером резервов и способностью банков к предоставлению кредитов существует взаимосвязь. Рост кредитов, (и обязательств по депозитам), обуславливает необходимость увеличения резервов, и наоборот сокращение кредитов (депозитов) высвобождает резервы.
Поэтому, осуществляя регулирование норм обязательных резервов банков, Центральный банк воздействует на рынок ссудного капитала и кредитные операции. На открытом рынке Центральный банк может продавать государственные обязательства в случае, когда преследуется цель ограничения эмиссии денег и ограничения способности банков к предоставлению кредитов и наоборот. Помимо основных инструментов регулирования денежно-кредитных обращений Центральный банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве которых могут выступать:
Ø установление верхнего предела процентных ставок, уплачиваемых банками по срочным вкладам;
Ø изменение маржи по сделкам с биржевыми, ценными бумагами и т.д..
В рыночной экономике Центральный банк осуществляет покупку и продажу как отечественной так и иностранной валюты. Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, Центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Когда правительство осуществляет политику фиксированного валютного курса, Центральный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации (официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса) осуществляется обратная операция. Если же правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту, Центральный банк лишь периодически вступает в “игру”, когда изменение курса национальной валюты превышает определенный пороговый уровень.

3.1.   Коммерческий банк как вторая ступень двухуровневой банковской
      системы
Коммерческие банки – это основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не только свой собственный, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, в основном, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.
Основная цель коммерческих банков — это оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем. Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их “коммерческий интерес” в системе рыночных отношений).
Коммерческие банки могут открывать филиалы и представительства, как на территории своей страны, так и за ее пределами. Необходимым условием их открытия является полная оплата заявленного уставного фонда банка. Однако, как филиал, так и представительство не являются юридическими лицами. Они обособленные подразделения банка, которые выступают от его имени и действуют на основании своих положений, утвержденных в соответствии с порядком, предусмотренным уставом банка.
Региональное управление Центрального банка может отказать коммерческому банку в регистрации филиала в случае нарушения порядка его создания, несоответствия представленных документов законодательству и уставу банка, неудовлетворительного финансового состояния банка, нарушения им экономических нормативов и отсутствием надлежащей материально-технической базы. Теперь рассмотрим классификацию коммерческих банков.
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные. По форме организации среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.
Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам. Акционерными обществами закрытого типа, а также паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Центральном банке.
Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. Все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций.
В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.

          3.2.   Принципы деятельности коммерческих банков Определяют четыре принципа деятельности коммерческого банка:
1.     Работа в пределах реально имеющихся ресурсов;
2.     Полная экономическая самостоятельность;
3.     Построение взаимоотношений коммерческого банка с клиентами как обычные рыночные отношения;
4.     Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными методами.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. В основном это относится к срокам тех и других. Например, если банк привлекает средства в основном на короткие сроки (краткосрочные вклады или вклады до востребования), а вкладывает их главным образом в долгосрочные ссуды, то под угрозой оказывается его способность расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность).
Наличие в активах банка большого количества ссуд  с повышенным риском  требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Поэтому,  разрабатывая условия тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.д.), необходимо первостепенное внимание уделять источникам формирования соответствующих пассивов.
В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций, т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Так как систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и потому приоритет в регулировании должен быть отдан экономическим мерам.
Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.
Вторым важнейшим принципом, ан котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков и распоряжение доходами, остающимися после уплаты всех налогов.
    продолжение
–PAGE_BREAK–