Методы НЛП

Методы НЛП

Ольга Данилова.
Некоторые методы и теории НЛП

В
одном из предыдущих выпусков электронной газеты Effecton.Ru мы говорили о трех
составляющих НЛП — модальностях, лингвистическом компоненте и четкой схеме
обучения. Модальности — основа всех методов НЛП. Воздействие на себя или на
другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в
НЛП репрезентативной системой. Кроме того, к особенностям восприятия в НЛП
относится

Восприятие
ситуации с 4 позиций

с
точки зрения себя

с
точки зрения своего собеседника

с
точки зрения постороннего наблюдателя

с
точки зрения всей этой системы отношений (метапозиция)

Взгляд
постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие,
и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На
этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. В последнее время число этих
методов очень быстро растет за счет того, что в НЛП наблюдается тенденция узкой
специализации. Это значит, что, если сегодня в списке методов НЛП уже
присутствует метод избавления от аллергии, то завтра может появиться метод
избавления от цветочной аллергии (аллергии на собак и т.п.).

Сущность
методов

основанных
на 4 позициях восприятия, заключается в следующих этапах:

видеть
себя с проблемой;

видеть
себя без проблемы;

видеть
другого человека, который верит, что Вы — самый лучший, любит Вас;

трансформировать
свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность
восприятия и т.п.;

запомнить
это состояние и переключаться на него всякий раз, когда проблема дает о себе
знать.

Схема
выглядит несложной, но выполнять это в точности может далеко не каждый.
Наиболее частый случай на сеансе НЛП — симуляция успеха в выполнении упражнения
(об этом чуть ниже).

Среди
наиболее часто используемых приемов НЛП — разрыв шаблона, установка якорей.
Разрыв шаблона помогает легче принять материал или подстроиться под модальность
и мышление другого человека за счет отключения контроля сознания. Якорь —
приятное ощущение, воспоминание. Поставить якорь можно, погладив по плечу,
коснувшись руки. Основы его действия — в учебниках физиологии высшей нервной
деятельности.

Схема

Создатели
НЛП взяли на вооружение простую схему научения, разработанную бихейвиористами и
применяемую, в частности, в дрессировке животных. Бихейвиористы учили мышь
нажимать на рычаг. Для этого они долго наблюдали за ее активностью в клетке и в
тот момент, когда мышь нажала-таки на рычаг, открылась кормушка. После серии
таких экспериментов мышь успешно обучилась нажимать на рычаг. Юрий Куклачев,
известный дрессировщик, говорит, что не заставляет своих кошек делать что-то, а
подкрепляет лакомством уже естественно выполненное ими действие.

С
человеком все посложнее, поскольку вариантов подкрепления у него могут быть
тысячи. НЛП-тренер обычно просит вспомнить что-либо приятное, или легонько
касается человека рукой, бывает, что и то, и другое сразу. Затем, если человеку
удалось, скажем, трансформировать свою модальность восприятия в модальность
другого человека, тренер повторяет подкрепление. Якорь установлен.
Предполагается, что впоследствии человек будет стремиться к удовольствию,
получаемому от якоря, а, значит, его мотивация в избавлении от проблемы будет
поддерживаться на должном уровне.

У
якорей один недостаток, тот, кто знаком с физиологией условного рефлекса,
хорошо его знает. Если не менять подкрепление, рефлекс угасает. Животное
привыкнет к лакомству, а человек привыкнет к приятному ощущению.

Вообще
НЛП многое почерпнуло из бихейвиоризма. Так, группа методов НЛП основана на построении
ассоциативных связей между явлениями. Упражнение “Метафора”, к
примеру, включает следующие этапы:

Размышление
о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.

Размышление
о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это
занятие будет для него ресурсом.

Связывание
проблемы и ресурса через построение аналогий.

Перенос
проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.

Перемещение
решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Метафорическим
является и

Упражнение
реагирования на критику:

Разделение
себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя),
между этими людьми — стена

Человек
представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту
стену

Человек
представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует
свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя

Оценивается
содержание критики

Человек
получает подсказки от другого себя, как реагировать на критику с точки зрения
ее содержания. Если критика справедлива — “хорошо, я учту, спасибо”;
если частично несправедлива — отметить несправедливые места; если несправедлива
— развернуться и уйти, либо переубедить человека

Затем
применяются приемы на слияние двух “Я” в одно. Человек получает
способы реагирования на критику.

В
результате повторения этого упражнения, как и в результате тренинга,
формируется новая схема поведения. Обратите внимание на то, что свой принцип
четкой программы обучения упражнения НЛП соблюдают очень строго. Каждое
упражнение построено из шагов в определенной последовательности. Каждый шаг
упражнения представляет собой какую-либо теорию психологии. К примеру, возьмем

Упражнение
на избавление от аллергии:

Закрепить
якорь — бихейвиоризм

Вспомнить
все проявления данной аллергии и войти в это состояние — психоанализ

Научное
объяснение проблемы с использование медицинских фактов — когнитивная терапия,
гуманистическая психология

Анализ
будущей жизни без аллергии и преимуществ такой жизни — постановка цели через
результат, психология мотивации

Поиск
ресурса и способа реагирования на ресурс, взаимодействия с ним — ассоциативная
терапия
Закрепление ассоциаций — ассоциативная терапия

Как
видите, успех теории Бэндлера и Гриндера вполне заслуженный. Они конструктивно
объединили десятки совершенно разных, иногда даже противоположных друг другу,
теорий и методов терапии. Другое дело, действуют ли эти методы, и действуют ли
в том направлении, которое необходимо для решения проблемы.

Психологи,
ведущие тренинги, знают о такой коварной помехе, как симуляция успеха при
выполнении упражнения. Человеку в группе свойственно повторять поведение других
участников, кроме того, ему неловко сообщать о своей неспособности выполнить
какое-либо задание. Учитывая эту помеху, создатели психологических тренингов
пытаются сделать упражнения как можно более простыми и доступными для любого
человека. Еще одно требование для этих упражнений заключается в наличии
визуальных доказательств того, выполнил человек упражнение или нет.

В
отличие от тренингов, НЛП не учитывает такие требования при создании своих
упражнений, поэтому симуляция — довольно частое явление, сопровождающее сеанс
НЛП. Представьте, что Вы сидите в группе людей и Вам необходимо поговорить с
Вашей проблемой или страхом. А ведь Вы — серьезный взрослый человек. Но это не
причина мешать сеансу и обнаруживать свою неспособность выполнить задание,
поэтому Вы всячески симулируете разговор с проблемой и рассказываете тренеру о
его содержании. Нетрудно предположить, что упражнение не будет эффективным для
Вас. Единственное, что может утешить, это тот факт, что большинство людей,
сидящих вокруг Вас в кругу — тоже симулянты.

По-видимому,
симуляция успеха — одна из причин, по которым НЛП ругают, как бездейственный
метод. Необходимо помнить, что залог успеха в НЛП — не только умелая работа
тренера, но и работа самого человека, и их сотрудничество. В таких условиях
эффективен любой метод, в том числе и НЛП.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/