Экология и мораль

Содержание
Введение
1. Экология и мораль
2. Формирование экологической культуры
3. Экология и право
3.1 Понятие экологического контроля
3.2 Виды экологического контроля
Заключение
Список литературы
Введение
Экологическиепроблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих немедленного решения.
Для решенияэкологической проблемы необходимо:
1.        Изучениеэкологических закономерностей и их учет в активно-преобразовательнойдеятельности.
2.        Рациональное,экономное использование природных богатств.
3.        Заботао восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностьюэкосистем.
4.        Выработкаи усвоение новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества кприродным объектам, к природе в целом.
Последнийпункт один из важнейших. Это отношение человека определяется характером доминирующихв обществе социально-экономических отношений, ценностно-мировоззренческихустановок.
Отношениесовременного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельностиморального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесениеповсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины. Человек относится кприродным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природнымявлениям как противостоящим общественным, культурным. В последней четвертинашего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает все более иболее глубокую осознаваемую зависимость, самого существования общества отсохранения определенного уровня состояния природы.
С ростом возможностейпреобразования окружающего мира у человека растет чувство ответственности заприродную среду — ее сохранение и улучшение. Общество не выживет безэкологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки,техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживаниючеловечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания являетсяотражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знатьэкологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологическойкультуры.
Цель даннойработы: Проанализировать взаимоотношения экологии и культуры, права, морали.
Задачиработы:
1.        Изучитьвзаимодействие экологиии морали.
2.        Рассмотретьформирование экологической культуры.
3.        Проанализироватьвзаимовлияние экологии и права.
4.        Сделать выводы.
1. Экология и мораль
Предшествующиеэкоэтике этические учения[1] исходили из предпосылок,что при всей активности человека, природа, ее системы остаются неизменными;действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этическинейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична.
Сусилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознаниипроисходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека все большеприобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск нормчеловеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классическийпериод античной культуры стало складываться новое отношение к природе. Впозднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использоватьресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, какесли бы она была одной из захваченных ими провинций.
Вмиропредставлениях восточных мудрецов природа оказывается громадным животным,наделенным собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этихвоззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икедавыдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признанасверхорганизмом. Согласно буддизму — все в одном, один во всем. Идея единства,целостности многообразного природного мира и его фрагмента, части являетсяфундаментальной для философии древних. Среда обитания представляется при такомподходе как проявление Будды. Древнекитайское общество поощряло наблюдательноеотношение к природе. Человек в таком обществе старался проникнуть как можноглубже в суть естественного мира и использовать в природе источники энергии, доминимума сводя своё вмешательство в природные механизмы.
Реализацияпринципа «у-вэй» (невмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природеидти своим путём, извлекает пользу из природы вещей без их изменения, даётзнания о том, как обойтись без вмешательства. Термин «у-вэй» — великое правилодаосизма, пронизывающее восточное миропонимание[2].
Врелигиозной японской традиции «синто» нет нравственных заповедей, нормправедного поведения или предостережения против грехов. Синто был порождён обожествлениемприроды. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии являетсяконцепция «Человек – дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм»)означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда непротивопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в нихчуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью,радоваться её многоликой красоте.
Варабо-мусульманской культуре в снятом виде сохранилось древневосточноепреклонение перед природой, и в то же время её было присуще относительноактивное (по сравнению с древними цивилизациями) использование природныхреалий. Эта культура отличалась определённым динамизмом, и в какой-то степенипрагматическим подходом к действительности.
ВСредние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призываличеловека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношениячеловека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являютсяпротивопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Богсанкционировал господство человека над всеми живыми существами.
Всовременном мире природные факторы имеют ценность лишь в контекстепрогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляцииявляется не природа сама по себе, а отношение к ней.
Благодаряэкологической этике в сферу нравственных отношений «человек-человек», «человек– общество» справедливо включается и целый ряд аспектов в отношении «человек —природа», «общество — природа». Это не означает полной натурализации основанийморали, которая имеет социоприродную сущность, так как определяющие ее критериине могут быть только природными. Они вбирают в себя наряду с общественными иэкологические регулятивы.
Экологическаяэтика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации игармонизации в системе отношений «человек — природа», «общество — природа».Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, чтоприоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущихпоколений.
Экологическаяэтика ставит вопрос, обращая внимание по существу на мировоззренческуюпроблему. Какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной вчеловеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческойпроблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основыватьсяна признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральнойоценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней?
Недавнотакая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно,что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго довозникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него.Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны бытьвключены не только явления общественной жизни, но и природные явления,составляющие естественную среду жизни общества. Тем самым существеннорасширяется сфера социального мира и делается заявка на преодоление тогоантропоцентризма, который составлял непременную ось всей прежней культуры[3].
Прежнийантропоцентризм исчерпал себя, в силу своей односторонности стал серьезнойпомехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как есличеловек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своихпотребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточноевнимание к ее нуждам.

2. Формирование экологическойкультуры
Экологическаякультура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразныеограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура»охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы«общество — природа».
Отношениек природе как самоценности культивирует высшие тончайшие проявлениячеловеческой субъективности, дает возможность наиболее полного, универсальногоразвития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и ширестановятся его связи с природой. Человеческое отношение к природе ради неесамой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческойограниченности, формирует способность соизмерять свое человеческоесуществование, свои потребности с природными возможностями[4].
Вцелом можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении кприроде, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали вобщественном сознании, но полностью не исключали одна другую[5].
Перваягруппа ценностных установок противопоставляет человека природе. Онаприсутствует в общественном сознании, начиная с поздней античности, но сталадоминирующей в жизни общества с Нового времени благодаря идеологии христианстваи становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки ирационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину,рассматривали ее как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.
Ориентацияна потребительство в конечном итоге привела к истощению и деградации природнойсреды. Природу следует рассматривать как непреходящую ценность, имеющую длячеловеческого существования фундаментальное значение. Безумное потребительствооборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.
Втораягруппа ценностных установок на природу заключается в поклонении природе ееромантизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена вобщественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах.
Привсей полярности указанных ориентации в ценностных установках природа в нихрассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. Коэволюция обществаи природы предполагает, что в окружающей природе видят ценность культуры. Тоесть «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретаетзавершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи междучеловеком и природой»[6].
Гуманизм,признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу,счастье и проявление своих способностей, немыслим без самого главного правачеловека жить в чистой природной среде.
Вотпочему впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду какпродолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не простокак реальность, существующую независимо от людей.
Такоепонимание в какой-то мере следует из философии Декарта, в которой представленыдве взаимно независимые субстанции — мертвая протяженная материя и дух,способный мыслить[7]. Под ее влиянием обычнопринималось положение, что знания о мире и человеческая производственнаядеятельность внутренне не связаны с нравственными ценностями и духовнымпризванием человека.
Важнымпризнаком экологической культуры является отказ от непосредственного наивногоантропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строитсябиосфероцентристски. Конечно, целью такого подхода является человек. От того,насколько будут грамотны, обоснованны и экологически культурны человеческиедействия, зависит, быть или не быть Земле, природе, пригодной для жизни.Следовательно, экологическая реальность означает, что только человек долженсвоей деятельностью обеспечить нормальный круговорот вещества на планете. Темсамым он выполнит свою главную биосферную функцию сохранения жизни. 
3. Экология и право 3.1 Понятие экологического контроля
Экологическийконтроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающейсреды Российского государства[8].
Основнаязадача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологическогозаконодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов имероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями,учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственностии подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Посвоим формам экологический контроль можно подразделить на информационный,предупредительный и карательный.
Информационнаяформа контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующейэкологической информации, необходимой для принятия государственными органамирешений в области природопользования и охраны окружающей среды.
Предупредительнаяформа контроля направлена на предотвращение экологических правонарушений.
Карательнаяформа контроля заключается в применении мер государственного принуждения, как кфизическим, так и к юридическим лицам, нарушающим экологическоезаконодательство. 3.2 Виды экологического контроля
Государственныйэкологический контроль. В законе «Об охране окружающей природной среды»указывается, что система экологического контроля состоит из государственнойслужбы наблюдения за состоянием природной среды, государственного производственногои общественного контроля[9].
Впределах предоставленной компетенции государственный экологический контрольосуществляют органы представительной и исполнительной власти всех уровней, атакже специально уполномоченные органы Российской Федерации в области охраныокружающей среды.
Рассмотримполномочия должностных лиц и специалистов этих органов в части реализации имифункции государственного экологического контроля на примере органов министерстваприродных ресурсов.
Должностныелица и специалисты комитетов по охране окружающей среды имеют правобеспрепятственно посещать объединения, предприятия, организации и другиеорганы, требовать предоставления информации, касающейся природной деятельности,знакомиться с документами, отражающими природоохранную деятельность.
В ихкомпетенцию входят также и другие меры, например, запреты на строительство,реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного значения, когданарушаются нормы и правила охраны окружающей природной среды. Аннуляциялицензии (разрешения) на пользование отдельными видами природных ресурсов принарушении условий, установленных в них, привлечение лиц, нарушившихприродоохранное законодательство, к административной ответственности.
Схожимиполномочиями, по существу, обладают должностные лица и специалисты другихуполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды с учетомпрофиля их деятельности. Так, государственные санитарные врачи имеют правоприостанавливать или запрещать эксплуатацию действующих производственныхобъектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства до проведениянеобходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий. Ветеринарные врачивправе приостанавливать или запрещать до проведения необходимых мероприятий иустранения имеющихся нарушений производство, хранение, перевозку и реализациюпродуктов животноводства.
Прокурорскийнадзор за исполнением экологического законодательства. Конституцией РоссийскойФедерации и Законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратурывозложено осуществление надзора за исполнением российского законодательства,включая и экологическое законодательство, являющееся его составной частью.
Вседругие правоохранительные органы в определенной мере способствуют проведению вжизнь требований экологического законодательства и оздоровлению окружающейприродной среды.
Конституционныйсуд Российской Федерации, конституционные суды республик в соответствии сзаконом «О Конституционном Суде Российский Федерации» разрешают дела осогласованности федеральных законов, актов Президента и ПравительстваРоссийской Федерации, конституций, уставов и иных актов субъектов Федерации повопросам природопользования и охраны окружающей среды.
ВерховныйСуд Российской Федерации, верховные суды республик в составе России, краевые,городские, областные, районные и иные суды рассматривают исковые заявленияфизических и юридических лиц о возмещении вреда (ущерба), причиненногоокружающей природной среде, уголовные дела об экологических преступлениях.
ВысшийАрбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов,арбитражные суды республик, краев, областей, городов, автономной области,автономных округов в соответствии с Федеральным конституционным законом «Обарбитражных судах в Российской Федерации» разрешают споры между юридическимилицами, связанные с причинением вреда в результате нарушений законодательстваоб охране окружающей природной среды.
ОрганыМинистерства внутренних дел Российской Федерации в основном через органымилиции, в рамках предоставленной им компетенции оказывают содействие органамэкологического контроля при задержании правонарушителей, изъятии у нихзапрещенных орудий лова, охоты, результатов незаконно добытого промысла, послечего возбуждают уголовные дела и ведут по ним предварительное следствие.
Ведомственныйэкологический контроль. Хозяйственные (промышленные, сельскохозяйственные) исиловые министерства и ведомства имеют структурные экологические подразделения(управления, отделы, инспекции), осуществляющие ведомственный экологическийконтроль на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях. Так, исоставе Министерства обороны Российской Федерации имеется управление экологии испециальных средств защиты. При осуществлении контроля ведомственныеэкологические подразделения особое внимание обращают на соблюдениеэкологических стандартов, нормативов и требований.
Производственныйэкологический контроль. Обычно на предприятиях, в учреждениях и организацияхприказом руководителя выделяется (определяется) должностное лицо,непосредственно отвечающее за вопросы охраны окружающей среды. Им может бытьзаместитель директора, главный инженер, главный технолог, главный конструктор(или другое должностное лицо). Кроме того, на предприятиях создаютсяструктурные специальные природоохранные подразделения, службы, лаборатории,санитарные или ветеринарные инспекции и др.
Чтокасается очистных сооружений предприятий, то они функционируют на правах цеховили участков, являющихся самостоятельными подразделениями предприятия. Наавтотранспортных и иных предприятиях имеются контрольно-регулировочные пунктытоксичности или контрольно-пропускные (проверочные) пункты.
Общественныйэкологический контроль. Такой контроль в соответствии с законом «Об охранеокружающей природной среды» осуществляется профсоюзными организациями,общественными экологическими объединениями (движениями), трудовыми коллективамии гражданами.
Егоглавной задачей является проверка исполнения требований экологическогозаконодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями,организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностнымилицами и гражданами.
Гражданеимеют право создавать экологические общественные объединения, фонды, иныеобщественные формирования, запрашивать государственные органы власти обинформации, характеризующей состояние окружающей среды и меры по ее охране. Чтокасается общественных экологических объединений (движений), то они вправеосуществлять общественный контроль за выполнением экологических требований иусловий при организации и ведении хозяйственной или иной деятельности,создавать общественные экологические фонды и определять порядок ихфункционирования и расходования средств.
Заключение
Подводярезультаты работы, можно сделать следующие выводы:
1. Экология — наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранитьприроду и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В нейшироко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, еговлияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как кобъекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скоромвремени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать ихпоследствия.
2. Обществонаходится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит:
а) от обновлениянаучно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;
б) отпереориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанногона взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологическогоповедения).
3. Впоследнее время все чаще в печати, на радио, телевидении одной из главных темстановится экологическая. Широкая общественность, зная о критическом состоянииокружающей среды, должна активно действовать. «Экологизация» законодательной иисполнительной власти сейчас особенно важна, поскольку первоочередная задача —сделать экологически чистые производства выгодными и, наоборот, экономическиневыгодным любое пренебрежение экологическими нормами. Без этого призывы крядовым гражданам беречь природу будут выглядеть демагогическими и вряд лидостигнут цели. Вместе с тем необходима и самая широкая просветительская работасреди граждан всех возрастов.
Список литературы
1.        Бганба-ЦерераВ.Р. Экологическая этика. — М.: Мысль, 1998. – 288 с.
2.        Бганба В.Р.Социальная экология. — М.: Высшая школа, 2004. – 309 с.
3.        Бганба-ЦерераВ.Р. Становление экологической этики. – М.: СК «Сфера», 1992. – 268 с.
4.        Боголюбов С.А.Управление охраной окружающей среды: территориальные аспекты. Труды ВНИИзаконодательства. — М.: Просвещение, 1988. – 380 с.
5.        Василенко Л.И.Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания иразвития человечества. — М.: Мир, 1998. – 428 с.
6.        Гирусов Э.В.,Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. – М.:Проспект, 2002. – 445 с.
7.        Гусейнов А.А.Природа как ценность культуры // Экология. Культура. Образование. — М.: НовыйМир, 1998. – 352 с.
8.        Закон РФ «Обохране окружающей природной среды». — М.: Юристъ, 2001. – 42 с.