–PAGE_BREAK–
2.2. Развитие и становление малого бизнеса в России.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление, малое предпринимательство в нашей стране существует уже более 20 лет. Данные по количеству малых и средних предприятий в 2001 — 2008 годах на 1000 жителей в РФ приведены в табл. 1.
Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий. 70-80-е годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) наглядно показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса.
Таблица 2. – Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ
Федеральные округа
Количество зарегистрированных МП на 1января 2008 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1
Прирост/сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.01.2007-01.01.2008
РФ
682,6
18,3
Центральный
898,6
19,7
Северо-Западный
1189,3
68,5
Южный
479,4
11,0
Приволжский
523,0
9,4
Уральский
539,9
46,4
Сибирский
524,9
-6,1
Дальневосточный
582,4
-9,1
1исходя из численности населения на 1 января 2007г.
На 1 января 2008г. число зарегистрированных МП составило 979,3 тыс., что на 2,8% выше, чем по состоянию на 1 января 2007г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 682,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2007г. на 18,3 ед. При этом рост показателя произошел только в пяти федеральных округах. Наиболее значительно число зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном и Уральском ФО. В Сибирском и Дальневосточном ФО наблюдалось небольшое сокращение данного показателя.
Таблица 3. – Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам РФ в 2008г.
Федеральные округа
Среднесписочная численность работников МП1
тыс. чел.
в % к 2007г.
Справочно: 2007г. в % к 2006г.
РФ
8 045,2
102,9
105,1
Центральный
2 943,8
104,4
100,8
Северо-Западный
1 155,0
105,5
101,8
Южный
813,6
98,6
105,7
Приволжский
1 512,8
102,2
119,2
Уральский
567,2
105,0
104,3
Сибирский
747,3
99,7
102,2
Дальневосточный
305,5
100,6
107,4
1без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
В 2008г. среднесписочная численность занятых на МП (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла по сравнению с 2007г. на 102,9% и составила 8 045,2 тыс. чел. В 2008г. по сравнению с 2007г. МП обеспечили на 230,1 тыс.больше постоянных рабочих мест. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Северо-Западном и Уральском ФО – на 105,5% и 105,0% соответственно. В Южном и Сибирском ФО наблюдался наименьший рост этого показателя.
В 2006 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Общий объем финансирования Программы в 2006 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов — фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
Таблица 4. – Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам РФ в 2008г.
Федеральные округа
Объем инвестиций в 2008г.
Справочно: 2007г. в % к 2006г.
млн. руб.
На душу населения, руб.1
в % к 2007г.
РФ
120 469,1
839,7
115,6
140,8
Центральный
29 666,2
790,1
117,9
115,6
Северо-Западный
12 956,6
943,6
106,0
152,3
Южный
23 926,8
1 048,5
169,8
168,0
Приволжский
24 119,9
785,4
95,3
153,1
Уральский
10 546,7
858,9
106,4
123,3
Сибирский
14 616,6
738,4
102,6
153,5
Дальневосточный
4 636,3
703,2
140,3
159,2
1исходя из численности населения на 1 января 2008г.
В 2008г., как и в 2006-2007гг., сохранилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал, осуществленных МП, при этом темпы роста снизились: если в 2007г. инвестиции в целом по стране выросли на 140,8%, то в 2008г. рост составил только 115,6% Увеличение показателя произошло почти во всех ФО, кроме Приволжского. Наиболее значительно объем инвестиций в основной капитал на МП вырос в Южном ФО.
3. Проблемы малого бизнеса в современной России.
В программе В. Путина сказано, что доля среднего класса, основа для расширения которого и есть малый бизнес, к 2020 году должна составить 60-70 %. Пока же вклад малого бизнеса в ВВП страны не превышает 17 %. Половина малых предприятий занимается лишь торговлей.
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая — это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая — частного, преимущественного организационного характера.
Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения — низкую покупательскую способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не имеют сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.
Сегодня в стране формируются три класса. Первый, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 60 тыс. руб. на человека в месяц, которые составляют 3%. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства. Второй класс представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5 тыс.руб. до 50 тыс.руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями. Большинство населения составляет третий класс — с малыми покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на который должно ориентироваться и «работать» производство.
Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары остаются невостребованными. В условиях свертывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и заполненности рынка нелегко. Тормозит развитие предпринимательства в промышленной сфере система налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.
Отрицательно влияет на предпринимательство общая криминализация экономики. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая ее доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.
По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из «Теневой» экономики, подтвердив нелегальную основу организации своего дела. Более 22%, включившихся в предпринимательскую деятельность, имели в прошлом судимости.
Тормозит развитие предпринимательской деятельности отсутствие необходимой достоверной информации. Ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из-за желаний смягчить силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам.
Затруднён доступ предпринимателей к информации из-за того, что её сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры. Информационное поле сейчас представлено несколькими уровнями: общегосударственный, где сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.; ведомственный, где этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства; местный, где действуют информационные службы областных местных администраций; коммерческие информационные системы в виде всевозможных агентств, предпринимательских услуг, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.
В 1995 году Российская ассоциация развития малого предпринимательства была принята в Конференцию Европейского союза малого и среднего бизнеса, что открыло отечественным предпринимателям доступ к информации о европейском бизнесе, к базам данных всех членов Конференции.
Не выработаны морально этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Отечественное предпринимательство сталкивается с проблемой «экономического шпионажа», которая на Западе давно стала острой.
Слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности также сдерживает развитие малого предпринимательства.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования.
Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. Нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Необходим дифференцированный налоговый подход к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой является бюрократия нашего государственного аппарата. Любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
«Пока у нас в сфере малого бизнеса больше проблем, чем достижений, — констатирует Дмитрий Медведев на заседании Президиума Госсовета — вклад предприятий малого бизнеса в ВВП сегодня не превышает 17%, а доля инновационного бизнеса совсем небольшая — около 1%». Больше всего малому бизнесу мешает развиваться бюрократы. Прежде чем открыть свое дело, нужно собрать десятки документов. Медведев назвал это «легализированной взяткой», которая по размеру даже превышает ту, что раньше давалась в конверте. В связи с этим Президиум Госсовета предложил перейти с разрешительного порядка открытия бизнеса на уведомительный, который требует от предпринимателя только юридической регистрации. Саму регистрацию также будут упрощать. Сейчас по закону на нее отводится 5 дней, но реально она занимает около месяца. В будущем регистрировать фирму можно будет даже с помощью интернета.
Действующий в настоящее время закон 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» уже не отвечает современным реалиям. Многие его положения устарели, а некоторые вошли в противоречие с ныне действующими гражданским, налоговым и бюджетным законодательствами. Назрела необходимость изменения в законодательстве, поэтому подготовлен целый ряд законопроектов, посвященных развитию малого и среднего предпринимательства в РФ.
Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию, это и несёт в себе основную проблему предпринимательства.
4. Система поддержки малого предпринимательства в РФ и стимулирование его развития.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
Ежегодно на поддержку малых предприятий правительство предусматривает отчисления в размере не менее 5% от годового бюджета.
В нашей стране действует федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки, существует так же Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда направлена на оказание финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а так же созданию малых наукоемких фирм — инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров.
Созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства может оказываться в виде кредитов, субсидий и дотаций за счет бюджетных средств, так и в форме предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям.
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики и др.
В решении проблем малого бизнеса большую роль играет общественная организация предпринимателей — Российская торгово-промышленная палата (ТПП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных палат всего мира был своеобразный юбилей: 400 лет назад купцы объединились и создали торговую палату защиты своих интересов. Несколько позже к ним присоединились промышленники. Так был сформирован Институт торгово-промышленных палат. продолжение
–PAGE_BREAK–