Нормативно-правовой статус Правительства РФ

Содержание
 
Введение. 2
1. Общие положения деятельностиПравительства Российской Федерации. 4
1.1 Правовая основадеятельности Правительства Российской Федерации. 4
1.2 Основные принципыдеятельности Правительства Российской Федерации  10
2. Структура ПравительстваРоссийской Федерации. 13
2.1 Статус ПравительстваРоссийской Федерации. 13
2.2 Федеральные министерства,службы и агентства. 15
3. Полномочия ПравительстваРоссийской Федерации. 19
3.1 Общие вопросы руководствафедеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. 19
3.2 Общие полномочияПравительства Российской Федерации. 23
Заключение. 29
Список литературы… 32
/>/>Введение
Успешнаядеятельность государства тесно связана с эффективной работой всех звеньевгосударственного аппарата как совокупности органов, осуществляющих различныефункции государства. Впервые на конституционном уровне в России был закрепленпринцип разделения властей, который означает не только выделение различныхгрупп государственных органов, но и наделение их различными функциями. Статья 10Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную исудебную». Таким образом, в нашей стране исполнительная власть впервые былазаконодательно закреплена наряду с двумя другими ветвями власти.
Принципразделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение дляорганизации государственного механизма. Вместе с тем, как ни удивительно, затри сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной властиОднако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимаетведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он являетсянеобходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себявнимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Егореализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функцийуправления делами государства, но и создание и развитие системы государственныхучреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с темединый комплекс осуществления государственной власти.
Актуальностьданного исследования заключается в том, что в современных условиях в Россииособое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти,создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневноегосударственное управление. Исполнительная власть является объективнойнеобходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельностьгосударства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системойразнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составомгосударственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристикиэтой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельностигосударственных механизмов.
Особуюактуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условияхпроведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер инаправлена на должную организацию государственных дел. Конечно,административная реформа касается в первую очередь системы исполнительнойвласти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества игосударства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и ихвзаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти,единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот,направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей изадач государства. Две основные модели организации государственной власти — разделение властей и единство государственной власти — не имеют исключительногохарактера.
Трехуровневаяструктура правительства была введена в рамках административной реформы в 2004году в ходе формирования кабинета министров под руководством бывшего премьераМихаила Фрадкова и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Цельданной работы – рассмотреть правовой статус Правительства РФ.
/>1. Общие положения деятельности Правительства РоссийскойФедерации1.1 Правовая основа деятельности ПравительстваРоссийской Федерации
Статья 1 Федеральногоконституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации» (далее Закон) закрепляет основы правового статусаПравительства Российской Федерации. Дефиниция, закрепленная в наименованиистатьи, подробно раскрывается в ее содержании.
Первая часть статьи 1Закона признает Правительство органом государственной власти. Непосредственногоопределения термина «государственная власть» в отечественном законодательствене содержится. Однако, можно характеризовать государственную власть какраспространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченнымилицами и органами, публично-правовое отношение господства и подчинения междусубъектами, опирающееся на государственное принуждение. Государственная власть- это один из способов осуществления власти народа. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственнымисточником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органыгосударственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость властидекларирует ч. 4 ст. 3 Конституции: никто не может присваивать власть в РоссийскойФедерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется пофедеральному закону.[1]
Статья 10 Конституции РФзакрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст. 11Конституции Государственную власть в Российской Федерации осуществляютПрезидент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.По сути, часть вторая статьи 1 Закона дублирует положения ст. 110 КонституцииРФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органак исполнительной ветви власти.
Третья часть статьи 1Закона закрепляет две основных характеристики Правительства, как органагосударственной власти:
Правительство возглавляетсистему органов исполнительной власти;
Данная часть подчеркиваетколлегиальный характер осуществления деятельности Правительства РФ, не случайнов обиходе и средствах массовой информации Правительство иногда называют «кабинетомминистров». Коллегиальный характер деятельности означает, что ни одно лицо неможет присвоить себе всю полноту власти и правомочий данного органа. Все решенияподготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органасовместно. Непосредственно коллегиальный состав Правительства раскрывается в ч.2 ст. 110 и ст. 6 Закона. В данных нормах указывается, что Правительствосостоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителейПредседателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статья 2 Закона определяетисточники правового регулирования деятельности Правительства РФ. К такимисточникам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.
Не случайно статья 2Закона на первом месте среди нормативных актов, на основании которыхосуществляется деятельность Правительства РФ, называет Конституцию РФ.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действиеи применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовыеакты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Верховный суд, в абз. 2ч. 2 Постановления Пленума Верховного суда N 8 от 31.10.1995 г. «О некоторыхвопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия» установил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственноКонституцию, в частности:
– когдазакрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуютдополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее примененияпри условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанностичеловека и гражданина и другие положения;
– когда суд придетк выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РоссийскойФедерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречитей;
– когда суд придетк убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силуКонституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениямиКонституции;
– когда закон либоиной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, которыйдолжен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.[2]
К нормам Конституции РФ,прямо регулирующим деятельность Правительства, относятся положения ч. 1 ст. 11,ч. 4 ст. 78, Главы 6 и ст. 134 Основного закона. Часть 1 ст. 11 Конституцииотносит Правительство РФ к органам, непосредственно осуществляющимгосударственную власть. Нормы ч. 4 ст. 78 Конституции вменяют в обязанностьПрезиденту РФ, совместно с Правительством обеспечение осуществления полномочийфедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.Глава 6 Основного закона регламентирует состав Правительства, порядок егоформирования, полномочия Председателя Правительства, функции и основные направлениядеятельности Правительства, определяет издаваемые Правительством нормативныеакты, обязывает Правительство слагать свои полномочия перед вновь избраннымПрезидентом РФ, регулирует такие основания прекращения деятельностиПравительства, как отставка, «вотум недоверия», сложение полномочий. Статья 134Конституции наделяет Правительство правом внесения предложений о пересмотреКонституции или внесении в нее поправок.
По сути, непосредственноеотношение к деятельности Правительства имеют и большинство норм 1 и 2 ГлавКонституции, закрепляющие основы конституционного строя и права и свободычеловека и гражданина, поскольку, согласно ст. 2 Основного закона, «Человек,его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Правительствоявляется высшим органом исполнительной власти государства, а значит защитаконституционного строя и прав и свобод человека и гражданина — одна из основныхего задач.
Следующей по объему,после Конституции, юридической силой обладают Федеральные Конституционныезаконы. Они принимаются по вопросам органически связанным с Конституцией ирегулируют наиболее важные правоотношения. Закон регламентирует основыдеятельности Правительства Российской Федерации: его состав и порядокформирования; полномочия Правительства РФ; саму организацию деятельности(полномочия отдельных членов Правительства, порядок проведения заседанийПравительства и т.д.); закрепляет основы взаимоотношений Правительства сПрезидентом РФ, Федеральным собранием, судебными органами, органамигосударственной власти Субъектов РФ; определяет порядок обеспечениядеятельности Правительства РФ. Закон состоит из 47 статей (статья 5 Исключена.- Федеральный конституционный закон от 31.12.1997 N 3-ФКЗ), разделенных на 10глав.[3]
Полномочия ПравительстваРоссийской Федерации в области обеспечения военного положения регулируетФедеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военномположении».
Среди ФедеральныхЗаконов, регламентирующих отдельные вопросы деятельности Правительства, впервую очередь необходимо назвать кодифицированные нормативные акты:Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и др.
К иным Федеральнымзаконам относятся:
– Федеральный законот 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (сизменениями от 27 декабря 2005 г.); Данный нормативный акт регулирует основныевопросы деятельности Общественной палаты — органа, обеспечивающеговзаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей иинтересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан РоссийскойФедерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственнойполитики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностьюфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно ч. 2ст. 23 этого Федерального закона, Правительство Российской Федерации обеспечиваетприсутствие на своих заседаниях членов Общественной палаты, уполномоченныхсоветом Общественной палаты;
– Федеральный законот 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органовгосударственной власти в государственных средствах массовой информации». ЭтотФедеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространениемгосударственными средствами массовой информации материалов или сообщений одеятельности органов государственной власти (в том числе и Правительства)Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
– ДеятельностьПравительства РФ в области противодействия терроризму регулируют ч. 2 ст. 5 ич.ч. 9-11 ст. 10 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействиитерроризму»;
– Федеральный законот 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»определяет язык, используемый в деятельности Правительства РФ, а так жеуказывает одно из правомочий Правительства РФ — определение порядка утверждениянорм современного русского литературного языка при его использовании в качествегосударственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуациии др.
К следующей группеисточников, составляющих нормативную основу деятельности Правительства РФ,относятся нормативные Указы Президента РФ. В Законе не случайно акцентируетсявнимание на том, что источниками правового регулирования являются тольконормативные Указы Президента. Нормативные указы издаются Президентом наосновании конституционных полномочий или в случае пробелов в законодательстве.Ненормативные Указы Президента — это акты применения им какого-то закона.Ненормативные указы не могут быть источником права.[4]правительство российский федерацияполномочие статус 
1.2 Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации
Статья 3 Закона закрепляетпринципы деятельности Правительства РФ. Принципы — это руководящие начала,лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественныхотношений.
Общеправовой принципзаконности, в соответствии с которым деятельности государственных органов,органов местного самоуправления и должностных лиц, (как и любых иных субъектовправа) должна соответствовать закону и иным нормативным актам, в статье 3Закона получает некоторое развитие и конкретизацию. Правительство должно нетолько строить свою деятельность на соответствии закону и подчиняться закону,но и учитывать при этом «иерархическую лестницу» верховенства нормативных актовв порядке уменьшения «объема» юридической силы: Конституция РоссийскойФедерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.[5]
В соответствии спринципом народовластия, высшая власть в государстве принадлежит народу и лишьнарод, посредством выборов и референдума (непосредственные формы выражениявласти народа), а так же через органы государственной власти и органы местногосамоуправления (опосредованная форма выражения власти народа) можетосуществлять свою власть. То есть, Правительство, как и иные государственныеорганы, органы местного самоуправления, должно реализовывать волю народа.
С этим принципом тесносвязан принцип ответственности — Правительство, за надлежащее осуществлениесвоей деятельности несет ответственность не только перед Президентом, но иперед народом страны.
В соответствии спринципом федерализма, государственную власть в Российской Федерацииосуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственнойвласти Субъекта Федерации.
Принцип разделениявластей закреплен в Конституции РФ. Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти, согласно ст. 10 Конституции, самостоятельны. Представители одной ветвивласти не должны иметь возможность оказания какого-либо воздействия (кромеоснованного на законе) на принятие решений и осуществление действий другойветвью власти.
Принцип гласности требуетот Правительства информационной открытости возможности граждан и представителейчастных средств массовой информации получения информации о деятельностиПравительства, даже обязанности Правительства информировать народ о своихдействиях, решениях, предпринимаемой политике.
Принцип обеспечения прави свобод человека и гражданина означает, что Правительство должно не толькосамо соблюдать права и свободы, но и обеспечивать их соблюдение, препятствоватьнарушению или устранять нарушения прав и свобод человека и гражданина состороны любых субъектов, способствовать реализации гражданами своих прав исвобод.
Поскольку ПравительствоРФ является высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации, то онодолжно обеспечивать соблюдение законодательства страны иными органами,входящими в систему исполнительной власти.
Статья 4 Закона закладываетосновы деятельности Правительства РФ по организации исполнения законов и иныхнормативных актов. К основным направлениям указанной деятельности статьяотносит:
Организацию исполненияКонституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов,указов Президента РФ, международных договоров РФ. Следует заметить, что вотличие от иных нормативных актов, констатирующих примат ратифицированныхмеждународных актов над национальным законодательством, статья 3 Закона называетих в последнюю очередь;
Систематический контрольза их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительнойвласти субъектов РФ;
/>2. Структура Правительства Российской Федерации/>/>/>2.1 Статус ПравительстваРоссийской Федерации
Правомерно обозначитьстатус Правительства как высшего органа исполнительной власти РоссийскойФедерации, действующего в пределах и рамках конституционных полномочий. Обратимв этой связи внимание на формулировку названия ст. 1 Федеральногоконституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В этой статьеПравительство РФ названо высшим исполнительным органом государственной властиРФ и подчеркивается, что Правительство РФ является коллегиальным органом,возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общееруководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административнойдеятельностью. Таким образом Правительство осуществляет государственноеуправление в непосредственном смысле этого слова.[6]
Статус ПравительстваРоссийской Федерации, осуществляющего исполнительную власть, более четко можноопределить, рассматривая его взаимодействие с Президентом РФ, ФедеральнымСобранием и судами.
Федеральныйконституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1), в соответствии со ст. 80 Конституции РФ,провозглашает, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование ивзаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти (ст.30). Согласно ст. 80 Конституции Президент определяет основные направлениявнутренней и внешней политики, что обусловливает обязанность Правительстваобеспечивать реализацию этой политики. Президент Российской Федерации, неявляясь главой Правительства, тем не менее оказывает решающее влияние на егодеятельность, так как от него в конечном счете зависит назначение ПредседателяПравительства, формирование состава Правительства и всей системы федеральныхорганов исполнительной власти. Президент вправе контролировать деятельностьПравительства и в установленных Конституцией случаях отменять принятые имправовые акты.
Отметим также особыеполномочия Президента РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти,ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел,предотвращением чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийныхбедствий, упомянутые в ст. 32 Закона о Правительстве РФ, и некоторых другихфедеральных органов исполнительной власти, упомянутых в указах Президента РФ(Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, ФСО России идр.). Руководители федеральных министерств в силу Конституции РФ входят всостав Правительства РФ в качестве полноправных его членов. Закон предписываетПравительству РФ координировать деятельность этих органов.
Указами ПрезидентаРоссийской Федерации об утверждении Положения о Государственном СоветеРоссийской Федерации (СЗ Российской Федерации. 2002. N 36. ст. 3633) обутверждении Положения о полномочном представителе Президента РоссийскойФедерации в федеральном округе (СЗ Российской Федерации. 2002, N 30, ст. 2112),определены основные линии взаимоотношений Правительства Российской Федерации сэтими институтами президентской власти.
Государственный Совет, вчастности, вправе обсуждать вопросы, касающиеся исполнения органамигосударственной власти и органами местного самоуправления, их должностнымилицами постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;обсуждать информацию Правительства Российской Федерации о ходе выполненияфедерального бюджета. В функции полномочного представителя Президента вфедеральном округе входит контроль за исполнением актов Правительства РоссийскойФедерации, согласование кандидатур на назначение должностных лиц в пределахфедерального округа, если назначение этих лиц осуществляется Правительством, ит.п.
В свою очередьПравительство приняло постановление о взаимодействии Правительства РоссийскойФедерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочнымипредставителями Президента в федеральных округах (СЗ Российской Федерации,2000, N 34, ст. 3473).
Во взаимоотношениях сФедеральным Собранием, представляющим законодательную ветвь государственнойвласти, Правительство руководствуется принципом разделения властей иопределенной самостоятельностью в осуществлении своих функций.
Отношения Правительства спалатами Федерального Собрания основываются на нормах ст. 94, 101-104, 106Конституции. Более подробно процедуры осуществления контактов палат иПравительства определены в главе VI Закона о Правительстве РФ (ст. 36-41),Регламентом Государственной Думы, Регламентом Совета Федерации и РегламентомПравительства Российской Федерации.[7]/> 2.2 Федеральные министерства, службы и агентства
Однойиз основных концепций реформирования системы федеральных органов исполнительнойвласти является разделение исполняемых ими нормотворческих,контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам.Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 первая группа функцийвозложена на федеральные министерства, вторая группа — на федеральные службы,третья группа — на федеральные агентства.
Согласноэтому документу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральныеминистерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральноеминистерство, говорится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314,является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вустановленной актами Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации сфере деятельности.
Федеральноеминистерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерацииминистр Российской Федерации (федеральный министр). Согласно Указу ПрезидентаРФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральное министерство осуществляет координацию иконтроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральныхагентств.
Федеральнаяслужба, говорится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314
а)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции поконтролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальныефункции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраныгосударственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью,общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель(директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленнойсфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) впределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании иво исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральногоминистерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации илинаходиться в ведении Правительства Российской Федерации;
в) невправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовоерегулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РоссийскойФедерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральнаяслужба по надзору — также управление государственным имуществом и оказаниеплатных услуг.
Федеральнуюслужбу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Подфункциями по контролю и надзору понимаются:
— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, их должностнымилицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами идругими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного видадеятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальныхправовых актов.
Подфункциями по управлению государственным имуществом понимается осуществлениеполномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числепереданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральнымказенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственнымфедеральному агентству, а также управление находящимися в федеральнойсобственности акциями открытых акционерных обществ.[8]
Федеральноеагентство согласно документу:
а)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим вустановленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, поуправлению государственным имуществом и правоприменительные функции, заисключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляетруководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство можетиметь статус коллегиального органа;
б) впределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании иво исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов и поручений Президента РоссийскойФедерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федеральногоминистерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федеральногоагентства. Федеральное агентство может быть подведомственно ПрезидентуРоссийской Федерации;
в) невправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указамиПрезидента Российской Федерации или постановлениями Правительства РоссийскойФедерации (подпункт дополнен Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 — см.предыдущую редакцию). 
3. ПолномочияПравительства Российской Федерации/>/>3.1Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти
Статья12 Закона закрепляет основные положения, касающиеся руководства федеральнымиминистерствами и ведомствами и иными органами исполнительной власти, а так жеконтроль за ними. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (вредакции от 27 марта 2006 г.) в систему федеральных органов исполнительнойвласти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральныеагентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководстводеятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации,определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Федеральноеминистерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированиюв установленной актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляетвходящий в состав Правительства Российской Федерации министр РоссийскойФедерации (федеральный министр);
Федеральнаяслужба (служба) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфередеятельности, а также специальные функции в области обороны, государственнойбезопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации,борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службувозглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба понадзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиальногооргана;
Федеральноеагентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим вустановленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, поуправлению государственным имуществом и правоприменительные функции, заисключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляетруководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство можетиметь статус коллегиального органа.[9]
Частьвторая статьи 12 Закона закладывает основы единой вертикали власти в системефедеральных органов исполнительной власти. Отношения Правительства РоссийскойФедерации и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти строятся на основе власти-подчинения. Правительство может ставить подчиненныморганам задачи, за выполнение которых последние будут нести ответственностьперед Правительством. Правительство Российской Федерации утверждает планыработы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а такжеиных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оноосуществляет. Правительство устанавливает необходимую для исполнения порученныхзадач штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общейштатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Дляосуществления своих функций Правительство имеет право создавать «на местах»свои территориальные органы, формировать их штат и назначать руководителей. Подобныетерриториальные органы имеют больше информации о ситуации на подведомственнойтерритории, знают ее специфику, могут непосредственно на местах способствоватьоперативной реализации принятых решений.
Наосновании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 27 марта 2006 г.)можно сделать вывод, что основными функциями, распределяемыми Правительствоммежду федеральными органами исполнительной власти являются:
– функции по принятию нормативных актов;
– функции по контролю и надзору;
– функции по управлению государственным имуществом;
– функции по оказанию государственных услуг.
Подфункциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание наосновании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов обязательных для исполнения органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, их должностнымилицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихсяна неопределенный круг лиц;
Подфункциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю инадзору за исполнением органами государственной власти, органами местногосамоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленныхКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательныхправил поведения; выдача органами государственной власти, органами местногосамоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенноговида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальныхправовых актов;
Подфункциями по управлению государственным имуществом понимается осуществлениеполномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числепереданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральнымказенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственнымфедеральному агентству, а также управление находящимися в федеральнойсобственности акциями открытых акционерных обществ;
Подфункциями по оказанию государственных услуг понимается предоставлениефедеральными органами исполнительной власти непосредственно или черезподведомственные им федеральные государственные учреждения либо иныеорганизации безвозмездно или по регулируемым органами государственной властиценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения,социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральнымизаконами.
Вполномочия Правительства входит так же регламентация основ деятельностифедеральных органов исполнительной власти (например: ПостановлениеПравительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения оМинистерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (вредакции на 28 апреля 2006 г.); Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и наукиРоссийской Федерации» (в редакции на 25 апреля 2006 г.); ПостановлениеПравительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения оФедеральной антимонопольной службе» (в ред. от 27 октября 2006 г.) и др.).
Конкретнаячисленность работников федерального органа исполнительной власти определяетсяруководителем этого органа, однако Правительство РФ имеет право устанавливатьпредельную численность сотрудников, а так же определять размер бюджетныхсредств, выделяемых на содержание этого аппарата.
Правительствосвоими нормативными актами определяет порядок создания, численность сотрудникови ассигнование на содержание территориальных органов федеральных органов исполнительнойвласти.
Согласноч. 5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительнойвласти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 3(с изменениями от 11 ноября 2005 г.), территориальные органы федеральныхорганов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных,межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации),межрайонных, городских или районных органов.[10]
Финансированиедеятельности территориальных органов осуществляется за счет средствфедерального бюджета.
Территориальныеорганы федерального органа исполнительной власти являются государственнымиорганами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельноститерриториальных органов федеральных органов исполнительной властипредусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительнойвласти.
Недопускается наделение полномочиями территориального органа государственныхучреждений и иных организаций, не являющихся в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации государственными органами.
Правительствона основе предложений руководителей федеральных служб и федеральных агентств,руководство которыми осуществляет Правительство, утверждает схему размещениятерриториальных органов указанных федеральных органов исполнительной власти.
Схемаразмещения территориальных органов федеральных органов исполнительной властивключает их перечень, фонд оплаты труда и предельную численность работниковтерриториальных органов каждого федерального органа исполнительной власти.3.2 Общие полномочия Правительства Российской Федерации
Статья13 Закона закрепляет общие полномочия Правительства. Эти полномочия непосредственноперечислены в первой части статьи.
Правительствообладает общей компетенцией. Организация реализации внутренней и внешнейполитики, как первое из предусмотренных в статье 13 Закона полномочий, включаетв себя и предусмотренные Конституцией РФ обеспечение проведения в РоссийскойФедерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечениепроведения в Российской Федерации единой государственной политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственнойбезопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществлениемер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности иобщественного порядка, борьбе с преступностью и другие функции. ПолномочияПравительства в сфере внешней политики регламентированы статьей 21 Закона.[11]
Согласноч. 1 ст. 2 Федерального закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственномпрогнозировании и программах социально-экономического развития РоссийскойФедерации», Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственныхпрогнозов социально-экономического развития Российской Федерации надолгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Правительстворазрабатывает и принимает многие нормативные акты в социально-экономическойсфере. Полномочия Правительства в указанной сфере подробно регламентированыстатьями 14-18 Закона. Используя предоставленные законом полномочия,Правительство реализует разработанные программы и осуществляет иноерегулирование в рассматриваемой сфере.
Вменениев функции Правительства РФ обеспечения единой системы исполнительной власти,направление и контроль за их деятельностью, связано с руководящим,главенствующим положением Правительства в системе органов исполнительнойвласти, подчинении и подотчетности иных органов Правительству, ответственностиих перед Правительством, полномочиями Правительства по отмене илиприостановлению актов органов исполнительной власти, назначению руководителейэтих органов.
Единаяи последовательная деятельность в любой сфере требует использования плановых,программных начал. Правительством РФ разрабатываются и утверждаются федеральныецелевые программы по борьбе с преступностью, по пресечению детскойбезнадзорности и беспризорности, по обеспечению безопасности страны, борьбе сраспространением наркотиков (например, Федеральная целевая программа «ДетиРоссии» на 2003-2006 годы утвержденная постановлением Правительства РФ от 3октября 2002 г. N 732 (в редакции 30 декабря 2005 г)).
Согласно ст. 104 Конституции РФ, Правительство обладаетправом законодательной инициативы, то есть может разрабатывать и вносить впарламент законопроекты по различным вопросам.
ВПостановлении Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 347 «О совершенствованиизаконопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» (с изменениямина 20 августа 2004 г.) было отмечено, что Правительство Российской Федерациисчитает участие в законодательном процессе одним из приоритетных направленийдеятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органовисполнительной власти.
Врезультате целенаправленной работы Правительства Российской Федерациизаконопроектная деятельность Правительства Российской Федерации стала болееориентирована на решение социально-экономических проблем, улучшилосьпланирование разработки законопроектов, взаимодействие Правительства РоссийскойФедерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаконодательном процессе, активизировалась деятельность федеральных органовисполнительной власти в палатах Федерального Собрания Российской Федерации поотстаиванию позиций Правительства Российской Федерации на всех стадияхрассмотрения законопроектов (законов), достигнуты определенные успехи впродвижении и принятии первоочередных законодательных инициатив ПравительстваРоссийской Федерации.
Вместес тем законопроектная деятельность недостаточно систематична. Представляемые вПравительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной властизаконопроекты зачастую плохо подготовлены, не основываются на тщательнойинвентаризации действующих нормативных правовых актов, а также должным образомне согласованы. Отмечаются случаи лоббирования узковедомственных интересов,требует дальнейшего совершенствования порядок планирования законопроектнойдеятельности Правительства Российской Федерации.
Порядокзаконопроектной деятельности Правительства подробно регламентирован в части IVРегламента Правительства Российской Федерации утвержденного постановлениемПравительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (с изменениями от 7 июля 2006 г.)
Законопроектнаядеятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми импланами законопроектных работ и программами деятельности Правительства, инымиактами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.
Правительство,реализуя право законодательной инициативы, рассматривает и вносит вГосударственную Думу проекты федеральных законов, участвует в законопроектнойдеятельности палат Федерального Собрания, а также Президента РоссийскойФедерации.
Длярассмотрения в Правительство представляется законопроект со следующими материалами:
– пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательногорегулирования и концепции законопроекта;
– финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляетсяпри необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренногочастью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
– перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с даннымзаконопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации иПравительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта;
– проект распоряжения Правительства о внесении законопроекта вГосударственную Думу и назначении официального представителя Правительства прирассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
– заключения.[12]
Вслучае, если законопроектом предусматривается возложение на ПрезидентаРоссийской Федерации или на Правительство регулирования правоотношений, кзаконопроекту прилагается изложение предполагаемых норм, содержание которыхтакже охватывается указанными заключениями.
Законопроектыпредварительно рассматриваются правительственной комиссией по законопроектнойдеятельности и вносятся на заседание Правительства.
Решениео внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимаетсяисключительно на заседании Правительства.
Представлениефедеральными органами исполнительной власти законопроектов в палатыФедерального Собрания и передача законопроектов иным субъектам правазаконодательной инициативы не допускаются.
Законопроектвносится Правительством в Государственную Думу с приложением документов,предусмотренных Регламентом Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации. Заключение Правительства, предусмотренное частью 3 статьи104 Конституции Российской Федерации, по вносимому Правительством законопроектуотдельным документом не оформляется, а соответствующие положения включаются в финансово-экономическоеобоснование.
Позаконопроекту, вносимому в Государственную Думу Правительством, назначаетсяофициальный представитель Правительства.
Всвязи с рассмотрением палатами Федерального Собрания иных законопроектов могутназначаться специальные представители Правительства, которые наделяютсясоответствующими полномочиями.
Части2 и 3 статьи 13 Закона закрепляют возможность передачи ПравительствомРоссийской Федерации части своих функций органам исполнительной властисубъектов Федерации и наоборот. Такая передача не должна противоречитьзаконодательству РФ и осуществляется на основании соответствующих соглашений.
Можноотметить, что как статья 13 Закона, определяющая общие полномочия ПравительстваРФ, так и статьи 14-23, регламентирующие полномочия Правительства в различныхсферах, сформулированы в самом общем виде. Поэтому актуально мнение авторовкниги «Российское законодательство: проблемы и перспективы», что не теряетостроты проблема обеспечения самостоятельности и независимости ПравительстваРФ. Оно должно иметь реальные полномочия по управлению экономикой, а также всфере регулирования таких важных жизненных процессов, как социальная защитанаселения, охрана прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и т.д. Аэто, в свою очередь, предполагает разумное разделение труда Правительства РФ сПрезидентом РФ и его Администрацией, с правительствами и администрациямисоответствующих субъектов Российской Федерации.
Заключение
Статья1 Закона закрепляет основы правового статуса Правительства РоссийскойФедерации. Дефиниция, закрепленная в наименовании статьи, подробно раскрываетсяв ее содержании.
Перваячасть статьи 1 Закона признает Правительство органом государственной власти.Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественномзаконодательстве не содержится. Однако, можно характеризовать государственнуювласть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специальноуполномоченными лицами и органами, публично-правовое отношение господства иподчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.Государственная власть — это один из способов осуществления власти народа.Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетсяее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, атакже через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Устойчивость власти декларирует ч. 4 ст. 3 Конституции: никто не можетприсваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоениевластных полномочий преследуется по федеральному закону.
Правомернообозначить статус Правительства как высшего органа исполнительной властиРоссийской Федерации, действующего в пределах и рамках конституционныхполномочий. Обратим в этой связи внимание на формулировку названия ст. 1Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вэтой статье Правительство РФ названо высшим исполнительным органомгосударственной власти РФ и подчеркивается, что Правительство РФ являетсяколлегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной властиРоссийской Федерации. Правительство является органом общей компетенции,поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства,социально-культурной и административной деятельностью. Таким образомПравительство осуществляет государственное управление в непосредственном смыслеэтого слова.
Статус ПравительстваРоссийской Федерации, осуществляющего исполнительную власть, более четко можноопределить, рассматривая его взаимодействие с Президентом РФ, ФедеральнымСобранием и судами.
Статья12 Закона закрепляет основные положения, касающиеся руководства федеральнымиминистерствами и ведомствами и иными органами исполнительной власти, а так жеконтроль за ними. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в системуфедеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства,федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органаисполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляетПравительство Российской Федерации, определяются постановлением ПравительстваРоссийской Федерации.
Федеральноеминистерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в установленной актами Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерствовозглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр РоссийскойФедерации (федеральный министр);
Федеральнаяслужба (служба) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфередеятельности, а также специальные функции в области обороны, государственнойбезопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации,борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службувозглавляет руководитель (директор) федеральной службы. />/> 
Список литературы
Нормативно-правовыеакты
1.  Конституция Российской Федерации 1993года. М.: Юристъ, 2000.
2.  Федеральный конституционный закон от 17декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениямиот 22 июля 2010 г.).
3.  Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г.N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (сизменениями от 22 июня 2010 г.).
4.  Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г.N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»(с изменениями от 27 августа 2010 г.).
Специальнаялитература
5.  Вишняков В.Г. Система и структурафедеральных органов исполнительной власти: теория и практика // «Журналроссийского права», №8, август 2009.
6.  Гребенников В.В., Васецкий И.А.,Полуян Л.Я. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики(Аналитический обзор) // Государство и право. 2008. №9.
7.  Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новаясистема и структура органов исполнительной власти: справ. — учеб. пособие. М., «ВолтерсКлувер», 2008.
8.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России. М., 2007.
9.  Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) — М.: Юрайт — М; Новая Правоваякультура, 2008.
10.  Котенков А.А. Президент – Правительство:становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I) //Государствои право. 2007. №9.
11.  Миронов О.О. Конституция не можетбыть неизменной// Государство и право. 2008. №4.
12.  Михайлов И.М. Разделение властей// «Новаябухгалтерия», выпуск 6, июнь 2007.
13.  Научно-практический комментарий кКонституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2007.
14.  Ноздрачев А.Ф. Основныехарактеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации// Государствои право. 2008. №1.
15.  Окуньков А.А. Президент РоссийскойФедерации. Конституция и политическая практика. М., 2007.
16.  Окуньков А.А. Правительство иПрезидент (грани взаимодействия) //Российское право. 2007. №9.
17.  Постатейный комментарий к КонституцииРоссийской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) — М.: Издательство БЕК, 2007.
18.  Российское конституционное право.Учебник. /Под ред. Проф. И.Б. Новицкого. М., 2009.
19.  Российское конституционное право./Безрук А.Н., Бойков О.В., Брагинский М.И. и др.; Под ред. Рясенцев В.А. В 2 т.Т. 1. М., 2008.
20.  Румянцев О.Г., Додонов В.Н.Юридический энциклопедический словарь. – М. ИНФРА-М., 2007.
21.  Собянин С.С. Высшие органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации в условияхадминистративной реформы// «Журнал российского права», №10, октябрь 2009.
22.  Терещенко Л.К. Обеспечение открытостидеятельности органов исполнительной власти// «Законодательство», №6, июнь 2008.
23.  Тихомиров Ю.А. Проведение диагностикидеятельности органов исполнительной власти// «Законодательство и экономика»,№12, декабрь 2007.
24.  Троицкий В.С., Морозова Л.А.Делегированное законодательство // Государство и право. 2007. №4.
25.  Умнова И.А. Конституционные основысовременного российского федерализма: Учебно-практическое пособие. М., 2007.
26.  Хабриева Т.Я. Новые законопроекты опорядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной властисубъектов РФ// «Журнал российского права», №11, ноябрь 2007.
27.  Шабров О.Ф. Политическая система:демократия и управление обществом.// Государство и право. 2008. №5.
28.  Шейнис В.Л. Тернистый путь российскойКонституции// Государство и право. 2007. №12.
29.  Чеботарев Г.Н. Принцип разделениявластей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-воТюменский государственный институт. 2007.
30.  Черепанов В.А. О принципах разделениягосударственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами// «Журнал российскогоправа», №9, сентябрь 2009.
31.  Четвериков В.С. Органы исполнительнойвласти: понятие, правовые основы образования и признаки. М.: Новая Правоваякультура, 2008.