Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов

№ п/п

Мышечно-двигательные качества

Основная группа (спортивно-видовые технологии)

Контрольная группа (ОФП)

1

Скоростно-силовые

5, 3*

6, 7*

3, 9

4, 1

2

Гибкость

18, 4*

14, 4*

16, 2

9, 7

3

Сила

15, 8*

13, 8*

11, 7

9, 6

4

Быстрота

5, 8*

2, 5*

3, 6

1, 0

5

Выносливость

8, 3*

6, 4*

4, 1

2, 6

Примечание: числитель – юноши, знаменатель – девушки. * – достоверность различий с контрольной группой р

Таблица 2. Показатели посещаемости занятий по физическому воспитанию за период обучения с применением спортивно-видовых технологий, %

Курс

Основная группа (спортивно-видовые технологии)

Контрольная группа (ОФП)

1-й

76, 4

76, 7

3-й

95, 5*

77, 2

* – достоверность различий с контрольной группой р

Важным компонентом физической культуры человека является структура мотивационных устремлений, которая во многом определяет вовлеченность в занятия физическим воспитанием. В то же время форма проведения занятий по физическому воспитанию в вузе – важный фактор формирования названных мотиваций. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что использование в процессе физического воспитания студентов классического университета спортивно-видовых технологий помимо физического развития позволяет корректировать мотивационную сферу. У большинства студентов, участвовавших в педагогическом эксперименте, появились мотивы физкультурно – спортивной деятельности. У многих из них наблюдалась также взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебно-профессиональных мотивов.

К третьему этапу педагогического эксперимента нам удалось добиться высокой посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию (табл. 2). Названные показатели оставались относительно стабильными на протяжении всех трех курсов обучения на кафедре. Среди студентов наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся физической культурой и спортом в дни каникул.

До начала педагогического эксперимента на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% студентов, к 5-му курсу эта цифра падала до 27%. В результате использования в процессе физического воспитания спортивно-видовых технологий на третьем этапе педагогического эксперимента эти показатели существенно выросли. Свыше 56% студентов продолжали занятия физической культурой на 4-м курсе, к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным. На специализациях “Плавание” и “Бодибилдинг” доля студентов, продолжающих занятия на старших курсах, достигала 68-77%.

У студентов, принимавших участие в педагогическом эксперименте и занимавшихся в течение трех лет по разработанным спортивно-видовым технологиям, отмечается положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма (прежде всего сердечно-сосудистой системы).

Заключение. Полученные результаты позволяют заключить, что занятия физическим воспитанием в вузе, организованные на основе разработанных спортивно – видовых технологий в объеме 408 ч обязательных занятий в течение трех лет обучения, в целом положительно сказываются на оптимизации ОФП студентов. Скоростно – силовые качества, гибкость и сила – физические качества, развитие которых не требует использования дополнительных средств физической культуры. Эти качества относительно легко поддаются тренировке в рамках часов, отведенных учебной программой на физическое воспитание.

Для развития быстроты и особенно выносливости 4 ч в неделю занятий избранными видами физической культуры недостаточно. Программа занятий по физкультурным специализациям должна предусматривать специальные разделы, ориентированные на развитие названных физических качеств.

На наш взгляд, дальнейшее совершенствование учебной программы возможно лишь при условии увеличения обязательного курса по дисциплине “физическая культура” в объеме 500-550 ч на весь период обучения. Это даст возможность оптимизировать учебный процесс по данной дисциплине и сделать его более гармоничным.

Резюмируя изложенное, следует заметить, что успехи студентов, занимающихся по экспериментальным спортивно-видовым технологиям, заметно выше, чем в контрольной группе, занимавшейся по традиционной программе ОФП. Это дает нам основания рекомендовать разработанный комплекс спортивно-видовых технологий физического воспитания к использованию на кафедрах физического воспитания вузов различного профиля.

Список литературы

1. Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье //Высшее образование в России: “Научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации”. 2001, № 4, c. 138-144.

2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г.Д. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 1998. – 181 с.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, c. 2-8.

4. Барбашов С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. докт. дис. / С.В. Барбашов. Омск, 2000. – 48 с.

5. Булавкина Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания: Автореф. канд. дис. / Т.А. Булавкина. – Малаховка: МГАФК, 1997. – 14 с.

6. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5.

7. Игнатьев А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов /А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко. Воронеж.1999 – 168 с.

8. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь – М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. – 120 с.

9. Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании //Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Матер. регион. науч.-практ. конф. Изд-во Тюменского государственного университета. 2000, с. 8-10.

10. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи. //Теория и практика физ. культуры. 1998, № 6, с. 21-24.

11. Лотоненко А.В. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика. М., 1999. – 92 с.

12. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

13. Пешкова Н.В., Алькова С.Ю. Организация личностно-ориентированного образовательного процесса по физической культуре в вузе // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Матер. регион. науч.-практ. конф.Изд-во Тюменского государственного университета. 2000, с. 11-13.

14. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. – 217 с.

15. Zeichner K. Perzonalized and inquiry-oriented teacher education / K. Zeichner, K. Teitelbaum // Journal of Education for Teaching. – 1982. – № 8. – Р. 37-44.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

Дата добавления: 24.04.2013

Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов

№ п/п

Мышечно-двигательные качества

Основная группа (спортивно-видовые технологии)

Контрольная группа (ОФП)

1

Скоростно-силовые

5, 3*

6, 7*

3, 9

4, 1

2

Гибкость

18, 4*

14, 4*

16, 2

9, 7

3

Сила

15, 8*

13, 8*

11, 7

9, 6

4

Быстрота

5, 8*

2, 5*

3, 6

1, 0

5

Выносливость

8, 3*

6, 4*

4, 1

2, 6

Примечание: числитель – юноши, знаменатель – девушки. * – достоверность различий с контрольной группой р

Таблица 2. Показатели посещаемости занятий по физическому воспитанию за период обучения с применением спортивно-видовых технологий, %

Курс

Основная группа (спортивно-видовые технологии)

Контрольная группа (ОФП)

1-й

76, 4

76, 7

3-й

95, 5*

77, 2

* – достоверность различий с контрольной группой р

Важным компонентом физической культуры человека является структура мотивационных устремлений, которая во многом определяет вовлеченность в занятия физическим воспитанием. В то же время форма проведения занятий по физическому воспитанию в вузе – важный фактор формирования названных мотиваций. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что использование в процессе физического воспитания студентов классического университета спортивно-видовых технологий помимо физического развития позволяет корректировать мотивационную сферу. У большинства студентов, участвовавших в педагогическом эксперименте, появились мотивы физкультурно – спортивной деятельности. У многих из них наблюдалась также взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебно-профессиональных мотивов.

К третьему этапу педагогического эксперимента нам удалось добиться высокой посещаемости студентами занятий по физическому воспитанию (табл. 2). Названные показатели оставались относительно стабильными на протяжении всех трех курсов обучения на кафедре. Среди студентов наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся физической культурой и спортом в дни каникул.

До начала педагогического эксперимента на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% студентов, к 5-му курсу эта цифра падала до 27%. В результате использования в процессе физического воспитания спортивно-видовых технологий на третьем этапе педагогического эксперимента эти показатели существенно выросли. Свыше 56% студентов продолжали занятия физической культурой на 4-м курсе, к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным. На специализациях “Плавание” и “Бодибилдинг” доля студентов, продолжающих занятия на старших курсах, достигала 68-77%.

У студентов, принимавших участие в педагогическом эксперименте и занимавшихся в течение трех лет по разработанным спортивно-видовым технологиям, отмечается положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма (прежде всего сердечно-сосудистой системы).

Заключение. Полученные результаты позволяют заключить, что занятия физическим воспитанием в вузе, организованные на основе разработанных спортивно – видовых технологий в объеме 408 ч обязательных занятий в течение трех лет обучения, в целом положительно сказываются на оптимизации ОФП студентов. Скоростно – силовые качества, гибкость и сила – физические качества, развитие которых не требует использования дополнительных средств физической культуры. Эти качества относительно легко поддаются тренировке в рамках часов, отведенных учебной программой на физическое воспитание.

Для развития быстроты и особенно выносливости 4 ч в неделю занятий избранными видами физической культуры недостаточно. Программа занятий по физкультурным специализациям должна предусматривать специальные разделы, ориентированные на развитие названных физических качеств.

На наш взгляд, дальнейшее совершенствование учебной программы возможно лишь при условии увеличения обязательного курса по дисциплине “физическая культура” в объеме 500-550 ч на весь период обучения. Это даст возможность оптимизировать учебный процесс по данной дисциплине и сделать его более гармоничным.

Резюмируя изложенное, следует заметить, что успехи студентов, занимающихся по экспериментальным спортивно-видовым технологиям, заметно выше, чем в контрольной группе, занимавшейся по традиционной программе ОФП. Это дает нам основания рекомендовать разработанный комплекс спортивно-видовых технологий физического воспитания к использованию на кафедрах физического воспитания вузов различного профиля.

Список литературы

1. Ахметова Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье //Высшее образование в России: “Научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации”. 2001, № 4, c. 138-144.

2. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г.Д. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 1998. – 181 с.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, c. 2-8.

4. Барбашов С.В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. докт. дис. / С.В. Барбашов. Омск, 2000. – 48 с.

5. Булавкина Т.А. Коррекция профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания: Автореф. канд. дис. / Т.А. Булавкина. – Малаховка: МГАФК, 1997. – 14 с.

6. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5.

7. Игнатьев А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов /А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко. Воронеж.1999 – 168 с.

8. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь – М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. – 120 с.

9. Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании //Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Матер. регион. науч.-практ. конф. Изд-во Тюменского государственного университета. 2000, с. 8-10.

10. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи. //Теория и практика физ. культуры. 1998, № 6, с. 21-24.

11. Лотоненко А.В. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика. М., 1999. – 92 с.

12. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

13. Пешкова Н.В., Алькова С.Ю. Организация личностно-ориентированного образовательного процесса по физической культуре в вузе // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Матер. регион. науч.-практ. конф.Изд-во Тюменского государственного университета. 2000, с. 11-13.

14. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. – 217 с.

15. Zeichner K. Perzonalized and inquiry-oriented teacher education / K. Zeichner, K. Teitelbaum // Journal of Education for Teaching. – 1982. – № 8. – Р. 37-44.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/

Дата добавления: 24.04.2013