Русский язык на Северном Кавказе

Русский язык на Северном Кавказе Вопрос о положении с русским языком на Северном Кавказе необходимо рассматривать в контексте этнической структуры населения, политической, экономической и языковой ситуаций в данном регионе и идеологии регионального образования. Северный Кавказ – один из наиболее проблемных районов современной России. Он включает 10 субъектов Федерации, из которых 7 – национальные республики:

Адыгея, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия. Эти республики не однотипны по вышеперечисленным характеристикам. (С точки зрения политической ситуации благополучной можно считать, пожалуй, только Кабардино-Балкарию, т.к. на ее территории за последнее время не было этнических конфликтов). По микропереписи 1994 года в этих республиках проживает: в

Адыгее русских 64,9 % · адыгейцев 22,1 % в Карачаево-Черкесии русских 40,6 % · карачаевцев 31,2 % · черкесов 9,7 % в Дагестане русских 8,2 % · аварцев 27,5 % · даргинцев 15,6 % · кумыков 12,9 % · лезгинов 11,3 % · лакцев 5,1 % · табасаранов 4,3 % в Кабардино-Балкарии русских 33,8% · кабардинцев 48,2 % · балкарцев 9,4 % в Северной Осетии русских 30,6 % · осетин 53 % в Чечне и

Ингушетии русских 0,3% · чеченцев 57,8 % · ингушей 12,9 % Кроме того, в этих национальных республиках Северного Кавказа проживает значительное число не титульных этносов: абазины, ногайцы, таты, армяне, азербайджанцы и др. Особенностью этнического развития Северного Кавказа является то, что наиболее древние этнические слои в меньшей степени подвергались ассимиляции со стороны более поздних мигрантов.

Народы соседствуют, не ассимилируя друг друга. Присутствие славян на Кавказе связано с формированием казачества и Кавказской войны 1817-1864 гг При всех хорошо известных минусах национальной политики прошлого несомненно, что русская колонизация стабилизировала обстановку в регионе и положительно влияла на многие этнокультурные и социальные процессы (развитие письменности, государственности, строительства городов).
В конечном итоге на Северном Кавказе сложилась специфическая цивилизация, где каждый народ нашел свое место. С начала 90-х гг. возрос интерес к проблемам возрождения национальных культур и языков, были разработаны программы “этнизации” школ. Эта новая ситуация с особой остротой ставит проблему смысла и допустимых границ регионализации образования – определение роли и места национальных языков в системе образования, а шире – проблему двуязычия (а иногда и трехъязычия) в полиэтнических регионах

Северного Кавказа. Все языки титульных народов Северного Кавказа в законодательном порядке получили статус государственных, а право получать образование на родном языке стало всеобщим – принципиально рамки функционирования этнических языков в сфере образования не ограничены. В современной школе Северокавказского региона изучение родного языка обычно осуществляется на всех ступенях. Резко расширено преподавание литературы и фольклора, введены предметы, в рамках которых

изучаются культура и история этноса, обычаи и традиции. Некоторые из них преподаются на родном языке, особенно в сельских школах, где большинство учеников владеет им свободно. Конечно, параллельно сохраняются классы и даже целые школы, где все преподавание ведется на русском языке, а язык титульных этносов изучается как предмет. Проблема “этнизации” школы на Северном Кавказе практически была решена к 1993 году.

Число школ с преподаванием на родном языке и школ с изучением национального языка в качестве предмета после 1993 года практически не увеличивалось, как и среднее количество учеников в этих школах (1992 г 318 школ, 1994 г 253 школы; 1992 г 49315 учащихся, 1994 г 36433 учащихся). По результатам микропереписи 1994 года 85,1 % населения Северного Кавказа считает родным язык своей национальности.
Доля населения в национальных республиках Северного Кавказа с родным русским языком составила в среднем 32,0 % (в т.ч. 29,7 % русских). При этом среди населения нерусской национальности указали в качестве родного русский язык в среднем 4,35 %. В качестве второго языка общения 80,6 % кавказцев указали русский язык. На основании статистических данных можно говорить о высоком уровне двуязычия в национальных республиках

Северного Кавказа, особенно у городской части населения. В целом основная часть школьников, учителей и родителей положительно воспринимает поворот школы к углубленному изучению родного языка и культуры. 99% родителей всех национальностей хотят, чтобы их дети больше узнали в школе о культуре своего народа. В результате изменений, происшедших в системе образования и средствах массовой информации, можно констатировать снижение уровня владения русским языком как в количественном,

так и в качественном аспектах. Из внешкольных причин следует указать на снижение уровня социальной и бытовой мобильности населения, расширение сферы действия родных языков как государственных. Обширен спектр и собственно школьных факторов: неутвержденность образовательных стандартов, уменьшение доли русского языка в региональных учебных планах и др. Тем не менее необходимо заметить, что изучение русского языка как государственного является одним из

главных условий обеспечения единства образовательного и культурного пространства полиэтнической и многоязычной России, необходимым фактором реализации гражданами РФ конституционного права на образование. Русский язык есть не только традиционный в условиях России язык межнационального общения, но и проводник в пространство русской и мировой культуры. Вместе с тем, обеспечение эффективного изучения русского языка как государственного в школах
РФ требует сегодня реализации ряда мер, способных постепенно улучшить ситуацию: · изучение языковой ситуации и уровня владения русским языком в национальных регионах РФ; · утверждение типологии национальных школ на основе существующих моделей, что позволит систематизировать региональные учебные планы; · дифференцированное обеспечение необходимым объемом школьных часов обучения русскому и родному языкам в зависимости от характера языковой ситуации и типа национальной школы в целях

достижения единого образовательного стандарта; · разработка и внедрение уровневых стандартов русского языка в 1-ом, 5-ом, 9-ом и 11-ом классах национальных школ всех типов; · разработка концепции учебника русского языка нового поколения с учетом интеграции этнокультурного компонента для 1-11 классов; · создание координационного центра (возможно, в рамках федеральной программы “Русский язык”), ответственного за реализацию названных мероприятий.

Яковлева Е.А. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.edu.nsu.ru/