Архитектура готики

Секретыготического мастера

Введение
 
На уроках МХК изучаются различныестили искусства, в том числе и готический. Готика следовала в своём развитии зароманским стилем. Меня заинтересовала именно архитектура готики. Нужно сказать,что романский стиль ассоциируется с мощными стенами, с неприступнымикрепостями, а готика — это лёгкость, ажурность, устремлённость вверх. Менязаинтересовало то, какие архитекторы привнесли новшества, чтобы так сильнопреобразить вид собора. Я стала этим заниматься, собирать информацию.
Цель работы: выяснить, как распределяетсянагрузка в сооружениях готического стиля.
Гипотеза: архитекторы использовалиспециальные приёмы, чтобы «устремить» здание вверх, сделать его менеемассивным.
Задачи:
— расширить и углубить свои знания оготической архитектуре;
— рассмотреть приёмы, которымипользовались готические зодчие;
— определить, каким образомраспределяется нагрузка в здании готического стиля;
— провести анкетирование школьниковпо теме «Знаешь ли ты о готической архитектуре?».

1. Готика
Прежде чем перейти непосредственно ктеме нашего исследования, узнаем, что такое готика.
Готика — это период в развитиисредневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культурыи развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европыс XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняяего. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется кархитектурным сооружениям, о которых мы сегодня и будем вести разговор, готикаохватила также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т.д.
1.1 Эволюция готики
Готика зародилась в XII веке насевере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современныхГермании, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, сбольшим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению«итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая«интернациональная готика». В страны Восточной Европы готика прониклапозднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. К зданиям ипроизведениям искусства, содержавшим в себе характерные готические элементы, носозданным в период эклектики (смешение разных стилей различных культур), всередине XIX века, и позднее, применяется термин «неоготика». В1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначениясубкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкальнонаправления («готическая музыка»). Слово происходит от итальянскогоgotico — непривычный, варварский. Сначала это слово употреблялось в качествебранного. Следует заметить, что многие считают, что название стиля произошло отGoten — варвары. Но не стоит путать, к историческим готам этот стиль никакогоотношения не имеет. Впервые понятие в современном смысле применил ДжорджоВазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готиказавершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основедостижений романской культуры. Готическое искусство было культовым поназначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественнымсилам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своём развитииподразделяется на 3 периода:
1) Ранняя готика;
2) Период расцвета;
3) Поздняя готика. А теперь обратимсяк архитектуре.

2. Архитектура
 
2.1 Готический стиль
В основном, проявился в архитектурехрамов, соборов, церквей, монастырей. Развивался он на основе романской, точнееговоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглымиарками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки сзаострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад срезными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветные витражныестрельчатые окна. Все элементы этого стиля подчёркивают вертикаль. Как и вовсей готике, в готической архитектуре выделяются три этапа развития:
1) Ранний;
2) Зрелый (высокая готика);
3) Поздний (пламенеющая готика). Церковьмонастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первымготическим архитектурным сооружениям. При её постройке были убраны многие опорыи внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению сроманскими «крепостями бога». В качестве образца в большинствеслучаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Из Иль-де-Франс (Франция)готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и ЮжнуюЕвропу — в Германию, Англию и т.д. В Италии он господствовал недолго и, как«варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку онпришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI векаРенессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готическихсоборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новойкаркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
2.2 Система аркбутанов и контрфорсов
 
Каркасная система готическойархитектуры — совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, котораяпозволила изменить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены иперекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смоглизначительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Основнымиэлементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборовявляется их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивнымконструкциям предшествующей романской архитектуры.
2.3 Распределение нагрузки
 
Техническим прорывом архитекторовготики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. Нужносказать, что любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: отсобственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег и др.).Затем оно (здание) передаёт их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затемв земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чемдеревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большейугрозе обрушения в случае ошибки в расчётах. В романской архитектуре, отчастиявляющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стеныцеликом. Если архитектор желал увеличить размет свода, то таким образомувеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она моглавыдерживать вес такого свода. Но в готической архитектуре от этого методаотказались. Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давлениекаменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и еслиподдерживать именно в этих местах, другим элементам постройки уже необязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки длянего появились несколько ранее: «Исторически этот конструктивный приёмвозник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчиев некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов,выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение;свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным». Новаторство техническогорешения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания,массивный цилиндрический свод заменили более лёгким ажурным, давление этогосвода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий такимобразом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. «Нервюрныйсвод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, ибоковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не настены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю былоясно, где и как распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрныйсвод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романскихсводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещёи то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильнойформы». Таким образом, конструкция сильно облегчается за счётперераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась впростую «лёгкую» оболочку, чья толщина больше не влияла на несущуюспособность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный,но зато «подпёртый» по всему периметру надёжными и элегантными«подпорками». Кроме того, готика отказалась от полуциркульной,обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использованиесводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляязначительную часть давления прямо на опору — причём, чем выше и заострённееарка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный сводзаменился ребристым сводом, эти рёбра — нервюры диагонально перекрещивались ивоспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой распалубкой- лёгкой кладкой кирпича или камня.
Полученный преимущества:
1) Большая экономия строительногоматериала;
2) Увеличение высоты здания, а такжеосвещённости его внутреннего пространства;
3) Объединение внутреннегопространства а одно целое;
4) Сокращение сроков строительства.
Аркбутан — это наружная каменная упорнаяарка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящиеот основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклоннойплоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готикивстречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы,поэтому вскоре они были выдвинуты наружу, и стали открыты для обозрения извне.Аркбутаны бывают двух пролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция,мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массойпротиводействуют распору сводов. В средневековой архитектуре догадались неприслонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние несколькихметров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами.
Этого было достаточно дляэффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхностьконтрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
Пинакль — остроконечная башенка, которойнагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалосьс целью предотвращения сдвигающих усилий.
Столб-устой — мог быть простого сечения или жепредставлять собой «пучок колонн».
Нервюра — ребро арки свода, выступающее изкладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающийоблегчённую кладку свода. Делятся нервюры на:
1)Щековые арки — четыреарки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
2)Ожива — диагональнаяарка. Почти всегда полуциркульная.
3)Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающая посередине лиерны.
4)Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
5)Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны итьерсероны).
6)Запалубка — внервюрном своде заполнение между нервюрами.
7)Замковый камень (розетка)
2.4 Готические своды
 
Важнейшим элементом, изобретениекоторого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрныйкрестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружениисоборов. Основной признак готического свода — чётко выраженные профилированныедиагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающийосновные нагрузки. Предыстория его возникновения такова — сначала путёмпересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. Внём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, араспределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был оченьвелик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасныеарки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнениемежду ними становилось всё тоньше и тоньше, пока свод не стал полностьюкаркасным. Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка). Нервюрные своды представляли собой квадратные в планеячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложиласьтак называемая связанная система — на каждый квадрат широкого главногонефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большуюпрочность и обобый ритм внутреннего пространства храма. Каркас простейшегонервюрного свода состоит из четырёх арок по периметру квадрата — щековых арок,и двух диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековыеарки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение междуними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту сталоочень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми, а оживы сохранилиполуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяетсосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывалиськак самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные рёбра.
Варианты нервюрных сводов
В готических соборах можно найтимножество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия.Несколько основных типов:
1) Крестовый свод (quadripartiterib vault) — простейший вариант нервюрного свода, имеющий шесть арок ичетыре поля запалубки.
2) Без названия (sexpartite ribvault) — усложнённый вариант крестового свода, благодаря введениюдополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.
3) Звёздчатый свод (lierne vauit,Stellar vault) — следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн,число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертаниязвезды.
4) Веерный свод (fan vault) — создаётсянервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну,составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразнуюповерхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластаннаяготика»).
5) Без названия(netvault) — нервюрысоздают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру. В романскихсоборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался намассивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания исоздавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, чтоэтим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. Споявлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборыприобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Подведём итог,основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены,теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), абоковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведениепозволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, астены превратились в простую «лёгкую» оболочку, их толщина не влиялаболее на несущую способность здания, что позволило проделать много окон.Стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, чтотак же уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную частьдавления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готическойархитектуры становятся всё более вытянутыми, заострёнными, выражали гравнуюидею готической архитектуры — идею устремлённости храма ввычь, к Богу. Как былосказано выше, на месте опоры аркбутана на контрфорс ставится пинакль, однакопинакли могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелойготики активно участвуют в создании образа собора. Почти всегда сооружали дваяруса аркбутанов. Первый, верхний ярус, предназначался для поддержки крыш,становившихся со временем волее крутыми, и, следовательно, более тяжёлыми. Второйярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру. Возможныйпролёт свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимостьсобора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главныхцентров городской жизни, наряду с ратушами.

3. Неоготика
 
Неоготика (англ. Gothic Revival —«возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующийформы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получилараспространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.
Иногда элементы неоготики самымпричудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями,например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готическихокон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента вЛондоне. В США следует отметить неоготический собор Святого Патрика вНью-Йорке.
3.1 Готика в России
 
В Средние века в России, находившейсяв сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить вархитектуре стен и башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла вРоссию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появлениенеоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготическиеЧесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).
Неоготический стиль ярко проявился вимператорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемсяпамятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе вЕвропе[4]. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проектуархитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту МатвеяКазакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными дляевропейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русскойбарочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма.Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперногодома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказукоторой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишкоммрачным; перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смертиимператрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен иреконструирован.
Одним из типичных образцов неоготикив Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия ДевыМарии, построенный в 1901—1911 годах.
Ряд культовых сооружений, построенныхв стиле неоготики имеется и в восточной части России. В частности, в этом стилевыстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), соборУспения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881—1884) и др.
Образцы средневековой готики натерритории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая ВосточнаяПруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградскойобласти) и большое количество церквей, но большинство из них — в разрушенномсостоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор ибольшое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всегоих можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка,костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный вРоссии (если не считать Калининградской области) средневековый замок,заложенный шведами в 1293 году. К сожалению, неоготический кафедральный соборне сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году иокончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращенияправительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, постарым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывшийфинский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — зданиелютеранской церкви (конец XIX в.). Нижняя Тура Земское училище.
3.2 Готика в Польше
 
Готический стиль распространился вПольше на протяжении XIV—XV веков. На юге, в районе Кракова, доминировалаготика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и СевереПольши. Значительное распространение готического искусства имело в городахнемецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто былипрофессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готическойархитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковьМатери Божьей в Данциге (1345-1503) и самое значительное кирпичное сооружение —дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние настроительство в Северо-восточной Польше. Свое влияние оказало и чешскоеготическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Позднийготический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.
Самыми давними скульптурнымидостопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частностибронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Готическиескульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Самые известные из них— статуи князей династии Пястив, которые сохранились во Вроцлаве, Ополе,Кресобоже, Любуше и Кракове. Из середины XIV века значительного развития вПольше приобрел резчик. До наших времен сохранилось несколько хороших образцоврезных деревянных алтарей (алтарь Вита Ствоша в Кракове). В Мариацком костёле(Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире(высота — 13 м, ширина — 11 м, высота фигур до 2,80 м).
К лучшим образцам живописи принадлежатминиатюры и орнаменты в манускрипте, который содержит житие св. Ядвиги,созданные Николаем Пруссом (в 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, котороебыло сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскимиэлементами, достигло Польши лишь в XV ст.
3.3 Готика на Украине
 
Один из наиболее интересных периодовистории архитектуры Украины — конец XIV — первая половина XV века. На западныхземлях, которые меньше других потерпели от монголо-татарского нашествия, тогдарастут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибываютмногие поселенцы, преимущественно немцы, которые принесли в искусство, а вчастности в архитектуру, новые стилевые формы.
Среди культовых сооруженийпреобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стилясыграл Львовский кафедральный костел. Строительство Латинского костёла началльвовский архитектор П.Штехер в 1360 году, продолжали работы И.Гром и А.Рабиш,закончил строительство в 1479 году Г. Штехер.Готическую вертикальность зданияусиливает высокий щипец крыши.
Башня на главном фасаде имеетбарочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольняосталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживаютстрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками.
В интерьере и внешнем декоре зданиясохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.
В центре города Чортков Тернопольскойобласти расположен островерхий костёл святого Станислава, построенный в 1731году как главный храм монастыря кармелитов.

4. Исследовательская часть работы
 
Сравнение конструкций романики иготики.
В исследовательской части работы ярешила по нескольким аспектам сравнить архитектуру романского с архитектуройготического стиля. Таким образом я более наглядно смогу показать новшества вготическом строении, а главное — полученные от них преимущества.
Итак, первый вопрос: какраспределяется нагрузка в здании?
Ответ: в зданиях романскойархитектуры нагрузку передают все стены собора по всей длинне, а в готическойархитектуре нагрузку передают элементы каркасной системы. Важное отличие отроманики — эти элементы не сплошные, они равномерно рассположены по периметрувсего здания.
Второй вопрос: какую функцию несутколонны?
Ответ: в сооружениях романского стиляколонны не несут особого значения, они являются лишь средством декора, а вготической архитектуре колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами играют чутьли не главную роль, они являются главными несущими элементами здания.
Третий вопрос: какие элементы несутосновную нагрузку здания?
Ответ: в романтике несущими являютсямассивные стены толщиной в несколько метров, а в готической архитектуреосновную нагрузку несут тонкие стены. Они возведены между колоннами и являютсянесущими перегородками.
Четвёртый вопрос: какие размеры могутиметь здания?
Ответ: в романском стиле объёмыздания небольшие, так как они напрямую зависят от толщины стен, и еслиувеличивать объём здания, то обязательно нужно утолщать и без того массивныестены. Этот процесс является трудоёмким и не выгодным. В готической жеархитектуре нововведения позволяют строить соборы колоссальных размеров.
Пятый вопрос: какова высота потолкови освещённость здания?
Ответ: в романтике потолки не оченьвысокие, оконные проёмы очень малы, поэтому освещённость внутри плохая, а вготической архитектуре своды очень высокие, окна огромны по своим размерам. Засчёт этого создаётся хорошая освещённость внутренних помещений.
И шестой, заключительный вопрос:каково отношение внутренних помещений?
Ответ: в соборах романского стилявнутренние помещения разграничены массивными колоннами, стенами иперегородками, а в соборах же готического стиля внутренние помещения визуальнообъединены в одно целое. Этого эффекта помогает достичь тонкость опорных колонн.

Приложение
 романтика готика нагрузку передают стены по всей длине собора нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания колонны не имеют особенного значения колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками небольшие объемы здания собор может иметь колоссальный размер потолки не очень высокие своды очень высокие все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн