Факультет социальных и информационных технологий Кафедра социальной педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков Исполнитель: Студентка 953 группы Антанюк Екатерина Викторовна Научный руководитель: д. п. н профессор кафедры социальной педагогики Сафонова Т. В. Глазов 2009 Содержание Введение… 3 Глава 1.
Молодежная субкультура как социальный феномен………… 1.1 Характеристика понятия «молодежная субкультура» и ее проявления в России….1.2 Описание типологии молодежной субкультуры…. 15 Выводы по 1 главе …. 24 Глава 2. Характеристика особенностей представителей неформального молодежного объединения «Готы» … 2.1 История формирования субкультуры «Готы»… 27 2.2
Особенности формирования мировоззренческих взглядов НМО «Готы»…2.3 Неформальные молодежные объединения как фактор социализации подростков… … 38 Выводы по 2 главе… 43 Глава 3 Работа социального педагога с подростками субкультуры «Готы»… 3.1 Результаты констатирующего этапа исследования … 3.2 Социально- педагогические рекомендации в работе с подростками субкультуры «Готы»…51
Выводы по 3 Главе….57 Заключение…58 Список литературы… 62 Приложения… 67 Введение Актуальность исследования. Изучение неформальных объединений, в том числе молодежных, относительно новое направление для гуманитарных наук. Сами НМО как таковые возникли в середине XX века. А их широкое распространение связано с появлением постмодернизма и его постепенно растущим влиянием,
которое достигло своего апогея в конце XX века. Научный интерес к НМО сформировался только в 60-х годах того же столетия. Кроме того, следует учесть, что до конца 80-х годов в отечественной науке господствовало отношение к НМО как к социальной аномалии, которую надо изучать только для того, чтобы найти способ ее исправить. Но даже после того, как отношение к НМО изменилось к лучшему, исследования в этой области оставались достаточно разрозненными, и многие явления выпадали из поля научного зрения. Также не следует забывать, что НМО – явление весьма динамичное, и большинство исследований быстро устаревает и теряет свою актуальность. Между тем знание о молодежных субкультурах необходимо социуму. Отсутствие такого знания порождает непонимание и неприятие между подростками и молодежью с одной стороны и людьми среднего и старшего возраста с другой. Поэтому необходимы исследования, которые осветили бы
современное состояние НМО и заполнили существующие пробелы. Нами выбрана данная темя исследования, так как считаем, что среди всевозможных факторов в современном обществе, влияющих на развитие личности подростка, одним из важнейших являются неформальные молодежные объединения. Они играют огромную роль в адаптации человека в современном обществе, приобщении его к культуре, принятой в данном обществе. Данный вопрос требует глубоких исследований.
Молодежные неформальные объединения являются важным средством социализации. Но, несмотря на значимость молодежных и неформальных объединений, как одного из важных факторов, влияющих на становление и развитие личности, она остается малоизученной. Выявив позитивное влияние молодежной субкультуры на развитие личности подростка, мы сможем определить ее негативное влияние. Также есть необходимость понять суть молодежных исканий. «Молодой человек должен,
как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально – философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально – управленческие, социально – психологические аспекты данного феномена. Почти все молодежные объединения («компании», «тусовки» и т. д.), не являющиеся формально организованными и структурированными, можно отнести к носителям собственной субкультурности, которое создает каждое новое поколение, входящее в общество. Понятие «субкультура» подразумевает особую сферу культуры, «Суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающиеся собственными ценностями, строем,
обычаями, нормами».[2, с.37] Любое культурное образование представляется в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей и традиций. Молодежное культурное образование не исключение. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. По отношению к НМО возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности отдельных групп. Противоречие данного исследования заключается, в том, что несмотря на разнообразие юношеских
субкультур, существует небольшое количество рекомендаций в работе с подростками, представителями неформальных молодежных объединений. Вышеизложенное обозначило следующую проблему исследования: какой должна быть социально-педагогическая помощь членам неформальной молодежной организации в процессе социализации. Цель: изучить как неформальные молодежные объединения влияют на процесс социализации подростков и обосновать методику социально-педагогической помощи подросткам – представителям неофициальных юношеских субкультур.
Задачи: 1. Изучить состояние данной проблемы в научно-педагогической литературе и практике. 2. Охарактеризовать признаки неформальных молодежных объединений и выявить определить особенности молодежной субкультуры в современном обществе. 3. Определить влияние молодежной субкультуры на социализацию личности. 5. Выявить особенности и обосновать методику социально-педагогической помощи представителям неформальных молодежных объединений. Объектом данного исследования является процесс социализации подростков — представителей неформальных юношеских субкультур. В качестве предмета в данной работе рассматривается социально-педагогическая помощь подросткам — представителям неофициальных юношеских субкультур в процессе социализации. Гипотеза исследования заключается в следующем предположении, что если в молодежной среде существуют неформальные объединения и они оказывают большое влияние на социализацию личности, то необходима организация социально-педагогической помощи подросткам – представителям юношеских субкультур.
Для решения поставленных задач использовались следующие общетеоретические методы: • Теоретико-методологические – анализ психолого-педагогической, философской, и специальной литературы, по исследуемой проблеме. • Эмпирические методы: – Педагогическое наблюдение, содействовавшее накоплению и фиксации фактического материала. – Исследовательские беседы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации
позволят совершенствовать работу педагогов с неформальными коллективами подростков и юношества. В данной исследовательской работе использованы в качестве теоретической основы научные работы социологов, психологов, культурологов, педагогов, занимающихся проблематикой НМО. В работах В.В. Касьянова, О.Е. Кравченко, А.В. Лукова, С.С. Фролова, Ю.Г. Волкова и других социологов – исследователей рассматривается ряд аспектов,
связанных с теоретической установкой, направленной на рассмотрение существования субкультуры как целостного формирования внутри господствующей культуры. Основные закономерности формирования и функционирования особых феноменов НМО, а также их характеристики как признаки социокультурных объектов были представлены в работах А.М. Громова, Д.Н. Добренкова, А.Э. Запесоцкого, В.Д. Семенова и др. Авторы статей О.Ю Донин, Б.Б Доронин, А.С. Иванова, М.В. Лукова, Т.Р. Лыкина, Е.И. Садко, И.А. Фрыгин в своих описаниях конкретных неформальных движений (таких, как панки, хиппи, рокеры и т.д.) дают характерный обзор их традиций, внешних признаков, идеологических и ценностных ориентаций, на основе которых мы имеем возможность построить единую типологию примеров существования субкультурного «ядра» в НМО. Представить несколько видов наиболее используемых классификаций
НМО по разным признакам, выделяющим их как объекты социологических исследований, удалось благодаря работам И.В. Фролова, А.В. Толстых и др. В работах Р. Ларкина и М. Брейк наиболее полно рассматриваются понятия и параметры основных моментов «стиля», проблемы структурной принадлежности группы. При рассмотрении вопросов влияния НМО на личность подростка были использованы работы
Э.А. Орлова, В.Т. Лисовского. На защиту выносятся следующие положения: 1. Специфическими проблемами, возникающими в процессе социализации старшеклассников — представителей юношеских субкультур, являются компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, подменяющего ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми
и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении. 2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если: педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре; старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик; взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог. 3. Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Глава 1. Молодежная субкультура как социальный феномен 1.1 Характеристика понятия «молодежная субкультура» и ее проявления в России Для того чтобы четко охарактеризовать понятие «молодежная субкультура», необходимо, прежде всего,
рассмотреть такие понятия как «культура» и «субкультура». Под культурой (от лат.Cultura – возделывание, воспитание, образование, начинание) понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации- усвоения
ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений [8]. Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х гг. ХХ века этот термин найти не удается. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не
только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания. В настоящее время это понятие, освободившись от негативного значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура( от лат. Sub – под, около и cultura – возделывание, воспитание, образование) – система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой –либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [8]. В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, т.е. так или иначе, каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, стереотипы и представления отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку первые оказываются скоррелированными для конкретных сообществ
в рамках определенной социокультурной системы. В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры [4]. Для любой субкультуры существует ряд определенных обязательных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под сомнение возможность отнесение того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты: • Специфический стиль жизни и поведения; •
Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия; • Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. Каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур, которые для обществ, находящихся на одном этапе развития одинаковые [10]. Современные индустриально развитые общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также
систему множества различных субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя [3]. Более того, современный человек не только может, но и вынужден делать выбор среди субкультур, число которых неуклонно растет в силу ускорения темпа жизни, социокультурной динамики. Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ (к которым относится и Россия) является молодежная субкультура. Но прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным. В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы
(подростки) и периоду обучения в техникуме, ВУЗе, а также начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодость) [5]. Отличительными признаками молодежи служат: • Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях; • Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность; • Отсутствие собственной семьи; • Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;
• Определение собственного социального статуса; • Дифференциация в соответствии с социальными слоями. Рассмотрев эти понятия можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее: 1. Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней; 2. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение
ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре; 3. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.; 4. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике [12]. Таким образом, молодежная субкультура – это эзотерическая. Урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет [3]. В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается,
как правило, в рамках концепции социализации [7]. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Конечно, юношество воплощает в себе новую историческую реальность.
Оно творит собственную субкультуру. Но означает ли это, что молодое поколение обязательно преобразует культуру как таковую? По мнению немецкого социолога Мангейма, чаще бывает так, что ценностные искания неизбежны в силу возрастной адаптации. Однако минует возраст брожений, и культура снова устремляется в свое основное русло [1]. Иначе говоря, мангеймовская концепция разъясняется, почему люди создают особый мир ценностей, жизненных
ориентаций. Таким образом, можно сказать, молодежная субкультура не является новообразованием в рамках господствующей культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, помогающий молодежи адаптироваться в условиях какого-либо общества. С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным – как у нас, так и за рубежом. Молодежная субкультура как социальный феномен к нам в Россию пришла с Запада, но проведение параллелей между западной молодежной субкультурой и российской было бы ошибочно. В применение к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен. На Западе молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления
социальных ценностей и особого образа жизни. В то время как у нас известность молодежной субкультуры в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации [5]. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость традиционном для Запада понимании? Здесь можно выделить три фактора: •
Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения; • Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее,
основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.) • Аномия в российском обществе в дюркгеймовском смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности [17]. Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то картина будет выглядеть следующим образом: 1. Криминализация молодежной субкультуры Истоки этого процесса носят общественный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказания в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте от 30 лет в период между 1995 и 2007 гг. составило 8576,3 тыс. человек [4]. Часть вернувшихся из мест лишения свободы активно участвуют в формировании молодежных групп криминального
характера. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политике, развлечений и т.д. 2. Влияние западных молодежных субкультурных феноменов По этому признаку охарактеризовать российскую молодежную субкультуру очень сложно не столько из-за обилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторых из них являются
простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Например, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов 20 века – хотя по форме близки к западным аналогам, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. 3. Романтическая компенсация повседневной рутины [24]. В выделении этого признака для нас важна не столько мотивация соответствующих действий, сколько влияние
фактора, внешнего по отношению к конкретным субкультурным проявлениям. Эта черта выражает особенности и данного времени, и общего для молодежи стремления к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т.д. «Тяга к опасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Например, фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. 4. Воспроизводство некоторых черт советского прошлого. Перенос в молодежную среду моделей поведения и организация жизненного пространства из советской эпохи носит субкультурный характер главным образом в крупных городах.
Следы такого переноса обнаруживаются в организациях, сохраняющих связь с пионерией, комсомолом, компартией в их прошлых формах. 5. Феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть [4]. Таким образом, особенностями молодежной субкультуры в современном российском обществе являются: феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей
большинства), воспроизводство некоторых черт советского прошлого, романтическая компенсация повседневной рутины, влияние западных молодежных субкультурных феноменов, криминализация молодежной субкультуры [37]. 1.2. Описание типологии молодежной субкультуры Проблема классификации молодежных субкультур на Западе практически решена, в то время как в нашей стране перед учеными стоит нелегкая задача, так как исследования по данному вопросу начались относительно недавно. [8]. При анализе литературных источников, посвященных проблемам молодежной субкультуры в России видно, что работа ведется в двух направлениях: переработка и адаптация зарубежных классификаций применительно к нашей стране и создание новых, характерных именно для российского общества. Социологи делят молодежную субкультуру на: формальную, неформальную. Организация формальная – социальная группа, взаимоотношения в которой построены на формальных социальных
связях, правилах и нормах [37]. Это в полной мере отражается и в формальной молодежной субкультуре. Члены данной социальной группы это молодые люди, объединенные определенными внешними атрибутами: молодежный сленг, молодежная мода, музыкальные пристрастия, молодежные развлечения и т.д. Объединения людей в формальной молодежной субкультуре чаще всего с одной стороны стихийные, непостоянные (дворовые компании, какие-либо клубные компании и т.п.), с другой стороны представляют собой внешне
организованные постоянные группы (школьные классы, студенческие группы, кружки и т.п.) [9]. Но больший интерес ученых и исследователей привлекают неформальные молодежные объединения. За последние годы в нашу речь вошло и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы – это, те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни.
Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, определить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства»
и моральные кодексы [5]. Поскольку целостный феномен молодежной субкультуры проявляется во множестве форм, были изучены конкретные формы неформальных молодежных объединений, которые позволили провести типологизацию по различным основаниям. Среди возможных оснований для типологизации выделяют следующее: 1. По принадлежности (С.С Фролов) • Ингруппы, т.е. такие, в которых молодой человек чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими членами.
Общим для них служит то, что они разделяют определенные чувства, мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни; • Аутогруппы, такие, к которым молодой человек не принадлежит. 2. По взаимоотношениям: • Первичные; • Вторичные. 3. По степени общения: • Малые группы, т.е. такие, в которых люди имеют личные контакты с каждым; • Большие группы, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.
Приведенные выше варианты социальных типологий молодежной субкультуры, несмотря на их общий характер, отражают сущностную основу тех или иных неформальных молодежных объединений. Но поскольку молодежная субкультура – феномен многогранный и развивающийся данные типологии не исчерпывающие [11]. Поэтому существует ряд других: 4. По направлениям деятельности групп: А) По А.В. Толстых: • Общественно – политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно – политических взглядов; они не агрессивны; • Радикалы («люберы», «скины») очень агрессивны; во главе стоят представители старшего поколения; • Эколого-этические («зеленые»); • Группы образа жизни, или собственно неформальные молодежные объединения (панки, хиппи, и т.д.); • Нетрадиционно-религиозные группы (сатанисты, культовые группы и т.д.); • Группы по интересам (филателисты, спортивные и музыкальные фанаты) [8]. б)
По С. Сергееву: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперыи т.п.), криминально-деликвентные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (панки) и политизированные экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные [14]. 5. По «по неприкасаемости молодежных миров» (А.
Тарасов): • «Золотая молодежь» в столицах; • Наркогенная субкультура; • Уголовная среда; • «Голубая» тусовка; • Неофашисты и скинхеды; • Футбольные фанаты; • «Попсовики»; • «Старая контркультура» (развившаяся в традициях хиппи 60-х); • Сатанисты; • «Новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национального большевизма и левацкого революционизма).
5. По конформности: • Конформная; • Условно конформная; • Нонконформная (протестная группа) [4]. Музыкальные неформальные молодежные организации Главная цель таких молодежных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви метал».) Самыми распространенными группами, играющими рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», из отечественных «Ария» и т.д. В тяжелом металлистическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей [6]. Другая наиболее известная молодежная организация пытается сочетать музыку с танцами.
Это направление носит название брейкеры (от англ. Break-dance – особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование – в одном из значений break означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать
и демонстрировать буквально в любой ситуации [4]. Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению [6]. В тот же раздел попадают и битломаны – течение, в рядах которого когда-то состояли многие из родителей
и учеников нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Биттлз», его песням и наиболее известным его участника – Полу Маккартни и Джону Ленону. Неформальные организации в спорте Ведущие представители данного течения – знаменитые футбольные фанаты. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки (биты), металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д. [4]. Внешне фанатов легко различить.
Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланием успеха тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунг и поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий [22].
Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокерами. Рокеров объединяет любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии [14]. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы.
Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное [2]. Философствующие неформальные организации Интерес к философии – один из весьма распространенных неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричесанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки иногда – крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Биттлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления.
Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие
добиться «открытия самого себя». Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именуют себя «системой» (системные ребята, пиплз). «Система» – это не имеющая четкой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели «обновления человеческих отношений» через добро, терпимость, любовь к ближнему [12]. Политические неформальные организации В данную группу неформальных молодежных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную
политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию. Среди политически активных молодежных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), панки и др. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью. Панки – относятся к достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определенную окраску. По возрасту панки – преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путем привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы [15]. Панки делятся на «левых» и «правых», и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных
отношений в обществе». Борясь с ними, эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. И в качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правила, носят абстрактно – лозунговый характер. В целом Панков отличает низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В значительной степени социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении,
особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных, путем резкого отвращения общепринятых вещей, демонстрации экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями [11]. Неофашисты (скинхеды) В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей
Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу – фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы. Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка, или, так называемые, неофашисты. «Скинхеды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках [44].
Скиндвижение в России широко распространилось после 1993 года, в то время как его эволюция в Европе и за океаном уже достигла стадии слияния с неофашистскими организациями, поэтому к нас оно носило изначально пронацистский характер [14]. И хотя русские скинхеды еще не представляют собой ни единого, четко структурированного движения, ни, тем более, единой политической силы, есть все основания считать, что следующим шагом в их развитии будет укрепление боевых отрядов и слияние их в единую политическую
организацию фашистского толка. У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен. Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхедами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться.
Это своеобразная «скинхедовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации [16]. Это далеко не все классификации, которые имеют место быть в рамках данного вопроса. Неформальные молодежные объединения нашей страны настолько разнообразны, что даже одна и та же группа в разных городах может существенно различаться. Отсюда следует вывод, что классификация неформальных групп России представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс. Причем ни одна из классификаций не будет абсолютно полной и правильной [23]. Выводы по главе 1 В первой главе нашего исследования мы охарактеризовали понятие « молодежная субкультура», и сделали вывод, что это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество.
Это частичная культурная подсистема внутри базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет. Так же мы сделали вывод, что молодежная субкультура не является новообразованием в рамках господствующей культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, помогающий молодежи адаптироваться в условиях какого – либо общества. Проведя анализ проявления молодежных субкультур в
России, мы выявили ее специфику и выявили черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде. Такими чертами стали криминализация молодежной субкульту