Статус судей в РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.И.Н. УЛЬЯНОВА
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАУГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КУРСОВАЯРАБОТА
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАТУССУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выполнилстудент 2 курса
юридическогофакультета
заочногоотделения
БолдаревАндрей Геннадьевич
Научныйруководитель:
Кандидатюридических наук,
доцентХохлов В.И.
Ульяновск
2009

Содержание:
Введение
Глава 1. Правовой статус судей
1.1 Судьи — носители судебной власти
1.2 Различия в правовом положениисудей
Глава 2. Порядок отборакандидатов на должности судей
2.1 Общие требования
2.2 Существенныепредпосылки назначения
2.3 Требования к судье Конституционного Суда Российской Федерации
Глава 3. Наделение полномочиями
3.1 Последовательные меры
3.2 Назначение и избирание
3.3 Принятие присяги
Глава 4. Права судей
4.1 Судебная деятельность
4.2 Независимость судей
4.3 Гарантии независимости
4.4 Факторы независимости и самостоятельности
4.5 Материальное обеспечение судей
Заключение
Библиографический список

Введение
Закон о статусе судейустанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых вустановленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.Судьи, когда речь идет об их статусе — это граждане, наделенные в конституционномпорядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности напрофессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебнойсистемы РоссийскойФедерации осуществляетсвою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны дляосуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебнойсистеме специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правовогостатуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют своиполномочия и какое звено судебной системы они представляют.
В этом законе определенытребования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Порядокотбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенностисудей, приостановление и прекращение полномочий судьи.
Единый правовой статуссудей РоссийскойФедерации не исключает инекоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон «Остатусе судей РоссийскойФедерации» указывает,что особенности правового положения судей определяются Федеральными законами, ав случаях, предусмотренных Федеральными законами — также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положениясудьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом, специально посвященнымэтому суду.
Выбраннаятема данной работы является по-своему актуальной в современных условиях, когдав Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая реформа, изакладываются основы правового государства. Отправлениеправосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иныхдел, рассматриваемых судьями, — решающее значение. Оно состоит в том, что судьипри осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто послесоответствующих процедур принимает окончательное решение.
Цельработы – раскрыть сущность такого понятия как правовой статус судей вРоссийской Федерации.
Дляэтого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие исследованию):изучение единства правового статуса всех судей и различия в их правовомположении, общие требования к отбору кандидатов на должность судей ипредпосылки назначения, наделение полномочиями и принятие присяги, права судейи определенные гарантии государства.
Даннаяработа состоит из четырех глав: в первой главе представлен состав судов иобозначены некоторые положения Федерального конституционного закона «О судебнойсистеме Российской Федерации»; во второй главе представлены основные положения закона «О статусе судей Российской Федерации» и положения статьи 119 Конституции РоссийскойФедерации; в третьей главе подробно описывается порядок наделения полномочиямисудьи; в четвертой главе рассказывается о том, как судьи осуществляютправосудие и о том, как это ценит государство.

Глава 1.Правовой статус судей
1.1 Судьи — носителисудебной власти
Судьи- носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерациифункция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция,осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судыосуществляют правосудие в составах:
— Судьии представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей);
— Несколькихпрофессиональных судей;
— Судьейединолично.
Прилюбом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежитпрофессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы. Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит изважности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебнаявласть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей ипривлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудияприсяжных, народных и арбитражных заседателей.
Этоважнейшее положение основополагающего закона о судах усиливаетсяпровозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо оттого, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия, и какое звеносудебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что всесудьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собойтолько полномочиями и компетенцией.
Приведенныеположения Закона о судебной системе свидетельствуют, о том, что установлениеединого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а,напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положениисудей разных судов. Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, чтоособенности правового положения некоторых категорий судей, включая судейвоенных судов, определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренныхФедеральными законами, также законами субъектов Федерации.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии сКонституцией РоссийскойФедерации иФедеральным конституционным законом «О судебной системе РоссийскойФедерации». В РоссийскойФедерации недопускается создание иных судов.
Правосудие осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации, Высшим АрбитражнымСудом РоссийскойФедерации,верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городовФедерального значения, судами автономной области и автономных округов,районными судами, военными судами, мировыми судьями, федеральными арбитражнымисудами округов и арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Не могут осуществлять правосудие никакиеиные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменятьвынесенные судебные решения также вправе лишь суды.(1)
1.2Различия в правовом положении судей
Вотношении особенностей правового положения судей Конституционного Суда РоссийскойФедерации статья 2 Закона о статусе судей отсылает к Федеральномуконституционному закону, специально посвященному этому суду.
Можносделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньевсудов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовомположении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим всовокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда.
Поэтомупредставляются вполне оправданными положения Закона о судебной системе,которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорийсудей определяются Федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.
Правовоеположение судьи — это не только совокупность его общих и специальных прав иобязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление оправовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать,а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядоквведения кандидата в судейскую должность и наделения его соответствующимиполномочиями.(2)

Глава 2. Порядок отбора кандидатов на должности судей
2.1 Общие требования
Судьей может бытьгражданин РоссийскойФедерации, достигший 25лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридическойпрофессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей,независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусесудей РоссийскойФедерации» дополнил этитребования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащихего поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендациюквалификационной коллегии судей.
Эти требования законадостаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судовгарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанныетребования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В Конституциичетко оговорено, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительныетребования к судьям судов Российской Федерации.
Минимальныеи общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низовогозвена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требованиянедостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов.Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшееюридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общейюрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковыетребования.
Некоторыедругие требования к кандидатам в судьи различных звеньев — неодинаковые. Для кандидатов на должностьвышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большейсложностью осуществляемой ими работы.
Повышенвозрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системыарбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 35 лет. Судьей КонституционногоСуда РоссийскойФедерации может бытьлицо, достигшее 40 лет.
Болеевысокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьейвышестоящих судов может стать лицо, имеющее стаж работы по юридическойпрофессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи КонституционногоСуда РоссийскойФедерации установленстаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладатьпризнанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, чтоКонституционный Суд РоссийскойФедерации рассматриваеттакие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, дляовладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.
2.2Существенные предпосылки назначения
Приведенныеположения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречатстатье 119 Конституции Российской Федерации, так как последняя, как ужеподчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможностьустановления Федеральными законами дополнительных требований к судьям судов РоссийскойФедерации.
Темсамым Конституция допустила возможность повышения Федеральными законамитребований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставилажесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизитьни один Федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о КонституционномСуде лишь развивают положения статьи 119 Конституции в установленных еюграницах, а не конкурируют с ней.
Требованияв части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работыпо юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являютсясущественными предпосылками комплектования судов лицами, обладающиминеобходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применятьна практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов,Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может бытьлицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «… признанной высокойквалификацией в области права».
Этиповышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только КонституционномуСуду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнениекоторых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний посравнению с тем, что дает юридический вуз.
Положениястатьи 119 Конституции Российской Федерации не препятствуют предъявлениюуказанных требований. Специальные условия назначения судей военных судов содержатсяв законодательстве. В статье 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организациии деятельности военных судов и органов военной юстиции» указано, что «…военнослужащиевоенных судов проходят военную службу, на них распространяются воинские уставыи положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей»,другими нормативными актами и указанным Федеральным законом.
Этиположения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах.Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых ксудьям и к кандидатам на должность судьи, не означает, что требования,адресованные первым, не относятся ко вторым.
Вчастности, к кандидату на должность судьи относятся положения Закона о статусесудей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебныхотношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебнойвласти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности,справедливости и беспристрастности.(3)
Врассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиямнравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридическизначимых факторов негативного характера.
Нравственноеначало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей требовании, обращенномк кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившеепорочащих его поступков. Этическое начало есть и в статье 8 Закона оКонституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьиКонституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.
Чтоже касается положений части 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то они, прежде всего,имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать кполитическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность сдругой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной ииной творческой деятельности.
Однакопоскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейскихполномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Онможет быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случаеего назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Этоможет быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лицана должность судьи.
Приусловии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначеносудьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация отквалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приноситторжественную присягу.
2.3 Требования к судье КонституционногоСуда Российской Федерации
Своеобразносформулированы требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда РоссийскойФедерации, причем не только дополнительные, но даже и те, которые известныЗакону о статусе судей.
Действующийзакон о Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениямио запрете совместительства, данными в части 3 статьи 3 Закона о статусе судей,а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судьеКонституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственныеили общественные должности, иметь частную практику, заниматьсяпредпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,научной или иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельностьдопустима постольку, поскольку занятие оной не препятствует выполнениюобязанностей судьи.(4)
Отвлечениеот основной деятельности для этих занятий не может служить уважительнойпричиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие КонституционногоСуда Российской Федерации. Согласно Закону о Конституционном Суде судьи этогосуда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законногопредставительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, комубы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Категоричнее,чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительныемеры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судьялюбого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям.
Согласнозакону он не имеет права их материально поддерживать, участвовать вполитических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать вкомпаниях по выборам в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий идвижений, заниматься иной политической деятельностью.
Он неможет также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений,даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовойинформации и перед аудиторией, судья Конституционного Суда не вправе допринятия решения Конституционным Судом высказывать свое мнение о вопросе,который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотренияв Конституционном Суде.(5)
Внесяизменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил кругтребований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне дляподтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначениюна должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждаетсярешением Совета судей Российской Федерации на основании представления Федерального органа исполнительнойвласти в области здравоохранения.

Глава3. Наделениеполномочиями
3.1 Последовательные меры
Наличиев законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей — существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но отпровозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи вдолжность необходима организация фактического проведения ряда последовательныхмер включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей, сдачу ими вустановленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи, рассмотрениеквалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятиядолжности судьи, вынесение заключения квалификационной коллегией о дачерекомендации или в отказе от дачи.
Порядокнаделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации,его заместителей, других судей Конституционного Суда Российской Федерациисогласно статьи 13 Закона о судебной системе устанавливается Федеральным Конституционнымзаконом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
СудьиКонституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации попредставлению Президента России. Предложения о кандидатах на должность судейКонституционного Суда вправе вносить Президенту члены Совета Федерации идепутаты Государственной Думы, а также законодательные органы субъектовРоссийской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридическиеведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебныезаведения.

3.2 Назначение иизбирание
Председатель,заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РоссийскойФедерации избираются в пленарном заседании этого суда тайным голосованием судейсроком на три года.
В соответствиис Законом о статусе судей Председатель Верховного Суда Российской Федерации,Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должностьСоветом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на шесть лет попредставлению Президента Российской Федерации, основанному на положительномзаключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Судьиуказанных выше судов назначаются на должность также Советом Федерации попредставлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнениясоответственных председателей Верховного Суда Российской Федерации и ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствиисо статьей 13 Закона о судебной системе Законом, о статусе судей четкорегламентирован порядок назначения других судей Федеральных судов общейюрисдикции и Федеральных арбитражных судов.
СудьиФедеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РоссийскойФедерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Судьи других Федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаютсяПрезидентом Российской Федерации по представлению соответственно ПредседателяВерховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации с учетом мнения законодательного органа соответствующего субъектаРоссийской Федерации.
Заместителипредседателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации назначаются на должность Советом Федерации на шесть лет попредставлению Президента Российской Федерации, основанному на представленияхвышеуказанных председателей судов, при наличии положительного заключения Высшейквалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатели,заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных иравных им судов, а также военных судов назначаются на должность Президентом РоссийскойФедерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РоссийскойФедерации при наличии положительного заключения высшей квалификационнойколлегии судей Российской Федерации.
Председатели,заместители председателей Федеральных арбитражных судов округов, арбитражныхсудов субъектов Российской Федерации назначаются на должность ПрезидентомРоссийской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключенияВысшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатели,заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РоссийскойФедерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РоссийскойФедерации при наличии положительного заключения, соответствующихквалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.(6)
3.3 Принятие присяги
Назначениекандидатов на должности судей производится, как было отмечено, только приналичии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегиисудей. Заключение на каждого из рекомендованных кандидатов квалификационнаяколлегия судей представляет председателю соответствующего суда, в случаенесогласия которого с заключением оно возвращается для повторного рассмотренияв ту же квалификационную коллегию судей.
Приповторном положительном заключении квалификационной коллегии судей двумятретями голосов членов коллегии председатель суда обязан внести представление оназначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Судьисудов общей юрисдикции и арбитражных судов, впервые избранные на должность,приносят в торжественной обстановке присягу на собраниях судей Верховного Суда РоссийскойФедерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи других судов- на съездах либо собраниях судей.
Иначеосуществляется присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации.Согласно статьи 10 Закона о Конституционном Суде судью этого суда приводит кприсяге Председатель Совета Федерации.
Кромесудов Федеральных в Законе о судебной системе предусмотрено действие в странесудов субъектов Российской Федерации, к которым отнесены: конституционные судысубъектов Российской Федерации и мировые судьи. В Законе указано, что мировыесудьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных судовнаделяются полномочиями в порядке, установленном Федеральными законами изаконами субъектов Российской Федерации.

Глава 4.Права судей
4.1 Судебная деятельность
Главноев судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлениюсудебной власти. Сказанному не противоречит часть 2 статья 118 Конституции РоссийскойФедерации, согласно которой судебная власть осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Вэтом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание,а лишь устанавливается форма ее реализации — процессуальная. Сообразновысказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществленииправосудия — это его процессуальные права и обязанности, установленные Закономо Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным,Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательствомРоссии.
Приэтом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, вкакой инстанции он осуществляет свои полномочия, в каком составе. Однако привсех условиях все судьи:
-Осуществляютправосудие на профессиональной основе;
— Независимыи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону;
— Всвоей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены;
— Пользуютсянеприкосновенностью.
Считаянезависимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантиейосуществления правосудия, законодатель это принципиальное положениепровозгласил на высшем нормативном уровне – в Конституции Российской Федерации.В развитие этого конституционного положения в статье 5 Закона о судебнойсистеме указано: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели,участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только КонституцииРоссийской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаютсяКонституцией Российской Федерации и Федеральным законом».
Провозглашениеважнейшего принципа правосудия в Конституции страны и в Федеральномконституционном законе само по себе является существенным фактором. Нозаконодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению егореального действия, установив запрет на издание в России законов и иныхнормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимостьсудей.
Закономо судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности,предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:
— Воказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражныхзаседателей, участвующих в осуществлении правосудия;
— Вином вмешательстве в деятельность суда.
НазванныйЗакон предписал: присвоение властных полномочий суда наказывается всоответствии с уголовным законом. Согласно Закону о статусе судей независимостьсудьи обеспечивается:
— Предусмотреннойзаконом процедурой осуществления правосудия;
— Запретомпод угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность поосуществлению правосудия;
— Установленнымпорядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
— Правомсудьи на отставку;
— Неприкосновенностьюсудьи;
— Предоставлениемсудье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующегоего высокому статусу;
— Особойзащитой государства;
— Системойорганов судейского сообщества.
4.2 Независимость судей
Независимостьсудей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, которыйбы оградил судей от вмешательства. С этой целью установлено правило,исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то нибыло, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры ссудьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями сведений о ходе совещания.
Всвязи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться наустановление особого правила- обеспечения тайны совещания судей. Но нередко приэтом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, — ограждение судей отвлияния извне, со стороны.
Неменее важно обеспечить независимость каждого судьи внутри судейской коллегии. Издесь следует обратить внимание не только на установление запрета разглашатьсведения о ходе совещания судей, о позиции каждого из них. Не менее важно обратитьвнимание на порядок совещания судей, который в совокупности с тайной совещаниягарантирует независимость судей друг от друга. Суть этого порядка сводится кследующему:
— наличие запрета судьям воздерживаться от голосования;
— установление правила, предписывающего председательствующему подавать свой голоспоследним.
Этиправила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение всовещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым изсудей своего мнения. На обеспечение независимости судей нацелено и положениечасти 2 статьи 10 Закона о статусе судей, в соответствии с которым судья никомуне обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных илинаходящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления,за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законом.
Например,правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделеныпрокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители,потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
Судьи,члены их семей и их имущество находятся под особой зашитой государства. Вразвитие этого положения принят специальный Федеральный закон «О государственнойзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Всвою очередь, министр внутренних дел Российской федерации принял приказ,специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона,утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до созданияспециальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасностизащищаемых лиц.
Основаниемдля принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующихо реальности угрозы безопасности защищаемого лица.
4.3 Гарантии независимости
Существеннойгарантией обеспечения независимости судей является установление в Законе о статусесудей особых правил приостановления и прекращения их полномочий. Полномочиясудьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одногоиз следующих оснований:
— Признаниесудьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
— Возбуждениеуголовного дела против судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другомууголовному делу;
— Участиесудьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органазаконодательной власти субъекта Российской Федерации;
— Избраниесудьи в состав органа законодательной власти Российской Федерации или органазаконодательной власти субъекта Российской Федерации.
Приэтом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи не влечетпрекращения выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьипринимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия. Надо,однако, оговорить, что в отношении судей Конституционного Суда существуютособенности приостановления их деятельности.
Этокасается оснований приостановления, предусмотренных Законом о КонституционномСуде. Полномочия судьи согласно указанному Закону могут быть приостановлены вслучаях, если:
— Былодано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его куголовной ответственности;
— Судьяпо состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Существуетспецифика порядка приостановления судейских полномочий. Согласно Закону приостановлениеполномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению КонституционногоСуда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к их приостановлению.
Восстановлениеполномочий судьи по первому из указанных оснований осуществляется решениемКонституционного Суда. Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишенииего права исполнять должностные полномочия, происходит при наличии указанных вЗаконе оснований. К ним отнесены:
— Письменноезаявление судьи об отставке;
— Неспособностьпо состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочиясудьи;
— Письменноезаявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другуюработу или по иным причинам;
— Истечениесрока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
— Увольнениесудьи военного суда с военной службы по достижении предельного возрастапребывания на военной службе;
— Прекращениегражданства Российской Федерации;
— Занятиедеятельностью, не совместимой с должностью судьи;
— Вступлениев законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебногорешения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
Вотношении судей Конституционного Суда оговорено, что такое заявление может бытьподано до достижения предельного возраста пребывания в должности, т. е до 70лет.
Квалификационнаяколлегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако онане вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению обязанностей.Судьи Федеральных судов впервые назначаются сроком на 3 года; судьи КонституционногоСуда назначаются сроком на 12 лет; мировые судьи — не более чем на 5 лет.
Судьямвоенных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующемвоинском звании, срок службы может быть продлен до 10 лет, но не свышедостижения ими возраста 65 лет.
Применительнок судьям Конституционного Суда это основание сформулировано иначе:«… продолжение судьей, несмотря на предупреждение Конституционною СудаРоссийской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с егодолжностью».
— Вступление в законную силу решениясуда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
— Смертьсудьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
— Отказсудьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
— Достижениепредельного возраста пребывания в должности судьи.
Вразвитие оснований, установленных Законом о статусе судей, в отношении судьиКонституционного Суда Закон содержит дополнительные основания:
— Нарушениепорядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РоссийскойФедерации, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральнымконституционным законом о Конституционном Суде;
— Неучастиесудьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонение егоот голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
— Признаниесудьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
Прекращениеполномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется порешению этого суда, которое направляется Президенту Российской Федерации и вСовет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Прекращениеполномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации ввиду нарушенияпорядка его назначения производится Советом Федерации по представлениюКонституционного Суда Российской Федерации.
Прекращениеполномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации ввиду совершениясудьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится СоветомФедерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации,принятому большинством не менее двух третей из общего числа судей.
Полномочиясудей общих и арбитражных судов прекращаются решением соответствующей квалификационнойколлегии судей, которое может быть обжаловано в том же порядке, как и в случае приостановленияполномочий.
Еслипорядок назначения судей занимает важное место среди средств обеспечениянезависимости судей, то процедура, основания и механизм прекращения полномочийсудей представляют собой совокупность условий, имеющих решающее значение для еесуществования.(9)
4.4 Факторы независимости и самостоятельности
Средствомобеспечения независимости и самостоятельности судьи является учреждение вдействующем законодательстве института отставки судьи. По смыслу Закона остатусе судей, как это сформулировано в статье 15, отставкой судьи признаетсяпочетный уход или почетное удаление судьи с должности.
Всоответствии с Законом о статусе судей судья считается ушедшим или удаленным вотставку, если его полномочия прекращены по основаниям, указанным в Законе остатусе судей. Основания отставки, указанные в Законе о Конституционном Суде, восновном совпадают с теми, что даны в Законе о статусе судей.
Похарактеру основания отставки судьи можно разграничить на следующие:
— Пособственной инициативе или вынужденно;
— Ввидуистечения срока полномочий или достижения определенного возраста;
— Посостоянию здоровья.
Ушедшемуили удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчетамесячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьи, ноне меньше шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемойдолжности.
Пребывающемув отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет,выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемоеналогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 % заработной платы работающегов соответствующей должности судьи. При этом в стаж работы судьиКонституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненногосодержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
Находящемусяв отставке судье за каждый год работы ежемесячное содержание увеличивается израсчета за каждый год стажа свыше 20 лет — один процент содержания, но всего неболее 85 % заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.
Пребывающемув отставке судье Закон о статусе судей сохраняет ряд льгот материальногопорядка. Отставка не рассматривается законом в качестве безусловной, раз инавсегда данной категории.
Судьясчитается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренныепунктом 3 статьи 3 Закона о статусе судей, т. е. не является депутатом, непринадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляетпредпринимательскую деятельность, а также не выполняет оплачиваемой работы,кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Крометого, сохранение статуса судьи в отставке обусловлено сохранением гражданства РоссийскойФедерации и недопущением поступков, его порочащих и тем самым умаляющихавторитет судебной власти. Отставка судьи прекращается также в случаеповторного избрания его на должность судьи.
Прекращениеотставки судьи может иметь место по решению квалификационной коллегии судей поместу прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи.Такое решение квалификационная коллегия судей выносит при наличии данных, указывающихна то, что судья в отставке не отвечает требованиям, предъявляемым Законом остатусе судей.
Лицо,отставка которого таким образом прекращена, вправе обжаловать это решение впорядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 Закона о статусе судей, т. е. втом же порядке, в каком обжалуется решение квалификационной коллегии судей,прекратившей полномочия судьи.
Однимиз важнейших факторов, обеспечивающих независимость и самостоятельность судьи,его способность осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо, являетсяего неприкосновенность.
В Законео судебной системе на этот счет твердо указано: «Судья неприкосновенен.Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются Федеральным законом».Аналогичное положение содержится в Законе о статусе судей, в котором такженашли отражение гарантии неприкосновенности судьи.
Проблемунеприкосновенности Закон о статусе судей не сводит к личности судьи. В этомЗаконе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя такженеприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых имличных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа ииного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.
Неприкосновенностьсудьи состоит, прежде всего, в том, что он не может быть привлечен к какой-либоответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятоерешение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установленаего виновность в преступном злоупотреблении.
Крометого, неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядкапривлечения судьи к ответственности за совершенные правонарушения и проступки. Сучетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решенияуголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе связанных собеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.
Установленособый порядок решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьилибо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такоерешение может принять только Генеральный прокурор Российской Федерации приусловии, что предварительное заключение о наличии признаков преступления вдействиях судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего судаи имеется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей, а вотношении судей Конституционного Суда — с согласия этого суда.
Установленособый порядок избрания в отношении судьи меры пресечения в виде заключения подстражу, который состоит в том, что решение об этом может принять лишь судебнаяколлегия в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации илиобластного и ему соответствующего суда общей юрисдикции. При этом такое решениеможет быть принято по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации.
Установлензапрет на применение в отношении судьи такой меры процессуального принуждения какзадержание. Даже если при задержании судьи его личность не могла быть известнав момент задержания, с установлением соответствующих данных он подлежитнемедленному освобождению. При этом личный досмотр судьи не допускается, заисключением случаев, предусмотренных Федеральным законом в целях обеспечениябезопасности других людей.
Вдействующем Законе о статусе судей установлены дополнительные гарантии защитысудей от необоснованного осуществления в отношении них оперативно-розыскныхмероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его гражданскихправ либо с нарушением его неприкосновенности.
Этидействия допускаются не иначе как на основании решения, принимаемого судебнойколлегией в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции. Послевозбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качествеобвиняемого по уголовному делу указанные мероприятия и действия производятся впорядке, установленном Федеральным уголовно-процессуальным и Федеральнымзаконом об оперативно-розыскной деятельности.
Походатайству судьи, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовноедело в отношении него рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.
Указанныемеры по обеспечению неприкосновенности судей в связи с производством поуголовным делам особенно важны. Но, учитывая характер деятельности судей иобусловленное этим его положение в обществе, законом установлен и специальныйпорядок привлечения судей к административной и дисциплинарной ответственности.Согласно Закону о статусе судей, в частности, вопрос о привлечении судьи кадминистративной ответственности принимается по представлению Генеральногопрокурора Российской Федерации судебной коллегией в составе трех судейсоответствующего Федерального суда общей юрисдикции высшего или среднего звена.
Установленавозможность привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Согласно статьи12.1 Закона о статусе судей могут быть наложены дисциплинарные взыскания:предупреждения; досрочное прекращение полномочий судьи.
Решениео наложении на судью принимается квалификационной коллегией, к компетенциикоторой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи намомент принятия решения. За совершение дисциплинарного проступка на судьюКонституционного Суда Российской Федерации по решению этого суда могут бытьналожены такие же взыскания, как и на других судей.
4.5 Материальное обеспечение судей
Материальноеобеспечение судей — одно из важнейших звеньев в системе гарантий независимостисудей, без которого невозможно существование самой деятельности поосуществлению правосудия. Иными словами, материальное обеспечение лиц,осуществляющих правосудие — условие существования судебной власти. Вот почемуодной из первых задач начавшейся несколько лет тому назад судебной реформы в Россиибыло создание материальных предпосылок повышения качества деятельности судов,среди которых одно из центральных мест занимали вопросы достойногоматериального обеспечения судей.
Мероприятиягосударства по улучшению материального обеспечения судей нашли свое завершениев системе норм, содержащихся в статье 19 Закона о статусе судей. Согласно указаннойстатьи заработная плата судьи состоит из должностного оклада, а для военных судей- и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда.
Судьепроизводятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другиминормативными правовыми актами. Размеры должностных окладов судейустанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении копределенному Федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного СудаРоссийской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации и не могут быть меньше 60 % их оклада. При этом Должностной окладсудьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующегосуда.
Минимальныйдолжностной оклад судьи Верховного Суда Российской Федерации не может быть ниже85 % оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судьи областногои равного суда — 72 %, судьи районного суда — 67 %, мирового судьи — 60 %.
Закономо статусе судей предусмотрены доплаты за ученую степень и звание, а такжелицам, имеющим почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»,увеличен оплачиваемый ежегодный отпуск, установлена оплата стоимости проезда кместу отпуска и обратно, предоставлено право бесплатного пользования местнымтранспортом. Решены вопросы социальной защиты судьи и членов его семьи.

Заключение
Главноев деятельности судьи — осуществление правосудия. Реализация этой функции — исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье. Вотпочему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья,заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять своиобязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, бытьбеспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Правовая системаКонсультант плюс.- 2009.- № 1.
2.Закон о статусе судей в Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 //Правовая система Консультант плюс.- 2009.- № 1.
3.Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. проф. В.П.Божьева.- М.: Спарк, 2002.- 400с.
4. Правоохранительные органыРоссийской Федерации: Учебное пособие. / Печников Н.П.- Тамбов.: ТГТУ, 2004.-108с.
5. Правоохранительные органы:Конспект лекций. / Беленков Р.А.- М.: Приор, 2003.- 112с.
6. Правоохранительные органыРоссийской Федерации: Учебное пособие. / Чуфаровский Ю.Ю.- М.: БЕК, 2002.-154с.
7.Правоохранительные органы: Учебное пособие. / Чувилев А.А. и Чувилев Ан.А.- М.:Юриспруденция, 2000.- 176с.
8. Судебная система,правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. / Б.Т. Безлепкин.- М.:Юрист, 2001.- 349с.