Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви
Любовь в лирике В. Маяковского… Этот традиционный мотив лирики подчеркивает нетрадиционность великого пролетарского поэта, сумевшего возвести интимную лирику в ранг лирики гражданской. Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, выразителем наших революционных идеалов. Мы привыкли к такому Маяковскому. Маяковскому лозунгов и плакатов, автору «Левого марша», «Стихов о советском паспорте». Нам по душе его открытость, увлеченность строительством нового мира, его революционный напор, его бескомпромиссность в спорах. Но всегда ли мы отдаем себе отчет, какой сложной, противоречивой натурой был любимый поэт? Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до сердца слушателей. В стихотворении «Домой» Маяковский писал:
Я хочу быть понят
моей страной…
И как часто ему не хватало этого понимания! В человеке, казалось бы, созданном на века, грубом, задиристом, но в груди которого, по словам А. Луначарского, «было заключено и билось горячее и нежное сердце». Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь – это сердце всего», – утверждал поэт. Маяковский много писал о любви. Это и поэма: «Люблю», «Про это», «Облако в штанах», стихотворения: «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Неоконченное». Во многих из них за личным, за интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный человеческому чувству, враждебный любви. На фоне других стихотворений о любви ярким, радостным и светлым гимном любви звучит стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», написанное в 1929 году.
«Письмо товарищу Кострову…» – одно из произведений, сосредоточивших в себе размышления поэта о любви и творчестве. Адресованное редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский, стихотворение это представляет собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьезной мыслью, разговорная речь – с высоким поэтическим словом, бытовая зарисовка – с подчеркнутой гиперболой.
Обывательским взглядам на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества:
Любить –
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Размышления о сущности любви постепенно и органично перерастают в размышления о вдохновении и творчестве:
На земле
огней – до неба…
В синем небе
звезд –
до черта.
Если б я
не был
поэтом,
я бы
стал бы
звездочетом…
Я хожу,
стишки пишу
в записную книжицу.
Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает его с ним, дает новую энергию для деятельности:
Мчат
авто
по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
умницы:
человек –
в экстазе.
Поэтическое слово, окрыленное большим человеческим чувством, не знает преград и расстояний. Поэт сравнивает его с «золоторожденной кометой» и далее развертывает образ в целую живописную картину:
Распластан
хвост
небесам на треть,
блестит
и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
на звезды смотреть
из ихней
беседки сиреневой.
Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на деятельность во имя человечества:
Чтоб подымать,
и вести,
и влечь,
которые глазом ослабли.
Любовь Маяковского требует полной самоотдачи, в ней нет места для компромиссов и расчетов:
Себя
до последнего стука в груди,
как на свиданьи,
простаивая,
прислушиваюсь:
любовь загудит –
человеческая,
простая.
В заключительных строках стихотворения Маяковский говорит о той огромной силе, которую дает человеку любовь. Она дает возможность справиться с любыми трудностями:
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет
совладать?
Можете?
Попробуйте…
Лирический герой Маяковского – человек, сумевший выразить всю силу, глубину и благородство человеческой души. В одном из стихотворений он писал:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Многое недоговорил векам, истории и мирозданью поэт Маяковский, но главное успел сказать. И то, что мы сегодня продолжаем читать Маяковского, спорить и размышлять о его поэзии, говорит о том, что поэзия Владимира Маяковского сохранила свое «боевое звучание» и в наши дни.