Судьи – носители судебной власти

РЕФЕРАТ
по теме: «Судьи – носители судебнойвласти»

1. Судьи
Судьи – носителисудебной власти, — такое заглавие имеет первая статья Закона о статусе судей вРоссийской Федерации.
Судьями всоответствии с законом о статусе судей являются: председатели, их заместители ичлены Верховного Суда Российской Федерации, Верховных судов республик в составеРоссийской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономнойобласти и автономных округов; председатели, заместители председателей районныхсудов, другие судьи, мировые судьи; председатели, заместители председателей и другиесудьи военных судов; председатели, заместители председателей, председателиколлегий и судьи – члены арбитражных судов; председатель, заместительпредседателя, секретарь и члены Конституционного Суда Российской Федерации;судьи конституционных (уставных) судов республик в составе РоссийскойФедерации.
Лица,работающие в комитетах конституционного надзора (например, в республике Коми иСеверная Осетия) статусом судей не пользуются. Члены третейских судов икоммерческих арбитражей также не пользуются статусом судей.
Исходя изперечня должностных лиц, судьями могут быть лица, исполняющие свои обязанностина профессиональной основе. Определенное лицо только тогда будет обладатьстатусом судьи, когда оно принято на работу на должность судьи и занимаемая им должностьпредусмотрена штатным расписанием соответствующего суда.
Распоряжения,отдаваемые судьей, обладают свойством обязательности. Обязательностью обладаютлишь те распоряжения и требования, которые даны в пределах закона и полномочийсудьи и предусмотрены процессуальным порядком. Судья – в отпуске – не судья, онгражданин, поведение которого в обществе предопределено Кодексом чести судьи.Судья в семье – это член маленького семейного сообщества и его поведениеопределяется «уставом», сложившимся и действующим в данной семье.
Судья впрофессиональном смысле понимается как лицо, наделенное в конституционномпорядке полномочиями по осуществлению функций судебной власти, исполняющееобязанности на профессиональной основе и действующее посредством конституционногои уголовного судопроизводства.
Хотя в ч.3статьи 1 Закона о статусе судей в РФ записано: «Судьями являются лица,наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие иисполняющие свои обязанности на профессиональной основе», представляется, чтобольше чем за восемь лет практика и жизнь показали неравнозначность понятий«судебная власть» и «правосудие». Связывать в настоящее время личность судьи –носителя судебной власти только с правосудием, значит суживать спектр егофункциональных правомочий.
В общей теорииправа функция определяется как направление воздействия права на общественныеотношения, либо направление правого регулирования. Функцию могут осуществлятьопределенным образом организованные системы. Правосудие, являясь формойсудебной власти одновременно является и ее функцией. В рамках функцииправосудия судебная власть реализует себя в следующих направлениях: судебныйконтроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов,сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной власти;применение мер государственного принуждения; обеспечение социальной июридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности истабильности.
Судебнаявласть имеет еще и такую функцию: является разновидностью управленческойдеятельности по реализации государственной воли путем правоприменения и принеобходимости — принуждения.
Если подходитьк судебной власти с позиции волевой теории власти, то она проявляет себя и вформе социального управления.
Рассматриваясудебную власть с позиции теории силы, ее можно представить как силу, способнуювосстановить нарушенную законность и справедливость.
Короче,функции судебной власти многообразны, формы ее проявления многоплановы, сферыее реализации еще не все проявлены и зафиксированы (ведь наша судебная властьеще молодая), поэтому судебная власть явление не сводящееся только к правосудиюи, следовательно, судья – лицо, наделенное полномочиями осуществлятьправосудие, но правомочия его более объемны, он –носитель судебной власти, каки определяет ст. 1 закона о статусе судей. Все носители судебной властипризываются действовать в относящемся к их юрисдикции правовом пространстве вкачестве потенциальных защитников Конституции, хранителей законности игражданского мира. В этом призвании и заключена суть носительства судьямисудебной власти.
2. Единствостатуса судей
 
Все судьи вРоссийской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой толькополномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторыхкатегорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, имипредусмотренных, — также законами республик в составе Российской Федерации (ч.I ст.2 Закона о статусе судей в РФ).
В чем жепроявляется и что означает единство статуса судей? Единство судейского статусапроявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге основных прав,обязанностей и ограничений. Единство статуса судей означает ни что иное, какравенство всех судей внутри судейского сообщества: равная защита федеральнымзаконом принадлежащих им прав, возложение на судей одинаковых обязанностей иограничений, связанных с пребыванием в судейском сообществе.
Введение всудебную систему Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судовсубъектов Федерации, арбитражных судов, военных судов и мировых судей, на нашвзгляд, не подорвало понятия единства статуса судей, так как уровень гарантий,установленный Федеральным законодательством не снижен. Федеральныйконституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде РоссийскойФедерации» зафиксировал положения, касающиеся структуры и организацииКонституционного Суда, его полномочия. Выделение в отдельные нормы требований,предъявляемых к судье (возраст не менее сорока лет, стаж по юридическойпрофессии не менее 15 лет, гарантии признания высокой квалификации в областиправа), порядок назначения на должность судьи Конституционного суда, присягасудьи перед лицом Совета Федерации и т.д. подчеркивают самостоятельность инезависимость судебной власти, осуществляемой посредством Конституционногосудопроизводства, но право на самостоятельность и независимость закреплена и задругими видами судов. Судебные акты Конституционного суда часто касаютсязначительного или неопределенного круга лиц и органов, поэтому закон вполнеобоснованно произвел формальное выделение самостоятельности и независимостисудей Конституционного Суда РФ.
Так, о своейсамостоятельности и независимости должны радеть все суды и судьи.
Федеральныйконституционный закон от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в РоссийскойФедерации» также не способствовал, на наш взгляд, утрате единства судейскогостатуса, поскольку законодательство об арбитражных судах находится всоответствии с Конституцией РФ, полномочия и порядок судопроизводства устанавливаютсяКонституцией и Федеральным Конституционным законом, другими федеральнымизаконами, что характерно, в частности для судов общей юрисдикции. Деятельностьарбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей,равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности иравноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст.6). Арбитражные суды –новая структура в судебной системе РФ и необходимо было напрямую адресовать ейпринципиальное обоснование надлежащего оформления деятельности этой структуры.
Все структурысудебной системы РФ и вместе с ними все судьи проходят через бесконечныетрудности, возникающие на пути становления судебной власти, чтобы осуществитьважнейшее положение Закона о статусе судей: «Судебная власть самостоятельна идействует независимо от законодательной и исполнительной властей».
Гигантскиеполитические перемены, сделавшие возможным закрепление указанного положения,позволили благодаря этой самостоятельности и независимости установить единыйстатус судей, различающийся только по полномочиям и компетенции судей.
Полномочия икомпетенция судей различаются в зависимости от:
1.   принадлежностиих к общим, военным, арбитражным или конституционным судам;
2.   работысудьи в нижестоящем или вышестоящем суде; правил подсудности дел;
3.   должностисудьи (председатель суда, его заместитель, председатель судебной коллегии, членпрезидиума суда, член суда).
Все другиеорганизационные решения внутри структуры судебной системы, как например,специализация в рассмотрении дел, распределение обязанностей междузаместителями, увеличение штатной численности – не имеют значения в планереализации закона о статусе судей, поскольку не изменяют определенных закономполномочий и компетенцию судей. Так, каждый судья может рассматривать какуголовные, так и гражданские дела, судья специализирующийся на рассмотрениитрудовых дел – не лишен возможности рассматривать категорию дел об установленииусыновления и т.д.
Судьямприсваиваются квалификационные классы. Принцип (и норма) присвоения классностисудьям един на всей территории Российской Федерации.
Для судейустанавливается высший, первый, второй, третий, четвертый и пятыйквалификационные классы, не являющиеся почетными и специальными званиями, асвидетельствующие об уровне профессионализма судьи, повышающие его авторитет ивлияющие на повышение материального обеспечения судьи. Присвоение и повышениеквалификационного класса не изменяет статуса судьи, его получившего,относительно других судей в Российской Федерации.
За квалификационныеклассы судьям ежемесячно производится доплата, исчисляемая в процентномотношении к окладам по занимаемой должности: судья высшего квалификационногокласса – 30%, первого класса – 25%, второго класса –22%, третьего класса – 20%,четвертого класса – 17%, пятого класса – 15%.
Судьи военныхсудов, кроме доплат за квалификационные классы, получают еще оклад по воинскомузванию.
Судьям завыслугу лет также производятся ежегодные надбавки. Раз в году судьям даетсянадбавка в должностных окладах, включая доплаты за квалификационный класс, вследующих размерах: при стаже работы судьи свыше 2-х лет –2, свыше 5 лет –3,свыше 10 лет –4, свыше 15 лет –5, свыше –20 лет –6.
В стаж работысудьи включаются как стаж работы в качестве судьи в судах Российской Федерациии бывшего СССР, так и стаж его работы в качестве судьи в судах государств,входивших ранее в состав СССР. Включается и время его работы в качествегосударственного арбитра.
Размерыдолжностных окладов судей устанавливаются следующим образом:
–          Оклад председателя Конституционного Суда РФ равен должностному окладуПрезидента РФ;
–          Должностные оклады судей Конституционного Суда, Председателя ВерховногоСуда и Председателя Высшего арбитражного суда РФ устанавливаются в процентномотношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда РФ;
–          Должностные оклады судей Верховного Суда РФ, Верховных судов республик всоставе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов автономнойобласти и автономных округов, Московского и Санкт-Петербургского городскихсудов, районных судов, Высшего арбитражного суда РФ, Высших арбитражных судовреспублик в составе РФ, краевых, областных и городских арбитражных судов,арбитражных судов автономной области и автономных округов установлены впроцентном отношении к должностным окладам Председателя Верховного Суда РФ иПредседателя Высшего арбитражного суда РФ.
Должностныеоклады в соотношении выглядят следующим образом:
–          Председатель Конституционного Суда – 100%; Председатель Верховного Суда– 98%; Председатель Высшего арбитражного суда –98%; заместитель ПредседателяКонституционного Суда – 95; секретарь Конституционного суда – 90%; членКонституционного Суда – 85%.
–          Судьи Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ получают отустановленных должностных окладов Председателя Верховного Суда РФ иПредседателя Высшего арбитражного суда РФ в следующих размерах: первыйзаместитель Председателя – 95%, заместитель Председателя –90%, председательсудебной коллегии, председатель судебного состава, секретарь Пленума – 85%,член Верховного Суда, судья Высшего арбитражного суда –80%.
–          Судьи Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов,судов автономной области и автономных округов, соответственные судьиарбитражных судов: Председатель –80%, заместитель Председателя –75%,председатель судебной коллегии –67%, член суда, судья арбитражного суда – 65%.
–          Судьи Московского и Санкт-Петербургского городских судов, Московского иЛенинградского областных судов, арбитражных судов города Санкт-Петербурга иЛенинградской области: Председатель – 84%, первый заместитель Председателя-78%, заместитель председателя – 73%, председатель судебной коллегии –69%, членсуда, судья арбитражногосуда-67%.
–          Судьи районных судов: председатель – 65%, заместитель председателя –60%,судья – 52%.
Судьипребывают в присвоенном квалификационном классе определенныйзаконодательством срок: в пятом квалификационном классе — 2 года, в четвертом –3 года, в третьем – 4 года, во втором – 5 лет, в первом классе – без срока.Высший квалификационный класс как правило присваивается судьям, проработавшимдолгие годы в судебной системе РФ, имеющим высокие качественные показатели всудебной деятельности, соблюдающим строго законодательство РФ, постоянносовершенствующимся профессионально.
Квалификационныйкласс Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного СудаРФ присваивается Высшей квалификационной коллегией судей РФ.
Судья, впервыеизбранный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представленк квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев своей работы.
Очереднаяквалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного классапроводится по представлению председателя соответствующего суда, либо позаявлению судьи не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьив присвоенном квалификационном классе.
Квалификационныеклассы присваиваются судьям соответствующими квалификационными коллегиямисудей.
Высококвалифицированномусудье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускаетсядосрочное присвоение квалификационного класса.
Присвоениюквалификационного класса предшествует квалификационная аттестация, т.е. оценкауровня его профессиональных знаний, опыта, деловых качеств и соответствие егоповедения, предъявляемым к судье требованиям.
Квалификационныйкласс сохраняется за судьей и при переходе из суда общей юрисдикции варбитражный суд, из военного – в специализированный, т.е. при работе в любойразновидности суда.
За судьей,пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняетсяпожизненно.
Решениеквалификационной коллегии судей по вопросу присвоения квалификационного классаобжалованию не подлежит.
Еслиполномочия судьи прекращаются по порочащим его основаниям (деятельность судьи,несовместимая с его должностью, несмотря на предупреждение соответствующейквалификационной коллегии; состоявшегося о нем и вступившего в законную силуобвинительного приговора суда; совершение поступка, позорящего честь идостоинство судьи), то судья лишается присвоенного ему квалификационногокласса.
3. Требования,предъявляемые к судье
 
Закон остатусе судей в РФ (ст.3) устанавливает общие требования, предъявляемые ксудье:
1.   Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации идругие законы.
2.   Судья при исполнении своих служебных обязанностей, а также вовнеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитетсудебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности,справедливости и беспристрастности.
3.   Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическимпартиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а такжесовмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроменаучной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.
Перечисленныетребования вытекают из ст.119 Конституции РФ, которая установила четыреосновных требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей – этогражданство Российской Федерации, возрастной ценз не ниже 25 лет, наличиеВысшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности неменее 5 лет.
Прямоуказанные в Конституции требования не могут быть проигнорированы. Толькособлюдение обязательных четырех условий дает возможность дальнейшегорассмотрения кандидатур. Конституция дает возможность Федеральному закону вдополнение к первичным условиям ввести дополнительные требования к судьям.
Конституционноетребование достижения 25 летнего возраста имеет отношение к мировым судьям ифедеральным судьям, выдвигаемым на должность судьи районного (городского) суда.Далее требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может бытьлицо, достигшее 30 летнего возраста. Судьей Верховного Суда РФ и ВысшегоАрбитражного Суда РФ может быть лицо, достигшее 35 лет и имеющий стаж работы поюридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда РФможет быть лицо, достигшее 40 лет и имеющее стаж работы по юридическойпрофессии не менее 15 лет и обладающий высокой квалификацией в области права.
Устанавливая25-летний возрастной ценз как минимальный для претендующих на должностькандидатов в судьи, законодатель учел возможные случаи для выпускников вузовиметь к этому возрасту и диплом о высшем юридическом образовании и пятилетнийстаж юридической работы к окончанию вуза с тем, чтобы сразу после вуза статькандидатом в судьи. На практике кандидаты в судьи оказываются старше 25 лет.
Высшее юридическоеобразование – обязательное требование для всех судей. В сочетании с возрастом –это соединение дает возможность кандидатам в судьи выполнить третье условие:получить практический опыт. Пятилетний стаж — минимальный для поступления надолжность судьи и он, в основном, востребуется при утверждении в должностимирового судьи или судьи районного суда.
Первое жеконституционное требование к судьям России – ими могут быть граждане РоссийскойФедерации.
Требования,указанные в статье 3 Закона о статусе судей, относятся к дополнительным,установленным Федеральным законом в связи с их конституционным допуском.
Они обязываютсудью в своей деятельности наряду с соблюдением Конституции РФ и другихзаконов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдать общепринятыенормы нравственности и правила поведения, способствовать утверждению в обществеуверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.
Обязанностямпо осуществлению правосудия судья должен придавать приоритетное значение переддругими его занятиями.
Судья долженвести себя таким образом, чтобы не допускать и избегать ситуаций, которые могутумалить авторитет судебной власти. Он должен поступаться своими личнымиинтересами и интересами других лиц, но не допустить причинения ущерба престижупрофессии судьи.
Например,председатель Энского районного суда Гриценко сфальсифицировал справку о своейзаработной плате с целью получения субсидий от местного органа. Полномочия егобыли прекращены по основаниям совершения поступка, позорящего честь идостоинство судьи (п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ).
Другой пример,судья областного суда Самсонова, уволившись с должности, выехала на Украину,получила там украинское гражданство. Через год она вновь подала заявление вобластной суд. Зная, Самсонову как хорошего профессионала и получив необходимыедокументы, ее представили вновь на должность судьи областного суда. Посленазначения на должность выяснилось, что она приступила к работе судьей вРоссии, будучи гражданской Украины. Ее полномочия были прекращены в связи сутратой гражданства Российской Федерации (п.п.6 п.1 ст.9).
Судья всегдадолжен сохранять самообладание, личное достоинство, заботиться о своей чести,избегать всего, что может причинить ущерб репутации, поставить под сомнение егообъективность и независимость при осуществлении правосудия.
Примеромотсутствия заботы о чести и достоинстве может служить появление судьи вобщественном месте в нетрезвом состоянии, игра в казино, поддержаниенеформальных отношений с имеющими славу «преступного авторитета». Афишированиеличных связей с руководящими работниками представительных и исполнительныхструктур может поставить под сомнение независимость судьи.
Всеприведенные примеры показывают, чем судья может опозорить в глазах окружающихсебя как носителя судебной власти.
Несовместимыобязанности судьи и народного депутата, так как здесь происходит совмещение водном лице правомочий от двух разных ветвей государственной власти судебной ипредставительной. Если гражданин, являясь депутатом, избран судьей, то ондолжен сложить с себя обязанности депутата. Если судья избран депутатом, то онне может осуществлять полномочия, определенные статусом судьи. Как желающийостаться судьей он подаст заявление о сложении с себя обязанностей депутата ворган государственной власти, в которой состоит депутатом. В случае сохранениястатуса депутата, судья подает заявление об отставке с должности судьи всоответствующую квалификационную коллегию судей, которая примет решение по п.1ст.14 Закона о статусе судей о прекращении его судейских полномочий.
В практике былслучай, когда председателя одного из районных судов города Москвы избиралидепутатом Госдумы и, поскольку, Госдума первого созыва нуждалась вквалифицированных юристах, предпочтение было отдано статусу депутата.
ДействующаяКонституция РФ однозначно определила невозможность одному лицу быть сразу и депутатоми судьей, или работать в исполнительной структуре по совместительству и бытьсудьей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).
Законзапрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям. Такая позициязакона проистекает из того, что всякая политическая активность мешает судьебыть объективным и беспристрастным, так как состоя в партиях или принадлежа кдвижениям он станет перед необходимостью руководствоваться не толькоКонституцией РФ и законами, но и уставом партии или установками движения, ккоторым он принадлежит. При этом имеются ввиду партии или движения,преследующие политические цели и действующие для достижения решенияполитических задач. Надо полагать, что в общественном движении «Гринпис»,борющемся за сохранение природы и ее чистоты, судья может принять участие безурона своего авторитета, когда, скажем, выскажется за принятие мер к сохранениюредкого вида птиц — розового фламинго или черного лебедя. Может судья состоятьв обществе нумизматов или филателистов – это расширяет его кругозор и неущемляет его полномочий.
Возможностьсовмещать работу судьи с предпринимательской деятельностью, с другими видамиоплачиваемой работы закон также ограничил неслучайно, т.к. эти ограничениябудут препятствовать возникновению сложных ситуаций, при которых денежныерасчеты могут быть использованы, обыграны, как мздоимство.
Судья,находящийся в отставке, вправе заниматься научной, преподавательской и инойтворческой деятельностью, а также работать в сфере правосудия.
В сфереправосудия помимо судейских должностей имеются другие, где судьи, пребывающие вотставке, могут быть полезны: консультанты, помощники председателя суда,заведующие отделом кадров, заведующие кодификационными кабинетами и т.д. Судье,пребывающему в отставке и работающему одновременно, выплачивается оклад поместу работы и за ним сохраняется пожизненное содержание.
В настоящееврем перечень работ для отставного судьи расширен и он может работать вгосударственных органах, исключая милицию и прокуратуру, а также в общественныхорганизациях некоммерческого типа.
Судьясчитается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования,предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, егопорочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.
Все правилаповедения судей, предусмотренные Конституцией РФ, Законом «О статусе судей вРФ», другими федеральными законами, в том числе процессуальными можно попризнакам отнести к нормативным. К ненормативным следует отнестиКодекс чести судьи РФ, общепринятые нормы нравственности и правила поведения, атакже правила конкретного суда или определенного судейского сообщества.
Кодексчести судьи Российской Федерации в основебыл принят II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года и доработанСоветом судей РФ.
Кодекс честисудьи в России появился впервые, так как судебный корпус России осознавал, чтообщих требований, записанных в Законе о статусе судей в РФ недостаточно дляоценки поведения судьи как поступка, позорящего честь и достоинство судьи, итолковать их зачастую трудно.
Кодекс честисудьи принят всеми органами судейского сообщества России и поэтому, несмотря нато, что ему до настоящего времени не придан нормативный характер он играет рольрегулятора поведения судей и применяется квалификационными коллегиями судей,Верховным Судом РФ при оценке профессиональной и внеслужебной деятельностисудей.
Иногдаговорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи.Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятыйгосударственной властью, концентрированное выражение государственной воли. Кодексчести судьи РФ – концентрированное выражение воли судейского сообщества России,принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чемнормативный акт.
Возможно,придание Кодексу формы закона способствовало бы повышению уровня требований клицам, стремящимся стать судьями, предотвращению явлений чванства, коррупции излоупотреблений в сфере правосудия. В современных условиях привлечение пристальноговнимания законодателей к статусу судьи может повлечь не приобретение, а потеридля судебной власти, т.к. кадровых проблем в судейском корпусе еще много. Хотяесть надежда, что закон, устанавливающий правила поведения судей, будетрассмотрен законодателями с большим рвением и оперативнее, чем какой-либо инойзакон, поскольку они понимают, что скорейшее завершение становления судебнойвласти способствует стабилизации общества.
Кодекс честисудьи и в сегодняшнем его виде четко обозначает высокую планку, которой долженсоответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведениясудьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы,имеющиеся в Законе о статусе судей в РФ. Вместе с тем, Кодекс чести судьинуждается в комментарии его основных положений, что поможет судьям успешнееформировать свое поведение в соответствии с Кодексом.[1]
Внешний видсудьи имеет большое значение. На Руси давно живет пословица «по одежке –встречают, по уму – провожают». Она имеет прямое и непосредственное отношение ксудье. За его внешним видом: как одет, во что одет, где мог взять костюм илиплатье – всегда следят не только в зале судебного заседания, но и соседи ижители микрорайона, где проживает судья. Особенно важно судье иметь пристойныйвид на работе, в судебном заседании. В настоящее время судьям предписанозаседать в судейских мантиях, но это не всегда соблюдается. К тому же из-заклиматических условий или по состоянию здоровья (мантия весьма закрытоеодеяние) судьи сознательно пребывает на службе без мантии, особенно в день,когда нет судебных заседаний. Судья, одетый по-домашнему в полувер, пестрыйрастянутый свитер, возлежащий в судейском кресле со скучающим видом человека,вынужденного слушать разную «болтовню», небритый или дама, одетая в платье сочень «откровенным» декольте, разглядывающая только что сделанный маникюр иукрашения на руке, за судейским столом не вызывают уважения. Не будетспособствовать взаимопониманию и успешному продвижению судебного заседаниянеаккуратно причесанная, неряшливо одетая, как бы «неубранная» судья. Если онасебе дать ума не может, — подумают участники процесса или присутствующие взале, — как же она разберется с нашим делом?
Законбезусловно требует: «При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию …»Непривычно это, иногда по обстоятельствам сложно, но закон надо выполнять. Судейскаямантия – символ правосудия. Она дисциплинирует всех присутствующих в зале,в том числе и самого судью, вызывает почтение. Поскольку олицетворяет судебнуювласть, усиливает официальность атмосферы в ходе судебного заседания, снимаетвольные реплики, неуместные шутки.
Как бы себя нечувствовал судья, с каким бы настроением не пришел на работу, если он наработе, ведет заседание – его состояние не должно отразиться ни в интонации, нив форме обращения к участникам процесса, ни на тщательности исследования техили иных вопросов. Судья должен избрать ровный, спокойный тон, бытьуравновешенным – это внешне смотрится как проявление беспристрастности,собранности, объективности, готовности работать профессионально.
Судейскаядисциплина и ответственность носителя судебной власти предусмотрены законом.
Правилаповедения и ответственность судей закреплены в законе о статусе судей и вКодексе чести судьи. Правила поведения рассмотрены вместе с предъявляемымитребованиями к судьям, поскольку они имеют отношение к одному и тому жеправовому положению – ответственности судей.
За совершениедолжностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии сдействующим законодательством. На судью не налагаются взыскания в виде строгоговыговора, замечания. Наиболее распространенным видом юридическойответственности судьи, а именно дисциплинарной ответственности, являетсяпрекращение полномочий судьи.
По даннымВысшей квалификационной коллегии судей РФ это дисциплинарное взыскание широкоприменяется в практике работы региональных квалификационных коллегий судей.Только за последние 3 года с 1996 года по 1998 год по этому основанию отрешеныот должности 277 судей, в том числе в 1998 году – 107. Из числа судей, чьиполномочия прекращены в прошлом году, 37% — фальсифицировали судебные документыи (или) изготавливали их вне пределов совещательной комнаты, 30% — систематически и грубо нарушали сроки рассмотрения судебных дел, что повлекловолокиту и нарушения прав граждан, 19%- допустили прогулы, в том числепоявление на работе в состоянии опьянения.[2]
Статья 4Кодекса чести предусматривает основания и порядок привлечения судей кответственности за нарушение требований данного кодекса и дает понятиепроступка, позорящего честь и достоинство судьи. Проступком, позорящим честь идостоинство судьи признается такое действие или бездействие судьи, которое неявляясь преступным, по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.
Прекращениеполномочий – это такая же строгая мера как увольнение с работы по инициативеадминистрации по трудовому законодательству. Это основание предусмотрено п.п.9п.1 ст.14 Закона о статусе судей        в РФ.
Конкретныеоснования к прекращению полномочий судьи, перечисленные в статье 14 Закона остатусе судей, есть смысл привести полностью без комментариев ввиду ееабсолютной выразительности.
Статья 14.Прекращение полномочий судьи
 ( в ред.Федерального закона от 21.06.95г. №91-ФЗ)
1.     Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1)    письменное заявление судьи об отставке;
2)    ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительнымпричинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этимоснованиям, однако, она не вправе принять такое решение, если судья вернулся кисполнению своих обязанностей;
3)    письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи спереходом на другую работу или по иным причинам;
4)    истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определеннымсроком;
5)    увольнение судьи военного суда с военной службы по достижениипредельного возраста пребывания на военной службе;
6)    прекращение гражданства Российской Федерации;
7)    занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8)    вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношениисудьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мермедицинского характера;
9)    совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющегоавторитет судебной власти;
10)   вступлениев силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании егонедееспособным;
11)   смертьсудьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
12)   отказсудьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
2.     Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационнойколлегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационнуюколлегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшейквалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный СудРоссийской Федерации в тот же срок.
3.     В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращенииполномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора судалибо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи,судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся емузаработной платы.
Завершая темусудьи – носителя судебной власти необходимо акцентировать внимание на присяге,приносимой судьей. Присягу приносят один раз лишь лица, впервые избранные надолжности судей общих, военных и арбитражных судов. Судьи Конституционного СудаРФ также приносят присягу, клянясь честно и добросовестно исполнять обязанностиСудьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом толькоКонституции Российской Федерации, ничему и никому более.
Законодательствоне связывает с принятием присяги судьи каких-либо юридических последствий.Присяга налагает на судью моральное обязательство честно и добросовестноисполнять долг носителя судебной власти, быть беспристрастным и справедливым.
Присягасудьи изложена в п.1 ст.8 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»:
 «Торжественноклянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлятьправосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, каквелят мне долг судьи и моя совесть».
По смыслуЗакона о статусе судей присяга может быть принесена в любом собрании судейсоответствующего суда, проводимом в торжественной обстановке.

Списокиспользуемой литературы
1. Алексеева Л.Б., Андреев В.И.Настолная книга судьи. Введение в профессию. М. 2006.
2. Батова С.А., Боботов С.В. и др.Судебная система России. М. 2005.
3. Судопроизводство у мирового судьи.Под общей ред. В.М. Лебедева. Ростов н/д. 2004.
4. Савицкий В.М. Организация судебнойвласти. М. 2007.