Понятие, предмет и метод коммерческого права

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. История становления российскогокоммерческого права
2. Понятие и предмет коммерческогоправа
3. Метод правового регулирования вкоммерческом праве
4. Принципы коммерческого права
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Переход российскойэкономики к рыночным отношениям обусловил необходимость исследования структурысовременной системы права России, уточнения содержания отраслей права с цельюдолжного регулирования ими общественных отношений и совершенствованиязаконодательства. Юридическая мысль в России в конце XX — начале XXI векавыразилась, в частности, в определении роли и содержания коммерческого праваРоссии.
Ранее в правовойлитературе отождествлялись хозяйственное, предпринимательское, торговое,коммерческое право, но в настоящее время в связи с появлением и развитиемпредпринимательства и принятием государственного образовательного стандартавысшего профессионального образования, предусматривающего в качествеобязательной учебной дисциплины «коммерческое право», встала проблема,требующая безотлагательного решения, — формирование и логическое завершениесистемы и структуры коммерческого права.
В литературе, посвященнойкоммерческому праву, наблюдается разнообразие мнений по вопросам понятияпредпринимательской, коммерческой и торговой деятельности, их соотношения впредметах гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Несмотря назначительное количество учебной литературы, научных исследований по основнымпроблемам коммерческого (торгового) права проводится весьма мало. Между тем,отношения в этой области имеют большую общественную значимость. Детальноразработанные нормы коммерческого права способствовали бы более эффективномуразвитию экономики. Выделение коммерческого права как специальной научной иучебной дисциплины в рамках предпринимательского права позволяетсконцентрировать внимание на особенностях коммерческого оборота товаров.Законодательство в рассматриваемой сфере отношений имеет значительные пробелы инедостатки. Объектом исследования данной контрольной работы является понятие,предмет и метод коммерческого права, а также история становления данной отраслиправа и её принципы. Предметом исследования являются общественные отношения,которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере коммерческого права. Контрольнаяработа включает в себя введение, четыре главы, заключение и переченьиспользованной литературы.

1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
История становления наукироссийского коммерческого права чрезвычайно интересна и поучительна. Началосистематических исследований по коммерческому праву было обусловленонеобходимостью подготовки учебной литературы. Одними из первых работ в этой областистали книга М.М. Михайлова «Торговое право» 1860 года, а также яркиеи содержательные «Лекции по торговому праву» (1873 г.) П.П. Цитовичаи его же «Учебник торгового права» (1891 г.). Как отмечалосьисследователями, именно П.П. Цитович выстроил систему основных понятий теории торговогоправа, обозначил ее основные проблемы и наметил тем самым путь, по которомустало развиваться изучение русского торгового права. Его работы не потерялиактуальности и по сей день. Известный российский коммерциалист Г.Ф. Шершеневичв своем «Курсе торгового права» (1888, 1894 гг.) и выдержавшеммногочисленные переиздания «Учебнике торгового права» (1911 г.)охватил область торгового права в целом, систематизировал и расположил научныйматериал по четко координированному плану. Такая системность существенноспособствовала развитию торгового права как самостоятельного направления правовойнауки.
Заметный вклад в теорию торговогоправа внесли «Очерки торгового права» А.И. Каминки (1911 г.).Обосновывая самостоятельный характер торгового права, А.И. Каминка показалналичие в области торговли институтов и правовых норм, регламентирующих именно торговыйоборот и совершенно не встречающихся в гражданском праве; самое широкоеразвитие самостоятельности и инициативы субъектов торговли, сочетающееся смерами публичного контроля, отсутствующими в остальном имущественном обороте;необходимость обеспечения быстроты, устойчивости и определенности торговогооборота, достигаемых специальными способами правового регулирования. В трудахназванных и других коммерциалистов очерчена система торговых действий,определены понятия торговой деятельности и торгового права, прослежен процессстановления российского торгового права, проведено углубленное исследованиетекстов законодательства, торговых обычаев и судебной практики,проанализировано соотношение торгового и гражданского права и другое. Научныепроизведения по русскому торговому праву дореволюционного периода составляютдостаточно обширную библиографию. Таким образом, российское коммерческое правоначало свое развитие еще в дореволюционный период. Основоположниками были такиевеличайшие авторы как М. М. Михайлов, Цитович, Шершеневич и другие.
2. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТКОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Коммерческое правоследует понимать в трёх значениях:
 – как подотрасльгражданского права;
 – как науку;
 – как учебнуюдисциплину.
Коммерческое право какподотрасль гражданского права представляет собою совокупность правовых норм,регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу торговойдеятельности. Коммерческое право как наука представляет собою вид деятельностипо выработке теоретических знаний об объектах коммерческого права, процессах иявлениях, характерных для торгового оборота. Коммерческое право как учебнаядисциплина служит целям подготовки специалистов к их практической деятельностив сфере торговли. Изучение коммерческого права как учебной дисциплиныбазируется на достижениях правовых наук, и, прежде всего, гражданского икоммерческого права, а также на положениях законодательства и судебнойпрактики. Предметом коммерческого права является коммерческая, а именноторговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то естьдеятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок. Поопределению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность,имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями приобращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается втом, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникаетспрос со стороны потребителей».[1]
В более узком смысле подторговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в нихсущественных материальных изменений, напротив, для производственнойдеятельности характерным является именно внесение изменений в природные объектыс целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворенияпотребностей человека. В качестве отличительных признаков отрасли коммерческогоправа традиционно выделяют большую гибкость, приспосабливаемость к изменяющимсяусловиям и потребностям торговой деятельности, более полный учет обычаевторгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок,презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности(ответственность без вины). Наряду с этим особый состав участников регулируемойдеятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяюткоммерческое право в самостоятельную правовую отрасль. Источником права вюридическом смысле является внешняя форма выражения права, форма егосуществования. Источниками коммерческого права являются: Конституция РФ,Федеральные Законы РФ, подзаконные нормативные акты, обычаи делового оборота,общепризнанные принципы и нормы международного права. Таким образом,коммерческое право рассматривается в трех аспектах как подотрасль гражданскогоправа, как наука и как учебная дисциплина. Предметом коммерческого праваявляются общественные отношения, складывающиеся по поводу продвижения товара отизготовителей до потребителей.
3. МЕТОД ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ
Под методом правовогорегулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественныеотношения. Различают императивный и диспозитивный методы. Императивный метод —это способ властного воздействия на участника общественных отношений,урегулированных нормами права. Примером может служить административное илиуголовное право. Метод правового регулирования в гражданском праве являетсядиспозитивным. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений междуучастниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самимрешать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: а)дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б)предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормамиправа, определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенныхвзаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Метод правового регулированиякоммерческих отношений совпадает с методом правового регулирования гражданскихотношений. Это объясняется тем обстоятельством, что коммерческое право всодержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права.
Метод правового регулированияимущественных отношений в гражданском праве:
 – равенство сторон(отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). Кимущественным отношениям, основанном на административном или ином властномподчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное непредусмотрено законом;  – автономия воли (способность участника, независимо отдругих формировать свою волю);
 – имущественнаясамостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом).
Таким образом, методправового регулирования в коммерческом праве совпадает с методом правовогорегулирования в гражданском праве, так как коммерческое право являетсяподотраслью гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуетсяюридическим равенством сторон.
4. ПРИНЦИПЫКОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Коммерческое правосодержит принципы Гражданского кодекса Российской Федерации[2].Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящиеположения права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательныйхарактер.
1) Принципнедопустимости произвольного вмешательства в частные дела
Принцип недопустимостихарактеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего кпубличной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых вчастные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участниковимущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперьтолько в случаях; прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественныхотношений данный принцип конкретизируется также в положениях онеприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан.
Реализации требованийэтого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественнойответственности органов публичной власти за незаконное вмешательства вгражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судомнедействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешенииспора.
2) Принципнеприкосновенности собственности
Принципнеприкосновенности собственности, как частной, так публичной, означаетобеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество всвоих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либоограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение дляорганизации имущественного оборота, участники которого выступают какнезависимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначекак по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях.Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямоустановленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценнойкомпенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятияимущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченнымисключением из общего правила.
3) Принцип свободыдоговора
Этот принциппредусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборепартнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых онбудет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказзаконодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных длясторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным вусловиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства вгражданский оборот. Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах вгражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так,не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договорапри наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары,услуги, выполнить для него соответствующие работы. Заключение публичногодоговора подчиняется специальным правилам. Во-первых, коммерческая организацияне вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможностипредоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.
Пленумы ВС РФ и ВАС РФ,ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска понуждении заключитьпубличный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передатьпотребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги,возложено на коммерческую организацию. Во-вторых, цена товаров, а также иныеусловия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей. Висключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельныхпотребителей могут устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 5мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»[3]многодетным семьям предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже30%. Условия публичного договора, не соответствующие этим требованиям,ничтожны. В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтениеодному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут бытьпредусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорийпотребителей. Например, Федеральным законом «О ветеранах” инвалидамОтечественной войны предоставлено преимущественное право на установкутелефонного аппарата.[4] В-четвертых, публичныйдоговор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, еслизаконом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки егозаключения. При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации отзаключения публичного договора потребитель вправо предъявить в суд иск опонуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также вправепередать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичногодоговора независимо от согласия на это коммерческой организации.
4) Принцип свободногоперемещения товаров на территории РФ
Единый рынок не терпиткаких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ[5]и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средствасвободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. В соответствии суказанным принципом субъекты Российской Федерации и другие лица не вправеустанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещениютоваров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространствеРоссийской Федерации. На всей территории Российской Федерации должны быть однии те же «правила игры» при осуществлении предпринимательской или инойдеятельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений. На территорииРоссийской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуги финансовых средств. Так, не допускается издание актов или совершениедействий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение)товаров из одного региона Российской Федерации, республики, края, области,района, города в другой. Ограничения перемещения товаров и услуг могутвводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если этонеобходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраныприроды и культурных ценностей. Имеется еще одна, совершенно особая,теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействиестановлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создавнеобходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулироватьрыночные отношения. Таким образом, выделяют четыре принципа в коммерческомправе. Данные принципы совпадают с группой принципов в гражданском праве. Этипринципы закреплены также в основополагающем документе – Конституции РоссийскойФедерации, а именно: принцип недопустимости произвольного вмешательства вчастные дела, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободыдоговора и, наконец, принцип свободного перемещения товаров на территорииРоссийской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можносделать следующие выводы. Во-первых, российское коммерческое право начало своеразвитие еще в дореволюционный период. Основоположниками были такие величайшиеавторы как М. М. Михайлов, Цитович, Шершеневич и другие.
Во-вторых, коммерческоеправо рассматривается в трех аспектах как подотрасль гражданского права, какнаука и как учебная дисциплина. Предметом коммерческого права являютсяобщественные отношения, складывающиеся по поводу продвижения товара отизготовителей до потребителей.
В-третьих, методправового регулирования в коммерческом праве совпадает с методом правовогорегулирования в гражданском праве, так как коммерческое право являетсяподотраслью гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуетсяюридическим равенством сторон.
В-четвертых, выделяютчетыре принципа в коммерческом праве. Данные принципы совпадают с группойпринципов в гражданском праве. Эти принципы закреплены также в основополагающемдокументе – Конституции Российской Федерации, а именно: принцип недопустимостипроизвольного вмешательства в частные дела, принцип неприкосновенностисобственности, принцип свободы договора и, наконец, принцип свободногоперемещения товаров на территории Российской Федерации.
Формирование структуры иинфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственныхсвязей имеют решающее значение для преодоления нынешнего затяжного кризиса, длянормального развития экономики. От успешного решения этих задач, безпреувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостьюдолжны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулированияторгового законодательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Часть 1 / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон «О ветеранах» /«Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, N 3, ст. 168.
4. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» / «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.05.1992,N 19, ст. 1044.
5. Шершеневич Г.Ф. Учебник торговогоправа (по изданию 1914 г.).М., «СПАРК», 1994, с. 24.
6. Коммерческое (предпринимательское)право России: учебник / Под ред. Попондопуло В.Ф. Юрист: 2006 г.
7. Коммерческое право России: учебник/ Под ред. Андреева Л.В. Изд-во Волтерс-Клувер. 2006.
8. Коммерческое право. Пособие длясдачи экзамена / Под ред. Ю.П. Свит. Изд-во Юрайт-Издат. 2004 г.