Информатизация аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь

содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АПК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Введение
Основным содержанием развития человечества на рубеже третьего тысячелетия считается переход к информационному обществу, в котором определяющая роль принадлежит информации. Информация превращается в стратегический ресурс, первичным становится не стоимость труда и естественных ресурсов, а стоимость знаний. Инфраструктуру общества формируют способы и средства сбора, обработки, хранения и распределения информации. Происходит серьезное перераспределение трудовых ресурсов: значительная часть трудоспособного населения вовлекается в новую сферу экономики – информационную отрасль.
Информатизация – это объективная закономерность развития общества, необходимое условие его движения вперед. В то же время успешное решение задач информатизации, эффективность этого социально-техногенного процесса существенным образом зависят от качества и действенности научно-методического сопровождения информатизации, от состояния фундаментальных исследований и научно-технических разработок, в первую очередь в области вычислительной техники, средств телекоммуникаций и информационных технологий.
Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу – это общая тенденция, как для развитых, так и для развивающихся стран. Каждая страна разрабатывает свою концепцию вхождения в информационное общество, исходя из своих собственных конкретных условий (развитости телекоммуникационной инфраструктуры, информационной индустрии, законодательной базы и т.д.).
Анализ различных программ и концепций позволяет выявить одно из важных свойств любой концепции – при разработке концепций перехода к информационному обществу используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства, общества, территориальных образований, отраслей, предпринимательских кругов, личности.
Поэтому при разработке концепции развития информатизации АПК и аграрной науки мы также исходили из этого положения. Современное агропромышленное производство, также как и любая другая отрасль экономики, неразрывно связано с использованием в нем прогрессивных информационных технологий.
Очевидно, что масштабы применения информационных технологий в аграрной сфере напрямую связаны с общим уровнем состояния экономики в стране. Для этого, наряду с экономическими, необходимы технические, политические и социальные условия.
В Беларуси этот уровень не соответствует современным требованиям, в то время как во многих странах мира рынок информационных ресурсов стремительно развивается. Формирование рынка тормозится недостатком необходимых финансовых средств, в частности – отсутствием условий поощрения инвестиций.
Однако отсутствие необходимых условий информатизации АПК не означает, что данный процесс оказывается невозможным. В работе дается реальный ресурсосберегающий путь осуществления этого процесса, и этот путь – через комплексную информатизацию так называемых эталонных объектов в рамках промышленной технологии автоматизированного проектирования разработки, внедрения и сопровождения систем информатизации.
1. Влияние информатизации на научно-технический прогресс на предприятиях АПК
Конечной целью любой общечеловеческой деятельности является обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества, направленного как на улучшение условий жизни и труда человека, так и на совершенствование его самого.
Чаще всего данная цель не является непосредственной целью деятельности конкретного человека, а достигается через иерархию целей, началом которой служит конкретная конечная цель, ради достижения которой действует человек, а окончанием – вклад результата этой деятельности в обеспечение социально-экономического развития общества.
Если рассматривать с этой точки зрения все виды деятельности человека, то в результате можно построить дерево целей человеческой деятельности.
Исходя из этого понимания, глобальной целью информатизации является обеспечение требуемого уровня информированности населения. Этот уровень определяется полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью представления информации, необходимой каждому человеку в процессе выполнения им всех общественно значимых видов деятельности. Требования к уровню информированности вытекают из целей социально-экономического развития.
Под информатизацией понимается «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».
Информатизация стала одним из наиболее значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейшим фактором развития современного общества.
Сегодня информатизация – это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. Этот процесс, охватывающий в разной степени практически все мировое сообщество, воздействует на большинство сфер деятельности, существенно изменяет характер его развития, социально-экономические отношения в нем, уровень и качество жизни всех членов общества. Более того, информатизация используется как мощное средство в геополитической борьбе.
Информатизация как закономерность развития неизбежна и для нашей страны и общества, она является необходимым условием для решения задач его социального совершенствования.
Главным направлением государственной политики в области информатизации является формирование единого информационного пространства Беларуси, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам.
Аграрная наука и агропромышленное производство в целом представляют собой часть народно-хозяйственного комплекса Беларуси, поэтому информатизация агронауки и агропромышленного производства должна реализовываться с учетом политики формирования единого информационного пространства Беларуси.
Тогда информатизацию АПК можно определить как процесс создания и внедрения новейших средств микроэлектроники, компьютерной техники, программного обеспечения во все сферы производственной, организационно-экономической, научной и социальной деятельности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов производства, глубоких, многоплановых преобразований в этих отраслях в соответствии с мировыми тенденциями при максимально эффективном использовании природных, трудовых, интеллектуальных и материальных ресурсов.
Поскольку информатизация АПК носит многоплановый характер, она при этом реализуется по следующим направлениям.
1.1 Информатизация производства
Информатизация производства, в свою очередь, разделяется на:
• информатизацию технологических процессов;
• информатизацию организационно-экономического управления предприятиями. Информатизация технологических процессов осуществляется по трем направлениям:
• информатизация контроля и управления отдельными технологическими операциями путем использования комплекса приборов и датчиков для оснащения сельскохозяйственных машин и оборудования встроенными микропроцессорными системами;
• создание пакетов прикладных программ для специалистов, (так называемых АРМ – «автоматизированных рабочих мест» агронома, ветеринара, зоотехника) для решения отдельных технологических задач;
• разработка компьютерных технологий управления всем процессом производства какой-либо продукции.
Первоосновой информатизации технологических процессов должно стать создание или поставки из-за рубежа (в случае невозможности собственного производства) системы датчиков, приборов и первичных преобразователей, оценивающих и управляющих процессами в растениеводстве, животноводстве, при хранении и переработке продукции.
Важной задачей в этом плане в отрасли растениеводства является оснащение тракторов и сельхозмашин бортовыми компьютерами (микропроцессорами) для контроля технологических процессов. В первую очередь, для обработки почвы, посевов, внесения удобрений, ухода и защиты растений. Аналогично, в животноводстве важной задачей является информатизация молочных ферм, включая автоматическое взвешивание и дойку, контроль продуктивности и физиологического состояния, индивидуальное кормление в соответствии с продуктивностью. Это обеспечит повышение продуктивности стада, снижение затрат кормов, раннюю диагностику заболеваний животных. Необходимо также широкое внедрение информационных систем управления микроклиматом в животноводстве.
В перерабатывающих отраслях АПК информатизация направлена на увеличение роста объемов и повышение качества реализуемой продукции, экономию сырья, материалов, энергетических и трудовых ресурсов. Предусматривается оснащение технологических участков, цехов и центров управления производством предприятий информационно-управляющими системами с установкой на технологических участках электронных датчиков контроля особо ответственных, входных и выходных операций, с обеспечением учета производимой продукции и контроля технологических режимов хранения ее на складах, контроля поступления и т.д.
Технический прогресс в информатизации в последние годы привел к появлению экспертных систем, позволяющих перейти к новому этапу в управлении технологическими процессами – созданию интеллектуальных компьютерных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Данные технологии позволяют синтезировать имеющиеся знания по технологии производства какой-либо культуры, учесть особенности сорта и имеющиеся ресурсы хозяйства, характеристики конкретных полей. При периодическом введении данных о состоянии внешней среды они позволяют давать в диалоговом режиме прогноз развития растений, вероятности заболеваний, поражения вредителями, рекомендации по выполнению необходимых операций и режимов обработки.
По мере внедрения систем автоматического контроля и управления, установленных на сельскохозяйственных машинах и оборудовании, необходимо обеспечить их функциональную и физическую стыковку с системами, реализующими компьютерную технологию. Необходимо также обеспечить включение АРМов специалистов и систем компьютерного управления технологиями в общую систему управления предприятием.
Информационные системы организационно-экономического управления агропромышленными предприятиями и объединениями являются наиболее подготовленными для широкого внедрения, поскольку наименее зависимы от поставок технологического оборудования. Основными задачами информатизации управления агропромышленным производством на уровне района, региона являются:
• создание баз данных и знаний по агропромышленному производству для органов управления района, региона;
• создание информационных систем поддержки принятия решений на базе экономико-математических моделей, экспертных систем;
• создание информационных технологических систем по вопросам, относящимся к компетенции района, региона (сортосеменная, племенная, ветеринарная, карантинная и др. службы);
• создание территориальных информационных систем для рынка материально-технических средств и продукции сельскохозяйственного производства по вопросам, относящимся к компетенции района, региона.
Успех решения проблемы информатизации АПК в большой степени зависит от наличия квалифицированных специалистов. Подготовку специалистов необходимо начинать с сельской школы. Основной целью информатизация образования является развитие процесса обучения в школах и сельскохозяйственных учебных заведениях и организациях на основе применения новых информационных технологий. Эта цель достигается путем повышения уровня знаний и умения специалистов АПК. Более глубокие знания специалистов АПК, умеющих использовать электронику и вычислительную технику, новые информационные технологии, математические методы и модели в своей работе, позволяют более точно и оперативно решать производственные задачи. Это, в свою очередь, должно привести к ускорению поиска и реализации принципиально новых путей организации и новых технологий обучения и развития навыков у обучающихся для использования новых информационных технологий в будущей деятельности, и дающей конкурентные преимущества на рынке труда.
Очевидно, также, что все основные мероприятия в этой области должны быть согласованы с целевой программой развития единой образовательной информационной среды, а также с соответствующими территориальными программами.
Информатизация социальной сферы села направлена на то, чтобы способствовать ускоренному приближению к городским условиям уровня медицинского обслуживания, торговли, среднего общего образования, культурного досуга в сельской местности, чтобы повысить привлекательность и престижность труда, особенно для молодежи. Для этого предусматривается оснащение сельских поликлиник, больниц, школ, клубов, магазинов персональными ЭВМ, создание на начальном этапе специальных Интернет-пунктов обслуживания сельского населения, в том числе в интересах его индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, проведения досуга.
В Концепции информатизации АПК и аграрной науки к основным направлениям научного обеспечения отнесены следующие:
• формирование системы информационных ресурсов агронауки, доступных специалистам смежных отраслей науки и сельскохозяйственного производства;
• создание отраслевых региональных систем информационного обеспечения сельхозпроизводителей всех форм собственности;
• включение этих отраслевых систем в территориальные региональные системы и сети для обслуживания сельских жителей, как в производственной, так и в социальной сфере;
• обеспечение совместимости и взаимодействия мировых, региональных, отраслевых и территориальных систем;
• научно-методологическое сопровождение Концепции информатизации АПК и аграрной науки.
Первые четыре направления информатизация аграрной науки в развернутом виде представлены в шестом разделе.
В данном разделе остановимся на последнем направлении, становление которого еще не произошло. Важнейшим условием разработки и реализации научно обоснованной государственной политики информатизации АПК является научно-методологическое сопровождение данного процесса, а также планов, проектов и программ информатизации на всех уровнях и всех стадиях их осуществления. Это сопровождение начинается с разработки и научного обоснования политики и стратегии информатизации, а завершается анализом результатов и последствий информатизации с выработкой рекомендаций по эффективному использованию этих результатов и устранению или компенсации ее негативных последствий.
2. Зарубежный опыт информатизации сельского хозяйства
В настоящее время в зарубежных странах произошла определенная структурная перестройка, прежде всего в информационно-коммуникационной части центров, оказывающих услуги сельскохозяйственным производителям. По оценкам специалистов, в аграрной сфере информационно-консультационные центры являются наиболее распространенной организационной формой передачи новых знаний во многих странах мира. Наряду с традиционными консультациями по различным аспектам аграрного производства, центры в значительной мере способствуют внедрению в современную сельскохозяйственную практику новых программных продуктов, связанных с ведением бухгалтерского учета, расчетом оптимальных рационов кормления скота и т.д. Однако наибольшее значение для фермера в настоящее время имеет оперативная информация по конъюнктуре рынка: цены, спрос и предложение по основным товарным группам, динамика этих и ряда других показателей, характеризующих состояние рынка [7].
В странах ближнего зарубежья, как и в Беларуси, пока не создана необходимая единая информационная инфраструктура, позволяющая существенно повысить динамику, как Общего аграрного рынка СНГ, так и национальных рынков агропродовольственной продукции отдельных стран Содружества.
В Советском Союзе большое внимание уделялось созданию интегрированных информационных сетей. Последовавшая после распада информационная разобщенность стала одной из главных причин тяжелого экономического кризиса, поразившего страны ближнего зарубежья. В этих условиях необходимо учитывать значение развития связей, в том числе и информационных, между Россией и бывшими республиками СССР.
Несмотря на то, что страны СНГ серьезно заинтересованы в воссоздании и развитии на новой основе эффективного торгового союза, эти процессы сталкиваются со многими трудностями: отсутствием перспективной программы совместного развития, появлением на пространстве Содружества новых торговых связей с развитыми западными странами, а также сохраняющимися сепаратистскими настроениями в руководстве некоторых бывших союзных республик.
Трудности интеграции усиливаются отсутствием эффективной информационной инфраструктуры, которая оказывает влияние на формирование международных политических, экономических, научно-технических и прочих связей.
Поэтому в создавшейся ситуации крайне необходима информационная интеграция на уровне межгосударственных структур, создание на базе национальных информационных систем
единой системы обмена информацией между странами СНГ, а также развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры между этими странами на различных уровнях.
Формирование общего аграрного рынка (ОАР) стран Содружества пока идет довольно медленно. Эффективное развитие аграрного рынка стран СНГ во многом связано с созданием и совершенствованием информационной инфраструктуры [8].
Доступная оперативная информация о ценах, количественная оценка спроса и предложения, информация других рынков, аналитика рынка в настоящее время характеризуют деятельность любого современного рынка, и в основополагающих документах по ОАР роли информационной инфраструктуры придается большое значение.
Информатизация в развитых странах Европы и США
В Великобритании (Уэльсе) консультационные услуги оказывает Агентство ADAS. Агентство включает небольшой центральный аппарат и центры по консультированию, осуществлению государственной политики и проведению научных исследований.
ADAS в настоящее время занял лидирующее место на рынке платных услуг. Однако конкуренцию ему составляют частные консультанты по растениеводству и управлению хозяйством, фирмы земельных агентов и бухгалтеров, сбытовые организации, университеты и даже агентства и организации, финансируемые Правительством.
Таким образом, информационно-консультационные службы Великобритании сочетают государственное и собственное финансирование.
Более половины консультантов пользуются компьютерами и программными продуктами, имеют доступ к новейшей информации через компьютерные терминалы. Такой подход позволяет давать качественные, оперативные ответы по специальным отраслям знаний.
По исследованию Министерства по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании, проведенному в 2005 году, в которое впервые была включена информация об использовании компьютеров в сельском хозяйстве, были получены следующие результаты (см. таблицу 2.1):
• 60% хозяйств имеют доступ к ПК (персональные компьютеры);
• из них 35% используют ПК в хозяйственной деятельности;
• среди хозяйств-пользователей ПК и хозяйств, использующих компьютер для ведения своего бизнеса, преобладают более крупные хозяйства, специализирующиеся на производстве зерновых;
• 26% хозяйств используют Интернет в производственной деятельности.
Из таблицы также можно сделать вывод о том, что наиболее крупные фермы (85%) и большие фермы (67%) в максимальной степени обеспечены компьютерной техникой.
Таблица 2.1 – Использование компьютеров в аграрном бизнесе Великобритании

Да
Нет

Имеют ПК на ферме
Нет ПК
Имеют ПК, но не используют его в бизнесе
Не имеют ПК
Хозяйства
33%
2%
25%
40%
по размеру фермы

Да
Нет

Имеют компьютер на ферме
Нет компьютера
Имеют ПК, ноне используют его в бизнесе
Не имеют компьютера
Мелкие
20%
2%
31%
47%
Небольшие
34%
2%
18%
46%
Средние
47%
3%
17%
32%
Большие
67%
3%
13%
17%
очень большие
85%
3%
6%
7%
Новые
28%
2%
40%
31%

по типу фермы

Да
Нет

Имеют компьютер на ферме
Нет компьютера
Имеют ПК, ноне используют его в бизнесе
Не имеют компьютера
Зерновые
47%
4%
19%
31%
Растениеводческие
50%
3%
15%
32%
Свиноводство и птицеводство
32%
1%
14%
52%
Молочные
45%
2%
18%
35%
Скот и овцы (LFA)
24%
1%
21%
54%
Скот и овцы (Lowland)
25%
2%
26%
47%
Смешанные
45%
2%
19%
34%
Другие
26%
2%
31%
41%
Новые хозяйства
28%
2%
40%
31%
С точки зрения отраслевой принадлежности фермы приоритет в оснащенности компьютерной техникой имеют растениеводческие, молочные и смешанные фермы.
Среди ферм, активно использующих компьютер в бизнесе, примерно с одинаковой долей (25% – 27%) выделяются хозяйства, работающие с бухгалтерией (финансами) (27%), электронной почтой (25%) и Интернетом (26%) (см. табл. 2.2).
Если оценивать использование ПК в бизнесе по размеру хозяйства, то здесь также значительно опережают других очень большие (64% – 74%) и большие хозяйства (48% – 54%).
26% ферм в основном используют Интернет для работы с информационными источниками (просмотр, поиск информации) и здесь также приоритет принадлежит крупным хозяйствам (см. таблицу 2.3).
Основными факторами, мешающими фермерам использовать компьютер в производственной деятельности, являются: незаинтересованность (63%), недостаток знаний (44%), недостаток времени (27%) и стоимость ПК (29%) (см. таблицу 2.4).
Для фермеров, использующих компьютер в бизнесе, наиболее существенные проблемы связаны с недостатком времени (49%) и недостатком знаний (38%).
Данное исследование выполнено на основе опроса 21 тыс. хозяйств Англии и охватывает, в основном, зерновые и скотоводческие фермы.
Функции информатизации и консультирования во Франции выполняют Сельскохозяйственные Палаты. В структурах девяносто четырех Сельскохозяйственных Палат страны работают примерно 11000 экспертов в области сельского хозяйства и специалистов-техников, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий.
Государство оплачивает от 30% до 40% эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат и проведение некоторых мероприятий и программ.
Сельскохозяйственные Палаты, используя новые информационные технологии, предлагают сельхозпроизводителям на выбор широкий спектр услуг по установленным расценкам – от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства.
Организаторами государственной службы консультирования в Германии выступают Крестьянские земельные союзы. В северных землях вопросами консультирования занимается Сельскохозяйственная палата, на юге – сельхозуправления Министерства сельского хозяйства. В Германии государственным консультантам запрещается заниматься консультированием по юридическим вопросам и вопросам налогообложения.
Таблица 2.2 – Основные направления использования компьютеров в аграрном бизнесе

Финансы, бухгалтерия
Оперативн. управление
E-mail
Интернет
Хозяйства
27%
17%
25%
26%
по размеру фермы

Мелкие
17%
7%
16%
16%
Небольшие
26%
18%
23%
26%
Средние
33%
32%
33%
37%
Большие
48%
52%
50%
54%
Очень большие
74%
73%
64%
66%
Новые
25%
13%
22%
25%

Таблица 2.3 Основные направления использования Интернета в аграрном бизнесе

Информация (в т.ч. Просмотр)
Покупки/ продажи в режиме on-line
Другая финансовая информация
Заполнение государств, форм в режиме online)
Заполнение других форм в режиме
on-line)
Управление (в т.ч. Собствен. Вэб-сайтом)
Фермеры
26%
8%
11%
6%
4%
4%
по размеру фермы
Мелкие
15%
5%
6%
3%
2%
2%
Небольшие
25%
8%
10%
5%
3%
5%
средние
36%
10%
14%
9%
5%
5%
большие
52%
15%
21%
13%
7%
4%
очень большие
65%
22%
37%
12%
8%
6%
новые
25%
9%
15%
6%
5%
5%
Вместе с государственной службой на рынке консультационных услуг функционирует частная консультационная служба, деятельность которой до 50% субсидируется государством. На одного консультанта приходится от 15 до 40 клиентов.
Таблица 2.4 Факторы, препятствующие использованию ПК в бизнесе или доступу в Интернет

Высокая стоимость
Недостат ок компьюте рный знаний
Недостаток времени
Слишком медленная связь с Интернето
м
Безопаснос ть компьютер а
Компании и люди не имеют Связи с Интернетом.
Трудности в работе с сайтами Интернета
Не заинтересова ны, не нуждаются.
Прочее
Фермеры, использ. ПК в бизн
9%
38%
49%
22%
30%
16%
11%
17%
5%
Фермеры, не исп.ПК в бизнесе
9%
44%
27%
5%
16%
5%
3%
63%
3%
Все Фермеры
6%
42%
34%
11%
20%
8%
6%
52%
3%
Кроме нее на рынке частных услуг функционируют частные фирмы и кооперативы.
Законом для консультантов является сохранение конфиденциальности информации.
Многие немецкие фермы связаны с консультационными центрами «быстрыми» линиями связи, которые позволяют фермерам своевременно получать необходимую информацию.
Кроме государственных служб и частных консультационных служб консультационную помощь оказывают НИИ и перерабатывающие предприятия.
Информационное обслуживание в Дании представлено двумя уровнями: общенациональным и местным. На общенациональном уровне действует Консультационный центр сельского хозяйства, который самостоятельно проводит опыты и научные исследования, а также сообщает местным центрам о новых научных разработках. В центре работает 360 постоянных специалистов. Профессиональный состав насчитывает более 200 сельскохозяйственных консультантов, имеющую узкую специализацию по различным техническим и экономическим направлениям.
Местный уровень – это сеть из 95 фермерских центров, работающих с фермерами.
Датская сельскохозяйственная консультационная служба включает в себя Консультационный центр сельского хозяйства и 85 местных консультационных центров. Управление службами эффективно осуществляется ассоциациями фермеров.
В Голландии фермеры самостоятельно оплачивают предоставленные сельскохозяйственными объединениями и агрофирмами консультации и рекомендации.
Приватизация консультационных служб, которая началась в 1986 году, является частью масштабной реорганизации, направленной на сокращение правительственных затрат. В настоящее
время к государственной консультационной службе относятся сельскохозяйственные информационно-консультационные центры, в сферу деятельности которых входит передача технологий и результатов научных исследований 700 научным консультантам. Многие агробанки и фирмы имеют штат собственных консультантов.
К настоящему времени в США сложилась стройная система научно – информационного обслуживания сельского хозяйства, которая осуществляется на штатном и местном уровнях.
Минсельхоз страны является главным звеном системы научно – информационного обеспечения аграрного сектора. Министерство является проводником финансовых средств, направляемых на научно – исследовательские работы в сфере аграрной экономики, а также координирует работы в этой области.
Минсельхоз включает в себя: сельскохозяйственную исследовательскую службу; службу экономических исследований; национальную службу сельскохозяйственной статистики; кооперативную службу исследований, образования и внедрения.
Последняя из них является частью (а именно – представляет собой федеральный уровень) Кооперативной службы внедрения (КСВ), которая занимается вопросами консультирования, образования и внедрения новых знаний в аграрном секторе США.
Расход средств на службу КСВ в США достигает 1,5 млрд. долларов в год, в том числе Конгресс США выделяет около одной трети средств, более 45% поступает от штатов, остальная часть (20-30%) финансируется из районного бюджета.
Для каждого округа имеется свое представительство КСВ. На данном уровне работают сотрудники службы по общим вопросам. Два главных направления работы офиса – это образование и распространение информации.
Значительная доля расходов, связанная с деятельностью офиса, оплачивается за счет местного бюджета. Поэтому местные представительства КСВ, как правило, расположены в административных зданиях местных органов власти.
Оценивая перспективы КСВ, следует отметить то, что долговременной тенденцией последних лет является снижение деловой активности. Число занятых в системе внедрения сокращается и в первую очередь эта тенденция затрагивает местный уровень.
Сократилось число клиентов службы, владельцев средних по размеру ферм, а крупные клиенты предпочитают нанимать консультантов из университетов. Для мелких фермеров занятие сельским хозяйством является своего рода хобби, и их обращения к работникам служб носят достаточно редкий характер.
В условиях индустриального аграрного производства государственные программы по внедрению новых знаний теряют свое значение, тем не менее, на этапах формирования эффективного аграрного рынка они играют очень важную роль.
В ведении Минсельхоза и Госдепартамента США находится широкая сеть служб по сбору и анализу различной информации по сельскому хозяйству и торговле сельхозпродукцией в мире, по расширению банка данных ресурсов биологических объектов (растений, животных, почвы) для составления прогнозов производства сельхозпродукции и сохранения продовольственной безопасности.
Другим важнейшим направлением является увеличение информационных ресурсов и широкое использование фермерами новых информационных технологий.
Наличие информационных технологий и программ позволяют широко использовать их в управлении производством, создавать модели, давать экспертные оценки производства продовольствия, прогнозировать производство сельхозпродукции.
Учитывая этот аспект, Национальная служба статистических данных в аграрной сфере при Министерстве сельского хозяйства США, начиная с 1997 года, проводит исследования по доступу в Интернет и компьютерному обеспечению аграрных компаний. В 2001 году в опросе приняли участие свыше 32 тысяч хозяйств.
В соответствии с результатами (см. табл.2.5), 43% ферм в США имеют сейчас доступ в Интернет (против 29% в 1999 году). В 2001 году приблизительно 55% ферм имеют доступ к компьютеру (против 47% в 1999 году). 50% фермерских хозяйств владеют ПК или его арендуют (40% – в 1999 году). Число ферм, использующих компьютер для ведения своего бизнеса, выросло с 24% в 1999 году до 29% в 2001 году.
В 2001 году 73% американских фирм с объемом продаж 100 тыс. долл. и более имеют доступ к компьютеру, 69% владеют или арендуют компьютер, 55% используют его для ведения хозяйственной деятельности, а 58% имеют доступ в Интернет.
Для фермерских хозяйств с объемом продаж от 10 тыс. долл. до 100 тыс. долл. 53% имеют доступ к компьютеру, 47% владеют или арендуют компьютер, 30% используют его для ведения бизнеса, 39% – имеют доступ в Интернет.
Соответственно, для ферм с объемом продаж менее 10 тыс. долл.: 50% – имеют доступ к компьютеру и 40% – доступ в Интернет, 45% владеют ПК или его арендуют, 20% – применяют компьютер в деловой сфере.
В результате, как выяснилось, 6% опрошенных используют Интернет для приобретения сельскохозяйственного оборудования, ведения маркетинга и получения информации от NASS, 9% – для получения информации от других служб Министерства сельского хозяйства (см. табл. 2.6).
Таблица 2.5 – Компьютеризация ферм и использование ПК в бизнесе

Фермы

Имеют доступ к компьютеру
Имеют собственный компьютер или арендуют
Используют компьютер в с/х бизнесе
Имеют доступ к Интернету

1997
1999
2001
1997
1999
2001
1997
1999
2001
1997
1999
2001
США
38
47
55
31
40
50
20
24
29
13
29
43
Фермы, с доходом
32
42
50
25
34
45
11
14
20
12
25
40
Фермы, с до-ходом 10 т.д.
36
46
53
29
38
47
20
26
30
12
27
39
Фермы с доходом> 100 т.
60
68
73
54
62
69
47
53
55
20
43
58
Растениевод ческие фермы
41
47
57
34
40
51
24
25
31
14
29
44
Животновод ческие фермы
36
47
55
28
39
49
17
23
27
12
28
42

В области информатизации технологических процессов развитых стран активно используются методы управления, основанные на использовании современных технических средств, таких как системы датчиков, автоматов, компьютерного оборудования, системы радиосвязи и т.д.
Применение современных технических средств, в частности, активно внедряется в практику тепличных хозяйств, в которых датчики позволяют управлять микроклиматом, своевременно включать систему орошения и т.д.
Однако по уровню технического оснащения технологических процессов, безусловно, выделяются методы ведения точного сельского хозяйства (ТСХ).
Точное сельское хозяйство – это точное выполнение технологических процессов для получения максимального урожая, равномерно полученного на всем поле, при рациональном расходовании затрачиваемых средств на выращивание данной сельскохозяйственной культуры. Наблюдения на отдельных участках поля по показателям неравномерности ландшафта, механическому и минеральному составу почвы, плотности подпочвенного слоя, наличию сорняков, влажности и другим показателям, являлись исходными данными для применения ТСХ.
Таблица 2.6 – Основные направления использования Интернета фермерами

Фермы

Покупки с/х средств производства через Интернет
Управление с/х маркетингом через Интернет
Доступ к докладам USDA/NASS через Интернет
Доступ к другим докладам USDA через Интернет
США
2001
2001
2001
2001

6
6
6
9
Фермы, с доходом
4
4
3
5
Фермы, с доход ом 10 т.д.
6
6
6
10
Фермы с до-ходом>100 т.д.
10
13
13
20
Crup Farms
6
7
7
11
Животноводческие фермы
5
6
5
8
Для успешного ведения ТСХ требуется предварительно выявить эту неравномерность, а затем ее устранить. Для выполнения первого требования могут быть использованы карты поля по микроурожайности, распределению питательных веществ, сорняковой растительности, влажности, плотности подпочвенного слоя и по другим показателям [9].
Современные технические средства, включая спутниковые, позволяют выполнить мониторинг микроурожая на поле и составить карту урожайности. Можно также составить карты неравномерности минерального состава почвы, сорности, влажности и других показателей. Выявить причины неравномерности урожайности, устранить их и является основной задачей информатизации технологических процессов в ТСХ.
Делая подробный анализ с помощью электроники и опытных наблюдений, в первую очередь, по карте неравномерности урожая, находятся оптимальные решения по управлению ростом растений, снижая при этом неравномерность его выращивания на всем поле при одновременной экономии средств на единицу полученного урожая.
Карты составляются с помощью Глобальной позиционной системы (GPS) и Геоинформационных систем (GIS). Информация спутниковых систем, принимающие устройства -антенны (типа Tribler) и соответствующее электронное оборудование позволяют находить точное местоположение человека, техники или рабочего органа машины в пространстве и во времени.
С помощью различных датчиков можно проводить мониторинг урожайности, определять влажность почвы, составлять карту урожайности, почвенную карту, определять засоренность поля, фиксировать болезни и вредителей и т.д.
Датчики и автоматические исполнительные механизмы позволяют управлять техникой, вести подкормку растений в нужных количествах и определенных местах поля, в необходимых объемах вносить ядохимикаты, проводить орошение, выполнять экономически наиболее целесообразно любую работу на микроучастках данного поля.
ТСХ находит все большее применение в США, Японии, Германии и других европейских странах, КНР. Крупные компании, такие как Джон Дир, Класс, Мессей Фергюсон и другие выпускают оборудование и продают комплекты технических средств для ведения ТСХ. В США, КНР и некоторых других странах созданы научно-производственные центры ТСХ. В США более 4% фермеров пользуются ТСХ. Подключение к GPS стоит 100 – 150 долл., однако, стоимость оборудования – антенны, электроники для систем ТСХ пока оценивается в 10 тыс. долл. и выше.
В животноводстве также начинают развиваться методы электронного управления стадом. Разрабатывать автоматизированные системы управления для животноводства стала Голландия еще в 1970-х гг., а в начале 1980-х они уже появились в хозяйствах Европы.
В систему электронного управления стадом помимо компьютера входят специальный процессор и специальные компьютерные платы и карты, компьютерная программа управления и набор электронных компонентов для идентификации коров и передачи информации.
Оперативный доступ к информации позволяет оптимально осуществлять основные процессы – кормление (индивидуально рассчитывая рацион животного и дозируя концкорма) и доение (мгновенно фиксируя показатели надоев и потока молока). Вся информация обрабатывается и поступает на центральный компьютер для хранения и дополнительного анализа. Автоматические системы управления технологическими процессами, в частности – в Германии, настолько развиты, что все параметры качества молока (жирность, белок, содержание бактерий и пр.), определенные на молокозаводе ежедневно поступают в систему через Интернет.
Внедрение подобных систем управления стадом повышает удобство обслуживания и производительность, позволяет значительно экономить на трудовых (вместо 30 работников – один) и энергоресурсах (до 40%).
Стоимость электронной системы управления стадом варьируется в зависимости от комплектации. Например, система DP5 компании Westfalia Landtechnic (Германия), рассчитанная на стадо до 7 тыс. голов обходится в 70 – 350 тыс. долл.
Таким образом, в наиболее экономически развитых странах мира (страны Западной Европы и США), придается огромное значение использованию и развитию прогрессивных информационных технологий, активно осваивается информационная инфраструктура не только отрасли или даже целой экономики, но и всей общественной жизни страны. Этот уровень пока остается неясной перспективой для развивающихся стран.
В соответствии с изученным зарубежным опытом можно отметить высокий уровень внедрения современных информационных технологий в аграрное производство.
Определяющая роль в продвижении соответствующего программного обеспечения и развитии средств коммуникации в сельской местности принадлежит Министерству сельского хозяйства страны и его подразделениям. С точки зрения создания необходимой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование внутреннего рынка, системообразующее значение принадлежит Министерству, которое составляет институциональную основу любого развитого аграрного рынка.
3. Обстоятельства, препятствующие развитию информатизации АПК
В связи с быстрым развитием информатизации в мире наше отставание от развитых стран в информатизации АПК РБ от передовых стран за годы реформ значительно увеличилось и нужно приложить энергичные усилия для его преодоления. Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Беларусь не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения и т.п.). Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в Беларуси усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:
• несовершенная нормативно-правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;
• недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных информационных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
• отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
• недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;
• барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе предприятий и других организаций сферы ИКТ на белорусский и мировой рынки;
• высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
К основным проблемам информатизации относятся: проблемы индустриализации производства и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные проблемы [15].
Проблемы индустриализации производства и обработки информации, т.е. проблемы создания и развития крупного машинного производства в информационной сфере, порождены противоречием между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов высококачественной информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и средств связи. Эта группа проблем включает материально-техническую, технологическую проблемы и проблему связи.
Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимым для информационного общества.
Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и недостаточным развитием соответствующих смежных отраслей экономики.
В технико-технологическом плане в Беларуси не существует материально-технической базы для массового производства новых информационных средств. Необходимый объем импорта таких средств для Беларуси является экономически невозможным. К тому же он имеет весьма пагубные последствия для развития страны, резко увеличивая и закрепляя ее отставание от развитых стран мира.
Проблема связи порождается противоречием между требованием обеспечения необходимой информацией каждого члена общества и невозможностью осуществить это при современном состоянии сетей связи в стране.
К психологическим проблемам относится в первую очередь проблема готовности населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов. Существование этой проблемы обусловлено следующими факторами:
• низким уровнем компьютерной грамотности населения;
• недостаточным уровнем информационных потребностей и отсутствием желания их развивать;
• консерватизмом значительной части населения в отношении восприятия нового. Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной стратегический ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования информационных ресурсов.
Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида -экономике «информационного общества».
В экономическом плане следует отметить, что информация в Беларуси не стала одним из основных ресурсов. Экономика страны находится на таком уровне своего развития, что применение традиционных технологий индустриального общества пока экономически более выгодно, чем использование новых информационных технологий, а современное состояние экономики Беларуси не позволяет вкладывать средства в более перспективные, но не дающие сиюминутной прибыли, сферы деятельности.
Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни человека под воздействием информатизации.
К негативным последствиям информатизации следует отнести возникновение новых и резкое обострение традиционных проблем информационной безопасности, что было обусловлено действием следующих факторов:
• информационная безопасность в процессе информатизации стала ведущей составляющей в обеспечении национальной безопасности;
• информатизация привела к снижению уровня информационной безопасности личности, общества и государства.
Перечисленные выше проблемы порождают в свою очередь кадровые, финансовые, организационные и научные проблемы.
Кадровые проблемы связаны с необходимостью не только подготовки квалифицированных кадров, но и переобучением работников тех профессий, которые могут оказаться лишними в процессе развития процессов информатизации.
Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитого информационного общества.
Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение процесса информатизации.
Научные проблемы обусловлены неразработанностью научного фундамента информатизации и, в первую очередь, концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития информатизации, научного сопровождения этого процесса в стране.
Необходимым условием достижения желаемых результатов на пути информатизации страны является создание высокоразвитой информационной сферы и включение ее в мировое информационное пространство. Это станет возможным только в результате проведения эффективной целенаправленной политики информатизации АПК страны, обеспечивающей требуемые темпы информатизации с учетом состояния и хода информатизации в стране и во всем мире.
Формирование и реализация правильной, научно обоснованной политики информатизации базируется на решении проблем, которые можно объединить в группу «проблем управления информатизацией». Эта группа включает следующие проблемы:
• определение степени управляемости и способов управления информатизацией;
• определение параметров и механизмов управления информатизацией;
• разработка критериев и показателей управления информатизацией;
• определение степени наблюдаемости и параметров процесса информатизации, подлежащих наблюдению.
Проблема информатизации является наиболее серьезным, сдерживающим интенсификацию рыночных процессов в аграрной сфере, фактором. С учетом приведенных проблем осуществления масштабных процессов информатизации, рассмотрим областной уровень, как наиболее показательный для освещения проблематики функционирования локальных информационных систем в АПК.
Заключение
В концепции информатизации аграрной науки к основным направлениям научного обеспечения отнесены следующие:
• формирование системы информационных ресурсов агронауки, доступных специалистам смежных отраслей науки;
• создание отраслевых региональных систем информационного обеспечения сельхозпроизводителей всех форм собственности;
• включение этих отраслевых систем в территориальные региональные системы и сети для обслуживания сельских жителей, как в производственной, так и в социальной сфере;
• обеспечение совместимости и взаимодействия мировых, региональных, отраслевых и территориальных систем;
• научно-методологическое сопровождение концепции информатизации АПК и аграрной науки.
Поскольку информатизация АПК является производным от экономики, то не разрешив экономические проблемы, этот процесс невозможно успешно осуществить. Тем не менее, и в таких условиях необходимо отслеживать этот процесс и оказывать на него влияние. Например, на первом этапе наладить мониторинг информатизации, начать подготовку необходимых условий способствующих повышению эффективности процесса информатизации.
Информатизация агропромышленного производства, подобно механизации, химизации и т.д., должна стать неотъемлемой частью системы ведения сельскохозяйственного производства и подобно другим отраслям должна иметь свое научное обеспечение, техническую базу, организационную инфраструктуру и кадры. Для чего необходима государственная поддержка данного направления, как это делается в развитых странах.

Список использованных источников
1. Концепция информатизации агронауки. ВИАПИ. Россельхозакадемия. 1996.
2. Концепция Создания единой информационной системы РАН (ЕИС РАН) по программе Президиума РАН «Информатизация научных учреждений и Президиума РАН», Москва, РАН, 2001.
3. Программа фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2001-2005 гг. Россельхозакадемия, 2001.
4. Методика проведения мониторинга состояния информатизации аграрной науки. ВИАПИ. Россельхозакадемия. 2001.
5. Развитие информатизации АПК на основе ее мониторинга. ВИАПИ. Россельхозакадемия. 2002.
6. Рунов Б. Международная конференция по инженерным и технологическим наукам.-М.: Бюллетень ИКС МО – выпуск 1-й (2001).
7. Основные направления агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг (Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2000 г., протокол № 25).
8. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Савостинский Ю.А. Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). М.: ИСА РАН, 1997.
9. Концепция создания автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (проект). Москва. 2003.
10. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методические основы информатизации. – СПб.: Наука, 2000. 455с. 69 ил.
11. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.-М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 -224 с.
12. Кульба В.В., Ковалевский С.С., Косяченко С.А.,Сиротюк В.О. Теоретические основы проектирования оптимальных структур распределенных баз данных.-М.: Синтег, 1999
13. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216 с. – (Серия «Высшее образование»).
14. Методические основы социально-экономического мониторинга аграрной реформы (общ. ред. Крылатых Э.Н.), Аграрный институт, 1993.
15. Проект перспективного развития /Концепция/ информатизации Президиума РАСХН. ВИАПИ. Россельхозакадемия. 1998.
16. Развитие информатизации аграрной науки на основе ее мониторинга. ВИАПИ. Россельхозакадемия. 2002.