Содержание
1. Требования безопасности при проведении соревнований по баскетболу 2
2. Какие задачи решает режим дня, и что необходимоучитывать при его организации 4
3. Как формировать осанку, и ее значение вжизнедеятельности человека 6
Список литературы… 10
1. Требования безопасности при проведениисоревнований по баскетболу
Дляпредупреждения травм на занятиях по баскетболу при выполнении упражнений применяетсястраховка. Учащиеся должны знать правила страховки и владеть умениямивзаимостраховки.
Корзины надоиспользовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметркорзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочногодерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся краснойлинией шириной 5 см.
Мячи можноиспользовать разного веса и диаметра. Наиболее удобная для игр с мячом площадкадлиной 13 м., шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линиии круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадке диаметром 1,8 метра. Площадкимогут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные – их легко чистить, отних хорошо отскакивает мяч.
Передзанятием необходимо проверить спортивный инвентарь, рациональное размещениеоборудования, обратить внимание на соответствие костюма и обуви погоде иусловиям проведения занятия. Нужно также соблюдать гигиенические требования кместам занятий, освобождать зал от всех ненужных для данного занятия предметов.
Для быстроговосстановления здоровья после травмы имеет значение правильное, своевременноеоказание первой помощи, приемы которой учащиеся должны знать.
Во время занятийфизическими упражнениями у учащихся бывают ушибы, ссадины, растяжения связок исуставов, надрывы мышц. На месте ушиба появляется припухлость, изменениеокраски кожи, боль, нарушение функции. В этом случае прежде всего необходимосоздать покой поврежденному органу. Для уменьшения боли и кровоизлияния местоушиба охладить с помощью льда, хлорэтила или смоченным холодной водойполотенцем. При ушибах суставов наложить тугую, давящую повязку. При серьезныхушибах, особенно головы, пострадавшего необходимо отправить в больницу.
Ссадиныобрабатывают перекисью водорода и затем смазывают 2% -ным растворомбриллиантовой зелени. Небольшие ссадины оставляют открытыми, большие закрываютасептическими наклейками или повязками.
Растяжениесвязок у учащихся-спортсменов чаще всего бывает в области коленного иголеностопного суставов и сопровождается болью и припухлостью; впоследствииобразуется кровоподтек. К поврежденному месту прикладывают холодный компресс,затем накладывают давящую повязку.
При надрывахмышц возникает острая боль, утрачивается способность выполнять движение. В этомслучае область надрыва нужно охладить и выше места повреждения наложить повязкуиз эластичного бинта.
Дляобеспечения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и спортомочень важным условием является чистота воздуха. Поэтому спортивные сооружениярасполагаются, как правило, в зоне зеленых насаждений.
В спортивномзале предусматривается искусственная вентиляция или устройство длякондиционирования воздуха. Они необходимы для удаления избытков тепла, влаги,накапливающихся в спортзале во время занятий, очистки воздуха от загрязнений.
Большоезначение для спортивной работоспособности имеет температура воздуха в зале,которая должна быть не менее 18°С.
2. Какие задачи решает режим дня, и что необходимоучитывать при его организации
Приправильном и строгом соблюдении режима дня вырабатывается четкий режимфункционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия дляработы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышениюпроизводительности труда. Постоянное нарушение режима труда, учебы,бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности, разбитости,сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям. Установлено,что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальнойработоспособности: между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это время можновыполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.
Присоставлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнениеразличных видов деятельности в строго определённое время, правильноечередование работы и отдыха, регулярное питание. Следует также учитывать, чтодалеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временныхпараметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается квечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут«раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечьспать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.
Особоевнимание уделите полноценному сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха.Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы,ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшениесамочувствия. Одно из наиболее распространенных расстройств сна – бессонница. Онаобычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженнойумственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Ошибочнонадеяться, что применение снотворных средств излечит от бессонницы. Чтобыобеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Преждевсего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не питьмного на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном.Спокойная обстановка (выключен свет, радио, телевизор), привычный порядокподготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых. Спите обязательно вхорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должнобыть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом или подушкой и неукрывайтесь слишком тепло. Ночное белье должно быть свободным, удобным, подушкане слишком высокой. Эти несложные советы помогут вам быстро засыпать, и ваш сонбудет глубоким и полноценным.
В табл.1предлагается приблизительный распорядок дня для школьников, занимающихся вразные смены.
Таблица 1
Примерныйраспорядок дня школьников, занимающихся в 1-ю сменуВремя суток, часы Элементы режима дня
7.00-7.05
7.05-7.15
7.15-7. 20
7. 20-7.45
7,45-8,00
8,00-13.30
13.30-14.30
14.30-15.00
15.00-16.30
16.30-18.30
18.30-19.30
19.30-21.00
21.00-22.50
23.00
Подъем, уборка постели
Утренняя гимнастика
Умывание, закаливающие процедуры
Завтрак
Ходьба пешком в школу
Учебные занятия
Обод, прогулка на свежем воздухе
Послеобеденный отдых
Самоподготовка
Занятия в спортивной секции или самостоятельные
занятия физическими упражнениями (3-5 раз в неделю)
Ужин, отдых
Самоподготовка
Прогулка, культурно-развлекательная программа
Отбой
3. Как формировать осанку, и ее значение вжизнедеятельности человека
/>/>
Какправильно сидеть.
Избегайтеслишком мягкой мебели. Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник,корпус должен поддерживаться седалищными буграми, а это возможно только нажестких сиденьях.
К той мебели,на которой вам приходится сидеть подолгу, предъявляются следующие требования:
— высотастула, кресла должна соответствовать длине голени — надо, чтобы нога упираласьв пол. Для людей маленького роста рекомендуется подставить под ноги скамеечку.
— максимальнаяглубина приблизительно 2/3 длины бедер.
— под столомдолжно быть достаточное пространство для ног, чтобы их не надо было сильносгибать.
— если вывынуждены долго сидеть, старайтесь примерно каждые 15 — 20 мин. немногоразмяться, поменять положение ног.
— следите затем, чтобы спина плотно прилегала к спинке стула.
— сидитепрямо не сильно наклоняя голову и не сгибая туловище, чтобы не напрягать мышцытела.
— если породу деятельности вам приходится подолгу ежедневно читать, сделайтеприспособление на столе (пюпитр) поддерживающее книгу на достаточной высоте инаклонно к столу, чтобы верхнюю часть туловища вам не надо было наклонятьвперед.
— за рулемавтомобиля старайтесь сидеть без напряжения. Важно, чтобы спина имела хорошуюопору. Для этого между поясницей и спинкой кресла положите тонкий валик, чтопозволит сохранить поясничный сгиб. Голову держите прямо. После несколькихчасов вождения выйдите из машины и сделайте элементарные гимнастическиеупражнения: повороты, наклоны, приседания — по 8-10 раз каждое.
— передэкраном телевизора не сидите и не лежите долго в одной позе. Периодическименяйте ее, вставайте, чтобы поразмяться. Посидели 1-1,5 часа, откиньтесь наспинку стула или кресла, расслабьте мышцы, сделайте несколько глубоких вдохов.
/>/>Какправильно стоять.
Когдачеловек долга стоит, позвоночник испытывает значительные нагрузки, особеннопоясничный его отдел.
Меняйте позучерез каждые 10-15 мин., опираясь при этом то на одну то на другую ногу, этоуменьшит нагрузку на позвоночник. Если есть возможность ходите на месте,двигайтесь. Время от времени прогибайтесь назад, вытянув руки вверх, сделайтеглубокий вдох. Этим можно несколько снять усталость с мышц плечевого пояса,шеи, затылка, спины.
Если вымоете посуду, гладите белье, попеременно ставьте то одну, то другую ногу нанебольшую скамеечку или ящик. Страдающим остеохондрозом гладить лучше сидя илипоставив гладильную доску так чтобы не приходилось низко наклоняться.
Во времяуборки квартиры, работая с пылесосом также старайтесь низко не наклоняться,лучше удлините шланг дополнительными трубками. Убирая под кроватью, под столомвстаньте на одно колено. Чтобы поднять предмет с пола опуститесь на корточкиили наклонитесь, согнув колени и опираясь рукой о стул или стол. Так вы неперегружаете поясничный отдел позвоночника.
/>/>Какправильно поднимать и перемещать тяжести.
Одна изосновных причин обострения остеохондроза и образования грыж межпозвоночногодиска, особенно в пояснично-крестцовом отделе, — подъем и перенос тяжестей. Остро,неожиданно возникает боль в пояснице в тех случаях, когда поднимают тяжестирезко, рывком, а затем переносят тяжелый предмет в сторону, поворачивая приэтом туловище.
Тяжелую ношуне носите в одной руке, особенно на большое расстояние, чтобы не перегружатьпозвоночник, разделите груз и несите его в обеих руках. Недопустимо держатьтяжесть, резко сгибаться и разгибаться (наклоняться назад).
Вообщебольному с остеохондрозом поднимать и переносить тяжести более 15 кг. нежелательно.Советуем приобрести тележку или сумку на колесиках. Для переноски тяжестей назначительные расстояния очень удобен рюкзак с широкими лямками. Вес полногорюкзака распределяется на вес позвоночника, да и руки остаются свободными. Ноесли уж приходится поднимать тяжелое, соблюдайте следующие правила:
— наденьте,если у вас есть, пояс штангиста или любой широкий пояс;
— присядьтена корточки, при этом спина должна быть прямой, шея выпрямлена;
— ухвативдвумя руками тяжесть, поднимайтесь, не сгибая спину.
/>/>Какправильно лежать.
Спать лучшене на мягкой постели, но и не на досках. Постель должна быть полужесткой, чтобытело, когда человек лежит на спине, сохраняло физиологические изгибы (шейныйлордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз). Для этого:
— на всюширину кровати или дивана положите щит, а сверху поролон толщиной 5-8 см. Накройтеего шерстяным одеялом и стелите простыню.
— при отдачеболи в ногу можно под коленный сустав подкладывать валик из пледа — этоуменьшает растяжение седалищного нерва и снимает боль в ноге.
Когда болитспина, многие пациенты предпочитают спать на животе. Чтобы поясница сильно непрогибалась, что вызывает еще большую боль, под низ живота подкладывайтенебольшую подушку.
Любителямсна на боку можно спать, положив одну ногу на другую, а руку — под голову.
Встать спостели утром больным с острыми проявлениями остеохондроза бывает очень трудно.Поступайте так:
— сначаласделайте несколько простых упражнений руками и ногами;
— затем есливы спите на спине, повернитесь на живот;
— опуститеодну ногу на пол;
— опираясьна эту ногу и руки, перенесите вес тела на колено и постепенно вставайте, неделая резких движений.
Правильнаяосанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствуетнормальному функционированию всех органов и систем организма, являетсяпрофилактикой заболеваний.
Список литературы
1. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев., 1980.
2. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры издорового образа жизни. Москва, 1996.
3. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва,1990.
4. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва., 1987.
5. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн.I. Москва., 1992.
6. Космолинский Ф.П. Физическая культура и работоспособность — М.: 1983.
7. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.