Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними заключенными

–PAGE_BREAK–Формы и методы воспитательно-профилактического воздействия на образ жизни несовершеннолетних правонарушителей.

Профилактика правонарушений все более становится общегосу­дарст­венной и общесоциальной задачей, а средства и методы про­филакти­ческого воздействия принимают яркую воспитательную нап­равлен­ность. Поэтому различные меры борьбы с преступлениями среди не­совершеннолетних опираются на формы и методы, имеющие воспита­тельно-профилактический характер.

Если в педагогике метод рассматривается обычно как способ дости­жения цели воспитания, то в криминологии под методом про­филакти­ческого воздействия нередко понимается «способ целенап­равленного руководства индивидуальной и коллективной деятель­ностью и пове­дением с целью нравственно-правового формирования личности, уст­ранения негативных черт в поведении, перевоспитания тех, кто уже допускает антиобщественные проявления». [9] Из этого определения следует, что методы профилактического воздей­ствия на преступников, в том числе и на несовершеннолетних правонарушителей, применя­ются в процессе индивидуальной и коллек­тивной деятельности с це­лью нравственного перевоспитания этих лиц.

Обычно в педагогике методы воспитания делятся на три больших группы:

1) методы формирования создания личности (беседы, лекции, дис­путы, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общест­венного поведения (педагогическое  требование, обществен­ное мне­ние, приучение, упражнение, создание воспитывающих си­туаций);

3) методы стимулирования  поведения и деятельности (со­ревнование, поощрение и наказание). [8]

Но на практике порой трудно определить, где кончается воз­действие на сознание личности и начинается воздействие на пове­дение с це­лью формирования опыта коллективной жизни. Зачастую далее изо­лированный контакт воспитанника с воспитателем через некоторое время становится достоянием коллектива и оказывает на него опре­деленное профилактическое воздействие.

Следует указать, что названные методы почти всегда приме­няются в комплексе. На наш взгляд, осуществляя воспитательно-профилакти­ческую работу с несовершеннолетними правонарушителя­ми, эти ме­тоды можно сгруппировать в отдельные профилактические блоки:

1) стимулирующий позитивные факторы (убеждение, поощрение, на­казание, соревнование);

2) нейтрализующий негативные факторы, дающие возможность фор­мировать опыт общественного поведения (например, оздоровле­ние обстановки в микрорайоне, изоляция антисоциальных элемен­тов и т.д.);

3) блокирующий негативные факторы, затрудняющие вредное влия­ние на сознание несовершеннолетних (например, переориентация группы, переключение внимания антисоциальной группы на со­циально полезные виды деятельности и т.д.).

Ценность такой «блоковой» группировки методов состоит в том, что их можно применять по отношению, как к отдельному правона­рушителю, так и к коллективу. Например, «стимулирующий блок» предполагает создание таких условий, которые внутренне побуждают несовершеннолетнего к поступкам, одобряемым обществом. При этом подросток сам выбирает именно такие действия в связи с создавши­мися благоприятными условиями. Мастерство профилак­тического воздействия и заключается в умении создать такие условия.   К сожа­лению, это не всегда и не каждому воспитателю удается. В опреде­ленной мере это объясняется неверием некото­рых из них в возмож­ность исправления правонарушителей. По нашим данным, только 10% воспитателей ВТК ответили, что «не­исправимых правонарушителей нет», 60% — «неисправимые есть и будут» и 30% затруднились ответить на этот вопрос. Если сами воспитатели колоний не верят в возмож­ность исправления право­нарушителей, то, как правило, они не отли­чаются и активностью в разнообразии применяемых методов профилактического воздей­ст­вия.

Воспитательно-профилактическое воздействие в сфере обра­за жизни несовершеннолетних правонарушителей мы постараемся про­анализировать на основе применения указанных групп методов. Для одних подростков достаточно применять симулирующие методы (на­пример, поощрение). Для других — нейтрализующие (вывод из зоны антисоциального влияния и т.д.), для третьих — блокирую­щие методы (деятельность участкового инспектора, наблюдение шефа или на­ставника и др.). Но это не значит,  что к нравствен­но запущенным подросткам можно применять только стимулирова­ние, а к злостным правонарушителям-рецидивистам — блокирование. Эти методы дают наибольший эффект только во взаимодействии, и когда они применя­ются в соответствии с окружающей микросредой и психологическими особенностями правонарушителя. Изучая ре­зультативность примене­ния этих методов, мы пришли к выводу, что определенные срывы в системе профилактического воздейст­вия имеют место по той причине, что многие субъекты профилак­тики не учитывают весьма важного об­стоятельства: злостный пра­вонарушитель, особенно рецидивист, сам оказывает активное противодействие этой системе. Поэтому необхо­димо тщательно выявлять несовершеннолетних, активно противо­стоящих профилактической системе, знать их характерные приемы и методы проти­водействия, затрудняющие процесс перевоспитания. 

При выборе тех или иных методов воспитательно-профилак­тиче­ского воздействия важно брать во внимание потребности и интересы несовершеннолетних, их стремление к смене впечатлений, новизне, игровым видам деятельности, самостоятельности, а также возрастные особенности. При этом следует учитывать тот «опыт» антиобществен­ной деятельности, который подросток успел приобрес­ти к определен­ному возрасту. Чтобы воспитательная работа была более эффектив­ной, необходимо как можно раньше выявлять несовершеннолетних правонарушителей, определять характер отклонений  в их поведении и начинать соответствующее профилактическое  воздействие, опира­ясь на основные принципы индивидуальной  профилактики отклоняю­щегося поведения.   

Ими являются:

  — умение подмечать, поддерживать и развивать пробуждающиеся об­щественно полезные интересы и потребности;

–  отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;

–  тер­пение и выносливость участников воспитательно-профилактического     

          процесса.

Изучение профилактической работы с правонарушителями в ин­спекциях по делам несовершеннолетних показало, что большая часть мер профилактического воздействия имела форму бесед, расспросов и т.п. Почти не уделялось внимания вовлечению в работу спорт сек­ций или какого-нибудь технического кружка, участию в туристических походах и соревнованиях.

Среди разнообразных методов воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей большое значение имеет наказание. Его цель — оказать тормозящее действие  на негативные проявления в поведении и образе жизни подростков.  Отрицательные переживания, связанные с наказанием, должны привести к тому, чтобы несовершеннолетний правонарушитель в дальнейшем поступал в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. А.С.Макаренко писал: «Я лично убежден, что наказание не такое большое благо. Но я убежден в следующем: там, где нужно нака­зывать, там педагог не имеет права не наказывать». [17] Наказание не должно причинять страдание, но обязательно должно вызывать чувство переживания за свой поступок. Нельзя наказывать  прови­нившегося в состоянии гнева или повышенной раздражительности — подобное наказание не будет результативным.

Эффективность различного воспитательного воздействия в  одной и той же ситуации можно проследить на следующем примере.  После занятий по труду в одной из школ ученики у несли по  домам почти все инструменты. Как должны реагировать преподаватели? Один начинает ругать, взывать к совести, распекать: «ворье, бессовестные, для вас стара­ются, а вы… „Другой учитель на следующий день похвалил их за та­кую «страстную любовь инструментам» и только вслед за похвалой попросил принести обратно те инструменты, которые освободились. Ещё через день всё было на месте. Вот что значит педагогический подход, от которого зависит и результат — поведение подростков.

Наказания бывают трех видов:

1) моральное (обсуждение, выговор, запрещение каких-то действий, предостережение и т.д.); 

2) материальное (штраф, лишение каких-то материальных благ, пре­мии);

3) физическое (применение физической силы, к сожалению, до сих пор имеет место и в некоторых семьях).

Опыт показывает, что наиболее эффективным методом воз­действия является моральное наказание. Оно обычно связано со своеобраз­ными социально-психологическими санкциями, например, исключе­нием подростка из какой-либо интересующей его группы, бойко, обсуждение его поведения на собрании и т.д. Наказание действует более эффективно, если его применяет воспи­татель, пользующийся у подростка, уважением. Напрасно, например, будет взывать к совести несовершеннолетнего правонарушителя воспитатель, которого под­росток относит к категории чужих и не­любимых. В то же время малей­шее порицание со стороны человека, пользующегося у него уваже­нием, того, кто сумеет установить с подростком эмоционально-психо­логическую межличностную связь, дает большой воспитательный эф­фект.

Следует также обратить внимание, что методы, основанные на мо­ральном воздействии, обычно более эффективны, чем те, которые ос­нованы на материальных санкциях. Однако это зависит также и от личности несовершеннолетнего, который подвергается наказанию. Практика свидетельствует, что при этом проявляется определенная закономерность: чем выше социализация личности и правильнее об­раз жизни несовершеннолетнего, тем более эффек­тивны методы мо­рального воздействия, а чем более подросток нравственно запущен и ведет антиобщественный образ жизни, тем луч­ше действуют на него санкции материального порядка.

Существует мнение, что нельзя применять неоднократно одну и ту же меру воздействия к одному подростку, иначе это может привести к рецидиву. Это не совсем верно. Одну и ту же меру воздействия при­менять можно на том основании, что эффективность зависит не только от самой меры но, и от применяющего ее субъекта. Практика доказывает, что применение одних и тех же мер и методов дает различный эффект, когда их применяют,  например, педагог-органи­затор, шеф, наставник, общественность домоуправления или сотруд­ник милиции. Таким образом, необходимо строго, дифференцированно подходить к применению наказаний в от­ношении несовершеннолетних, соблюдая при этом, основной принцип системы А.С.Макаренко: «Как можно больше уважения к чело­веку, как можно больше требования к нему». [18] Применяя методы стимулирования, поощрения или наказания; надо соблюдать следующие педагогические требования:

I) обязательность реакции воспитателя на все положитель­ные и отри­цательные поступки;

2) всесторонность информации об обстоятельствах (причи­нах, моти­вах, ситуациях и т.д.) совершенного поступка;

3) соразмерность  наказания или поощрения характеру

поступка;

4) своевременность реакции на поступок подростка;

5) разнообразие средств поощрений и наказаний.

Большой педагогической ошибкой является стремление неко­торых воспитателей и сотрудников милиции сразу же ломать стойкие негативные привычки несовершеннолетних: правонарушителей, Обычно — они начинают с ряда запре­тов и ограничений, стараясь разрушить эти стойкие привычки. Однако это зачастую дает в работе отрицательные результаты. Следует помнить, что успех педаго­гики А.С.Макаренко заключался не в борьбе, например, с воровством, а в быстрых темпах наращивания положительного. В этом секрет педагогики перевоспитания: не система запретов и ограни­чений, а организация ряда увлекательных трудовых и спортивных дел, ибо эти виды деятельности интересуют более всего подростков. В эти формы активной деятельности и надо вовлекать правонаруши­телей, а не отталкивать их словами: “брось курить, а то не приму в секцию борьбы. Это неверно. Лучше:  сна­чала принять в секцию, увлечь подростка интересными делами и только после этого отучать его от курения».

Неправильно, поступают также и те воспитатели, которые в целях исправления начинают выискивать у подростка отдельные недос­татки акцентировать на них внимание, стараясь скорее их устранить. Следует иметь в виду, что положительные и отрицательные кач­ества в личности существуют параллельно, но не мир­но: между ними идет непрерывная борьба. Поэтому искоренение отрицательных, по­рочных качеств и воспитание новых, положительных, есть процесс неразделимый и должен проводиться одновременно. Нужно исправлять не отдельные недостатки, а личность в це­лом. При этом методы воспитательно-профилактического воз­дейст­вия должны быть направлены в первую очередь на поиск по­ложи­тельных черт и наклонностей, которые обеспечивают здоровый образ жизни несовершеннолетних.

Опыт свидетельствует, что никакие методы воспитательно-профилак­тического воздействия не дают достаточного воспитатель­ного эф­фекта, если они не способствуют самовоспитанию подрост­ков. Отсут­ствие самовоспитания ведет к снижению результата перевоспитания несовершеннолетнего, потому что процесс воспи­тания в этом случае действует поверхностно, не затрагивая внутреннего мира личности. Самовоспитание представляет собой сознательную деятельность не­совершеннолетних, направленную на выработку и совершенствование социально ценных качеств личности и преодоление негативных» анти­социальных.

В процессе изучения нравственных и волевых качеств несо­вершенно­летних правонарушителей нами был задан вопрос: „Какое качество личности вы цените в первую очередь“? В порядке важ­ности для себя они расставили порядковые номера перед каждым качеством, и после соответствующей обработки ответов мы получили, следующие результаты: ­

I) смелость, 2) доброта, 3) выдержка, 4) отзывчивость, 5) решительность, 6)взаимовыручка, 7) скромность, 8) целеустремлен­ность, 9) инициативность.

Таким образом, приведенные данные исследования показывают, что у несовершеннолетних правонарушителей ценятся в первую оче­редь смелость, доброта и выдержка. Однако надо учитывать, что смелость и доброта несколько по-своему расцениваются в преступной среде. Смелость — это отсутствие боязни при совершении преступлений, де­монстрация своего негативного поведения окружаю­щим, грубость в общении с сотрудниками органов внутренних дел.  

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что такие ценные качества, как целе­устремленность и инициативность, стоят в послед­них рядах при оценке качеств. Все это необходимо учитывать при организации про­цесса самовоспитания, которое выполняет различ­ные функции: как дополнение к воспитанию, как его результат и как его условие.                                                                             

В процессе самовоспитания несовершеннолетних правонарушите­лей можно успешно выработать те или иные черты характера. Для этого используются различные эмоциональные ситуации, причем проти­воположного свойства: смелость вырабатывают через преодоление чувства страха; достоинство — через переживание чувст­ва стыда за некоторые свои поступки. Для формирования положи­тельной черты характера необходимо, прежде всего, создать ситу­ацию, при которой подросток впервые пережил бы соответствующее данной черте пси­хическое состояние, а затем это состояние зак­репить и сделать устой­чивой чертой его личности.

Это особенно ярко проявляется в спортивных соревнованиях, когда подросток, преодолевая страх и робость, выходит на боксерский ринг или борцовский ковер для поединка с противником. Жажда самоутверждения, желание обладать высокими физическими и морально-волевыми качествами побуждают его к спортивным занятиям, в результате чего у него вырабатываются волевые, бойцовс­кие черты характера. Эти же качества он может затем успешно использо­вать в обычной, повседневной деятельности. Таким обра­зом, в про­цессе занятий спортом положительные морально-волевые качества вытесняют негативные, а также служат барьером, для проникновения в сознание антиобщественных взглядов. Перевоспита­ние правонарушителя происходит при этом не за счет каких-то не­о­быкновенных методов и способов воздействия, применяемых в спор­тивной деятельности (таковых, кстати, и нет), а путем умелого их сочетания и грамотного использования.

Процесс самовоспитания требует преодоления определенных собственных противоречий, борьбы со своими слабостями, но он не противостоит роли воспитателя и тем более не отрицает ее. Дело лишь в том, чтобы воспитатель не сводил свою роль к назида­тельной проповеди, а умел привести в движение, разбудить стрем­ление к лучшему у тех, кого он призван воспитывать. В этом смысле можно сравнить воспитателя, с врачом, который по­буждает людей направлять на борьбу с болезнью силы собствен­ного организма. Это возможно лишь в том случае, если сам воспитатель соответствующим образом подготовлен  к работе с не­совершеннолетними. Идейная за­каленность, политическая зрелость, высокая сознательность — это  требования, которым он должен отвечать. Это не просто человек, механически передающий свои знания, умения и навыки, а, прежде всего Воспитатель, активно участ­вующий в гармоническом, высоконравственном развитии личности. Следовательно, он должен быть образцом богатого внутрен­него со­держания, хорошо знать особенности своих подопечных, владеть ис­кусством организации свободного времени, интересоваться вопро­сами науки и культуры.

Большие требования к личности воспитателя связаны с осо­бенностями подросткового возраста: подросток, как губка, впи­тывает взгляды и убеждения уважаемого им человека, копирует его манеру поведения и привычки. [15] „Для ребят, — писала Н.К.Крупс­кая, — идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем-то, что говорит презираемый ими человек. Влияние воспитателя нередко сказывается на всем будущем жизненном пути несовершеннолетнего. В связи с этим и работу с подростками можно доверять лицам, имеющим не только профессиональное, но и моральное право быть воспитателем.                                                                                                                                 

    продолжение
–PAGE_BREAK–