Театрализованные игры

МосковскийОткрытый Социальный Университет
 
Факультеткоррекционной педагогики и специальной психологии

Реферат
поДошкольной педагогике:
«Театрализованныеигры»

студентки 1курса
Савиной А.А.

Москва– 2000 г.
ПЛАН:
1.   Введение
а)игра: ее роль в формировании личности ребенка;
б)виды игр.
2.Театрализованная игра как вид творческой игры.
а)требования, предъявляемые ребенку театрализованной игрой;
б) положительные влияниятеатрализованной игры на эмоционально-волевую сферу «особого» ребенка;
в) театрализованная игракак часть образовательно-воспитательной работы;
3.  Разновидноститеатрализованных игр.
а) дети актеры-кукловоды;
б) о пользе изготовлениякукол своими руками;
4.   Приемы стимуляции всестороннегоразвития детей в игре-драматизации.
5.   Участие «особых» детей втеатрализованных играх.
6.   Театрализованная игра – стимул:
а) для развития детскоготворчества;
б) для приобщения детей кискусству;
в) для формирования удетей организационных навыков и совершенствования форм общения;
 7.   Игра – школа будущей жизни. 
 
 «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когдавырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Ився история отдельного человека как деятеля и работника может быть представленав развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
                                                                                                            А.С.Макаренко. 
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, темразнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени,являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умнойнаставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаютсяребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познаниюребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важноесредство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, ксвободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером,к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходитестественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом,«принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другойдеятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности,неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложеныогромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящихусилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы,ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения ипривычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным.Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые кнему предъявляют взрослые в жизни.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей,другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры,направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет своювыдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализациизамысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Однимиз видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чащеназывают этот вид игры – театрализованная игра.
 
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицахлитературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а ихприключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, азначит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх?Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле длятворчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети самивплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку ит.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия,переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляетсяв правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каковперсонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то естьпроникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности кэстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться втекст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какойгерой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их,понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, егопереживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многозависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления обокружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Дляисполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительнымисредствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике иинтонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованнойигре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основекоторого облегчается понимание художественного произведения, возникаетэмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствамипередачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются входе воспитательно-образовательной работы.
Особенно это важно в работе с «особыми» детьми, детьми с разнойстепенью умственной отсталости, у которых наблюдается недоразвитиепознавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогамнеобходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении,особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА(ранний детский аутизм). Опыт работы и длительные наблюдения  педагоговпозволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важнуюроль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке«особых» детей к жизни и труду.
Некоторые психологи и педагоги, работающие с «особыми» детьми, говорято благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и егообщее развитие.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний.А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка,- она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, нои побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобыоценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков,проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушатьпроизведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другоепроизведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка.Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосовперсонажей, отражение на лице  педагога эмоциональных состояний персонажейсказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает«отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушиваниисказки.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневноповторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимоперед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой,успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства,заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такойвоспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развитияличности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельныепсихические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокуюступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка,его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию своимимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действияопределенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своихгероев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины ихпоступков и учась на их ошибках.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихсяхудожественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованнойдеятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждыйребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре:разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощьюигрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольноготеатра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовыетеатрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок(часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболеераспространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игреобычно используются два рода театральной игрушки. Первый — типа петрушки –театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используютсякуклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом вголову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой исредний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-заширмы: кукловоды держат кукол над головой.
 В последние годы в дошкольных учреждениях появлялись куклы, устроенныепо принципу марионетки.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшегодошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учитдетей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахирук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки икоординацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлятьчерез куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни покаким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяетосознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениемсостояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различнымэмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, атакже позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
 Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящегоспектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы,каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какоепридумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судитьоб особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, таккак часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.
Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить дажепростую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьевсестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга.А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Частовоспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессевоспитания. Организация театрализованного представления поможет в некотороймере решить эту проблему.
 Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как эторазвивает  мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умениемалыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствоватьдругого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания.
Хочу отметить, что такое всестороннее влияние  на развитие основныхпсихических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия,воображение, мышление, концентрация внимание и т.д.), совершенствование навыковобщения, происходящее в процессе изготовления персонажей-кукол, управления имив процессе театрализованной игры, является коррекционно-развивающим в работе с«особыми» детьми. Ведь, умело подбирая литературное произведение дляинсценировки, интересно организовав работу над игрой, можно дать возможностьпогрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудитьтем самым его к действиям, к определенной реакции.  Подтолкнуть его кдобровольному участию в игре, выполнению задач, поставленных ею, а,следовательно, и к развитию в ней. 
Если же говорить о детях, нормально развивающихся, способных в большеймере и с большей продуктивностью усвоить воздействие и пользу театрализованнойигры, то стимуляция их всестороннего развития происходит с большим эффектом.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известносовершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано спостановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение ивоспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает вигровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимозапомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например,вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказкупо памяти.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств укого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации,указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучаютребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно спартнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища,мимику, речевые выразительные средства.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровойдеятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло.Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведенияможно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанногопроизведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, нераскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги,реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать пожеланию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задачазрителей – угадать эпизод, догадаться о чем идет речь. Можно сопровождать своивыступления, показы музыкальными фрагментами.           Нужно предлагатьучастникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не толькосвоего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но идругих персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для тогочтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную впроизведении. 
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения,умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать,обогащает детей художественными средствами передачи образа.    
            «Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегосядефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизацийс помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-тов ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя.Существуют адаптированные сказки для «особых» детей, не перегруженныенезнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, эклектическийстихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающимивосприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме ивеличине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это делает сказкудоступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым» ребенком.
Даже, если «особый» ребенок является только зрителем, сказка,спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы,красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость,смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышаетречевую активность таких детей. Как показал опыт, даже безречевые дети пытаютсязвукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: — «Ам» – съела КолобкаЛиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние наповедение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем, мнекажется, что здесь очень важным является подбор инсценируемого произведения,который должен учитывать особенности детей — участников и зрителей, чтобы невызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить, что некоторым «особым»детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголкирта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощьюмимики, особенно это касается детей с ДЦП, так как развитие мимики для них, всилу их дефекта, крайне затруднено. Такого рода сказочные представленияположительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к сменемимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене начинаютулыбаться, грустить, нахмуривают брови.
  Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что ониразвивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодовсказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (детисосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память(дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Такжеучастие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое,певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображениюлитературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как«художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковоесопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальныеособенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей кискусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятсяс разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве удетей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театральногохудожника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание,что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело –спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр детичувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немалоочень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со сторонывоспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будетразыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия(подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия,выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробноеразыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые ипантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточновыразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены,целенаправленны, образно правдивы).
           Таким образом, в процессеорганизации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения инавыки, совершенствуются формы, виды и             средства общения,складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом,приобретаются коммуникативные умения и навыки.            В дошкольном возрастевпервыепроявляется                                                                                                                                                                            потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желаниебыть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу,оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляютвзаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяютформирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил вигре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстникиотказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся наосознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней междудетьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения икооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх  детиучатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакциисобеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенноэто важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой втрудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например:кто-то  из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтомуочень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые искладываются в процессе игры и подготовки к ней.
            Роль педагога ворганизации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобыпоставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативудетям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужноерусло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана,так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний,реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогуочень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, иградолжна являться школой такой  деятельности, в которой подчинение необходимостивыступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативеребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуреявляется прототипом будущей серьезной деятельности –  жизни.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Список использованной литературы:
1.    «От игры ксамовоспитанию”,-С.Шмаков, Н.Безбородова.
2.    «Вопросы психологии ребенкадошкольного возраста» под редкцией: А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожеца.
3.    Дошкольная педагогика, — С.А.Козлова, Т.А. Куликова.
4.    «Путь к волшебству», — Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.
5.    Психология, — Р.С.Немов
6.    Программа детского сада.Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики.