Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Российский государственныйпрофессионально-педагогический университет»
Институт информатики
Кафедра информационных технологий
Контрольная работа
по дисциплине «Информационные технологиив образовании»
030500.06.76 (030500.06 – шифр специальности, 40 последние цифрызачетной книжки)
Вариант № 5
Тема: Критерии выбора типапроекционного экрана и правила размещения проекционной аппаратуры в учебномпомещении.
Студент гр. Пм 312 СПТ
Дмитриенко А.Н.
Екатеринбург, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1 УЧЕБНАЯ АУДИТОРИЯ
2 ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОЕКЦИОННЫХ ЭКРАНОВ. ВЗГЛЯД СО ВСЕХСТОРОН
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 УЧЕБНАЯ АУДИТОРИЯ
Учебная аудитория… сегодня это понятие не сводится только к обозначениюзала, аудитории или класса. Сегодня учебная аудитория — это мощнейшийинструмент учебного процесса. Инструмент, который включает в себя различныесистемы, увеличивающие эффективность обучения.
Современнаяжизнь ставит перед любым образовательным учреждением все более сложные задачи,решить которые возможно лишь с применением новейших технологий. Для оснащенияучебных аудиторий существуют комплексные решения на базе аудио ивидеооборудования, которые позволяют по-новому подойти к организации учебногопроцесса: сделать его более интенсивным, привлекательным и творческим дляучащихся и педагогов.
Особенностьютакого рода проектов является то, что оборудование должно быть максимальнопростым в использовании и не требовать специальных знаний и навыков, аподключение дополнительных источников сигналов (DVD-проигрыватель, ноутбук)должно занимать минимум времени. При этом проект рассчитан для бюджетныхорганизаций, общая стоимость оборудования и затраты на эксплуатацию должны бытьминимальными.
В состав комплексов для учебных аудиторий могут бытьвключены самые разные устройства:
· системы прямойили обратной проекции, включающие проекторы и экраны любых размеров,конструкций и конфигураций
· документ-камеры,позволяющие отобразить на экране печатный документ
· электронныеинтерактивные доски и планшеты
· системыозвучивания для больших аудиторий и лекционных залов
· коммутирующиеустройства Типы учебных аудиторий
Учебныеаудитории можно условно разделить на несколько типов. В зависимости от того, каковыосновные задачи аудитории, устанавливается то или иное оборудование.
· Учебные аудиториилекционного типа (основное назначение — проведение мероприятий, лекций,выступлений с одним докладчиком)
· Учебные аудиториис системами удаленной трансляции и связи (основное назначение — проведениеудаленных лекций и дистанционного обучения)
· Учебные аудиториидля занятий дискуссонного типа (такие классы требуют установки звуковогооборудования: микрофонов, конференц-систем, лингафонного оборудования)
· Учебные аудиториидля занятий типа «семинар» (в подобных аудиториях часто устанавливаетсяинтерактивное оборудование — интерактивные доски и планшеты)
· Учебные аудиториис индивидуальным контролем учащихся (часто в таких помещениях места учащихсяоснащаются звуковым, компьютерным и лигафонным оборудованием)
· Учебные аудиториибольших размеров и вместимости (к подобным относятся потоковые учебныеаудитории, залы и другие большие помещения)
· Многофункциональнаяучебная аудитория (аудитория, которая совмещает многие из выше озвученныхфункций и может работать в различных режимах)
· Специализированныеучебные аудитории (аудитории, в которых создается виртуальная обстановка,максимально приближенная к будущей рабочей; такими, например, являютсяаудитории-диспетчерские, аудитории-«капитанские мостики» и другие…)
Учебныеаудитории выполняют основную функцию — обучение какой-либо категориислушателей. Эту роль могут выполнять и комплексы, которые имеют однако болееширокое назначение — Конференц-залы.
Правильноподобранные для учебной аудитории устройства (видео, коммутирующие, управления)позволят свести процесс выбора источника сигнала или регулировки громкости входе занятий и дискуссий к одному нажатию клавиши, что в условиях динамичного инапряженного процесса обучения становится жизненно необходимым.
2ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ ПроекционныХ экранОВ. взгляд со всех сторон
Выбрать экран дляпроекционного оборудования довольно просто, нужно только знать, какие факторыследует учитывать.
Для начала определимся стипом проекционного экрана. В зависимости от собственных предпочтений вы можетевыбрать настенный или потолочный экран, переносной или складывающийся.Последний вариант хорош для проецирования изображения в разных помещениях, но вслучае стационарного размещения проектора лучшим вариантом является настенныйили потолочный экран. Он может быть довольно простым, с пружинным механизмом,или моторизованным, снабженным электроприводом. Это может быть экран не толькопрямой проекции, но и обратной, который используется при ярком свете впомещении или в случае, если докладчик вынужден находиться непосредственноперед экраном. В такой ситуации проектор располагают за экраном, в болеезатененном помещении или боксе. Экраны обратной проекции, называемые ещепросветными, обычно изготавливаются из полупрозрачного полимерного материала.
Как правильновыбрать экран?
Процесс подбора экранадля проекционной системы включает решение нескольких вопросов: расчет размеровэкрана, выбор поверхности, подбор модели экрана и, наконец, выбор системыуправления экраном.
Яркая лампа проекторапозволит сформировать изображение приемлемого качества на любой светлойповерхности — от белой стены до светлых обоев с ненавязчивым рисунком. Но еслиречь идет не об арт-инсталляции или рекламной задумке и хочется получить отпроектора все, на что он способен, то лучше воспользоваться проекционным экраном.
Современные проекционныеэкраны это уже далеко не простыня на стене. И не смотря на то, что это несложная электронная аппаратура, новички могут быть обескуражены количествомкритериев, которые необходимо учесть при его выборе. «Ну, белый… висит на стене…что еще?» Оказывается, «еще» — это с полдюжины дополнительныхкритериев. Попробуем разобраться во всем этом многообразии.
Стационарные имобильные
В первую очередьнеобходимо решить — будет ли экран установлен на одном месте раз и навсегда илион необходим для просмотра в разных помещениях. Если предполагаетсяиспользовать экран в разных классах или аудиториях, кабинетах илипрезентационных — выбор мобильного решения будет предопределен. А это значит,что важными характеристиками экрана станут такие как вес конструкции, габаритыв сложенном виде, удобство складывания-раскладывания. Возможно, этихарактеристики и не выйдут на первое место, но то, что удельный вес указанныхкритериев выбора повысится — бесспорно. При выборе стационарной модели, нас небудут отвлекать эти параметры и на первом плане останется качество изображения.
Следует обратить вниманиена то, что выбирая наименьший вес мобильного варианта, не стоит забывать ожесткости и устойчивости, а удобный и надежно фиксирующий в развернутом состояниимеханизм — не слишком увеличивать габариты и тот же вес. Если заранеенеизвестно, в каких помещениях придется мобильный экран разворачивать, то нужноподумать и о стойке, на которую его можно будет повесить. Обычно мобильныйэкран сворачивается горизонтально в тубус, служащий отвесом для его натяженияпри подвесе. Есть и такие конструкции мобильных экранов, которые в развернутомсостоянии сразу можно устанавливать на столе или на полу. В экранах такоготипа, полотно сворачивается по вертикали в один из тубусов, служащих стойкой.Второй тубус-стойка содержит в себе механизм натяжения полотна, удерживающийэкран от самопроизвольного сворачивания.
Есть простое правилонадежности: чем меньше движущихся частей, тем надежнее. И если условияпозволяют установить экран в помещении стационарно, то желательно так ипоступить.
Варианты конструкций
О конструкциях мобильныхэкранов мы уже упомянули. В основном это сворачиваемые в тубус (вертикально илигоризонтально) модели, которые удерживаются в развернутом положениигравитацией, пружинами или специальными механизмами. Они могут быть подвешенына стены, на специальные стойки или содержать опоры в своей конструкции.
Стационарные модели могутбыть двух основных типов: сворачиваемые и зафиксированные в предварительно натянутомсостоянии. Экраны первого типа напоминают мобильные варианты, но ввиду своейстационарности имеют некоторые особенности. Крепиться они могут как к стенам,так и потолкам. Разворачиваются как вручную, так и с помощью электроприводов — моторизированные варианты. Вес конструкции не так критичен, как в мобильномварианте, и удержать полотно экрана максимально плоским легче. Если двапротивоположных края экрана зафиксированы тубусом и планкой, то края,оставшиеся свободными, удержать ровными сложнее. После многочисленныхсворачиваний, края недорогого экрана могут несколько растянуться и принятьволнообразную форму. Растянуть «вытянутое» таким образом полотнолегким мобильным тубусом сложнее, чем в стационарном варианте.
Если позволяет интерьерпомещения, то лучшим решением будет установить «постоянный» экран — который не снимают и не сворачивают. Полотно такого экрана натягивается наспециальную раму, что гарантирует абсолютную плоскостность и натяг напротяжении всего срока службы. Разнообразие конструкций, материалов и цветоврамы позволит вписать такой экран в любой интерьер. Для обратной проекции такойэкран в большинстве случаев будет единственно возможным решением.
Направлениепроецирования
Кроме привычного всемпрямого проецирования, когда проектор и зрители расположены по одну сторонуэкрана, применяется и обратная или рир-проекция (rear projection). В обратнойпроекции проектор расположен позади экрана, работающего на просвет. Именно натаком принципе работают привычные проекционные телевизоры или новые лазерные.Выбирая экран, необходимо учитывать для какого вида проекции он будетиспользоваться. Если для прямого проецирования экран может быть абсолютнонепрозрачен и работать на отражение, то для обратной проекции используетсядругой тип полотна. Нельзя сказать, что во втором случае используетсяпрозрачный экран — при полной прозрачности мы бы просто не увидели на немизображения. Качественный экран для рир-проекции наоборот — чем темнеевыглядит, тем лучше. Это позволяет получить яркое и контрастное изображениедаже в менее затененных помещениях.
Сложность случая обратнойпроекции заключается в том, что позади экрана должно быть достаточно места дляразмещения проектора. Да еще и на необходимом от экрана расстоянии — дляформирования изображения необходимого размера. Обычно это небольшая смежнаязатемненная комнатка, с проемом в стене, затянутым просветным проекционнымэкраном.
Не так давно появилисьэкраны, поддерживающие оба типа проекции одновременно. Позиционируются они как«экраны с обзором в 360 градусов» и больше подходят для рекламныхцелей на выставках, чем для постоянного использования в офисе или дома. Ведь содной из сторон изображение будет зеркальным, что не всегда приемлемо.
Формат и размеры
Проекционные экраныпоявились задолго до появления видеопроекторов — еще на заре рождениякинематографа. И это привело к такому разнообразию соотношения их сторон.
Рассчитанные на основеданных о помещении размеры проекционного экрана могут подвергнуться изменениямвследствие определенного формата изображения, который поддерживаетсяиспользуемым проекционным оборудованием. Формат изображения — это соотношениеего сторон. Если предполагается использование сразу нескольких форматов, онивсе должны быть учтены при расчете высоты проекционного экрана. При этомследует выбрать экран, имеющий наибольшую высоту, что подойдет для всехиспользуемых форматов.
· Квадратныйформат 1:1.Универсальный формат, позволяющий проецировать изображения, ориентированные какгоризонтально, так и вертикально. На такие экраны проецировали фото-слайды,крепившиеся в квадратные рамки.
· Фото формат3:2 (1,5:1). Каквидно из названия, формат экрана соответствовал стандартному формату фотокадра.
· Видео формат4:3 (1,33:1). Форматпривычного телевизионного кадра стандартной четкости SDTV.
· Широкий формат16:9 (1,78:1). Новыйформат телевидения высокой четкости HDTV.
· Широкоэкранныйформат 1,85:1.Распространенный формат художественных кинофильмов.
· Кинематографическийформат 2,35:1. Самыйширокий формат в кино, шире только в панорамных кинотеатрах.
Применительно к видеопроекции имеет смысл говорить только о трех форматах — 1:1, 4:3 и 16:9. Болеетого, большинство современных видео проекторов не рассчитано на установку боком- нарушаются режимы теплообмена мощных проекционных ламп. Да и обычное видео,сформированное «вертикальным кадром», вряд ли где можно найти. Чащевсего это специальные рекламные или шоу-проекты, иногда — информационные табло.А значит, если экран нам нужен только для воспроизведения обычного видео, SDили HD, то остается выбрать между форматами 4:3 и 16:9. (см. таблицу №1)
Обычно, в таких случаяхрекомендуют формат 4:3 как наиболее универсальный. «На экране формата 4:3всегда можно отобразить изображение форматом 16:9, заполнив экран по ширине. Аесли у вас сворачиваемый экран, то его можно развернуть именно настолько,сколько необходимо для воспроизведения конкретного формата». Аргументы небесспорные. Во-первых, если выровнять форматы по ширине, то размер отдельногопикселя SD увеличится в 2,67 раза относительно пикселя в формате HD. В случаевыравнивания по высоте, увеличение составит всего в 1,88 раза. А ведь чемкрупнее пиксель на экране, тем больше вероятность проявления зернистостикартинки. Во-вторых, удержать мобильный экран развернутым не до конца — надопостараться. Если же экран стационарный и легко принимает любое промежуточноеположение, то все равно придется приподнимать оптическую ось проектора вHD-режиме. Более разумным видится такое решение: выбирать формат экрана поосновному формату проектора. Сам же формат лучше выбрать таким, чтобы онсоответствовал вашим потребностям: 16:9 — если в основном предполагаетсяпросмотр широкоформатного видео (фильмы или HDTV) и 4:3 — если основным будеттелевизионный формат.
Таблица № 1
Часто используемые форматы
Соотношение сторон
(ширина/ высота) NTSC видео 1.33 (4:3) PAL видео 1.33 (4:3) HDTV видео 1.78 (16:9) Letterbox видео 1.85 Cinemascope кинематографический 2.35
Определите размер экранав зависимости от дизайна помещения и расположения зрительских мест. Размерпроекционного экрана обычно выбирают таким, чтобы ширина его была не большеполовины расстояния от экрана до зрителя. Если в качестве источника сигналавыступает видео стандартного качества и есть опасения, что пикселизацияизображения будет слишком заметной, то можно воспользоваться «правиломтрех диагоналей» — размер диагонали экрана должен быть втрое меньше, чемрасстояние от экрана до зрителей.
Залогом успеха служитправило располагать экран перед аудиторией, а не перед проектором. Высота экранадолжна быть приблизительно равна 1/6 расстояния от экрана до последнего рядазрительских мест, тогда и с последнего ряда текст на экране будет хорошо видно.Идеально, если первый ряд зрителей будет находиться приблизительно нарасстоянии двух высот экрана — это минимум, дающий комфортное восприятиеизображения. Нижняя кромка экрана должна располагаться на расстоянии не менее1,2 м от пола, чтобы зрители с последних рядов могли видеть экран. Для этогоможет потребоваться дополнительно слегка опустить точку подвеса экрана припотолочном креплении.
Матовые и глянцевые
Какой тип покрытияпредпочесть? Экраны с матовым покрытием дают равномерное диффузионноерассеивание падающего на него света. Изображение хорошо видно под любым углом,экран освещен более равномерно. Такие экраны проще, дешевле и болееуниверсальны.
Глянцевые экраны бываютзеркальными и обратного отражения (световозвращающие). Первые действуют какобычное зеркало: угол падения луча равен углу его отражения. Проекторрасполагается под потолком, а изображение отражается экраном вниз, к зрителям.Световозвращающее покрытие содержит отражающие микросферы. Отраженный лучвозвращается в ту же точку, откуда был направлен на экран — проекторрасполагается на полочке перед зрителями. Оба типа покрытий приводят куменьшению углов комфортного просмотра и увеличению неравномерностиосвещенности экрана. Взамен мы получаем более яркое и контрастное изображение,да такое, что говорят о коэффициенте усиления света экраном.
Кайма и дополнительнаянерабочая область полотна
Большинство экрановпрямой проекции стандартно выпускается с черной каймой. Кайма увеличиваетконтрастность, и изображение воспринимается более четким и ярким. Кайма такжепомогает в случаях, когда размер изображения слегка превышает размер областипросмотра: края изображения, попадающие на кайму, остаются невидимыми и не даютнеаккуратных проекций на стене.
При изготовлении полотнобольшинства настенных, потолочных и моторизованных экранов можно надставитьсверху или снизу, создав дополнительную нерабочую область. Нерабочая областьсверху используется для регулирования высоты рабочей области экрана, а снизу — для драпировки или изменения формата экрана. Дополнительную часть полотна можнопо выбору сделать белой или черной.
Примечание: все натяжныеэлектрические экраны изготавливаются со стандартной черной нерабочей областью вверхней части, за исключением экранов с диагональю 200″, которыеизготавливаются с двумя нерабочими областями.
Что такое коэффициентусиления проекционного экрана
Коэффициент усиленияхарактеризует степень яркости изображения на рассматриваемом проекционномэкране в сравнении с яркостью изображения на белом матовом экране c коэффициентомусиления, равным единице. При этом изображение на экранах с высокимкоэффициентом усиления кажется наиболее ярким, если смотреть на экран вдоль осипроекции. Оно тускнеет по мере отклонения от оси проекции. Например,коэффициент усиления экрана может быть равен 2.5 по оси проекции и 0.5, еслисмотреть на изображение под углом 60 градусов.
Выбор материала полотна экрана
Основная задача при выборе материала полотна экрана правильно определитьоптимальный относительный коэффициент отражения (коэффициент усиления) дляповерхности «рабочей зоны экрана». При выборе целесообразно помнить следующие рекомендации:
· чем выше освещенность помещения, темниже относительный коэффициент усиления экрана, может потребоваться дажеантибликовое покрытие (требуется уменьшить влияние источников света, т.е.паразитная засветка, неравномерное освещение и т.п.);
· с увеличением относительногокоэффициента усиления экрана уменьшается угол обзора т.е. увеличиваетсянеравномерность яркости видеоизображения на экране для зрителей в зависимостиот их размещения в помещении;
· для экранов с высоким относительнымкоэффициентом усиления не желательна установка в видеопроектор широкоугольныхлинз.
Конструктивные особенности и материл основы экранов, также влияют наконечный результат, например экраны на жесткой раме с экранным полотном извинила позволяют получить идеальную плоскую поверхность являющуюся основой дляполучения качественного изображения. Выбор видеопроектора наиболее труднаязадача, особенно если бюджет ограничен жесткими рамками.
Общие рекомендации по выбору видеопроектора, коммутационного оборудованияи кабельной продукции будут рассмотрены отдельно, а пока только однарекомендация по определению требуемого светового потока. Требуемый световойпоток видеопроектора можно примерно оценить:
· если затемнение помещения припросмотре видеоизображения не планируется, умножив площадь рабочей зоны экранана 500…800. Например, минимально рекомендуемый световой поток для экрана 1,8 х1,35м, с площадью рабочей зоны 2,43 м кв. равен 1215 лм.
· если просмотр видеоизображения будетпроводиться с затемнением помещения, умножив площадь рабочей зоны экрана на200…350. Например, минимально рекомендуемый световой поток для экрана 1,8 х1,35м, с площадью рабочей зоны 2,43 м кв. равен 490 лм.
Материал покрытияэкрана
Проекционные экраныотличаются не только конструкцией, но и материалом покрытия. Способностьматериала покрытия экрана отражать/рассеивать падающий на него свет выражаетсязависимостью яркости изображения от угла зрения.
Выбор материала экрананапрямую зависит от целей его использования. Однако ряд факторов «окружающей среды»тоже играют немаловажную роль. При выборе материала необходимо учитыватьяркость и расположение проектора, конфигурацию помещения и условия освещения.
Влияние конфигурациипомещения и расположения проектора
Материал покрытияопределяет способность проекционного экрана распределять свет в определенномнаправлении. Это в свою очередь влияет на область обзора. Если материал экранавыбран неправильно, то не всей зрительской аудитории удастся прочитать данныена экране.
Экран с белым матовымпокрытием, имеющим коэффициент отражения, близкий к 1, рассеиваетпопадающий на него свет одинаково во всех и тем самым обеспечивает широкий уголобзора. Изображение, демонстрируемое на таких экранах, прекрасно видно подлюбым углом зрения. Благодаря гладкой поверхности, матовое покрытиеобеспечивает хорошую цветопередачу и прекрасную четкость изображения.
/>
Экран с «бисерным» покрытием,изготовленный нанесением на белый матовый материал микроскопическихстеклянных бисерин сферической формы, отражает основную часть падающего света впределах узкого пространственного сектора в направлении источника. Коэффициентотражения в этом направлении достигает К отр = 2, 5 — 3, однако быстроуменьшается по мере отклонения от центра и под углом в 30 град уже становитсяменьше единицы. В результате изображение на таком экране оказывается заметноярче, если смотреть на него под прямым углом, но для зрителей, находящих сбоку,все может оказаться гораздо менее приятно.
/>
Таким образом, если вВашей комнате для совещаний или конференц-зале экран планируется расположить поширокой стене, то Вам нужен матовый экран. Если же экран будет размещен поузкой стене, то стоит рассмотреть возможность приобретения экрана с «бисерным»покрытием. Не стоит, однако, рассчитывать на «бисерный» экран, если проекторбудет установлен под потолком. Для такого варианта лучше использовать матовыеэкраны или экраны со специальным зеркально отражающим покрытием.
Отметим, что матовыеэкраны являются наиболее универсальными и подходят для любой конфигурациипомещения.
Материалы проекционныхэкранов
Проекционные экраныотличаются не только конструкцией, но и материалом покрытия. Способностьматериала покрытия экрана отражать/рассеивать падающий на него свет выражаетсязависимостью яркости изображения от угла зрения.
/>
Соответственно материалпокрытия принято характеризовать двумя основными величинами:
— коэффициентом усиления(коэффициентом отражения в направлении источника света),
— углом обзора («секторомвидимости», в котором коэффициент отражения превышает единицу).
Кроме того, спрактической точки зрения, исходя из взаимного расположения проектора, экрана изрителей, материалы покрытия экрана делятся на:
— покрытия диффузионноготипа;
— «зеркально» отражающиесвет;
— отражающие свет всторону источника.
Диффузионные экраны рассеиваютсвет равномерно во всех направлениях. Коэффициент усиления близок к единице(К~1). Диффузионные экраны наиболее универсальны, такой экран будет отличнымвыбором, если нужен широкий угол обзора или есть возможность регулироватьосвещение в помещении.
/>
Покрытие
Matte White
MatteWhite S
Matte White M
Matte White
Matte White P
Da-Tex Коэф усиления 1 1 1 1 1 2,3 Угол обзора 100 100 100 100 100 70 Плотность 305 462 780 490 660 490 Толщина, мм 0.41 0.31 0.55 0.27 0.45 0.27 Основа Хлопок Стекловолокно Стекловолокно ПВХ ПВХ ПВХ Где используется Портативные экраны Настенные ручные/электрич. Экраны с электроприводом Мобильные/На раме Большие экраны Экраны складныена раме
Особенность экранов спокрытием, отражающим в сторону источника, заключается в том, что всяповерхность материала покрыта специальным напылением со стеклянной крошкой.Результатом является неравномерная яркость с высоким коэффициентом усиления(2-3) в сторону проектора и сравнительно узкий угол обзора.
/>
Экраны с таким покрытиемприменяются в освещенных помещениях, наилучший результат достигается, когдапроектор находится на том же уровне, что и зрительская аудитория.
Покрытие
High Power Коэф усиления 2.8 Угол обзора 50 Плотность 680 Толщина, мм 0.43 Основа Стекловолокно Где используется
Отражающие экраныразработаны для использования в условиях, когда требуется относительно высокийкоэффициент усиления и достаточно широкий угол обзора. Такие экраны можноиспользовать в освещенных помещениях или при небольшой яркости проектора.Благодаря своей отражающей способности такой экран особенно предпочтителен там,где проектор будет устанавливаться под потолком.
/>
Покрытие
Datalux
Datalux F
Datalux S
Datalux M
Pearlescent Коэф усиления 2 2 2 2 2 Угол обзора 70 70 70 70 70 Плотность 415 325 465 850 510 Толщина, мм 0.53 0.18 0.33 0.58 0.28 Основа Хлопок/Полиэстер Целлулоидная пленка Стекловолокно Стекловолокно ПВХ Где используется Портативные экраны Портативные настольные Настенные ручные/электрич. Экраны с электроприводом Портативные экраны
Влияние освещенияпрезентационного помещения и яркости проектора
Субъективное восприятиекачества картинки определяется ее контрастностью. Реальная контрастностьизображения на экране зависит как от яркости проектора и условий внешнегоосвещения, так и от коэффициента отражения самого экрана.
Таким образом, еслипомещение или условия презентации не позволяют сделать затемнение, то применяяэкраны с правильно подобранным покрытием, можно компенсировать недостаточнуюяркость проектора. Если подобных ограничений нет, то можно, наоборот, повыситькомфорт зрителей, сделав за счет соответствующего экрана изображение болееярким и контрастным.
Как учитыватьосвещение презентационного помещения
Это традиционно самый чтони на есть темный и запутанный вопрос как для заказчиков, так часто и для самихпродавцов проекционного оборудования.
Тут можно, конечно,следовать простой народной мудрости «Бери ярче – не ошибешься». И если в жизниВас это вполне устраивает, то Вы можете со спокойной душой уйти с этойстраницы, поискав в Интернете что-нибудь более полезное.
Если же Вы привыклипонимать то, что делаете, или в Вас есть жилка предпринимателя, или простоздоровое любопытство — то идем дальше!
Все на самом деле не такуж сложно. Дело в том, что основным параметром, определяющим качествовоспринимаемой глазом картинки, является ее контрастность. Так устроено нашезрение. Чем выше контрастность изображения, тем более четким и качественным ононам кажется.
Вполне приемлемый уровеньконтрастности для текстовой картинки составляет 5:1. Для комфортного просмотрапрезентаций с использованием тонких линий, полутонов, фотографий и видеофильмовон должен быть несколько выше. Оптимальный вариант — 10:1.
При выборе параметровпроектора и экрана (а также их расположения) очень важно понимать, что реальнаяконтрастность изображения сильно зависит от освещенности помещения, в которомпроводится демонстрация. Ведь на экран, кроме света от проектора, попадает ивнешний свет – из окон, от ламп освещения. Кроме того, отраженные светлымиучастками экрана лучи переотражаются стенами и потолком и частично засвечиваюттемные участки изображения, снижая его контрастность.
Насколько контрастнымдолжно быть изображение, чтобы можно было легко читать данные с экрана? Это какраз и зависит от степени освещения помещения, коэффициента отражения экрана и яркостии контрастности самого проектора.
Яркость света,отражающегося от поверхности экрана, называется освещенностью и измеряется влюксах. Суммарная освещенность всегда складывается из полезной (от проектора) ивнешней (свет с улицы, от ламп дневного света).
Полезную освещенностьможно рассчитать следующим образом:
/>
Чтобы было понятно, о чемидет речь, возьмем для примера типичный случай: проектор со световым потоком1200 люмен, экран размером 2м х 1,5 м, матовый экран (коэф-т усиления =1).Подставляем в формулу — получаем полезную освещенность 400 люкс (1200 лм/3 кв.мх 1)
Для оценки уровня внешнейосвещенности в Вашем помещении можно ориентироваться на следующие данные:
Ясно, что в нашем примередля получения желаемой контрастности, равной 5, необходимо «затемнить»помещение до уровня внешней освещенности 100 люкс. (400+100)/100 = 5. Что ж,это вполне приемлемо. При такой освещенности зрители вполне комфортно могутделать записи по ходу демонстрации или даже украдкой почитывать свежий номергазеты.
Ясно и то, что если светне выключать ( т.е при внешней освещенности 400-500 люкс), для хорошегокачества изображения потребуется значительно более яркий проектор. Или более«яркий», с высоким коэффициентом усиления, экран!!! Есть и другие способыулучшить зрительное восприятие, например, в экранах специально делается чернаяокантовка-рамка, можно сделать темным фон стены за экраном и т.д.
Если в процессеосмысления вышеприведенных выкладок и примера, Вы подумали о том, что приграмотном выборе параметров и размещения презентационного оборудования можносэкономить кое-какие не лишние средства, — Вы на пути к истине. Рекомендуем Вамуглубить свои познания и познакомиться с хорошим исследованием по этомувопросу, там же есть и некоторые практические рекомендации.
В заключение — простое«эмпирическое» правило, которому рекомендуют следовать производителипроекционных экранов: в помещениях с низкой степенью освещенности длядемонстрации изображения следует обеспечить полезную освещенность экрана неменее 100 люкс, а в помещениях со средней внешней освещенностью — не менее400-500 люкс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.А.,Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическаяинформатика № 2, 1995 г., с. 75-78.
2. Андреев А.А.,Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы вобразовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55-63.
3. Андреев А.А.Направление и методика применения портативных персональных компьютеров в ДО.//Дистанционное образование № 4, 1997.
4. Андреев А.А.Конспект лекций по курсу Автоматизированные информационные технологии вэкономике. М.: МИЭП. 1997. с. 47
5. Андреев А.А.Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация итенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебномпроцессе Вузов. — М.: ВУ, 1995 г. с. 48-43.
6. Андреев А.А.,Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центрадистанционного обучения // Матер. VII Междунар. конф. “Применение новыхтехнологий в образовании (29 июня — 2 июля) 1996 г. г.Троицк.
7. Андреев А.А.Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы примененияинформационных технологий в учебном процессе Вузов. — М.: ВУ, 1995 г.
8. Андреев А.А.Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении. В сб.Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. — М.: ВУ,1996 г. с. 6-77.
9. Андреев А.А.Методика оценки экономической эффективности дистанционного обучения с помощьюкомпьютерных сетей. В сб. Основы применения информационных технологий в учебномпроцессе Вузов. — М.: ВУ, 1995 г. с. 77-83.