/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедраменеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Система государственной власти, ее структура иуровниВ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2008
/>/>/>/>/>/>СОДЕРЖАНИЕ1. Сущностьгосударственной власти, ее структура2. Конституционноеразделение властей и государственное управление
3. Структура и функции органов исполнительной власти
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и местнымивластями. Развитие местного самоуправления
/>/>/>/>1. Сущность государственной власти,ее структура
Управление, в том числе игосударственное, служит особым видом творческой деятельности, имеет цельюразвитие и включает в свой арсенал силу убеждения, разума, гуманизма.Особенностью управления на государственном уровне является то, что обеспечениепринятия и претворения в жизнь государственных решений требует особых условий:наличия соответствующих законов, поддержания порядка в обществе и контроля законфликтами. Поэтому помимо прочих методов управления в данной системеиспользуется механизм власти как средство волевого регулированиясовместной деятельности людей. Таким образом, предусмотрена возможностьприменения мер государственного принуждения в процессе осуществленияуправления.
Очевидно, что актуальнойявляется проблема соотношения государственной власти и управления. Подменаодного понятия другим ведет к перекосам в ту или иную сторону. Например, вполитической культуре советских чиновников господствовал стереотип полногоотождествления управления с властью как господством управляющего надуправляемым, что способствовало сведению управляющего воздействия к принуждениюв различных его формах. Во-вторых, в действиях власти должна реализовыватьсяобщая воля и общий интерес большинства населения. Нарушение этого принципаведет к бюрократии — такой форме осуществления власти, при которой общая воляподменяется волей группы лиц, причем не легитимно (с помощью выборов,официального поручительства и т.д.), а субъективистски, произвольно, что ведетк непредсказуемости действий субъекта управления.
Опасность властиблокируется ее институционализацией — воплощением в системе государственныхорганов. Структура субъекта и тип взаимосвязи между ними воспроизводяторганизацию государственной власти: высшему институту власти соответствуетцентральный управляющий орган, функциональное разделение государственной властина ветви воспроизводится в соответствующих центрах принятия управленческихрешений на высшем и региональном уровнях. Институт власти — посредник междугосударством и обществом, осуществляющий управленческие функции. Он наделенопределенными властными полномочиями, осуществляет их от имени государства ипод свою ответственность. «Тем самым государственная воля приобретает конкретнуюконцентрированную форму своего бытия … и служит реализации общественной цели».
Элементы структуры управления (органыуправления, его подразделения и отдельные работники, входящие в его состав) наделены функциями управления. Причем каждаяячейка управления как бы концентрирует группу функций управления, а вся системаорганов должна охватывать все функции. Тогда осуществлениевластью своих функций — принятие законов, поддержание порядка в обществе иконтроль за конфликтами — составляет условие и важнейший аспектгосударственного управления.
Вследствие того, что дляосуществления своей деятельности институт власти приобретает совокупностьэлементов (кадры, материальные средства, правила игры), проявляется свойствопревращения административно-государственного аппарата в самостоятельную силу,стремящуюся возвыситься над государством. В результате политический правящийинститут превращается из представителя народа в аппарат, господствующий надним. История выработала эффективный способ общественного контроля за властью — демократию,одним из правил которой стало разделение властей.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2. Конституционное разделение властей и государственноеуправление
Деятельность поуправлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение иконтроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственныйаппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть.Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть вРеспублике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную,исполнительную и судебную. Однако само по себе провозглашение и закрепление вКонституции принципа разделения властей не влечет автоматически его реализацию.Эффективное осуществление принципа разделения властей предполагает созданиенадлежащего организационно-правового механизма, поэтому каждый субъектгосударственной власти включает аппарат соответствующего ему уровня (рис. 1).
Парламент (Национальное собрание)является представительным и законодательным органом. Он состоит из Палатыпредставителей (110 депутатов; их избрание осуществляется в соответствии сзаконом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного правапри тайном голосовании) и Совета Республики (на заседаниях депутатовместных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минскаизбирается по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республикиназначаются Президентом). Для предварительного рассмотрения и подготовкивопросов создаются комиссии Парламента Республики Беларусь (постоянные ивременные), заседания которых могут проводиться как в период работы сессии, таки между сессиями палат парламента. Каждая из палат имеет свой секретариат,который содействует депутатам в осуществлении их полномочий: в Палатепредставителей имеется Совет Палаты представителей, а в Совете Республики —Президиум Совета Республики. Секретариат готовит материалы, связанные сутверждением в Парламенте; осуществляет хозяйственную деятельность в парламенте;организует прием граждан; имеет право рассылать нормативные акты; ведет учет,осуществляет обобщения предложений, высказанных на сессиях палат, и др.
Функции исполнительной властисвязаны с практической реализацией законов. В этом плане исполнительную властьможно представить как подсистему в системе единой государственной власти. ВРеспублике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскимиорганами исполнительной власти: Советом Министров (правительство),государственными комитетами, министерствами, а также органами исполнительнойвласти регионов (областей) и города Минска.
Правительство Республики Беларусь — Совет Министров — центральныйорган государственного управления. Правовоеположение, состав, порядок его формирования определяются КонституциейРеспублики Беларусь и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь».
В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственноперед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочияперед вновь избранным Президентом. До сформирования нового Правительства попоручению Президента Правительство, заявившее о сложении своих полномочий,продолжает свое функционирование. Сложение полномочий Правительства перед вновьизбранным Президентом происходит не после объявления результатов выборовПрезидента, а со времени вступления в должность Главы государства, т.е. послепринятия им присяги (инаугурации).
Правительство обладаетследующими полномочиями:
¾руководит системой подчиненных ему органов государственногоуправления и других органов исполнительной власти;
¾разрабатывает основные направления внутренней и внешнейполитики и принимает меры по их реализации;
¾разрабатывает и представляет Президенту для внесения впарламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
¾обеспечивает проведение единой экономической, финансовой,денежно-кредитной политики, государственной политики в области науки, культуры,образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
¾выступает от имени собственника в отношении имущества,являющегося собственностью Республики Беларусь;
¾обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов,указов и распоряжений Президента.
В непосредственном распоряжениисубъектов исполнительной власти находятся основные атрибуты государственнойвласти: финансы, милиция, армия, службы внутренней и внешней безопасности.
Указом Президента № 516 от 24.09.2001 введена новая структура органовгосуправления. Цель реформы — дебюрократизация управленческого аппарата,повышение его компетентности в решении проблем современности за счет устраненияпараллелизма и слияния функций. Новое правительство представлено 24министерствами, 4 государственными комитетами со статусом министерства, 8комитетами при Совете Министров и 9 объединениями, ему подчиненными (в старойструктуре числилось 25 министерств, 19 госкомитетов, 21 комитет при СоветеМинистров). Были ликвидированы Министерство по управлению государственнымимуществом и приватизации, Министерство предпринимательства и инвестиций,Госкомитет по делам молодежи, Госкомитет по делам религий и национальностей,Госкомитет по гидрометеорологии. Министерство труда и Министерство социальнойзащиты были объединены. Однако произошло снижение статуса структур,ориентированных на институциональные изменения (например, комитет по санации ибанкротству находился в подчинении Министерства приватизации, а сталдепартаментом с правом юридического лица в составе Министерства экономики).
Судебная власть в лице судебных иправоохранительных органов различного уровня осуществляет исполнение требованийзаконов преимущественно в негативных случаях, т.е. когда эти требованиянарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебнойправоохране. Конституционный суд образован не для реализации правосудия, а дляконтроля за конституционностью нормативных актов. Прокурорский надзоросуществляется системой органов прокуратуры.
Президент Республики Беларусь является главой государства.Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не можетзанимать эту должность более двух сроков подряд. Президент Республики Беларусьнаделен широкими полномочиями:
¾ определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;
¾ создает органы исполнительной власти, определяет содержание иосновные направления деятельности;
¾ с согласия Палаты представителей назначает на должностьПремьер-министра;
¾ формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождаетзаместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставкеПравительства;
¾ вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь иприостанавливать действие актов исполнительной власти;
¾ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь,формирует Администрацию Президента;
¾ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь,назначает на должность и освобождает от должности высшее командование ВооруженныхСил.
Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при них,образуют самостоятельный орган управления — президентуру. АдминистрацияПрезидента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в настоящее времяявляется органом государственного управления и юридическим лицом. На неевозлагаются следующие обязанности:
¾ подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;
¾ проведение систематического анализа социально-политической и экономическойситуации в республике;
¾ доведение декретов, указов, распоряжений и других документовПрезидента до государственных органов;
¾ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, другихреспубликанских органов управления, местных исполнительных и распорядительныхструктур;
¾ организация приема граждан;
¾ контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебныхзаведений.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>3. Структура и функции органов исполнительнойвласти
Органы исполнительной власти — это разновидность органов государственнойвласти, осуществляющих функции оперативного руководства во всех сферах жизниобщества в соответствии с задачами государства.
Система органов государственного управления функционирует на основе следующихпринципов:
1. Принцип сочетания централизации и децентрализации. Централизациявытекает из единства системы государственного управления и означает такоепостроение системы, когда вышестоящие уровни управления задают принципыпостроения нижестоящих. Децентрализация означает закрепление законодательствомпредметов ведения и полномочий подчиненному органу с целью повышенияэффективности его функционирования. Сочетание этих принципов позволяетреализовать совместное ведение предметов республиканскими органамиисполнительной власти и органами исполнительной власти на региональном уровне,разграничив их полномочия.
2. Принцип законности. Сущность его заключается в том, что всеорганы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать КонституциюРеспублики Беларусь, законы и другие нормативные акты.
3. Наделение правом распорядительства, т.е. государственнымивластными полномочиями, состоящими в праве издавать юридические акты от именигосударства и обеспечивать их исполнение.
4. Принцип коллегиальности и единоначалия. По порядку разрешенияподведомственных вопросов различают коллегиальные и единоначальные органы. Вколлегиальных органах (Правительство Республики Беларусь, некоторые государственныекомитеты) решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональнойответственностью за их исполнение. Единоначальными являются органы, в которыхподведомственные им вопросы решаются единоначально руководителем данного органаисполнительной власти (министерства, ведомства, управления, службы,администрации и др.). Сочетание принципов единоначалия и коллегиальностиусиливает положительные стороны каждого принципа и реализуется созданием вединоначальных органах — министерствах и ведомствах — специальных совещательныхорганов — коллегий, в состав которых входят руководители и ведущиеспециалисты. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами(распоряжениями) руководителей.
Формирование органов исполнительной власти осуществляется путем избранияили назначения. Они в пределах своих полномочий являются коллективнымисоциальными образованиями и выполняют определенным штатом государственныхслужащих функции управления. Конституцией Республики Беларусь ослаблено прямоеорганизационно-распорядительное воздействие представительной власти на органыисполнительной власти. В своем большинстве они формируются при решающем участииПрезидента Республики Беларусь, не подотчетны и не подконтрольны органам представительнойвласти.
Правовое положение органа исполнительной власти определяется назначением,местом и ролью его в системе управления. По характеру компетенции выделяются органы:
¾ общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления;
¾ отраслевой компетенции, осуществляющие управление отраслью (министерства,некоторые комитеты, отделы, управления);
¾ межотраслевой компетенции, выполняющие общие специализированныефункции для всех или большинства отраслей и сфер управления (министерствотруда, министерство статистики и анализа, органы сертификации, службы занятостинаселения и др.).
Правительство — коллегиальный орган. Вего состав входят по должности Премьер-министр, заместители Премьер-министра,Глава Администрации Президента, председатель Комитета государственногоконтроля, председатель правления Национального банка, президент Национальнойакадемии наук Беларуси, министры, председатель Комитета государственнойбезопасности, председатель Государственного комитета пограничных войск,председатель Государственного комитета по авиации, председательГосударственного таможенного комитета, председатель правления Белорусскогореспубликанского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом СоветаМинистров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министраРеспублики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации ПрезидентаРеспублики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля,Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министрафинансов, министра иностранных дел.
Структура ПравительстваРеспублики Беларусь приведена на рис.1.
/>/>/>/> Совет Министров Республики Беларусь/> />
Президиум Совета Министров
/>/>/>
24 министерства Премьер- 8 Комитетов
министр при Совете Министров
/> Республики Беларусь
/> заместители
/>/>/> Премьер-
/> 4 государственных министра 9 объединений
комитета (учреждений)
/>
Рис. 1. СтруктураПравительства Республики Беларусь
Министерство — республиканский органгосударственного управления (функциональный или отраслевой), проводящийгосударственную политику, осуществляющий регулирование и управление вопределенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этойотрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.
В обновленной структуре органовгосударственного управления 24 министерства:
· трудаи социальной защиты;
· спортаи туризма;
· архитектурыи строительства;
· здравоохранения;
· внутреннихдел;
· жилищно-коммунальногохозяйства;
· энергетики;
· информации;
· культуры;
· обороны;
· образования;
· поналогам и сборам;
· иностранныхдел;
· финансов;
· экономики;
· юстиции;
· почрезвычайным ситуациям;
· природныхресурсов и охраны окружающей среды;
· промышленности;
· связи;
· сельскогохозяйства и продовольствия;
· статистикии анализа;
· торговли;
· транспортаи коммуникаций.
Министерство образуется на основанииУказа Президента, возглавляется министром. Министр издает приказы,распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.Структуру министерства составляют: руководство (министр, его заместители,коллегия); управления; отделы и иные подразделения. Министерство являетсяюридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображениемГосударственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. В структуреминистерств по решению Совета Министров Республики Беларусь могут создаваться департаменты,которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляютспециальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции вопределенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующегоминистерства. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное неустановлено Президентом Республики Беларусь.
Комитет при Совете Министров Республики Беларусь — республиканскийорган государственного управления, реализующий функцию государственногорегулирования в конкретной сфере деятельности. В настоящее время функционируют8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь:
· лесного хозяйства (создан на базе Министерства лесного хозяйства);
· по земельным ресурсам, геодезии и картографии (ранее — госкомитет);
· по материальным резервам (ранее — госкомитет);
· по науке (в комитет вошли: Государственный комитет по науке и технологиям,Государственный высший аттестационный комитет и Государственный патентныйкомитет. В структуре комитета создаются высший аттестационный комитет, неявляющийся юридическим лицом, и государственное учреждение «Национальный центринтеллектуальной собственности»);
· по проблемам последствий катастрофына Чернобыльской АЭС (ранее — комитет при Министерстве по чрезвычайнымситуациям);
· по стандартизации, метрологии и сертификации (ранее — госкомитет);
· по ценным бумагам (ранее — госкомитет);
· энергоэффективности (ранее — Государственный комитет поэнергосбережению и энергетическому надзору).
Государственный комитет — республиканский орган государственногоуправления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование иуправление в конкретной сфере деятельности (межотраслевое регулирование).Образуется на основании Указа Президента, возглавляется председателем.Заместители председателя и члены комитета назначаются, утверждаются иосвобождаются от должности Правительством Республики Беларусь. Структуруаппарата, штатное расписание и положения о подразделениях утверждает председательгосударственного комитета.
Согласно Указу Президента № 516 от 24.09.2001, в структуру органов государственногоуправления входят 4 государственных комитета:
· Комитет государственной безопасности;
· Государственный комитет по авиации;
· Государственный комитет пограничных войск;
· Государственный таможенный комитет.
Администрации — органы исполнительной власти регионального (областного)уровня.
Республиканские органы государственного управления (министерства) имеют всвоем непосредственном подчинении предприятия и учреждения. В большинствеслучаев министерства руководят ими через различного рода объединения,создание которых осуществляется правительством по согласованию с Президентом, атакже министерствами и государственными комитетами. К примеру, Министерствупромышленности подчинены Белорусский государственный научно-производственныйконцерн порошковой металлургии, Белорусский государственныйнаучно-производственный концерн межотраслевого машино- и приборостроения«Белмашприбор», Белорусское государственное объединение по заготовке,переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов; Министерствусельского хозяйства и продовольствия — Белорусский государственныйпроизводственно-торговый концерн по морскому рыболовству, завозу, переработке иреализации рыбы и рыбопродукции; Министерству торговли — Белорусский концерн поматериальным ресурсам, Белорусское государственное объединение организацийбытового обслуживания населения; Министерству энергетики — Белорусскоегосударственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз»,Белорусский государственный энергетический концерн, Белорусский концерн потопливу и газификации и т.д.
Объединения представляют собойорганизационно обособленную группу предприятий. Во главе объединения стоиторган управления им (администрация объединения), который имеет следующиепризнаки:
¾ является самостоятельным органом, звеном в системе отраслевогоуправления;
¾ объединяет часть предприятий отрасли; по своему организационномуположению находится между министерством и подведомственными предприятиями;
¾ осуществляет свою деятельность под руководством республиканскихили местных отраслевых органов (а не органов общей компетенции);
¾ осуществляет только функции оперативного управления .
Администрация государственных предприятий и учреждений также входитв рассматриваемое звено системы государственного управления. Государственныепредприятия, социально-культурные и иные учреждения составляют основу организацииуправления государственным сектором. В отношении предприятий и учреждений,основанных на других, негосударственных формах собственности, государствоосуществляет не управление, а правовое регулирование.
Через администрацию предприятий и учреждений осуществляют функцииуправления все вышестоящие органы. Администрация предприятия, учреждения можетбыть определена как орган непосредственного управления коллективами рабочих ислужащих, объединяемыми в государственные организации.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>4. Разграничение предметов ведения и полномочий междуцентром и местными властями. Развитие местного самоуправления
Система государственного управленияне ограничивается республиканским уровнем. Она завершается местным уровнем, гдеуправление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ.Именно на местном уровне люди ощущают результаты государственной политики и оцениваютее прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов,здесь формируются основы понимания людьми собственной ответственности за своюсудьбу и положение в стране. Как первичный уровень самоорганизации населения ипубличной власти местное самоуправление — база формирования целейгосударственного управления.
Местное управление — форма организации деятельностиместных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местногозначения на основе общегосударственных интересов населения, проживающего насоответствующей территории, исполнения решений вышестоящих государственныхорганов (ст.120 Конституции Республики Беларусь). Компетенция, порядок созданияи деятельности органов местного управления и самоуправления определяютсязаконодательством, в частности, Законами Республики Беларусь «О местномуправлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О внесении изменений идополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении вРеспублике Беларусь», «О выборах депутатов местных Советов депутатов РеспубликиБеларусь» и др.
Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь, система местногоуправления и самоуправления в Республике Беларусь состоит из 4 элементов:местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органытерриториального общественного самоуправления; местные референдумы, собрания идругие формы прямой демократии.
Местные Советы Республики Беларусь обладают исключительной компетенцией:
1) утверждать программы экономического и социального развития, местныебюджеты и отчеты об их исполнении;
2) устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы;
3) определять в пределах, установленных законом, порядок управления ираспоряжения коммунальной собственностью;
4) назначать местные референдумы.
Государство же в приоритетном порядкеформирует элементы единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь,информатика), организует хозяйственное освоение новых территорий. В социальнойсфере республиканские органы управления принимают меры по обеспечениюгарантированных условий и качества жизни во всех регионах и устранению неоправданныхразличий в возможностях их социального развития. В сфере экологии государствоберет на себя ликвидацию последствий природных катастроф, устранение кризисныхситуаций. Формами непосредственного участия государства в регулированииразвития регионов являются республиканские региональные программы, особо важныеинвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции длягосударственных нужд и т.д.
Население, согласно КонституцииРеспублики Беларусь, имеет право на местное самоуправление, самостоятельноерешение вопросов местного значения. Местное самоуправление являетсясвоеобразной альтернативой управлению местными делами «сверху».
Под местным самоуправлением следует понимать такую деятельность, которая«осуществляется в рамках административно-территориальных и территориальныхединиц непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решениявопросов местного значения исходя из интересов граждан, проживающих на даннойтерритории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы» (ст. 2Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в РеспубликеБеларусь»).
Государственная власть и местноесамоуправление – это две формы народовластия. Местное самоуправление являетсяосновой демократического строя, важнейшим элементом гражданского общества.Подобное управление есть в любом государстве. Важным признаком является егодецентрализация, которая проявляется в передаче управленческих функцийобщественности и осуществлении их независимо от центра. Местное самоуправлениев значительной мере самостоятельно, в административном плане не подчиненоцентру ни по одному вопросу. Президент Республики Беларусь имеет право лишьприостанавливать их решения, не соответствующие действующему законодательству.Однако жесткое разграничение органов местного самоуправления с системой органовгосударственной власти может породить новую проблему: как обеспечить единствосистемы управления государственными и общественными делами; как сохранитьнеобходимую централизацию государственной власти и управления, обеспечивоптимальную демократическую децентрализацию. Решение обеих групп проблемсоставляет содержание государственной политики в области развития местногосамоуправления.
В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляетсякак непосредственно народом, так и государственными органами — Советамидепутатов. Местные Советы депутатов являются представительными органами иосновным звеном местного самоуправления. Они избираются гражданами,проживающими на соответствующей территории. Депутаты работают в Совете наобщественных началах. Одновременно местные Советы депутатов являютсягосударственными органами, уполномоченными руководить в пределах своихполномочий, закрепленных в Конституции, государственным, хозяйственным исоциально-культурным строительством на соответствующей территории, обеспечиватьсоблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав изаконных интересов граждан.
Согласно классической концепции,местное самоуправление — это фактический институт управления местнымсообществом, учрежденный государством, но действующий самостоятельно отгосударственных организаций в пределах установленных законом полномочий. Нореальное состояние дел пока далеко от нормативного. Властные органы в городах ирайонах (администрации) по сути дела являются низовым звеном государственнойвласти и находятся в полной зависимости от вышестоящих органов власти (почтиполностью финансируются ими), а не от населения, которое в условияхтрадиционного самоуправления избирает органы местного самоуправления(муниципального управления) и доверяет ему управлять местным сообществом.
Существуют проблемы обеспеченияфинансово-экономической самостоятельности образований местного самоуправления,а также обеспеченности их квалифицированными кадрами, так как любая власть,какими бы полномочиями ни была наделена, не станет реально управляющей властью,если не располагает необходимыми ресурсами. Как показал российский опыт,причиной возникновения конфликтных ситуаций может стать нечеткостьразграничения полномочий органов местного самоуправления и государственнойвласти (на уровне «мэр — губернатор») и между представительными иисполнительными органами власти («мэр — городская Дума»). Важно предусмотретьвсе эти моменты при формировании белорусского местного самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономическогоразвития в условиях переходной экономики. Белорусский экономический журнал № 3,2007.
2. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственногоаппарата. Ч. 1. – Мн.: АУприПРБ, 2007.
3. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственногоаппарата. Ч. 2. – Мн.: АУприПРБ, 2008.