Наследие греко-римской античности – одно из главных и постоянных слагаемых творчества Пушкина.
Античность неизменно привлекала поэта как идеалом высоко гуманизма, так и гармоническим единством формы и содержания.
Именно в античном искусстве Пушкин видел идеал гармонии, соразмерности, симметрии, поэтическую пластичность и скульптурность изображения.
Античность несла с собой идеал прекрасного человека, гармонического сочетания чувственного и духовного, идеальной соразмерности формы.
Греческая и римская античность, единые для Пушкина в общем типе античной культуры, в одном весьма примечательном отношении сильно отличаются друг от друга.
Греческая античность представлена у Пушкина главным образом традиционным набором мифологических имен, который именно в силу своей традиционности и универсальности характеризовал не столько отношение Пушкина к эллинской культуре или истории, сколько условный лексикон поэзии XVIII – начала XIX вв.
Среди древних авторов наибольшее число цитат, ссылок, переложений или переводов приходится на долю трех римлян, которые как бы сопровождают поэта на протяжении всей жизни – Горация, Овидия и Тацита. К ним Пушкин обращался при решении годами волновавших его вопросов: право поэта на память потомков, поэт и властитель, мораль и государственная необходимость.
Выделяют три античных цикла пушкинского творчества. Первый цикл охватывает 1814 – январь 1822 года. На 1824–1826 гг. приходится второй, краткий, но очень значительный античный цикл в творчестве Пушкина.
Он связан не с художественным наследием античности, а с ее государственно-политическим опытом, осмысляемым через сочинения римского историка Тацита «Анналы». Третий античный цикл занимает последние пять лет жизни поэта и отличается особой интенсивностью переживания античного наследия.
Культурные античные традиции обнаруживаются в различных жанровых формах пушкинских произведений от эпиграммы до романа в стихах «Евгений Онегин», где пространственная природная бесконечность гомеровского эпоса получает новое измерение.
Античные сюжеты, ассоциации, аллюзии нередки в пушкинской прозе, особенно в незаконченной, в отрывках. Здесь мысль и чувство автора только прокладывают себе путь, только рождаются из живущего в сознании и в подсознании материала.
Бесплатно скачать реферат “Влияние античности на творчество А. С. Пушкина” в полном объеме