–PAGE_BREAK–Кроме того, следует учесть, что предоставление банком кредитов в виде «овердрафта» и погашение их заемщиком могут осуществляться неоднократно в течение всего срока действия соответствующего договора (соглашения). Однако текущий остаток по ссудному счету клиента-заемщика по кредиту в виде «овердрафта» по внебалансовому счету 91309 «Неиспользованные лимиты предоставлению кредита в виде «овердрафта и под лимит задолженности» на каждый день в течение всего срока действия договора (соглашения) не может быть больше установленного договором лимита кредитования.
В ходе проверки необходимо обращать внимание на то, чтобы непогашенный в срок кредит («овердрафт») или проценты по нему были бы своевременно отнесены на счета по учету соответствующих просроченных платежей клиента-заемщика с формированием РВПС исходя из возникшей группы кредитного риска.
Среди вексельных кредитов в банковской практике наибольшее распространение получил предъявительский вексельный кредит в виде учета банками векселей третьих лиц. Рассмотрим аудит именно этого кредита.
Основными документами, регулирующими процесс обращения векселей, выдачи и погашения различных видов вексельных кредитов, а также отражения их в бухгалтерском учете банка, являются: Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.97; письмо ЦБ РФ «Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета операций с векселями» от 23.02.95 № 26 (с изменениями и дополнениями); Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002 № 205-П; стандарты АУВЕР от 29.04.98, а также разработанные на их основе внутри банковские нормативные документы: Положение о вексельном кредитовании, Регламент по работе с векселями третьих лиц, Инструкция о порядке отражения выдачи и погашения вексельных кредитов бухгалтерском учете банка.
Внутри банковские нормативные документы оцениваются с позиции их соответствия законодательным и нормативным актам, а также достаточности, полноты для нормальной организации процесса вексельного кредитования.
Для проверки законности, обоснованности принятия банком векселей третьих лиц к учету, правильности оформления операций по выдаче и погашению этого вида кредита, отражения операций в бухгалтерском учете банка аудитор должен запросить следующие документы:
• меморандум о кредитной политике банка;
• приказ об учетной политике банка;
• баланс банка на отчетную, дату;
• месячные оборотно-садьдовые ведомости за проверяемый период;
• ведомость остатков по балансовым счетам 512-519 в разрезе векселедателей;
• протоколы заседания кредитного комитета;
• договоры на наиболее крупные суммы сделок с векселями (т.е. как принятых к учету, так и погашенных) за проверяемый период;
• лицевые счета отдельных векселедателей по запрошенным договорам купли-продажи векселей;
• бухгалтерская и финансовая отчетность векселедателей, чьи векселя были приняты к учету в анализируемом периоде;
• заключения специалистов банка об обеспеченности и ликвидности приобретаемых векселей;
• журналы внесистемного учета по векселям, находящимся в портфеле банка;
• распоряжения в адрес бухгалтерии по операциям с учтенными векселями;
• полный баланс депо на проверяемую отчетную дату.
На основании представленных банком по запросу аудиторской фирмы данных и документов по векселям сторонних эмитентов, находящихся в портфеле банка, необходимо:
провести анализ динамики и структуры вексельного портфеля банка на основе данных баланса на начало года и на последнюю отчетную дату;
установить порядок расчета банком лимита вложений средств в векселя сторонних эмитентов и санкционирования этих вложений соответствующими органами управления банка;
определить соблюдение установленных лимитов вложений на отчетную дату и соблюдение санкционированное™ вложений в векселя других эмитентов по запрошенным договорам сделок с векселями;
оценить правильность ведения банком депозитарного учета приобретенных в свой портфель векселей третьих лиц;
проверить соблюдение процедуры принятия векселей к учету (оценка платежеспособности векселедателей, оформление договоров купли-продажи векселей, актов приема-передачи их, оформление реестров принятых к учету векселей, наличие заключения экономиста отдела ценных бумаг о возможности принятия векселей к учету и т.д.);
оценить правильность оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по погашению (продаже) векселей сторонних эмитентов;
определить по представленной документации правильность постановки векселей, не оплаченных в срок (опротестованных и не опротестованных), на соответствующие балансовые счета;
установить сроки просрочки, причины неоплаты векселей и ознакомиться с проводимой юридической службой претензионной работой;
по подлинникам векселей, хранящихся в депозитарии банка, проверить их подлинность, правильность оформления;
по срокам погашения, указанным в векселях, установить правильность отражения последних в бухгалтерском учете (на соответствующих балансовых счетах исходя из срочности);
по погашенным в проверяемом периоде векселям оценить правильность отражения в бухгалтерском учете дисконта, связанного с принятием их банком к учету;
установить соответствие синтетического учета аналитическому.
Раскроем содержание отдельных аудиторских процедур по проверке учтенных банком векселей сторонних эмитентов.
Особое внимание рекомендуется обратить на санкционированность принятия в банке решения об учете векселей. Под санкционированностью в данном случае понимается процедура решения вопроса о возможности учета векселя в банке. Перед принятием решения о приобретении векселя сотрудники банка должны произвести анализ его ликвидности и обеспеченности. Для определения ликвидности используется информация о рыночных котировках векселей. В случае если вексель не котируется на рынке, банком у векселедателя должна быть запрошена бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату (баланс, отчет о прибылях и убытках). На основании представленной отчетности банком проводится анализ кредитоспособности векселедателя, оценивается величина его чистых активов. Результаты анализа должны быть оформлены в виде письменного заключения.
1.2 Правовые аспекты аудита кредитных операций коммерческого банка Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:
1. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.2002 № 80.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03,2002 № 190.
4. Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2002 № 409.
5. Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2002 № 47н.
6. Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2002 № 93н.
7. Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (с дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405).
8. Кодексом этики аудиторов России, принятым Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации 28.08.2003, протокол № 16.
Государственное регулирование аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время этим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. Основными функциями уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
организация в установленном порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторскими организациями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций;
ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Прежде чем приступить к аудиторской проверке качества кредитного портфеля банка, оценке его кредитной политики и управления кредитным риском, необходимо запросить в проверяемом банке действующую внутрибанковскую нормативную базу по кредитованию.
Задачей аудиторской проверки на данном этапе является оценка полноты этой нормативной базы для нормальной организации кредитного процесса и ее соответствия действующим в России законодательным и нормативным актам.
Основополагающими документами по регулированию вышеназванного направления деятельности коммерческих банков являются:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 03.02.96 № 17 (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 № 2872-1.
4. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 № 102-ФЗ.
5. Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98 № 164-ФЗ (в редакции от 29.01.2002).
6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12-95 № 208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями в редакции от 06.04.2004).
7. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 № 122-ФЗ.
8. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 № 54-П (в редакции от 10.07.2002 144-П).
9. Положение ЦБ РФ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 № 39-П (с последующими изменениями и дополнениями).
10. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 № 54-П (от 05.10.98 № 273-Т).
11. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 № 39-П (от 14.10.98 № 285-Т).
12. Письмо ЦБ РФ «О применении положений Банка России от 26.06.98 № 39-П, от 31.08.98 № 54-П, а также методических рекомендаций Банка России от 14.10.98 № 285-Т» от 24.03.99 № 104-Т.
13. Письмо ЦБ РФ «О связанном кредитовании» от 05.05.2003 № 68-Т.
14. Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 № 254-П.
15. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета кредитных организаций, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 № 205-П (с последующими изменениями и Дополнениями).
16. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации» от 16.12.98 № 363-Т.
17. Положение ЦБ РФ «О порядке проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями в валюте РФ» от 05.11.2002 № 203-П (с последующими изменениями и Дополнениями).
18. Указание ЦБ РФ «О порядке ведения кредитными организациями бухгалтерского учета депозитных операций, проводимых ЦБ РФ» от 20.03.2003 № 1259-У.
Исходя из содержания перечисленных документов, основываясь на накопленном коммерческими банками опыте в кредитовании реального сектора экономики, а также физических лиц проверяемый (аудируемый) субъект (банк) должен иметь следующие нормативные документы, регламентирующие кредитный процесси его организацию (примерный перечень):
1) меморандум о кредитной политике банка на 1-2 года;
2) положение или регламент о порядке предоставления денежных средств клиентам банка;
3) регламент по предоставлению МБК и размещению депозитов в других банках;
4) отдельные положения о кредитовании юридических лиц в порядке разовых ссуд, «овердрафта», открытых кредитных линий и т.д.;.
5) положение о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;
6) положение о залоге, применяемом в банке, и о порядке его оформления;
7) положение о порядке выдачи гарантий в пользу третьих лиц;
8) положение о порядке учета векселей и вексельном кредитовании заемщиков;
9) положение о порядке оценки финансового состояния (платеже- и кредитоспособности) заемщиков, в том числе банков;
10) положение о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражения их по счетам бухгалтерского учета;
11) положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
12) порядок оформления документов, необходимых для списания безнадежной и не реальной для взыскания ссудной задолженности с баланса банка за счет резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
13) положение о кредитном отделе и кредитном комитете банка.
Рассмотрим содержание основных трех документов из этого списка.
Меморандум о кредитной политике банка должен содержать основные ориентиры банка на текущий год в области кредитования в частности: географические регионы размещения средств на кредитном рынке и соотношение между ними; желательную концентрацию кредитов в отраслевом разрезе; оптимальную структуру кредитов по видам валют; приоритеты относительно субъектов кредитования и видов кредитования; планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных, проблемных, просроченных, а также ссуд акционеров и инсайдеров; предпочтительное обеспечение, в том числе залоговое; сочетание кредитов различной степени риска на отчетные даты; варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды.
Регламент предоставления денежных средств клиентам банка должен содержать информацию:
• о перечне и содержании необходимых документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также о предъявляемых к ним со стороны банка требованиям;
• порядке расчета и утверждения лимита кредитования на одного заемщика;
• порядке рассмотрения кредитных заявок;
• санкционировании выдачи кредитов (кредитным комитетом филиалов, головного банка, Правлением);
• порядке подготовки и заключения кредитных договоров, санкционировании их пролонгации;
• порядке предоставления кредитов, обслуживании долга и погашении кредитов;
• об отражении в бухгалтерском учете ссудных операций.
Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках должен содержать перечень и характеристику документов, необходимых к предоставлению банками-заемщиками в банк-кредитор для оформления межбанковского кредита; порядок расчета и использования лимитов возможного риска при осуществлении операций на внутреннем межбанковском рынке, порядок расчета и использования лимитов возможного риска по депозитным операциям с банками-нерезидентами; порядок оперативного управления ресурсами банка исходя из политики управления активами и пассивами и ликвидного коммерческого банка, порядок санкционирования выдачи и размещения депозитов в банках-нерезидентах, порядок отражения операций по межбанковскому кредитованию в бухгалтерском учете.
продолжение
–PAGE_BREAK–