Финансовые результаты деятельности предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия Автор курсовой работы Е.Ю. Звонова Специальность 340100 «Управление качеством» Обозначение курсовой работы КР-2069965-ЭУО-5-03 Руководитель курсовой работы _Е.А. Ляманова Оценка Саранск 2004¬ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. Огарева Факультет экономический

Кафедра экономики и логистики Задание на курсовую работу Студентки Звоновой Е.Ю. группа 1. Тема: «Финансовые результаты деятельности предприятия» 2. Срок предоставления работы к защите 3. Исходные данные для научного исследования: работы отечественных зарубежных учёных-экономистов, первичные документы предприятия 4. Содержание курсовой работы 1. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

2. Interbrew» 3. Резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия. 5. Перечень графического материала 1 таблица 5 рисунков Руководитель работы Е.А. Ляманова Задание к исполнению принял дата подпись Реферат Курсовая работа содержит 62 страницы, 1 таблицу,

5 рисунков, 22 использованных источников. Рентабельность, прибыль, анализ, доход, убыток, эффективность, показатель, формирование. Объект исследования: финансовые результаты деятельности ОАО «Sun Interbrew». Цель работы: изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия. Методы исследования: экономико-статистический анализ, комплексный анализ и синтез. Степень внедрения: частичная. Область применения: в производственной деятельности предприятия.

Содержание Введение 1. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта 1. Доход предприятия, его сущность и значение 2. Порядок формирования доходов хозяйствующего субъекта 3. Механизмы образования и использования прибыли предприятия 4. Рентабельность, порядок расчета 2. Interbrew» 1. Формирование и использование прибыли 2.2.
Анализ динамики прибыли 3. Interbrew» 3. Резервы повышения финансовых результатов деятельности предприятия 1. Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов 2. Основные способы повышения финансовых показателей Заключение Приложение А Введение В условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и

финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание.

Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата. Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего
субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики. Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы. Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования финансовых результатов предприятия. В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи: – рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания финансовых результатов. – проанализировать формирование финансовых

результатов на отдельном предприятии. – разработать предложения по повышению финансовых результатов деятельности на предприятии. Объектом исследования являются финансовые результаты деятельности ОАО «Sun Interbrew». Предметом исследования является механизм формирования и использования финансовых результатов предприятия. В работе использовались материалы и данные годовых отчётов ОАО «Sun Interbrew». 1. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта 1.1.

Доход предприятия, его сущность и значение Эффективность производственной, инвестиционной и финан¬совой деятельности выражается в финансовых результатах. Для выявления финансового результата необ¬ходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реали¬зацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый ре¬зультат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве вы¬ручки и затрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсут¬ствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйству¬ющего субъекта.

Когда затраты превышают выручку, субъект хо¬зяйствования получает убытки — это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое поло¬жение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошиб¬ки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводи¬телей на увеличение объема производства
продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хо¬зяйствования, но и цели общества — удовлетворение обществен¬ных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестиро¬вания в эти сферы. Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стади¬ях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на

стадии реализации. Прибыль является основной фор¬мой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъек¬та. Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяй¬ственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличе¬ния прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность

продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организа¬ции производства и труда. Практически вне сферы воздействия находятся факторы внеш¬ней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие. Величина прибыли зависит от направлений деятельности хо¬зяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, техни¬ческого, финансового и социального.

Прибыль как результат, финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйство¬вания. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансиро¬вания, расширенного воспроизводства, решения проблем социаль¬ного и материального характера трудового коллектива.
За счет при¬были выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюд¬жетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом фи¬нансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет вос¬производственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активность и финансового бла¬гополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы. [7]

В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования дол¬жен стремиться если не к получению максимальной величины при¬были, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удер¬жать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживае¬мость. Решение данных задач предполагает не только знание ис¬точников формирования прибыли, но и определение методов опти¬мального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых

направлений финансовой полити¬ки и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расшире¬нием общей номенклатуры этих источников. Получение прибыли возможно за счет монопольного положе¬ния или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного об¬новления продукта и удержания доли производства и сбыта. Одна¬ко следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конку¬ренция

со стороны других субъектов хозяйствования и антимоно¬польная политика государства. Получение прибыли, касающееся практически всех предприя¬тий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна при соот¬ветствующих условиях сегодняшнего дня маркетинговым исследо¬ваниям рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от пра¬вильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных ус¬ловий продажи товаров, от объемов производства, от величины
и структуры издержек производства. В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данно¬го источника предполагает постоянную работу по изменению по¬требительских свойств продукции, работ и услуг. 1.2. Порядок формирования доходов хозяйствующего субъекта Основным аспектом при формировании и налогообложении прибыли предприятия следует считать ответ на следующий

вопрос: какие средст¬ва, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежа¬щими обложению налогом на прибыль, и какие расходами, уменьшаю¬щими прибыль предприятия. Состав доходов и расходов предприятия для целей налогообложения в России определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.

II, глава 25), который предусматривает детальную группировку доходов и расходов, рассматриваемую ниже. Доходы предприятия в виде выручки от реализации продукции, работ, услуг, иного имущества и имущественных прав является источником по¬крытия расходов по производству и реализации продукции и внереализационных расходов и получения прибыли предприятием. К доходам предприятия относятся определяемые на основании пер¬вичных документов и документов налогового учета доходы от реализа¬ции и внереализационные доходы.

Рис 1.1 – Состав доходов предприятия Доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг, выручка от реализации имущества (включая ценные бума¬ги) и имущественных прав, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары и имущество либо иму¬щественные права и выраженных в денежной или натуральной формах. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в доходах от реализации, в частности, доходы:
– от долевого участия в других организациях; – от операций купли-продажи инвалюты, которые возникают, когда курс выше или ниже официального курса инвалюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки; – в виде штрафов, пеней, санкций за нарушение договорных обязательств и сумм возмещения убытков и ущерба; – от сдачи имущества в аренду или субаренду; – от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации,

патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; – в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; – при получении безвозмездно имущества, работ, услуг, причем оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен; – в виде дохода, распределяемого в пользу предприятия при его участии в простом товариществе; – в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном

периоде; – в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоцен¬ки имущества, требований и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках; – в виде положительной разницы, полученной от переоценки имуще¬ства, произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены; – в виде сумм кредиторской задолженности и обязательств перед кре¬диторами, списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

– в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инстру¬ментами срочных сделок; – в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, вы¬ явленных в результате инвентаризации. Выручка от реализации продукции является важным фактором формирования финансовых результатов деятельности предприятия, поэтому важно грамотно ее определять. Существуют два метода ее определения. 1. Кассовый метод заключается в том, что выручка формируется по
мере ее оплаты: при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары на счета, а при расчетах наличными деньгами — по поступле¬нии денежных средств в кассу предприятия. Метод применяется давно и удобен, предприятие может распоряжаться денежными средствами, фак¬тически поступившими на счет в банке или в кассу предприятия. Метод начисления, при котором выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров

(выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Этот ме¬тод основывается на том, что в момент отгрузки продукции предприятие теряет право собственности на нее. Недостатком данного метода является то, что выручка от реализации продукции по мере ее отгрузки будет учтена в бухгалтерской отчетности, предприятие обязано заплатить на¬логи, а реальные денежные средства на счет могут поступить по различ¬ным причинам с большим опозданием или не поступят вовсе,

например, в связи с банкротством покупателя. Предприятие самостоятельно выбирает метод определения выручки, от реализации исходя из условий хозяйствования и заключаемых догово¬ров. Однако выбранный метод должен устанавливаться на длительный срок и отражаться в учетной политике предприятия. При использовании в системе бухгалтерского учета и отчетности ме¬тода начисления исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится, соответственно, с ранее наступившей даты: – получения

предоплаты (аванса); – отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг. При этом датой отгрузки продукции считается день передачи соответствую¬щего товарораспорядительного документа, датой выполнения работ или оказания услуг считается день, когда они были фактически завершены. Поэтому существует ряд особенностей при определении налоговой базы при различных методах определения выручки от реализации и до¬ходов предприятия. Рис. 1.2 –
Определение момента реализации и выручки от реализации продукции и формирование финансовых результатов Порядок признания доходов при методе начисления: 1) доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества, работ, услуг и имущественных прав (метод начисле¬ния); 2) по доходам, относящимся к нескольким отчетным налоговым пери¬ одам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется

косвенным путем, доходы распределяются предприятием самостоятельно с учетом принципа равномерно¬сти признания доходов и расходов; 3) для доходов от реализации датой получения дохода признается день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав. Днем отгрузки счи¬тается день реализации этих товаров, независимо от фактического по¬ступления денежных средств в их оплату; 4) для внереализационных доходов датой получения дохода признает¬ся дата подписания сторонами акта

приема-передачи имущества (прием¬ки-сдачи работ, услуг); 5) при получении дохода от реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также дохода от реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг, дата получения дохода определяется, как день последую¬ щей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При уступке предприятием – продавцом права требования долга третьему лицу

дата получения дохода от уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требо¬вания; 6) по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется предприятием самостоятельно как доля предусмот¬ренного условиями договора дохода, приходящегося на соответствую¬щий квартал. [5]
Порядок признания расходов при методе начисления. 1. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, незави¬симо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном периоде, в кото¬ром эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и про¬порционального формирования

доходов и расходов. При получении до¬ходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между до¬ходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются предприятием самостоя¬тельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расхо¬дов. Расходы предприятия, которые не могут быть непосредственно от¬несены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов

предприятия. 2. Датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), и дата подписания предприятием акта приемки-передачи услуг и работ — для услуг и работ производственного характера. 3. Амортизация признается в качестве расхода, ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации. 4. Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежеме¬сячно.

5. Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхо¬да в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне за¬висимости от их оплаты. 6. Расходы по обязательному и добровольному страхованию и негосу¬дарственному пенсионному обеспечению признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором в соответствии с условиями догово¬ра предприятием были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату взносов.
7. По кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматрива¬ющим равномерное распределение расходов, расход признается осуще¬ствленным и включается в состав соответствующих расходов ежемесяч¬но. При этом расход определяется предприятием самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора расхода, приходящегося на соответствующий месяц. Расход, произведенный в виде процентов либо части накопленного

купонного (процентного) дохода, признается на да¬ту выплаты процентного дохода или дату реализации ценной бумаги, в зависимости от того что произошло ранее. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе: 1) организации имеют право на определение даты получения дохода и осуществления расхода по кассовому методу, если в среднем за предыду¬щие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, ус¬луг)

этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал; 2) датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества и имущественных прав (кассовый метод); 3) расходами предприятий признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара признается прекращение встречного обязательства предприятием – приобретателем указанных

товаров и имуществен¬ных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с постав¬кой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей иму¬щественных прав. При этом расходы учитываются с учетом следующих особенностей: – материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитыва¬ются в составе расходов в момент списания денежных средств с расчет¬ного счета предприятия, выплаты из кассы, а при ином способе погаше¬ния задолженности – в момент такого погашения;
– амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начислен¬ных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного предприятием амортизируемого имущества, ис¬пользуемого в производстве; – расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расхо¬дов в размере их фактической уплаты предприятием. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учи¬тываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задол¬женности и в те отчетные периоды, когда предприятие

погашает указан¬ную задолженность; – если предприятие, перешедшее на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысило предель¬ный размер суммы выручки от реализации, то оно обязано перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налого¬вого периода, в течение которого было допущено такое превышение. 1.3. Механизм формирования и использования прибыли предприятия

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения при¬были побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, кото¬рые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыль¬но, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует

созданию и приумножению общественного бо¬гатства и росту благосостояния народа. Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность ком¬мерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинан¬сирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько
доходы превышают затраты. Вследствие вышепёречисленного «анализ» прибыли на предприятии се¬годня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресур¬сов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения. Прибыль — это денежное выражение основной части денежных на¬коплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является по¬казателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производитель¬ности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, ин¬тенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль – один из основных финансовых показателей плана

и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осущест¬вляется финансирование мероприятий по научно-техническому и соци¬ально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда опла¬ты труда их работников. Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с поло¬жительным,

так и отрицательным знаком. Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции. Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эф¬фективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финан¬совой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
По прибыли определяется уро¬вень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержа¬ние состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым ре¬зультатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется

полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении ( предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей пред¬приятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, ре¬шения проблем

социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в про¬изводство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведе¬ния, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать ме¬роприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого, при¬быль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использо¬вания ресурсов, т. е. необходима

для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании
бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. [5] Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход.

На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности. Для более глубокого анализа прибыли целесообразно использовать данные бухгалтерского учета, информацию, которая помещается в первичных документах о финансовых результатах деятельности предприятия. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов

Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производ¬ства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распреде¬ления прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отноше¬ния, так и в условиях

их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в со¬ответствии с законодательством. Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распреде¬ления прибыли прежде всего на стадии,
предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предпри¬ятий и организаций. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следую¬щим образом: – прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между госу¬дарством и предприятием как хозяйствующим субъектом; – прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых могут быть произвольно измене¬ны.

Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; – величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в ро¬сте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее раз¬витие, и только в остальной части на потребление.

Механизм распределения прибыли может быть представлен в рис. 1.3. Рис. 1.3 – Механизм распределения прибыли Экономически обоснованная система распределения прибыли в пер¬вую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, мате¬риальные и социальные нужды предприятий и организаций. Отметим, как корректируется балансовая прибыль в процессе распределения.

Балансовая прибыль уменьшается на сумму прибыли, облагаемой по различным ставкам налога на прибыль, производятся отчисления в ре¬зервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы. Оставшаяся после этих корректировок балансовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль.
Эта при¬быль находится в полном распоряжении организации и используется ею, самостоятельно. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли (за исключением налоговых льгот), организация получает в свое распоряжение оставшуюся так называемую чистую прибыль. Эта прибыль используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной

прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим, по мере поступления, чистая прибыль организации направляется на финансирование НИОКР, а также работ по соз¬данию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции; техническое

перевооружение, ре¬конструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды, чистая прибыль является источником уплаты процентов по кредитам, полученным на восполне¬ние недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основ¬ных средств, а также процентов по просроченным и отсроченным креди¬там.

Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется па удовлетворе¬ние потребительских и социальных нужд. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потреб¬ности за счет чистой прибыли, организация должна стремиться к уста¬новлению оптимального соотношения между фондом накопления и по¬требления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и, вместе с тем, стимулировать и поощрять результаты труда своих
работников. Использование чистой прибыли предприятие может осуществлять путем предыдущего формирования целевых денежных фондов или направ¬ляя деньги непосредственно на финансирование затрат. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит источни¬ком финансирования не только производственного и материального раз¬вития, а также материального поощрения, но и в случаях нарушения действующего законодательства — уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требо¬ваний

по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная прибыль. В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, — потерей доходов. Поэтому при использовании чистой прибыли организация вправе создавать финансовый резерв, т, е. рисковый

(резервный) фонд. Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности, для покрытия кредиторской задолженно¬сти. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперати¬вов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные обще¬ства зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т. е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распре¬делению,

кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Размер резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли,
остающейся в распоряжении организации. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, финансовый резерв может быть использован на дополнительные затра¬ты по расширению производства и социальному развитию, на разработ¬ку и внедрение новой техники и технологии, прирост собственных обо¬ротных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обу¬словленные социально-экономическим развитием коллектива. В таблице 1.1 представлена краткая характеристика распределения ба¬лансовой прибыли.

Таблица 1.1 – Краткая характеристика распределения балансовой прибыли Балансовая прибыль Налог на прибыль Расходы на другие платежи Чистая прибыль Дивиденды Отчисления в резервные фонды Капитализированная прибыль Резервный капитал Нераспределённая прибыль, направленная на формирование основного и оборотного капитала Фонд накопления и фонд потребления – это фонды специального назначения.

Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операция по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта

не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях: – списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров); – распределения его между юридическими лицами — учредителями; – погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по ре¬зультатам работы за год. Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствую¬щего субъекта, зарезервированный для
осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и нату¬ральных формах: – суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ); – доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового колле¬ктива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствую¬щего субъекта, начисленные к выплате работникам; – суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и со¬циальных льгот, включая материальную помощь.

К трудовым и социальным льготам относятся: – оплата дополнительно предоставленных по коллективному догово¬ру (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей; – надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пен¬сию ветеранам труда; – оплата проездов членам семьи работника к месту использования от¬пуска и обратно; – стипендии студентам и учащимся, направленным хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за

счет средств хозяйствующего субъекта; – оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскур¬сии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта; – компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях; – расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков. С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли мо¬жет быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных

выставок и другие цели. Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому что в процессе продажи товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства. Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит
ведет к снижению эффективности деятельности предприятия. Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой, это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия. 1.4. Рентабельность, её виды и порядок расчёта Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достиже¬нии полож