Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Гагаринский аграрно-экономический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Организация коммерческой деятельности»
На тему: «Организация коммерческой деятельности в России ипути ее улучшения»
г. Гагарин
2009 г.
Содержание
Введение
1. Предпосылки организации и развития предпринимательства
2. Развитие малого предпринимательствав России
3. Основные принципы коммерческой деятельности
4. Сущность коммерческой деятельности предприятии
5. Организационные аспекты государственной поддержкипредпринимательства
6. Правовое регулированиеподдержки предпринимательства в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На современном этапе в условиях формирования в Россиирыночных отношений неотъемлемой частью экономических отношений сталостабилизация коммерческой деятельности предприятия.
Коммерческая деятельность предприятия должна развиваться сучетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достиженияэтой цели может служить целевая программа стратегического планированиякоммерческой деятельности предприятия. Она является экономическим обоснованиемразвития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственныепотенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решениикоммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.
Итак, основные цели коммерческой работы заключаются вобеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетомтребований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий. Коммерческиеработники имеют большие возможности для проявления самостоятельностикоммерческой инициативы и предприимчивости.
Коммерческой деятельности должен быть присущ высокийдинамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсномпотенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, что составляет основуфункционирования предприятия.
1. Предпосылки организации и развитияпредпринимательства
Роль государства традиционно всегда была определяющей встимулировании и регулировании предпринимательства. Связь предпринимательства сдеятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапахразвития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можнонайти еще в известном изречении великого князя киевского Владимира Мономаха (1053-1125)о «необходимости и учить купечество и поддерживать его». Ипостепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась водну из основных экономических функций государства.
Мероприятия и законодательные акты отдельных монархов,проводимые в целях поддержки предпринимательства, порой не отличалисьпреемственностью и системностью. В результате предпринимательство в Россииприняло скачкообразный характер развития, сказывалось влияние субъективногофактора, сложность определения основных тенденций становления и генезисароссийского предпринимательства.
С XIV в. предпринимательскаядеятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинаетскладываться поощрительная и покровительственная системы, приведшие к созданиюмонополий и деформации экономического развития. Особенностью допетровскогопериода развития явилось господство мелкого производителя. Формированиекрупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаряне правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой.
Совершенно иными путями развивалось в России крупноепредпринимательство в сфере производства в период Петровских преобразований. Вэти годы именно государство, а не частный капитал, выступало главныминициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. Чтобыстимулировать расширение действующих производств, даровались различные льготы. Сбытизготовленных изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главнымобразом приобретением этих товаров казной. Сбыт же отечественных товаров, вкоторых казна не нуждалась, обеспечивался введением высокой привозной (таможенной)пошлины на этот вид иностранных товаров или установлением монополии напроизводство и продажу, предоставленной отдельным фабрикантам. Государственнаяподдержка предпринимательства Петровского
периода отличается сугубо именным характером. Более всего наразвитие отечественного предпринимательства повлияло введение в 1721 г. посессионногоправа, т.е. дозволение фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном ккупеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодарятруду крепостных людей, который могли использовать фабриканты, создавалисьусловия для перехода российского предпринимательства на качественно инойуровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX в.
В послепетровское время арсенал правительственных мерподдержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот, особенно нужноотметить первую четверть XIX в. — реформы императораАлександра I. Это появление первых профессиональныхжурналов для деловых людей («Северная почта» и «Журналмануфактур и торговли»), способствовавших распространению полезного опытапредпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальныхшкол, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетскийкорпус — 1804 г., Технологический институт — 1826 г).
Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-хгг.) проявлялась прежде всего в поддержке мануфактурного капитала, отраслей,обслуживающих непосредственно нужды казны, а также в усилении ответственностипредпринимателей за расходование и возврат кредитов, выделяемых изгосударственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х гг. (отказ в рамкахвсего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привелик резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупкумалорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектовчастного предпринимательства.
С конца XIX в. в России начинаетвосстанавливаться государственное предпринимательство; усиливается с егостороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные,прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защитынационального предпринимательства (в первую очередь, используя политикупротекционизма в отношении ведущих предприятий).2. Развитие малого предпринимательства в России
Становление и развитие предпринимательства в Россиипроисходило по следующим этапам.
Iэтап — период быстрого ростаколичества предприятий, отличительной особенностью которого являласьстихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы икакой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития предпринимательства, какна государственном уровне, так и с привлечением негосударственных имеждународных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательстваформируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системыуправления экономикой, фактическое восприятие предпринимателей как неизбежногозла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы инасыщения рынка потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым поуровню свободы, непривычным в советский и начальный постсоветский периоды.
IIэтап — период переходапредпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жесткимгосударственным регламентированием в условиях стабилизации экономического ростаи макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитиюпредпринимательства формируется исходя из осознания того, чтопредпринимательство стало достаточно серьезной экономической силой, энергиюкоторой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетнойэффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсамкак официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополиина пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использованиепосреднических схем при выполнении государственных закупок и реализациигосударственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальныхпреференций и т.п.).
III этап — период измененияприоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития предпринимательства впосткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинаетиспытывать дискомфорт от жесткой финансово-экономической зависимости страны отситуаций на мировых сырьевых рынках на нефть, газ, золото, цветные металлы, т.е.в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименеезависимое от этих факторов предпринимательство наиболее быстровосстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантомсоциальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимостьукрепления сектора предпринимательства в целях поддержания этой стабильности,принимаются, безусловно, прогрессивные федеральные законы «О едином налогена вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности»,«О лизинге».
Анализ современного состояния экономики однозначно указываетна следующее: несмотря на то, что Россия по-прежнему находится в фазеэкономического роста, действие положительных последствий финансового кризиса1998 г. практически закончилось к середине 2000 г., когда рубль началукрепляться. Разница в цене между отечественными и импортными товарамиуменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию и гибкой ценовойполитики крупных импортеров. Также необходимо отметить изменение параметровформирования издержек, как в производственных, так и в непроизводственныхотраслях и как следствие — структуры распределения прибыли между отраслямиэкономики. Следствием этого явилось снижение темпов экономического роста, онистали более зависимы от уровня иностранных и отечественных инвестиций.
IV этап — период развитиябизнеса в настоящее время и на перспективу.
Преимущества развития бизнеса для российскихпредпринимателей в настоящее время и на перспективу в России:
создаются более благоприятные условия доступа на мировыерынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развитияторговых отношений со странами — членами ВТО, включая транспарентность ихвнешнеэкономической политики;
обеспечивается доступ к механизму ВТО по разрешению споров,обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами,и, таким образом, устранение дискриминации;
обеспечивается возможность реализации своих текущих истратегических торгово-экономических интересов при выработке новых правилмеждународной торговли.
Итак, данные изменения обусловливают новый вызов, требующийперехода к партнерским взаимоотношениям между государством ипредпринимательством, т.е. к новому этапу этих взаимоотношений. В новыхусловиях государственная политика по отношению к сектору предпринимательствануждается в фундаментальном пересмотре.
3. Основные принципы коммерческой деятельности
Коммерческие отношения могут развиваться в условияхэкономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагаетвладение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечениемаксимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодныеспособы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование такихорганизационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться кменяющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полноеравноправие партнеров. В то же время нельзя считать экономической свободой вкоммерческой деятельности полную независимость от интересов и действийсубъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либостратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того,свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешнейсреды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.
Для достижения поставленных в коммерческой деятельностизадач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;
гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянноменяющихся требований рынка;
умение предвидеть коммерческие риски;
выделение приоритетов;
проявление личной инициативы
высокая ответственность за выполнение принятых обязательствпо торговым сделкам;
нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.
Тесная связь коммерции с маркетингом определяется, преждевсего, сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстверынков и воплощенной в лозунге «Продавать нужно только то, что можнопродать». До середины текущего столетия действовала концепция маркетинга,делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этойконцепции до настоящего времени еще не утрачено в России.
Гибкость коммерции должна проявляться, прежде всего, всвоевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать ипрогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, атакже внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости — изменятьпрофиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции.
Умение предвидеть коммерческие риски является очень важнымпринципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск — это степеньнеопределенности результата. Коммерческий риск — это возможные убытки вкоммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенноговследствие неверного решения и расходов до его реализации. Коммерческий рискможет возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательнойспособности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также врезультате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательствконтрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчигруза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестностиработников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причиненестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность безрисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияниекоммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимоиспользовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализкоммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерскихсвязей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.
Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менееважно, чем в производстве. Реализация этого, принципа предполагает постоянноеизучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.
Личная инициатива зависит непосредственно от каждогочеловека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностнымихарактеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируютоснову деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумеваетсяопределенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших ивосприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения сколлегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новыхнаучно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а такжеготовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие наповышение эффективности деятельности.
Высокая ответственность за выполнение принятых обязательствпо торговым сделкам — это принцип, который создает репутацию коммерсанту вделовом мире. Реализация этого принципа — залог эффективной коммерческойдеятельности.
Работа коммерческой организации в сфере товарного обращенияоценивается с помощью различных показателей: объемом реализации товаров,уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и рядом других. Однаконаиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтомунацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результатеприбыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.4. Сущность коммерческой деятельности предприятии
На современном этапе в условиях формирования в Россиирыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий сталакоммерция, составным элементом которой является, сбыт (продажа) изготовленнойпродукции. Сбыт — это процесс реализации произведенной продукции в целяхпревращения товаров в деньги и удовлетворения запросов
потребителей. Только продав товар и получив прибыль,предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежнуюформу.
В странах с развитой рыночной экономикой доля сбытовыхкоммерческих операций фирм постоянно растет. Фирмы, создавшие у себя хорошоотлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентнойборьбе. Многие предприятия имеют, и собственные каналы сбыта, примером которыхявляются фирменные магазины, распределительные центры, а длянефтеперерабатывающих заводов — собственные автозаправочные станции.
Сбыту товаров, изготовленных на предприятии, должныпредшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка,разработку товара, его цены, планирование ассортимента, каналов продвижениятоваров на рынок и методов стимулирования сбыта. Ориентация коммерческойдеятельности по сбыту товаров на концепцию маркетинга внесла значительныеизменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не толькопоставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективности сбытовойдеятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.
Важнейшими сбытовыми функциями являются: установлениекоммерческих взаимоотношений с покупателями, завершающихся заключениемдоговоров купли-продажи, разработка сбытовой программы, составление графиковпоставки продукции и отгрузка ее покупателям, ведение расчетов за проданнуюпродукцию, контроль за расчетами с покупателями и платежеспособностью последних.Те предприятия, которые имеют в собственности фирменные магазины, выполняют,кроме рассмотренных функций, коммерческую работу по розничной продаже товаров ииспользуют специфические методы розничной продажи.
Сбыт готовой продукции — только один аспект коммерческойдеятельности
предприятия. Другим аспектом являетсяматериально-техническое обеспечение, которое в условиях рынка представляетсобой закупку материально-технических ресурсов. Правомерность его отнесения ккоммерческой деятельности обусловлена и тем, что сбыт продукции иматериально-техническое обеспечение — две фазы товарного обращения. В последниегоды при переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспеченияпредприятий существенно изменилось: вместо так называемой «реализациивыделенных фондов», являющейся составной частью централизованногораспределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их упоставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупкематериальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободойценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправиемпартнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическуюответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию средипоставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.
Закупка материальных ресурсов, так же как и сбыт готовойпродукции, должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупкахматериальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов,движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальныхресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.
Коммерческая деятельность при закупке материальных ресурсовна предприятии складывается из следующих этапов:
составление плана закупок материальных ресурсов;
исследование рынка сырья и материалов и организацияхозяйственных связей с поставщиками;
организация закупок материальных ресурсов;
ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
стоимостный анализ заготовительной сферы.
Под стоимостным анализом подразумевается метод системногоисследования функций каждого материала, который направлен на минимизацию затратна всех стадиях производства продукции при высоком ее качестве.5. Организационные аспекты государственнойподдержки предпринимательства
Государственная поддержка предпринимательства представляетсобой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов дляразвития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов нальготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует измененияв общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценностисреднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и группнаселения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источникуудовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможномужизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор — статьпредпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства впроизводство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознанияпредпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики.Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти всамостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами,способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданскогообщества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должносоздавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизацииприбыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности иличности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призванобеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (ростобщественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальнойбезопасности, экономическая помощь и т.п.).
В области пересечения целей и интересов государства ибизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюдавытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
Формирование целостной системы государственной поддержкипредпринимательства — сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:
законодательная и нормативная база, определяющаяспецифические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующаяформы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;
правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдениезаконности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органамивласти и другими хозяйствующими субъектами;
обеспечение безопасности и защиты предпринимателей откриминальных действий;
система специализированных институтов, обеспечивающихразработку и реализацию государственной политики по поддержкепредпринимательства (органы государственной власти и управления, общественныеобъединения и организации предпринимателей, специализированные объектыинфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участиигосударственного и частного капитала — фонды, кредитные и страховые учреждения,технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны,учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры ит.д.);
государственные программы, программысоциально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризациюпромышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое ирегиональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости,миграционные потоки и т.п.;
ресурсное (производственные площади, земельные участки,оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования),необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий имеханизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, атакже радикальным усовершенствованием налоговой системы.
Политика, которая воплощается в законах, указах,постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органовисполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Последняяявляется «головной организацией» и по реализации государственной промышленнойполитики.
Однако не каждому государственному служащему требуется знатьдетально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, тоее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главноеже в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственныхорганов несколько иным путем. Она выполняет, прежде всего, следующие функции (втом числе по поддержке предпринимательства): информационно-аналитическую,планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятыхзаконов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.
Объективная своевременная информация является основой дляпринятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателейв первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политикагосударства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы,контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спросна информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многихслучаях обладает низким качеством.
Из потребностей предпринимателей вытекает необходимостьусиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностеймалого, среднего и крупного бизнеса.
В то же время структура органов государственного управленияв сфере поддержки бизнеса, как на федеральном уровне, так и в субъектахФедерации, сформирована без учета. Всей сложности и многообразия решаемыхпроблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Вомногих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельныхминистерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органыисполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий поподдержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающиеврезультате этого затруднения, параллелизм и дублирование привыполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений,распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии срегионами, предпринимательскими объединениями, а также на организациимеждународных контактов и подготовке проектов.
Структура органов власти и управления, обеспечивающихподдержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. Всистеме исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросамизанимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления,департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразныесоветы, координационные комитеты, рабочие группы по развитиюпредпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектовФедерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся наподдержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, ещедалека от совершенства.
В настоящее время функции государственного органа поподдержке предпринимательства осуществляет территориальный орган Федеральнойантимонопольной службы РФ (приказ ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135).
Федеральной орган антимонопольной политики являетсяфедеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политикуи осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечениямонополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развитияпредпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля засоблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей ио рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественныхмонополий в области связи и на транспорте. Федеральный орган антимонопольнойполитики в соответствии с вышеназванным положением также формирует региональныеотделения в субъектах Федерации для осуществления, в частности, государственнойполитики по поддержке предпринимательства.
К ведению Федерации законодательством отнесено определениеобщих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержкиэтого сектора:
регламентация порядка создания и деятельности федеральныхорганов исполнительной власти и распределение полномочий между ними;
разработка и организация федеральных программ и проектов,финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета;
установление льгот по федеральным налогам и иным платежам вгосударственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельнорешать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории сучетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительныемеры за счет собственных средств и ресурсов.
Таким образом, организационный механизм предполагаетвключение всей государственной службы в работу по поддержкепредпринимательства, создание специальных органов для этого, регулированиепереходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другиемеры.6. Правовое регулирование поддержкипредпринимательства в РФ
В качестве основного нормативного акта, регулирующегогосударственную поддержку предпринимательства и направленного на реализациювышеназванного конституционного принципа, следует выделить Федеральный закон от14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации». Этот закон определяет общиеположения в области государственной поддержки и развития малогопредпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методыгосударственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малогопредпринимательства.
Несомненно, к федеральным законам, направленным нагосударственную поддержку предпринимательства следует отнести и Закон РФ от 22марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках».
Государственная поддержка предпринимательства в РоссийскойФедерации осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами,издаваемыми в соответствии с ними иными федеральными законами, указамиПрезидента Российской Федерации, постановлениями Правительства РоссийскойФедерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации.
Так, среди указов Президента Российской Федерации следуетвыделить:
Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободеторговли»;
постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319«Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»;
письмо Госналогслужбы РФ от б февраля 1996 г. № НП-6-02/77«О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29декабря 1995 г. № 222-ФЗ „Об упрощенной системе налогообложения, учета иотчетности для субъектов малого предпринимательства“;
Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 „Опервоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства вРоссийской Федерации“;
постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 523»Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставкепродукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд”;
постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460«О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятийв сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»;
•постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г.
№ 121 «О Федеральной программе государственнойподдержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы»;
•приказ Министерства экономического развития и торгов ли от5 мая 2005 г. № 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий погосударственной поддержке малого предпринимательства ».
Разграничение полномочий между Российской Федерацией исубъектами Российской Федерации приводится в Федеральном законе «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Ведению Российской Федерации подлежат определение общихпринципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малогопредпринимательства в Российской Федерации, установление порядка создания идеятельности федеральных органов государственной власти в областигосударственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализацияфедеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства,финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета испециализированных внебюджетных фондов Российской Федерации, установление льготдля субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежамв федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РоссийскойФедерации.
Государственная поддержка малого предпринимательства вРоссийской Федерации в соответствии с Законом осуществляется по следующимнаправлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малогопредпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малогопредпринимательства государственных финансовых, материально-технических иинформационных ресурсов, а так •установление упрощенного порядка регистрациисубъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,сертификации их продукции, предоставления государственной статистической ибухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малогопредпринимательства, включая содействие развитию их торговых,научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежнымигосударствами;
организация подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своихполномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержкумалого предпринимательства:
разрабатывают предложения по совершенствованиюзаконодательства Российской Федерации в области государственной поддержкималого предпринимательства;
проводят анализ состояния малого предпринимательства, иэффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливаютпрогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетнымнаправлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанныепредложения в Правительство Российской Федерации;
организуют разработку и реализацию Федеральной программыгосударственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участиесубъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ ипроектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) дляфедеральных нужд;
подготавливают предложения об установлении для субъектовмалого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также обиспользовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетныхфондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства оказываютсодействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации приразработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
координируют деятельность федеральных специализированныхорганизаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малогопредпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательстваосуществляется в соответствии с Федеральной программой государственнойподдержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными),отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержкималого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно ПравительствомРоссийской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления.
Целью программы является обеспечение благоприятных условийдля развития малого предпринимательства на основе повышения качества иэффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Задачи программы поддержки предпринимательства определяются ееконечной целью и заключаются:
в создании благоприятных условий для устойчивой деятельностималых предприятий;
преодолении административных барьеров на пути развитиямалого предпринимательства;
отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержкималого предпринимательства;
консолидации средств и инструментов для финансированияприоритетных направлений развития малого предпринимательства;
интеграции финансовых механизмов малого предпринимательствав кредитно-финансовую систему России;
ускоренном создании новых рабочих мест, обеспеченииимпортозамещения;
создании условий для экономического роста, пополнениибюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования,государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической,информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридическойподдержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого бизнеса; концентрацииресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержкималого предпринимательства;
практическом содействии созданию новых и эффективномразвитии действующих субъектов малого предпринимательства, укреплениисоциального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширенииинформационного поля для малого бизнеса.
Одним из наиболее важных направлений государственнойподдержки малого предпринимательства является льготное налогообложениесубъектов малого бизнеса.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета иотчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплатыустановленного законодательством Российской Федерации подоходного налога надоход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатойстоимости патента на занятие данной деятельностью. Организациям, применяющимупрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется правооформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учетадоходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способадвойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренныхдействующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Заключение
Коммерческая деятельность осуществляется в рамкахопределенной организационной формы предприятия и объединения предприятий. Формапредприятия определяется объективными условиями — сферой деятельности, наличиемкапиталов, положительными или отрицательными сторонами самих организационныхформ. Организационные формы предприятий определяют уровень и объем возможныхправ и обязательств, круг партнеров. Каждая из организационных форм предприятиясоотносится с возможностями коммерческой деятельности в соответствии сдействующим законодательством. Это играет большую роль при принятиируководством предприятия различных коммерческих решений, и особенно решений обэкспортных поставках продукции.
Функции коммерческой деятельности предприятий, связанные сосбытом, маркетингом, финансами, могут быть неодинаково реализованы напредприятиях и в объединениях предприятий различных организационных форм.
Каждая из организационных форм предприятий и объединенийимеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, к примеру, при некоторыхорганизационных формах предприятие может привлекать дополнительные средствачерез выпуск акций. Другие организационные формы позволяют ограничитькоммерческий риск. Все это в конечном итоге оказывает влияние на коммерческуюдеятельность предприятия.
Список используемой литературы
1. Арустамов Э.А., «Основы бизнеса».
2. Гуськов С.В., «Организация предпринимательской деятельности».
3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., «Коммерция и технология торговли».
4. Денисова И.Н. «Организация и технология коммерческой деятельности».
5. Лапуста М.Г., «Малое предпринимательство»
6. Памбухчиянц О.В., «Организация коммерческой деятельности».
7. Панкратов Ф.Г., «Коммерческая деятельность».